ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СТРАХА ШКОЛЬНИКОВ ПЕРЕД ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СТРАХА ШКОЛЬНИКОВ ПЕРЕД ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ

Гирин А.С. 1
1МОАУ Гимназия 5
Кофанова Н.В. 1
1МОАУ Гимназия 5
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Едва ли найдется человек, который так или иначе, не имел бы в своей жизни опыта публичных выступлений. Боятся практически все. Даже многие опытные ораторы, испытывают волнение, когда выходят выступать с новой темой или перед незнакомой аудиторией. По данным исследований различных социологических и психологических институтов страх публичных выступлений стоит на втором месте в списке страхов человечества.

Актуальность данной проблемы имеет большой значение, так как многие наши современники, сталкиваясь с этим явлением, не имеют представления о том, как справиться со своим внутренним состоянием и помочь себе в преодолении страха перед аудиторией. В связи с этим была выбрана тема исследовательской работы.

Цель исследовательской работы: изучить проблему страха школьников перед публичным выступлением.

Задачи:

Изучить феномен страха школьников перед публичными выступлениями.

Используя метод анкетирования, выявить причины возникновения страха публичных выступлений у школьников.

Определить уровень страха публичных выступлений школьников.

Выявить ситуации, в которых у школьников проявляется страх публичных выступлений.

Сравнить полученные результаты с точки зрения ступени школы и пола и проверить, верно ли предположение, что уровень страха снижается с возрастом.

Предложить и проанализировать пути и способы нейтрализации страха публичных выступлений у школьников.

Предмет исследования: причины возникновения страха перед публичными выступлениями.

Объект исследования: школьники МБОУ Гимназии 5 с 1 по 11 классы в количестве 110 человек, из них 55 мальчиков и 55 девочек.

Рабочая гипотеза:

— существуют статистически значимые различия в уровне страха у разных полов;

— уровень страха с возрастом падает.

Научная новизна исследования заключается в том, что нами предложены пути и способы нейтрализации страха публичных выступлений у школьников.

Практическая значимость работы представлена возможностью использования полученных результатов исследования и предложенных нами рекомендаций школьниками, педагогами и родителями в процессе преодоления страха перед публичными выступлениями.

Исследование можно разделить на три этапа:

Начальный (аналитико-организационный) этап.

Практический (накопительный) этап

Практико-обобщающий этап.

Для проведения исследования мной выбраны следующие методы:

Методы сбора информации:

Анализ источников информации по исследуемой проблеме.

Анкетирование - социологический метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей с целью получения информации об изучаемом явлении.

Тестирование учащихся 1 - 11 классов.

Анализ результатов тестирования.

Методы обработки и анализа данных:

Составление сводных таблиц статистических данных.

Построение диаграмм и графиков по данным тестирования.

1 ЧТО ТАКОЕ СТРАХ

«Первая обязанность человека – преодолеть страх. Пока у человека трясутся поджилки, его действия остаются рабскими».

Томас Карлейль, английский писатель,

историк и философ

Страх –это отрицательно окрашенная эмоция, которая возникает в ответ на опасность или угрозу. При этом, опасность может быть как реальная (здесь и сейчас), так и предполагаемая (возможная или ожидаемая).

Страх способен буквально парализовать человека, лишить его возможности рационально мыслить или наоборот может подтолкнуть к неожиданному, но эффективному решению. Каждый знает, как «прочно» внутри нас «сидит» эта эмоция, как тесно страх связан со всеми сферами личности, как он влияет на мысли, действия, эмоции [3. С. 35].

Переживания перед общественной речью — это совершенно нормальное явление. Проблема начинается,  когда наши переживания приобретают слишком большой масштаб, слишком сильно влияют на наше самочувствие. В таком случае речь идет уже не о волнении, а о страхе.

Страх публичных выступлений является одной из форм социальных фобий. В научной литературе такой страх называется глоссофобией.

В дословном переводе с греческого языка слово glossophobia означает «боязнь языка» [8. С. 78].

