Особенности мыслительной деятельности человека

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности мыслительной деятельности человека

Шабалина Н.С. 1
1МАОУ "Гимназия №1" г.о.Балашиха
Петрушенко И.В. 1Орехова Л.Н. 1
1МАОУ "Гимназия №1" г.о.Балашиха


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Изучение строения головного мозга и умения мыслить актуально уже на протяжении 300 лет. Познать самого себя хотел еще Сократ. Но до конца изучить человека ещё ни у кого не получалось. Особенно таинственна и загадочна работа мозга. Он полон загадок, интересных тайн.

Мы думаем, что каждый хоть раз задумывался о том, как работает головной мозг и что он из себя представляет. Например, класс написал контрольную работу, часть класса написала хорошо, а другая половина написала плохо. Некоторые ученики лучше учатся по точным предметам, другим легче даются гуманитарные. Нам стало интересно, почему так происходит? Благодаря чему, одним людям быстро и чётко удаётся принимать решения, а другим надо долго сидеть и рассуждать над тем, что он должен сделать. Одинаковое ли строение мозга у людей, одинаково ли он функционирует?

Цель работы:

Изучение строения головного мозга, особенностей мыслительной деятельности человека.

Задачи:

С помощью литературных источников изучить строение головного мозга.

Узнать особенности работы головного мозга, мыслительных процессов.

Используя психологические методики, изучить доминирование полушарий мозга у учащихся 8 класса.

Гипотеза: изучая особенности мыслительных процессов человека, можно сделать прогнозы успешности в той или иной деятельности, выбрать направление профессионального самоопределения.

Объект исследования: влияние особенностей мыслительных процессов на успешность человека, направленность его деятельности.

Предмет исследования: строение и функционирование головного мозга.

Методы исследования:

1.Анализ литературы по теме исследования (сбор информации, изучение и обобщение данных).

2.Тестирование учащихся восьмых классов.

3.Анализ полученных данных.

Новизна и практическая значимость нашего проекта состоит в изучении особенностей функционирования мыслительных процессов, с целью помощи учащимся в учебе, профессиональном самоопределении, и педагогам в организации учебной деятельности.

2.Основная часть

История исследования мозговой деятельности

Определенную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирова­ния тел умерших. В течение столетий в древнем Египте вскрывалось несчетное количество трупов для изъятия внутренностей и головного мозга, препятствовавших бальзамированию. Но, несмотря на это, древние египтяне почти ничего не знали об анатомии, если не считать анатомии костей.  Артерии, по мнению египтян, проводили воз­дух, вены — кровь; ведь при вскрытии трупов артерии были пусты и кровь обнаруживалась только в венах. Кроме того, они знали и о наличии третьей, твердой системы трубок — нервов. Таким образом, все три известные естественной науке египтян стихии — газообразная, жидкая и твердая — были представлены в строении тела.

Величайший врач древности Гиппократ (460—377 гг. до н.э.), которого называют отцом ме­дицины, того же придерживался мнения, что мозг является органом души, однако, он принимался за железу. 

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) считал, что органом души является сердце, а мозг служит в качестве аппарата, регулирующего жар крови. Он холоден и не обладает чувствительностью.

Основоположником научной анатомии является профессор Падуанского университета Андрей Везалий (1514 - 1564), который на основании собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал труд «О строении человеческого тела», изданный в Базеле в 1543 г. Его учениками и последователями в XVI—XVII вв. было сделано немало анатомических открытий, уточнений, исправлений. Были обстоятельно описаны многие органы тела человека, в том числе и головной мозг.

Крупный вклад в анатомию головного и спинного мозга внес выдающийся невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев (1857–1927), который расширил учение о локализации функций в коре мозга, углубил рефлекторную теорию и создал анатомо-физиологическую базу для диагностики и понимания проявлений нервных болезней. Кроме того, В. М. Бехтерев открыл ряд мозговых центров и проводников.

