Лошади в жизни человека. Иппотерапия.

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лошади в жизни человека. Иппотерапия.

Гозалян Н.Э. 1
1МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном г.Пятигорска
Слащева Е.А. 1
1МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном г.Пятигорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Нет ничего прекрасней на земле

Безумной скачки, мощи и напора,

Трехтактной дроби кованых копыт,

Шального ветра, воли и простора,

И горизонта, что к себе манит..

Дороги лента всё бежит куда-то

Среди лугов, туманов и дождей...

Поверьте, люди, я не виновата,

Что родилась влюбленной в лошадей!

Среди животных лошадь занимает особое место. Эти удивительные животные - спутники человека с древних времен. Лошади появились на Земле задолго до человека.

Актуальность исследования.

Когда-то, в Российской империи было очень большое количество лошадей. По оценке некоторых историков, в стране обитало около половины от всего количества лошадей в мире. В каждом более-менее крепком хозяйстве был конь, рабочий, а в хозяйствах по крупнее – и не один, и не только рабочие лошадки, но и для удовольствия – для охоты, для участия в скачках и так далее.

Не мой бы труд, не мой бы век

Ты плохо жил бы, человек.

Но в век машины и мотора

Боюсь, в отставке буду скоро.

С развитием техники роль лошади в жизни человека стала гораздо меньше. Машины сменили коней за плугом, в упряжке и на поле боя. Но совсем без лошади человек не может обойтись.

Моя исследовательская работа посвящена изучению лошадей, и их места в жизни человека. В ней рассматриваются взаимоотношения человека с лошадью.

 Я выбрала эту тему, потому что, по моему мнению, ни одно другое животное не заняло столь значительного места в жизни человека. Ну и еще потому, что я очень люблю лошадей. Я всегда собирала картинки с лошадьми, упрашивала маму покупать мне книжки, журналы про лошадей, не могла спокойно пройти мимо игрушечной лошадки и не пропускала мультфильмов, героями которых были лошади. Мне хотелось по - больше узнать об этих животных: где живут лошади? Что они едят? Какого цвета бывают лошади? Как лошади могут спать? Зачем лошадей подковывают? А еще совсем недавно я стала посещать уроки верховой езды. Я узнала от тренера, что заниматься верховой ездой не просто приятное времяпрепровождение, но и очень полезно для здоровья. Он говорил, что лошади могут лечить больных людей, и детей, и взрослых.

Чем больше я общалась с лошадьми, тем больше вопросов об этих удивительных животных у меня стало появляться. Я решила найти на них ответы и больше узнать о лошадях.

Цель исследования:

- узнать больше информации о лошадях, их поведении и роли в оздоровлении человека.

Задачи:

- провести поиск материалов по теме исследования;

- узнать о повадках лошадей, об их органах чувств;

- узнать что такое «лечение лошадью»;

- выяснить, что знают мои одноклассники о лошадях.

Гипотеза: я предполагаю, что:

лошади – интересные для человека животные с точки зрения общения и взаимоотношения;

лошади могут оказывать лечебное воздействие на человека.

Объект исследования: лошадь.

Методы исследования:

- работа с литературными источниками;

- поиск информации в сети Интернет;

- анкетирование;

- наблюдение, практические занятия.

1.Кто вы лошади?

Лошадь (как описывает ее словарь Ожегова) – это крупное непарнокопытное животное семейства лошадиных.

История происхождения лошади насчитывает миллионы лет.

Слово " лошадь" восточные славяне переняли у тюркских наездников, оно звучало как "алоша". Тюркские племена кочевали в южно-русских степях и близко соприкасались со славянами Приднепровья. Слова же "конь", "кобыла", "жеребец" чисто славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку.

Человек узнал о происхождении лошади и о её эволюции по костям. Более 60 миллионов лет назад появились примитивная предшественница лошади – барилямбда( Приложение 1) На лошадь она почти ничем не походила. Толстая, длиной более двух метров барилямбда медленно передвигалась на коротких ногах, оканчивающихся пятью пальцами с копытообразными когтями. Питалась она кустарниками и травами.

Приложение 1. Барилямбда (rylambda faberi)

Вскоре предприимчивый человек начинает приручать и лошадь. Ученые считают, что , приручение лошади, возможно, началось в Центральной Азии около 5 тыс. лет назад. Затем оно распространилось по всему континенту, и лошадь стала использоваться на полях сражений и как вьючное животное. Она была неотъемлемой частью существования человека вплоть до начала технической революции. Первыми, кто попытался приручить лошадь, вероятно, были кочевники азиатских степей. Здесь ловили диких лошадей и разводили в неволе. Кони помогали загонять скот, их запрягали в повозки, использовали как тягловых животных.

