Введение
«Невидимые, они постоянно сопровождают человека, вторгаясь в его жизнь, то как друзья, то как враги» / академик В. Л. Омельянский.
Учёные подсчитали, что общий вес живущих в организме человека микробов составляет 2 кг. Среди них есть как вредные микроорганизмы, так и полезные, которые помогают сохранить здоровье нашего организма. Полезные бактерии во рту человека поддерживают наш иммунитет. А некоторые вредоносные микробы (стрептококк, пневмококк, гемофильная палочка) не проявляют себя, пока не наступит благоприятный момент. Заболевания, которые они вызывают, способны серьёзно подорвать здоровье человека. Мы должны заботиться о своем здоровье и начинать надо с гигиены полости рта.
Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Гигиена полости рта - это ответственное дело самих детей и их родителей, тем более что навыки гигиенического поведения и элементарные правила являются дополнением друг друга. Правильный выбор средств и методов гигиены является актуальной проблемой, при этом большая часть населения затрудняется с выбором средств и методов гигиены полости рта.
Цель работы: Доказать экспериментальным путем, какое средство гигиены лучше очищает полость рта от вредных бактерий.
Задачи:
Изучить информационные источники о гигиене полости рта, о микроорганизмах ротовой полости.
Провести опрос стоматолога, детей и взрослых по вопросам гигиены полости рта.
Сравнить средства гигиены экспериментальным путем.
Рассмотреть виды бактерий под микроскопом.
Сделать выводы, создать памятку для школьников.
Здоровье человека. Микрофлора, способы защиты ротовой полости
Здоровье человека
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества [1]. Здоровье помогает выполнять наши планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности. Научные данные свидетельствуют, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. Начнем с самого простого и главного для человека - это забота о своем здоровье, которая начинается с соблюдения гигиенических правил полости рта. Микробы, попадающие к нам через рот, являются причинами различных заболеваний, поэтому именно ротовая полость играет главную роль в здоровье каждого человека.
Чтобы наша улыбка была здоровой и красивой, нужно заботиться о чистоте полости рта, в этом нам помогут разные предметы и средства гигиены.
История средств гигиены полости рта
Чистота полости рта волновала людей ещё в 3000 году до нашей эры. В Древнем Египте чистили зубы палочкой, расщеплённой с одного конца (Рис.1а), применяли порошки из ладана, мирры, растёртой яичной скорлупы, пемзы, бараньих рогов, использовали пепел сожжённых внутренностей быка. В древних Индии, Китае и Японии, кроме деревянных палочек, применяли металлические зубочистки и скребки для языка, порошки из гипса, минералов, толченных после обжига ракушек. Готовили настои трав для полоскания рта. Персидские врачи готовили кроме этого порошки из обожженного оленьего рога, в рецепты зубных средств входили ароматические масла, минералы, мёд и высушенные травы. В Греции и Риме делали зубочистки из гусиных перьев, слоновой кости, дерева, бронзы, серебра и золота. К порошкам добавляли розовые лепестки, смолу, мёд. Полоскали рот настоями трав, белым вином.
На Руси в древние времена чистили зубы ивовыми и дубовыми веточками с разжёванным концом (Рис.1а), берёзовым и липовым углём. Чистили солью – пальцами или тряпочкой с раствором. В средние века, стали чистить «зубными метёлками» – палочками с пучком свиной щетины на конце (Рис.1б). [3].
В конце XVIII столетия в Великобритании были созданы промышленным способом зубная паста и зубной порошок, которые можно было наносить на зубы при помощи обычного пальца или специальной щётки. В конце XIX столетия средства для ухода ароматизировали путём добавления натуральных экстрактов. Первую зубную пасту стала продавать компания «Colgate» в 1873 году, в стеклянных баночках. Но по-настоящему популярной паста стала только в 1896 году, когда её начали упаковывать в изобретённые дантистом Шеффилдом оловянные тюбики (Рис.1в).
а) б) в)
Рис.1. Первые зубные принадлежности (www.pro32.) - а) Деревянная палочка. б) Первая зубная щетка из щетины. в) Зубная паста компании «Colgate» 1896г.
