Влияние питания на работу головного мозга

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние питания на работу головного мозга

Кривошеева Д.А. 1
1МБОУ "Симферопольская академическая гимназия"
Сеитасанова Зайде Ибрамовна 1
1МБОУ "Симферопольская академическая гимназия"


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследованияв современном мире, всё более важную роль в развитии любой страны начинает играть интеллект человека, его умственные способности, ученые до сих пор не изучили максимальные возможности головного мозга. Личностный успех любого человека зависит от работы его головного мозга.

Целью моей работы является изучение влияния питания на работу головного мозга.

Задачи:

1) Изучить и проанализировать теоретический материал по выбранной теме.

2) Определить влияние рациона питания на эффективность работы головного мозга.

3) Изучить чем питались великие ученые разных эпох.

3) Провести анкетирование среди одноклассников, учеников других школ.

4) Составить список продуктов питания, полезных для работы головного мозга.

5) Сделать выводы.

В ходе своей научно-исследовательской работы, я сделала вывод: что при наличии в меню определенных продуктов можно улучшить память, повысить концентрацию внимания, облегчить и ускорить умственную работу головного мозга.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….....……3-4

РАЗДЕЛ 1. Головной мозг – самый важный орган человека… 5-10

Головной мозг: строение, функции…………………………....5-7

Влияние повседневной пищи на работоспособность мозга..7-10

РАЗДЕЛ 2. Влияние питания на работу головного мозга …...11-17

Чем питались великие ученые……………………………...11-13

2.2. Анкетирование…………………………………………………13-15

2.3. Меню для мозга…………………………………………………15-16

ВЫВОДЫ ……………………….…………………………….…….17-18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………19

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………20-21

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире, всё более важную роль начинает играть интеллект человека, его умственные аналитические способности, образованность, его уникальность и гениальность, саморазвитие и стремление к знаниям, к изучению новой информации.

Саморазвитие, стремление к знаниям важнейшая часть моей жизни. Я благодарна родителям и учителям, которые, видя мое стремление к знаниям, поддерживают меня. Родители создали все условия, чтобы я хорошо училась. А школа задает нужный темп, направляет, делает объявления об интересных мероприятиях.

Современные российские школьники обязаны быть умными, быстро обучаться, стремится улучшать свои навыки, ведь со своей стороны Президент Российской Федерации Владимир Путин делает все возможное, что бы любой школьник мог стать гением.

Гениями рождаются или становятся? На эту тему всегда возникало много споров по всему миру у ученых и психологов. Конечно же, эта тема интересовала ученых и нашей страны. Одни говорят, что гениальность и интеллект человека напрямую зависит от его генов, от того в какой семье он родился и воспитывался. А вот другие говорят, что это совершенно не имеет значения! И гениальность это качество, которое человек может привить себе упорным трудом, старанием, развитием своих умственных способностей.

Ученые одного из Санкт-Петербуржских университетов провели различные исследования, в результате которых замечена четкая связь между несбалансированным питанием матери во время беременности и низкой успеваемостью и плохим поведением ребенка в будущем. Если беременная не получает необходимого количества питательных веществ, это отрицательно сказывается на формирование клеточных связей в головном мозге. Ученые так же отметили, что рыба в рационе беременной благотворно влияет на развитие мозга крохи, а также существенно увеличивает шанс рождения общительных и одаренных деток. Кроме того, повысить вероятность рождения гения могут такие продукты, как черника, клюква, свекла, шпинат.

Развитие детского мозга начинается с самых первых дней беременности будущей мамы. Примерно на третьей неделе у плода явно различаются три основные части мозга, а к концу беременности мозг вполне развит. Конечно же, на развитие малыша влияет множество факторов – одним из важных является питание. И беременной женщине необходимо следить за своим питанием и правильно питаться уже на ранних сроках.

Сторонники теории, что гениальность это качество, которое человек может привить себе упорным трудом, старанием.

