Введение
До чего же мы похожи,
Отличить никто не может!
Два лица, взгляните сами:
Оба с карими глазами;
Это ты? А, может, я?
Просто копия моя!
Ничего, что нет косички!
Мы - близняшки, две сестрички!
Говорят, рождение ребенка – это радость. Нет такой мамы, которая бы не ощутила неизъяснимый трепет, держа в руках малюсенький комочек, ребенка, глядящего на мир широко раскрытыми глазами. Она взволнована и горда, ведь судьба подарила ей счастье – быть матерью. А если их двое, и они – близнецы, значит счастья - вдвойне?
Во все времена рождение близнецов было необычайным явлением, вызывавшим удивление и любопытство.
Близнецы часто предстают как две половинки одного целого, имея связь более глубокую, чем у обычных братьев и сестер. Но так ли они похожи на самом деле, как кажется с первого взгляда?
Мы с сестрой учимся в 6 классе, но некоторые одноклассники, до сих пор не могут отличить нас друг от друга и считают, что если мы похожи внешне, то и по характеру мы совершенно одинаковые. Но так ли это на самом деле?
Актуальность исследования состоит в том, что близнецы похожи только внешне, но они разные по своим психологическим особенностям.
Целью исследования является изучение индивидуальных особенностей близнецов, а также признаков, по которым могут отличаться близнецы.
Объектом исследования являемся мы, также пары близнецов нашей школы и села.
Предмет исследования:определение различий между близнецами и сравнение у них индивидуальных и общих признаков.
Задачи исследования:
изучить литературу по данной теме;
провести исследование по изучению близнецов;
выявить рождаемость близнецов в Стерлибашевском районе за последние три года;
исследовать близнецовые пары села Кабакуш и индивидуальность близнецов нашей школы;
дать общую характеристику близнецовых пар;
сравнить антропометрические данные близнецов;
провести их сравнительную характеристику
Гипотеза: предположим, что близнецы, имеющие одинаковый внешний вид и находящиеся в одной социальной среде, могут отличаться.
Методы исследования:
обзор литературы
анкетирование
сравнительный анализ
проведение эксперимента
наблюдение
Теоретическая значимость работы заключается в накоплении и систематизации материала по теме исследования.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и всеми, кто интересуется темой близнецов.
Глава 1.
1.1. Виды близнецов и их особенности
Изучением близнецов занимается наука, которая называется гемеллология. Близнецы - уникальное чудо природы. Что может быть прелестнее двух карапузов, рожденных в один и тот же день? Близнецы есть нечто необыкновенное - именно так воспринимает их обыденное сознание. Неспроста близнецы и их родители так привлекают внимание окружающих - порой восторженное, порой сочувственное. Это действительно редкое явление. Близнецы составляют около 2% всех новорожденных. Деток, родившихся в результате многоплодной беременности, называют близнецами. Кроме того, часто можно услышать слово "двойняшки", которым в просторечии называют «непохожих» близнецов.
Близнецы могут быть как однополые, так и разнополые. Выделяют два основных типа близнецов: Монозиготные (однояйцевые) и Дизиготные (двуяйцевые).
Монозиготные близнецы - идентичные близнецы развиваются из одной яйцеклетки. Однояйцовые близнецы всегда одинакового пола – или мужского, или женского – и наследственно в высшей степени похожи, как две капли воды. Имеющиеся незначительные отличия между ними связаны с различным воздействием на них окружающей среды.
Второй тип близнецов – дизиготные, развиваются из разных яйцеклеток, оплодотворенных одновременно. Они могут быть как однополыми, так и разнополыми и мало походить друг на друга. Двуяйцевых близнецов чаще называют двойняшками.
Сиамские близнецы — это однояйцевые близнецы, которые не полностью разделились в эмбриональном периоде развития и имеют общие части тела или внутренние органы.
Сегодня ученые не могут ответить на вопрос, почему в одном случае на 10 миллионов новорожденных на свет появляются сиамские близнецы. Наиболее известный случай - родившиеся в 1811 г. в Сиаме (ныне Таиланд) сиамские близнецы — Чанг и Энг. Они прожили 63 года. (Приложение 1)
Причины таких неправильных делений яйцеклетки до конца неясны, но среди первых медики называют: генетический сбой, воздействие окружающей среды, различные токсические факторы, побочные действия лекарств и даже психологические моменты.
