Введение.
Я не представляю себя без вокала. Заниматься пением начала ещё в четыре года в детской вокальной студии «Радуга». Когда я пришла в студию, то была замкнутым, часто болеющим с логопедическими проблемами ребёнком. Сейчас мне уже четырнадцать лет. С удовольствием участвую и побеждаю в вокальных конкурсах, выступаю на различных концертных площадках нашего города. Люблю читать стихи и рисовать. Занимаюсь игрой на гитаре. Практически не болею и не пропускаю занятия в школе.
Проанализировав, я захотела узнать, влияют ли занятия вокалом на здоровье детей.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, занимаясь вокалом, я хочу больше узнать о лечебных свойствах пения для детей.
Объект исследования: участники детской студии Шарм занимающиеся вокалом, в данном случае эстрадным.
Предмет исследования: влияние вокала на здоровье детей.
Цель работы: узнать влияют ли занятия вокалом на здоровье детей.
Решение задачи:
Провести анкетирование детей, которые ходят на вокал.
Провести классный час, где рассказать ребятам о выводах, которые я сделала правилах и гигиене вокала, рассказать, как занятия эстрадным пением влияют на здоровье детей.
Ознакомиться с классным журналом, проанализировать успеваемость и посещаемость школы детей, которые занимаются в вокальной студии.
Гипотеза: предположим, что занятия эстрадным пением укрепляют здоровье детей.
Методы исследования: изучение интернет ресурсов и литературы по данной теме, анкетирование участников эксперимента, анализ полученных результатов, выводы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
I. История вокала.
С момента своего появления на Земле люди пользовались голосовыми связками и лёгкими для того, чтобы общаться друг с другом не только с помощью речи, но и при помощи пения. Изначально песня была продолжением слова. Человек пел, желая этим выразить невыразимое, внезапно возникшее чувство. В древние времена пение носило народный и религиозный характер. Пели простые спокойные мелодии в храмах под аккомпанемент примитивных инструментов.
В античные времена отношение к пению было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Аристоксен, ученик Аристотеля, говорил, что «тело отчищает врачевание, а душу-музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке». Аристотель утверждал, что обучение пению следует начинать с детства. В Древней Греции гражданином считался только тот, кто пел в хоре. В начале XX века психоневролог Бехтерев начал изучать влияние вокала на человека. Учёный пришёл к выводу, что пение может избавлять от усталости, заряжать человека энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания.
В средние века в Европе жили рыцари. Они проводили время в походах, сражениях, турнирах. Эти рыцари стали первыми композиторами. Самым первым из трубадуров был Гийом IX, граф Пуатье, герцог Аквитанский. У него была репутация певца, способного вызвать слёзы своим пением. В XV веке пришло время оперы. Главными исполнителями были певцы кастраты. В 30-е годы IX столетия представители чистого бельканто, уступили место тенорам. Ещё через 20-30 лет, главным действующим лицом становится баритон.
Открытием новейших времён, когда голос, слово, идея постепенно сливаются вместе и приспосабливаются для создания непосредственного впечатления.
II. Влияние вокала на здоровье детей.
Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение.
Кто много поет того хворь не берет. Народная мудрость.
По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье-это состояние полного душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
1. Влияние вокала на дыхательную систему человека.
Одно из самых главных условий в пении - умение владеть дыханием. У певца правильная постановка дыхания - это фундамент его профессии.
«Невозможно художественно петь, не владея в совершенстве контролем дыхания» - Э. Карузо.
«Пение-это глоток кислорода».
Пение-это уникальная дыхательная гимнастика вылечивает бронхиальную систему, гайморит и др. бронхо-лёгочные заболевания. При бронхиальной астме, пневмонии и бронхитах идет перевозбуждение симпатической системы. Вдох и последующая задержка на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы, который отвечает за активизацию внутренних органов. Есть методики лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению и в хоровой практике многих преподавателей – хоровиков были случаи полного прекращения у больных детей приступов бронхиальной астмы, и когда при диагнозе «бронхиальная астма» врачи прямиком направляют ребенка петь в хоре, это уже давно не вызывает ни у кого удивления. Пение не только снимает приступ бронхиальной астмы, но и излечивает этот недуг.
Вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных заболеваний. Вокал нужен, чтобы «прокачивать» нашу трахею и бронхи. Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких. Это очень важно для растущего организма ребенка. У людей, которые систематически занимаются пением, увеличивается жизненная емкость легких и добавляет организму запас прочности.
Во время пения человек вдыхает воздух быстро, а выдыхает медленно. В результате в крови снижается содержание кислорода, и соответственно увеличивается доза углекислого газа. Углекислый газ в данном случае является раздражителем, активизирующим внутренние защитные силы организма, которые во время заболевания начинают работать в усиленном режиме. Таким образом, пения является отличной профилактикой простудных заболеваний. Американские ученые провели исследования среди певцов одной оперной группы. Оказалось, что пение не только хорошо развивает легкие и грудную клетку (как хорошо развита грудная клетка у профессиональных певцов), но и укрепляет сердечную мышцу. Продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней. Обратите внимание – хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители.