В настоящее время существует около 250 пород лошадей.

Вот только основные породы:

Арабские скакуны

Английская или чистокровная порода

Першероны

Основные масти:

Вороная масть

Гнедая масть

Рыжая масть

Серая масть

Приложение 2. Масти лошадей

За те тысячелетия, что человек связан с лошадью, он стремился путем выведения новых пород развить у неё желаемые качества. У одних пород это были размер и сила, у других - скорость. Порода - это не произвольный термин, а категория лошадей, на которую есть племенная книга с родословной . В племенные книги вносятся родители с наиболее подходящими, по мнению специалистов-коневодов, характеристиками. Для самых чистых пород, чтобы признать наследника, предки должны быть зарегистрированными представителями породы. Породы и виды лошадей и пони (Приложение 3) выводились обычно в пределах сравнительно небольших географических районов, причём характеристики животных приспосабливали к определённым потребностям местного населения. На Руси первый государственный конный завод был организован под Москвой в конце XV века.

Приложение 3. Породы лошадей

2.Особенности поведения, общения лошадей. Органы чувств лошади с помощью моих наблюдений

Во время одной из тренировок лошадь меня не слушалась и не хотела идти туда, куда я ее направляла. Она пыталась развернуться и пойти в обратную сторону. Объяснение нашлось – там, в коридоре на расстоянии нескольких метров лежали принесенные нами яблоки в туго завязанных пакетах. Неужели лошадь может учуять такой слабый запах на таком большом расстоянии?

Оказывается, у лошади очень тонкое обоняние, она постоянно все обнюхивает и хорошо разбирается в запахах.

В конюшне одна из лошадей увидела нас и отвернулась, как бы «спряталась» в своем стойле, чуть ли не забилась в угол. Почему? Оказалось, она увидела ветеринара. А эта лошадь несколько месяцев назад болела, ее лечили и делали ей уколы.

Я предположила, что:

1) у лошадей хорошее зрение;

2) они различают людей;

у них хорошая память.

Действительно, у лошадей почти круговое зрение - 360 градусов.

Лошадь узнаёт ухаживающего за ней человека в первую очередь по запаху и голосу.

Память у лошадей отличная. Они запоминают дорогу, по которой ходили несколько лет назад.

3) Когда я управляла лошадью и отдавала ей команду «Рысь», она не слушалась. Я предположила, что я говорю тихо, и она не слышит. Но тренер заверил меня, что у лошадей отличный слух.

У лошади из органов чувств наибольшее развитие получил слух. Человек не улавливает тех звуков, тех малейших шорохов, которые слышит лошадь на большом расстоянии.

Для того, чтобы ушная раковина лошади повернулась на 180 градусов, в движение приводится шестнадцать мышц.

4) После тренировки с лошади сняли седло, и она тут же легла на песок смешанный с опилками и принялась крутиться и вертеться, выгибаться и кататься по земле.

Из литературы я выяснила, что такое поведение лошади самомассаж, подобно гимнастике или физкультуре.

А как лошади общаются между собой?

Я узнала, что между собой они общаются в основном беззвучно: посредством мимики, положения и движения тела.

По ушам можно быстро и безошибочно понять настроение лошади.

Уши направлены вперёд – лошадь не боится. Среднее положение - это обычное состояние лошади. Уши, положенные назад – серьёзное предостережение – «Лучше не трогай».

Голос лошади нужен для того, чтобы жеребец и кобыла, либо кобыла и ее жеребенок находили друг друга. Ржание происходит с помощью ноздрей.

Наблюдая за лошадьми, я выяснила, что:

1) у лошади сильно развито обоняние и слух;

2) зрение не самый развитый орган чувств у лошади;

3) лошадь в основном общается при помощи мимики, положения тела, голоса;

4) лошадь обладает хорошей памятью.

Значение лошадей в жизни человека.

«На протяжении тысячелетий лошадь остаётся верным спутником и помощником человека. Трудно назвать другое животное, чье значение для нас столь велико. В настоящее время во многих областях человеческой деятельности, лошадей заменили машины, но по-прежнему интерес к этим животным не ослабевает». В. А. Парфенов.

3.1 Прогулка в прошлое.

Одни ученые считают, что после одомашнивания, лошадей в основном использовали для мяса и молока. Другие не исключают, что и тогда уже лошади носили на своих спинах всадников. Племена, в которых люди научились ездить верхом на лошади, перестали кочевать. Лошадь начали использовать для охоты, на полях сражений и как вьючных животных.