В настоящее время фокус анатомических исследований нервной системы из макромира переместился в микромир. Ныне наиболее значительные открытия совершаются в области микроскопии не только отдельных клеток и их органоидов, но и на уровне отдельных биомакромолекул.

2.2. Как устроен и как работает наш мозг?

Центральная нервная система – это та часть организма отвечающая за наше восприятие внешнего мира и самого себя . Она регулирует работу всего тела и, по сути, является физическим субстратом того, что мы называем «Я». Главный орган этой системы — головной мозг.

Этот орган преимущественно состоит из клеток под названием нейроны. Эти нервные клетки продуцируют электрические импульсы, благодаря которым работает нервная система. Нейроны, в свою очередь, состоят из тела и отростков двух типов: аксоны (передающие импульс) и дендриты (принимающие импульс). Тела нервных клеток формируют тканевую массу, которую принято называть серым веществом, а их аксоны сплетаются в нервные волокна и представляют собой белое вещество.

Для его защиты природа сформировала целый набор различных средств. Снаружи отделы мозга защищает черепная коробка, под которой располагаются ещё три оболочки головного мозга:

Твёрдая

Мягкая

Паутинная.

По морфо-функциональным характеристикам головной мозг также делится на три части. Самый нижний отдел называется ромбовидный. Там, где начинается ромбовидная часть, заканчивается спинной мозг – он переходит в продолговатый и задний (Варолиев мост и мозжечок). Далее следует средний мозг, объединяющий нижние части с основным нервным центром – передним отделом. Последний – завершающий, включает конечный (большие полушария) и промежуточный мозг.

Данная часть имеет наибольший объём (80%) по сравнению с остальными. Она состоит из двух больших полушарий, мозолистого тела, соединяющего их, а также обонятельного центра. Большие полушария головного мозга, левое и правое, отвечают за формирование всех мыслительных процессов. Здесь находится наибольшая концентрация нейронов и наблюдаются наиболее сложные связи между ними. В глубине продольной борозды, которая делит полушария, находится плотная концентрация белого вещества – мозолистое тело. Оно состоит из сложных сплетений нервных волокон, соединяющих различные части нервной системы.

Небольшой поверхностный слой серого вещества (до 4,5 мм) является самым молодым образованием в центральной нервной системе. Именно кора больших полушарий отвечает за работу высшей нервной деятельности человека.

Основные функции головного мозга.

Головной мозг можно смело назвать «процессором», человека. Ведь именно он отдаёт команды на выполнение тех или иных функций жизнедеятельности нашего организма.
Головной мозг состоит из нескольких зон, каждая из которых отвечает за определённые действия организма и выполняет ряд функций. Учёные выделяют три главных отдела этого жизненно важного органа, а именно: передний, задний и средний. В свою очередь, каждый из этих отделов имеет свою структуру.

В отдел переднего мозга входят: промежуточный мозг и большие полушария. Первый отвечает за функционирование внутренних органов организма и согласовывает работу между ними. Также эта часть головного мозга берёт на себя ответственность за выполнение некоторых вегетативных функций человеческого организма, а именно обмен веществ, регулирование температуры нашего тела, дыхание, чувство жажды и голода.

Большие полушария мозга имеют разделение на правое и левое. Что примечательно, правое отвечает за левую часть тела, а левое - за правую. Правая часть отвечает за абстрактное мышление, то есть обрабатывает невербальную информацию, воспринимая мир в образах и символах. Люди, у которых правое полушарие развито больше, чем левое предрасположены к творчеству. Левое полушарие отвечает за аналитическое мышление человека, занимаясь обработкой вербальной информации.

В целом большие полушария особенно сильно связаны между собой, они взаимодополняют работу друг друга. Вместе они отвечают за мышление, память, речь, накопление опыта и анализ информации.

Средний отдел мозга соединяет между собой передний и задний отделы, в то же время, выполняя функции зрительных и слуховых органов. Этот отдел также обеспечивает поддержание мышц в тонусе.

