Влияние канистерапии на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние канистерапии на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Луговой В.В. 1
1МБУДО "Центр "Радуга" г. Волгодонска
Бердник М.Д. 1
1МБУДО "Центр "Радуга" г. Волгодонска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Интеграция собаки в человеческое общество происходила на протяжении веков. Человек одомашнивал собаку, приспосабливая ее к своим потребностям, к своему быту и способствовал ее развитию.  Освоив азы селекции, человек получил возможность изменять не только внешний вид, но и психотип собаки, ее поведение.  Как писал известный этолог Конрад Лоренц: "Сила обаяния собаки заключена в глубине дружбы и крепости духовных уз, которые связывают ее с человеком"[11].

Со времен античности известен лечебный эффект от общения с животными, их благотворное влияние на здоровье, эмоциональное состояние и поведение человека. Всемирная организация здравоохранения признала, что живые существа рядом с нами приносят огромную пользу. В последнее десятилетие накапливаются обширные зарубежные данные использования метода в работе с широким диапазоном проблем и различными категориями людей.А также выделены направления помощи, в которых взаимодействие с животным является неотъемлемой частью процесса лечения. Одним из перспективных методов является канистерапия.

Актуальность исследования. В России канистерапия понимается как инновационная нетрадиционная технология, оказывающая благотворное влияние на психофизическое здоровье человека. Эффективность этого метода терапии, механизмы воздействия мало изучены. Преимущества этого направления состоят в том, что собака является социальным животным и способна создать ситуацию доверия, безопасности, выступить связующим звеном в процессе налаживания взаимоотношений и коррекции развития личности [20].

Отечественные и зарубежные авторы все больше внимания уделяют использованию животных в терапии для достижения необходимых психолого-социальных изменений у личности, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья. Исследованиями влияния канистерапии на развитие личности занимались Б. Левинсон, А.К. Уилсон, Н.Л. Кряжева, А.В. Субботин, А.В. Родионов, М.Н. Мальцева, А.В. Никольская, С.Д. Левина и другие [8; 13; 15; 16; 20]. Особенные дети – это дети, развитие которых отличается от развития большинства детей и характеризуется различными физическими отклонениями и психологическими проблемами. В настоящее время остро стоит проблема поиска эффективных методов терапии и коррекции нарушений развития у детей. Канистерапия – это метод терапии с участием специально отобранных и подготовленных собак. В МБУДО «Центр «Радуга» г. Волгодонска реализуется адаптированная дополнительная общеразвивающая программа с использованием канистерапии, адресованная детям с ограниченными возможностями здоровья. Нас заинтересовали возможности терапевтического влияния этого метода на развитие детей, что и определило выбор темы исследования.

Цель исследования: рассмотреть возможности влияния канистерапии на развитие и коррекцию нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: метод канистерапии

Предмет исследования: канистерапия в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Гипотеза: мы предполагаем, что канистерапия оказывает благотворное влияние на психофизическое здоровье и способствует коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи исследования:

Проанализировать литературу и источники информации, раскрыть понятие канистерапии.

Описать терапевтическое воздействие канистерапии на здоровье и развитие человека.

Изучить особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Провести тестирование с помощью АПК ROFES E01C.

Провести социологическое наблюдение за испытуемыми, беседы и социологический опрос родителей.

Систематизировать полученные результаты, проанализировать успешность канистерапии, сделать выводы и доклад.

Методы исследования:

- поисковый метод;

-теоретический анализ литературы и других источников;

- социологическое наблюдение;

- беседы, анкетирование; тестирование с использованием аппаратно-программного комплекса ROFES E01C (АРГО ТЕСТ 2.2.2.1);

- сравнительный анализ;

- метод статистической обработки результатов исследования.

База исследования: МБУДО «Центр «Радуга» г. Волгодонска, Ростовской области.Выборку составили 10 учащихся с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 9 лет. 

Практическая значимость работы определяется тем, что предложены обоснованные пути психофизической коррекции нарушений в развитие детей с ограниченными возможностями здоровья; в ходе исследования получены данные, которые могут быть использованы специалистами в коррекционной работе с особенными детьми.

Структура работы – работа включает в себя две главы, введение, заключение, список литературы и приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КАНИСТЕРАПИИ

История возникновения метода канистерапии

Интеграция собаки в человеческое общество происходила на протяжении веков. Человек одомашнивал собаку, приспосабливая ее к своим потребностям, к своему быту и во мно­гом «очеловечивая» ее, существенным образом способствовал ее психическому развитию, развитию ее мышления. Человек издавна догадывался о лечебных свойствах собак, что отразилось в культах, религии и мифологии. В Древней Греции и Египте  около 3 тыс. лет назад были обнаружены способности собак справляться с различными недугами и оказывать психологическую помощь человеку. 

Терапия при помощи животных называется «анималтерапия» и включает в себя иппотерапию, канистерапию, дельфинотерапию, фелинотерапию и другие [1]. Одним из самых востребованных видов анималотерапии из-за своей доступности и социального поведения животных является канистерапия. В литературе многими авторами канистерапия  определяется, как терапия с использованием собак.

Сохранились первые достоверные упоминания, свидетельствующие о том, что в 1792 году в больнице для душевнобольных в Йорке собаки выступали как часть терапевтического процесса, оказывая положительное влияние на поведение людей и эффективность лечения. В царской России во всех учебных заведениях студенты и лицеисты на обязательных условиях работали с животными, что, было одним из основных факторов, оказывающих положительное влияние на характер и психику [8; 10]. После второй мировой войны американские врачи Красного креста отметили, что процесс выздоровления в госпиталях шел более успешно в присутствии собак; позже этот метод начали целенаправленно использовать для скорейшей реабилитации раненых, а также в социальных учреждениях - домах престарелых и в тюрьмах.