Любой страх возникает в том случае, когда мы не можем контролировать какие-либо аспекты нашей жизни. Например, люди часто боятся летать на самолете, потому что они находятся высоко над землей, в замкнутом пространстве, совершенно не зная, что делать в случае опасности. Следовательно, для преодоления страха нужно взять ситуацию под контроль и обрести уверенность в своих силах.

Причины глоссофобии:

Каждый человек индивидуален, и причины страха публичных выступлений различаются в зависимости от личностных особенностей.

Наиболее частыми причинами глоссофобии являются:

Психологические травмы из детского возраста;

Неудачный опыт, связанный с выступлением на публике;

Низкая самооценка и неуверенность в себе;

Страх общественного неодобрения и порицания;

Общение с людьми, боящимися выступать перед аудиторией (искусственное навязывание страха);

Переживаемое в настоящий момент стрессовое расстройство, депрессия;

Последствия черепно-мозговой травмы или иных заболеваний;ногда человек боится не самого публичного выступления, а, например, кружающих людей или открытого пространства на сцене [7].

Основные признаки страха публичных выступлений:

Страх перед выступлениями на публике мешает человеку жить насыщенной социальной, личной и профессиональной жизнью.

Страх перед выступлением на публике выражаются в следующих симптомах:

Повышение давления и увеличение числа сердечных сокращений;

Повышенная потливость;

Чувство жара или озноба;

Дрожь в конечностях;

Ноги становятся «ватными»;

Ощущение нехватки воздуха;

Чувство напряжения в теле;

Сухость во рту;

Навязчивое желание посетить туалет [6. С. 24].

Внешнее выражение страха публичных выступлений происходит следующим образом:

Чувство беспокойства и тревоги при одной лишь мысли о необходимости публичного выступления;

Избегание тех ситуаций, которые могут обратить внимание на личность;

Специфические непроизвольные встряхивания головой;

Ощущение спутанности мыслей;

Срывающийся и дрожащий голос;

Запутанная, невнятная речь с паузами и покашливаниями;

В некоторых случаях возможна дрожь в теле, тошнота и физическая невозможность произнести речь [1. С. 56].

1.1. Страхи взрослых и детей

Страх вовсе не в опасности, он в нас самих.

Стендаль.

Страх - одно из самых сильных отрицательных чувств. Все люди испытывают страх: и мужчины, и женщины, и дети.

Женщинам страшны внешние проявления старения: морщины, дряблая кожа; мужчинам (за исключением малой части, опасающейся вида лысины) – внутренние проявления: страх болезней, потери здоровья. Основные страхи взрослых людей связаны с опасением потерять то, что они уже имеют. Это страх болезни; страх потери семьи, близких людей, работы, достатка, имущества. Взрослые люди более боятся за других. Им также присущ страх насилия [5. С. 47].

Детям же свойственны страхи, касающиеся их самих. Они более неопределенные. Детские страхи связаны с тем, чего у них еще нет, страхи неестественности и неожиданности.

Взрослый человек видит вещи и оценивает степень их опасности, исходя из своего опыта. Ребенок, напротив, может совершенно не бояться действительно опасных вещей и пугаться совершенно безобидных. Поэтому детские страхи в большинстве случаев могут быть как обоснованными, так и придуманными; как незначительными, так и чрезмерными.

Дети испытывают страх чаще, чем думают взрослые. На каждый случай открытого выражения страха приходится много случаев страха скрытого. Часто боязнь чего–либо в обществе воспринимается как проявление малодушия. Взрослые тратят много сил, чтобы объяснить ребёнку, как избавиться от страха, но редко принимают ощущаемый детьми страх. Дети приучаются загонять свои страхи глубоко внутрь себя, чтобы угодить взрослым и не расстраивать их своими переживаниями.

Все дети чего-нибудь боятся. И если страх с годами увеличивается, то во взрослой жизни это может обернуться серьёзными проблемами, перерастая в фобию [7].

1.2. Виды страхов у детей

Фрейд выделяет 2 группы страхов: 1) «житейские страхи» (страх смерти, инфекции и т.п.); 2) «специальные страхи» (боязнь открытых пространств, определенных предметов, животных и т.п.).