2. Во время пения активно работает диафрагма. Массируется печень и предотвращается застой желчи. Улучшается работа органов желудочно-кишечного тракта.
3. Во время пения работают все мышцы тела ребёнка, что укрепляет их тонус.
4. За час занятий вокалом теряется 120 ккал, это способствует профилактике ожирения, а работа диафрагмы - подтягиванию живота.
5. Занятия пением – это профилактика ОРВИ, т.к. во время пения хорошо вентилируются лёгкие.
6. Пение обладает болеутоляющими свойствами.
7. Пение помогает при плохом настроении, потому что выделяется гормон радости – эндорфин.
8. Занятия вокалом дисциплинируют ребёнка, приучают к терпению, вырабатывает самоконтроль. Учёные доказали, что поющие дети лучше учатся, т.к. пение улучшает мозговое кровообращение.
9. Пение снимает напряжение и чувство усталости.
10. Способствует здоровому сну, убирает храп и апноэ во сне.
11. Профилактика болезни Альцгеймера.
12. Повышает уверенность в себе. Страх перед сценой в начале, одобрение друзей потом, способствует преодолению своих страхов.
13. Пение увеличивает продолжительность жизни.
14. Пение полезно для беременных и будущих малышей. Переходы от высоких к низким нотам способствует рождению более жизнеспособных и крепких детей.
15. Во всём мире с помощью пения успешно лечат заикание. Ребёнок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и постепенно избавляется от недуга. Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма. Тем людям, которые страдают заиканием, очень полезно начать заниматься пением. Особенно это касается детей. Чем раньше заикающийся ребенок начнет заниматься пением, тем больше у него есть шансов избавиться от этого недостатка. Одно из препятствий, которое стоит перед заикающимся человеком, это произношение первого звука в слове. В пении одно слово перетекает в другое и как бы льется вместе с музыкой. Ребенок слушает, как поют другие, и старается попадать в такт. При этом происходит сглаживание акцента. Уже доказано, что легкая степень заикания может устраниться полностью, если человек занимается пением регулярно. Во всем мире с помощью хорового пения детей успешно лечат от легкой формы заикания. Главное – это регулярные занятия.
Одна из учениц нашей школы, страдающая заиканием с детства, выбрала вокальное пение своей профессией. Сейчас многие ее друзья отмечают ее необыкновенно распевную речь, и не подозревают о том, что это всего лишь остаточное последствие ощутимого когда-то заикания. Для людей, страдающих средней или сильной степенью заикания, пение, к сожалению, не может помочь.
16. Вокал и красота.
«Истинная красота женщины в здоровье, в умении быть энергичной». Джейн Фонда.
«Красота-это своего рода сияние. Люди, которые обладают истинной внутренней красотой, их глаза ярче, кожа более увлажнённая, они вибрируют, на другой частоте» Кемерон Диас.
Понятие красота очень обширное. Это гармония, совершенство, совокупность качеств как внешних, так и внутренних, которые доставляют наслаждение.
Для любой девочки красота это главное. Я решила подробно изучить информацию, как занятие пением влияет на красоту человека.
Красота достигается в процессе пения. Правильное вокальное дыхание очень полезно для лёгких. Кровь насыщается кислородом, что хорошо для внутренних органов. Благодаря этому у вокалистов всегда хороший цвет лица и тонус кожи.
Постоянная работа диафрагмой при правильном пении способствует укреплению мышц живота. При пении расходуются калории, что способствует сохранению хорошей фигуры.
Правильная вокальная постановка корпуса помогает держать ровную спину, чтобы улучшить звук.
Каждый раз на сцене происходит эмоциональный подъём, ребёнок находится в центре внимания, это вызывает, прилив энергии, который способствует повышению иммунитета.
Очень хорошо влияют на красоту работа мышц лица во время пения. Благодаря тренировке, мышцы надолго сохраняют свой тонус, не появляются морщины. Состояние творческого подъёма надолго сохраняет блеск в глазах, ясность и глубину взгляда.
Духовная красота человека немаловажный аспект красоты. Пение учит нас сильнее чувствовать и сопереживать другим. Дети учатся управлять своими эмоциями, не поддаются депрессии.
17. Пение снижает артериальное давление.
18. Пение и депрессия.
Положительное действие пения на человека, использовалось нашими предками для излечения с самыми разнообразными заболеваниями. Известно давно, что пение – как сольное, так и хоровое – испокон веков использовалось для лечения душевных недугов. Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных расстройств. На Тибете монахи до сих пор лечат нервные болезни пением. В Древней Греции с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В древности люди интуитивно угадывали наличии в пении большой оздоровительной силы, но не могли научно обосновать этот факт.