В 1944 году была опубликована статья Д. Боссарда, посвященная терапевтической роли собаки. В ней отмечалось большое значение, которое домашние животные играют в жизни семьи в целом и в психическом здоровье ее членов; особенное внимание уделялось состоянию детей. Автор рассматривал животное и как источник безоговорочной любви, и как выход выражения любви у людей, как наставника детей в  таких сферах, как ответственность, партнерство, социальное взаимодействие  [18]. В 1960 годах американским психиатром Б. Левинсоном была впервые сформулирована концепция «терапия с участием животных» и дано научное обоснование оправданности присутствия животных и их положительного влияния. В 1962 году он опубликовал свою первую работу «Собака как ко-терапевт», где отмечал, что мог достичь существенных успехов в психологической работе, если на сессии присутствовала собака-терапевт. Б. Левинсон придумал специальные термины: «терапия домашними животными», «детская психотерапия, ориентированная на домашнее животное», «терапия в сопровождении животного».

Термин «канистерапия» определился в 90-х годах XX века: «Канистерапия это метод, усиливающий эффективность развития личности и реабилитации, в которой мотиватором является специально отобранная и обученная собака, проводимая квалифицированным канистерапевтом [7]. В литературе многими авторами канистерапия (от лат. сanis - собака + греч. Θεραπεία  - лечение)  определяется как метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных  собак. 

В Европе медицинское сообщество для определения данного метода использует  термин  animal  assistedtherapy  dog и выделяют направления терапевтической помощи животных:«Animal-Assisted Activity» - побуждение к деятельности при помощи животного; Animal Assisted Brief Therapy-дружеская встреча с животным; «Animal-Assisted Therapy» - терапия взаимодействием с животными. За рубежом канистерапия является  методом неврологической, психотерапевтической, социальной реабилитации для улучшения физического, социального, эмоционального и когнитивного функционирования человека. В 90-х годах в США министерством здравоохранения официально разрешено присутствие собак в клиниках в качестве медперсонала, а также организована Международная Организация Собак-Терапевтов -TDI - Therapy Dog International. В 2000 году Вашингтонский университет разработал практическую терапевтическую программу использования канис-терапии в реабилитации пациентов психиатрических клиник; организация «Eden Alternative» внедрила канис-метод для использования в домах престарелых, а госпиталь в Атланте разработал программу с использованием канис-терапии для детей с особенностями развития, низким уровнем интеллекта и с повышенной тревожностью [6].

В нашей стране канистерапия является инновационной технологией на стадии становления. Исследователи и специалисты активно объединяются в поддержку развития терапии с участием собак и рассматривают ее как метод лечебной кинологии, рожденный на стыке наук: кинологии, психологии, медицины и педагогики [20]. Специалисты Союза реабилитологов России рассматривают канистерапию или терапию с собакой-ассистентом как инструмент и ассистент канистерапевта. В 2014 г. во время проведения Международного конгресса «Нейрореабилитация» было подписано соглашение о сотрудничестве между Союзом Реабилитологов России и Сообществом Поддержки и Развития Канистерапии при поддержке СПБГУ им. академика И.В. Павлова. Это соглашение является не только важнейшим этапом в развитии отечественной канистерапии, но и накладывает определенные обязательства на сообщество канистерапевтов [19].

В последние десятилетия стал очевиден интерес к терапии с участием животных, в частности собак, в научной психологии, педагогике и медицине. Накопились обширные эмпирические данные об эффективности данного метода.

Функции и возможности канистерапии

Актуальность исследования проблемы терапевтического влияния канистерапии на физическое и психическое здоровье человека обусловлена возрастанием интереса во всем мире со стороны специалистов в области психологии и реабилитации. Также все больше внимания уделяется использованию собак в терапии для достижения необходимых психолого-социальных изменений у личности, особенно детей. Доктор медицинских наук, психиатр М. Е. Бурно указывает, что собаки обладают рядом качеств, сходных с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека. К.Лоренц отмечает, что собака в своей психической деятельности гораздо более «человекоподобна», чем даже обезьяна.  Особенно ярко выступают высокоразвитые психические способности собаки в ее практической службе человеку [8].

Отечественные авторы выделяют основные функции метода [2; 15]:

Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными нормализует работу органов, нервной системы, снимает стресс. Общение с собаками может оказывать благотворное влияние на человека в момент кризисного состояния, успокаивать и расслаблять.

Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений

Реабилитационная функция. Контакты с животными позволяют личности формировать новые способы взаимодействия с действительность.

Функция компетентности - осознания собственных сил, возможностей, умений. Взаимодействуя с животным, человек понимает, что может сам  контактировать с природой, создавать новые пути общения.

Функция самореализации-реализация внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других. 

Функция общения- коммуникации.  Для человека крайне важно иметь партнера для общения, которому можно доверять. При этом снижается чувство одиночества и улучшается процесс социализации.

По мнению отечественного психотерапевта С.Д. Левиной, данная терапия способствует гармонизации актуального психического состояния, снижению уровня тревожности, напряженности; стимулирует эмоциональную сферу; позитивно влияет на психомоторику; нормализует вегетативные функции; приводит к актуализации ресурсных состояний; уменьшает аутизацию; повышает уровень коммуникативных навыков; выполняет функцию самореализации; способствует психиатрической помощи.Левина выделяет следующие виды взаимодействия человека и собаки [9]: пассивная деятельность с участием животных, построенная на субъект-объектных взаимоотношениях; активная деятельность с участием животных, при которой действуют как субъект - объектные, так и субъект - субъектные взаимоотношения; собственно терапия, когда имеют место субъект – субъектные взаимоотношения между пациентом и его «терапевтом».

Во многих странах канистерапия является  методом неврологической, психотерапевтической, социальной реабилитации для улучшения физического, социального, эмоционального и когнитивного функционирования человека. Этот метод может использоваться как  самостоятельная психотерапевтическая методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики. Было отмечено положительное участие собак в поддержке людей с ОВЗ  в нормализации социальной окружающей среды. Присутствие животных и собак в особенности может благотворно влиять и на людей с такими заболеваниями, такими как ДЦП, аутизм, гиперактивность, болезнь Альцгеймера.

Доктор пед. н. В. Родионов выделил пять ролей, которые могут играть дети в процессе взаимодействия с животными [16]: эмоциональная, познавательная, функциональная, коммуникативная и патронажная.

