В чем главный секрет пчёл?

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

В чем главный секрет пчёл?

Колчигин М.Е. 1
1МАОУ "Лицей № 97 г. Челябинска"
Белова Т.В. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Я очень люблю мёд, особенно мёд в сотах. Соты такие красивые! Мёд – вкуснейший! А воск можно жевать как безвредную жвачку. У моего деда есть несколько семей пчёл на пасеке. Я очень сдружился с пчёлами, полюбил наблюдать за ними и с удовольствием помогаю ухаживать за ними.

Я решил больше узнать о пчелах, нашел у деда старые книги по пчеловодству и начал читать. Чем больше я читал, тем больше изумлялся и удивлялся, до чего же это необыкновенные существа, как много собственных изобретений используют они в своем быту, сколько вещей люди узнали благодаря пчелам, как много общего в укладе жизни пчел и людей, и скольким потрясающим вещам людям обязательно стоило бы научиться у пчел.

Но больше всего меня удивила встреченная мною в литературе фраза, где пчеловоды и биологи утверждают, что у пчёл есть секрет, который очень важен для существования всего живого на Земле, в том числе - человека. Мне стало очень интересно, что это за секрет? Чтоб разобраться в этом, я стал наблюдать за пчелами, и заметил, что жизни пчел и людей очень похожи! Неужели человек учится у пчёл? Возможно ли, что и пчёлы «подглядывают» за нами?

Цель работы: изучить жизнь пчёл и сравнить принципы организации труда, быта и взаимоотношений пчёл в улье и людей в семье.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить литературные источники по теме

Провести наблюдение за жизнью пчёл

Проанализировать и систематизировать полученные знания

Составить сравнительную характеристику пчёл и человека

Выявить особенности влияния природных условий Южного Урала на устройство жизни пчел

Обобщить полученные результаты и сделать выводы

Я выдвинул гипотезу, что человек, как разумное существо, строит свою жизнь по законам природы, наблюдая за жизнью социальных животных, в том числе и пчел.

1. Основная часть. В чём главный секрет пчёл

1.1. Целительная сила мёда

Многие ли из нас знают, что пчела старше человека на 50-60 тысяч лет? Уже первобытный человек был знаком с медом и любил его. Пчеловодство начало свою историю, быть может, с того самого дня, когда древний человек, нашел в лесу дупло с медом диких пчел. С той поры пчелы во все века привлекали людей. Ученые и врачи древности заметили — употребление меда продлевает жизнь. В одной из египетских медицинских книг, написанной более 3500 лет назад, приводится множество советов, как с помощью меда лечить желудочные, легочные, почечные, глазные, кожные и многие другие заболевания. Ведь в состав меда входят медь, железо, марганец, двуокись кремния, кальций, хлор, натрий, фосфор, алюминий, магний [3].

Врачи рекомендуют съедать утром и в обед по 30 г, а вечером — 40 г меда. Лучшего снотворного, чем мед, трудно придумать (3 ч.л. меда на стакан воды, выпитой за полчаса до сна, обеспечит спокойный сон). Мед благотворно действует на желудок, уменьшает резкий, раздражающий кашель.

Медовые ингаляции рекомендуют при заболеваниях верхних дыхательных путей. Пожевав медовые соты, вы повысите иммунитет к заболеваниям дыхательных путей. В детских санаториях Швейцарии и Америки малокровных и истощенных детей лечат пчелиным медом, так как, по мнению врачей, мед быстро повышает содержание гемоглобина в крови.

Таким образом, мёд – это одно из древнейших изобретений природы, которое даёт людям силы, сохраняет здоровье и продлевает жизнь. Кому природа доверила производство такого важного продукта? Самым трудолюбивым и ответственным своим созданиям – пчёлам. (Приложение А)

1.2. Особенности влияния природных условий Южного Урала на устройство жизни пчел

Пасека деда находится в поселке Красногорском, расположенном в 70ти километрах от столицы Южного Урала - Челябинска.