Виды житейских детских страхов разнообразны. Один из них можно сформулировать как «без мамы страшно». Никогда нельзя угрожать ребенку, что родители его бросят. Ведь для ребенка, особенно маленького, остаться без родителей - значит оказаться совсем одному во всем мире[2. С. 58].

Существует такой вид страха, как обостренное чувство вины. Сознательно или бессознательно родители часто пробуждают в детях чувство вины. Если ребенок нарушил правила поведения в обществе, следует сделать ему выговор: он виноват. Однако если ребенку делают постоянные упреки по поводу его "гадких" мыслей или отрицательных чувств, он будет ощущать гораздо большую тревогу и вину, чем нужно. Против своей воли родители могут породить в душе ребенка чувство вины, пускаясь в многословные и бесполезные объяснения. Это очень характерно для современных родителей, которые верят, что ребенку нужно все объяснять, даже если проблема сложна, а сам ребенок весьма мал. Величайший страх дети испытывают, когда им кажется, что родители их не любят.

«Учебные фобии» достаточно часто встречаются у школьников, которые испытывают страх получить плохую оценку, сделать ошибку в контрольной, отвечать у доски, написать в сочинении какую-либо глупость.

Распространенным видом страха является страх перед лицом смерти. Для взрослых трагедия смерти заключается в ее необратимости. Но если для взрослых смерть - загадка, то в глазах детей она окутана глубокой тайной. Неотвратимость смерти - сильный удар для него.

Боязнь сверхъестественного – один из видов специальных страхов. Трудно подыскать для этого чувства соответствующий реальный объект, если только не допускать веры в привидения. Несмотря на то, что наука не подтверждает реальность выходцев с того света, идеи о сверхъестественных силах, ассоциируясь с определенной реальной обстановкой, производят это своеобразное чувство страха.

Черные предметы, и в особенности темные места, вызывают весьма сильное чувство страха. У детей вызывают тревогу странные на вид люди и странные животные, но особенно они страшны, если приближаются с угрожающим видом.

Некоторые животные, в особенности змеи и пауки, вызывают страх, преодолеваемый с большим трудом. По результатам социологического обследования, проводившегося среди американцев 4-14 лет, самыми страшными представителями животного мира являются: змея и крыса (в списке участвовали также крокодил, паук, лев, гиппопотам, носорог, летучая мышь и др.).

Детские страхи – обычное явление. Они важны для ребенка. У каждого возраста «свои страхи», которые при нормальном развитии со временем исчезают.

1.3. Причины детских страхов

Чтобы помочь ребёнку справиться со своими страхами, взрослым нужно знать, что порождает их тревогу и как можно ее преодолеть [8].

Огромное количество детских страхов формируется в семье. Это конфликты и ссоры между родителями. Когда родители ссорятся, дети испытывают одновременно чувство вины и тревогу: тревогу потому, что семейному союзу что-то угрожает, а вину из-за своей реальной или выдуманной роли в семейных неурядицах. Дети не держат нейтралитета, они встают на сторону одного из родителей в ущерб другому.

Одиночество в детстве служит одним из главных источников страха. Если ребёнок проснулся и никого не увидел возле себя, то свой страх он проявляет громким плачем. Длительное нахождение за пределами семьи в отрыве от материнской заботы, например, в результате нахождения в больнице может послужить причиной возникновения многих страхов.

Неполная семья – при отсутствии отца у мальчиков формируется чувство неуверенности в себе.

Появление в семье второго ребенка и потеря из-за этого первым ребенком родительского внимания, прежней любви и заботы.

Неправильное родительское воспитание, основанное на разного рода запугиваниях и наказаниях ребенка в целях послушания: запирание в темной комнате одного, физические наказания, лишение любимых игрушек, развлечений.

Неблагополучная обстановка в семье. Мать ребенка, находящаяся в неблагоприятной социальной ситуации, перегруженная разного рода проблемами или просто распустившая себя, заражает беспокойством и тревогой собственного ребенка.

