Вступление
Актуальность исследования
С января 2020 г. в период пандемии COVID-19 в России, США и Китае психологическая и гуманитарная помощь являются важным направлением развития здравоохранения, экономики, государственного управления, социального обеспечения, системы образования, международного сотрудничества, средств массовой информации и волонтерского движения. В январе 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила, что вспышка нового коронавирусного заболевания является чрезвычайной ситуацией общественного здравоохранения международного масштаба. Всемирная организация здравоохранения констатировала наличие высокого риска того, что коронавирус 2019 г. (COVID-19) распространится по всему миру. Впоследствии ВОЗ охарактеризовала COVID-19 как пандемию. ВОЗ и органы здравоохранения в мире действуют в целях сдерживания вспышки COVID-19. Это кризисное время порождает стресс среди населения.
В РФ Президент России В.В. Путин призвал держать руку на пульсе и попросил глав регионов серьезно отнестись к ситуации. [1]. Главным в борьбе с заболеванием должны стать продолжение тестирования, укрепление системы здравоохранения, соблюдение профилактических мер и вакцинация. В РФ повторное не введен режим строгой самоизоляции. Осенью 2020 г. ситуация отличается от той, что была весной 2020 г., под нужды борьбы с пандемией качественно перестроена система здравоохранения. [2].
Цель исследования
Исследование форм психологической помощи населению во время пандемии COVID-19 в России, США и Китае, разработка и анализ форм психологической помощи в системе учреждений образования в России, в Московской области и ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей».
Задачи исследования
Исследование развития форм психологической помощи населению в контексте развития системы здравоохранения, экономики, государственного управления, социального обеспечения, системы образования, международного сотрудничества, средств массовой информации, волонтерского движения и во время пандемии COVID-19 в России, США и Китае.
Сравнение применяемых форм социальной и психологической помощи населению во время пандемии в России, Китае и США.
Анализ развития форм психологической помощи в системе учреждений образования в России, в Московской области и ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей».
Анализ актуальных проблем развития форм психологической помощи в системе учреждений образования в России, в Московской области и ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей».
Проведение и анализ результатов опроса о развитии форм психологической помощи в системе учреждений образования в России, в Одинцовском городском округе Московской области в группе специалистов, студентов вузов (Московский государственный институт международных отношений МИД РФ – Одинцовский филиал, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский психолого-социальный институт – филиал в г. Одинцово, университет Синергия – Одинцовский филиал) и лицеистов ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей».
Объект исследования
Объект исследования – опыт борьбы с пандемией COVID-19 в России, США и Китае.
Предмет исследования
Предмет исследования – формы гуманитарной, социальной и психологической помощи населению во время пандемии COVID-19 в России, США и Китае.
Проблемы исследования
Анализ, какие формы гуманитарной, социальной и психологической помощи населению приняты и оказались эффективны во время пандемии COVID-19 в России, США и Китае.
Сравнение развития, применения, возможностей форм гуманитарной, социальной и психологической помощи населению в период пандемии COVID-19 в России, США и Китае.
Анализ актуальных проблем развития форм психологической помощи в системе учреждений образования в России, в Московской области и ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей».
Гипотеза исследования
С начала 2020 г. в период пандемии COVID-19 в России, США и Китае психологическая помощь является важным звеном в развитии здравоохранения, экономики, государственного управления, социального обеспечения, системы образования, международного сотрудничества, средств массовой информации и волонтерского движения.
Методы исследования
При разработке темы данной поисково-исследовательской работы использованы теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение, систематизация, синтез, формализация, а также эмпирические методы: моделирование, эксперимент, программирование, опрос, анкетирование. Проанализированы интернет-ресурсы, печатные и электронные ресурсы (научные журналы, книги).
Обзор используемой литературы и источников
В Интернете отражено 5,720 млрд сайтов о COVID-19 на русском и английском языках. Проанализировано 158 книг о COVID-19 на английском языке, а также 169 книг по теме на русском языке, но изучено 378 статей по теме на русском языке. Изучены рефераты статей в научных журналах и книги в формате pdf на английском языке. Печатных и электронных ресурсов (научных журналов, книг) о чат-ботах и виртуальных помощниках на английском языке существенно больше, чем на русском.
