Близнецы: сходства и отличия

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Близнецы: сходства и отличия

Суяргулова И.Ф. 1Суяргулова Э.Ф. 1
1МБОУ СОШ с. Кабакуш
Кучербаева Э.М. 1
1МБОУ СОШ с. Кабакуш
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

До чего же мы похожи,
Отличить никто не может!
Два лица, взгляните сами:
Оба с карими глазами;

Это ты? А, может, я?

Просто копия моя!

Ничего, что нет косички!

Мы - близняшки, две сестрички!

Говорят, рождение ребенка – это радость. Нет такой мамы, которая бы не ощутила неизъяснимый трепет, держа в руках малюсенький комочек, ребенка, глядящего на мир широко раскрытыми глазами. Она взволнована и горда, ведь судьба подарила ей счастье – быть матерью. А если их двое, и они – близнецы, значит счастья - вдвойне?

Во все времена рождение близнецов было необычайным явлением, вызывавшим удивление и любопытство.

Близнецы часто предстают как две половинки одного целого, имея связь более глубокую, чем у обычных братьев и сестер. Но так ли они похожи на самом деле, как кажется с первого взгляда?

Мы с сестрой учимся в 6 классе, но некоторые одноклассники, до сих пор не могут отличить нас друг от друга и считают, что если мы похожи внешне, то и по характеру мы совершенно одинаковые. Но так ли это на самом деле?

Актуальность исследования состоит в том, что близнецы похожи только внешне, но они разные по своим психологическим особенностям.

Целью исследования является изучение индивидуальных особенностей близнецов, а также признаков, по которым могут отличаться близнецы.

Объектом исследования являемся мы, также пары близнецов нашей школы и села.

Предмет исследования:определение различий между близнецами и сравнение у них индивидуальных и общих признаков.

Задачи исследования:

изучить литературу по данной теме;

провести исследование по изучению близнецов;

выявить рождаемость близнецов в Стерлибашевском районе за последние три года;

исследовать близнецовые пары села Кабакуш и индивидуальность близнецов нашей школы;

дать общую характеристику близнецовых пар;

сравнить антропометрические данные близнецов;

провести их сравнительную характеристику

Гипотеза: предположим, что близнецы, имеющие одинаковый внешний вид и находящиеся в одной социальной среде, могут отличаться.

Методы исследования:

обзор литературы

анкетирование

сравнительный анализ

проведение эксперимента

наблюдение

Теоретическая значимость работы заключается в накоплении и систематизации материала по теме исследования.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и всеми, кто интересуется темой близнецов.

Глава 1.

1.1. Виды близнецов и их особенности

Изучением близнецов занимается наука, которая называется гемеллология. Близнецы - уникальное чудо природы. Что может быть прелестнее двух карапузов, рожденных в один и тот же день? Близнецы есть нечто необыкновенное - именно так воспринимает их обыденное сознание. Неспроста близнецы и их родители так привлекают внимание окружающих - порой восторженное, порой сочувственное. Это действительно редкое явление. Близнецы составляют около 2% всех новорожденных. Деток, родившихся в результате многоплодной беременности, называют близнецами. Кроме того, часто можно услышать слово "двойняшки", которым в просторечии называют «непохожих» близнецов.

Близнецы могут быть как однополые, так и разнополые. Выделяют два основных типа близнецов: Монозиготные (однояйцевые) и Дизиготные (двуяйцевые).

Монозиготные близнецы - идентичные близнецы развиваются из одной яйцеклетки. Однояйцовые близнецы всегда одинакового пола – или мужского, или женского – и наследственно в высшей степени похожи, как две капли воды. Имеющиеся незначительные отличия между ними связаны с различным воздействием на них окружающей среды.

Второй тип близнецов – дизиготные, развиваются из разных яйцеклеток, оплодотворенных одновременно. Они могут быть как однополыми, так и разнополыми и мало походить друг на друга. Двуяйцевых близнецов чаще называют двойняшками.

Сиамские близнецы  это однояйцевые близнецы, которые не полностью разделились в эмбриональном периоде развития и имеют общие части тела или внутренние органы.