Воспитание в социальной изоляции формирует страх перед всем новым и неизвестным. Поэтому дети, вырастающие в коммунальных квартирах и многодетных семьях, менее подвержены страхам по сравнению с теми, кто растет в противоположных условиях.

«Школьные страхи» появляются при природной ранимости и излишней строгости родительского контроля.

Страх «быть не тем», про кого хорошо говорят, кого любят и уважают появляется в школьном возрасте в ответ на воспитание в культуре стыда.

Неосмотрительные разговоры взрослых о несчастных случаях, болезнях, смерти, убийствах и прочих неприятностях, заражают ребенка беспокойством и тревогой.

Страх смерти – появляется у дошкольников при разлуке с родителями и вынужденной необходимости жить одному в непредсказуемом мире.

Страх темноты – появляется как отзвук страхов первобытного человека перед ночными хищниками, самым опасным среди которых был волк [10. С. 65].

1.4. Значение страхов

Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдания), не является однозначно вредным для человека. Для каждого человека необходимы переживания различной интенсивности.

Страх регулирует поведение человека, уводит его от опасностей. В этом проявляется «охранительная» функция страха. Он защищает человека от излишнего риска, например, при переходе улицы. Страх обеспечивают самосохранение [3. С. 18].

Кроме того, наша психика нуждается в неприятных, «острых» эмоциях. У человека существует потребность «страха». При этом высвобождается психическая энергия, направленная на разрушение и агрессию (дети рассказывают страшные истории, пугают друг друга).

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Из 114 опрошенных школьников 38 ответили, что им нравится выступать публично, а 76 школьникам публичные выступления не нравятся. Большинство ответивших «да» - это обучающиеся 6-х и 10-11-х классов. Это можно объяснить тем, что в подростковом возрасте повышенная интеллектуальная активность стимулируется желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.

36,3% школьникам нравится отвечать у доски, в основном это 6-классники и старшеклассники.

65% всех опрошенных знаком страх публичных выступлений, в основном это обучающиеся 6-х (91%) и 8-х (66,7%)классов.

50,5 % анкетируемых испытывают страх перед публичными выступлениями по причине волнения.

Только 6 человек (6,7,9 классы по 2 человека) думают, что в классе будут смеяться над ними и 9 (6,7,9 классы, 3,4 и 2 человека соответственно) человек не уверены в себе.

В этом случае гипотеза о том, что обучающиеся школы испытывают страх публичных вступлений из-за неуверенности в себе, нашла подтверждение только в 9,6% случаев.

 При публичном выступлении 61,7 % опрошенных (все школьники, кроме восьмиклассников) чувствуют  небольшую нервозность, а 17 % абсолютно спокойны, в основном это старшеклассники.

44,2% школьников не знают, как преодолеть чувство страха перед публичными выступлениями.

Среди 52 высказанных обучающимися  советов наиболее часто встречаются такие, как «хорошо подготовиться, стараться быть уверенным в себе», «не бояться и не нервничать».

84,9% опрошенных согласны с тем, что нехватка уверенности в себе мешает при публичных выступлениях.

55,3% обучающихся  считают, что они уверены в себе,  в основном это семиклассники и старшеклассники(10-11 кл.).

Среди 29 высказанных школьниками советов по развитию чувства уверенности трудно выделить наиболее часто встречающиеся. Но суть высказанных мнений можно свести к следующему: «не бояться и быть сильным, не нужно волноваться, нужно сосредоточиться», «быть бодрей, активней, и тогда сможешь развить чувство уверенности». Мнения по воспитанию чувства уверенности совпадают с  мнениями по преодолению чувства страха перед публичными выступлениями.

Страх публичных выступлений  связан с возрастом, он несильно проявляется у обучающихся 6-хи 7-х классов, усиливается к 8-9 классам и уменьшается к 10-11 классам. Это объясняется возрастными психологическими особенностями развития.

 Среди мальчиков и девочек зависимости по отношению к страху публичных выступлений  не выявлено. Это зависит от индивидуально-психологических особенностей развития личности.