Если мамочка не уделяла должного внимания своему питанию, это не значит, что в течении жизни ребенок своим трудом, тягой к знаниям не сможет достичь значимых высот в интеллектуальной деятельности. Каждый ребенок, независимо от того в какой семье он родился и в какую школу ходит, может стать знаменитым ученым, выдающейся личностью и получить статус гения. При получении знаний школьной программы, внеурочной деятельности, изучении различных наук, одним из факторов, который может обеспечить интеллектуальное развитие и успех в будущем – правильное питание нашего организма.

РАЗДЕЛ 1. ГОЛОВНОЙ МОЗГ – САМЫЙ ВАЖНЫЙ ОРГАН ЧЕЛОВЕКА

Головной мозг: строение, функции.

Человеческий головой мозг – это один из самых сложных и важных органов человека. Только от правильного функционирования и работы головного мозга зависит общий показатель деятельности человека. В нем одновременно проходят миллионы процессов, которые мы даже не замечаем в ежедневной жизни. От того как протекают эти процессы зависит наше самочувствие, восприятие окружающего мира и умственное развитие. Головной мозг контролирует работу центральной нервной системы, наши действия, движения, а так же работу внутренних органов человека.

Научно доказано, что среднестатистический человек использует головной мозг всего лишь на 5% его возможностей. У гениев работоспособность мозга определяется на уровне 10-12%. На что способен человек с мозгом работающим на полную мощность никому не известно.

Головной мозг это центр интеллекта, памяти, речи и сознания, который расположен в полости черепа и является главным регулятором всех жизненно важных функций организма человека.

Головной мозг содержит огромное количество нейронов. Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая предназначена для приема извне, обработки, хранения, передачи и вывода вовне информации с помощью электрических и химических сигналов.

Головной мозг новорождённого содержит около 10 млрд нейронов, а наибольшее количество - 14 млрд нейронов – мозг девятиклассника. Деятельность мозга человека связана с потоком информации по сложным цепям, состоящим из нейронных сетей. Средняя масса головного мозга у взрослого человека – 1300 - 1500 грамм, что составляет около 2 % от массы тела. Но, несмотря на незначительные размеры, головной мозг с его нейронной организацией является важнейшим органом человека.

Головной мозг содержит нервные центры рефлексов, осуществляющих непроизвольные врождённые движения глотания, дыхания, сердцебиения, моргания, пищеварения и т.д. А в коре полушарий формируются центры произвольных движений, которым мы обучаемся в течение жизни. Благодаря этим реакциям мы разговариваем, общаемся, работаем, активно отдыхаем, т. е. живем по-человечески (рефлекторная функция).

В головном мозге есть белое вещество, волокна которого связывают между собой отделы головного мозга и образуют восходящие и нисходящие пути для связи со спинным мозгом (проводниковая функция).

В головном мозге формируются чувства человека, без которых невозможны наше воображение и мышление. В него поступает вся информация от органов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, равновесия, которая обеспечивает отображение окружающего мира (информативная функция).

Головной мозг контролирует все действия организма человека. При осуществлении рефлексов от рабочих органов к головному мозгу поступают сигналы относительно эффективности реакций. Это явление названо обратной связью. Совокупность нервных путей - рефлекторной дуги и путей получения обратной информации - образует рефлекторное кольцо. Результат такого контроля - новые приспособительные действия. И, наконец, головной мозг является центром высшей нервной деятельности (ВНД), благодаря которой человек имеет преимущества в сравнении с «умными» техническими системами и отличается от животных с элементарной умственной деятельностью. Человек может творить, смеяться, плакать, радоваться, сочувствовать именно благодаря головному мозгу. Этот отдел имеет участки, обрабатывающие информацию и совместно обеспечивающие такие функции, как мышление, сознание, речь, память, эмоции.

Ни у кого не возникает сомнения, что такой сложный и важный орган требует постоянной энергетической подзарядки. В качестве топлива или энергетической подзарядки, организм использует продукты питания. От того, насколько пища соответствует потребностям мозга, является полезной, зависит его возможности. Насколько точно головной мозг будет давать инструкции телу и насколько долго проработает, как будет он функционировать – определяется качеством питания нервных клеток.

