Введение
Сегодня концепция здорового образа жизни с каждым днём набирает популярность. И это неудивительно, ведь огромное количество исследований подтверждают, что рациональное питание и грамотное чередование физической, умственной активностей и отдыха благотворно влияют на организм человека, предотвращая развитие различных неинфекционных заболеваний.
Данное исследование посвящено одной из составляющей здорового образа жизни – питанию, а именно возможности влияния на выбор населением продуктов питания и определению наиболее эффективной политики по привлечению потребителей к здоровой пище в процессе покупки продуктов. Полагаю, в России данный вопрос изучается лишь поверхностно: не существует официальной политики государственных служб, неправленой на переформирование покупательской корзины в пользу здоровой продукции. Другие же страны (Великобритания, США) демонстрируют первые успешные результаты подобной политики, то есть в них степень изученности данного вопроса выше.
Существует система маркировок продуктов питания «Светофор» (англ. Traffic light rating system). Полагаю, что использование в супермаркетах данной системы способно переформировать покупательскую корзину и тем самым снизить потребление пищи, которая плохо влияет на здоровье, в пользу полезных продуктов.
Гипотеза исследования: система маркировок «Светофор» (Traffic light rating system) может помочь покупателям в выборе наиболее полезных и сбалансированных продуктов.
Цель: изучить данную систему маркировок, убедиться в эффективности использования этой системы.
Задачи:
Изучить правила использования системы маркировок «Светофор» (Traffic light rating system) на продуктах питания.
Рассмотреть рекомендации ВОЗ1 по здоровому питанию.
Проанализировать другие системы маркировок продуктов, сравнить данные системы между собой.
Выявить задачи, с которыми может справиться система маркировок «Светофор».
Провести социологический опрос, с помощью которого можно установить потенциальное положительное влияние системы маркировок на выбор продуктов.
Глава I. Здоровое питание
Важность здорового рациона питания для человека заключается в следующем:
обеспечение нормального функционирования систем организма и их взаимодействия между собой;
профилактика неинфекционных заболеваний и нарушений здоровья;
поддержание веса и физической формы в оптимальном для здоровья состоянии;
поступление энергии, необходимой для полноценной жизнедеятельности и развития.
Основные принципы здорового питания:
Ежедневное потребление минимум 400 г (пяти порций) фруктов и овощей, помимо картофеля и крахмалсодержащих корнеплодов.
Потребление энергии (калорий) должно быть сбалансировано с её расходом.
Воздержание от употребления каких-либо (даже малых) доз алкоголя.
Оптимальное потребление соли, сахара, жиров и насыщенных жиров.
Оптимальное потребление соли, сахара, жиров и насыщенных жиров2.
Новорожденные: соль недопустима в пище новорожденных.
Дети 1,5–3 лет: разрешается употреблять не более 2 грамм хлорида натрия в день.
Дети 3–12 лет: разрешается 3–4 грамма продукта в сутки.
Взрослые: допустимо употребление до 5 грамм соли в день.
Свободные сахара должны составлять менее 10% от общей потребляемой энергии, что эквивалентно 50 г (или 12 чайным ложкам без верха) на человека с нормальным весом, потребляющего около 2000 калорий в день. В идеале в целях обеспечения дополнительных преимуществ для здоровья они должны составлять менее 5% от общей потребляемой энергии.
Жиры должны составлять менее 30% от общей потребляемой энергии. Необходимо отдавать предпочтение ненасыщенным жирам (содержащимся в рыбе, авокадо и орехах, а также в подсолнечном, соевом, рапсовом и оливковом масле) в отличие от насыщенных жиров (содержащихся в жирном мясе, сливочном масле, пальмовом и кокосовом масле, сливках, сыре и свином сале).
Для насыщенных жиров: рекомендуется сократить потребление насыщенных жиров меньше чем 10% от общей потребляемой энергии и трансжиров (растительные жиры, подвергшиеся промышленной переработке, входящие в состав майонеза, кетчупа, кондитерский изделий) – менее 1%.