Сегодня ученые не могут ответить на вопрос, почему в одном случае на 10 миллионов новорожденных на свет появляются сиамские близнецы. Наиболее известный случай - родившиеся в 1811 г. в Сиаме (ныне Таиланд) сиамские близнецы — Чанг и Энг. Они прожили 63 года. (Приложение 1)

Причины таких неправильных делений яйцеклетки до конца неясны, но среди первых медики называют: генетический сбой, воздействие окружающей среды, различные токсические факторы, побочные действия лекарств и даже психологические моменты.

1.2. Знаменитые близнецы

Многие однояйцевые (монозиготные) близнецы многого достигли, стали знамениты. Всемирную известность завоевали американские актрисы сестры Мэри-Кейт и Эшли Олсен. (Приложение 2)

Среди певцов в свое время очень знамениты были сестры Елена и Татьяна Зайцевы. И среди российских юмористов также есть близнецы. Это братья Пономаренко Александр и Валерий. (Приложение 3)

Сестры Толмачевы Анастасия и Мария в 2006 году стали победительницами Детского Евровидения. (Приложение 4)

А среди российских актрис на экране играют главные роли сестры Арнтгольц Татьяна и Ольга. (Приложение 5)

Глава 2.

2.1. Исследование близнецовых пар в Стерлибашевском районе

Близнецы всегда были редкостью и во все времена окружающие не переставали им удивляться.

С целью изучения статистики рождаемости близнецов по Стерлибашевскому району мы посетили и побеседовали с начальником отдела ЗАГС по Стерлибашевскому району и с.Стерлибашево Каримовой Розой Нурулловной. Из беседы мы узнали, что в нашем отделе ЗАГС составлен близнецовый регистр. Все архивные данные сейчас принимают электронный вариант. Мы получили результаты за 2017 - 2020 год. Всего за эти 4 года родились 8 близнецовых пар. А на октябрь 2020 года пока близнецы не появились на свет. (Приложение 6) Из таблицы следует, что количество близнецовых пар по нашему району с каждым годом уменьшается. И еще мы узнали, что в с.Стерлибашево проживают знаменитые – монозиготные близнецы Регина и Венера. Окружающие довольно часто их путают и не различают на вид. (Приложение 7) Несмотря на то, что близнецы очень похожи внешне, это разные личности. О том, как близнецы проявляют себя в жизни, покажет наше исследование.

2.2. Исследование близнецовых пар села и МБОУ СОШ с. Кабакуш

Для изучения статистики близнецовых пар в нашем селе мы обратились в местную администрацию сельского поселения. Мы беседовали с управляющим делами Ишембитовой Земфирой Мунировной. Она нам предоставила данные о близнецах, проживающих в нашем селе.

В результате, в нашем близнецовом регистре села Кабакуш - 16 близнецовых пар. (Приложение 8)

Из них 4 пары - монозиготные (1 пара - мужчины, 3 пары - женщины). Остальные 12 пар - дизиготные: 5 пар – однополые (жен.), 3 пары – однополые (муж), остальные 4 пары – разнополые.

Также из таблицы видно, что самым старым близнецовым парам (1962 г.р.) - по 58 лет, а самым молодым (2017 г.р.) – по 3 годика.

Многие близнецовые пары в настоящее время проживают в городе. Из этих близнецовых пар - Искандер и Наркас (дизиготные), учатся в городе Уфа. Мама Искандера и Наркаса – Сажида Тимербаевна, работает в нашей школе, учителем начальных классов.

Также мама Айнура и Алины (дизиготные) – Альбина Амировна, работает в нашей школе, уборщицей помещений, а другая наша уборщица – Раиля Халиулловна, сама является одной из близнецовых пар (монозиготные).

Две близнецовые пары в настоящее время обучаются в школе. (Приложение 9)

Первая близнецовая пара – это – мы, Эльза и Илюза – (монозиготные близнецы), учащиеся 6 класса. Мы очень похожи друг на друга и нас трудно различать. Наша мама - Альфинур Кабировна, работает в нашей школе, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. (Приложение 10)

Вторая пара – Регина и Карина – (дизиготные близнецы), учащиеся 5 класса. (Приложение 11)

2.3. Сравнение антропометрических данных

Первым этапом нашего исследования было установление сходства и различия близнецов по различным признакам.

Объектом исследования являемся - мы, обучающиеся 6 класса – Эльза и Илюза, а также пара близнецов нашей школы, ученицы 5 класса – Карина и Регина.