Петь в любом случае полезно, даже если человек считает, что у него нет ни голоса, ни слуха. Научившись выражать свои эмоции голосом, человек получает эффективное средство для снятия стрессов, внутреннего напряжения. Занятия пением способствуют психическому развитию и укреплению нервной системы.
Пение – отличный способ снятия стрессов, эмоциональной стабильности. Поющий человек всегда находится в позитиве, и если у него даже произошло горе, то во время пения испытывает значительное облегчение. В 2009 году, после техногенной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (Черемушки – поселок рабочих на СШ ГЭС), появилось очень много взрослых людей, желающих петь. Среди этих них были родственники погибших в катастрофе. С песней они выплескивали те свои переживания, которые не могли выплакать даже слезами.
III. Практическая часть.
У нас в классе учится 31 человек. 10 человек занимаются вокалом в эстрадной студии «Шарм». Я решила взять интервью у детей, которые посещают студию и занимаются пением. Все дети подтвердили, что пение дисциплинирует, придаёт уверенность, успокаивает, помогает раскрыться.
3.1 Мной было проведено анкетирование.
Вопросы анкеты:
Занимаетесь ли вы вокалом?
Сколько месяцев или лет вы занимаетесь вокалом?
Сколько часов в неделю вы занимаетесь вокалом в школе и дома?
Посещаете какие-либо другие кружки?
Как часто вы болеете? (один раз в месяц, один раз в три месяца, один раз в шесть месяцев, один раз в год).
Сколько дней обычно вы болеете? (2-3 дня, неделю, две недели).
Знаете ли вы, как занятия эстрадным вокалом влияет на здоровье детей?
Помогают ли занятия вокалом укреплять здоровье и иммунитет?
Проанализировав данные анкетирования можно сделать выводы: 30% ребят из нашего класса занимаются эстрадным вокалом. Они поют и в школе и дома. По сравнению с детьми, которые не занимаются вокалом, реже болеют и легче переносят простуду. Эти ребята мотивированные. Они посещают другие секции и студии. Рисуют, углублённо занимаются английским языком, посещают театральную студию и модельное агентство. Все дети активно участвуют в школьных, городских конкурсах и олимпиадах. Но большинство ребят не знают, как пение влияет на здоровье.
3.2 Успеваемость участников вокальной группы «Шарм».
№ |
ФИ |
2017-2018гг. |
2018-2019гг. |
2019-2020гг. |
1 |
Герусова Любовь |
отличник |
отличник |
отличник |
2 |
Логинова Елизавета |
отличник |
отличник |
отличники |
3 |
Ушакова Александра |
хорошист |
хорошист |
отличник |
4 |
Боджокова Залина |
отличник |
хорошист |
хорошист |
5 |
Горбунова Божена |
хорошист |
хорошист |
хорошист |
6 |
Горбенко Денис |
хорошист |
имеет одну 3 |
хорошист |
7 |
Дорофеева Виктория |
хорошист |
хорошист |
хорошист |
8 |
Сизо Милиса |
хорошист |
хорошист |
хорошист |
9 |
Давыдович София |
хорошист |
имеет две 3 |
имеет одну 3 |
10 |
Сахарова Дарья |
отличник |
отличник |
хорошист |
Проанализировав успеваемость в школе 10 ребят, посещающих вокал, выяснилось, что 20% являются отличниками, а 80% хорошистами. Таким образом, результаты этого эксперимента позволяют нам сделать вывод, что дети, которые занимаются вокалом, боле мотивированные.
Количество пропущенных дней по болезни у участников группы.
№ |
ФИ |
2017-2018гг. |
2018-2019гг. |
2019-2020гг. |
1 |
Герусова Любовь |
16 |
12 |
8 |
2 |
Логинова Елизавета |
6 |
4 |
4 |
3 |
Ушакова Александра |
10 |
6 |
6 |
4 |
Боджокова Залина |
20 |
18 |
14 |
5 |
Горбунова Божена |
6 |
6 |
4 |
6 |
Горбенко Денис |
8 |
0 |
2 |
7 |
Дорофеева Виктория |
7 |
4 |
4 |
8 |
Сизо Милиса |
12 |
6 |
5 |
9 |
Давыдович София |
18 |
14 |
5 |
10 |
Сахарова Дарья |
8 |
5 |
0 |
Результаты таблицы подтвердили, что количество пропущенных учебных дней значительно снижается у детей из вокальной студии.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод: занятие эстрадным вокалом производит терапевтический эффект, улучшает иммунитет, является профилактикой ОРВИ. Хорошо влияет на эмоциональное состояние детей, тем самым способствует оздоровлению. Пение доставляет удовольствие, стимулирует деятельность внутренних органов, развивает слух, дыхательную систему. Содействует социальной адаптации школьников, способствует их общению, воспитывает чувство ответственности и патриотизма.
