Влияние занятий танцами на развитие обучающихся 9 классов МАОУ «Викуловская СОШ №2»

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние занятий танцами на развитие обучающихся 9 классов МАОУ «Викуловская СОШ №2»

Самойлова С.В. 1
1МАОУ "Викуловская СОШ № 2"
Арефьева Е.В. 1
1МАОУ "Викуловская СОШ № 2"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Актуальность данной темы состоит в том, что сегодня современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Этот факт отрицательно сказывается на их здоровье. Очень хочется, чтобы дети занимались танцами, вели подвижный образ жизни, приобщились к наследию народной культуры танца.

Нам стало интересно, какое влияние оказывают занятия танцами на человеческий организм.

Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Цель работы: изучить влияние регулярных занятий танцами на развитие учащихся 9-х классов, для того, чтобы они могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.

Объектом исследования являются показатели физического здоровья и умственного развития: масса тела, рост учащихся, объем грудной клетки, пульс, давление, внимание, память.

Предмет изучения — антропометрические данные и психические процессы обучающихся 9-х классов.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения:

следующих задач:

1. Научиться оценивать показатели физического развития с помощью измерений и расчетных формул.

2. Освоить методики определения пульса, артериального давления, определения энергозатрат по частоте сердечных сокращений.

3. Используя простейшие методики, научиться оценивать состояние сердечно сосудистой системы у обучающихся-танцоров, и у обучающихся, не занимающихся танцами.

4. Оценить высшую нервную деятельность у обучающихся двух групп по состоянию кратковременной памяти, уровню внимательности и сосредоточенности, объему восприятия.

5. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для школьников.

Основу гипотезы составило следующее предположение: активные занятия танцами способствуют повышению уровня когнитивных процессов (на примере памяти) и физической подготовленности школьников.

Ожидаемые результаты: овладение обучающихся диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.

Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья обучающихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.

Оглавление

Введение………………………………………………………..с.4

1.Теоретическая часть………………………………………….с.6

1.1. Влияние занятий танцами на физическое развитие…….с.6

1.2. Влияние танцев на умственное развитие………………..с.7

2. Практическая часть……………………………………...…..с.8.

Заключение……………………………………………………..с.10

Список литературы…………………………………………….с.11.

Приложения…………………………………………………….с.12

Введение

С раннего детства мне нравились танцы. Я была рада тому, что родители мне в 10 лет предложили заниматься хореографией в Викуловском образцовом любительском коллективе - ансамбле танца «Фиеста» (руководитель Шубина Е.Н.) Когда танцуешь, забываешь обо всем, ты просто растворяешься в движениях, музыке.

Фото 1. Викуловский образцовый любительский коллектив - ансамбль танца «Фиеста»

Сегодня танец и его проявления мы можем увидеть повсюду, часто используют в фильмах, театральных постановках, различных телепередачах, рекламных роликах, где с помощью движения, музыки передается настроение, эмоции.

Фото 2. Радостный момент выступления

Известно, что чем лучше ребенок владеет мелкими движениями пальцев, тем быстрее и лучше он учится говорить, и его интеллект повышается. Но мало кто задумывался, что свободным и вдохновенным танцем человек может "раскрыть" свою душу, освободить ее от многих тревог, стрессов и других эмоциональных проблем.

Фото 3. Единство природы и танца

Я выбрала эту тему, потому что люблю танцевать и всё время быть в движении. Несмотря на то, что занятия танцами являются большой трудной работой, мне они доставляют массу удовольствий, поднимают настроение.

Актуальность данной темы состоит в том, что сегодня современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Этот факт отрицательно сказывается на их здоровье. Очень хочется, чтобы дети занимались танцами, вели подвижный образ жизни, приобщились к наследию народной культуры танца.

Фото 4. День Урожая в танце

Фото 5. Очарование национального танца

Нам стало интересно, какое влияние оказывают занятия танцами на человеческий организм. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Цель работы: изучить влияние регулярных занятий танцами на развитие учащихся 9-х классов, для того, чтобы они могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.

Объектом исследования являются показатели физического здоровья и умственного развития: масса тела, рост учащихся, объем грудной клетки, пульс, давление, внимание, память.

Предмет изучения — антропометрические данные и психические процессы обучающихся 9-х классов.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения:

следующих задач:

1. Научиться оценивать показатели физического развития с помощью измерений и расчетных формул.

2. Освоить методики определения пульса, артериального давления, определения энергозатрат по частоте сердечных сокращений.