Канистерапия может выступать и как метод в лечебной педагогике, коррекции и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов. Психиатры утверждают, что при лечении  детского аутизма и коррекции задержки психического развития детей метод канистерапии является самым эффективным [2; 12; 13]. Взаимодействие с собакой может помочь ребенку реализовать и удовлетворить потребности: в безопасности; в привязанности и дружбе; в общении и любви; физическом контакте; потребность быть признанным и в самоактуализации [20]. Терапия взаимодействием с животными показала свою эффективность в работе с широким диапазоном проблем.

В психологической сфере областью применения канистерапии являются психологические службы и стационары психологического профиля. Метод способствует решению ряда психологических проблем: формирование необходимой мотивации для психотерапии: увеличение общего уровня комфорта и оптимизация отношений между терапевтами и пациентами, помощь в переключении внимания на внешние события; улучшение  эмоционального и когнитивного функционирования человека: нормализация состояния человека и стрессовых ситуаций, снижение возбуждения и тревожности; положительные психолого-социальные изменения личности человека; помощь лицам с ОВЗ и неизлечимыми болезнями [17].

В педагогике взаимодействие с собакой помогает решению психолого-педагогических проблем: психологической и социальной адаптации; развитие психических познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии; удовлетворение потребностей безопасности, привязанности и дружбе, общения, любви и уважения, физического контакта. А также способствует повышению мотивации и активности, социальной уверенности, самооценки, самостоятельности, ответственности; нравственному воспитанию и формированию активной жизненной позиции. Метод можно использовать в интернатах для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; специальных коррекционных школах; спецшколах и воспитательно-исправительных учреждениях для трудных подростков; центрах дополнительного образования [20].

В сфере здравоохранения, лечебных и психоневрологических учреждениях этот метод применяют с целью улучшения физического здоровья (состояние функциональных возможностей и систем организма); снижения негативных вегетативных реакций при сердечнососудистых заболеваниях; при лечении неврологических заболеваний и мотивации человека на здоровый образ жизни. Собаку используют в диагностическом выявление онкологических заболеваний, эпилепсии и распознавание опасного уровня глюкозы в крови диабетиков.

В социальной сфере собака может использоваться в центрах социального обслуживания: приюты, социально - реабилитационные центры, дома престарелых, исправительные учреждения. Взаимодействие с собакой помогает человеку в процессе социализации и адаптации к окружающему миру: социальная поддержка людей в особых состояниях; улучшение социального взаимодействия и социальных навыков; формирование социального поведения, повышения адаптационных возможностей.

В медицинской, психологической, социальной реабилитации метод канистерапии применяется в комплексах профилактических и лечебных мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма. Реабилитолог может использовать собаку для усиления эффекта восстановления функций и выносливости больного, развития моторных навыков пациента, реабилитации пациентов после перенесенного ишемического инсульта [19].

Итак, мы выяснили, канистерапия – метод терапии с участием специально подготовленных собак. Это терапия с разновозрастными группами населения и может применяться в различных областях: психологии, медицине, педагогике, социальной сфере и реабилитации.

Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие физические и психические отклонения, которые способствуют формированию нарушений общего развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании [3]. По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномального развития относятся дети: с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата; с умственной отсталостью; с задержкой психического развития; с нарушением поведения и общения. В целом можно выделить три основные группы детей с ОВЗ: дети с двигательными нарушениями; дети с интеллектуальными нарушениями; дети с нарушениями восприятия (зрительного, слухового).

Такие дети имеют следующие особенности развития [4]: низкий уровень развития восприятия; недостаточно сформированые пространственные представления; внимание неустойчивое, рассеянное, слабое развитие интеллектуальной активности детей, несформированы навыки и умения самоконтроля; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной; мышление - наглядно-действенное, снижена познавательная активность и потребность в общении; игровая деятельность не сформирована; имеются нарушения речевых функций; наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости и психомоторной расторможенности; несформированность произвольного поведения, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Согласно наблюдениям для особенных детей также характерны: нарушение эмоционального развития; тревожность и неадекватное поведение; несформированные волевые качества; искаженное самосознание. У них выражены проблемы в развитии моторики и координации движений; нарушение значимых реакций поведения и отсутствие самооценки; неспособность к самообслуживанию.

Таким образом, дети с ограниченными возможностями – это дети, которые имеют какие-либо отклонения от нормального физического или психического развития, препятствующие общему развитию. Таким детям необходимы новые инновационные методы и технологии коррекционных мероприятий, направленные на эмоциональное, когнитивное, познавательное и психофизическое развитие особенных детей. Комплексный психолого-педагогический подход посредством применения метода канистерапии  может стать наиболее эффективным с целью усиления всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАНИСТЕРАПИИ В РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Организация исследования

Целью нашего исследования стало рассмотрение возможностей влияния канистерапии на развитие и коррекцию нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

Провести тестирование испытуемых с помощью АПК ROFES E01C.

Провести социологическое наблюдение за испытуемыми.

Провести беседы и социологический опрос родителей.

Систематизировать полученные результаты, проанализировать успешность канистерапии

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Подготовительный этап – сбор информации и согласия родителей на проведение тестирования; разработка анкеты и листа наблюдения.

2. Конструктивный этап – проведение наблюдения и тестирования испытуемых; социологический опрос родителей детей с ОВЗ.

3. Заключительный этап – сравнительный анализ полученных результатов исследования и проверка эффективности канистерапии.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: наблюдение, тестирование аппаратно-программным комплексом, анкетирование, метод сравнительных характеристик и статистической обработки результатов.

Исследование проводилось в период с января 2018 г. по май 2020г. на базе МБУДО «Центр «Радуга» г. Волгодонска, Ростовской области; в процессе реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Добро глазами детей» для учащихся с ОВЗ с использованием метода канистерапии. В ходе конструктивного этапа была сформирована экспериментальная группа: 10 учащихся с особенностями развития в возрасте от 6 до 9 лет (2 девочки, 8 мальчиков).

