Мы живем в мире чисел и цифр

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мы живем в мире чисел и цифр

Ашмарина К.А. 1
1МБОУ "Карагайская средняя общеобразовательная школа №1"
Ашмарина Н.С. 1
1МБОУ "Карагайская средняя общеобразовательная школа №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Числа очень важны в нашем мире. Без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Хоть числа и произошли очень давно, их важность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате. Мне всегда хотелось узнать что-то новое. Ведь мир чисел очень загадочен и интересен. Если бы не было в мире чисел, то мы не знали бы, сколько нам лет, в каком веке или году мы живём. Мне захотелось узнать как можно больше о происхождении чисел, об их значении в нашей жизни. Сказанное выше подчеркивает актуальность данной темы.

Целью исследования стало изучение использования и применения чисел среди людей.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

Собрать и изучить материалы о том, как давно появились цифры и числа.

Узнать, как числа получили имена и стали цифрами.

Провести анкетирование среди учащихся класса, знакомых и друзей.

Выяснить какие числа наиболее привлекают людей.

Объект: цифры и числа.

Предмет: использование и применение чисел и цифр в жизни.

Гипотеза: числа и цифры использует человек в своей жизни одинаково.

Глава 1. Из истории чисел и цифр

1.1 Арифметика каменного века

Числа и действия с ними не были придуманы каким-то одним человеком. Ещё в самые далёкие времена людям понадобились арифметические знания, чтобы определять, когда надо засевать поля, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько нужно на зиму мешков зерна.

Но первобытные люди не умели считать. Однако много тысяч лет назад древние люди, особенно пастухи, решили делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Делали они это для того, чтобы в конце дня знать, не пропала ли за день хоть одна овца, когда те заходили в загон по одной, он откладывал по одному кружку. Но ведь в стаде были и другие животные. Для них приходилось делать другие фигурки. Перекладывать фигурки и камешки, делать зарубки на дереве было довольно утомительно и надоедливо.

Прошло не одно десятилетие и тысячелетие пока люди научились пересчитывать предметы, а учителем у них была сама жизнь. Для этого им пришлось придумать сначала числа и их названия, а затем и цифры.

1.2 Числа получают имена

Первобытных людей учиться заставляла жизнь. Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справиться. Командовал облавою обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади и четыре слева. Тут уж без счёта ну никак не обойдёшься! И вождь с этим справлялся. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.

Пальцы то и сыграли немалую роль в истории счёта. Сильно это было заметно, когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Например: Желая обменять, сделанное им копьё с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки, нужно положить шкурку. Одна рука (пятерня) означала – пять, две – десять. Когда рук не хватало, в ход шли ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.

Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа – собственной пятернёй. Часто говорят: «Знаю, как свои пять пальцев». Не с этого ли далёкого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?

Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Люди постепенно осваивали счёт. Первые названия чисел стали применять 20-25 тысяч лет назад.

1.3 Первые цифры

Долгое время после того, как появились названия чисел, люди их не записывали. Причина для этого была самая уважительная – они ещё не умели писать. Поэтому прибегали к зарубкам на дереве или на кости, к узелкам на верёвках, рисункам на мягкой глине и так далее. Но всё же, это была ещё не настоящая арифметика. Эти значки обозначали не числа, а предметы – головы скота, мешки зерна, кувшины масла. Их приходилось изображать столько, сколько было предметов.

И вот примерно пять тысяч лет назад было сделано замечательное открытие. Люди догадались, что можно знаком обозначать не одну голову скота, а сразу десять или сто голов. Так стали появляться цифры. Первые цифры появились в Египте и Месопотамии около пяти тысяч лет назад.

Слово «цифра» возникло от арабского слова «сифр». Вот что пишет в 1202 году в «Книге об абаке» Леонардо Пизанский: «Девять индусских знаков следующие: 9,8,7,6,5.4,3,2,1. С помощью этих знаков и знака «0», который называется по-арабски «сифр», можно написать какое угодно число». В дальнейшем словом «цифра» стали называть все эти знаки.

В разных странах и в разные времена, у разных народов числовые знаки были различными и цифры записывались по-разному.

1.4 Числа в нашей жизни

Цифры и числа сопровождают нас с первого дня появления на свет и до самого последнего дня. Мы встречаем их везде: в науке, технике, в обыденной жизни, в магазине и так далее. А такая наука, как математика, и вовсе является царицей цифр, чисел и знаков. 

Что же такое число и цифра? Я обратилась к толковому словарю, оказывается, слово число – многозначное. В первом значении обозначает основное понятие математики – величина, при помощи которой производится счет. Цифра – это знак, обозначающий число.

В настоящее время наше общество постоянно пользуется числами. Мы их используем, чтобы измерить время, купить и продать, позвонить, посмотреть телевизор, вести автомобиль. К тому же у каждого человека есть различные числа, идентифицирующие его: в удостоверении личности, в паспорте, банковском счёте, кредитной карточке и так далее. Больше того, сегодня в компьютерном мире вся информация передаётся посредством числовых кодов.