Неправильный, несбалансированный рацион, приводит к психическим расстройствам, неврологической патологии, нарушениям трудоспособности.

Влияние повседневной пищи на работоспособность мозга

Пища это не только калории, необходимые для выработки энергии клетками. Это еще и минералы, витамины, белки, сложные углеводы и жиры. Доказано, что вся пища, которую мы употребляем, заводит и приводит к правильной работе наш мозг. Пищевые пристрастия влияют на качество работоспособности, ясность мыслей, концентрацию внимания и на память.

В конце XX века провели анализ статистики относительно питания и состояния мозга среди населения Европейского континента. Респонденты выбирались в возрасте от восьми до пятидесяти лет.

Цель исследования – выяснение правильного питания и влияния пищи на образ жизни, которые отвечают за сохранение физического и психологического расстройства.

Анализ результатов показал, что для улучшения мозговой деятельности следует соблюдать ряд принципов:

Употреблять в пищу насыщенные (твердые) жиры. Считают, что употребление жиров в пищу несет один вред. На самом деле, в них нуждается каждый организм для нормальной жизнедеятельности и работоспособности.

Использовать продукты, содержащие в составе витамины и антиоксиданты.

Отказываться от пищи, способствующей появлению и скоплению шлаков.

Избегать продуктов с большим содержанием углевода и глютена.

Сбалансированный и полноценный рацион является ключевым составляющим для работы мозга у каждого человека.

Если у человека возникают жалобы на память или ухудшение работоспособности мозга, следует обратить внимание на пищу, которую он употребляет. Возможно, нейроны не получают нужное количество питательных веществ.

Сразу после рождения все необходимые витамины и питательные вещества ребенок получает из материнского молока. По результатам последних исследований грудное молоко оказывает влияние не только на создание и укрепление иммунитета малыша, но и на его интеллект.

Но уже после года (а у некоторых – и раньше) ребенок начинает есть «взрослую пищу». Здесь мама должна тщательно продумать детский рацион, решить, какой продукт самый полезный и как часто его давать.

В Российской Федерации постоянно осуществляют контроль и следят за качеством детского питания в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

Рассмотрим, что же является источником пользы для правильной работоспособности нашего мозга:

Жиры

Жиры бывают ненасыщенные, которые являются ценным источником для восстановления энергии организма и насыщенные. Полезные ненасыщенные жиры содержится в значимом количестве в рыбных продуктах и продуктах растительного происхождения. Они регулируют уровень холестерина в крови, участвуют в процессах метаболизма в крови, оказывают влияние на гормоны роста.

Жиры можно найти в грецких орехах, миндале.Также жиры бывают насыщенные, которые усваиваются хуже, но также необходимы для организма. Они обладают высокой питательной ценностью, служат кирпичиками для синтеза нужного организму количества холестерина. Такие жиры входят в состав молочных продуктов, мясо животного, яйца.

Минералы и витамины

Минералы не участвуют в обмене энергии, но являются главным организатором в усвоении пищи, роста, адаптации и развития организма. Отвечают за гормоны, которые регулируют память, улучшение настроения и концентрацию внимания. К таким элементам относятся: цинк, железо, магний, витамин D. Магний и цинк отвечают за выработку тестостерона и увеличение силовых показателей. Нехватка цинка и магния приводит к быстрой усталости организма в целом, возникает беспокойство, снижается работоспособность головного мозга. Встречаются в таких продуктах, как орехи, бобовые, морепродукты.

Витамин Д отвечает за скорость реакции, качество памяти. При нехватке витамина Д организм человека путает день с ночью, что сказывается на нервной системе человека. Встречается в рыбьем жире, рыбных продуктах, морепродуктах, яичном желтке, молочных продуктах. 