В соответствии с задачами исследования были подобраны методики:

1. Тестирование здоровья - АРГО ТЕСТ 2.2.2.1

Цель: оценить функциональное состояние  (FS) организма, уровень энергетического ресурса (RR) испытуемых до и после проведения занятий канистерапии АПК ROFES E01C через точку электропунктуры. Прибор использует показатели программы АРГО ТЕСТ 2.2.2.1, определяет, анализирует и сравнивает индивидуальные ритмы. Также комплексом оценивается психическое и эмоциональное состояние, выясняются результаты влияния эмоций на организм с помощью тестов по 5-бальной системе и соответствующих цветов (приложение 1).

Шкалы: функциональное состояние  (FS), уровень энергетического ресурса (RR).

Процедура исследования: тестирование проводилось индивидуально, всего было проведено 20 измерений показателей каждого испытуемого. 10 тестов проводились перед началом каждого занятия с использованием канистерапии (с участием педагога, исследователя и обученных собак), 10 тестов – после проведения занятия (через 50-60 минут). Результаты тестирования вписывались в индивидуальные карточки для каждого испытуемого (приложение 2).

2. Социологическое наблюдение

Цель: наблюдение за поведением и личностным развитием учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Процедура исследования:в процессе занятий и воспитательных мероприятий в период учебного года мы наблюдали (в роли волонтера) за изменениями в поведение и развитие испытуемых.

Шкалы: социализация (навыки общения, реакции на окружающий мир); мотивация (интерес и стремление к обучению); положительные эмоции (проявление эмоций); самообслуживание и гигиена; двигательная активность (моторика, поведенческий двигательный акт).

Показатели оценивались по 5 бальной шкале: 1 – очень слабо развито; 2 – слабо развито; 3 – удовлетворительно; 4 – хорошо; 5 – отлично. Полученные данные (до и после канистерапии) вписывались в контрольный лист.

3. Социологический опрос. Анкета «Канистерапия».

Цель: выяснить отношение родителей к методу канистерапии.

Процедура исследования: 35 респондентам, чьи дети с ОВЗ/инвалидностью посещают занятия канистерапии, было предложено пройти опрос согласно вопросам анкеты «Канистерапия» (приложение 3).

Достоверность и надежность данных обеспечивалась применением методов статистической обработки: статистического  t-критерия Стьюдента для независимых выборок.

2.2. Анализ результатов исследования

- Тестирование здоровья (Таблица 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ результатов тестирования  ROFES

Имя испытуемого

Возраст

(лет)

Сумма баллов тестирования

Функциональное состояние FS

Энергетический ресурс RR

ДО

ПОСЛЕ

ДО

ПОСЛЕ

1.

Дмитрий Ал.

8

490

518

474

491

2.

Екатерина Г.

6

525

536

508

522

3.

Михаил К.

6

484

504

472

496

4.

Артем Мел.

8

461

481

429

463

5.

Валерия К.

9

442

472

428

458

6.

Вадим Б.

6

486

501

467

486

7.

Евгений Б.

8

500

529

483

512

8.

Артем В.

6

493

515

465

494

9.

Дмитрий Ак.

6

489

526

483

518

10.

Артем М.

6

482

504

470

496

   

Итого

4852

5086

4679

4936

В целом по группе испытуемых после проведения канистерапии наблюдается улучшение показателей функционального состояния организма FS  (90%) и уровня энергетического ресурса RR (92%), а также наблюдается снижение тревожности и раздражительности у учащихся.

Анализ результатов дает основание утверждать, что после проведения канистерапии у испытуемых наблюдается положительная динамика укрепления общего здоровья, что указывает на эффективность канистерапии (Рис. 1).

Рис 1. Сравнительный анализ результатов тестирования  ROFES

- Социологическое наблюдение (Таблица 2).

Таблица 2. Контрольный лист социологического наблюдения

№ 

Шкалы 

Положительн

эмоции 

Социализация 

Мотивация 

Самообслуживание 

Двигательная активность 

 

 

И. учащихся

Стадия наблюдения

до 

после 

до 

после 

до 

после 

до 

после 

до 

после 

1. 

Артем В.

1

3

1

2

2

4

3

3

3

3

Артем Мел.

1

3

2

4

3

5

3

4

2

4

Артем М.

2

4

2

4

2

4

3

4

3

3

Вадим Б.

2

5

2

5

2

5

4

5

4

5

Валерия К.

1

4

1

3

2

3

2

4

1

3

Дмитрий Ак.

1

4

3

5

1

4

4

5

4

5

Дмитрий Ал

3

4

4

5

4

5

4

5

4

5

Евгений Б.

1

3

1

3

1

3

1

4

1

3

Екатерина Г.

3

4

3

4

3

4

2

3

2

3

10

Михаил К.

3

5

3

5

3

5

3

5

3

4

 

Итого

18

39

22

40

23

42

29

42

27

38

Сравнительный анализ в экспериментальной группе показал изменение и улучшение показателей по всем исследуемым признакам. Наиболее выражена положительная динамика у испытуемых в развитие мотивации к учебной деятельности (84%) и навыков самообслуживания (84%), навыков общения и социализации (80%), позитивных эмоций (78%). Все это указывает на улучшения в поведение и личностном развитие у учащихся с ограниченными возможностями и успешность метода взаимодействия с собаками (рисунок 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ показателей

- Социологический опрос.

Итак, в результате анкетирования мы выяснили, что отношение родителей к терапевтическому методу канистерапии - положительное. Все родители наблюдают положительную динамику в развитии детей, их психофизического здоровья и коррекции имеющихся нарушений.

- 100% опрошенных считают, что метод канистерапии благотворно влияет на здоровье человека;

- 100% респондентов отметили, что дети с удовольствием посещают занятия и у них наблюдается позитивное настроение;

- также родители (100%) утверждают, что канистерапия способствует психической и социальной реабилитации каждого ребенка.

- на вопрос: «Помогает ли общение с собакой решению трудностей у ребенка в общении с окружающим миром?» большинство (86 %) ответили положительно, 5 человек (14%) затруднились дать ответ.