Чтоб мед был максимально полезным и вкусным, в теплое время года дед со своими пчелами путешествует по всей нашей области, а я приезжаю на пасеку. В зависимости от того, что и где цветет, мед получается липовым, гречишным или цветочным, но всегда очень вкусным и полезным.

Флора и фауна Челябинска достаточно разнообразна, не смотря на суровый климат. Немало представителей фауны области занесены в красную книгу. В их числе есть пчела плотник. Представителей самой многочисленной на планете группы животных - насекомых - только на территорииИльменского государственного заповедникаболее 10 тысяч видов[7].

Бывая на пасеке, я наблюдал за пчелами, слушал рассказы пасечников. И очень часто слышал фразу о том, что наш Уральский мед особенный!

«Интересно, а почему?» - думал я. Я нашел у деда книги по пчеловодству, из которых я узнал, что Урал – это далеко не самая благоприятная для пчеловодства территория. Длинные холодные зимы, сырая холодная весна, короткое лето. Однако, именно это, как не странно звучит, за много лет превратило наш край в один из самых лучших мест производства полезного меда. Сегодня Уральский мед считается ценнейшим продуктом. Ведь именно продолжительность зимы, к которой пчелам нужно более тщательно подготовиться, заставила пчел заготавливать для своей зимовки такой продукт, который позволил бы безболезненно преодолеть длинную Уральскую зиму.

Кроме того, Уральский мед имеет такое высокое качество и потому, что у нас на Урале хорошая порода пчел. У деда пчелы среднерусской породы. Эта порода пчел естественным образом приспособлена к суровым условиям, отлично зимует, стойка к заболеваниям. Хотя наши Уральские пчелы имеют «характер», не стоит их злить понапрасну. Также дед располагает свою пасеку в экологически чистых районах нашего края.

Но, чтобы получить такой высококачественный мед, пасечникам Урала следует потратить немало сил и времени. Особенно важно правильно подготовить пчел к зимовке. Не смотря на то, что обычно зимние подкормки считаются явлением противоестественным, в таких суровых районах, как Урал, это порой бывает незаменимым решением для спасения пчел. Прежде, чем начать подкормки, пчеловоды регулярно прослушивают улей. Если в нем присутствует негромкий гул и легкое жужжание, значит, пчелы находятся в полном покое. В таком состоянии насекомые за первый период зимы съедают почти 4 кг меда. После января увеличение шума в улье свидетельствует о появлении расплода, а значит, и увеличение расхода корма. Но не стоит спешить с подкормкой, ее нужно начинать не ранее, чем в середине февраля.

На сегодняшний день пчеловодство Южного Урала активно развивается и основную роль в этом играют фермеры-предприниматели. Важная проблема современного пасечничества Южного Урала – расширение угодий медоносных культур и растений, а также сохранение популяции местных традиционно-русских пород пчел. Дело в том, что нежелательное перемещение южных пород здесь ухудшает показатели медосбора и активность насекомых. В Челябинской области работает целый аграрный комплекс с базой племенного пчелохозяйства, который ежегодно проверяет численность племенных семей в регионе и препятствует вырождению породы.

1.3. Кто есть кто и распределение обязанностей в семье

Медоносные пчелы живут не в одиночку, как многие другие насекомые, а большими семьями. Считается, что в далеком прошлом их предки вели строго обособленный образ жизни. Каждая пчела самостоятельно добывала себе пищу, сама же откладывала яйца и выращивала из них потомство. Но в процессе эволюции пчелы постепенно потеряли способность жить в одиночку[1].

Начну с того, что расскажу о существовании трех видов пчел в улье – это матка, рабочая пчела, трутень. (Приложение Б) Впрочем, как и у людей: есть руководители, организовывающие рабочий процесс, трудяги и лентяи, научившиеся жить за счет других.

Только матка может откладывать яйца в улье: около 1000 яиц в день. Матка может отличить свой улей благодаря специальным запахам – ферамонам.