Предметы и средства гигиены ротовой полости
Гигиена (от греч. «гигиенос» - целебный) - это поддержание здоровья зубов и десен с помощью ежедневной очистки в домашних условиях и периодического контроля в стоматологическом кабинете.
Предметом гигиены называют простые и сложные устройства (ручные, механические, электрические и т.д.), оказывающие механическое воздействие на зубные отложения – зубные щетки, нити, зубочистки, ёршики, ирригаторы, щетки для языка и т.д.
Средством гигиены называют, как правило, пастообразные (пасты, гели) или жидкие (эликсиры, ополаскиватели) препараты, которые воздействуют на зубные отложения механически и часто имеют выраженные профилактические добавки химической природы.
Современные зубные пасты и ополаскиватели обладают целым перечнем положительных свойств: очищают все поверхности зубов, освежают дыхание, предупреждают развитие кариеса, укрепляют десны, отбеливают, снимают воспаление слизистой. Средства гигиены бывают медицинские и народные.
Народная медицина взяла в себя тысячелетний практический опыт применения разных методов лечения народными средствами, лекарственными травами, растениями, актуальна она и сегодня. Лечебными свойствами могут обладать, как части растения: цветки, листья, стебли, корневища, так и все растение целиком. Использование народных средств лечения доступно, эффективно и просто в применении. Проверенные временем рецепты народной медицины пользуются популярностью и в наши дни.
Основные виды медицинских и народных средств гигиены представлены в Приложении 1. Таблица 1.
Какие бактерии обитают в ротовой полости рта, и по какой причине они образуются, нам предстоит разобраться.
Микрофлора ротовой полости
Микробы — это мельчайшие, преимущественно одноклеточные живые организмы, видимые только в микроскоп. Микробы характеризуются огромным разнообразием видов, отличающихся строением, свойствами, способностью существовать в различных условиях среды. Они могут быть одноклеточными, многоклеточными и неклеточными [2].
Микробы подразделяют на бактерии, вирусы, грибы, дрожжи [4,5]. Более подробно представлено в Приложении 1. Таблица 2. Совокупность всех этих бактерий называется микрофлорой. Значение микрофлоры полости рта для всего организма очень велико. Ротовые бактерии участвуют в переносе минералов из слюны на поверхность зубов, доставляют молекулы кислорода к деснам и мягким тканям, избавляют от вредных веществ, которые скапливаются на поверхности ротовой полости.
В нашем организме проживают миллиарды бактерий, которые участвуют в жизнедеятельности и, в зависимости от обстоятельств, могут вести себя по-разному. Например, бактерии, которые способны вызывать кариес, являются частью микрофлоры. В нормальных условиях они незаметны, но при определенных обстоятельствах (например, при неправильной гигиене рта) они накапливаются на поверхности зубов, вызывая различные патологии.
Если раньше считалось, что именно бактерии — причина всех зубных бед, то теперь известно, что в первую очередь на это влияет окружающая среда, в которой эти бактерии проживают.
Исследование и сравнение средств гигиены полости рта
В практической части нашего исследования мы взяли интервью у специалиста - детского стоматолога, провели опрос среди школьников и взрослых, провели опыты дома и в лаборатории.
Интервью со специалистом- детским стоматологом
Чтобы узнать больше о гигиене полости рта мы взяли интервью у специалиста в этой области: детского стоматолога МБОУ г. Иркутска гимназии №3 Матвеевой Инессы Вячеславовны, 13.11.2019г.
Цель опроса: Узнать, как правильно соблюдать гигиену полости рта.
К интервью мы самостоятельно составили вопросы. Вопросы и результаты опроса представлены в Приложении 2. Таблица 3.
После интервью со специалистом, мы узнали, что правильно и эффективно чистить зубы 3 минуты 2 раза в день: утром после завтрака и вечером перед сном, пользоваться ополаскивателем и зубной нитью. Необходимо раз в год делать профессиональную чистку зубов. Основная проблема школьников в том, что они мало уделяют внимания гигиене полости рта, и едят вредные продукты, содержащие добавки, которые вызывают кариес.