1.2. Знаменитые близнецы
Многие однояйцевые (монозиготные) близнецы многого достигли, стали знамениты. Всемирную известность завоевали американские актрисы сестры Мэри-Кейт и Эшли Олсен. (Приложение 2)
Среди певцов в свое время очень знамениты были сестры Елена и Татьяна Зайцевы. И среди российских юмористов также есть близнецы. Это братья Пономаренко Александр и Валерий. (Приложение 3)
Сестры Толмачевы Анастасия и Мария в 2006 году стали победительницами Детского Евровидения. (Приложение 4)
А среди российских актрис на экране играют главные роли сестры Арнтгольц Татьяна и Ольга. (Приложение 5)
Глава 2.
2.1. Исследование близнецовых пар в Стерлибашевском районе
Близнецы всегда были редкостью и во все времена окружающие не переставали им удивляться.
С целью изучения статистики рождаемости близнецов по Стерлибашевскому району мы посетили и побеседовали с начальником отдела ЗАГС по Стерлибашевскому району и с.Стерлибашево Каримовой Розой Нурулловной. Из беседы мы узнали, что в нашем отделе ЗАГС составлен близнецовый регистр. Все архивные данные сейчас принимают электронный вариант. Мы получили результаты за 2017 - 2020 год. Всего за эти 4 года родились 8 близнецовых пар. А на октябрь 2020 года пока близнецы не появились на свет. (Приложение 6) Из таблицы следует, что количество близнецовых пар по нашему району с каждым годом уменьшается. И еще мы узнали, что в с.Стерлибашево проживают знаменитые – монозиготные близнецы Регина и Венера. Окружающие довольно часто их путают и не различают на вид. (Приложение 7) Несмотря на то, что близнецы очень похожи внешне, это разные личности. О том, как близнецы проявляют себя в жизни, покажет наше исследование.
2.2. Исследование близнецовых пар села и МБОУ СОШ с. Кабакуш
Для изучения статистики близнецовых пар в нашем селе мы обратились в местную администрацию сельского поселения. Мы беседовали с управляющим делами Ишембитовой Земфирой Мунировной. Она нам предоставила данные о близнецах, проживающих в нашем селе.
В результате, в нашем близнецовом регистре села Кабакуш - 16 близнецовых пар. (Приложение 8)
Из них 4 пары - монозиготные (1 пара - мужчины, 3 пары - женщины). Остальные 12 пар - дизиготные: 5 пар – однополые (жен.), 3 пары – однополые (муж), остальные 4 пары – разнополые.
Также из таблицы видно, что самым старым близнецовым парам (1962 г.р.) - по 58 лет, а самым молодым (2017 г.р.) – по 3 годика.
Многие близнецовые пары в настоящее время проживают в городе. Из этих близнецовых пар - Искандер и Наркас (дизиготные), учатся в городе Уфа. Мама Искандера и Наркаса – Сажида Тимербаевна, работает в нашей школе, учителем начальных классов.
Также мама Айнура и Алины (дизиготные) – Альбина Амировна, работает в нашей школе, уборщицей помещений, а другая наша уборщица – Раиля Халиулловна, сама является одной из близнецовых пар (монозиготные).
Две близнецовые пары в настоящее время обучаются в школе. (Приложение 9)
Первая близнецовая пара – это – мы, Эльза и Илюза – (монозиготные близнецы), учащиеся 6 класса. Мы очень похожи друг на друга и нас трудно различать. Наша мама - Альфинур Кабировна, работает в нашей школе, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. (Приложение 10)
Вторая пара – Регина и Карина – (дизиготные близнецы), учащиеся 5 класса. (Приложение 11)
2.3. Сравнение антропометрических данных
Первым этапом нашего исследования было установление сходства и различия близнецов по различным признакам.
Объектом исследования являемся - мы, обучающиеся 6 класса – Эльза и Илюза, а также пара близнецов нашей школы, ученицы 5 класса – Карина и Регина.
Исследователями (Сименс, Вейтц, Фершуер) был разработан простой, удобный и сравнительно надежный метод идентификации однояйцевых и двуяйцевых близнецов, основанный на сравнении определенных физических признаков, которые в высокой степени наследственно обусловлены. Так называемый полисимптоматический диагноз сходства, исходит из таких физических признаков, как цвет глаз, цвет и качество волос, оттенок кожи, веснушки, форма носа, губ, ушей, расположение зубов, группа крови. При сравнении учитываются также размеры тела, например рост, вес, объем черепа. Чем сильнее совпадают признаки у пары близнецов, тем больше вероятность, что это однояйцевые близнецы. [3, стр.12]
Таблица № 1 «Сравнение фенотипов – Эльзы и Илюзы».
