Как сохранить зрение школьника

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как сохранить зрение школьника

Плащевой Д.В. 1
1МАОУ Гимназия № 25 г. Благовещенска
Смирнов А.Н. 1
1МАОУ Гимназия № 25 г. Благовещенска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Глаза - это тот инструмент, с помощью которого мы видим наш мир, накапливаем информацию, осмысляем и осознаем окружающую обстановку. Зрение - это подарок природы, который надо беречь. Глаз различает тончайшие оттенки цветов, мельчайшие размеры, хорошо видит днём и неплохо в сумерках. Стоит закрыть глаза – и наступает темнота. Можно услышать звуки, ощущать запахи, но нельзя увидеть, а это уже делает человека физически неполноценным. Также не стоит забывать, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения - глаза. На мой взгляд, зрение – это уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

Актуальность темы

Проблема ухудшения зрения у детей школьного возраста стоит на одном из первых мест в связи с внедрением в жизнь новых обучающих технологий. Зрительная система находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды, зрительные нагрузки, оказывают на нее негативное воздействие и приводят к ухудшению зрения.

В последнее время, я всё чаще стал замечать, что многие одноклассники, ученики нашей школы, даже просто прохожие носят очки. При посещении врача офтальмолога я понял, что с такой проблемой - как снижение остроты зрения встречается всё больше и больше людей, но особенно детей подросткового возраста. Виной тому - постоянное перенапряжение глаз, ведь нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают глаза только во время сна.

Хорошее зрение необходимо каждому человеку и для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно беречь и сохранять зрение. В связи с этим, мы считаем, что зрение бесценно и проблемы зрения для человека имеет актуальное значение.

Почему портится зрение, как сохранить свое зрение и попытаться его улучшить? Мы решили данную проблему исследовать.

Цель проекта: сформировать знания по сбережению зрения школьников.

Предмет исследования: учащиеся 9-х классов «Гимназии № 25»

Объект исследования: зрение.

Гипотеза: если учащиеся будут знать причины нарушения зрения, то можно помочь им сохранить своё зрение.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

Описать факторы, влияющие на ухудшение зрения и предложить способы решения этой проблемы.

Провести просветительную беседу среди учащихся гимназии.

Ознакомить учащихся с рекомендациями специалистов по сохранению зрения.

Создать буклет «Гигиена зрения».

Создать электронное пособие «Памятка для школьника: Сохраним своё зрение».

Методы исследования:

Наблюдение.

Беседа-интервью.

Анкетирование.

Статистическая обработка данных.

База проведения исследования: Исследования проводились на базе МАОУ «Гимназия № 25 г. Благовещенска».

Практическая значимость исследования: состоит в возможности использования материалов исследования одноклассниками, и как пропаганда здорового образа жизни.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством: выступления на классном часе; выступление на школьной конференции.

Рабочий план выполнения проекта

Мероприятия

Исполнители

Сроки

Подготовительный этап

1.

Изучение литературы по теме исследования (сбор информации и её обработка).

Плащевой Д.

07.07 – 15.08

2020

2.

Составление анкеты для учащихся 9 классов гимназии № 25.

Плащевой Д.

16.08 – 18.08

2020

3.

Консультация с врачом офтальмологом Плащевым В.В.

Плащевой Д.

19.08 2020

4.

Составление проекта.

Плащевой Д.

20.08- 01.09

2020

Реализация проекта

1.

Проведение анкетирование среди учащихся 9 классов гимназии №25.

Плащевой Д.

Классные руководители 9 классов.

02.09 – 05.09 2020

2.

Анализ результатов анкетирования.

Плащевой Д.

06. 09. - 12.09

2020

3.

Провести просветительную беседу среди учащихся 9 классов гимназии № 25 на тему: «Сохраним своё зрение».

Плащевой Д.

25.09 2020

4.

Ознакомить учащихся с рекомендациями специалистов по сохранению зрения.

Плащевой Д.

Врач офтальмолог

26.09 2020

5.

Создание буклетов «Гигиена зрения глаз».

Плащевой Д.

20.08 - 25.08

2020

6.

Создание электронного пособия «Памятка для школьника: Сохраним своё зрение».

Плащевой Д.

14.09 - 20.09

2020

Завершение проекта

1.

Презентация проекта «Как сохранить зрение школьника»

Плащевой Д.