В базе научных публикаций Scopus о COVID-19 (на 16.11.2020) отражено 82 195 документов: 81 308 за 2020 и 61 за 2019 г.; 45 026 статей в 160 наименованиях журналов (80 996 журналов), 957 докладов на конференциях, 35 книг (325 серийных книг), 144 патента (103 в 2020 г.; 75, зарегистрированных Ведомством по патентам и товарным знакам США, United States Patent & Trademark Office, USPTO). По языкам: 77 441 на английском, 1 032 на китайском, 269 документов на русском (8-е место). По отраслям знаний: по медицине (56 678), по социологии (9 002), по психологии (2 744), по фармакологии, токсикологии (3 662); о факторах риска (4 326), карантине (3 421), риске инфекции (2 803), детях (2 574), смертности (2 369), о патопсихологии (2 244), предупреждении инфицирования (2 164), душевном здоровье (2 159), людях старше 80 лет (1 793), социальной дистанции (1 824), скорой медицинской помощи (1 385), депрессии (1 367), Всемирной организации здравоохранения (1 364), образовании (1 327). 320 организаций, включая Российский фонд фундаментальных исследований (46 документов). По странам: США (21 539), Китай (3-е место, 9 137) и РФ (28-е место, 773 документа) [3].
Оборудование и программное обеспечение
Оборудование: 1) компьютер; 2) смартфон; 3) камера; 4) интерактивная доска; 5) принтер. Компьютерные программы: 1) социальные сети (Россия: ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир; США: Facebook, Twitter, LinkedIn, Pinterest, Google Plus, Tumblr, Instagram, LiveJournal, YouTube; 2) Microsoft Power Point.
Степень изученности вопроса
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в рамках принятия ответных мер общественного здравоохранения, совместно с партнерами работает над созданием комплекта материалов по вопросам психического здоровья и психосоциальной поддержки в условиях вспышки COVID-19: 1) информационная записка ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальные факторы, на которые нужно обращать внимание во время вспышки COVID-19»; 2) «Работа с вопросами психического здоровья и психосоциальными аспектами вспышки COVID-19»: 3) информационная записка ВОЗ, Детского фонда ООН и Красного Креста «Социальная стигма, связанная с COVID-19»; 4) «Как правиться со стрессом во время вспышки COVID-19»; 5) «Как помочь ребенку справиться со стрессом во время вспышки COVID-19» [4].
16-17 сентября 2020 г. на факультете психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова состоялась международная конференция «Роль психологической науки в борьбе с пандемией Ковид-19» [5].
Вклад автора работы в решение проблемы
Автором исследованы формы гуманитарной, социальной и психологической помощи населению, которые приняты и оказались эффективны во время пандемии COVID-19 в России, США и Китае.
Проведен анализ актуальных проблем развития форм психологической помощи в системе учреждений образования в России, в Московской области и ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей».
Проведен анализ литературы и источников по проблеме COVID-19 и системе психологической помощи во время пандемии COVID-19 на русском, английском и других языках.
Проведен опрос, и проанализированы результаты опроса о проблеме COVID-19 и системе психологической помощи во время пандемии COVID-19 в группе специалистов, студентов вузов (МГИМО МИД, ВШЭ, Московский психолого-социальный институт – филиал в г. Одинцово, университет Синергия – Одинцовский филиал) и лицеистов ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей».
Результаты работы
1. Психологическая помощь в России во время пандемии COVID-19
28 мая 2020 г. рекомендации «Психологическая поддержка во время пандемии COVID-19» представлены Министерством здравоохранения РФ и составлены под редакцией специалиста по медицинской психологии Минздрава России, президента Российского психологического общества, декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, академика Российской академии образования, доктора психологических наук Ю.П. Зинченко, ФГБУ «НМИЦ онкологии им. И.И. Петрова» Минздрава РФ, Ассоциацией онкологов Северо-Запада, Ассоциацией онкопсихологов Северо-Западного региона, ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава РФ, главным внештатным психиатром Минздрава РФ, и.о. генерального директора ФГБУ «НМИЦ Сербского» З.И. Кекелидзе на основании материалов Департамента Всемирной организации здравоохранения по психическому здоровью и потреблению психоактивных веществ: 1) «Универсальные рекомендации для населения в целом»; 2) «Советы людям, которые осуществляют уход за детьми»; 3) «Рекомендации для пожилых людей; тех, кто осуществляет уход за ними; и людей, имеющих заболевания»; 4) «Рекомендации для людей в изоляции» [6].