3. Используя простейшие методики, научиться оценивать состояние сердечно сосудистой системы у обучающихся-танцоров, и у обучающихся, не занимающихся танцами.

4. Оценить высшую нервную деятельность у обучающихся двух групп по состоянию кратковременной памяти, уровню внимательности и сосредоточенности, объему восприятия.

5. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для школьников.

Основу гипотезы составило следующее предположение: активные занятия танцами способствуют повышению уровня когнитивных процессов (на примере памяти) и физической подготовленности школьников.

В процессе исследования использовались следующие методы:

. анкетирование,

. анализ литературы,

. объяснительно-иллюстративный метод,

. метод практических действий,

. индивидуальная,

. групповая работа.

Ожидаемые результаты: овладение обучающихся диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.

Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья обучающихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.

Исследование проводилось в три этапа:

1. На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс - диагностические способы оценки здоровья.

Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья обучающихся по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования.

2. На втором этапе исследования провели тестирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования.

3. На третьем этапе оформили результаты исследования 9 класса. В экспериментальную группу были включены девушки (5 человек), занимающиеся танцами, в контрольную — девушки, не занимающиеся танцами (5 человек).

Данная работа относится к прикладным исследованиям, в ходе выполнения работы была освоена методика определения своего физического, физиологического состояния и показателей высшей нервной деятельности. Результаты этих исследований помогли ученикам объективно оценить состояние своего здоровья.

1.Теоретическая часть

1.1.Влияние занятий танцами на физическое развитие

Танец дарит человеку здоровье. Танец - это прекрасный лекарь. Начинать заниматься танцами можно практически с любого возраста.

Первый эффект, который можно заметить очень быстро - это повышение настроения. Двигаясь под музыку, мышцы начинают работать, а в кровь начинают поступать эндорфины - так называемые «гормоны радости». Это позволяет человеку обрести гармонию со своим телом, начиная ощущать легкость и душевный подъем.

Фото 6. Репетиция коллектива

В танце задействованы почти все виды мышц. До начала урока танца нужно проделать серию разминочных упражнений. Они служат для того, чтобы придать мышцам эластичность и подготовить их к интенсивной работе. Благодаря правильному дыханию, многие процессы, протекающие в организме, придут в норму, улучшится обмен веществ.

Учёные считают, что улучшается мозговая деятельность обоих полушариев: одно регулирует работу за образным мышлением, которое активизируется при импровизации, второе отвечает за логику. Такое улучшение способствует повышению у танцора координации движений и ловкости. Также происходит улучшение памяти. Ещё занятия танцами полезны при проблемах со зрением, так как необходимо всё время менять фокусировку взгляда. Таким образом, укрепляются и глазные мышцы.

Танцы развивают дыхательную систему организма человека. Занятия танцами реально помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний, бронхитов и даже облегчают течение болезни у людей, страдающих астматическими приступами.

При выполнении упражнений на растяжение мышц, в них вырабатываются вещества, укрепляющие способность организма противостоять инфекции.

Танцы способствуют развитию хорошей осанки и красивой походки. Сбалансированные умеренные нагрузки на все группы мышц постепенно формируют сильный мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении. Даже если есть нарушение осанки или начальная стадия сколиоза, через некоторое время происходит значительное улучшение состояния спины, а при постоянных, настойчивых тренировках печальный диагноз будет забыт. Красивая походка и умение «держать себя» - одна из составляющих успеха.

У танцующих людей присутствует чувство уверенности в себе, они умеют не только красиво двигаться, но и красиво носить наряды, быть в центре внимания.

Танцы воспитывают собранность и организованность. Суметь выполнить все домашнее, а потом умчаться на тренировку - это под силу только людям с сильной волей.

Танцы - лучшее средство от стресса. Танец берёт на себя заботу о душевном благополучии человека.

Таким образом, танцы продлевают жизнь, способствуют поддержанию общего тонуса и позволяют сохранить человеку работоспособность.

1.2. Влияние танцев на умственное развитие

Еще в Древней Греции полагали, что в процессе обучения такие дисциплины как музыка и танцы не менее важны, чем точные науки. Учителя того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всесторонне образование.

Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность.

Рис.1. Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз

Американские ученые проводили исследования, подтвердившие, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в учебе.

Чем это объясняется? Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Каждое полушарие отвечает за противоположную сторону тела, потому что существует перекрест нервных путей, ведущих от конечностей к полушариям мозга, например, при доминировании левого полушария ведущей в большинстве случаев оказывается правая рука. Ясно стало также, что мозг работает не по стереотипу, а динамически, «руководствуясь ситуацией». При обработке информации одним полушарием, другое на время уменьшает свою активность, как бы затормаживается.