30.09. 2020

Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит ученикам 9-х классов:

применять рекомендации по сохранению зрения, гигиене зрения;

выполнять гимнастику для мышц и глаз;

следить за временем, проведенным за гаджетами (компьютер, смартфон, планшет);

рассказывать о необходимости соблюдения режима охраны зрения.

Теоретическая часть

Что такое зрение

Что такое зрение? Хорошее зрение - это настоящий показатель здоровья человека и главное связующее звено между человеком и окружающим его миром.Все знают, что 90 % информации мы приобретаем благодаря глазам, а хорошее зрение является очень значимым для полноценной жизни. Орган зрения в человеческом теле не занимает много места, но является уникальным, очень интересным, сложным образованием, до сих времен не исследованным до конца.

Каково же строение нашего глаза? Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку [1].

Рисунок 1. Строение глаза

В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть зрительного анализатора, которая преобразует свет в нервные импульсы, уходящие в структуры головного мозга и преобразующийся в изображения [2].

Почему портится зрение школьника

Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы. Но мне хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.

Проанализировав литературу по теме, я выяснил основные причины ухудшения зрения школьника:

отягощенная наследственность (близорукость или дальнозоркость);

врожденные или приобретенные заболевания – это именно те факторы, из-за которых может снизиться острота зрения;

чрезмерные зрительные нагрузки (телефон, компьютер, телевизор);

неправильный режим дня;

неправильное питание;

неправильное освещение рабочего места;

неправильная осанка;

виды спорта, характеризующиеся тяжелыми физическими нагрузками и т.д.

Первые признаки нарушения зрения:

снижение остроты зрения;

зрительная утомляемость;

покраснение глаз;

двоение предметов;

боли в области глазниц и лба;

чувство жжения в глазах;

Причины динамики ослабления зрения школьников:

увеличение интенсивности зрительных нагрузок;

безграничная доступность электронных средств обучения;

несоблюдение гигиены зрения;

недостаточная профилактика.

Изучив литературу, я понял, что необходимо бережно относиться к своим глазам, ведь наше зрение зависит прежде всего от нас самих!

Статистический анализ нарушения зрения школьников Амурской области

По статистике Минздрава на 2020 год, сейчас у 20,7 млн россиян диагностированы болезни глаз (то есть у каждого седьмого жителя страны). Пять лет назад таких людей было в полтора раза меньше - 13,7 млн. человек.  Портиться зрение начинает уже в школьном возрасте, так как возлагается тяжёлая нагрузка.

Согласно информации Министерства Здравоохранения Амурской области, на 2020 год «у каждого четвертого школьника есть проблемы со зрением». В такой статистике врачи винят современные гаджеты: планшеты, компьютеры и в особенности мобильные телефоны, которые дети осваивают чуть ли не с пеленок. Офтальмологическое отделение в детской областной больнице пустует очень редко, на данный момент оно переполнено. На профилактике и лечении находятся больше 50 пациентов школьного возраста. Диагнозы у всех разные, но близорукость лидирует. Ею страдает примерно 65 % школьников в Амурской области.

На зрение влияют много факторов – яркость дисплея, межпиксельная сетка, постоянная смена картинки. И, как следствие, напряжение и спазмы глазных яблок. Если их не снимать, может развиться сначала ложная, а потом реальная близорукость. Спасут только очки, и во взрослом возрасте – операция.

«Жизнь настолько у них загружена: и в школе, и дома. Дети много занимаются дополнительно, помимо школы. Я всегда говорю, берегите глаза, отдыхайте, гуляйте на свежем воздухе…. Потому что детский орган зрения имеет свои возрастные особенности, его не нужно перегружать», – пояснила заведующая офтальмологическим отделением Амурской областной детской клинической больницы Наталья Юрьевна Прилипко. Наталья Юрьевна отметила, что особенно дети подросткового возраста не всегда расскажут о своих проблемах со зрением, а могут и скрывать ухудшение зрения из-за опасения носить очки. Большая часть школьников не обращают внимания на признаки близорукости: усталость глаз, головную боль, повышенное слезотечение, необходимость ближе придвигать к себе текст, чтоб рассмотреть буквы.

Практическая часть

2.1. Анкетирование

Для решения нашей проблемы и реализации поставленных задач, я провел опрос среди учащихся 9 классов (приложение № 1). Ребята с интересом ответили на вопросы анкеты. В анкетировании приняли участие 165 учеников 9-х классов.