Лошадь не сразу стала помощником человека в сельском хозяйстве. Кого только не пробовали люди на эту роль: были быки, коровы, волы и даже слоны. Но, в конце концов, внимание человека привлекла лошадь – покладистое, трудолюбивое и ловкое животное. Какие же преимущества имеет лошадь в поле? Во – первых, она обладает огромной силой и выносливостью, способна без устали работать несколько часов подряд. Во – вторых, ею легче управлять, лошади животные с хорошо развитой координацией движения. В – третьих, лошади хорошие ученики и хорошо поддаются дрессировке.

Достоинством лошади является то, что она может работать в поле, а так же носить на спине своего хозяина. Лошадь запрягали в телегу, возили на ней кладь. Для крестьянина отсутствие лошади приравнивалось к большому несчастью, ведь она и кормилица, и поилица, и транспорт. Без лошади умирали с голоду. Нет лошади, нет зерна. Нет зерна, нет хлеба. Павший конь то же не пропадал даром. Конина – очень ценное, диетическое и просто вкусное мясо. А еще лошади дают великолепное молоко.

Без лошади трудно приходилось не только крестьянину. Трудно без коней представить прежнюю армию. Её история, это топот конских копыт и крики «Ура!». Недаром гласит конская мудрость:

Подкова держится на гвозде,

Лошадь держится на подкове,

На лошади держится всадник,

На всаднике держится крепость,

На крепости держится государство

Помимо сельского хозяйства и армии, лошадь стала первым животным, которое использовали как общественный транспорт. Первые маршруты были проложены в Англии. Самый необычный экипаж, назывался конка( Приложение 4).Этот вид транспорта представлял собой небольшой вагончик, поставленный на рельсы. Спереди запрягались две сильные лошади, которые могли несколько часов подряд перемещать конку со скоростью 10 км. час.

Прилжение 4. Конка

Были еще такси, они назывались «ваньки»(Приложение 5). Но это все легковой транспорт, а ведь были и грузовики. В повозки, рассчитанные на большой вес, грузили мебель, вещи, дрова, камни, мешки с зерном. В такие повозки запрягали самую сильную, мощную и выносливую.

Приложение 5. Такси «ваньки»

3.2 Лошадь и спорт.

В настоящее время особенно активно лошади используются в спорте. Огромной популярностью пользуются скачки и рысистые испытания на ипподромах. Более спортивными являются соревнования по выездке, конкуру или конному троеборью. Выездка – это умение управлять лошадью на разных аллюрах. Конкур – соревнования по преодолению препятствий. Троеборье – комплексные соревнования, которые включают в себя – выездку, конкур и полевые испытания (кросс на пересеченной местности), причем во всех видах участник выступает на одной и той же лошади.

Распространение получили и игры верхом на коне. Самая известная на сегодня игра – поло. Для игры используют пони. Их обучение длится почти два года. Лошадь учится слушаться тончайших команд всадника. Пони не должен бояться свистящих около ушей и глаз палок или же останавливаться в нерешительности перед группой лошадей. Поло – это быстрая и сложная игра, требующая молниеносной реакции, хорошего чувства равновесия, сообразительности, храбрости от всадника и ловкости от лошади, а так же полной гармонии между ними (приложение 6).

Приложение 6. Игра «Поло»

Помимо конных состязаний, большой популярностью в мире пользуется конный цирк. Наибольший интерес публики вызывает верховая джигитовка. Артисты – джигиты выполняют в молниеносном темпе сальто над лошадью, сальто соскок вперед и назад, перескакивают с одного коня на другого, перелезают под животом коня на другую сторону. В безмолвии смотрят зрители на «египетскую пирамиду»: по цирковой арене скачут две лошади, на спине каждой из них стоит всадник, а на их плечах девушка.

3.3 Лошадь для медицины и здоровья.

Есть в нашей стране институт вакцин и сывороток. Там в специальных конюшнях содержатся лошади – доноры. Это самые лучшие, здоровые во всех отношениях животные. Врачи вводят им в кровь возбудителей таких страшных болезней как столбняк, гангрена, дифтерия, ботулизм и других. И когда в крови коней вырабатываются защитные антитела, иммунитете против этих болезней, у них берут кровь для приготовления сыворотки. Одна лошадь за свою жизнь дает 16020 тысяч доз сыворотки. Эту сыворотку вводят людям, чтобы они не заболели тяжелыми и смертельными болезнями. Таким образом, лошади спасают жизнь людей .

