Её величество -Вакцина

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Её величество -Вакцина

Авферонок А.И. 1
1МАОУ Одинцовский лицей № 6 им. А.С. Пушкина
Таирова Т.В. 1
1МАОУ Одинцовский лицей № 6 им. А.С. Пушкина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

— На прививку! Второй класс!

— Вы слыхали? Это нас!.. —

Я прививки не боюсь:

Если надо — уколюсь!

С. Михалков

Когда открывается дверь кабинета нашего класса и входит школьный врач, то дети и я с замиранием слушаем, кого сейчас вызовут на прививку. А зачем делают эти самые прививки? Данный вопрос не давал мне покоя до тех пор, пока я не разобрался с ним в своей исследовательской работе, которую так и назвал: «Её величество-вакцина».

В своей работе я решил выяснить, какую роль играют вакцины в жизни человека и как они влияют на здоровье человека в целом. Ведь только полностью здоровый человек способен к активной, творческой работе.

Актуальность моей работы состоит в том, что вопросы, связанные с вакцинацией, не утихают как среди родителей, так и среди ученых и врачей! Ведь проблема состоит в том, что одни выступают за «прививки», другие – категорично отвергают значимость вакцинации. Необходима ли в настоящее время вакцинация?

Цель исследовательской работы - доказать, что вакцинация является одним из важнейших компонентов полноценного, здорового образа жизни современного человека. Для достижения поставленной цели, я поставил перед собой определённые задачи.

Задачи исследовательской работы:

Изучить значимость вакцинации.

Узнать историю развития вакцинации.

Установить взаимосвязь между отсутствием вакцинации и вспышками заболеваемости.

Определить среди одноклассников и их родителей осведомленность о роли вакцин в жизни человека.

Сделать выводы.

Объектом исследования послужит влияние вакцинации на здоровье человека, а предметом исследования - прививка и её воздействие на организм.

Для своей работы я выдвинул гипотезу, которая заключается в том, что прививка необходима для человека, так как она стимулирует организм к выработке антител (своеобразной защиты), которые оберегают человека многие годы или всю жизнь от заболеваний.

Методы решения поставленных в исследовательской работе задач:

1. Изучение литературы, связанной с темой вакцинации.

2. Проведение анкетирования среди одноклассников и их родителей.

3. Посещение медицинского учреждения, где проводят вакцинацию.

4. Посещение лекций и мастер-классов для детей, связанных с выбранной мною темой.

5. Посещение музея «Живые системы».

2. Основная часть

2.1. История вакцинации.

Первым способ вакцинации против заболевания, которое называется оспа, открыл английский врач Эдвард Дженнер. Более двух столетий назад он наблюдал за крестьянами, которые ухаживали за больными коровами, зараженными коровьей оспой. В ходе своих наблюдений, он отметил, что крестьяне не болеют потом обычной, «человеческой» оспой.

Идею Дженнера подхватил, спустя сто лет, уже французский ученый - Луи Пастер. Он предположил, что если микроорганизмы, которые являются возбудителями болезни, сильно ослабить и ввести в организм человека, то они вызовут у человека болезнь в легкой форме и сделают этого человека невосприимчивым к болезни в будущем. Идея сработала и успешно прижилась в медицине. Высказанная Пастером мысль является для нас очень важной. Она помогает сформулировать нам определение вакцины и понять механизм ее действия.

2.2. Что же такое вакцина?

И так, вакцина – это медицинский препарат, в котором содержатся ослабленные возбудители тех или иных заболеваний. Они специально вводятся человеку, чтобы наш организм «запомнил», научился бороться и быть невосприимчивым к этим заболеваниям в последующем.

Чтобы увидеть всё своими глазами, я отправился в медицинский кабинет к нашему школьному доктору. Мне удалось с ней поговорить о вакцине. Оказалось, что каждая вакцина имеет свой «паспорт», в котором содержится полная информация: ее состав, название, серия, срок годности, страна производитель, условия хранения и транспортировки. Так же прилагается подробное руководство по обращению – инструкция.

Я узнал и о том, что в настоящее время в Российской Федерации действует приказ – «Национальный календарь профилактических прививок», согласно которому есть определенный, установленный график проведения вакцинации, каждый человек может как добровольно отказаться от проведения ему вакцинации, так и выразить свое желание вакцинироваться в соответствии с ним. Так вот зачем школьный врач раздаёт согласия для родителей перед нашей вакцинацией! Ответов на свои вопросы я нахожу все больше! Я узнал, что в нашем лицее почти все обучающиеся привиты, за исключением отводов по болезни. А моя учительница ещё мне рассказала, что педагоги, администрация и все сотрудники лицея тоже ежегодно вакцинируются.

Для изучения вопроса, связанного с вакциной, я использовал самые разнообразные источники. И одним из таких источников стали книги. Здесь я нашел информацию и попытался найти ответ на вопрос: «Почему вакцине уделяется такое большое внимание в настоящее время?».