Исследователями (Сименс, Вейтц, Фершуер) был разработан простой, удобный и сравнительно надежный метод идентификации однояйцевых и двуяйцевых близнецов, основанный на сравнении определенных физических признаков, которые в высокой степени наследственно обусловлены. Так называемый полисимптоматический диагноз сходства, исходит из таких физических признаков, как цвет глаз, цвет и качество волос, оттенок кожи, веснушки, форма носа, губ, ушей, расположение зубов, группа крови. При сравнении учитываются также размеры тела, например рост, вес, объем черепа. Чем сильнее совпадают признаки у пары близнецов, тем больше вероятность, что это однояйцевые близнецы. [3, стр.12]

Таблица № 1 «Сравнение фенотипов – Эльзы и Илюзы».

(Приложения 12, 13)

Признак

Эльза

Илюза

Дата рождения

07.01.2009

07.01.2009

Рост при рождении

48

45

Вес при рождении

1950

1540

Очерёдность рождения

2

1

Рост

148

146

Вес

47

46

Обхват грудной клетки

55

52

Обхват головы

52

51

Длина руки

54

54

Длина ноги

74

75

Доминирующая рука

Правая

правая

Веснушки

Нет

Нет

Цвет глаз

Карие

карие

Цвет волос

Каштановые

каштановые

Структура волос

Прямые

прямые

Проанализировав таблицу, можно сразу сделать вывод о том, что мы, Эльза и Илюза, фенотипически очень похожи и это свидетельствует о нашей монозиготности.

Таблица № 2 «Сравнение фенотипов – Карины и Регины»

Признак

Карина

Регина

Дата рождения

05.12.2010

05.12.2010

Рост при рождении

49

53

Вес при рождении

1450

1660

Очерёдность рождения

2

1

Рост

131

141

Вес

32

38

Обхват грудной клетки

49

51

Обхват головы

38

40

Длина руки

43

46

Длина ноги

54

58

Доминирующая рука

Правая

правая

Веснушки

Нет

нет

Цвет глаз

Карие

карие

Цвет волос

Шатен

шатен

Структура волос

Прямые, жидкие

Кудрявые, густые

У этой пары имеются больше отличий, чем сходства (сходство 43% и отличий 57% соответственно). Это подтверждает, что данная пара близнецов является дизиготным.

2.4. Мнения родителей о детях - близнецах

Перед родителями близнецов встает двойная работа воспитывать не одного, а сразу двоих, а то и троих детей. Повышенное внимание окружающих, многочисленные советы, физическая усталость, нервные срывы, т. д. Но какими будут близнецы, во многом существенно зависит от стиля воспитания родителей. В семье складываются основные черты личности подрастающего человека, формируются его интересы, привычки, ценности, жизненные цели. Стиль воспитания родителей закладывает основу поведения близнецов, но в более поздние годы, все большее значение приобретают индивидуальные особенности характера. Чем больше родители подчеркивают идентичность детей, стимулируют их одинаковое поведение воспитательными воздействиями, тем сильнее выражается и чаще сохраняется на долгие годы чувство сплоченности.

С целью изучения мнения родителей о детях - близнецах мы провели анкетирование родителей этих двух близнецовых пар. Результаты анкетирования оказались следующими: (Приложения 14,15)

Какие трудности в воспитании вам пришлось преодолеть?

Родители Карины и Регины отметили трудности переходного возраста, конфликты между детьми, а наши - трудности в воспитании тогда, когда мы были маленькими (до 3-5 лет).

Какие у детей отношения между собой?

В основном отношения у детей дружеские, отзывчивые, но иногда всё же бывают конфликты.

Какие характеры на ваш взгляд у ваших детей?

Все родители отметили, что у каждого ребёнка свой индивидуальный характер.

Как вы отличали близнецов, начиная с рождения?

Ответы были следующие: по внешности, по комплекции, по одежде и даже по характеру.

Как они относятся к домашним обязанностям?

Все родители отметили, что дети делают домашние дела добросовестно, ответственно, выполняют всё, что поручено.

Как они ведут себя в разлуке?

На этот вопрос все родители ответили одинаково: скучают друг без друга.

Были ли в ваших семьях еще случаи рождения близнецов?

У всех опрошенных были случаи рождения близнецов, что говорит о наследственной предрасположенности появления многоплодных беременностей.