Витамин B6 отвечает за правильную работу гормонов, избежание стрессовых ситуаций и депрессии. Можно встретить в фасоли, свежих овощей, бананов.

Витамины C и E отвечают за физическую и умственную утомляемость, раздражительность, правильность сна. Содержатся в свежих ягодах, фруктах и зелени, и конечно же в цитрусовых.

Дефицит полезных питательных элементов приводит к внутреннему изменению организма и является причиной многих заболеваний нервной системы.

Но кроме недостаточного потребления полезных продуктов, негативное влияние на мозг оказывают продукты с вредным составом. Если постоянно употреблять в пищу эти продукты, это ускорит процесс старения клеток мозга и замедлит процесс регенерации нейронов.

Вредные или бесполезные продукты для мозга

 

К вредным или бесполезным продуктам для головного мозга относятся популярные и недорогие полуфабрикаты, продукты с высоким гликемическим индексом (содержащие простые углеводы).

В современном мире интенсивность жизни школьника и родителей очень высокая – школа, внеурочная деятельность, развивающие кружки, работа, уборка. Все это привело к тому, что большинство семей, с цедью экономии времени, перешло на питание полуфабрикатами, колбасными изделиями. Надо помнить, что в состав колбасных изделий, мучной продукции, майонеза, входят трансжиры. Они препятствуют выводу токсинов из организма. Также во время обработки, полезные микроэлементы теряются, что отражается на здоровье организма. Трансжиры – дешевые аналоги натуральных жиров, у которых изменена пространственная структура молекулы. Из-за чего ферменты организма не способны полностью переработать и усвоить эти соединения.

Так же мы привыкли есть пищу, в которой высокий уровень углеводов. Избыток углеводов признается диетологами как негативный фактор, приводящий к нагрузке на поджелудочную железу. В ответ на поступление большого количества углеводов, в крови подскакивает уровень инсулина. Этот гормон вызывает чувство голода, заставляя мозг вырабатывать негативные пищевые привычки.

Приведу примеры наиболее вредной пищи. Полностью отказываться от этих продуктов не стоит, но ограничить количество в рационе все же следует: жирное мясо, бройлерное куриное мясо, сухарики, чипсы, колбаса и сосиски, жареный картофель, фаст-фуд, сладкие газированные напитки, а также употребление в больших количествах соли и сахара, продуктов содержащих большое количество химических добавок (консервантов, загустителей, красителей).

Раздел 2. Влияние питания на работу головного мозга.

2.1. Чем питались великие ученые.

Мне стало интересно, а чем же питались признанные всем миром гениальные люди?

Для своего исследования я выбрала трех величайших людей представителей разных стран – Леонардо Да Винчи, Альберт Эйнштейн и Дмитрий Иванович Менделеев.

Интерес вызывает еще тот факт, что есть теория, что некоторые ученые относят Леонардо Да Винчи к “гениям с рождения”, Альберта Эйнштейна к тем людям, которые трудолюбием и тягой к знанию добились мирового признания, а про Дмитрия Менделеева говорили, что он родился с нестандартным мышлением, и при этом был человеком, который постоянно трудился над получением новых знаний анализируя и систематизируя информацию.

Способности Леонардо да Винчи потрясают по сей день. Ходят легенды, что он был посланником внеземных цивилизаций и мог перемещаться по параллельным мирам. А чем еще можно объяснить его невероятные способности? Леонардо был одновременно художником, скульптором, инженером, изобретателем, филологом, химиком, провидцем, ученым, одним из лучших певцов своего времени, композитором, создателем музыкальных инструментов, архитектором, модельером, фехтовальщиком и наездником. 

Леонардо да Винчи, великий гений человечества, остается для мира примером «универсального человека». Творивший в ХV веке этот удивительный человек оставил потомкам синтез целостных знаний, великое наследие и массу загадок. Чем же питал свой мозг и организм великий Леонардо?

Стройным и на удивление сильным Леонардо да Винчи оставался в течение всей своей долгой жизни. Остановить коня на скаку и согнуть подкову одной рукой, как и написать шедевр было для него обычным делом.