Целью анкетирования было выяснить, насколько хорошо учащиеся 9-х классов знают правила гигиены зрения и выполняют ли их.

Результаты анкетирования одноклассников.

Хорошо ли Вы видите?

Да 50 человек

Нет 95 человек

Затрудняюсь ответить 20 человек

При какой деятельности устают Ваши глаза? Когда Вы

Читаете 12 человек

Пишите 11 человек

Играете, работаете на ПК 113 человек

Рисуете 8 человек

Смотрите TV 21 человек

Как вы считаете, важно ли соблюдать расстояние между просмотром телевизора/чтением книги/работой за компьютером?

Да, важно 100 человек

Не имеет особого значения 35 человек

Затрудняюсь ответить 30 человек

Как быстро устают Ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания?

Быстро 38 человек

Не очень 95 человек

Совсем не устают 32 человек

Как часто Вы пользуетесь телефоном?

Целый день 114 человек

При необходимости 12 человек

Только в свободное время 39 человек

Что Вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз?

Гимнастику для глаз 16 человек

Отдыхаете 129 человек

Затрудняюсь ответить 20 человек

Занимаетесь ли вы спортом?

Да 115 человек

Нет 50 человек

Часто ли Вы гуляете?

Один раз в день обязательно 22 человека

Гуляю от случая к случаю, как получится 98 человек

Гуляю только по выходным 45 человек

Как вы думаете, влияет ли правильное питание на зрение?

Да, влияет 106 человек

Нет, не влияет 24 человек

Не знаю 35 человек

Знаете ли Вы, как сохранить зрение?

Да 51 человек

Нет 98 человек

Затрудняюсь ответить 20 человек

Анализ данных, полученных в результате анкетирования, позволил выделить следующие факторы риска:

неправильный режим дня (ребята мало гуляют, иногда от случая к случаю);

большинство ребят недооценивают вред от чрезмерного использования гаджетов;

большинство ребят злоупотребляют и не могут контролировать время использования гаджетов;

среди способов сохранения зрения ребята выделяют, в основном, только медикаментозные средства, в частности, употребление витаминов;

для снятия напряжения с глаз 156 человек просто отдыхают, и только 9 человек используют гимнастику для глаз.

Как мы видим, не все ученики 9 классов знают правила гигиены зрения и не всегда их выполняют. Согласно этому исследованию я выяснил, что за последнее время процент школьников, имеющих проблемы со зрением, увеличился. Это печальный факт!

2.2. Консультация у специалистов

«Можно ли зрение исправить и сохранить?» - с этим вопросом я обратился к врачу офтальмологу Плащевому Виталию Валерьевичу.

Да, можно, но для этого нужно приложить немало усилий, времени, терпения – это долгий путь к исцелению. Поэтому, чтобы зрение не исправлять, лучше его сохранять, применяя правила по защите зрения. Для восстановления зрения и сохранения здоровья глаз необходимо вести здоровый образ жизни: больше гулять, заниматься спортом, правильно выстраивать свой рацион. Соблюдение гигиенических условий - очень важный фактор в школьном возрасте. Условия зрительной работы должны исключать возможность быстрого утомления глаз.

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни:

длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;

«отдых» у телевизора;

чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);

не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);

недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;

замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);

плохое освещение (избыток света или темнота);

неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);

несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);

стресс;

наследственность.

Для восстановления зрения и сохранения здоровья глаз необходимо вести здоровый образ жизни - больше гулять, заниматься спортом, правильно выстраивать свой рацион.

Совет от Виталия Валерьевича:

Посещайте окулиста в год 1-2 раза.

Ограничьте зрительную нагрузку (гаджеты).

Употребляйте в пищу такие продукты как: морковь, черника, тыква, апельсин и различные крупы, а также молочные продукты.

Делайте гимнастику для глаз утром и перед сном, так мы подготовим наши глаза к продуктивной работе, а также к здоровому сну.

Соблюдайте гигиену глаз при выполнении домашних заданий и при чтении.

Гуляйте на свежем воздухе.

Также меня волновал следующий вопрос: «Какие последствия могут быть при несоблюдении правил гигиены глаз?»