Рабочие пчелы - все самки, и они делают всю работу, как в улье, так и за его пределами. Рабочие пчелы выполняют следующие задачи внутри улья: уборка, кормление детки, кормление и уход за маткой, упаковка пыльцы и нектара в ячейки сота, строительство и ремонт сот, охрана летка (вход в улей) при этом раздувая крыльями воздух для охлаждения и вентиляции улья. Рабочие пчелы выполняют следующие задачи вне улья: сбор нектара и пыльцы с цветов, сбор воды и сбор липкого вещества – прополиса.

Мужские особи пчел в улье называются трутнями. Их работа в улье заключается в том, чтобы найти матку пчелы и спариться с ней. Трутни вылетают и проводят специальные собрания в области, где они надеются встретиться с маткой. Трутни не имеют жало.

Тут у пчел и людей очевидно отличие: если у пчел трудятся только самки, то в человеческих семьях работают оба взрослых члена семьи: мама и папа.

Рабочая пчела в течение своей жизни выполняет различные виды работ (в зависимости от возраста пчелы она допускается или не допускается к определенным видам работ): вначале очистка ячеек, далее обогревание и вентиляция улья. Затем пчелы переходят к кормлению молодых пчелок и приему меда от пчел-сборщиц. Только после этого рабочих пчел допускают к совершению самостоятельных вылетов за медом.

Так и у людей: дети не могут зарабатывать деньги и содержать семью, они должны учиться и делать несложную работу по дому, молодым людям нужно получить профессию и научиться жить самостоятельно, обеспечивая себя, а взрослым - обзавестись жильем, создать свою ячейку общества – семью, содержать и обеспечивать ее, растить потомство.

Работа в семье не прекращается ни днем, ни ночью, ни на минуту в любой период года, даже зимой, когда пчелы находятся в состоянии полного покоя. Если какие-то причины нарушают гармонию труда, семья строго реагирует на это и восстанавливает стройность ритма. Например при внезапной массовой гибели летных пчел от ливня или града, на их место выделяются резервы, которые при нормальных условиях должны были бы выполнять другие работы, свойственные их возрасту. Когда пчелы окажутся без гнезда (поселившийся в дупле дерева рой), семья без промедления включается в его сооружение.

Итак, взаимоотношения в улье можно считать эталоном большой семьи: все обязанности четко распределены между членами роя, каждый сезон происходит уборка жилья, и члены семейства беспрекословно подчиняются пчеле-матке[8].

Тут очевидно сходство с человеческой семьей, так как и в наших семьях обязанности распределены. Классический случай – это когда мама занимается домашним хозяйством и детьми, папа добытчик средств существования и еды, а дети отвечают за уборку своих вещей и кое-что делают по дому, помогая маме.

Хотя сейчас не редкость семьи с иными укладами, например, папа занят детьми, а мама зарабатывает деньги, или мама и папа заняты добычей средств существования, а для домашних работ и ухода за детьми привлекаются «рабочие пчелы из других ульев».

Только чаще всего в человеческих семьях нет беспрекословного подчинения одному из членов семьи, решения принимаются совместно на семейных советах, ну, или хотя бы всеми взрослыми членами семьи. У пчел, кстати, тоже устраивается совет для принятия некоторых решений, об этом ниже.

1.4. Совместное принятие ответственных решений

Когда улей становится тесным, половина пчел и матка постепенно перебирается на соседнее дерево и ждут, пока несколько сотен пчел не найдут новое место обитания. Но как пчелы решают, какое место для них лучше?

О нахождении места пчелы также сообщают с помощью танца — чем лучше найденное место, тем интенсивнее танец. И это побуждает других разведчиков лететь на вновь обнаруженное место. Если все слетавшие туда пчелы согласны с выбором, они возвращаются в рой и танцем призывают других разведчиков присоединиться к ним и проверить место, и так процесс повторяется[5].