Задний отдел головного мозга включает в себя: мозжечок, мост и продолговатый мозг. Мозжечок является ответственным за поддержание позы тела, его равновесие и координацию. Мост отвечает за функциональность лицевых мышц, а именно за нашу мимику. Продолговатый мозг берёт на себя ответственность за правильное функционирование кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем.

Все части головного мозга связаны между собой и являются прекрасным дополнением друг друга, что позволяет поддерживать жизнедеятельность нашего организма, ощущать, чувствовать и наслаждаться жизнью.

2.3. Особенности мыслительных процессов человека

Мышление – это обобщенная форма психического отражения, которая устанавливает связи, отношения между познавательными объектами.

Структура мышления:

наглядно-действенное (0-3 лет);

наглядно-образное (3-6 лет);

вербально-логическое и абстрактное (10-18 лет).

Наглядно-действительное мышление опирается на непосредственное восприятие объектов, преобразование которых происходит в момент взаимодействия с предметами.

Наглядно-образное мышление опирается на представления и образы. Т.е. человек представляет ситуации и изменяет в них то, что хочет получить в конечном итоге от своей деятельности, т.е. он преобразует ситуацию.

При становлении мышление должно пройти две стадии:

допонятийную;

понятийную.

Допонятийная мыслительная деятельность является начальной стадией развития мышления у ребенка. У детей суждения единичны, и касаются они предметов. Их суждения строятся на аналогии или сходстве. Это объясняется тем, что в данный период в мышление у ребенка главную роль играет память. Компонентами допонятийного мыслительного процесса являются образы. При нормальном развитии ребенка наблюдается переход из этой стадии в понятийную, где к компонентам относят понятия, а к применению – формальные операции.

Понятийное мышление развивается не сразу, а постепенно. Оно формируется через промежуточные этапы. Такое мышление можно наблюдать у младших школьников. Мыслительные операции связаны с конкретной недостаточно обобщенной информацией, а понятия носят четкий характер, т.е. мышление является понятийно-конкретным.

В 10-18 лет у детей развивается вербально-логический процесс в форме абстрактных понятий. Мышление уже представлено в виде:

практических действий;

наглядных образов;

отвлеченных понятий/рассуждений.

И здесь мы уже можем говорить о том, что осуществляется переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Существует два уровня мышления:

рассудок;

разум.

Рассудок – это способность человека к рассуждению, возможность конструктивно строить мысли.

Разум – это высший уровень теоретического познания, который включает в себя способность к постижению сущности, законов, противоречий вещей.

Виды и операции мышления человека

Мышление бывает:

теоретическим;

практическим;

интуитивным;

реалистическим;

аутистическим;

продуктивным;

репродуктивным.

2.4. Исследование доминирования полушарий у учащихся

Мы провели изучение доминирующего полушария учеников 8 класса по методике Н. Н. Брагиной, Т. А. Доброхотовой.

В исследовании приняли участие 21 чел.

В каждом тесте мы проверяли доминирующую ногу, руку, глаз, сторону тела.

Для левого полушария отмечается буква «Л», для правого — «П», если в каком-то тесте они равнозначны — отметьте «0» (ноль).

Переплетение пальцев. Переплетите пальцы. Какой из больших пальцев оказался сверху? Отметьте противоположное полушарие как доминирующее.

Проба Розенбаха.  Возьмите в руку карандаш, вытяните его перед глазами и прицельтесь на него. Закройте один глаз, потом другой. При закрытии какого глаза изображение смещается сильнее (относительно прицела обоими глазами)? Отметьте противоположное ему полушарие как доминирующее в этом тесте.

Поза Наполеона. Скрестите руки на груди. Какая рука ложится сверху на предплечье другой? Правая — ставьте «Л», левая — «П».

Аплодисменты. Поаплодируйте так, чтобы одна рука была сверху. Какая? Отметьте противоположное полушарие.

Положите ногу на ногу. Какая нога сверху? Важна первая реакция. Отметьте противоположное полушарие.

Подмигните. Каким глазом? Если правым, отмечайте правое полушарие, если левым — левое.