-на вопрос: «Наблюдаете ли Вы у ребенка после курса канистерапии (взаимодействия с собаками) положительную динамику развития?» родители выделили следующие показатели положительных изменений:

- 91% - преобладание положительных эмоций; 83% - развитие навыков общения и умственных способностей;

- 71% - снижение чувства тревоги и напряжения;

- 66% - самоконтроля поведения;

- 60% - улучшение двигательных функций и моторики;

- 51% - формирование волевых качеств и повышение мотивации;

- 46% - реализация внутреннего потенциала и развитие эмпатии (рис. 3).

Рис. 3. Результаты социологического опроса

В ходе заключительного этапа исследования для достоверности и проверки эффективности канистерапии, сравнения значимости различий средних показателей выборок «до» и «после» в экспериментальной группе, мы использовали метод статистической обработки результатов исследования t-критерий Стьюдента для связанных выборок (Таблица 3).

Таблица 3. Статистический анализ различий в группе испытуемых

Признаки

Тестирование Рофес

Лист наблюдения

Функциональное состояние FS

Энергетический ресурс RR

Стадия эксперимента

до

после

до

после

до

после

Сумма рангов

4852

5086

4679

4936

119

201

Значение критерия

9.621

11.416

8.692

Различия признака

В зоне значимости

В зоне значимости

В зоне значимости

В ходе статистической проверки данных мы также убедились в достоверности различий показателей и учащихся с ограниченными возможностями здоровья экспериментальной группы «до» и «после» реализации канистерапии, что позволяет выявить положительную динамику изменений исследуемых признаков.

Таким образом, результаты проведенного исследования с целью рассмотрения терапевтического влияния канистерапии на развитие и коррекцию нарушений у детей с ОВЗ указывают на то, что данная терапия оказывает положительное воздействие на здоровье и личностное развитие учащихся; канистерапия эффективна в решение терапевтических задач. У детей наблюдается положительная динамика и улучшение здоровья и эмоционального развития, снижение тревожности, развитие двигательной активности и волевых качеств, навыков общения и самообслуживания, самоконтроля поведения, социализация и мотивация к учебе.

Наше исследование дает возможность рекомендовать специалистам к практическому использованию полученные данные исследования. А также мы разработали специальные упражнения взаимодействия с собакой, которые можно использовать в процессе реализации канистерапии как на коррекционных занятиях, так и семейном кругу (приложение 4).

Итак, гипотеза исследования полностью подтвердилась: канистерапия оказывает благотворное влияние на психофизическое здоровье и способствует коррекции имеющихся нарушений в развитии у детей с ОВЗ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние десятилетия за рубежом накоплены значительные данные о возможностях и эффективности канистерапии. В процессе изучения литературы мы раскрыли основные понятия и функции канистерапии, рассмотрели возможности терапевтического воздействия этого метода на здоровье человека. Изучая особенности развития детей с ОВЗ, мы выделили актуальность поиска новых методов для коррекции нарушений и личностного развития. Одним из таких перспективных методов может стать канистерапия – терапия с участием специально подготовленных собак.

В ходе исследования мы провели тестирование здоровья учащихся с ОВЗ экспериментальной группы с применением АПК Rofes, наблюдение за поведением и развитием испытуемых, социологический опрос методом анкетирования родителей.Данные результатов отражают положительную динамику и благоприятные изменения в психофизическом и эмоциональном здоровье учащихся, развитие двигательной активности, навыков общения и самообслуживания, самоконтроля поведения, социализации и мотивации.

Обобщая результаты исследования можно сделать вывод, что после применения канистерапии на коррекционных занятиях у детей с ОВЗ наблюдается положительная динамика изменений исследуемых признаков, что указывает на успешность и эффективность данного метода в работе с особенными детьми. Полученные изменения были подтверждены и статистически. Нами были предложены разработка упражнений взаимодействия с собакой для использования на коррекционных занятиях с применением канистерапии, а также в домашних условиях.

Таким образом, в ходе исследования поставленная цель была достигнута, подтверждена гипотеза исследования: канистерапия оказывает благотворное влияние на психофизическое здоровье и способствует коррекции имеющихся нарушений в развитии у детей с ОВЗ. Дальнейшее изучение возможностей канистерапии в работе с различными группами населения может стать целью нашей следующей исследовательской работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агафонычев В.И. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство. – СПб.: Наука и техника, 2006. -304с.

Борискина Н. А.  Канистерапия  для  детей  с  ограниченными возможностями здоровья // Социальная работа. – Омск, 2015. № 7.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 185с.

Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания: хрестоматия /сост. Л.В. Калинникова, Н. Д. Соколова. — М.: ООО Аспект, 2005. – 448с.

Канистерапия - в помощь "особым" детям // Наша жизнь (плоскопечатный шрифт). 2012. № 5. - с. 79-80.

Канистерапия России [Электронный ресурс] – http://canistherapy.org/

Кароматов И.Д., Баймуродов Р.С. Канистерапия // Биология и интегративная медицина. 2017. №4. С. 1 - 19

Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. М.: Академия Развития, 2000. - 91с.

Левина С.Д. Зоотерапия – перспективное направление психотерапии  расстройств шизофренического спектра //Независимый психиатрический журнал, 2012.  № 2. – С.78-83

Липов А.Н., Дебора Л. Уэллс. Домашние собаки и здоровье человека: обзор // Гуманитарные научные исследования, 2014. № 3. - С.145-156.

Лоренц К.З. Человек находит друга. – М.: Полигран, 1992. – 191с.

Любимова Т. Л. Канис-терапия как метод психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями и их семей / Т. Л. Любимова // Специальная психология. - 2010. - N 1. - С. 10-34.

Мальцева М.Н. Основы канис-терапии / Собачий остров: журнал. — СПб: Благотворительный фонд «Верность», 2013.

Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. - М.: просвещение, 1992. - 98с.

Никольская А.В., Ульянова Н.А. Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых. – Москва, М.: Аквариум, 2012. -208с.