Когда пчелы сообщают другим пчелам-разведчикам о разных местах, всего быстрее разведчики скапливаются в самом лучшем месте. После достижения ‘кворума’ (согласия) они сигналами сообщают рою, что пора перебираться на новое место. Это групповой процесс поиска наилучшего варианта. По сложности данный процесс напоминает заседание комитета в министерстве.

1.5. Охрана жилья от чужаков

В одном улье может быть до 120 000 пчел. У пчел много врагов и "нахлебников", поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей, так как каждому присущ особый запах. Подлетая, пчела открывает специальное углубление тела и предъявляет запах стражам как попуск. (Приложение В). Однако, пчелу с нектаром так же, как и пчелу с обножкой или водой впустят в любой чужой улей без всякого Dress-code[8].

И хотя человек существо социальное, и к нему в дом часто приходят друзья и знакомые, как и пчелы, люди не впускают в дом посторонних, опасаясь их.

1.6. Сохранение постоянной температуры в улье

Температура в улье всегда должна быть постоянной. Невероятно, но пчелы имеют внутренний биотермостат и «знают», когда улей в опасности! При повышении температуры улья по всей колонии объявляется тревога. Пчелы, собирающие нектар, бросают свою работу, и мчатся к ближайшему источнику воды, набирают ее полный рот и возвращаются. Другие пчелы берут у них воду и «распрыскивают» по стенкам сот[6]. Остальные пчелы, роясь кучками, обвеивают улей крыльями. Это махание усиливает циркуляцию воздуха и испаряет воду, охлаждая «город»!

Люди, научившись у пчел, стали применять тот же самый принцип и в современных кондиционерах, но пчелы первыми начали его использовать!

Чтобы не погибнуть от холода, пчелы ещё с осени скучиваются, образовывая так называемый клуб. Плотно соприкасаясь друг с другом, они согреваются и вместе с тем не дают улетучиваться из клуба теплу, от которого во многом зависит их жизнь в этот отрезок времени. Такой образ жизни позволяет пчелам переносить зиму с минимальными затратами энергии, без которой немыслимы ни их дальнейшее существование, ни тем более размножение[4].

Чтобы создать в гнезде высокую температуру, пчелы вынуждены потреблять меда значительно больше, чем они съедали его до этого времени. Одновременно с увеличением количества съедаемого мёда возрастает потребность пчел в перге (белковом корме), приготовленной ими из пыльцы. (Приложение Г)

Для поддержания тепла в домах в холодное время года люди используют центральную систему отопления или индивидуальные обогреватели.

1.7. Способность учиться и приспосабливаться к новым условиям

При попадании в улей больших объектов, не подлежащих быстрому удалению, пчелы «бальзамируют» их пчелиной смолой (прополис). Пчелы производят прополис, добавляя специальные выделения к смолам, которые они собирают с ряда деревьев. Удивительно, как пчела знает, что прополис идеально подходит для бальзамирования? Где она научилась делать вещество, которое человек может производить лишь в лаборатории?

Природа наделила пчелу уникальными знаниями, а человеку остается лишь наблюдать внимательнее, черпать их и применять в нашей жизни[2].

Однако не только человек узнает новое благодаря пчелам, но и пчела учится и приспосабливается к жизни с человеком. Так, мы с дедом, наблюдая за жизнью пчел, заметили, что в некоторых местах в ульях щели были замазаны не прополисом, а битумом с дорог. Получается, что пчелы живут не только заложенными природой инстинктами, но и как ученые проводят исследования и находят новые способы и материалы для использования в их быту.

1.8. Питание пчелы. Как пчела делает мёд

Опуская свой вытянутый хоботок вглубь цветка, пчела слизывает нектар язычком. Далее нектар поднимается по трубке хоботка в медовый зобик – внутренний «резервуар», закрываемый клапаном. В нем пчела переносит нектар в улей. Пчела также собирает пыльцу в специальные корзиночки, расположенные на задних ножках. Пыльца является источником белка для улья и необходима для того, чтобы кормить детку, этим они помогают им расти. Для сметания пыльцы с частей тела и укладывания её в корзиночки она использует особую щёточку, расположенную на задней лапке[5].