(Приложения 12, 13)
Признак |
Эльза |
Илюза |
Дата рождения |
07.01.2009 |
07.01.2009 |
Рост при рождении |
48 |
45 |
Вес при рождении |
1950 |
1540 |
Очерёдность рождения |
2 |
1 |
Рост |
148 |
146 |
Вес |
47 |
46 |
Обхват грудной клетки |
55 |
52 |
Обхват головы |
52 |
51 |
Длина руки |
54 |
54 |
Длина ноги |
74 |
75 |
Доминирующая рука |
Правая |
правая |
Веснушки |
Нет |
Нет |
Цвет глаз |
Карие |
карие |
Цвет волос |
Каштановые |
каштановые |
Структура волос |
Прямые |
прямые |
Проанализировав таблицу, можно сразу сделать вывод о том, что мы, Эльза и Илюза, фенотипически очень похожи и это свидетельствует о нашей монозиготности.
Таблица № 2 «Сравнение фенотипов – Карины и Регины»
Признак |
Карина |
Регина |
Дата рождения |
05.12.2010 |
05.12.2010 |
Рост при рождении |
49 |
53 |
Вес при рождении |
1450 |
1660 |
Очерёдность рождения |
2 |
1 |
Рост |
131 |
141 |
Вес |
32 |
38 |
Обхват грудной клетки |
49 |
51 |
Обхват головы |
38 |
40 |
Длина руки |
43 |
46 |
Длина ноги |
54 |
58 |
Доминирующая рука |
Правая |
правая |
Веснушки |
Нет |
нет |
Цвет глаз |
Карие |
карие |
Цвет волос |
Шатен |
шатен |
Структура волос |
Прямые, жидкие |
Кудрявые, густые |
У этой пары имеются больше отличий, чем сходства (сходство 43% и отличий 57% соответственно). Это подтверждает, что данная пара близнецов является дизиготным.
2.4. Мнения родителей о детях - близнецах
Перед родителями близнецов встает двойная работа воспитывать не одного, а сразу двоих, а то и троих детей. Повышенное внимание окружающих, многочисленные советы, физическая усталость, нервные срывы, т. д. Но какими будут близнецы, во многом существенно зависит от стиля воспитания родителей. В семье складываются основные черты личности подрастающего человека, формируются его интересы, привычки, ценности, жизненные цели. Стиль воспитания родителей закладывает основу поведения близнецов, но в более поздние годы, все большее значение приобретают индивидуальные особенности характера. Чем больше родители подчеркивают идентичность детей, стимулируют их одинаковое поведение воспитательными воздействиями, тем сильнее выражается и чаще сохраняется на долгие годы чувство сплоченности.
С целью изучения мнения родителей о детях - близнецах мы провели анкетирование родителей этих двух близнецовых пар. Результаты анкетирования оказались следующими: (Приложения 14,15)
Какие трудности в воспитании вам пришлось преодолеть?
Родители Карины и Регины отметили трудности переходного возраста, конфликты между детьми, а наши - трудности в воспитании тогда, когда мы были маленькими (до 3-5 лет).
Какие у детей отношения между собой?
В основном отношения у детей дружеские, отзывчивые, но иногда всё же бывают конфликты.
Какие характеры на ваш взгляд у ваших детей?
Все родители отметили, что у каждого ребёнка свой индивидуальный характер.
Как вы отличали близнецов, начиная с рождения?
Ответы были следующие: по внешности, по комплекции, по одежде и даже по характеру.
Как они относятся к домашним обязанностям?
Все родители отметили, что дети делают домашние дела добросовестно, ответственно, выполняют всё, что поручено.
Как они ведут себя в разлуке?
На этот вопрос все родители ответили одинаково: скучают друг без друга.
Были ли в ваших семьях еще случаи рождения близнецов?
У всех опрошенных были случаи рождения близнецов, что говорит о наследственной предрасположенности появления многоплодных беременностей.
2.5. Наблюдения классного руководителя
Вот что нам рассказала, наш первый классный руководитель, Сажида Тимербаевна, учитель начальных классов.