Рассмотрим его постулаты питания:

1. Обязательно к употреблению свежие фрукты и овощи – яблоки, груши, сливы, виноград, капуста, свекла, сельдерей.

2. Грубая натуральная пища составляла ежедневную основу его рациона – разнообразные крупы (в том числе и гречка), фасоль, горох, орехи.

3. На столе  много минеральной, родниковой воды.

4. Его пожизненная диета была вегетарианской. Он не ел мяса.

Можно убедиться, что ещё 5 веков назад  он организовал своё питание, так как советуют нам диетологи 21 века – обильное питье чистой воды, крупа, овощи и фрукты.

Открытия великого гения в науке – Альберта Эйнштейна дали огромный рост математике и физике в XX столетии. Эйнштейн является автором около 300 работ по физике, а также автором более 150 книг в области других наук. За свою жизнь им было разработано много значительных физических теорий.

В детстве знаменитый учёный не был вундеркиндом. В школе, где будущий гений зарекомендовал себя замкнутым, ленивым, медлительным и почти ни на что не способным, все смеялись над ним. А учителя говорили, что из Альберта никогда и ничего путного не выйдет. Эйнштейн так и не получил аттестата об образовании в гимназии. 

Жизнь Альберта изменилась, когда в 17-летнем возрасте он поставил себе цель – стать известным ученым и получить Нобелевскую премию. Целеустремлённость и характер Эйнштейн показал уже в юношеском возрасте, когда со второй попытки поступил в престижный политехнический университет в Цюрихе. В 22 года учёный получил диплом, а также Швейцарское гражданство. В 25 лет Эйнштейн опубликовал несколько своих научных статей по физике, а далее следовало открытие теории относительности. Это произвело колоссальный резонанс в обществе, ведь данный догмат полностью противоречил устоявшимся понятиям о видении мира.

О своей диете Эйнштейн всегда отшучивался, говоря, что есть только сосиски и сыр. Только на приватной встречи с королем и королевой Бельгии Альбер Эйнштейн поделился секретами его трёх разового питания - это яйца, сыр, шпинат, картофель, мед и обязательно фрукты – виноград, яблоки, груши. 

Многие из нас знают Дмитрия Ивановича Менделеева как выдающегося химика, создателя системы химических элементов. Но это только часть заслуг и достижений великого ученого. Он был физиком, занимался исследованиями в области геологии, гидродинамики, метрологии.

Этого человека современники называли глубоким знатоком промышленности, приборостроения, экономики, воздухоплавания. Несмотря на свою занятость наукой, Менделеев много времени уделял общественной деятельности. Этот великий человек обладал нестандартным мышлением, тягой к новым знаниям и был настоящим трудоголиком.

Несмотря на чрезвычайно загруженный ритм жизни - ел Дмитрий Иванович очень мало. Куриный бульон, уха, рыба, отварной рис, ячневая каша, лепешки из риса и геркулеса. Сладкого почти никогда не ел. 

Я решила узнать как же питаются мои одноклассники, друзья и влияет найти закономерность между успехами в учебе и питанием.

2.2. Анкетирование

Для того чтобы узнать зависимость между правильным питанием головного мозга и успехами в школе я провела анкетирование. Чтобы никого не обидеть, анкетирование было анонимным.

В анкетировании участвовали ученики Симферопольской академической гимназии, друзья из театральной студии и хореографического ансамбля, ученики других школ, с кем я познакомилась в детском лагере.

Я составила анкету, где в одной графе надо было написать успеваемость в школе, в другой графе – успехи во внеурочной деятельности, и в третьей примерный перечень продуктов, который на регулярной основе употребляются в пищу, так же меня интересовали ответы на следующие вопросы:

1. Вы сегодня завтракали перед тем как пойти в школу?

а) да Б) нет

2. Как себя чувствуете?

а) Сонно б) хочу есть в) хорошо

3. Как настроены на продуктивную работу на уроке?