Впервые попробовав кумыс – переработанное коровье молоко, я его очень полюбила. У него отличный вкус – кисловатый с газиками! Чуть позже я узнала и о том, что кумыс является лечебным напитком. В XIX веке он считался лекарством от цинги. Особую ценность ему придает то, что продукт бодрит и придает силы, легко усваивается организмом, полезен для желудка. При регулярном его использовании заживляется даже язва желудка. Кумыс способен улучшать состав крови и уничтожает микробов. Успокаивает нервную систему, используется при похудении

3.4. Иппотерапия

Лошадь – животное удивительное, отличающееся добродушием, благородством, чуткостью. Оно может стать человеку преданным другом. Люди с древних времён стали замечать, что общение и прогулки с лошадьми позитивно влияют на психическое и физическое состояние. Поэтому восстановление и лечение человека с помощью лошадей стали широко использоваться в медицине.

Hippo в переводе с греческого языка означает «лошадь». Поэтому метод лечения с участием лошадей под руководством инструктора назвали иппотерапией. В России эта методика официально признана в медицине.

Ещё Гиппократ положительно отзывался о верховой езде, называя её «природными упражнениями». В период первой мировой англичане применяли верховую езду для восстановления солдат, имеющих различные последствия травм опорно-двигательного аппарата. Последние 30-40 лет иппотерапия бурно развивается. Сегодня центры открыты в 45 странах мира

Такое бурное развитие этого метода лечения в Северной Европе началось после случая исцеления посредством иппотерапии одной датчанки. Лиз Хартел была спортсменкой (конный спорт). Но произошло несчастье – довольно редко возникающее заболевание полиомелит приковало спортсменку к инвалидному креслу. Но занятия на лошади она прекращать не стала. И посредством ЛВЕ действительно произошло чудо: бывшая спортсменка не только смогла выздороветь и вернуться в спорт, но и опять принимать участие в соревнованиях. Но каково было всеобщее удивление, когда ею была завоевана Серебряная медаль во время Олимпийских игр в Хельсинки!

В России иппотерапия стала развиваться с 1991 года. В настоящее время центры иппотерапии существуют в Москве, Воронеже, Пензе, Самаре, Волгограде, Санкт-Петербурге, Ульяновске и других городах, по России их количество уже более 30.

Во время занятий на лошадях задействованы и душа и тело человека, так как включаются в движение почти все группы мышц. Курс занятий с лошадьми продолжается не меньше шести недель. Сначала длительность занятий около 10 минут, постепенно её увеличивают до 30-60 минут. Приходить на иппотерапию надо два или три раза в неделю. При тяжёлых недугах занятия продолжаются от 2 до 5 лет. Занятия проводит психолог – иппотерапевт или врач – иппотерапевт, а так же конюх, который помогает управляться с лошадью. Иппотерапевты должны любить лошадей и иметь отличные навыки верховой езды.

Главным показателем при отборе лошадей, годящихся в иппотерапевты, становится их характер. Лошадей выбирают послушных, спокойных и дружелюбных. Не подходят для занятий упрямые, пугливые, нервные, кусающие особи. Ещё один не менее важный показатель – выносливость и физическое здоровье, ведь во время прохождения занятий лошадь должна нести на себе инструктора и пациента. Обучение лошади длится два или три года.

3.5 Польза иппотерапии для души.

Установлено, что лошади имеют мощное биополе, они легко делятся положительной энергией с людьми. Поэтому, иппотерапия очень полезна грубым, вспыльчивым и агрессивным, а также суетливым и сильно подвижным людям. Регулярные сеансы иппотерапии делают их более спокойными. Углубленные в себя и замкнутые люди, общаясь с добрыми и доверчивыми лошадьми, раскрепощаются и начинают испытывать желание общаться с окружающими. Это уменьшает заторможенность, чувство тревоги, избавляет от страхов, помогает приспособиться к окружающему миру. Лошади являются своеобразным связующим звеном между внутренним и внешним миром пациента, помогая ему общаться с другими людьми на равных.

Простое  поглаживание кожи скакуна дает потрясающий лечебный эффект. Между животным и человеком возникает ни с чем несравнимое чувство единения, лошадь передает свою энергию человеку. Мы испытываем приятные ощущения, перебирая роскошную гриву коня, при этом улучшается душевное состояние и настроение.

Общение, уход за лошадками и верховая езда помогают человеку снять привычное напряжение, избавиться от тревожности и снять стресс. Ещё иппотерапия помогает развить внимательность, чуткость, преодолеть страхи, обрести уверенность в себе и своих силах. Во время прогулки человек и лошадь – равноценные партнеры, а иногда даже друзья. Верховая езда развивает чувство ответственности за партнера .

3.6 Польза иппотерапии для тела.

Работа мышц при езде шагом, такая же, как при быстрой ходьбе, а при галопе – как во время бега. Циркуляция крови в организме наездника увеличивается в 6-9 раз! Во время верховой езды лошадь передает всаднику от 90 до 110 движений каждые 60 секунд. Сидя верхом в седле, человек пребывает в неустойчивом положении и постоянно воспринимает толчки от скакуна – это обеспечивает массаж всех внутренних органов.  Во время езды верхом все группы мышц всадника попеременно расслабляются и сокращаются. Кроме того, при езде верхом наездник должен постоянно контролировать центр тяжести, при этом усиленно работает его вестибулярный аппарат (отвечающий за координацию движения). Все это обязывает держать идеальную осанку.