Поскольку нектар цветов, являющийся источником пищи пчел, отсутствует зимой, пчелы летом заготавливают мёд, чтобы питаться им.

Так же и люди делают запасы на зиму, консервируя и замораживая овощи, фрукты и ягоды. Возможно, и это знание передалось нам от пчел.

1.9. Способность к рационализаторству, точным расчётам и экономии

В нектаре до 60% воды, а при производстве мёда её содержание снижается до 20%. Обработка нектара в мёд начинается еще в зобике пчелы. Здесь к нектару добавляется слюна пчелы; под ее действием сахар нектара превращается в сахар мёда. Прилетев в улей, пчела извергает нектар молодым пчёлам, которые перекладывают его из одних ячеек в другие, каждый раз добавляя при этом свою слюну.

Свежим нектаром пчёлы никогда не заполняют ячейки доверху, а распределяют его понемногу в большое число ячеек. Угадайте зачем? Это облегчает испарение лишней воды из нектара. Для ускорения испарения пчелы часто обвеивают улей своими крыльями. По мере сгущения нектара пчёлы перекладывают его из одних ячеек в другие, постепенно поднимая нектар в верхнюю часть сота. Лишь после превращения нектара в мед, ячейки запечатывают восковыми крышечками для предохранения меда от порчи[3].

Согласитесь, это очень рациональное решение, такое чувство, будто бы пчелы-ученые проводили опыты, наблюдали за испарениями воды и пришли к выводу, что нужно поступать именно так, а не иначе. Это очень в духе человека, стремящегося усовершенствовать любые процессы!

Пчелы являются прирожденными математиками. Все трудовые процессы в семье пчел, как ни в одном другом сообществе насекомых или животных, протекают строго по закону наименьшей затраты сил, времени и материала. От своего гнезда до массива цветущих медоносов и обратно пчелы летят всегда по кратчайшей прямой. Соты, которые строят пчелы, имеют очень прочную конструкцию, а еще очень точно соблюдаются размеры сот, например, угол ячейки равен 109*28 градусов, всегда[7]. Пчелиная ячейка – самая рациональная в природе геометрическая форма сосуда, на ее постройку требуется наименьшее количество материалы (на 100 пчелиных ячеек – 1,3 г воска) и минимум времени, а по конструктивной прочности и вместимости ячейка не имеет себе равных. Соты, по словам Чарлза Дарвина, «абсолютно совершенны, с точки зрения экономии труда и воска». (Приложение Д)

И это тоже, без сомнений, просто поразительно, ведь человеку для создания чего-то приблизительно совершенного с точки зрения соотношения расхода материала и практичности использования, или такого количества абсолютно одинаковых предметов, потребуется ни один день или даже месяц точнейших расчетов, помощь компьютера и специальных механизмов. А ведь у пчел один из самых маленьких размеров мозга в мире, и в то же время они настолько умны и организованы, что им для создания такого шедевра надо всего 1,3 г воска на 100 пчелиных ячеек и их 6 трудолюбивых лапок.

1.10. Способность к долгому и упорному труду

Чтобы получился 1 кг меда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов, сделав 150000 вылетов и пролетев при этом 300000 километров. Конечно, над этой задачей трудится много пчел. Но и у одной пчелы немало работы: в день она посещает в среднем 7 тысяч цветов. Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150 кг меда[6].

Для более яркого представления указанных цифр приведу следующие данные: чтобы получить всего 100 грамм меда, пчела пролетает расстояние в 46000 км. Это такое же расстояние, как и вокруг Земли по экватору.

Конечно, и среди людей есть так называемые «трудоголики», но даже не знаю, способны ли люди так много и так плодотворно трудиться?!