Повращайтесь вокруг собственной оси. В какую сторону? Против часовой стрелки — левое, по часовой — правое.

Теперь возьмите не разлинованный лист бумаги и ручку. Нарисуйте вертикальную линию, делящую лист на две части. Какая часть оказалась больше? Отметьте противоположное полушарие. Одинаковые — ставьте ноль.

Треугольники и квадраты. Каждой рукой с каждой стороны листа нарисуйте по три треугольника и три квадрата. Какие из них лучше? Отметьте противоположное полушарие.

Штрихи.  Каждой рукой, не считая, нарисуйте по ряду вертикальных штрихов (на картинке есть пример). Потом считаете штрихи. Какой рукой нарисовали больше? Отмечаете противоположное полушарие. Если одинаково или примерно одинаково, отмечаете ноль.

Привычной рукой нарисуйте окружность и завершите линию стрелкой. Если нарисовали против часовой стрелки, отмечаете «Л», по часовой — «П».

Подсчет результатов:

из количества левополушарных реакций вычитаем количество правополушарных реакций, делим на 11 и переводим в проценты.

Значение:

> 30% — полное доминирование левого полушария;
10% — 30% — неполное доминирование левого полушария;
-10%—+10% — неполное доминирование правого полушария;
<-10% — полное доминирование правого полушария.

Полученные данные обучающихся 8 класса:

Доминирование полушарий

Количество человек

Процентное соотношение

Полное доминирование левого

4

19%

Неполное доминирование левого

3

14%

Неполное доминирование правого

4

19%

Полное доминирование правого

10

48%

По результатам исследования, у учащихся 8 класса преобладает доминирование правого полушария. То есть, у учеников нашего класса преобладает конкретно-образное мышление, развито воображение, чувственное восприятие, хорошая ориентация в пространстве, творчество.

Правополушарные люди чаще всего становятся художниками, артистами, певцами, писателями – это люди, относящиеся к творческой сфере. Правополушарные люди более интуитивны, поступают по велению чувств, а не логики и разума.

У учеников с доминирующим левым полушарием преобладает словесно-логическое мышление, склонность к абстрагированию и обобщению.

Левополушарные люди чаще всего становятся инженерами, философами, математиками. Этим людям свойственна рациональность, логика в принятии решений.

У равнополушарных людей все процессы уравновешены. Они могут действоватьи как «левополушарный», и как «правополушарный» человек.

Таким образом, мы изучили особенности доминирования полушарий мозга у учеников 8 класса. В нашем классе есть люди с доминированием правого, левого полушария и равнополушарные. Однако преобладают (48%) правополушарные ученики.

3.Заключение

Работая над темой исследования, мы изучили строение мозга, особенности мыслительной деятельности, определили главные принципы работы мозга. Так же, мы провели исследование доминирования полушарий мозга у учащихся 8 класса.

Головной мозг можно смело назвать «процессором» человека. Он состоит из нескольких зон, каждая из которых выполняет различные функции. Полушария мозга отвечают за разные действия, мышление и подход к решению задач. У правополушарных людей преобладает конкретно-образное мышление, развито воображение, чувственное восприятие, хорошая ориентация в пространстве, творчество. У левополушарных людей преобладает словесно-логическое мышление, склонность к абстрагированию и обобщению.

Изучив особенности доминирования полушарий мозга у учеников 8 класса, мы выяснили, что нашем классе есть люди с доминированием правого, левого полушария и равнополушарные. Однако преобладают (48%) правополушарные ученики. По результатам психологической диагностики мы подобрали характеристики и советы по направленности и профессиональному определению учащихся (Приложение 1) и рекомендации для педагогов по организации учебной работы с учащимися, учитывающие доминирование определенных полушарий (Приложение 2).

Зная, какое полушарие лучше развито, можно выбрать профиль обучения и наиболее подходящую профессию или объяснить свое поведение в какой-либо ситуации. Учителя, зная особенности таких детей, могут давать разные задания, опираясь на сильные стороны, развивая недостающие способности.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Изучая особенности мыслительных процессов человека, можно сделать прогнозы успешности в той или иной деятельности, выбрать направление профессионального самоопределения.