Опрос школьников
Нами был проведен опрос 07.11.19г., как ученики моего класса (28 человек, 7-8 лет) соблюдают гигиену полости рта, и какими средствами пользуются (Рис.2). Цель опроса: Узнать, как одноклассники соблюдают гигиену полости рта.
Нами были самостоятельно разработаны вопросы для одноклассников. В опросы и ответы одноклассников представлены в Приложении 3. Таблица 4.
После проведения опроса, мы выяснили, что большая половина одноклассников следят за гигиеной полости рта: чистят зубы каждый день, пользуются дополнительным средством – ополаскивателем и вовремя меняют зубную щетку.
Рис.2. Опрос одноклассников Гимназии №3 (фото учителя)
Опрос взрослых
Нами был проведен опрос, как взрослые соблюдают гигиену полости рта. Опрос был проведен 07.11.19г., участвовало 28 человек.
Цель опроса: Узнать, как взрослые соблюдают гигиену полости рта
Нами были самостоятельно разработаны вопросы для взрослых. Вопросы и ответы взрослых представлены в Приложении 3. Таблица 5.
После проведения опроса, мы выяснили, что большая половина взрослых следят за гигиеной полости рта: чистят зубы 2 раза в день, пользуются дополнительным средством – ополаскивателем и народными средствами, а также вовремя меняют зубную щетку.
Опытно-экспериментальная работа
Мы провели эксперимент в домашних условиях. Сравнили наличие бактерий после сна и после средств гигиены полости рта. В эксперименте были использованы медицинские и народные средства.
Цель: Доказать экспериментальным путем, что необходимо соблюдать гигиену полости рта, чтобы уменьшить рост бактерий.
Оборудование и материалы: Чашки Петри с питательной средой, пробирки стерильные (Рис.3), зубная паста детская, ополаскиватель для полости рта детский, настой из коры дуба, раствор из соды.
Ход работы: В домашних условиях мы провели 4 опыта (4 дня): взяли мазки с ротовой полости. Каждый мазок перенесли в чашку с питательной средой и убрали в темное и теплое место (+32°С - +34°С) на 3 суток (Рис.4).
Для более точного исследования лаборатория больницы предоставила нам материалы, так как в домашних условиях приготовить питательную среду невозможно. Потому что после приготовления и разлития состава питательной среды в чашки необходимо поместить их в автоклав, чтобы убить все микроорганизмы, попавшие из воздуха в чашку. (Если этого не сделать, то вырастет плесень вместо бактерий). 4 чашки с питательной средой и стерильные пробирки для взятия мазка из зева.
Результаты опытов представлены на фото (Рис. 5-8) (все фото родителей автора).
Рис.3. Чашка с питательной средой и пробирки для взятия мазка |
Рис.4. Перенесли мазок в питательную среду |
Опыт №1 |
Опыт №2 |
Рис.5. Результаты после сна и после чистки зубной пастой через 3 дня. |
Рис.6. Результаты после сна и после ополаскивателя через 3 дня. |
Опыт №3 |
Опыт №4 |
Рис.7. Результаты после сна и после соды через 3 дня |
Рис.8. Результаты после сна и после коры дуба через 3 дня |
Результаты опытов 1-4:После проведения опытно-экспериментальной работы (Рис.5-8) можно сделать вывод, что после использования медицинских и народных средств количество бактерий уменьшилось практически в равном количестве. Следовательно, средства гигиены (и народные, и медицинские) очищают полость рта от бактерий, не давая им размножаться.
Эксперимент в лаборатории
Чтобы узнать какие виды микробов живут у меня в полости рта, мы обратились за помощью в лабораторию городской больницы.
Цель: Рассмотреть виды бактерий под микроскопом, выявить их формы, обозначить результат.
Оборудование и материалы: Чашки Петри с питательной средой, пробирки стерильные, зубная паста детская, ополаскиватель для полости рта детский, настой из коры дуба, раствор из соды, микроскоп.