Если такие, на наш взгляд, нереальные задачи в состоянии выполнять пчела, может быть, и человек способен на такие труды и результаты. Просто мы утратили способность усердно трудиться в связи с появлением большого количества электроприборов, машин и других гаджетов (новых современных изобретений, призванных облегчать нашу жизнь). Они делают за нас часть наших работ, избавляют нас от необходимости много ходить (автомобили, лифты, эскалаторы), работать по дому руками (стиральные, посудомоечные машины, пылесосы, мультиварки), встречаться для общения (сотовые телефоны, смартфоны, компьютеры). Возможно, если постепенно лишать человека его изобретений, он сможет приспособиться и вернёт себе навыки ручного труда.

1.11. Влияние деятельности на окружающую среду

Все существование пчел ни сколько не противоречит природе. Пчелы производят мёд, обладающий огромной пользой, который едят сами и которым делятся с людьми. Вырабатывают воск и собирают прополис, которые широко используются нами в медицине и косметологии.При этом ни один из их производственных процессов совершенно не вредит окружающему миру, а наоборот, своим трудом они приносят неоценимую пользу - опыляют растения!

Именно благодаря опылению 80 процентов растений не только продолжают собственную жизнь, но и получают возможность всячески ее разнообразить. Флора планеты - это и хлорофилл, и кислород, и пища для животных, в том числе для человека[7].

Без опыления цветов большинство ягод, фруктов и овощей никогда не выросли бы (без пчел и других насекомых-опылителей четыре пятых всей флоры на Земле просто погибло бы), а значит люди, животные, птицы и насекомые лишились бы еды. Без скрещивания пропали бы многие цветущие растения, что неизбежно привело бы к экологической катастрофе и гибели многих живых существ на Земле!

В то время как человек с каждым годом все больше потребляет и использует искусственно произведенных товаров, все дальше отходя от природных и натуральных продуктов. При том, что любое производство человека (фабрики, заводы) наносит непоправимый вред окружающему миру. Как и результаты труда человека (выхлопные газы автомобилей, разлагающимся тысячелетиями свалки с мусором,) постепенно губят все живое вокруг и всю планету в целом.

Все вышесказанное навело меня на выводы, что людям просто необходимо многому учиться у пчел: трудолюбию, верности и самоотдаче, а самое главное, умению жить в гармонии с природой!

1.12. Исследовательский компонент

Проанализировав литературу и результаты моих наблюдений, я составил сравнительную характеристику жизнедеятельности пчёл и человека и занёс данные в таблицу (Приложение Е), сделал выводы.

Заключение

Изучив литературу по теме, выполнив наблюдения, сравнив принципы организации жизни пчёл и жизни человека, я пришел к выводу, что пчелы во многом похожи на людей: живут семьями, распределяют и выполняют обязанности по дому, трудятся, добывая пищу, используют биологические часы, экономят материалы, силы и время, делают запасы, выращивают детей, помогают друг другу, принимают решения коллективно, прилагают все усилия, чтоб обеспечить безопасность и комфорт существования своей семье!

Это подтверждает выдвинутую мною гипотезу о том, что человек, как разумное существо, строит свою жизнь по законам природы, наблюдая за жизнью социальных животных, в том числе и пчел.

Пчелы производят мёд, обладающий огромной пользой, который едят сами и которым делятся с людьми. Вырабатывают воск и собирают прополис, которые широко используются нами в медицине и косметологии.

А главное, опыляя растения, пчёлы спасают нашу Землю от гибели, предотвращая экологическую катастрофу.

Именно благодаря опылению 80 процентов растений не только продолжают собственную жизнь, но и получают возможность всячески ее разнообразить. Без пчел и других насекомых-опылителей четыре пятых всей флоры на Земле просто погибло бы, в том числе и человек.

Это и есть самый главный секрет пчел!

Обидно, что обладая разумом, человек своей деятельностью нередко наносит непоправимый вред окружающей природе, не задумываясь о последствиях развивающейся цивилизации.

Я понял, что человек, действительно, строит свою жизнь по законам природы, наблюдая за жизнью пчёл. Однако людям просто необходимо ещё учиться и учиться у пчел трудолюбию, верности и самоотдаче, а самое главное, умению жить в гармонии с природой!