2.5. Наблюдения классного руководителя

Вот что нам рассказала, наш первый классный руководитель, Сажида Тимербаевна, учитель начальных классов.

«Когда я впервые увидела Эльзу и Илюзу в первом классе, мне показалось, что они совершенно одинаковые. Для себя я старалась найти какие-нибудь внешние отличия. У девочек были одинаковы даже причёски, школьные формы. Сначала я их плохо различала, но потом я заметила, что у Илюзы есть родинка на щеках, а у Эльзы она отсутствует. По этому признаку я их начала и различать. На сегодняшний день я могу отличить девочек безошибочно. Хотя они так же сильно похожи внешне, для меня они совершенно разные личности.

У них разные увлечения, интересы, непохожие характеры. Эльза более серьезная, старательная. Она очень эмоционально переживает, если что-то не получается. Увлекается математикой, шашками, любит логические задачи, головоломки. Илюза легче переживает неудачи, она более сдержанная, более общительная. Любит читать литературу, увлекается музыкой. У каждого из них есть собственное мнение по любому вопросу».

А наш нынешний классный руководитель - Эльвера Маратовна, учитель химии и биологии, тоже сначала нас всегда путала. Но на сегодняшний день, она нас хорошо различает. В этом году, Илюза ростом стала выше и телом крупнее. Из-за этого нас легко различают.

2.6. Наблюдения одноклассников за близнецами

Был проведен письменный опрос «Эльза и Илюза - какие мы?» Вот, что написали одноклассники.

«Эльза: активная, ответственная, умная, добрая, отзывчивая, дружелюбная, верная, крутая».

«Илюза: веселая, классная подруга, душа компании, добрая, умная, жизнерадостная, забавная, классная».

Вывод: Для одноклассников мы практически одинаковы, но Эльза более ответственная, отзывчивая, дружелюбная. А Илюза – больше любит шумные компании и у нее много друзей.

Также был проведен опрос по дизиготным близнецам - Регине и Карине. Их можно легко различать по виду. Девочки больше похожи на сестер-погодок. По характеру Регина тихая, скромная, любит учиться, а Карина более активная, предпочитает веселые, подвижные игры. Также Карина выполняет роль «мамы», для Регины. Она заботится о ней и во всем ей помогает.

Заключение

Близнецы – это уникальное явление природы, приковывающее внимание людей уже много веков. Они не только привлекательны сами по себе, их изучение является важным и перспективным для выявления роли наследственности и среды в формировании различных признаков.

В ходе исследования  близнецов, мы доказали и сделали следующие выводы: имея почти одинаковую внешность, близнецы, как правило, отличаются особенностями личности, интересами и не совпадают чертами характера. Родители оказывают большое влияние на воспитание близнецов, формируя у них чувство сплоченности на многие года, воспитывая каждого из них как особенную личность со своими индивидуальными особенностями, определяя их интересы, стиль поведения, жизненные цели.

Из общения с близнецовыми парами, результатов анкетирования, мы отметили между ними дружбу, сплоченность, но чем старше становятся дети, тем больше они стремятся показать обществу свои индивидуальные особенности, независимость и самостоятельность,  показывая тем самым, что каждый из них индивидуальная личность, что они совершенно разные люди.

Хочется отметить, что исследования близнецов очень актуальны, но связаны с организационными трудностями, с чем мы столкнулись в данной работе (найти близнецов, привлечь их к исследованию, опрос, анкетирование). Изучение близнецов является важным и перспективным, исследования в этом направлении надо продолжать.

Близнецы – удивительные люди. Между ними всегда существует невидимая связь. Они остро чувствуют потерю брата или сестры, и поэтому всегда остаются вместе. И, наверное, они проживают более счастливую жизнь, ведь их на свете двое, а то и больше! Мы надеемся, что с нами тоже так и будет!

Список литературы

Биология. Энциклопедия для детей. Т. 2. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: «Аванта+», 1996

Канаев И.И., Близнецы, Москва, Ленинград: 1989.

Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 кл. М.: «Просвещение», 1991

Конюхов Б.В., Пашин Ю.В. Наследственность человека. М.: «Медицина», 1986

Лучшие рефераты по биологии. //Сост. Л.П. Черникова. Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002.

Мухина В.С. Близнецы. – М.: Народное образование, 1997. – 608с. – (Библиотечка журнала «Народное образование» №4-5).

