Введение
Числа очень важны в нашем мире. Без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Хоть числа и произошли очень давно, их важность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и н аз ыв аютс я ц ифро вы ми, вс я и нфор ма ци я и д аже муз ык а хр ан итс я в ц ифро во м фор мате. М не все гд а хоте лос ь уз нат ь что-то но вое. Ве дь м ир ч исе л оче нь з аг адоче н и и нтересе н. Ес ли б ы не б ыло в м ире ч исе л, то м ы не з на ли б ы, с ко ль ко н ам лет, в к ако м ве ке и ли го ду м ы ж ивё м. М не з ахоте лос ь уз нат ь к ак мо жно бо ль ше о про ис хо жде ни и ч исе л, об и х з наче ни и в н аше й ж из ни. С каз ан ное в ыше по дчер ки вает актуальность д ан но й те мы.
Целью исс ле до ва ни я ст ало изуче ние ис по льзо ва ни я и пр име не ни я чисел среди людей.
Перед собо й м ы пост ав ил и с ле ду ющ ие задачи:
Собрать и изуч ит ь м атер иа лы о то м, к ак д ав но по яв ил ис ь ц ифр ы и ч ис ла.
Узнать, к ак ч ис ла по луч ил и и ме на и ст ал и ц ифр ам и.
Провести а нкет иро ва ние сре ди уч ащ ихс я класса, з на ко мы х и друзе й.
Выяснить какие числа н аибо лее пр ив лекают л юде й.
Объект: ц ифр ы и ч ис ла.
Предмет: использование и применение чисел и цифр в жизни.
Гипотеза: числа и цифры ис по льзует человек в с вое й ж из ни о ди на ко во.
Числа и де йст ви я с н им и не б ыл и пр иду ма ны к ак им-то о дн им че ло ве ко м. Е щё в с ам ые д алё кие вре ме на л юд ям по на доб ил ис ь ар иф мет ичес кие з на ни я, чтоб ы о пре де лят ь, ко гд а н адо з асе ват ь по ля, ко гд а ж дат ь пото мст ва от ж ивот ны х. Н адо б ыло з нат ь, с ко ль ко о ве ц в ст аде, с ко ль ко ну жно н а з иму ме шко в зер на.
Но пер воб ыт ные л юд и не у ме ли сч ит ат ь. О дн ако м но го т ыс яч лет н аз ад дре вн ие л юд и, особе нно п асту хи, ре ши ли де лат ь из г ли ны кру жк и – по о дно му н а к аж ду ю о вцу. Де ла ли о ни это д ля то го, чтоб ы в ко нце д ня з нат ь, не про па ла л и з а де нь хот ь о дн а о вц а, ко гд а те з ахо ди ли в з аго н по о дно й, о н от кл ад ыв ал по о дно му кру жку. Но ве дь в ст аде б ыл и и дру гие ж ивот ные. Д ля н их пр ихо ди лос ь де лат ь дру гие ф игур ки. Пере кл ад ыв ат ь ф игур ки и к аме шк и, де лат ь з аруб ки н а дере ве б ыло до во ль но уто мите ль но и н адое дл иво.
Прошло не о дно дес ят илет ие и т ыс яче лет ие по ка л юд и н ауч ил ис ь пересч ит ыв ат ь пре дмет ы, а уч ите ле м у н их б ыл а с ам а ж из нь. Д ля это го и м пр иш лос ь пр иду мат ь с нач ал а ч ис ла и и х н аз ва ни я, а з ате м и ц ифр ы.
Первобытных л юде й уч ит ьс я з аст ав ля ла ж из нь. Дре вн ие л юд и доб ыв ал и себе п ищу г ла вн ым обр азо м о хото й. Н а кру пно го з вер я – б изо на и ли лос я – пр ихо ди лос ь о хот ит ьс я все м п ле ме не м: в о ди ноч ку ве дь с н им не с пр ав ит ьс я. Ко ма ндо ва л об ла во ю об ыч но с ам ый ст ар ый и о пыт ны й о хот ни к. Чтоб ы доб ыч а не у шл а, её н адо б ыло о кру жит ь, ну вот хот я б ы т ак: п ят ь че ло ве к с пр ав а, се мь сз ад и и чет ыре с ле ва. Тут у ж без счёт а ну н ик ак не обо йдё шьс я! И во жд ь с эт им с пр ав ля лс я. Д аже в те вре ме на, ко гд а че ло ве к не з на л т ак их с ло в, « пят ь» и ли «се мь», о н мо г по каз ат ь ч ис ла н а п ал ьц ах ру к.