Эпидемия гриппа в России и вспышка лихорадки Зика в Америке (эту болезнь уже сравнили с Эболой снова заставили врачей говорить о важности прививок. В нашей стране привитость населения составляет более 95-98 %. Но как только этот процент будет снижаться, мы можем увидеть вспышки любых заболеваний. Недавний пример – эпидемия кори в Европе и на Украине.

2.3. Защити себя от кори.

Узнав, что заболеваний и вакцин от них очень много, я решил познакомиться с вакциной от кори.

Корь – крайне заразное вирусное заболевание. Распространяется воздушно-капельным путем, то есть передается через слюну от больного человека при разговоре, кашле, чихании. Распространяется вирус кори и по вентиляционной системе помещений. Болезнь часто протекает с осложнениями и может привести к пневмонии, ушным инфекциям и воспалению мозга.

История возникновения кори, как и многих других заболеваний, достоверна неизвестна. Ученые полагают, что об этом заболевании было известно еще в древние времена. Но впервые описал симптомы данного заболевании арабский врач Разес в 9 веке, при этом ошибочно считая, что данные симптомы являются разновидностью легкой формы малой оспы.

Эпидемиологию, то есть распространение, особенности течения заболевания и подробное описание клинической картины, были описаны лишь спустя более чем восемь столетий англичанином Т. Сиденгамом и французом Р. Мортоном. И только в 18 веке корь смогли выделить в самостоятельную болезнь.

А выделение возбудителя - вируса кори – произошло только в 50-ых годах 20-ого века. И именно это позволило ученым создать эффективный метод борьбы с корью - вакцину.

До введения массовой вакцинации ежегодно от кори по всему миру умирали более 2,6 миллиона человек. И большая часть из них – дети!

Сейчас средние годовые цифры, по данным ВОЗ, составляют около 90 тысяч человек, однако в последние годы они стабильно растут.

Приведу некоторые статистические данные:

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в 2017 году в мире от кори погибло около 110 тысяч человек, 92 тысячи из них — дети в возрасте до пяти лет.

В России заболеваемость корью в 2018 году составила 1,7 случаев на 100 000 человек.

Число заболевших корью в Европе в 2018 году достигло рекорда за последние 10 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2018 году в Европе от кори умерли 72 человека, заразились более 82 тысяч человек. Случаи заболевания зарегистрированы в 47 из 53 европейских стран. В большинстве случаев, заболевших приходилось госпитализировать.

На Украине в 2018 году было отмечено более 53 тысяч случаев заболеваний корью.

Почему происходят вспышки заболеваний?

Всемирная организация здравоохранения назвала отказ от вакцинации одной из главных угрозой здравоохранению в 2019-2020 годах. Итак, я пришел к первому своему заключению: вакцина – это защита человека от заболеваний, вакцинация необходима, чтобы сократить во всем мире число эпидемий.

3.3. Анкетирование и встреча со специалистами.

В связи с этим я решил провести анкетирование среди своих одноклассников и выяснить, что им известно о вакцинации. Для этого я разработал анкету.

Анкета:

Знаете ли вы что такое вакцина (да/нет)?

От каких заболеваний проводят вакцинацию (привести примеры заболеваний)?

Вакцинировались ли вы? (Да/нет)

Является ли вакцина, по вашему мнению, одним из важных компонентов здорового образа жизни (да/нет)?

Полученные результаты:

Во время проведения анкетирования, я выяснил, что:

Большая часть моих одноклассников знают, что такое вакцина.

На вопрос: «От каких заболеваний проводят вакцинацию?» почти все мои одноклассники ответили: «грипп».

Практически все ребята в моем классе делали прививки.

К сожалению, лишь немногие считают вакцинацию важным компонентом здорового образа жизни.

Следующим пунктом своего исследования я наметил посещение процедурного кабинета, который видел однажды, находясь у мамы на работе. Моя мама работает в медицинском центре врачом. Именно в медицинском центре и была таинственная белая дверь, на которой висела табличка – «Процедурный кабинет», «График вакцинации».

Надев на себя белый халат, я оказался перед дверью того самого процедурного кабинета, где на пороге меня встретила приветливая медсестра и объяснила: чтобы попасть внутрь кабинета, не нужно скрываться. А необходимо иметь при себе медицинскую шапочку, халат, маску и бахилы! Потому что процедурный кабинет, где осуществляется вакцинация – это стерильная зона.

И так вывод: вакцинация проводится исключительно в стерильных условиях в процедурном кабинете по определенному графику и заведует этим кабинетом медицинская сестра.

И вот я внутри процедурного кабинета. Оглянувшись, я увидел стол, на котором лежали (как я потом узнал специальные журналы, в которых записываются все пациенты, посещающие этот кабинет, а так же название введенной вакцины.), холодильник, кушетку, много-много самых разных лекарств в белом шкафчике, бактерицидную лампу. Но где же вакцины?