Виталий Валерьевич ответил: «Если не соблюдать главные правила гигиены глаз, повышенные зрительные нагрузки могут привести к спазму аккомодации – состоянию, которое напоминает миопию и проявляется через ухудшение фокусировки зрения. Человек плохо видит объекты вдалеке, а в близи «картинка» чёткая. Такая проблема особенно часто появляется у подростков. Если вовремя выявить патологию, её можно вылечить, но при игнорировании заболевание приводит к стойкому нарушению зрения. Также при несоблюдении гигиены глаз человек рискует получить другие неприятные последствия, например, близорукость и т.д. Главное: помните, что наше зрение- это неотъемлемая часть нас самих, всё в наших руках».

Меры профилактики по сохранению и улучшению зрения

Соблюдение гигиенических условий работы - очень важный фактор в школьном возрасте. Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение следующих правил, а именно:

Нужно как можно меньше времени проводить в помещении с искусственным освещением. Стараться гулять на свежем воздухе не меньше 30 минут в день. Дышать полной грудью, чтобы обеспечить необходимое насыщение всего организма кислородом. При этом равномерное и глубокое дыхание расслабляет тело и снимает зрительное напряжение.

При выполнении домашних заданий и при чтении необходимо соблюдать следующие условия (более подробно представлено в приложении № 2):

выполнение домашних заданий должно проходить в специально оборудованном месте;

свет должен падать с левой стороны, источник света должен освещать только рабочую поверхность, а абажур должен скрывать от глаз нить накаливания;

мощность лампочки в лампе должна быть не менее 60 ватт;

расстояние от глаз до книги должно быть 30 - 35 см;

книгу при чтении ставить на наклонную подставку;

Нельзя читать лежа, в транспорте;

если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть: никогда не три глаза руками, пользуйся чистым носовым платком, смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20, 10;

не стесняться носить очки.

Важную роль в укреплении зрения играет сбалансированное питание: включение в ежедневный рацион растительной пищи, фруктов и рыбы, богатой полиненасыщенными жирными кислотами. Наши глаза очень любят чернику, голубику и гранаты, которые содержат мощные антиоксиданты, помогающие не допустить дистрофии сетчатки. Также полезны вишня и черешня. Эти ягоды богаты биофлавоноидами - они укрепляют мелкие кровеносные сосуды, по которым в глаза и ткани мозга поступают кислород и питательные вещества. Очень полезны для глаз, впрочем, как и для всего организма, кисломолочные продукты. Хороши морковь, тыква, облепиха, петрушка, шиповник, помидоры.

Заниматься спортом. Любая физическая нагрузка улучшает зрение.

Ограничить до минимума время работы за компьютером (правила работы за компьютером представлены в приложении № 3 и электронном пособии «Памятка для школьника: Сохраним своё зрение»).

Отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе (правила просмотра телевизора представлены в приложении № 4 и электронном пособии «Памятка для школьника: Сохраним своё зрение».

Вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон).

Следить за гигиеной глаз.

Избегать стрессов, не перегружаться.

Показывать ребенка раз в год офтальмологу (а если в семье есть родственники с миопией, то чаще).

Следить за осанкой. Лишнее напряжение, возникающее из-за неправильной осанки в шее, груди, плечах и спине, может привести к замедлению кровообращения и снижению зрения.

Если назначено ношение очков, обязательно носить их (если ребенок стесняется носить очки, то носить контактные линзы).

Тренировать мышцы глаз. Чаще двигайте глазами. В своей повседневной жизни надо использовать упражнения для профилактики зрительного утомления и близорукости, оздоровительные минутки для глаз. Существует множество различных упражнений, с помощью которых можно самостоятельно восстановить зрение. Необходимо делать упражнения регулярно и систематически. Тренировка глазных мышц, как и любых других, требует постоянства, иначе мышцы ослабевают и не выдерживают нагрузку. Гимнастика и упражнение для глаз представлена в приложении № 5 и электронном пособии «Памятка для школьника: Сохраним своё зрение».

Заключение

Проведя исследование, изучив научно-познавательные статьи, побеседовав с врачом офтальмологом Плащевым Виталием Валерьевичем, с заведующей офтальмологическим отделением Амурской областной детской клинической больницы Наталья Юрьевна Прилипко, проведя анкетирование и математические подсчёты, мы выяснили и доказали, что существует проблема нарушения зрения у детей школьного возраста. Особенно телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры способствуют ухудшению зрения. Ведь между органами зрения и здоровьем существует прямая связь. Все отклонения, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. Поэтому необходимо тщательно соблюдать зрительный режим, регулярно выполнять необходимые упражнения, снимающие напряжение с глаз.