Пальцы то и с ыгр ал и не ма лу ю ро ль в истор ии счёт а. С ил ьно это б ыло з амет но, ко гд а л юд и н ач ал и об ме ни ват ьс я дру г с дру го м пре дмет ам и с вое го тру да. Н апр имер: Же ла я об ме нят ь, с де ла нное и м ко пьё с к аме нн ым н ако неч ни ко м н а п ят ь ш куро к д ля о де жд ы, че ло ве к к ла л н а зе мл ю с во ю ру ку и по каз ыв ал, что прот ив к аж до го п ал ьц а е го ру ки, ну жно по ло жит ь ш кур ку. О дн а ру ка ( пятер ня) оз нач ал а – п ят ь, д ве – дес ят ь. Ко гд а ру к не х ват ало, в хо д ш ли но ги. Д ве ру ки и о дн а но га – 15, д ве ру ки и д ве но ги – 20.
Так л юд и н ач ин ал и уч ит ьс я сч ит ат ь, по льзу яс ь те м, что д ал а и м с ам а пр иро да – собст ве нно й п ятер нё й. Ч асто го вор ят: «З на ю, к ак с во и п ят ь п ал ьце в». Не с это го л и д алё ко го вре ме ни по шло это в ыр аже ние, ко гд а з нат ь, что п ал ьце в п ят ь, з нач ило то же, что у мет ь сч ит ат ь?
Пальцы б ыл и пер вы ми изобр аже ни ям и ч исе л. Оче нь с ло жно б ыло с кл ад ыв ат ь и в ыч ит ат ь. З аг иб ае шь п ал ьц ы – с кл ад ыв ае шь, р аз гиб ае шь – в ыч ит ае шь. Л юд и посте пе нно ос ва ив ал и счёт. Пер вые н аз ва ни я ч исе л ст ал и пр име нят ь 20- 25 т ыс яч лет н аз ад.
Долгое вре мя пос ле то го, к ак по яв ил ис ь н аз ва ни я ч исе л, л юд и и х не з ап ис ыв ал и. Пр ич ин а д ля это го б ыл а с ам ая у ва жите ль на я – о ни е щё не у ме ли п ис ат ь. Поэто му пр ибе га ли к з аруб ка м н а дере ве и ли н а кост и, к узе лк ам н а верё вк ах, р ису нк ам н а м яг ко й г ли не и т ак д алее. Но всё же, это б ыл а е щё не н асто ящ ая ар иф мет ик а. Эт и з нач ки обоз нач ал и не ч ис ла, а пре дмет ы – го ло вы с кот а, ме шк и зер на, ку вш ин ы м ас ла. И х пр ихо ди лос ь изобр аж ат ь сто ль ко, с ко ль ко б ыло пре дмето в.
И вот пр имер но п ят ь т ыс яч лет н аз ад б ыло с де ла но з амеч ате ль ное от кр ыт ие. Л юд и до га да лис ь, что мо жно з на ко м обоз нач ат ь не о дну го ло ву с кот а, а ср азу дес ят ь и ли сто го ло в. Т ак ст ал и по яв лят ьс я ц ифр ы. Пер вые ц ифр ы по яв ил ис ь в Е ги пте и Месо пот ам ии о ко ло п ят и т ыс яч лет н аз ад.
Слово « цифр а» воз ни кло от ар абс ко го с ло ва «с ифр». Вот что п ишет в 1 20 2 го ду в « Кн иге об аб аке» Лео нар до П из анс ки й: « Де вят ь и ндусс ки х з наков с ле ду ющ ие: 9,8,7,6,5.4, 3, 2,1. С по мо щь ю эт их з на ко в и з на ка «0», котор ый н аз ыв аетс я по- ар абс ки «с ифр», мо жно н ап ис ат ь к акое у го дно ч ис ло». В д ал ьне йше м с ло во м « цифр а» ст ал и н аз ыв ат ь все эт и з на ки.
В р аз ны х стр ан ах и в р аз ные вре ме на, у р аз ны х н аро до в ч ис ло вые з на ки б ыл и р аз лич ны ми и ц ифр ы з ап ис ыв ал ис ь по-р аз но му.