Таким образом мы пришли к следующим выводам:

1. Публичные выступления - неотъемлемая часть жизни современного человека.

2. Многим людям присущ страх публичных выступлений.

3. Чтобы стать успешным человеком, нужно избавиться от страха публичных выступлений.

4. Результаты анкетирования показали, что:

Зависимость к страху публичных выступлений выявлена у девочек.

Рекомендации

Мы предложили респондентам дать свои рекомендации по вопросу преодоления страха перед публичным выступлением.

Педагоги

Старшеклассники

Принимать валерьянку

Репетировать

Не контактировать с волнующимся коллегой

Относиться спокойно как к временному явлению

Аутотренинг

Выступать как можно чаще

Несколько глубоких вдохов и медленных выдохов

Быть уверенным в себе

Не бояться ошибиться

Поверить в себя

Собраться с силами

Побороть страх

Нужно найти одного человека или предмет в зале и работать на него

Сделать три вдоха и выдоха

Быть уверенным

Говорить перед зеркалом

Способы и методы преодоления страха перед выступлением на публике

Мы подготовили для вас конкретные рекомендации, как преодолевать страх публичных выступлений на трех этапах:

Как подготовиться до начала выступления;

Как вести себя во время публичного выступления;

Как вести себя после выступления.

Перед выступлением

Изучите не только основной материал, но и альтернативные точки зрения на проблему. Вам нужно быть готовым ответить на возможные вопросы слушателей.

Возьмите лист бумаги и запишите на нем краткий план-конспект вашей речи, чтобы в случае заминки воспользоваться подсказкой.

Отличный способ сделать ваше выступление более ярким и понятным для слушателей — подготовка электронной презентации. Листая ее слайды, вы всегда будете помнить, о чем говорить дальше. Если вы запнетесь, то предложите слушателям обратить особое внимание на слайд. Таким образом у вас появится время, чтобы вспомнить речь.

Потренируйтесь произносить свою речь перед зеркалом. Обратите внимание не только на то, ЧТО вы говорите, но и на то, КАК вы это делаете. Мимика, жесты, поза, темп дыхания, осанка, выражение лица — все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на восприятие речи слушателями.

Запишите свою речь на диктофон и критично оцените. Отметьте те моменты, которые можно было бы улучшить. При желании можно дать прослушать эту запись близкому человеку, чтобы получить дополнительные советы.

Можно несколько раз потренироваться в выступлении, собрав перед собой нескольких родных или друзей. Таким образом вы с каждым разом будете все увереннее произносить речь. На заключительном этапе представьте, что перед вами сидит очень глупый человек, или же годовалый ребенок. Ваша задача — самым доступным способом объяснить вымышленному слушателю ключевые моменты вашей речи. Если вы успешно справляетесь с этим заданием, следовательно, сможете хорошо выступить и перед большой аудиторией.

Вы можете потренироваться в выступлении, поднявшись на сцену во время репетиции. Если вы выступаете не на сцене, достаточно некоторое время побыть в зале. Внимательно осмотрите помещение, обратите внимание на все детали: какие висят шторы, как стоят стулья, каким цветом краска на потолке. Этот метод поможет вам чувствовать себя увереннее во время выступления, ведь вы будете выступать в уже знакомой обстановке.

За несколько минут до выступления сделайте несколько физических упражнений, после чего потянитесь, будто вы только что проснулись. Эти упражнения помогут вам слегка повысить кровяное давление и расслабиться.

Во время выступления:

Будьте готовы к тому, что аудитория может неоднозначно воспринять вашу речь. Это не значит, что собравшиеся критикуют вас как личность: они лишь выражают свое мнение по поводу произносимой вами информации. Отрицательное мнение тоже имеет право на существование. Даже если слушатели с вами не согласны, не стоит расстраиваться. поднятый вами вопрос задел их «за живое» и подтолкнул к размышлению, что хорошо в любом случае.