Глава 2. Исследования и наблюдения

2.1 Опрос одноклассников, знакомых, друзей

Было очень интересно узнать, какие числа и цифры используют и применяют в жизни, какие числа привлекают людей, какие для них самые любимые, какие нравятся им и многое другое. Для этого мы провели опрос среди учеников 3 и 4 классов, знакомых и друзей. Пришли к следующим выводам.

Было опрошено всего 64 человека. Из них мальчиков: 29 человек, девочек: 35 человек.

Любимыми числами мальчиков стали 5 и 7, менее любимое – это число 6. (рис.1, приложение) Любимыми числами девочек стали числа 5 и 9. Менее любимое – это число 4. (рис.2, приложение).

Цифрами – лидерами в номерах мобильных телефонов мальчиков стали 9, 2, 8. Меньше всего в номерах присутствует цифра 1. (рис.3, приложение). Цифрами – лидерами в номерах мобильных телефонов девочек стали 5, 6, 9. Меньше присутствуют цифры 3, 4, 0. (рис.4, приложение).

Счастливыми цифрами для мальчиков оказались 5 и 7, несчастливыми – 8, 9, 4. Счастливой цифрой для девочек стала цифра 5, менее счастливыми получились 7 и 1. (рис.5, приложение).

Последняя цифра мобильного телефона у мальчиков (большинство назвали) это 0, (меньше всего используют цифру 2). Девочки (большинство) имеют цифры 5, 3,2 менее цифра 8. ( рис 6, приложение).

Какая цифра относится к числу вашего рождения: мальчики – 2 и 1 – это популярные, 7 и 8 – малое количество. Девочки – 1 и 2 – цифры лидеры, 6 и 7 менее популярны (рис. 7, приложение).

Цифра месяца вашего рождения: мальчики – 2 и 6 набрали больше всего, меньше – 3, 4, 7. (рис.8, приложение).

Итак, можно сделать следующий вывод:

У каждого человека есть как любимые, так и не очень любимые числа. Среди опрошенных оказалось, что любимые и счастливые числа являются хорошей ометкой в школе, для кого-то эти числа являются днем рождения, у некоторых ребят и знакомых в день этого числа произошло какое-то хорошее, яркое, запоминающееся событие. Некоторые числа привлекают людей в большей степени, некоторые в меньшей степени. Несчастливое число для мальчиков и девочек – это число в большинстве случаев ассоциирующееся с плохой отметкой в школе. Большинство людей в современном мире, не может обойтись без телефонов, и, конечно же, как правило, обойтись без цифр и чисел тоже не возможно. Определенные цифры, присутствующие в личном номере телефона, помогают легче его запомнить, и для каждого человека это свои определенные знаки. И ещё, чем чаще называешь число, тем оно, наверное, становится более любимым.

2.2 Где я встречаюсь с числами

Жизнь каждого человека окружена числами: я родилась 29 марта 2009 года, в 01.15 мин., весом 3 кг 500 гр., рост – 52 см. Когда мне было 9 месяцев я сказала «ма-ма», в 1 годик 2 месяца я начала ходить. В 1 год 6 месяцев я пошла в детский сад, а в 4 года я начала заниматься в танцевальном кружке и ходить в музыкальную школу. Я живу на улице Калинина, дом 67, квартира 2. В 7 лет я пошла в школу и обнаружила, что числа встречаются везде:

номера на дверях квартир и домах;

на номерах машин;

на документах;

в магазине, на ценниках, на пластиковых картах;

в автобусах, цифры на билетах;

номер сиденья в кинотеатре, в цирке, в театре;

на страницах книг, журналов, календарей;

на вещах;

на деньгах;

на часах;

на пульте от телевизора;

на игрушках;

на дорожных знаках;

в названиях празников (23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая)

в каждом дне рождения тоже есть число (1 год, 2 года, мне 11 лет, моему брату 4 года, маме 34 года, папе 36 лет).

Мое самое счастливое и любимое число – 5, потому что это хорошая оценка в школе, а еще когда мне исполнилось 5 лет, мы с мамой ездили отдыхать на море.

Заключение

При работе над данной темой я узнала о происхождении чисел, об их использовании и применении в жизни человека.

Мы встречаемся с числами на каждом шагу и настолько к этому привыкли, что почти не замечаем, насколько важны они в нашей жизни. Числа составляют часть человеческого мышления. На протяжении истории каждый народ писал числа, считал, вычислял и использовал в самых различных формах.

Гипотеза частично подтвердилась: числа и цифры люди используют не одинаково, стараются использовать чаще всего только любимые. Если бы не было цифр и чисел в жизни людей, то человеку было бы очень трудно жить в современном мире.

Библиографический список

Александрова Э.Б. «В лабиринте чисел», – М., 1977 г.

Большая книга вопросов и ответов «Что? Зачем? Почему?» – М., «Эксмо», 2008 г.

Гейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей.

Геллер Е. М. «Игры на переменах для школьников 1-3 классов», – М., 1986 г.

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики», 1987 г.

Житомирский В. Г. «Математическая азбука», – М., Просвещение, 1989 г.

Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Просвещение, 1993 г.

http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1016990/Olshevskaya_-_Numerologiya._Vse_chisla_vashey_sudby.html [Дата обращения: 18.01.2020].

http://www.astrolus.ru/numerology1.html [Дата обращения: 20.12.2019].

 

Просмотров работы: 66