 Множество интенсивных толчков от корпуса движущегося коня заставляют активно работать мышцы живота и спины всадника. В результате, образовывается “корсет” из мышц, который сохраняет здоровым позвоночник.

 Еще один важный лечебный фактор иппотерапии достигается за счет разнообразных движений, которые совершает ездок. Так, выполняющий физические упражнения человек совершает движения только в 2 направлениях: вправо-влево и вперед-назад, а при верховой езде прибавляется также направление вверх-вниз, что очень полезно для организма.

 Такая встряска приводит мышцы в тонус, нормализует работу всех внутренних органов

  В обычной жизни, в особенности – в крупных городах – у людей практически нет возможности смотреть вдаль, из-за чего у тысяч человек развивается близорукость. А конные прогулки позволят уменьшить риск возникновения данного заболевания.

  При глухоте и слепоте методы иппотерапии также незаменимы. Сам процесс верховой езды, психологический контакт лошади и человека, необходимость держать равновесие обостряют работу действующих органов чувств и в некоторой степени восполняют нехватку внешней информации.

  При заболеваниях кожи и мышц важно то, что температура тела у здоровой лошади – от 37,5 до 38,5°С. Человек чувствует приятное, живое тепло лошади.

  После операций на суставах (в особенности – на тазобедренном) также очень полезны верховые прогулки.

  Иппотерапия применяется для лечения людей с такими заболеваниями как аутизм – невозможность взрослого или ребенка общаться с другими людьми, параличах, заболеваниях костей, черепно-мозговых травмах, инсультах .

Пока не существует четкого научно обоснованного объяснения, как на больных воздействует общение с лошадьми. Однако очевидно, что всаднику – здоровому или не очень, приходится активно развивать чувство равновесия, учиться владеть мышцами рук и ног.

Верховая езда приводит в порядок давление и работу сердца, помогает избавиться от лишнего веса, справляется с проблемами позвоночника и всего костно – мышечного аппарата, приводит в порядок нервы, а так же лечит внутренние органы.

3.7 Противопоказания.

Верховая езда противопоказана при гемофилии (заболевании, при котором не происходит свертывания крови), хрупких костях, травмах позвоночника, искривлениях поясничного отдела позвоночника и обострениях любых хронических заболеваний внутренних органов человека.

3.8 Как проводятся занятия по иппотерапии.

Группа, в которой проводится занятие, состоит из трех человек: сам пациент, инструктор – психолог – иппотерапевт или врач - иппотерапевт и коновод, который действует по команде инструктора. Он же, в свою очередь, для подстраховки постоянно находится рядом (даже когда всадник удерживается на лошади самостоятельно).

Все занятия можно разделить на три категории в зависимости от нагрузки, или от того, насколько тяжело болен пациент.

1. Для наиболее тяжелобольных применяется собственно иппотерапия. Пациент иногда садится на лошадь даже без седла.  Лечение происходит посредством воздействия повышенной по сравнению с человеком температуры тела лошади, а также воздействия ее ритмичных колебаний.

2. Пациенты с меньшей тяжестью заболевания применяют этот тип терапии только на начальном этапе, а потом переходят к обучению элементам самой верховой езды и элементам управления лошадью.

3. К третьей категории относится райтерапия, или экитерапия. Она представляет собой верховую езду, включающую активное участие самого пациента.  При наиболее успешных результатах люди с ограниченными возможностями могут принимать участие в соревнованиях, заниматься по специальной программе.

Также есть так называемая терапевтическая верховая езда, которая ориентирована на лечение умственно-отсталых, а также трудновоспитуемых подростков.

За количеством физических нагрузок необходим контроль врача. Также следует сочетать методы иппотерапии с другими методами лечения и восстановления больных

Верховая езда – это целый мир, дающий возможность посмотреть на все, окружающее тебя, с позитивом. Да и здоровый человек может заниматься иппотерапией для развития своих способностей. Кроме профилактики это подарит множество положительных эмоций. В истории иппотерапии такое множество чудес, что стоит довериться.

4. Исследования.

4.1Практическое занятие.

На одном из уроков я работала по оздоровительной программе.

Надо сказать, что это занятие, которое требует много усилий. Я ехала на лошади в разных положениях(приложение 7,8), не держалась за поводья. При этом руки у меня были, то вытянуты вверх, то в стороны. Я ехала лицом к хвосту лошади (Приложение 9), лежа на животе, лежа на спине(приложение 10). Вытягивала одновременно две ноги к шее лошади. Все это было необычно и трудно. А иногда даже и страшно.