Ход работы: В домашних условиях провели 4 опыта (4дня): взяли мазки из полости рта и отнесли в лабораторию больницы. Лаборанты посеяли в питательную среду. После взяли образец и окрасили на стекле. После чего мы вставили стеклышко в микроскоп и посмотрели, что получилось (Рис.9).
Результаты эксперимента представлены на фото с микроскопа (Рис. 10-17).
Рис.9. Работа в лаборатории - просмотр готовых мазков бактерий на стекле
Рис.10. Результаты после сна - кокки в виде больших колоний и поодиночке, палочковидные |
Рис.11. Результаты после зубной пасты (детская) - кокки в виде небольших колоний, и поодиночке, палочковидные |
Рис.12. Результаты после сна - кокки в виде больших колоний и поодиночке, палочковидные |
Рис.13. Результаты после ополаскивателя (детский) - кокки в виде небольших колоний, и поодиночке, палочковидные |
Рис.14. Результаты после сна - кокки в виде больших колоний и поодиночке, палочковидные |
Рис.15. Результаты после раствора соды - кокки в виде небольших колоний, и поодиночке, палочковидные |
Рис.16. Результаты после сна - кокки в виде больших колоний и поодиночке, палочковидные |
Рис.17. Результаты после настоя из коры дуба - кокки в виде небольших колоний, и поодиночке, палочковидные |
Результат эксперимента:Мы рассмотрели под микроскопом бактерии и выявили, что микрофлора полости рта в основном – кокковая и палочковидная (Рис. 10-17). Результаты эксперимента показали, что каждое средство хорошо справляется со своей задачей, т.к. после них колонии не сильно разрастаются или не разрастаются вообще. Вывод, который мы сделали - если не соблюдать гигиену полости рта, то может развиться кариес, а также болезни носоглотки.
Заключение
В ходе работы мы изучили информационные источники о гигиене полости рта, микроорганизмах, обитающих в ротовой полости, и узнали почему гигиена полости рта необходима для здоровья.
Провели интервью со стоматологом, опросили детей и взрослых, выяснили, как правильно ухаживать за полостью рта: чистить зубы утром после завтрака и вечером перед сном, пользоваться ополаскивателем и зубной нитью, раз в год делать профессиональную чистку зубов. И что основная проблема школьников в том, что они мало уделяют внимания гигиене полости рта, едят вредные продукты, содержащие добавки, которые вызывают кариес.
Опытно-экспериментальным путем в домашних условиях мы сравнили средства гигиены полости рта и доказали, что после использования медицинских и народных средств количество бактерий уменьшилось. Следовательно, средства гигиены очищают полость рта от бактерий, не давая им размножаться. Также мы рассмотрели виды бактерий под микроскопом и узнали, какие болезни они могут вызвать, если не соблюдать гигиену. Результаты эксперимента показали, что каждое средство хорошо справляется со своей задачей, т.к. после них колонии не сильно разрастаются или не разрастаются вообще.
Проведенное исследование позволило составить ряд рекомендаций для школьников по правилам выбора и ухода за полостью рта (см. Приложение 4. Памятка для школьников по уходу за полостью рта).
Таким образом, было доказано экспериментальным путем, что все медицинские и народные средства гигиены очищают полость рта от вредных бактерий, а значит, защищают нас от болезней полости рта. Следовательно, каждому человеку необходимо заботиться о чистоте полости рта, чтобы оставаться здоровым!
Список использованной литературы
«Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Медицина / Сост. Н.Ю. Буянова –М.: ООО «Издательство АСТ»,2000. – 480с.