Особенности развития близнецов // под ред. Г.Ушакова. 1977. М: Медицина.

Толстой Н.И. Близнецы // Славянские древности. Т.1., М., 1995,

Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику, 2 изд., М., 1998.

Интернет – ресурсы:

1. http://portal-bliznetsy.ru/forum/upload/showthread.php?t=2376

2. http://happytwins.by/o-sayte.html

Сайт: http://twins.popular.ru

Сайт:http://www.genotera.ru

Cайт:http://www.terpsy.ru

ttps://ru.wikipedia.org/wiki/

Приложение

Приложение 1

Сиамские близнецы — Чанг и Энг

Приложение 2

Американские актрисы, знаменитые сестры Мэри-Кейт и Эшли Олсен

Приложение 3

Российские юмористы братья Пономаренко Александр и Валерий

Приложение 4

Сестры Толмачевы Анастасия и Мария – победительницы Детского Евровидения

Приложение 5

Российские актрисы, сестры Арнтгольц Татьяна и Ольга

Приложение 6

Количество близнецовых пар в Стерлибашевском районе за 2017-2020 год

Год

Количество близнецовых пар

2017

4

2018

1

2019

3

2020 (октябрь)

0

Всего

8

Приложение 7

Близнецы Регина и Венера вместе с мамой

Регина и Венера

Регина и Венера с племянницами

Приложение 8

Близнецовые пары села Кабакуш

Фамилия, имя близнецов

Год рождения

Монозиготные или дизиготные

1

Альфия и Лейла

1989

монозиготные

2

Регина и Карина

2010

дизиготные

3

Искандер и Наркас

2001

дизиготные

4

Рауф и Равиля

1963

дизиготные

5

Айнур и Алина

1999

дизиготные

6

Гульназ и Гульнара

1969

дизиготные

7

Мунир и Флюр

1962

дизиготные

8

Фаргат и Зиля

1964

дизиготные

9

Эльза и Илюза

2009

монозиготные

10

Рагида и Рамиля

1968

монозиготные

11

Раиля и Лейла

1971

дизиготные

12

Фуат и Фаукат

1964

дизиготные

13

Лиана и Диана

1976

дизиготные

14

Азамат и Салават

1971

дизиготные

15

Равис и Рафис

1957

монозиготные

16

Аселя и Асия

2017

дизиготные

Приложение 9

Близнецовые пары МБОУ СОШ с. Кабакуш

Фамилия, имя учеников

Монозиготные или

дизиготные

Класс

1

Эльза и Илюза

монозиготные

6

2

Регина и Карина

дизиготные

5

Приложение 10

Монозиготные близнецы - Эльза и Илюза и их мама - Альфинур Кабировна

Это мы в детстве

Это мы в 6 классе

Приложение 11

Дизиготные близнецы - Регина и Карина

Приложение 12

Проводим антропометрические исследования Эльзы

Приложение 13

Проводим антропометрические исследования Илюзы

Приложение 14

Результаты анкетирования родителей

Вопрос

Вариант ответа

Количество пар (%)

Какие у детей отношения между собой?

Дружеские

5 пар (80%)

Какие характеры на Ваш взгляд у ваших детей?

Индивидуальные

6 пар (100%)

Как Вы отличали близнецов, начиная с рождения?

По внешности

Среди однополых 4 пары (70%)

Как они относятся к домашним обязанностям?

Добросовестно

По очереди

4 пары (60%)

2 пары (40%)

Как они ведут себя в разлуке?

Скучают

6 пар (100%)

Были ли в Ваших семьях еще случаи рождения близнецов?

Да

5 пар (80%)

Приложение 15

Анкета для родителей

1. Какие у детей отношения между собой?

а) дружеские

б) идет борьба за лидерство

2. Какие характеры на Ваш взгляд у ваших детей?

а) одинаковый

б) индивидуальный

3. Как Вы отличали близнецов, начиная с рождения?

а) по ниточке на руке

б) по внешности

в) по родимому пятну

4. Как они относятся к домашним обязанностям?

а) добросовестно

б) по очереди

в) без особого рвения

5. Как они ведут себя в разлуке?

а) скучают

б) не скучают

в) (другое) __________________________________________________

6. Были ли в Ваших семьях еще случаи рождения близнецов?

а) да

б) нет

Просмотров работы: 3258