Могу сказать, что нагрузка на мышцы чувствуется даже после обычной тренировки. В течение нескольких дней после занятия мышцы ног и спины побаливают. Это подтверждает, что уроки верховой езды действительно тренируют мышцы.

4.2. Анкетирование

Мне стало интересно, что знают о лошадях мои сверстники, для этого я провела анкетирование (см. Приложение 11, 12).

Изучив ответы, я сделала выводы:

1. Ребят интересуют лошади. Большинство из них катались на лошадях, хотели бы заниматься конным спортом, одна треть класса провела бы свой выходной день, общаясь с лошадьми.

2. Многие ребята не знают, может ли лошадь лечить больных детей, которые не могут ходить, но многие считают, катание на лошади полезным для здоровья.

3. Ни кто не знает про напиток из кобыльего молока.

Исходя из этого, я поставила цель найти информацию по данным вопросам, рассказать ее своим одноклассникам, поделиться своими наблюдениями за поведением лошадей и данными о том, как лошади лечат человека.

4.3. Исследование конно- спортивного клуба «Бештау»

22 августа 2015 года Аведова Елена открыла конно-спортивный клуб «Бештау» (Приложение13,14) для жителей Кавказских минеральных вод :

– для людей, которые хотели бы заниматься верховой ездой;

– для людей разновозрастной категории;

– для людей, которые любят лошадей и стремятся к общению с ними;

– для людей, которые нуждаются в снятии стресса.

Основной целью клуба является всестороннее развитие человека, а так же начальное обучение навыкам верховой езды для детей и взрослых (знакомство с лошадью, умение общаться с ней, выработка правильной посадки, элементарное управление лошадью, основные правила общения и работы с лошадью)(Приложение15,16,17,18) .

Занятия ЛВЕ (лечебная гимнастика, улучшение координации движений, исправление осанки, укрепление и релаксация мышц тазового дна и поясницы, снятие стрессов, дипрессий и д.р. нервных расстройств)

Для детей с 9 лет после освоения навыков общения с лошадью и самостоятельной езды проводятся занятия по спортивной подготовке (общая,выездка,конкур).

Конные прогулки по пересеченной местности (окрестности горы Бештау).

Как поведала мне в беседе управляющая клуба Аведова Елена, еще пару лет назад «конюшня» (так снисходительно называли это предприятие) пребывала в практически полном запустении. Региональные власти были озабочены проблемами поважнее, чем возрождение культуры конного спорта и конных занятий. А между тем, сам регион немыслим без верного спутника истинного горца — коня. Все изменилось с приходом в конный клуб новых хозяев. Сначала в школе было две лошади – Эльбрус и Сапфир. Эльбрус натренирован работать с детьми, его привезли со Ставропольского ипподрома, где он катал деток.

На сегодняшний день в клубе 10 лошадей (Бренди, Сабрина, Эльбрус, Сапфир, Буян, Пилигримм, Злата, Гегемон, Зайчик, Повелитель. Породы представленные в клубе: орловский рысак, терские и кабардинские породы лошадей. Есть и англо – тяжеловозные породы. Лошади хорошо обучены и подходят для верховой езды, как для опытных людей, так и для тех, кто еще ни разу не сидел верхом

В клубе имеются две зоны: учебно-тренировочная – крытый манеж клуба и тренировочные поля так же хозяйственная (конюшни, помещение жокеев, административно- хозяйственные помещения)(Приложение 19,20, 21,22)

В клубе проводятся экскурсии для школьников и всех желающих. А также можно сфотографироваться и даже снять видео. Здесь можно ознакомиться с правилами содержания лошадей, с породами лошадей, покормить, почистить и проехаться верхом на лошади.

Конная прогулка включает в себя: катание на лошади под руководством инструктора, пешее сопровождение инструктора на маршруте, экскурсию по конюшне, мастер-класс по запряганию и седланию лошади,инструктаж по технике безопасности и азам управления лошадью.

Мне очень нравится посещать конно-спортивный клуб «Бештау». За время моего обучения в клубе я очень привязалась к лошадям. Каждого уже знаю не только по имени, но и знаю их характер. Я уверена, что верховая езда — это больше, чем умение просто сесть на лошадь и увидеть, как безупречно мы смотримся в седле, как наша лошадь правильно идет в поводу и как хорошо она может двигаться шагом, рысью и галопом

Лошади для меня всегда казались мистическими существами. Впервые я прокатилась на лошади в 4 года. По словам родителей, я была безумна счастлива, что целых пять километров в окрестностях Медовых водопадов нас везла лошадка по имени «Верный».