В кабинет зашла мама и, открывая дверцу холодильника, сказала: «Смотри, Андрей, в этом холодильнике хранятся вакцины, которые могут спасти очень и очень многих детей и взрослых от самых разных болезней».

За дверцей холодильника я увидел множество разноцветных маленьких коробочек. Они лежали на каждой полке: от низа и до самого верха холодильника.

Тут холодильник вдруг громко запищал. Закрыв дверцу холодильника, мама мне рассказала, что внутри каждой коробочки находится инструкция и ампула с содержимым, которое вводят, например в мышцу. Все вакцины должны храниться строго при определенной температуре, чтобы не потерять свои свойства. Когда дверца холодильника открыта, температура внутри начинает повышаться, и при достижении критического значения, холодильник, предупреждая, издает звуковой сигнал.

И так снова вывод: процедурный кабинет – это специальное помещение, в котором проводится вакцинация. Он должен быть стерильным. А каждая вакцина хранится в специальном холодильнике и имеет свой «паспорт».

Следующим этапом моего исследования стало посещение музея «Живые системы», который находится в Москве. Меня привлек лозунг этого музея: «Познай себя в музее «Живые системы».

Там я узнал и увидел наглядно, что такое антитела и как они двигаются по кровеносным сосудам. Какие органы в теле человека отвечают за защиту нашего организма от проникновения чужеродных вирусов и бактерий и что такое иммунитет.

Но и этого мне показалось мало, поэтому я попросил маму записать меня на курс лекций и мастер-классов для детей, где мне подробно объяснили (и мы с преподавателем даже составили схему тела человека и макет кровеносного сосуда) как формируется «память» организма к различным заболеваниям - иммунитет. Ведь именно введенная в наш организм вакцина – одна из причин формирования этой самой «долгосрочной памяти».

3.Заключение.

Понятие «здоровый образ жизни» очень объемно. Сюда относится и правильное, полноценное, сбалансированное питание, и прогулки на свежем воздухе, и правильное сочетание режима труда и отдыха, а также - вакцинация.

Задача прививки – выработать специфический иммунитет на определенный вид возбудителя.

Впервые вакцинация была изобретена более двух веков назад и в настоящее время не только не потеряла свою актуальность, но и ведутся активные разработки новых вакцин против различных вирусов и бактерий, способных вызвать различные заболевания у человека.

Граждане РФ имеют право бесплатно сделать прививки себе и своим детям в поликлинике по месту жительства.

Вывод: я справился с поставленными задачами, сумел достичь цель, которую я ставил, занимаясь этим исследованием. Моя гипотеза о том, что прививка необходима для человека, так как она стимулирует организм к выработке антител (своеобразной защиты), которые оберегают человека многие годы или всю жизнь от заболеваний полностью подтвердилась.

Результаты моей работы не останутся не замеченными. Я обязательно расскажу о значимости прививок своим одноклассникам в «День здоровья», который проводится в нашем лицее.

4.Список использованной литературы

Актуальные проблемы коревой инфекции // Педиатр. — 2017.

Большая медицинская энциклопедия. Авторы: В. П. Кудрявцева, Н. И. Нисевич, Э. Р. Пилл

Закон № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»,

Закон № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан»

Клинические рекомендации "Корь у детей" (утв. Минздравом России) Год утверждения (частота пересмотра): 2015 (пересмотр каждые 3 года)

Корь. Доклад  Всемирной организация здравоохранения(29 ноября 2018).

Корь в Европе: рекордное число заболевших и рекордные показатели иммунизации. Доклад  Всемирной организация здравоохранения (7 февраля 2019).

Приказ от 21 марта 2014 года N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»

Тайная война микробов. Пино Флоранс. Издательство «Пешком в историю». 2018 г.

Тайны анатомии. Доннер Кэрол. Издательство «Розовый жираф», 2018 г.

Приложения

Закон об отказе от прививок

Попробуем же разобраться в этих нормах, своих правах и ответственности лиц, нарушающих наши права. Первая и самая главная норма действующего законодательства, на которую надо сослаться, содержится в абзаце 7 части 1 статьи 5 «Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики» закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», в соответствии с которой граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Важно отметить, что в случае отказа от прививки вам могут отказать в приёме в учебное заведение, но только временно и только в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий (абзац 2 ч. 2 ст. 5 закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»). К слову сказать, эпидемию у нас объявляет Главный санитарный врач своим постановлением, а не мед. сестра детского сада, так что, если вам говорят, что «мы вам откажем, потому что у нас “эпидемия”», требуйте постановление Главного санитарного врача об объявлении эпидемиологической ситуации.

Кроме того, законодательство содержит нормы о добровольности любого медицинского вмешательства (а вакцинация тоже является медицинским вмешательством), а также о правах гражданина на отказ от такого вмешательства. А именно в соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 20 закона № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

Просмотров работы: 62