Меры, которые стоит принять для интеграции здорового питания в свою жизнь:
Фрукты и овощи:
всегда включать в рацион овощи;
употреблять в качестве закуски свежие фрукты и овощи;
потреблять сезонные фрукты и овощи;
потреблять разнообразные фрукты и овощи.
Жиры:
готовить пищу на пару или варить, а не жарить и не запекать;
заменять сливочное масло, свиное сало и гхи на растительные масла, богатые полиненасыщенными жирами, такие как соевое, каноловое (рапсовое), кукурузное, сафлоровое и подсолнечное масло;
употреблять в пищу молочную продукцию со сниженным содержанием жиров и постное мясо или обрезать видимый жир с мяса;
ограничивать потребление запеченных и жареных продуктов, а также заранее приготовленных закусочных и других продуктов.
Соль:
ограничить количество соли и приправ с высоким содержанием натрия (например, соевого соуса, рыбного соуса и бульона), добавляемых во время приготовления еды;
не ставить на стол соль и соусы с высоким содержанием натрия;
ограничить потребление соленых закусок;
выбирать продукты с низким содержанием натрия.
Сахара:
ограничить потребление пищевых продуктов и напитков с высоким содержанием сахаров;
заменять сладкие закуски свежими овощами и фруктами.
Глава II. Системы маркировок продуктов питания
2.1. Правила и опыт использования системы маркировок «Светофор» (Traffic light rating system)
В 2013 году система маркировок «Светофор» начала внедрятся в супермаркетах Великобритании, использование данной системы поддерживается Британской медицинской ассоциацией (British Medical Association) и Агентством пищевых стандартов (Food Standards Agency). Согласно данной системе, все продукты питания и напитки помечаются тремя цветами: зелёным (наиболее полезные продукты), жёлтым (стоит внимательнее относиться к потреблению) и красным (нужно снизить потребление) (табл. 1, 2).
Таблица 1
Рамки определения цветов для продуктов питания
Вещество |
Зелёный (на 100 г) |
Жёлтый (на 100 г) |
Красный |
Жиры |
Менее 3 г |
От 3 до 17, 5 г |
Более 17,5 г на 100 г или более 21 г на порцию |
Насыщенные жиры |
Менее 1,5 г |
От 1,5 до 5 г |
Более 5 г на 100 г или более 6 г на порцию |
Сахар |
Менее 5 г |
От 5 до 22,5 г |
Более 22,5 г на 100 г или более 27 г на порцию |
Соль |
Менее 0,3 г |
От 0,3 до 1,5 г |
Более 1,5 г на 100 г или более 1,8 г на порцию |
Таблица 2
Рамки определения цветов для напитков
Вещество |
Зелёный (на 100 мл) |
Жёлтый (на 100 мл) |
Красный |
Жиры |
Менее 1,5 г |
От 1,5 до 8,75 г |
Более 8,75 г на 100 мл или более 10,5 г на порцию |
Насыщенные жиры |
Менее 0,75 г |
От 0,75 до 2,5 г |
Более 2,5 г на 100 мл или более 3 г на порцию |
Сахар |
Менее 2,5 г |
От 2,5 до 11,25 г |
Более 11,25 г на 100 мл или более 13,5 г на порцию |
Соль |
Менее 0,3 г |
От 0,3 до 0,75 г |
Более 0,75 г на 100 мл или более 0,9 г на порцию |
Как правило, продукты категории «зелёные» имеют (в сравнении с другими продуктами):
высокий уровень клетчатки;
низкий уровень насыщенных жиров, соли, сахара;
низкую пищевую ценность.
Примеры «зелёных» продуктов: хлеб, яйца, рыба, овощи, фрукты, тофу (соевый творог), орехи, фасоль и бобовые культуры, диетическое мясо, обезжиренные молоко, сыр, йогурт.