А теперь, когда в нашем городе открылся конно-спортивный клуб «Бештау» у меня появилась возможность более близкого знакомства с этими животными. Долгое время занятия со мной проводил инструктор Павел. Он со своей Златой – неоднократный победитель областных и зональных соревнований.

Кони Сапфир, Эльбрус и Бренди натренированы работать с нами, детьми.(Приложение 23,24,25) На занятия в конно-спортивный клуб с большим желанием ходят мои друзья и одноклассники. А так же здесь регулярно проводят конкурсы детских рисунков. И конечно я нарисовала свою любимую лошадку Эльбруса ( приложение 26,27)

Так же в разговоре с Еленой Аведовой поднималась тема высоких стандартов — не без гордости она рассказала о призовых местах в первенствах России. Клуб «Бештау», возрожденный из пепла конюшни всего за два года, может похвастать классным тренерским составом, призерами — участниками соревнований федерального уровня.

На сегодня организация представляет собой практически европейский тип конного клуба.

Исследование лошадей пригодных для занятий иппотерапией я проводила по определенным показателям:

А) Характер – покладистый и спокойный, дружелюбный;

Б) Возраст – от 5 до 15 лет;

В) Рост (до 145 – 160 см в холке);

Г) кобылы или мерины.

А) Самым главным в отборе лошади является ее характер. Для занятий требуются дружелюбные, доверчивые, спокойные, терпеливые, общительные, прощающие ошибки всадника и уравновешенные животные. Только такая лошадь может обладать подходящим шагом для лечения. По этой причине всех пони, которые есть в хозяйстве, я не стала исследовать на пригодность к иппотерапии, так как они имеют очень непростой характер, часто агрессивны, кусаются, могут лягнуть.

Характер определяют по поведению лошади, она не должна кусаться, лягаться, не старается сбрасывать наездника, не пугливая. Для этого рядом с лошадью громко хлопают в ладоши, или шуршат целлофаном, или даже взрывают петарды.

Черты характера проявляются при общении с лошадью. Лошадей с подходящим характером оказалось четыре.

Б) У животных старше 15 лет шаг становится жестче. Возраст всех исследуемых лошадей мне назвала их хозяйка. Он оказался от 3 до 18 лет. Лошадей в возрасте от 5 – до 15 лет в хозяйстве 9.

В) На высоких лошадях труднее страховать наездника. Поэтому мне было необходимо измерить рост лошадей в холке. Самостоятельно я измерила рост 4-х лошадей, это те лошади, с которыми я хорошо знакома. Остальных лошадей измерила хозяйка. Лошадей с ростом от 145 до 160 см. в холке, оказалось 6.

Г) Кобылы или мерины имеют более подходящий характер чем жеребцы. Из 11 лошадей 8 кобыл, и 3 жеребца. Порода лошади для занятий иппотерапией не имеет большого значения, и все же по моему исследованию это оказались следующие породы: тракененская – германская???? (Орфидея и Фортуна), орлово – будёновская (Лазурь), и беспородная «деревенская» (Зорька).

Заключение

В результате своего исследования я узнала много новой информации о лошадях, об особенностях их поведения и об их органах чувств, многообразии пород и мастей.

Благодаря лошадям люди открыли новое направление в лечении разных болезней, с которыми очень трудно справиться. Проведя исследование возможностей КЛУБА для иппотерапии, я пришла к выводу, что в нем можно развивать этот особый вид лечения – лечение лошадьми. В хозяйстве имеются все условия для содержания лошадей и их выездки. Самое главное - есть подходящие для иппотерапии лошади, которые подходят по всем показателям: характеру, возрасту, росту. Проводятся занятия по обучению верховой езде с детьми и взрослыми. Уже сегодня взрослые и дети могут общаться с лошадками, даря им свою любовь и получая хорошее настроение, бодрость, заряжаться от них энергией и здоровьем. Но для развития иппотерапии необходимы еще и специально обученные специалисты - психолог – иппотерапевт или врач – иппотерапевт. Таких специалистов в хозяйстве нет???. Надеюсь, что мне через несколько лет удастся получить одну из этих профессий и иппотерапия в нашем городе обязательно появится!

В начале своей работы я предположила, что лошади могут оказывать лечебное воздействие на человека. Я думаю, что смогла подтвердить и доказать свою гипотезу.

Я очень люблю лошадей!

Я буду продолжать заниматься полезной для здоровья верховой ездой и узнавать больше про этих удивительных животных!

Список литературы и используемые источники

Джудичи К., Каневаро С., Ратто С.Большая книга о животных/Пер. с итал. Л. В. Золоевой. – М.: Эксмо, 2011. с.201.