4.Список литературы

Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. — М.: Медицина, 1981. — 287 с.

Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 2472 c.

Хамори Й. Долгий путь к мозгу человека: Пер. с венг. — М.: Мир. 1985. — 150 с

http://mariel.gov.ru/minsoc/kcson_gvolgsk/Pages/определяем-доминирующее-полушарие.aspx

https://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/nervnaia-sistema-16071/tcentralnaia-nervnaia-sistema-golovnoi-i-spinnoi-mozg-16073/re-c7027328-e584-41d9-b9d7-b219ad955fea

http://baby.komi.com/Psychologist/Literature/Sirotuk/01.htm

Приложение 1.

Особенности правополушарных и левополушарных детей

Правополушарные люди

Если доминирует правое полушарие, то преобладает конкретно-образное мышление, развито воображение, чувственное восприятие, хорошая ориентация в пространстве, творчество.

Наиболее подходящие методы проверки для правополушарных детей: вопросы,  требующие развернутого ответа, устный опрос, задания с четким ограничение времени на их выполнение.

Особенности правополушарного интеллекта.

1) Образное, чувственно-эмоциональное, опосредованное мышление;

2) Творческое мышление;

3) Синтез;

4) Хорошая ориентация в пространстве.

Правополушарные люди чаще всего становятся художниками, артистами, певцами, писателями – это люди, относящиеся к творческой сфере. Правополушарные люди более интуитивны, поступают по велению чувств, а не логики и разума.

Левополушарные люди

Если доминирует левое полушарие, то преобладает словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению.

Наиболее подходящие методы проверки для левополушарных детей: задачи, письменные опросы, отсутствие четких сроков выполнения, вопросы, требующие выбрать один из предложенных вариантов готовых ответов.

Особенности левополушарного интеллекта:

1) Интеллект речевой;

2) Логика, аналитика;

3) Стремление выявлять причинно-следственные связи;

4) Сильная воля, хорошие адаптивные механизмы;

5) Мыслит схемами, символами.

Левополушарные люди чаще всего становятся инженерами, философами, математиками. Этим людям свойственна рациональность, логика в принятии решений.

У равнополушарных людей все процессы уравновешены.

Приложение 2

Педагогические приемы работы с право- и левополушарными детьми.

Так сложилось, что система образования, учебники и задания в них ориентированы в основном на левополушарных детей (аналитиков) с использованием схем, таблиц, правил, алгоритмов.

Правополушарные дети при этом испытывают трудности на уроках и дома, выполняя подобные задания.

Существует ряд приемов, которые необходимо использовать для правополушарных детей:

Фантазирование;

Составление загадок, скороговорок, сочинений;

Написание сказок;

Прием изменения окраски (Посмотрите на картинку: что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы раскрасили эту картинку? Что бы вы добавили в картинку, убрали и нее и почему?);

Метод введения нового героя (Придумать героя, который мог бы помочь главным героям сказки спастись, как бы он это сделал и т.д.);

Прием «до сказки» (Придумать, что было до событий, описанных в сказке, художественном произведении);

Метод описания;

Прием оживления (Оживить неодушевленный предмет, описать его чувства и мысли);

Словесное рисование (Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.);

Прием синтеза (Выводы после наблюдений);

Метод проб и ошибок;

Проблемные вопросы;

Метод дополнения (Продолжи за учителя, закончи мысль);

Метод звукового ощущения (Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы?);

Метод ассоциации.

Возникает логичный вопрос, как учитель с левополушарным типом мышления сможет учить детей с правополушарным типом?

Дело в том, что успешно обучать таких детей можно, не пытаясь изменить самих себя, достаточно с понимание относиться к особенностям людей другого типа мышления, знать и понимать их особенности, учитывать их в построении урока.

 

Просмотров работы: 826