Я участвую в патриотическом Суворовском фестивале, в рамках фестиваля проводился марафон Сила голоса. Я узнала много нового и интересного о вокале, занималась упражнениями на дикцию, дыхание, расслабление шейного отдела позвоночника. Решила провести классный час и рассказать одноклассникам о влиянии вокала на здоровье, о выводах, которые я сделала, проведя анкетирование и изучив школьный журнал. Вместе с одноклассниками мы сделали памятку о правилах пения и гигиене голоса.
3.3 Правила пения.
1. Пой естественным голосом, без крика и напряжения.
2. Дыхание надо брать спокойно, не поднимая плеч. Распределяй дыхание до конца фразы.
3. Во время пения следи за своей осанкой:
- спина должна быть прямой, корпус, голова, шея ненапряженными;
- руки в свободном положении на коленях или опущены.
4. Гласные в песни тяни, а согласные произноси коротко и отчётливо.
5. Слушай себя во время пения и следи за тем, чтобы голос звучал красиво.
6. Думай, о чём поётся в песне и исполняй её выразительно.
7. Когда поёшь не один, прислушивайся к пению других. Твой голос не должен выделяться.
Берегите голос!
1. Не надо говорить громко, а тем более кричать!
2. Нельзя петь зимой на улице!
3. Нельзя перед пением употреблять в пищу ничего, что могло бы раздражать горло: острое, соленое, горячее, холодное, семечки, орехи.
4. По утрам полезно полоскать горло комнатной водой.
5. В холодное время года, придя с улицы, перед пением нужно согреться, а выходя после пения — предварительно остыть.
6. Отрицательно действуют на голос общее переутомление, нервные потрясения.
7. Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль, а также табак и особенно пиво, спиртные напитки.
8. Укрепление здоровья, закалка организма от простудных заболеваний, правильная организация питания и отдыха повышают жизненный тонус и положительно отражаются на голосе.
Помните!
Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении.
Заключение.
Проведённый мною анализ научной и методической литературы и опытно–экспериментальное исследование свидетельствуют о том, что пение является эффективным терапевтическим средством.
В теоретической части исследования мною был проведён анализ по проблеме развития и становления вокалотерапии, в результате которого было установлено, что эта проблема является актуальной и в настоящее время. В этой части исследования были подробно рассмотрены и проанализированы следующие вопросы:
- исторические аспекты использования пения с древних времён до наших дней;
- физиологические особенности пения как врожденного свойства человека;
- особенности воздействия вокалотерапии на организм человека.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что при систематической и последовательной работе, с использованием системы заданий и комплекса упражнений, занятия певческим искусством будут способствовать эффективному лечебному воздействию на организм человека, в результате опытно-экспериментальной работы тоже подтвердилась.
Таким образом, действие пения может быть названо долговременным или даже перспективным. В наши дни открываются большие возможности использования его для получения стойкого и длительного эффекта. Значит, пение можно и нужно применять в воспитательных целях, а также в целях общего оздоровления и профилактики различных болезней и явлениях в психике детей.
Учитывая вышеизложенное, считаю, что поставленные мною исследовательские задачи решены, а цель предпринятого поиска достигнута, тема раскрыта полностью.
Список источников и литературы.
Литература.
Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 431 с.
Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. М.: «Владос – пресс», 2005. Журнал «Музыка в школе» №6, 2011.
Буланов В.Г. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности – Екатеринбург 2003. – С.13–16.
Вайкль Бернд. О пении и прочем умении. – М.: «Аграф», 2002. – 224 с.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – Бородулино, 1996.
Ефимова В.А. «Я пою тебе…» // Помоги себе сам. – 2001. - №1 - С.4-8.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. —176 с.
Рязанцев С.В. В мире запахов и звуков. – М.: ТЕРРА, 1997. – 432 с.
Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М.: изд. «Антидор», 1998.
Интернет – ресурсы.
www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/http://www.guitar-club.ru/1school/vocal/Ermak_5.htm
http://zdd.1september.ru/2006/07/9.htm
http://www.samopoznanie.ru/school/other/sing-song/
http://www.yugzone.ru/brainmusic/music_and_health.htmhttp://www.voicemaster.ru/article/index.php?id_article=4&id_page=
http://www.rosbalt.ru/2010/01/30/708424.html
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25564/Shkolazhizni.ru
ttp://zdd.1september.ru/2006/07/9.htm
http://sait-sovetov.net›stati-medicina-i-zdorove/o-polze… http://wellnesso.ru/zdorove/strelnikova-dyihatelnaya-gimnastika
https://urok.1sept.ru/статьи/618991/