Цифры и ч ис ла со про во жд ают н ас с пер во го д ня по яв ле ни я н а с вет и до с амо го пос ле дне го д ня. М ы встреч ае м и х вез де: в н ау ке, те хн ике, в об ыде нно й ж из ни, в м аг аз ине и т ак д алее. А т ак ая н ау ка, к ак м ате мат ик а, и во все я вл яетс я ц ар ице й ц ифр, ч исе л и з на ко в.
Что же такое число и цифра? Я обратилась к толковому словарю, оказывается, слово число – многозначное. В первом значении обозначает основное понятие математики – величина, при помощи которой производится счет. Цифра – это знак, обозначающий число.
В н асто ящее вре мя н аше об щест во посто ян но по льзуетс я ч ис ла ми. М ы и х ис по льзуе м, чтоб ы из мер ит ь вре мя, ку пит ь и про дат ь, поз во нит ь, пос мотрет ь те ле визор, вест и а вто моб ил ь. К то му же у к аж до го че ло ве ка ест ь р аз лич ные ч ис ла, и де нт иф иц иру ющ ие е го: в у досто вере ни и л ич ност и, в п ас порте, б ан ко вс ко м счёте, кре дит но й к арточ ке и т ак д алее. Бо ль ше то го, се го дн я в ко мп ьютер но м м ире вс я и нфор ма ци я пере даётс я посре дст во м ч ис ло вы х ко до в.
Было оче нь и нтерес но уз нат ь, к ак ие ч ис ла и цифры используют и применяют в жизни, какие числа пр ив ле ка ют л юде й, к ак ие д ля н их с ам ые л юб им ые, к ак ие нр ав ятс я и м и м но гое дру гое. Д ля это го м ы про ве ли о прос сре ди уче ников 3 и 4 к лассо в, знакомых и друзе й. Пр иш ли к с ле ду ющ им в ыво да м.
Было опрошено все го 64 че ло ве ка. Из н их м ал ьч ико в: 2 9 че ло ве к, де воче к: 35 че ло ве к.
Любимыми ч ис ла ми м ал ьч ико в ст ал и 5 и 7, ме нее л юб имое – это ч ис ло 6. (р ис.1, пр ило же ние) Л юб им ым и ч ис ла ми де воче к ст ал и ч ис ла 5 и 9. Ме нее л юб имое – это ч ис ло 4. (р ис. 2, пр ило же ние).
Цифрами – л идер ам и в но мер ах моб ил ьн ых те лефо но в м ал ьч ико в ст ал и 9, 2, 8. Ме нь ше все го в но мер ах пр исутст вует ц ифр а 1. (р ис. 3, пр ило же ние). Ц ифр ам и – л идер ам и в но мер ах моб ил ьн ых те лефо но в де воче к ст ал и 5, 6, 9. Ме нь ше пр исутст ву ют ц ифры 3, 4, 0. (р ис.4, пр ило же ние).
Счастливыми ц ифр ам и д ля м ал ьч ико в о каз ал ис ь 5 и 7, несч аст ли вы ми – 8, 9, 4. Сч аст ли во й ц ифро й д ля де воче к ст ал а ц ифр а 5, ме нее сч аст ли вы ми по луч ились 7 и 1. (р ис.5, пр ило же ние).
Последняя ц ифр а моб ил ьно го те лефо на у м ал ьч ико в (бо ль ши нст во н аз ва ли) это 0, ( ме нь ше все го ис по льзу ют ц ифру 2). Де воч ки (бо ль ши нст во) и ме ют ц ифр ы 5, 3, 2 ме нее ц ифр а 8. ( р ис 6, пр ило же ние).
Какая ц ифр а от нос итс я к ч ис лу в аше го ро жде ни я: м ал ьч ик и – 2 и 1 – это по пу ляр ные, 7 и 8 – м алое ко личест во. Де воч ки – 1 и 2 – ц ифр ы л идер ы, 6 и 7 ме нее популярны (р ис. 7, пр ило же ние).
Цифра мес яц а в аше го ро жде ни я: м ал ьч ик и – 2 и 6 н абр ал и бо ль ше все го, ме нь ше – 3, 4, 7. (р ис.8, пр ило же ние).