В период нарастания пандемии истощающим фактором становится стресс, как следствие переживания: 1) ситуации неполной определенности и непредсказуемости ситуации; 2) тяжелых физических и психологических условий труда и учебы; 3) дефицита времени и других ресурсов; 4) тревоги и страха заражения себя, близких и коллег по работе; 5) человеческих потерь при оказании медицинской помощи; 6) тревожности в связи с риском совершить ошибку в экстремальных условиях деятельности и отношения к этому руководства и коллег; 7) неадекватного представления о деятельности медицинских учреждений и их работников в СМИ и Интернете (кибербуллинг, троллинг, пранкерство); 8) тревоги в связи с возможностью не справиться с ситуацией из-за перегрузки и нести ответственность; 9) страха подписывать юридические документы при дефиците времени ознакомиться с ними; 10) тревоги в связи с неукомплектованностью штата работников и обучающихся; 11) ожиданием порицания за ошибки в работе и учебе.
На психическое здоровье населения и психосоциальные вопросы в период пандемии COVID-19 нацелены рекомендации и психологическая помощь на трех уровнях: 1) государственном уровне, 2) региональном уровне (Московской области; с 01.05.2020 начала работу бесплатная линия психологической поддержки: телефон 8 (495) 215-04-03, ежедневно с 10 до 22 часов [7]), 3) уровне организаций (ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей» [8].
В РФ система психологической помощи налажена при чрезвычайных ситуациях, при авиакатастрофах, автомобильных катастрофах [9]. Психологическая служба Министерства по чрезвычайным ситуациям объединяет сотрудников Центра экстренной психологической помощи и его филиалов, специалистов-психологов и структурные подразделения в территориальных органах МЧС России, воинских частях, спасательных отрядах, учебных заведениях, организациях и научно-исследовательских учреждениях МЧС России, а также специалистов в пожарных частях и отрядах Федеральной противопожарной службы. В МЧС России работают 700 психологов. Две основные задачи психологической службы МЧС России: 1) психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, врачей, летчиков; 2) первая психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России: телефон горячей линии +7 (495)989-50-50, круглосуточно, анонимно, бесплатно [10].
Психологическое благополучие каждого обучающегося и педагога в лицее обеспечивается тремя взаимодополняющими уровнями: 1) уровень самопомощи каждого обучающегося и педагогами (саморегуляция, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, саморефлексия и самосознание, позволяющие удерживать самообладание); 2) уровень взаимопомощи (необходимая эмпатия и взаимная поддержка между обучающимися и педагогами); 3) уровень профессиональной психологической помощи, обеспечиваемый психологами.
Виды психологической помощи: 1) психологическое консультирование; 2) психотерапия; 3) психологическая коррекция; 4) кризисное вмешательство; 5) психологическая реабилитация; 6) психологический тренинг.
2. Психологическая помощь в США во время пандемии COVID-19
Факторы быстрого распространения COVID-19 на территории США: 1) низкий уровень подготовленности системы здравоохранения к вспышке вируса; 2) низкий уровень доступности здравоохранения для наиболее уязвимых слоев общества; 3) медленная реакция властей на 1-м этапе пандемии.
В США во время пандемии COVID-19 психологическую помощь людям с эмоциональными проблемами предоставляет некоммерческая организация Американский Фонд психического здоровья (Mental Health AmericaFoundation, AMHF), созданная в 1924 г., проводящая исследования в области психического здоровья, учебные семинары и издающая книги видных психологов [11].
Организация Mental Health America предоставляет консультации и ресурсы по теме «Душевное здоровье и COVID-19». В США с начала беспокойства по поводу COVID-19 в феврале 2020 г. выявлено 88 405 дополнительных случаев депрессии и тревоги, по сравнению с ноябрем 2019 г.; зарегистрировано еще 54 093 случаев депрессии средней и тяжелой степени; с конца февраля до конца мая – 34 312 дополнительных случаев умеренной и тяжелой тревоги; ежедневно выявлялось на 370 % больше случаев тревожности в мае, чем в январе, до начала коронавирусного стресса; количество случаев депрессии в день в мае было на 394 % больше, чем в январе; такие случаи более выражены у молодых людей (до 25 лет) [12].