Детская энциклопедия. Мир невидимых существ. http://de-ussr.ru/
История России, всемирная история. История ухода за зубами. www.istorya.ru
Микробиология. www.Grandars.ru
Микробы и человек. www.mikrobiki.ru
Приложения
Приложение 1
Таблица 1
Основные виды средств гигиены ротовой полости
Название |
Полезные свойства |
Зубная паста (медицинское средство) |
Пасты бывают лечебными и профилактическими, с разными добавками. Лечебные пасты подбираются только по рекомендации врача. Зубную пасту следует менять каждые 3 месяца. Состояние твердых тканей зубов иногда требует поступления минеральных компонентов, что обусловливает необходимость применения лечебно-профилактических зубных паст с добавками кальция. Зубные пасты подразделяются на две группы: гигиенические и лечебно-профилактические. Лечебно-профилактические содержат активные добавки, обеспечивающие лечебный эффект при употреблении. |
Ополаскиватель для полости рта (медицинское средство) |
Нужно применять как минимум дважды в день в течение 30 секунд. В составе комплексного ухода ополаскиватели помогают удалить налет, бактерии и продукты их жизнедеятельности из труднодоступных участков ротовой полости. Эмаль получает дополнительную защиту от кариеса, снижается риск воспаления и кровоточивости дёсен. |
Кора дуба (народное средство) |
Экстракты коры дуба обладают противовоспалительными свойствами, ранозаживляющим и кровоостанавливающим свойством. Дубовый отвар обладает обеззараживающим свойством. За счёт бактерицидного, противовирусного и противогрибкового действия его польза в решении некоторых стоматологических проблем неоценима. При постоянном применении вредоносные микроорганизмы погибают или снижают свою активность. Кора дуба обладает обезболивающим действием, средства на её основе снимают отёк и аллергические проявления, которые являются спутниками воспалений в ротовой полости. |
Сода (народное средство) |
На зубы и десна сода влияет таким образом: снимает налет, снижает уровень воспаления, дезинфицирует полость рта, не дает развиваться кариозным проявлениям, ускоряет регенерацию ткани, увеличивает эффект заживления, замедляет рост вредоносных бактерий, дезинфицирует рану, является противогрибковым средством. |
Таблица 2
Классификация микроорганизмов
Название |
Форма |
Вид |
Характеристика |
Бактерии |
Микрококки Диплококки Тетракокки Стрептококки Сарцинны Стафилококки |
Шаровидные |
Имеют обычно форму шара, но могут быть немного овальной или бобовидной формы. Кокки могут располагаться поодиночке (микрококки); попарно (диплококки); в виде цепочек (стрептококки) или виноградных гроздьев (стафилококки), пакетом (сарцины). Стрептококки могут вызывать ангину, стафилококки — различные воспалительные и гнойные процессы. |
Палочковидные Стрептобак- бактерии терии Бациллы |
Палочковидные |
Могут быть одиночными, соединяться попарно (диплобактерии) или в цепочки (стрептобактерии). Спорообразующие палочки называют бациллами. |
|
Спириллы Спирохеты |
Извитые |
Могут быть в виде запятой — вибрионы, с несколькими завитками — спириллы, в виде тонкой извитой палочки — спирохеты. |
|
Вирусы |
Особая группа микроорганизмов, не имеющих клеточного строения. Размеры вирусов измеряются нанометрами (8-150 нм), поэтому их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа. Вирусы вызывают такие распространенные болезни человека, как грипп. |
||
Грибы |
Имеют форму длинных и ветвящихся или переплетающихся нитей. |
||
Дрожжи |
Одноклеточные неподвижные микроорганизмы размером не более 10-15 мкм. Форма клетки дрожжей бывает чаще круглой или овальной, реже палочковидной, серповидной или похожей на лимон. |
Приложение 2