Керн Ю. Я учусь ездить верхом/Ю. Керн4 ПЕР. С НЕМ. – м.: Аквариум – Принт, 2008. – 48 с.: ил.

«Лошадки» журнал. Серия периодических изданий «Лучшие детские журналы». Издатель: ООО «ИДК – Медиа» № 9, №3, №7 2013 г.

Лошади. Большая энциклопедия/Перри Вуд (и другие); ил.Кэрол Винсер; пер. с англ. О. М. Невской. – Москва:АСТ, 2013. с.17-24.

Санди Рансфорд. Иллюстрированная энциклопедия лошади и пони. М.: Астрель 2004г., с.4-28.

100 легендарных лошадей/текст Мириам Баран; консультант К. Либбрехт; пер. с фр. Ю. М. Розенберг. – М.: АСТ: Астрель, 2010. с.79, с.33.

www.baby.ru/blogs/post

https:vk.com/wall- 30272464_1476

9. Сайт о лошадях. horsetimes.ru. Статья «Лакомства для лошадей»

10. Портал о лошадях. TheHorses.ru. Статья «Поведение лошади»

11. Портал о лошадях. TheHorses.ru. Статья «Лошадь в жизни человека»

12. Портал о лошадях. TheHorses.ru. Статья «Все породы лошадей»

13. fb.ru›article…samaya-malenkaya…v…poroda…loshadey… Статья «Самая маленькая лошадь»

14. «Хочу все знать!» Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта.

15. Занимательный атлас-Лошади./Жан-Мшель Буассье.- КНР «Атлас», 2007.

16. Афонькин С. Ю. «Лошади». – СПб.: «БКК», 2009.

17. Детская энциклопедия «Я познаю мир: Лошади», г.Москва, издательство «АСТ», 2002 г.

18. Пис М., Бейли Л. «Как научиться понимать лошадь: вопросы и ответы». – М.: АСТ, 2006.

19. Травина И. В. «Лошади». – М.: «РОСМЭН- ПРЕСС», 2013.

20. Шефер М. "Язык лошадей. Образ жизни, поведение, формы общения" – М.: « Аквариум-Принт», 2003.

Приложение

Приложение 7 приложение 8

Приложение 9 Приложение 10

Анкета

1. Где вы впервые встретились с лошадью?

- в деревне

- увидели по телевизору

- в цирке

- в парке

- в конном клубе

2 . Как бы вы провели выходной день, что бы выбрали?

- Посетили конюшню, покатались на лошадях и покормили животных

- Пошли в кинотеатр смотреть фильм

- Пошли гулять в парк

- Играли в компьютер

- Смотрели мультфильмы по телевизору

- Посетили цирковое представление

3. Вы когда-нибудь катались на лошади?

- да

- нет

4. Как вы думаете катание на лошади полезное для здоровья занятие?

- да

- нет

5. Как вы думаете, может ли лошадь вылечить больного ребенка, который не может ходить?

- да

- нет

- не знаю

6. Хотели бы вы заниматься конным спортом?

- да

- нет

7. Как называется напиток из кобыльего молока?

Анализ анкеты

Вопрос. Варианты ответов. Число ответивших.

1. Где вы впервые встретились с лошадью?

- в деревне

4 чел.

- увидели по телевизору

2 чел.

- в цирке

2 чел.

- в парке

1 чел.

- в конном клубе

1 чел.

2.Как бы вы провели выходной день, что бы выбрали?

- Посетили конюшню, покатались на лошадях и покормили животных

5 чел.

Пошли в кинотеатр смотреть фильм

4 чел.

Пошли гулять в парк

3 чел.

Играли в компьютер

1 чел.

Смотрели мультфильмы по телевизору

1 чел.

Посетили цирковое представление

-

3. Вы когда-нибудь катались на лошади?

- да

12 чел.

- нет

2 чел.

4. Как вы думаете катание на лошади полезное для здоровья занятие?

- да

9 чел.

- нет

4 чел

- не знаю

1 чел.

5. Как вы думаете, может ли лошадь вылечить больного ребенка, который не может ходить?

- да

3 чел.

- нет

2 чел.

- не знаю

9 чел.

6. Хотели бы вы заниматься конным спортом?

- да

10 чел.

- нет

4 чел.

7. . Как называется напиток из кобыльего молока?

- не знаю

14 чел.

Приложение 11 Приложение 12

Приложение 13 Приложение 14

Приложение 15 Приложение 16

Приложение 17 Приложение 18

Приложение 19 Приложение 20

Приложение 21 Приложение 22

Приложение 23 Приложение24

Приложение 25 Приложение 26

Приложение 27

Просмотров работы: 35