Родионов А.В. Влияние домашних животных на психическое состояние детей и подростков: [по матер. исслед., провед. в Москве и Париже] // Школа здоровья, 1995. № 3. – С. 63-73

Смолова Л. В. Психология взаимодействия с животными и ее применение в психолого-социальной работе//Ученые записки Санкт-Петербургского Института Психологии и социальной Работы.- 2008, вып.1, том 9, С. 45-50

Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой. Экологическая психология. Издательство: – М.: СПбГИПСР, 2010. -712 с.

Союз реабилитологов России [Электронный ресурс] - https://rehabrus.ru/

Субботин А.В. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация. – М.: Макцентр, 2004. -320с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ROFES E01C - это аппаратно-программный комплекс (АПК)

ROFES E01C - это аппаратно-программный комплекс (АПК), предназначенный для тестирования здоровья человека с помощью метода электропунктуры.

Цель тестирования: Аппаратно-программный комплекс ROFES E01C (Рофэс E01C) через точку электропунктуры МС-7 оценивает функциональную работу жизненно важных систем и органов, уровень их энергетического ресурса при различных воздействиях или в определенных условиях. Прибор использует показатели программы, определяет, анализирует и сравнивает индивидуальные ритмы со средними данными здорового человека. Также комплексом оценивается психическое и эмоциональное состояние, выясняются результаты влияния эмоций на внутренние органы и системы с помощью тестов по 5-бальной системе и соответствующих цветов.

АПК ROFES E01C оценивает такие системы:

выделительную (печень, почки и мочевой пузырь); сердечнососудистую; эндокринную (щитовидную и поджелудочную железы, надпочечники); бронхолегочную (систему дыхания); иммунную; половую; опорно-двигательный аппарат, включая позвоночник;

психоэмоциональное состояние.

Тесты необходимы для проведения своевременной проверки состояния работы внутренних органов и систем и их профилактики. Показатели теста имеют только рекомендательный характер. На основании данных теста не подтверждают и не устанавливают диагноз.

Инструкция применения: Прибор закрепляют на левой руке так, чтобы активный электрод аппарата располагался на биологически активной точке МС-7, на левом запястье. После включения прибор посылает слабый электрический сигнал и регистрирует его изменения. Затем компьютерная программа сравнивает полученные показатели с эталонными, свойственными организму здорового человека. Результаты этого сравнения выводятся на экран в виде оценок по пятибалльной шкале. Оценивают тестирование в соответствии со следующими цифрами: "отлично" – цифрой 5; "хорошо" – цифрой 4; "удовлетворительно" – цифрой 3; " плохо" – цифрой 2; "очень плохо" – цифрой 1.

Цифры указывают на адаптацию и саморегуляцию организма. Цветными кружками выясняют общий энергетический ресурс, обеспечивающий механизмы саморегуляции:

темно-зеленым цветом – определяют отличное состояние, высокий ресурс энергии;

зеленым цветом – определяют нормальное состояние человека, хороший ресурс энергии;

желтым цветом – отмечают удовлетворительное состояние, требующее отдых или профилактические мероприятия для улучшения состояния здоровья;

оранжево-красным цветом – указывают на неудовлетворительное состояние, низкий энергетический ресурс. Это дает основание для повторного тестирования после отдыха, обследования у специалиста и назначения лечения;

красным цветом – указывают на критическое состояние, негативные процессы внутри организма, что требует срочного обращения к врачу и немедленного лечения.

Оценка сравнивается с цветовой гаммой, и даются рекомендации по дальнейшим действиям с целью улучшения здоровья. Таким образом, оценивается общее состояние организма и функциональное состояние 17-ти органов и систем, а также то, насколько в данный момент человек подвержен стрессу, усталости или нервному напряжению.

Далее оценивают психоэмоциональное состояние и уровень стресса по рофограмме в графе "Напряжение компенсаторных сил организма" и даются рекомендации при низких оценках. В графе "Признаки усталости" оценивают физическую усталость после тяжелых физических нагрузок и тренировок. В графе "Признаки неврозов, раздражительности" оценивают психоэмоциональное состояние человека.

Далее оценивают состояние органов и систем, выставляя цифры в 2 колонки: первая (левая) оценивает функциональную работу систем и органов, вторая (правая) – указывает на энергетический ресурс для систем и органов. Анализ состояния систем и органов проводят по схеме "Констатация-Вопрос-Вывод".

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты тестирования Рофес учащейся Валерии К., 9 лет

Функциональное состояние FS

Дата тестирования 

Этап тестирования               

Критерии 

01.02. 19 

08.02.19 

15.02.19 

22.02.19 

01.03.19 

07.03.19 

15.03.19 

22.03.19 

29.03.19 

05.04.19 

до 

после 

до 

после 

до 

после 

до 

после 

до 

после 

до 

посл 

до 

после 

до 

после

до 

после

до 

после

Органы и системы:

Иммунная система 

4 

4 

3 

4 

3 

4 

4 

4 

4 

4 

5 

5

3

4

4

4

4

4

5

5

Сердечно-сосудистая система 

5 

4 

4 

4 

4 

4 

4 

5 

4 

4 

4 

4

4

5

4

5

5

5

4

4

Бронхи 

4 

4 

4 

4 

4 

5 

4 

4 

4 

4 

5 

5

5

4

3

4

4

5

5

5

Легкие 

5 

5 

4 

5 

5 

4 

4 

5 

4 

5 

4 

5

3

4

3

4

4

4

4

5

Печень 

5 

4 

4 

4 

5 

5 

4 

4 

4 

4 

4 

4

4

4

4

4

5

5

4

4

Толстый кишечник 

5 

5 

4 

5 

4 

5 

5 

5 

3 

4 

5 

5

4

4

4

5

4

5

5

5

Поджелудочная железа 

4 

4 

4 

5 

4 

4 

4 

5 

4 

4 

4 

5

4

5

4

4

4

4

4

5

Щитовидная железа 

5 

5 

4 

4 

3 

4 

4 

4 

3 

4 

4 

4

3

4

5

4

5

5

4

4

Надпочечники 

4 

4 

4 

4 

4 

5 

4 

5 

4

5 

4 

4

4

4

4

5

5

5

4

4

Почки 

5 

4 

4 

4 

4 

4 

4 

5 

5 

4 

4 

4

4

4

4

4

5

4

4

4

Мочевой пузырь 

5 

4 

4 

4 

4 

5 

4 

4 

3 

4 

4 

4

3

4

4

4

4

5

4

4

Итого

51 

46 

42 

46 

43 

48 

44 

49 

41 

45 

46 

48

40

45

42

46

47

51

46

48

Психоэмоциональные характеристики:

Стрессовое состояние (ситуативное) 

3 

3 

3 

3 

3 

4 

3 

4 

3

4 

4 

4

3

4

3

4

3

4

4

4

Признаки неврозов, раздражительности 

3 

3 

  3

4

  3

 4

3 

4 

  4

4 

 3

  4

  4

  4

4 

4 

3 

4 

4 

  4

Энергетический ресурс RR

Дата тестирования  

                         Критерии  

01.02. 19  

08.02.19  

15.02.19  

22.02.19  

01.03.19  

07.03.19  

15.03.19  

22.03.19  

29.03.19  

05.04.19  

до  

после  

до  

после  

до  

после  

до  

после  

до  

после  

до  

после  

до  

после  

до  

после  

до  

после  

до  

после  

Органы и системы:  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Иммунная система  

4  

4  

3  

4  

4  

4  

4  

4  

4  

5  

4 

4  

4 

5 

4  

4  

4 

4 

4  

4 

Сердечно-сосудистая система  

4  

4  

4  

4  

4  

4  

4  

4  

4  

4  

4 

4 

4 

4 

4 

4 

5 

4 

4 

5 

Бронхи  

3  

3  

4  

4  

3  

5  

4  

5  

5  

5  

4 

4 

4 

5 

4 

4 

4 

5 

4 

4 

Легкие  

4  

3  

4  

4  

4  

5  

4  

5  

4  

4  

5 

5 

5 

4 

4 

5 

5 

5 

5 

5 

Печень  

4  

4  

4  

4  

4  

4  

4  

5  

5  

4  

4 

4 

4 

4 

4 

4 

4 

4 

4 

4 

Толстый кишечник  

3  

4  

4  

4  

4  

4  

4  

5  

4  

4  

4 

4 

5 

4 

4 

5 

5 

4 

4 

4 

Поджелудочная железа  

4  

4  

4  

4  

4  

3  

4  

4  

4  

4  

4 

4 

4 

4 

4 

4 

4 

5 

4 

4 

Щитовидная железа  

4  

4  

4  

4  

3  

4  

4  

4  

4  

4  

4 

4 

4 

4 

4 

4 

5 

4 

4 

5 

Надпочечники  

4  

3  

4  

4  

3  

4  

3  

4  

3  

4  

3 

4 

3 

4 

4 

4 

4 

4 

4 

4 

Почки  

4  

4  

5  

5  

4  

5  

4  

5  

4  

5  

4 

5 

4 

4 

4 

5 

4 

5 

4 

5 

Мочевой пузырь  

4  

4  

4  

5  

4  

5  

4  

5  

4  

4  

4 

4 

3 

4 

4 

5 

4 

5 

4 

4 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета «Канистерапия»

(для родителей детей, посещающих занятия объединения «Верные друзья»)

Здравствуйте! Уважаемый родитель!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Как Вы считаете,  применение метода канистерапии благотворно влияет на здоровье человека? Да____ Нет_____Не знаю__________

Ваш ребенок с желанием (удовольствием) посещает занятия, на которых применяется канистерапия? Да____ Нет_____ Не знаю_____

Какое настроение у Вашего ребенка после занятий? _______________

Как Вы считаете, оказывает ли канистерапия благотворное влияние психической и социальной реабилитации Вашего ребенка? Да_______Нет_____Не знаю_________

Помогает ли общение с собакой решению трудностей у ребенка в общение с окружающим миром? Да______ Нет______ Не знаю______

Наблюдаете ли Вы у ребенка после курса взаимодействия с собаками (канистерапии) положительную динамику в следующих показателях (отметить то, что считаете важным):

Снижение чувства тревоги и напряжения

Преобладание положительных эмоций

Самоконтроль поведения

Развитие чувства эмпатии (сопереживание)

Развитие навыков общения

Повышение самооценки

Улучшение двигательных функций и моторики

Формирование волевых качеств

Повышение мотивации

Реализация внутреннего потенциала

Развитие умственных способностей

Спасибо за сотрудничество!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Разработка упражнений для занятий с использованием метода канистерапии

Цель: формирование положительного настроя, снятие эмоционального напряжения, формирование навыков общения и самообслуживания, двигательной активности, навыков социального взаимодействия.

Количество участников: 1-2 учащихся, педагог-кинолог, психолог, волонтер и 2 подготовленные собаки.

Упражнение 1. «Дай лапу».

Цель: развитие внимания, крупной и мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения.

Сценарный ход: учащийся дает собаке команды: «Сидеть», «Дай лапу», «Дай правую лапу», «Дай левую лапу». Поощряет собаку словами «Умница», «Хороший пес», «Добрый пес», «Молодец». Похвалу сопровождает поглаживанием и дачей лакомства (сумка с лакомством крепится на поясе). Усложнение упражнения: игра с собакой в ладушки.

Упражнение 2. «Поиграй со мной»

Цель:развитие общей моторики, речи, активности, снижение тревожности, коммуникативного взаимодействия.

Материалы и оборудование:резиновый мяч.

Сценарный ход: учащийся зовет громко и четко собаку по кличке, дает команду «Сидеть», собака садиться перед ребенком. В руках у ребенка мяч, он бросает мяч в сторону и дает команду «Принеси», собака бежит за мячом и приносит его ребенку. Учащийся предлагает собаке команду «Брось», собака кладет мяч перед ребенком, далее команда «Сидеть». Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнение 3. «Покорми собачку»

Цель:Развитие моторики, формирование новых звуковых, зрительных и тактильных ощущений, самообслуживания, улучшение социального взаимодействия и социальных навыков.