Таблица 3
Интервью со стоматологом
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Как правильно ухаживать за полостью рта? |
Чистить зубы 2 раза в день: утром после завтрака и вечером перед сном. Еще пользоваться ополаскивателем и зубной нитью. И тогда будет еще чище. |
2 |
Нужна ли профессиональная чистка зубов и как часто? |
Нужна. Раз в год у детей до 14-16 лет. После чистки покрыть специальным раствором для укрепления эмали (в целях профилактики кариеса). |
3 |
Какое средство эффективней помогает? |
От бактерий самое хорошее средство – это правильная чистка зубов, а также языка и щек. И не менее 3 минут. Чистить зубы после сна неправильно, но если есть проблемы (плохой запах), то сначала ополаскивателем, а после завтрака зубной пастой. Если вечером правильно почистить зубной пастой, а затем ополаскивателем и ничего не пить, и не есть, то утром встанешь, и во рту будет чисто. |
4 |
Какая основная проблема школьников? |
В том, что они мало уделяют внимания гигиене полости рта. Чистят не 3 минуты, не 2 раза в день, едят чипсы, кириешки, чупа-чупсы, мучные изделия, содержащие вредные добавки, вызывающие кариес. И пользуются жевательной резинкой более 5 минут. |
5 |
Сколько учеников гимназии посещают стоматолога? |
В 2013 г., когда я только пришла работать в гимназию, то мало посещали 40-50%, а сейчас много посещают 80-90%. |
Приложение 3
Таблица 4
Опрос школьников (28 человек, 7-8 лет)
№ |
Вопрос |
Ответ |
||
1 |
Чистишь ли ты зубы каждый день? |
Да |
Нет |
Иногда забываю |
15 чел. |
1 чел. |
12 чел. |
||
2 |
Сколько раз в день чистишь зубы? |
Один раз (утром) |
Один раз (вечером) |
Два раза (утром и вечером) |
12 чел. |
3 чел. |
13 чел. |
||
3 |
Пользуешься ли ты ополаскивателем для полости рта? |
Да |
Нет |
Не знаю, что это такое |
17 чел. |
7 чел. |
4 чел. |
||
4 |
Если пользуетесь, то каким? |
Образец №1, клубничный. |
Не знаю название |
|
4 чел. |
15 чел. |
|||
5 |
Как часто Вы меняете зубную щетку? |
Через 3 месяца |
Через 6 месяцев |
Через 1год или больше |
14 чел. |
6 чел. |
8 чел. |
Таблица 5
Опрос взрослых (28 человек, 18-70 лет)
№ |
Вопрос |
Ответ |
||
1 |
Чистите ли Вы зубы каждый день? |
Да |
Нет |
Иногда забываю |
27 чел |
0 |
1 чел |
||
2 |
Сколько раз в день чистите зубы? |
Один раз (утром) |
Один раз (вечером) |
Два раза (утром и вечером) |
9 чел |
0 |
19 чел |
||
3 |
Пользуетесь ли Вы ополаскивателем для полости рта? |
Да |
Нет |
Иногда |
9 чел |
6 чел |
13 чел |
||
4 |
Если пользуетесь, то каким? |
Образец №1, Образец №2 |
Не знаю название |
|
17 чел |
5 чел |
|||
5 |
Пользуетесь ли Вы народными средствами? |
Да |
Нет |
Редко |
13 чел |
10 чел |
5 чел |
||
6 |
Помогают ли они Вам? |
Да |
Нет |
- |
18 чел |
0 |
- |
||
7 |
Как часто Вы меняете зубную щетку? |
Через 3месяца |
Через 6месяцев |
Через 1год или больше |
17 чел |
6 чел |
5 чел |
Приложение 4
Памятка для школьников по уходу за полостью рта
8 правил защиты полости рта от микробов |
Утром после сна во время гигиенических процедур использовать ополаскиватель для зубов. Правильно чистить: зубы 3 минуты 2 раза в день: утром после завтрака и вечером перед сном. |
СХЕМА ЧИСТКИ ЗУБОВ |
www.dentideal.ru |
Пользоваться после еды ополаскивателем и зубной нитью. |
Раз в год делать профессиональную чистку зубов у стоматолога. |
Не употреблять в пищу вредные продукты, содержащие добавки, которые вызывают кариес (чипсы, кириешки, чупа-чупсы и т.д.) |
Менять щетку через 3 месяца. |
Пользоваться жевательной резинкой не более 10 минут. |
Прополоскать рот содой или настоем из трав, если нет под рукой зубной пасты, щетки (если вы в поездке или в гостях). Ваше здоровье в ваших руках! |