Неправ тот, кто думает, что всё дается человеку от природы. Глаза необходимо беречь. Здоровьесберегающие технологии, которые учителя используют на уроках, положительно влияют на органы зрения. Но и ученики должны знать и следить за своими глазами.

Мы предложили эффективные меры по снятию напряжения на глаза с помощью несложных упражнений, разработали памятку и электронное пособие для учителей и учеников нашей школы. Мы надеемся, что их использование позволит уменьшить снижение зрения наших учеников во время обучения в школе.

Помните: «Никто не позаботится о нашем здоровье кроме нас самих!»

Литература

Левашов О. В. Зрение, мозг, движение. 2018.- 128 стр.

Глаза - органы зрения //Детская энциклопедия, 2008. -248 с.;

Медведев И.Б. Наука – о глазах: как возвратить зоркость: рекомендации врача с упражнениями. - Москва: Эксмо, 2013. -112 с.

Гейден К. Рецепты для улучшения зрения. 2016.- 126 стр.

Рой М. Тренинг для глаз. Реальная программа улучшения зрения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, 112 с.

Храмова Елена Тренинги и игры для глаз. - Ростов: Феникс, 2016. — 127 с. — (Медицина для вас)

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ М.: Издательский центр «Академия», 2002, 480 с.

Приложение № 1.

Анкета «Гигиена зрения школьника»

Ребята, ответьте, пожалуйста, на 10 вопросов анкеты, касающиеся здоровья ваших глаз.

Хорошо ли Вы видите?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

При какой деятельности устают Ваши глаза? Когда Вы

Читаете

Пишите

Играете, работаете на ПК

Рисуете

Смотрите TV

Как вы считаете, важно ли соблюдать расстояние между просмотром телевизора/чтением книги/работой за компьютером?

Да, важно

Не имеет особого значения

Затрудняюсь ответить

Как быстро устают Ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания?

Быстро

Не очень

Совсем не устают

Как часто Вы пользуетесь телефоном?

Целый день

При необходимости

Только в свободное время

Что Вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз?

Гимнастику для глаз

Отдыхаете

Затрудняюсь ответить

Занимаетесь ли вы спортом?

Да

Нет

Часто ли Вы гуляете?

Один раз в день обязательно

Гуляю от случая к случаю, как получится

Гуляю только по выходным

Как вы думаете, влияет ли правильное питание на зрение?

Да, влияет

Нет, не влияет

Не знаю

Знаете ли Вы, как сохранить зрение?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Приложение № 2

Правильное и достаточное освещение рабочего места школьника.

Книга или тетрадь должны отстоять от глаз не менее чем на 30 - 35 см- это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь. Плохое освещение, нарушение осанки вызывают утомление мышц шеи и спины, которые поддерживают голову. К тому же приводит и неправильная посадка за столом. При правильной позе вся ступня должна стоять на полу, а бедро почти полностью находиться на стуле. Угол между туловищем и бедром, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, при этом тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится в основном на позвоночник.

Рисунок. Правильное рабочее место школьника

Дома место для занятий должно быть светлое, у окна. В вечернее время нужно пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить ее следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Свет всегда должен быть мягким, равномерно освещать место занятий.

Высота стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. При необходимости надо на стул подложить твердый предмет нужной высоты, а под ноги поставить скамеечку. Передний край стула на 3 — 5 см задвигается под стол. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего существуют специальные подставки.

Не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли.

Приложение № 3

Правила работы за компьютером

Длительность непрерывных занятий непосредственно с монитором для детей 7-10 лет составляет 15 минут, 11-13 лет - 20 минут, 14-15 лет - 25 минут и 16-17 лет - 30 минут. После такого занятия обязательно следует провести гимнастику для глаз!

Комната, в которой школьник работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

Основная нагрузка при работе за компьютером приходится на глаза. В качестве источников освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы типа ЛБ. Совет домашним пользователям: постарайтесь, чтобы люстра в вашей рабочей комнате имела закрытые снизу светильники, так чтобы на экран монитора падал рассеянно-отраженный свет.

Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 50 - 75 см!

В процессе работы и игры на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки.

Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня! Их длительность не должна превышать 10 минут для детей 7-10 лет и 15 минут для более старших.

Работу с компьютером рекомендуется перемежать физическими упражнениями и играми.