а) отрицательно б) положительно

4.Как часто ты завтракаешь дома?

а) регулярно б) иногда в) никогда

5.Если не завтракаешь, то почему?

а) не успеваю б) не хочу

Всего в анкетировании приняли участие 52 человека.

Результаты ответа на вопрос об успеваемости в школе приведен в таблице №1. (приложение 1)

Данная таблица наглядно показывает успеваемость опрошенных детей в школе. Из 52 учеников круглыми отличниками оказались всего 8 человек.

В таблице № 2 (приложение 2) показано, как опрошенные ученики посещают кружки, секции и занимаются внеурочной деятельностью, т.е. получают дополнительные знания и умения.

По данным анкетирования видно, что около 71% детей стремятся получить дополнительные знания и умения, но правда не все (33%) в силу разных причин делают это своим жизненным приоритетом на постоянной основе.

В таблице № 3 (приложение 3) показано, как опрошенные ученики ответили на вопросы о правильном питании.

На основе полученных данных я сделала вывод, что деятельность головного мозга напрямую зависит от правильного питания. Ребята, родители которых (или сами ребята) следят за правильностью питания, могут похвастаться не только успехами в учебе, а и наличием сил и желаний получать дополнительные знания и умения.

По результатам своей исследовательской работы я решила составить меню “для гениев” и поделиться им с ребятами.

2.3. Меню для мозга

Всем своим одноклассникам, ученикам других общеобразовательных учреждений, родителям я составила ориентировочное меню, в котором собрала 10 полезных для мозга продуктов с учетом особенности нашего региона:

Красная рыба, богатая полиненасыщенными жирными кислотами и легко усвояемыми белками. Предпочтительнее – семга, лосось.

Мучные изделия цельнозернового происхождения. Такие продукты обладают благоприятным гликемическим индексом и обеспечивают мозг необходимой энергией без лишних калорий.

Чечевица отличается аминокислотным составом, нормализует метаболизм в нейронах, проясняет ум.

Яйца куриные, перепелиные, индюшиные характеризуются низкой калорийностью, при этом содержат магний, фосфор и другие нутриенты. Пара яиц рекомендуется с утра школьникам, студентам и другим людям, занимающимся напряженным умственным трудом.

Овощи – помидоры, огурцы, морковка, свекла, перец, ялтинский лук. Овощи снижают риск возникновения патологий разного характера и способствуют активному росту новых клеток мозга

Молочные продукты – молоко, сметана, йогурт. Молоко содержит вещества, являющиеся источниками для синтеза серотонина. Антиоксиданты, присутствующие в молочных продуктах, улучшают функционирование нейронов. Йогурт также улучшает мозговую деятельность. Ученые выяснили о существовании прямой связи между интеллектуальными способностями ребенка и микрофлорой кишечника, поэтому при покупке продукта лучше отдавать предпочтение йогуртам с пребиотиками.

Семена подсолнечника и грецкие орехи, кедровые орешки содержа много витамина E и полиненасыщенных жирных кислот. Помогают справиться с депрессией, поднимают настроение.

Ягоды - черника или голубика – эти ягоды содержат много антиоксидантов и натуральных витаминов.

Фрукты – виноград и яблоки. Виноград богат питательными веществами, которые улучшают работу памяти. Яблоки отличаются натуральными антиоксидантами. Помогают сосредотачиваться, предотвращают возрастное ослабление памяти. Также, яблоки обладают профилактическим действием в отношении атеросклероза сосудов мозга.

Какао натуральный. Обладает стимулирующим действием, однако, чрезмерное употребление какао может привести к росту числа ошибок при умственной работе.

Конечно, у каждого человека, в каждой семье есть свои предпочтения в плане пищи. Я предлагаю улучшить состояние своего мозга и работоспособность, внеся изменения в ежедневный рацион и потреблять в пищу полезные продукты.