Итак, мо жно с де лат ь с ле ду ющ ий в ыво д:
У к аж до го че ло ве ка ест ь к ак л юб им ые, т ак и не оче нь л юб им ые ч ис ла. Среди опрошенных оказалось, что любимые и счастливые числа являются хорошей ометкой в школе, для кого-то эти числа являются днем рождения, у некоторых ребят и знакомых в день этого числа произошло какое-то хорошее, яркое, запоминающееся событие. Не котор ые ч ис ла пр ив ле ка ют л юде й в бо ль ше й сте пе ни, не котор ые в ме нь ше й сте пе ни. Несчастливое число для мальчиков и девочек – это число в большинстве случаев ассоциирующееся с плохой отметкой в школе. Бо ль ши нст во л юде й в со вре ме нно м м ире, не мо жет обо йт ис ь без те лефо но в, и, ко неч но же, к ак пр ав ило, обо йт ись без ц ифр и ч исе л то же не воз мо жно. Определенные цифры, присутствующие в личном номере телефона, помогают легче его запомнить, и для каждого человека это свои определенные знаки. И е щё, че м ч аще н аз ыв ае шь ч ис ло, те м о но, н авер ное, ст ано витс я бо лее л юб им ым.
Жизнь каждого человека окружена числами: я родилась 29 марта 2009 года, в 01.15 мин., весом 3 кг 500 гр., рост – 52 см. Когда мне было 9 месяцев я сказала «ма-ма», в 1 годик 2 месяца я начала ходить. В 1 год 6 месяцев я пошла в детский сад, а в 4 года я начала заниматься в танцевальном кружке и ходить в музыкальную школу. Я живу на улице Калинина, дом 67, квартира 2. В 7 лет я пошла в школу и обнаружила, что числа встречаются везде:
номера на дверях квартир и домах;
на номерах машин;
на документах;
в магазине, на ценниках, на пластиковых картах;
в автобусах, цифры на билетах;
номер сиденья в кинотеатре, в цирке, в театре;
на страницах книг, журналов, календарей;
на вещах;
на деньгах;
на часах;
на пульте от телевизора;
на игрушках;
на дорожных знаках;
в названиях празников (23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая)
в каждом дне рождения тоже есть число (1 год, 2 года, мне 11 лет, моему брату 4 года, маме 34 года, папе 36 лет).
Мое самое счастливое и любимое число – 5, потому что это хорошая оценка в школе, а еще когда мне исполнилось 5 лет, мы с мамой ездили отдыхать на море.
При р аботе н ад д ан но й те мо й я уз на ла о про ис хо жде ни и ч исе л, об и х ис по льзо ва ни и и применении в ж из ни че ло ве ка.
Мы встреч ае мс я с ч ис ла ми н а к аж до м шагу и н асто ль ко к это му пр ив ык ли, что почт и не з амеч ае м, н ас ко ль ко в аж ны о ни в н аше й ж из ни. Ч ис ла сост ав ля ют ч аст ь че ло вечес ко го м ыш ле ни я. Н а прот яже ни и истор ии к аж ды й н аро д п ис ал ч ис ла, сч ит ал, в ыч ис ля л и использовал в с ам ых р аз лич ны х фор ма х.
Г ипотез а ч аст ич но по дт вер ди лас ь: числа и цифры люди ис по льзуют не о ди на ко во, ст ар аютс я ис по льзо ват ь чаще всего только л юб им ые. Ес ли б ы не б ыло ц ифр и ч исе л в ж из ни л юде й, то че ло ве ку б ыло б ы оче нь тру дно ж ит ь в со вре ме нно м м ире.
Александрова Э. Б. « В л аб ир инте ч исе л», – М., 1977 г.
Большая к ни га во просо в и от вето в «Что? З аче м? Поче му?» – М., «Э кс мо», 2008 г.
Гейзер Г. И. Истор ия м ате мат ик и в ш ко ле. Пособ ие д ля уч ите ле й.
Геллер Е. М. « Игр ы н а пере ме на х д ля ш ко ль ни ко в 1- 3 к лассо в», – М., 1986 г.
Депман И. Я., В иле нк ин Н. Я. «З а стр ан иц ам и учеб ни ка м ате мат ик и», 1 987 г.
Житомирский В. Г. « Мате мат ичес ка я азбу ка», – М., Прос ве ще ние, 1989 г.
Энциклопедический с ло вар ь ю но го м ате мат ик а. – М.: Прос ве ще ние, 1 99 3 г.
http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1016990/Olshevskaya_-_Numerologiya._Vse_chisla_vashey_sudby.html [Дата обр аще ни я: 18.01. 20 20].
http://www.astrolus.ru/numerology1.html [Дата обр аще ни я: 20.1 2. 201 9].