13 марта 2020 г. президент США Д. Трамп объявил чрезвычайное положение в стране в связи с угрозой распространения коронавируса. 12.04.2020 Федеральные власти США приняли декларацию о чрезвычайной ситуации во всех штатах и столичном округе Колумбия. 18.03.2020 Президент подписал закон о предоставлении финансовой помощи пострадавшим от коронавируса на сумму 105 млрд долл. (2-й пакет мер). 27.03.2020 Президент подписал 3-й пакет мер в размере 2,3 трлн долл. 16.04.2020 Президент заявил, что власти штатов вправе принимать решения о снятии ограничений из-за распространения коронавируса COVID-19.
13.03.2020 в США объявлен режим чрезвычайной ситуации из-за распространения коронавируса. Учебные заведения закрыты в 50 штатах. Ученики и студенты переведены на онлайн-обучение на 2-4 недели. В мегаполисах школы оставались закрытыми до 20 апреля. 16.03.2020 на онлайн-обучение перешли 30 млн школьников, на дистанционное обучение перешли все вузы. 20.03.2020 Президент объявил об отмене школьных экзаменов. Вступительные экзамены в вузы перенесли с апреля на июнь. Некоторые университеты объявили о проведении экзаменов в онлайн-формате.
США – одни из лидеров в оказании международной гуманитарной помощи. Конгресс предоставил 1,5 млрд долл. Агентству США по международному развитию (USAID) и Госдепартаменту для борьбы с пандемией. 490 млн долл. выделены из средств Глобального фонда чрезвычайных резервов США по борьбе с инфекционными заболеваниями и глобальных программ здравоохранения USAID. Эти средства направлены на смягчение пандемии в 120 странах с фокусом на страны Азии, Африки и Латинской Америки. Средства используются на финансирование медицинского оборудования в медицинских учреждениях для помощи пациентам с прогрессирующими симптомами COVID-19. На поставки аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) выделено 250 млн долл. Правительство США осуществляет программу поддержки экономики и населения на основе Закона о помощи, облегчении бремени и экономической безопасности в связи с пандемией коронавируса (The Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act, CARES).
В связи с распространением COVID-19 США сообщалось о многих случаях проявления ксенофобии и расизма против китайцев и других американцев азиатского происхождения. В СМИ используются термины «китайский вирус» (Chinese virus) и «уханьский вирус» (Wuhan virus).
В сфере цифровых технологий: 1) Apple совместно с американским государственным Центром по контролю и профилактике заболеваний и Федеральным агентством по управлению в чрезвычайных ситуациях запустили приложение для скрининга на наличие коронавируса; 2) Facebook и Private Kit собирают геоданные о перемещении пользователей с целью анализа и предупреждения возможности их заражения; 3) крупнейшие американские IT-компании предоставляют бесплатный или льготный доступ к своим сервисам для организации удаленной работы и образования; 4) Белый дом создал консорциум высокопроизводительных систем против COVID-19 для предоставления доступа к ресурсам для высокопроизводительных вычислений исследователям из разных стран.
3. Психологическая помощь в Китае во время пандемии COVID-19
В Китае с начала пандемии COVID-19 организованы онлайн услуги «Психическое здоровье». В начале 2020 г. коронавирусная болезнь (COVID-19) из провинции Ухани распространяется в провинцию Хубэй и всему Китаю. Общественность переживала психологические проблемы, в том числе тревожность, депрессии и стресс. В январе 2020 г. Национальный комитет здравоохранения опубликовал руководящие документы, включая «Положение о деятельности при экстренном психологическом кризисе при COVID-19» (26.01.2020), «Извещение об организации горячей линии психологической помощи при эпидемии» (02.02.2020), «Рекомендации о психологической помощи при эпидемии COVID-19 (07.02.2020). В провинциях проводят опросы и психологические исследования населения с участием медперсонала (1500 сотрудников), например, больницы Нанфанг Южного Медицинского университета (провинция Гуанчжоу). 1) Выявлены: депрессия (у 50,7 % пациентов), тревожность (44,7 %), бессонница (36,1 %). 2) Психологическая поддержка, образование и общение через соцсети в Интернете WeChat, Weibo, и TikTok. 3) Издаются и бесплатно распространяются электронные копии (29) книг по профилактике COVID-19, контролю психического здоровья, включая «Рекомендации по психологической самопомощи и консультирование о пневмонии относительно COVID-19» Китайской ассоциации психического здоровья. 4) Психологические консультационные услуги онлайн на основе ресурсов WeChat [13].