Следует помнить, что чтобы стать гением или выдающимся человеком необходимо стремиться к новым знаниям, усердно трудиться и обеспечивать своему головному мозгу правильное питание.

ВЫВОДЫ

Головной мозг — один из самых сложно устроенных органов человеческого тела. Без правильной, не дающей сбоя работы головного мозга – невозможна деятельность человека в целом, будь то умственное развитие, или физическое. Принимая поступающие из окружающего мира сигналы, мозг анализирует их и передает импульсы в соответствующие органы. Он регулирует интеллектуальную, эмоциональную сферы, да и в целом всю нашу жизнь и здоровье.

Мы привыкли связывать качества ума с наследственностью или трудолюбием и редко вспоминаем о прямой зависимости от правильного питания.

В ходе проведенного нами исследования было выявлено следующее:

Вся деятельность человеческого организма начиная от мелкой моторики до выносливости, а также эмоциональная сфера, память, таланты, мышление, интеллект, находятся в ведении одного небольшого по размерам органа – головного мозга. Изучением головного мозга занимается множество ученых, но они все еще далеки от разгадки всех тайн;

Среднестатистический человек использует головной мозг всего лишь на 5% его возможностей. У гениев работоспособность мозга определяется на уровне 10-12%.

На примере питания великих ученых и учеников образовательных школ было доказано, что характер питания влияет на работоспособность головного мозга - наличие в рационе питания таких продуктов, как: морская рыба, яйца, орехи, злаки, фрукты, овощи обеспечивает полноценное питание, улучшает работу головного мозга в целом.

Я предлагаю каждому из нас улучшить состояние своего мозга и работоспособность, внеся изменения в ежедневный рацион и потреблять в пищу полезные продукты.

Если целенаправленно составлять рацион из определенных продуктов, то вполне реально улучшить память, повысить концентрацию внимания, облегчить и ускорить умственную работу, а также просто улучшить самочувствие.

Эффективность умственной деятельности зависит от множества различных факторов. Мозгу необходимы ежедневные интеллектуальные нагрузки, тренировки, физическая активность. Также следует обеспечивать полноценное полезное питание для работы мозга.

Список использованных источников

«Здоровье школьника» / под. ред Т. Невзоровой. №3, 2006

Сборник методических рекомендаций по организации питания детей и подростков. Санкт-Петербург: Изд. «Речь», 2008 г.

Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: краткий учебник: Перевод с немецкого. - М.: ГЭОТАР Медицина, 1999.

Физиология человека. Под редакцией В. М. Покровского, Г.Ф. Коротько. Учебник для медицинских вузов и факультетов. 

Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. – 2007

Бибик Н.М. Основы здоровья, К: «Начальная книга», 2004,

Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989 г.

Статья “Диета для мозга: перечень продуктов” Т. Мищанчук.

Статья “Значение питания в жизни человека” /Значение питания в жизни человека Е.В. Федосеева, П.А. Булыгина. 

Использование Интернет-ресурса

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1.

“Успеваемость в школе

Успеваемость в школе

Количество опрошенных, человек

% отношение

1

учусь только на "отлично"

8

15%

2

учусь на "отлично" и "хорошо"

12

23%

3

учусь на "хорошо" и "удовлетворительно", оценок "хорошо" больше

25

48%

4

учусь на "хорошо" и "удовлетворительно", оценок "удовлетворительно" больше

7

13%

5

 

52

100%

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 2.

Занятия внеурочной деятельностью.

Занятия внеурочной деятельностью, посещение кружков, секций.

Количество опрошенных, человек

% отношение

1

Посещаю постоянно

20

38%

2

Посещаю периодически

17

33%

3

Не посещаю

15

29%

4

 

52

100%

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 3

Питание учеников

Какую пищу вы потребляете

Количество опрошенных, человек

% отношение

1

Питаюсь правильно

10

19%

2

Стараюсь питаться правильно, но не всегда получается

32

62%

3

За своим меню особо не слежу

9

17%

4

Как придется

1

2%

5

 

52

100%

Просмотров работы: 491