К продуктам категории «жёлтый» нужно относиться с осторожностью:
характеризуются высокой пищевой ценностью;
содержат большее (в сравнении с продуктами категории «зелёные») количество насыщенных жиров, соли, сахара.
Их можно потреблять в умеренных количествах, но они ни в коем случае не должны доминировать над «зелёными».
Примеры «жёлтых» продуктов: сухофрукты, запеченный картофель, жирные молоко, сыр, йогурт, 99%-ный фруктовый сок, консервированная рыба.
Продукты категории «красные» можно употреблять очень редко и в небольших количествах. Или же постараться вовсе воздержаться от их потребления, так как их частое потребление провоцирует развитие хронических болезней и увеличение веса. Данные продукты содержат:
малое количество питательных веществ (например, клетчатку);
высокую энергетическую ценность;
большее (в сравнении с продуктами категории «жёлтые») количество насыщенных жиров, соли, сахара.
Примеры «красных» продуктов: сладкие напитки, кондитерские изделия, мороженое, печенье, пирожное, сливочное масло, колбасные изделия.
В России проект добровольного применения системы маркировок «Светофор» стартовал 1 июня 2018 года по инициативе Роспотребнадзора. Первым участником проекта стала компания Unilever (торговые марки «Магнат», «Золотой стандарт», «Экzo»и др), которая поместила маркировки на 95% своих продуктов. По данным ВЦИОМа, 80% граждан приветствуют данное нововведение. На сегодняшний день Роспотребнадзор старается подключить как можно больше производителей к проекту.
Возможные минусы данной системы маркировок:
Иногда жёлтым или красным цветом могут быть обозначены продукты, которые сдержат большое количество витаминов или минералов. Например, британские фермеры были недовольны, что их сыры были помечены красным, хотя они содержали высокое количество питательных веществ и кальция.
Производители пищевой промышленности беспокоились, что некоторые из их товаров перестанут потреблять.
Риск, что покупатели будут неправильно интерпретировать маркировку и начнут потреблять лишь «зелёные» продукты, что может привести к уменьшению разнообразия рациона, нехватке калорий и минералов.
2.2. Другие системы маркировок продуктов питания
В других странах неизвестно о применении данной системы маркировок. В США применяется маркировка GDA. Она выводит рекомендуемые дневные количества потребления, существенные с точки зрения здоровья, питательных веществ (например, энергию, сахара, жиры, насыщенные жирные кислоты и т. д.) и показывает, сколько потребление данного продукта дает от рекомендуемого количества.
В странах Евросоюза с 2014 года указываются энергетические и питательные ценности в сокращенном и расширенном виде, аллергены, витамины и минералы. Кроме того, в Финляндии с 1993 года указывается на маркировке количество соли, которое содержит продукт.
В странах СНГ существует система маркировок ТР ТС 022/2011, которая предусматривает указание пищевой ценности, компонентов, полученных с помощью ГМО, дату и срок годности, состав, содержание белков, жиров и углеводов на 100 г продукта.
Также существует вариант маркировки, на которой указывается вид физической активности и время, которое займёт расходование потребляемых с данным продуктом калорий (например, значок бега и рядом время – 48 минут). Такая маркировка может не только содействовать переформированию корзины покупателя, но и привлечь внимание к спорту.
2.3. Сравнение систем маркировок продуктов питания
Сравнение трёх систем маркировок: маркировка по показателю физической активности, маркировка GDA, маркировка «Светофор». Разумеется, данные системы маркировок должны применяться с указанием более расширенных данных, например вместе с системой маркировок ЕС или ТР ТС 022/2011 (табл. 3).