4. Анализ результатов опроса
Проведен опрос и проанализированы его результаты относительно развития форм психологической помощи во время пандемии COVID-19 в системе учреждений образования в России, в Московской области в группе специалистов, студентов вузов (Московский государственный институт международных отношений МИД РФ – Одинцовский филиал, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский психолого-социальный институт – филиал в г. Одинцово, университет Синергия – Одинцовский филиал) и лицеистов ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей». В опросе участвовало 286 человек в возрасте от 10 до 30 лет. На Рисунках 1 и 2 представлена часть результатов опроса.
Рисунок 1. Вопрос №1
Рисунок 2. Вопрос №2
Вывод. Опрошенные в основном осведомлены о том, что такое пандемия COVID-19 и о формах психологической помощи в Московской области.
Заключение
Во время пандемии COVID-19 в России используются более разнообразные формы психологической помощи населению, чем в США и Китае. В РФ на психическое здоровье населения и психосоциальные вопросы в период пандемии COVID-19 нацелены формы психологической помощи на трех уровнях: 1) государственном уровне, 2) региональном уровне (Московской области); 3) уровне организаций (ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей»). В США социальная и гуманитарная помощь больше представлялась в виде трех пакетов мер финансовой помощи населению и компаниям, наряду с психологическим обследованием и консультированием психологическими организациями и фондами. В Китае психологическая помощь представляется больше в виде онлайн консультирования и опросов. Результаты проведенного опроса показали осведомленность опрошенных обучающихся, педагогов ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей», студентов и преподавателей вузов (МГИМО МИД РФ, ВШЭ) о формах психологической помощи в России и Московской области.
Список использованных источников и литературы
Путин объяснил, почему в России не говорят о второй волне коронавируса. URL: https://www.rbc.ru/society/28/10/2020/5f994fba9a7947c7e743f752 Дата доступа: 29.11.2020.
Путин пообещал не вводить тотальных ограничений из-за коронавируса. URL: https://www.rbc.ru/society/21/10/2020/5f9049979a7947468ce029cf Дата доступа: 29.11.2020.
Scopus URL: https://www.scopus.com/home.uri Дата доступа: 16.11.2020.
Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. Психическое здоровье и COVID-19. URL: https://www.euro.who.int/ru/health-topics/noncommunicable-diseases/mental-health/data-and-resources/mental-health-and-covid-19 Дата доступа: 29.11.2020.
Международная конференция «Роль психологической науки в борьбе с пандемией Ковид-19», Москва, 16-17 сентября 2020 г. URL: http://www.psy.msu.ru/science/conference/covid/2020-09-16&17/program_ru.pdf Дата доступа: 29.11.2020.
Психологическая поддержка во время пандемии COVID-19. URL: https://gb3zelao.ru/press-tsentr/infektsionnye-zabolevaniya/1464-psikhologicheskaya-podderzhka-vo-vremya-pandemii-covid-19.html Дата доступа: 29.11.2020.
Бесплатная линия психологической помощи в Подмосковье. URL: https://www.mosoblduma.ru/Press-centr/news/315477#tab-text Дата доступа: 29.11.2020.
Защити себя от вируса! URL: https://licey-10.odinedu.ru/about/news/2020/2815/ Дата доступа: 29.11.2020.
Психологическая помощь во время пандемии важна так же, как при ЧП. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2020/05/15/n_14424385.shtml Дата доступа: 29.11.2020.
Психологическая служба МЧС России.URL:https://psi.mchs.gov.ru/p/about Дата доступа: 29.11.2020.
AmericanMentalHealthFoundation. URL: https://americanmentalhealthfoundation.org/ Дата доступа: 29.11.2020.
Mental Health America. URL: https://mhanational.org/covid19 Дата доступа: 29.11.2020.
Online mental health services in China during the COVID-19 outbreak. URL: file:///C:/Users/%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0/Downloads/OnlinementalhealthservicesinChinaduringtheCOVID-19outbreak-published%20(1).pdfДатадоступа: 29.11.2020.