Постройте свою речь таким образом, чтобы вам было удобно ее произносить. Говорите короткими и ёмкими тезисами, между которыми выдерживайте паузу в несколько секунд. Если вы вдруг почувствуете волнение, эти паузы позволят вам подышать и собраться с мыслями. Слушателям в зале будет казаться, что вы специально говорите таким образом, чтобы донести до них максимум полезной информации.

Следуйте предыдущему совету даже в том случае, если в обычной жизни вы привыкли говорить быстро. Чем выше скорость вашей речи, тем чаще вы будете дышать. Со временем вы можете почувствовать нехватку воздуха, что может привести к появлению страха и неуверенности в себе. Во время речи лучше произносить меньше слов, но вкладывать в них больше смысла. Если вы будете в спешке подавать много информации, слушатели со временем могут потерять интерес к вашей речи.

Наше дыхание оказывает огромное влияние на качество речи и состояние организма. Спокойное и глубокое дыхание позволит вам расслабиться и сделает ваш голос увереннее. Именно поэтому не стоит недооценивать этот метод.

Если вы очень переживаете по поводу реакции окружающих, постарайтесь не смотреть им в глаза. Ваш взгляд должен быть направлен «над аудиторией», например, на уровне волос собравшихся людей. Время от времени поворачивайте голову, будто бы вы смотрите на людей в разных частях зала. Удивительно, но слушатели не заметят вашей хитрости. Им будет казаться, что вы обращаетесь к каждому из них лично.

После выступления на публике:

Обязательно похвалите самого себя за выступление, ведь вы проделали большую работу и в конечном итоге преодолели свой страх публичного выступления.

Проведите работу над ошибками, проанализировав свою речь. Это поможет вам улучшить навыки публичных выступлений в будущем.

Попросите друга или близкого человека присутствовать во время выступления и производить его видеосъемку, на основании которой вы в дальнейшем сможете:

Проанализировать достоинства и недостатки речи;

Оценить тембр, скорость и эмоциональность вашей речи;

Оценить особенности своего поведения на сцене (поза, жесты, мимика, паузы в речи).

Если вы чувствуете, что вам не хватает навыков для выступления на публике, попробуйте записаться на курсы ораторского искусства.

Также неплохо было бы заниматься в клубе журналистики или театральной студии. Общаясь с разными людьми, вы сможете получить очень полезные навыки, которые пригодятся вам в различных жизненных ситуациях.

Многие публичные люди на самом деле испытывают страх публичных выступлений. Тем не менее, благодаря самосовершенствованию они смогли достичь успехов в своей деятельности.

Если вы боитесь публичных выступлений, наберитесь смелости, чтобы посмотреть страху в лицо и преодолеть его.

Самый эффективный способ справиться со страхом публичных выступлений — как можно чаще говорить на публике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная исследовательская работа посвящена проблеме страха перед публичным выступлением. В ней мы изучали социально-психологические особенности этого явления, а также факторы, влияющие на его регулирование и преодоление.

Страх перед публичным выступлением - это актуальная проблема для многих, ведь умение общаться с другими людьми является одним из ключевых в нашей жизни. Если же при этом присутствует страх выхода на публику, то это может оказывать негативное воздействие, как на состояние человека, так и на его дальнейшее желание выступать публично.

Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа: изучены литература и Интернет-ресурсы по данной проблеме; проведено интервьюирование специалистов сферы культуры, медицины и психологии, анкетирование среди старшеклассников и педагогов дополнительного образования. В результате исследования мы определили факторы, которые влияют на успешность публичного выступления и регулирование страха перед аудиторией. Это, контролирование психологических и физиологических механизмов мобилизации резервов организма, а также уровень подготовки к публичному выступлению. Знание этих факторов, несомненно, меняет отношение к проблеме и ведёт к уменьшению подверженности страху публичного выступления, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Наша работа имеет широкое практическое применение. По проведённому исследованию мы выпустили буклет «Полезные советы по преодолению страха перед аудиторией», а также брошюру по правилам публичного выступления. Мы планируем подготовить мероприятие для школьников с целью ознакомления приёмов и методов регулирования страха публичного выступления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введенская Л.А. Культура и искусство речи [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 576 с. / Современная риторика.