Список литературы:

Бахтин, В.С. Пчела – кормилица, фармацевт и врач [Текст] / В.С. Бахтин – М.: ООО Издательский дом «Роса», 2009.- 64 с. - ISBN:  978-5-903381-06-7

Бондарев, С.А. Золотые советы пчеловоду-любителю [Текст] / С.А. Бондарев, П.С. Ромашкин – Ростов на Дону: Владис, 2012.- 510 с. - ISBN 978-5-9567-1465-2

Солодухин, И.И. Рекомендации по применению продуктов пчеловодства с профилактической и лечебной целью [Текст] / И.И. Солодухин - Волгоград: «Волгоградская правда», 1991.- 48 с.

Кокорев, Н.М. Зимовка пчёл. Практические советы [Текст] / Н.М. Кокорев, Б.Я. Чернов – М.: Континенталь–Книга, ТИД Континент-Пресс, 2009.- 124 с. - ISBN 978-5-9206-0271-6

Корж, В.Н. Основы пчеловодства [Текст] / В.Н. Корж – Ростов на Дону: Феникс, 2012.- 560 с. - ISBN: 978-5-222-13436-8

Дмитриева, У. Настольная книга пчеловода [Текст] / У. Дмитриева - М.: Континенталь–Книга, ТИД Континент-Пресс, 2011. – 399 с. - ISBN 978-5-9206-0330-2

Шабаршов, И.А. Если у вас есть пчёлы. Энциклопедия пчеловодства [Текст] / И.А. Шабаршов – М.: ООО «Золотая пчела», 2010.- 448 с. – ISBN 978-5-902787-05-1

Шабаршов, И.А. Юному пчеловоду [Текст] / И.А. Шабаршов – М.: Просвещение, 1983.- 112с.

Приложение А

Мёд в сотах

Приложение Б

Виды пчёл в улье

Приложение В

Вход в улей

Приложение Г

Рамка с пергой (пища пчел, производимая из пыльцы)

Приложение Д

Пчелиная ячейка – самая рациональная в природе геометрическая форма сосуда

Приложение Е

Человек и пчела: общее и различия

Критерии сравнения

Пчела

Человек

Распределение обязанностей

Матка

Рабочая пчела

Трутень

Руководители

Трудяги

Лентяи

Труд на благо семьи

Трудятся только самки

Трудятся все взрослые члены семьи

Обязанности детей

Выполнение домашней работы согласно возрасту

Подчинение главе семьи

Беспрекословное подчинение матке

Семейный совет

Совместное принятие решений

Совместное принятие ответственных решений

Охрана жилья от чужаков

Не впускают в дом посторонних, опасаясь их.

Поддержание комфортной температуры воздуха в жилище

Создают эффект кондиционера для охлаждения улья

Применение кондиционера для охлаждения дома

Скучиваются, образуя клуб, потребляют больше мёда

Центральное отопление, обогреватели, тёплая одежда

Способность учиться и приспосабливаться к новым условиям

Обладают уникальными знаниями, способны использовать в своих целях материалы, сделанные человеком

Наблюдают за природными объектами, используют их знания, открывают новые знания, используют природные и искусственные материалы

Подготовка к зиме

Делают запасы на зиму

Способность к рационализаторству,

точным расчётам и экономии

Стремятся усовершенствовать любые процессы

Все трудовые процессы в семье пчел протекают строго по закону наименьшей затраты сил, времени и материала.

Для выполнения точнейших расчетов используется помощь компьютера и специальных механизмов.

Способность к долгому и упорному труду

способны много и плодотворно трудиться

Ручной труд заменяется техническими изобретениями

Влияние деятельности на окружающую среду

Ни один из их производственных процессов не вредит окружающему миру, а приносит неоценимую пользу природе

Человек все больше потребляет и использует искусственно произведенные товары, все дальше отходя от природных и натуральных продуктов.

Любое производство человека наносит непоправимый вред окружающему миру.

Просмотров работы: 224