Таблица 3
Сравнение систем маркировок продуктов питания
Критерии оценивания |
Маркировка «Светофор» (1) |
Маркировка GDA (2) |
Маркировка по показателю физической активности (3) |
Скорость восприятия3 |
Высокая, так как данные обозначения привычны |
Медленная (медленнее в сравнении с 3), так как нужно анализировать каждый отдельный показатель |
Высокая (медленнее в сравнении с 1), так как нужно анализировать и время и вид физической активности |
Доступность маркировки для понимания |
Понятна всем, в том числе необразованным слоям населения |
Сложна для понимания |
Понятна всем, в том числе необразованным слоям населения |
Точность |
Точная (менее точная в сравнении с 2), так как рамки цвета более широкие, чем конкретное число |
Точная, отражает количество каждого показателя в % от дневной нормы |
Не точная, отражает лишь время физической активности, а не содержание показателей в сравнении с оптимальным количеством |
Возможность простого сравнения товаров |
Легко сравнивать, но сложность может вызвать обозначение четырех разных показателей |
Сравнивать сложнее, так как много показателей |
Легко сравнивать, но при условии, что на каждом товаре указан вид одинаковой физической активности |
Отражение влияния продукта на организм |
Хорошо отражает влияние на организм, содержание показателей в сравнении с оптимальным количеством (но сложность могут вызвать широкие рамки цвета) |
Очень хорошо отражает влияние на организм, содержание показателей в сравнении с оптимальным количеством |
Плохо отражает влияние на организм |
Вывод: маркировка «Светофор» идеально подходит, если целью ставить высокую скорость восприятия, простого сравнения товаров, доступность для понимания и отражение влияния продуктов на организм. Чуть хуже маркировка подходит, если в приоритете являются точность, но если производители будут ставить маркировку и печатать состав продукта, то при необходимости точные сведения можно получить при чтении состава.
2.4. Задачи, с которыми может справиться система маркировок «Светофор» (Traffic light rating system)
Статистика причин смерти по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на 2012 год: заболевания сердца – 31,36% (в том числе ишемическая болезнь сердца – 13,17%);инсульт – 11,94%; желудочно-кишечные заболевания – 6,73%; сахарный диабет – 2,68%; рак печени – 1,33%; рак желудка – 1,31%; рак толстого кишечника – 1,30%; рак молочной железы – 0,96%; рак поджелудочной железы – 0,59%; язва желудка – 0,47%.
Факторами развития данных заболеваний могут являться сахарный диабет, ожирение, несбалансированное питание. Неправильный рацион продуктов человека может привести к развитию этих факторов и, соответственно, заболеваний, которые могут обернуться летальным исходом и другими серьёзными последствиями для жизни и здоровья человека. Предполагаю, что система маркировок Traffic light rating system («Светофор») может помочь людям при покупке отобрать наиболее полезные и подходящие для их образа жизни продукты. Ведь иногда у покупателей нет времени или желания читать состав, анализировать количество белков, жиров, углеводов, сахара, калорий и так далее. Ориентироваться по привычной для нас системе маркировки трёх цветов гораздо проще и быстрее. Страны, в которых уже была проведена политика, направленная на обеспечение более ясного восприятия маркировки, отметили первые положительные результаты. Например, в Великобритании с 2010 года пять крупных супермаркетов начали использовать систему Traffic light rating system («Светофор»). Фонд Великобритании по борьбе с раком получил следующие данные:
маркировки системы доступны и понятны всем покупателям, в том числе из необеспеченных социально-экономических слоёв и детям;
система побуждает покупателей переформировывать свою корзину, добавляя наиболее полезные продукты и избавляясь от вредных;
отмечается спад продаж продуктов с высоким содержанием сахара, жиров, ненасыщенных жиров и соли, что заставляет производителей снизить содержание компонентов, которые могут негативно сказаться на здоровье потребителей.
Полагаю, что данная система благотворно сказывается на выборе продуктов. Покупатели стараются приобретать продукты с нормальным содержанием сахара, жиров, ненасыщенных жиров и соли. Таким образом, питание потребителей становится более сбалансированным, появляется понимание рисков употребления нездоровой пищи. Это снижает факторы развития опасных заболеваний.