Немов Р. С. Психология. - Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:Просвещение: ВЛАДОС, 2011. - 496 с.

Непряхин, Н.Ю. Как подготовиться к публичному выступлению [Электронный ресурс] / Н.Ю. Непряхин. - режим доступа: http //www.srk - master.ru/article 22886.html.

Ножин Е.А. Мастерство устного выступления [Текст]: учеб. пособие. / Е.А. Ножин. - М.: Политиздат, 2018. - 254 с.

Одинцов В.В. Структура публичной речи [Текст]: учеб. пособие / В.В. Одинцов. - М.: Знание, 2006. - 78 с. / Методика Л. М и О.И. /.

Парфенцова Е. Публичное выступление - секреты успеха: //www.economy-law.com/cgi-bin/article.cgi?date=2005/10/30&name=23

Российский О. Почему возникает страх перед публичными выступлениями?ttp://bio.clow.ru/link/dir.php?bili=6307

Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека [Текст]: учеб. пособие / Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 136 с.

Шейнов В.П. Риторика [Текст]: учеб. пособие / В.П. Шейнов. - Минск: Амалфея, 2000. - 592 с.

Приложение

Анкета

Укажите Ваш возраст:

а) 7-10 лет,

б) 11-15 лет,

в) 16-17 лет.

Укажите Ваш пол:

а) женский,

б) мужской.

3. Нравится ли вам отвечать у доски?

а) да,

б) нет.

в) когда как (можно объяснить)_____________________,

г) свой вариант ответа (записать)________________________.

4. Вы испытываете страх перед публичным выступлением?

а) всегда,

б) никогда,

в) иногда,

г) мне нравится выступать перед публикой

5. Почему вы испытываете страх перед публичными выступлениями?

а) плохо готов к уроку,

б) в классе будут смеяться надо мной,

в) не нравится быть на виду,

г) на виду у всех волнуюсь, не могу сосредоточиться и все забываю,

д) не уверен в себе,

е) свой вариант ответа(записать)____________________________.

6.Что вы чувствуете при публичном выступлении?

а) Во рту сухо, коленки трясутся, голова пустая…,

б) немного нервничаю,

в) я абсолютно спокоен (спокойна),

Г) свой вариант ответа (записать)__________________________.

7. От чего зависит успех Вашего выступления? (можно подчеркнуть несколько вариантов ответа)

а) знание темы выступления,

б) внешний вид,

в) доброжелательно настроенная публика,

г) свой вариант ответа _________________________________.

8. Меняется ли Ваше эмоциональное состояние во время выступления?

а) я чувствую себя уверенно во время всего выступления,

б) я испытываю страх и неуверенность во время всего выступления,

в) я чувствую себя увереннее уже через несколько минут выступления,

г) я чувствую себя увереннее в конце выступления,

д) свой вариант ответа ____________________________________.

9. Что придаёт Вам уверенность в публичном выступлении: (можно подчеркнуть несколько вариантов ответа)

а) знания темы,

б) внешнего вида,

в) четкости речи,

г) доброжелательно настроенной публики,

д) уверенности в голосе,

е) жестикуляции,

ж) свой вариант ответа ___________________________________.

10.Как можно преодолеть чувство страха перед публичными выступлениями? (записать ответ, можно из личного опыта)

________________________________________________________

11.Согласны ли вы, что нехватка уверенности в себе мешает при публичных выступлениях?

а) да,

б) нет,

в )не знаю,

г) свой вариант ответа __________________________________.

12.Уверены ли вы в себе?

а) да,

б) нет,

в) затрудняюсь сказать,

г) не всегда уверен.

13. По вашему мнению, можно ли развить в себе чувство уверенности?

а) да,

б) нет,

в) не знаю,

г ) свой вариант ответа.

14. Как можно развить в себе чувство уверенности? (записать ответ, можно из личного опыта)___________________________________________

 

Просмотров работы: 12524