Как же взаимосвязаны между собой занятия танцами и учебная деятельность? В начале занятия всегда выполняется разминка, в которой используется много перекрёстных движений, пересекающих среднюю линию тела. Оказывается, что перекрёстные движения разогревают не только мышцы нашего тела, но и активизируют работу полушарий, дают высокую умственную энергию, помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.

2. Практическая часть

1.1. Выявление образной памяти и объема механического запоминания

С обучающимися было проведено тестирование на выявление образной памяти и на объем механического запоминания. (см. таблицу 1)

Таблица 1.

Группы учащихся

Тест на образную память (баллы)

Тест «Объем механического запоминания» (баллы)

Экспериментальная группа

14

7

Контрольная группа

12

7

Выводы:

Образная память выше у девушек-танцовщиц, так как для них важно запомнить движения (на небольшой промежуток времени), среагировать на меняющуюся обстановку. Показатели объема кратковременной памяти в обеих группах одинаковы.

1.2. Функциональное состояние сердца и сосудов

О функциональном состоянии сердца и сосудов судят по различным проявлениям их деятельности. В настоящее время используют различные функциональные пробы и физиологические тесты. Мы провели функциональные пробы по ЧСС (частоте сердечных сокращений) и по АД (артериальному давлению). Оба показателя измерялись до нагрузки, сразу после нее, через 1,5 минуты. В качестве дозированной нагрузки обучающиеся

выполняли 20 приседаний в высоком темпе.

Фото 7. В здоровом теле – здоровый дух!

Группы учащихся

ЧЧСС до нагрузки

ЧСС сразу после нагрузки

ЧСС через 1 мин

АД до

АД сразу после нагрузки

Контрольная группа

72,4

113,2

71

131/73

139/80

Экспериментальная группа

77

119

83

120/75

130/70

ЧСС — частота сердечных сокращений

АД - артериальное давление

Анализ средних значений пульса до и после дозированной нагрузки позволяет сделать следующие выводы. Пульс у учащихся, занимающихся танцами в покое ниже, чем у учащихся, не занимающихся танцами. После нагрузки ЧСС повышается у учащихся не спортсменов сильнее и восстанавливается значительно дольше. За 1.5 мин после нагрузки пульс у девушек, занимающихся танцами, не восстановился.

Таким образом, пульс восстанавливается быстрее у учащихся, занимающихся танцами. Частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме у людей составляет 60-90 ударов в минуту. АД в покое у танцов немного выше, чем у учащихся, не занимающихся танцами. Во время нагрузки АД повышается у учащихся обеих групп, но время восстановления АД у спортсменов значительно меньше. У не спортсменов через 1,5 минут давление не восстановилось.

Анализ полученных данных показал, что показатели состояния сердечно-сосудистой системы у танцоров лучше.

1.3. Результаты состояния дыхательной системы (проба Штанге)

Показатель задержки дыхания Танцоры (кол-во чел. / Нетанцоры (кол-во чел. /

Показатель задержки дыхания

Танцоры

(кол-во чел.)

Не танцоры

(кол-во чел.)

1.

Отлично (1 мин и более)

1/20%

0/0%

2.

Норма (не менее 40 с)

3/60%

2/40%

3.

Ниже нормы (менее 40 с)

1/20%

3/60%

Выводы:

Состояние дыхательной системы у танцоров лучше, чем у не танцоров. Только 1 девушка- танцор из пяти имеют показатель незначительно ниже нормы ( 39 секунд) в отличие от контрольной группы, где показатели задержки дыхания значительно ниже нормы ( у 3 человек - 10, 15, 20 секунд).

Заключение

Гипотеза исследования - активные занятия танцами способствуют повышению уровня когнитивных процессов (на примере памяти) и физической подготовленности школьников - подтвердилась.

1. В результате исследования было выявлено, что у обучающихся экспериментальной группы, показатели физического развития значительно выше, чем в контрольной группы.

2. . Образная память у танцоров лучше, чем у не танцоров.

2. Занятия детей танцами улучшает показатели физического развития учащихся и не вызывают отрицательного влияния на высшую нервную деятельность, включая такое понятие, как память.

3. Овладение диагностическими методами позволяет объективно оценить состояние своего здоровья и внести коррективы в свой образ жизни.

4. Использование экспресс методов повышают интерес учащихся к состоянию своего здоровья, мотивирует их на его сохранение и укрепление.

Рекомендации для учащихся

1. Для сохранения здоровья необходимо следить за его состоянием, регулярно проходить медицинские осмотры.