Глава III. Результаты исследования
Участникам опроса были заданы следующие вопросы, предложены несколько вариантов ответа:
Охарактеризуйте ваш рацион питания.
Сбалансированный, стараюсь потреблять исключительно здоровые продукты (большое количество овощей и фруктов, диетического мяса, молочных продуктов, рыбы).
Сбалансированный, но раз-два в неделю позволяю себе есть нездоровую пищу (сладкое, мучное, колбасные изделия, сладкие напитки).
Несбалансированный, часто ем вредные продукты.
Известно ли вам что-нибудь о системе маркировок «Светофор» (Traffic light rating system)?
Да, знаю правила использования данных маркировок.
Имею небольшой объём сведений об этой системе.
Не знаю, что это.
При покупке продуктов вы обращаете внимание на состав товара прежде, чем положить его в свою корзину?
Да, всегда.
Да, но редко. Например, когда я ни разу не пробовал данный продукт или мне нужно уточнить, содержатся ли в его составе компоненты, которые могут вызвать у меня аллергическую реакцию.
Нет, не обращаю внимание.
При использовании системы маркировок «Светофор» (Traffic light rating system) каждый товар помечается соответствующей маркировкой. На ней приведены четыре критерия: содержание соли, сахара, жиров и насыщенных жиров в продукте. Каждый из данных показателей отмечается соответствующим цветом: незначительное количество – зелёным, среднее – жёлтым, большое (может нанести урон здоровью) – красным. Данная система маркировок каким-либо образом может повлиять на ваш выбор продуктов или переформирование корзины (например, вы взяли продукт, в котором показатели соли и сахара отмечены жёлтым цветом, а жиров и насыщенных жиров – красным)?
Да, я выберу другой товар.
Я подумаю, нужен ли мне именно этот продукт или можно заменить его более полезным.
Данная система не повлияет на мой выбор.
Всего было опрошено 42 человека.
Главной целью опроса было выявить, повлияет ли маркировка «Светофор» на выбор продуктов питания, и зависит ли это от рациона, которого придерживается покупатель.
Первый вопрос:
ответ «а» выбрали 2 участника (4,8%);
ответ «b» - 22 (52,4%);
ответ «с» - 18 (42,9%).
Большинство опрошенных придерживаются сбалансированного питания, но иногда позволяют себе различные «нездоровые» продукты. Очень малая доля участников имеют полностью сбалансированный рацион.
Второй вопрос:
ответ «а» - 0 (0%) участников;
ответ «b» - 11 (26,2%);
ответ «с» - 31 (73,8%).
Таким образом, данная система маркировок не популярна в российских магазинах. Её использует слишком малый процент производителей или же она не применяется вообще.
Третий вопрос:
ответили «а» 11 (26,2%) участников;
«b» - 29 (69%);
«с» - 2 (4,8%).
Соответственно, большинство покупателей обращают внимание на состав товара лишь в определённых ситуациях. Возможно, это связано с тем, что маркировка товара содержит множество непонятных для покупателя слов, и его изучение отнимает большое количество времени. Полагаю, обращать внимание на соответствующую маркировку будет гораздо большее число потребителей.
Четвёртый вопрос (см. Приложение 1):
ответ «а» - 7 (16,7%);
ответ «b» - 29 (69%);
ответ «с» - 6 (14,3%).
Следовательно, маркировка спровоцирует переформирование корзины и выбор более здорового продукта у 16,7% покупателей. И 69% подумают, стоит ли брать именно этот продукт. Мне кажется, что это достаточно убедительные результаты в пользу использования данной маркировки.
Также стоит отметить, что процент покупателей с несбалансированным рационом больше, чем процент тех, на выбор товара которых маркировка не повлияет. То есть маркировка способна заставить задуматься или изменить свой выбор даже тех покупателей, чей рацион «нездоровый».
Заключение
В процессе данной работы я изучила систему маркировок продуктов питания «Светофор» (Traffic light rating system). Я рассмотрела правила её использования, сравнила с другими системами маркировок, выявила задачи, с которыми может справиться данная система.