«Когда я впервые увидела Эльзу и Илюзу в первом классе, мне показалось, что они совершенно одинаковые. Для себя я старалась найти какие-нибудь внешние отличия. У девочек были одинаковы даже причёски, школьные формы. Сначала я их плохо различала, но потом я заметила, что у Илюзы есть родинка на щеках, а у Эльзы она отсутствует. По этому признаку я их начала и различать. На сегодняшний день я могу отличить девочек безошибочно. Хотя они так же сильно похожи внешне, для меня они совершенно разные личности.
У них разные увлечения, интересы, непохожие характеры. Эльза более серьезная, старательная. Она очень эмоционально переживает, если что-то не получается. Увлекается математикой, шашками, любит логические задачи, головоломки. Илюза легче переживает неудачи, она более сдержанная, более общительная. Любит читать литературу, увлекается музыкой. У каждого из них есть собственное мнение по любому вопросу».
А наш нынешний классный руководитель - Эльвера Маратовна, учитель химии и биологии, тоже сначала нас всегда путала. Но на сегодняшний день, она нас хорошо различает. В этом году, Илюза ростом стала выше и телом крупнее. Из-за этого нас легко различают.
2.6. Наблюдения одноклассников за близнецами
Был проведен письменный опрос «Эльза и Илюза - какие мы?» Вот, что написали одноклассники.
«Эльза: активная, ответственная, умная, добрая, отзывчивая, дружелюбная, верная, крутая».
«Илюза: веселая, классная подруга, душа компании, добрая, умная, жизнерадостная, забавная, классная».
Вывод: Для одноклассников мы практически одинаковы, но Эльза более ответственная, отзывчивая, дружелюбная. А Илюза – больше любит шумные компании и у нее много друзей.
Также был проведен опрос по дизиготным близнецам - Регине и Карине. Их можно легко различать по виду. Девочки больше похожи на сестер-погодок. По характеру Регина тихая, скромная, любит учиться, а Карина более активная, предпочитает веселые, подвижные игры. Также Карина выполняет роль «мамы», для Регины. Она заботится о ней и во всем ей помогает.
Заключение
Близнецы – это уникальное явление природы, приковывающее внимание людей уже много веков. Они не только привлекательны сами по себе, их изучение является важным и перспективным для выявления роли наследственности и среды в формировании различных признаков.
В ходе исследования близнецов, мы доказали и сделали следующие выводы: имея почти одинаковую внешность, близнецы, как правило, отличаются особенностями личности, интересами и не совпадают чертами характера. Родители оказывают большое влияние на воспитание близнецов, формируя у них чувство сплоченности на многие года, воспитывая каждого из них как особенную личность со своими индивидуальными особенностями, определяя их интересы, стиль поведения, жизненные цели.
Из общения с близнецовыми парами, результатов анкетирования, мы отметили между ними дружбу, сплоченность, но чем старше становятся дети, тем больше они стремятся показать обществу свои индивидуальные особенности, независимость и самостоятельность, показывая тем самым, что каждый из них индивидуальная личность, что они совершенно разные люди.
Хочется отметить, что исследования близнецов очень актуальны, но связаны с организационными трудностями, с чем мы столкнулись в данной работе (найти близнецов, привлечь их к исследованию, опрос, анкетирование). Изучение близнецов является важным и перспективным, исследования в этом направлении надо продолжать.
Близнецы – удивительные люди. Между ними всегда существует невидимая связь. Они остро чувствуют потерю брата или сестры, и поэтому всегда остаются вместе. И, наверное, они проживают более счастливую жизнь, ведь их на свете двое, а то и больше! Мы надеемся, что с нами тоже так и будет!
Список литературы
Биология. Энциклопедия для детей. Т. 2. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: «Аванта+», 1996
Канаев И.И., Близнецы, Москва, Ленинград: 1989.
Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 кл. М.: «Просвещение», 1991
Конюхов Б.В., Пашин Ю.В. Наследственность человека. М.: «Медицина», 1986
Лучшие рефераты по биологии. //Сост. Л.П. Черникова. Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002.
Мухина В.С. Близнецы. – М.: Народное образование, 1997. – 608с. – (Библиотечка журнала «Народное образование» №4-5).
Особенности развития близнецов // под ред. Г.Ушакова. 1977. М: Медицина.
Толстой Н.И. Близнецы // Славянские древности. Т.1., М., 1995,
Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику, 2 изд., М., 1998.