2. Для укрепления здоровья следует вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек и активно заниматься спортом.

Таким образом, в сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Эту задачу эффективно решают занятия танцами. Точность самооценки здоровья при занятиях танцами зависит от знания:

строения человеческого организма и особенностей его

функционирования;

о своем телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи

определенным типам телосложения.

каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья — заниматься его мониторингом.

здоровье формирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей человеку находить собственные пути укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни на базе сформированной культуры здоровья

Список литературы

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов.- М.: Физкультура и здоровье, 1987.

2. Анисимов В.В. Экспресс — диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009, 8-13 с.

3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф. Базарный.- М.:Аркти,2005.

Барышникова Т. Азбука хореографии [Текст]/ Т.Барышникова.- М.: «Рольф»,1999.-272 с.

4. Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно- методический и информационный журнал № 1 (163), январь 2010, 41-43 с.

5. Зинченко, В. П. Психологический словарь [Текст] /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- М.: Педагогика - Пресс, 1997.- 440 с.

6. Лисицкая Т.С. Что такое ЗОЖ. Привести себя в норму./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 3/2007, 50-52 с.

7. Николаев В.Р. Тренироваться и быть здоровым./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 5/2007, 75-79 с.

Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.-256с.: ил.

8. Смит Л. Танцы. Начальный курс [Текст]/ Л. Смит. М.: Астрель, 2001.

9. Методика «Образная память» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.90-91.

10. Сизанов А. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. – М.: АСТ, 2006. – 576 с. – С. 164, 217

Приложения

Приложение 1

Методика «Образная память»

Назначение теста

Изучение кратковременной памяти.

Описание теста

В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому, предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

Инструкция к тесту

«Сейчас я покажу Вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того, как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить.

Время предъявления таблицы – 20 секунд».

Тестовый материал

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.

Оценка в баллах

Количество воспроизведенных образов

9

15-16

8

13-14

7

10-12

6

7-9

5

6

4

5

3

4

2

3

1

1-2

Источник:

Методика «Образная память» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.90-91.

 

Приложение 2

Методика «Объем механического запоминания»

Цель – определить объем механического запоминания

Теоретическая основа

Память – когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными.

Объем памяти – количество материала, которое доступно к воспроизведению по прошествии некоторого времени после его усвоения.

Инструкция

В течение 25 секунд внимательно рассмотрите изображенных человечков (рис. 1) и попытайтесь как можно лучше их запомнить. Затем отыщите аналогичных человечков на рис. 2. Номера указанных человечков запишите на листе.

Стимульный материал и бланк ответов

 

Рис. 1

 

Рис. 2

Обработка данных

Оценка производится по количеству правильных ответов.

Ключ: 10; 19; 4; 6; 12; 2; 20; 17; 15.

Интерпретация результатов

Объем механического запоминания

низкий

средний

выше среднего

высокий

Количество правильных ответов

0-2

3-4

5-7

8-9

Источник:

Сизанов А. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. – М.: АСТ, 2006. – 576 с. – С. 164, 217

Приложение 3.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)

Для проведения пробы понадобится секундомер. До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя.

Под базовой задержкой дыхания на вдохе понимается задержка с «нейтральным» давлением в лёгких, то есть когда давление внутри лёгких и давление снаружи грудной клетки одинаково. В таком состоянии грудная клетка максимально расслаблена. Задержка на вдохе выполняется с объёмом воздуха приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха.

Сядьте. После короткого отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких, полных вдоха и выдоха, а затем, сделав спокойный вдох примерно на 2/3 от полного, задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами (или спортивным зажимом для плавания). Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения. Сразу после возобновления дыхания снова подсчитывается пульс за 30 секунд.

Свой результат оцените по таблице:

В некоторых источника результат менее 39 секунд считается плохим (неудовлетворительным). Нам кажется, что удовлетворительным (нормальным) показателем является способность задержать дыхание на вдохе на 40-50 секунд для нетренированных людей и на 60-90 секунд для тренированных. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает. При заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд и меньше.

Кроме длительности задержки дыхания на вдохе, необходимо обратить внимание на изменение пульса (ЧСС, частота сердечных сокращений) и вычислить значение ПР (показатель реакции частоты сердечных сокращений). Показатель реакции равен отношению пульса после пробы, к исходному пульсу испытуемого.

ПР = ЧСС за 30 сек (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)

У здоровых людей этот показатель не должен превышать 1,2. В противном случае можно говорить о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Просмотров работы: 59