В результате проведённого опроса я убедилась, что маркировки этой системы потенциально могут повлиять на переформирование корзины покупателей или, по крайней мере, заставить задуматься о выборе продуктов питания.
Разумеется, в современном мире придерживаться сбалансированного рациона питания невероятно сложно: конкуренция на рынке пищевой промышленности огромная, каждый производитель стремится по-своему удивить покупателей, часто экономя на качестве своего продукта. Процент людей с избыточным весом, высоким содержанием холестерина в крови, заболеваниями ЖКТ, другими неинфекционными заболеваниями постоянно возрастает. Одной из распространённых причин возникновения данных патологий является несбалансированное питание.
По приведённому мной опросу видно, что большинство покупателей читают состав продуктов редко. Думаю, что возможной причиной высокого показателя потребления вредных для здоровья продуктов является неосведомленность покупателей о составе продуктов и вреде, который могут нанести здоровью те или иные составляющие. Маркировка «Светофор» гораздо доступнее для понимания, она всегда заметна (так как используются яркие цвета) и сообщает не только цифры, но и информацию о вреде или пользуе данных показателей. Поэтому я уверена, что супермаркетам стоит внедрять данную маркировку4.
Список литературы
Traffic light rating system [Электронныйресурс]. URL: https://wikimili.com/en/Traffic_light_rating_system (дата обращения: 02.02.2020).
The traffic light system [Электронныйресурс]. URL: https://heas.health.vic.gov.au/sites/default/files/HEAS-traffic-light-system.pdf (дата обращения: 05.02.2020).
Traffic light labelling – helping people make healthy choices [Электронныйресурс]. URL: https://www.wcrf.org/sites/default/files/Food-Labelling-Position-WCRF.pdf (дата обращения: 02.02.2020).
Здоровое питание [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/healthy-diet (дата обращения: 03.02.2020).
Food 'should show activity needed to burn off calories' [Электронныйресурс]. URL:https://www.bbc.com/news/health-35322168 (датаобращения: 31.01.2020).
Traffic-lights food labelling gets the green light in the UK [Электронныйресурс]. URL: http://www.businessenglishonline.net/wp-content/uploads/2013/07/traffic-lights-final.pdf (дата обращения: 05.02.20).
Роспотребнадзор расширяет применение цветовой маркировки «Светофор» для пищевых продуктов и безалкогольных напитков [Электронный ресурс]. URL: https://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=12028 (дата обращения: 02.02.20).
Маркировка продуктов питания [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 09.01.20).
Список причин смерти [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD_%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8 (дата обращения: 08.02.20).
Рак мочевого пузыря [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BA_%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%83%D0%B7%D1%8B%D1%80%D1%8F (дата обращения: 08.02.20).
Язва желудка [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B7%D0%B2%D0%B0_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%83%D0%B4%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 08.02.20).
Рак молочной железы [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BA_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D1%8B (дата обращения: 08.02.20).
Ожирение [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B6%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5#%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 08.02.20).
Рак поджелудочной железы [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BA_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D1%8B (дата обращения: 08.02.20).
Колоректальный рак [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%BA (дата обращения: 08.02.20).
Рак желудка [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BA_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%83%D0%B4%D0%BA%D0%B0#%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 08.02.20).
Сахарный диабет [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%82 (дата обращения: 08.02.20).
Инсульт [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82 (дата обращения: 08.02.20).
Заболевания сердца [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0 (дата обращения: 08.02.20).
Приложение
Приложение 1
1 Всемирная организация здравоохранения.
2 По рекомендациям ВОЗ.
3 В среднем покупатели тратят шесть секунд на изучение продукта, прежде чем положить его в корзину.
4 Разумеется, на обратной стороне упаковки нужно печатать состав продукта, иначе покупатель не сможет узнать энергетическую ценность, содержание аллергенов, минералов, белков, углеводов и т. д.