Интернет – ресурсы:
1. http://portal-bliznetsy.ru/forum/upload/showthread.php?t=2376
2. http://happytwins.by/o-sayte.html
Сайт: http://twins.popular.ru
Сайт:http://www.genotera.ru
Cайт:http://www.terpsy.ru
ttps://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение
Приложение 1
Сиамские близнецы — Чанг и Энг
Приложение 2
Американские актрисы, знаменитые сестры Мэри-Кейт и Эшли Олсен
Приложение 3
Российские юмористы братья Пономаренко Александр и Валерий
Приложение 4
Сестры Толмачевы Анастасия и Мария – победительницы Детского Евровидения
Приложение 5
Российские актрисы, сестры Арнтгольц Татьяна и Ольга
Приложение 6
Количество близнецовых пар в Стерлибашевском районе за 2017-2020 год
Год |
Количество близнецовых пар |
2017 |
4 |
2018 |
1 |
2019 |
3 |
2020 (октябрь) |
0 |
Всего |
8 |
Приложение 7
Близнецы Регина и Венера вместе с мамой
Регина и Венера
Регина и Венера с племянницами
Приложение 8
Близнецовые пары села Кабакуш
№ |
Фамилия, имя близнецов |
Год рождения |
Монозиготные или дизиготные |
1 |
Альфия и Лейла |
1989 |
монозиготные |
2 |
Регина и Карина |
2010 |
дизиготные |
3 |
Искандер и Наркас |
2001 |
дизиготные |
4 |
Рауф и Равиля |
1963 |
дизиготные |
5 |
Айнур и Алина |
1999 |
дизиготные |
6 |
Гульназ и Гульнара |
1969 |
дизиготные |
7 |
Мунир и Флюр |
1962 |
дизиготные |
8 |
Фаргат и Зиля |
1964 |
дизиготные |
9 |
Эльза и Илюза |
2009 |
монозиготные |
10 |
Рагида и Рамиля |
1968 |
монозиготные |
11 |
Раиля и Лейла |
1971 |
дизиготные |
12 |
Фуат и Фаукат |
1964 |
дизиготные |
13 |
Лиана и Диана |
1976 |
дизиготные |
14 |
Азамат и Салават |
1971 |
дизиготные |
15 |
Равис и Рафис |
1957 |
монозиготные |
16 |
Аселя и Асия |
2017 |
дизиготные |
Приложение 9
Близнецовые пары МБОУ СОШ с. Кабакуш
№ |
Фамилия, имя учеников |
Монозиготные или дизиготные |
Класс |
1 |
Эльза и Илюза |
монозиготные |
6 |
2 |
Регина и Карина |
дизиготные |
5 |
Приложение 10
Монозиготные близнецы - Эльза и Илюза и их мама - Альфинур Кабировна
Это мы в детстве
Это мы в 6 классе
Приложение 11
Дизиготные близнецы - Регина и Карина
Приложение 12
Проводим антропометрические исследования Эльзы
Приложение 13
Проводим антропометрические исследования Илюзы
Приложение 14
Результаты анкетирования родителей
Вопрос |
Вариант ответа |
Количество пар (%) |
Какие у детей отношения между собой? |
Дружеские |
5 пар (80%) |
Какие характеры на Ваш взгляд у ваших детей? |
Индивидуальные |
6 пар (100%) |
Как Вы отличали близнецов, начиная с рождения? |
По внешности |
Среди однополых 4 пары (70%) |
Как они относятся к домашним обязанностям? |
Добросовестно По очереди |
4 пары (60%) 2 пары (40%) |
Как они ведут себя в разлуке? |
Скучают |
6 пар (100%) |
Были ли в Ваших семьях еще случаи рождения близнецов? |
Да |
5 пар (80%) |
Приложение 15
Анкета для родителей
1. Какие у детей отношения между собой?
а) дружеские
б) идет борьба за лидерство
2. Какие характеры на Ваш взгляд у ваших детей?
а) одинаковый
б) индивидуальный
3. Как Вы отличали близнецов, начиная с рождения?
а) по ниточке на руке
б) по внешности
в) по родимому пятну
4. Как они относятся к домашним обязанностям?
а) добросовестно
б) по очереди
в) без особого рвения
5. Как они ведут себя в разлуке?
а) скучают
б) не скучают
в) (другое) __________________________________________________
6. Были ли в Ваших семьях еще случаи рождения близнецов?
а) да
б) нет