Материалы и оборудование:стол, стул, миска с ложкой, лакомство для собаки, салфетки.

Сценарный ход: Учащийся повязывает слюнявчик собаке, садится за стол и берет в руки ложку, перед ним миска с лакомством для собаки. Собака сидит перед столом по команде «Сидеть рядом». Ребенок ложкой набирает кусочки корма и протягивает собаке, приговаривая «Кушай», «Вкусно», «Еда», при этом стараясь не уронить кусочки корма. После каждой попытки учащийся вытирает руки салфеткой. И так повторяется несколько раз. Усложнение упражнения: в ложку набираются кусочки с включением счета (1 кусочек, 2…3.. и т.д.).

Упражнение 4. «Нос, ухо, хвост»

Цель:активизация зрительного восприятия; формирование фиксации и концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.

Сценарный ход: В этой игре используются всего три слова. Когда вы говорите ребенку: «Нос!», он должен пальцем коснуться носа собаки (при этом вы тоже делаете так с другой собакой), когда произносится слово «ухо», надо дотронуться до уха собак. На слове «хвост», дотронуться до хвоста собаки. Выполнив несколько раз эти задания, начинайте ускорять темп, а затем начните менять слова местами, чтобы получалась путаница. Но правило игры такое, что при помощи движения нужно показать слово, которое было названо. Игра может усложняться. Вы объясняете учащемуся, что хотите его обхитрить, а он не должен поддаться на это. Например, вы будете произносить «Нос», а сами возьмете в руки хвост; говоря «ухо», дотрагиваетесь до носа и т. д.

Упражнение 5. «Релаксация»

Цель: снижение возбуждения и тревожности, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения, улучшение тактильного контакта.

Материалы и оборудование: мягкий матрас, большое покрывало.

Сценарный ход: расстилается мягкий матрас на пол, собака ложиться по ширине матраса и ложится ребенок, используя собаку как подушку. Упражнение продолжается необходимое время с целью расслабления ребенка. В это время можно читать сказки учащемуся или слушать расслабляющую музыку.

Упражнение 6. «Дрессировщики»

Цель: развитие двигательной активности, памяти, мышления, моторики речевого аппарата, развитие силы голоса, волевых качеств,

Материалы и оборудование: конусы, барьер со съемной палкой, лакомство для собаки, короткий и длинный поводок.

Сценарный ход: учащемуся необходимо позвать собаку по кличке, дать четко и громко команду «Рядом» и пройти «змейкой» с собакой, держа ее на коротком поводке между конусами. После прохождения полосы препятствия, ребенок должен вновь дать команду «Сидеть». После того как собачка сядет рядом с ребенком, похвалить командой «Хорошо», погладить и дать лакомство (сумочка с лакомством крепиться на поясе у ребенка). Необходимо четко произносить букву «р». Далее учащийся в роли «дрессировщика», предлагает собаки выполнить разнообразные команды «Сидеть», «Лежать», «Дай лапу». Перед ребенком стоит очередная преграда в виде конусов с перекладинами. Учащемуся необходимо подозвать собаку, четко и громко произнести команду «Рядом» и держа ее за короткий поводок начать движение вместе с ней к препятствию. Затем дать команду «Барьер» (новое слово) и вместе с собачкой перепрыгнуть препятствие. После выполнения задания дать собаке четко и громко команду «Рядом» и хвалить ее «Хорошо», гладить, дать лакомство.

Упражнение 7. «Ветеринар»

Цель:настрой на позитивное взаимодействие,развитие эмпатии, моторики, воображения, памяти, внимания, восприятия, адаптация к окружающему миру.

Материалы и оборудование:бинт, таблетка глюкозы.

Сценарный ход: Учащегося предварительно знакомят с произведением «Айболит» (чтение, просмотр диафильма, мультфильма) и предлагают стать добрым доктором для наших питомцев собак.Собаку сажают или кладут набок и предлагают учащемуся полечить «раненую» лапку у собаки. С помощью бинта лапа собаки обматывается так, чтобы он не сползал с собаки при движении и не мешал ей передвигаться. Можно проводить данную процедуру на все части тела собаки. Заключительная профилактика «больной» собаки – угощение таблеткой глюкозы. В процессе выполнения упражнения могут использоваться различные стихотворные четверостишия, ласковые и подбадривающие слова. Потом снимается повязка с «выздоровевшей» лапы собаки.

Упражнение 8. «Отгадай породу»

Цель:развитие коммуникативных навыков, активизация зрительного восприятия, мотивации к учебной деятельности.

Материалы и оборудование:карточки с изображением породы собак и ее названием.

Сценарный ход:учащемуся даются карточки с породами, и он должен произнести вслух название породы, потом карточки выбираются в разброс и повторяется несколько раз. Задание усложняется различными вариантами: угадай породу, опиши породу, покажи и расскажи об ее особенностях (уши, шерсть, окрас и т.д.)

Упражнение 9. «Если бы у меня была собака?»

Цель: снижение психологического напряжения, формирование доверия и социального контакта, рефлексия.

Ход: все участники занятия садятся в круг, собаки располагаются между участниками для возможного тактильного контакта (прижаться, погладить животное). Предлагается сочинить и рассказать небольшую историю на тему: «Если бы у меня была собака…».

Упражнение 10. «Я и моя собака»

Цель:расширение спектра положительных эмоций и возможностей для их активного выражения, формирование воображения, социализация.

Оборудование: предметы ухода за собакой, амуниция.

Ход: учащемуся предлагается роль, например, «С собакой на конкурс красоты» или «С собакой на службу». Далее ребенку предлагают подготовить собаку (расчесать, надеть амуницию, используя необходимую атрибутику, соответствующую сюжету ролевой игры) и инсценировать себя в данной роли. Данная ролевая игра позволяет использовать широкий спектр ролей, персонажей и фантазию ребенка.

Просмотров работы: 147