Приложение № 4

Правила просмотра телевизора

Расстояние до телеэкрана должно быть не менее 2 метров и не более 6. Оптимальное расстояние 3 - 4 м.

Смотреть телевизор можно только сидя. Желательно в кресле, на диване или на стуле.

Экран должен находиться строго перед ребёнком. Нельзя смотреть телевизор сбоку.

При просмотре телевизора в вечернее время включите в комнате верхний свет. Недопустимо смотреть телевизор в темноте!

Продолжительность непрерывного просмотра телевизора составляет: 5 - 7 классы - 25мин., 8 – 9 классы- 30 мин. По истечение этого времени необходимо сделать перерыв 10-15 мин или, хотя бы, гимнастику для глаз.

Общая продолжительность просмотра телевизора в день не должна превышать

от 8 до 12 лет - 1 часа,

от 12 до 14 лет - 1,5 часов,

От 14 до 17 лет - 2 часов.

Несоблюдение расстояния до телеэкрана, неправильная поза во время просмотра телевизора и превышение времени просмотра ведут к нарушению зрения, осанки и эмоциональному переутомлению.

Приложение № 5

«Зарядка» для глаз

Специальные упражнения - это замечательная профилактика, направленная на сохранение зрения и снятие напряжения утомленных глаз. Три минуты глазной зарядки в день помогут «натренировать» глазные мышцы. Подросткам, часами просиживающими за компьютером, не заботясь о защите глаз, такая тренировка необходима в первую очередь. С помощью мини-зарядки они могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного комплекса» поможет быстро снять усталость.

Зарядка для глаз творит чудеса, но только если выполнять ее регулярно.

Поморгайте часто в течение 2 минут - это упражнение нормализует внутриглазное кровообращение.

Выполните круговые вращения головой: вправо-влево, вверх-вниз. Это активизирует кровообращение.

Скосите глаза вправо, а затем переведите взгляд по прямой линии. Проделайте то же самое в противоположном направлении.

Закройте глаза и расслабьтесь. Считается, что погружение в темноту способствует выработке в светочувствительных клетках родопсина - вещества, необходимого для ясного зрения.

Перемещайте взгляд в разные стороны: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, рисуя «восьмерку».

Зажмурьтесь на 3-5 секунд, затем откройте глаза. Повторите 7 раз. Упражнение расслабляет глазные мышцы и активизирует кровообращение.

Надавите на верхние веки пальцами, но без особых усилий, удерживайте в таком положении около 2 секунд. Выполняйте сериями — по 4-5 раз. Упражнение улучшает отток внутриглазной жидкости.

Открытыми глазами рисуйте в воздухе сначала простые геометрические фигуры, а затем сложные объекты и масштабные композиции.

Закройте глаза и медленно перемещайте глазные яблоки вверх-вниз. Повторите 5-10 раз.

Встаньте около окна, сосредоточьтесь на предмете, расположенном в непосредственной близости (например, точка на стекле), а потом переведите взгляд на удаленный объект за окном (дом или дерево). Повторите 10 раз.

Массаж для глаз

Растираем ладони до ощущения тепла в них!

Подушечками большого и указательного пальцев крепко сожмите переносицу в районе уголков глаз, если есть болезненная точка – разминаете, чуточку вдавите пальцы внутрь уголков глаз. Затем медленно оттяните кожу переносицы, крепко сжимая пальцы, оттянутую кожу покатайте вправо - влево и плавно соскользните с оттянутой кожи (3-5 раз).

Средним пальцем надавливая точечно (с усилием) пройдите по бровям, начиная от носа, болезненные точки помассируйте.

Наложите ладонь руки на лоб, крепко прижмите ладонью другой руки – разомните лоб до красноты.

Помассируйте виски круговыми движениями.

Наложите основание ладони на веки закрытых глаз и слегка, аккуратно вдавить яблоки глаз внутрь (нежно). Подержать 10 секунд.

Поморгать широко открытыми глазами.

Растереть уши докрасна, особенно мочки ушей.

Ладонями поочередно (левой, правой) погладить затылок – шею сверху вниз, смахивающими движениями (легко и нежно).

Гимнастика для глаз

Самый простой метод – рисовать глазами цифры. Для этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Для начала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно. Такая гимнастика глазных мышц позволяет улучшить их собственное кровоснабжение и насытить кислородом внутренние структуры глаза.

Просмотров работы: 4271