Изучение экологической обстановки МБОУ СОШ № 18

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение экологической обстановки МБОУ СОШ № 18

Липина А.А. 1Родионова В.А. 1
1МБОУ СОШ № 18 г. Пензы
Таекина Т.Т. 1Горбунова Л.С. 1
1МБОУ СОШ № 18 г. Пензы


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Школу часто называют вторым домом. Слово «дом» ассоциируется у нас с чем-то теплым, родным. Это место, где человек чувствует себя комфортно, уютно. А уютно ли в школе тем, кто учится или работает в ней, или кто приходит в этот дом в гости? Согласно Конвенции ООН о правах ребенка (статья 6), каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, выживание, развитие, помощь. Государство обязуется обеспечить в максимальной степени здоровое развитие ребенка. Экологически чистая полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья и развития людей.

Как показали социологический опрос проблема благоустройства школы (пришкольной территории, рекреаций, кабинетов) значима для многих. Значит, она актуальна и требует решения.

Паспорт, согласно словарю С.И. Ожегова – это официальный документ, удостоверяющий личность владельца, либо регистрационный документ машины, аппарата, сооружения. В нашем случае экологический паспорт - вид паспорта, целью которого является анализ экологического состояния школы, готовность к обеспечению требований санитарно – гигиенических норм, определение основных направлений работы по ее приведению в соответствие с требованиями.

Цель нашей работы - изучит экологическую обстановку МБОУ СОШ № 18 г. Пенза, оценить экологическую комфортность пришкольного участка и школьного здания для проведения учебных занятий.

Актуальность работы заключается в следующем, учащиеся – это то звено в нашем обществе, которое несёт на себе ответственность за будущее страны. И эта копилка будущей рабочей силы, науки, творчества должна быть эффективна, а для этого – здорова.

Объект исследования:

Экологическая комфортабельность школы

Задачи:

Изучить и проанализировать экологическую комфортабельность школы.

Провести исследование экологического воздействия на здоровье учащихся.

Создать экологический паспорт школы

Проанализировать результаты, соотнести с нормативами;

Сделать выводы об экологическом состоянии школы и внести предложения по его улучшению.

Перед началом работы перед нами была поставленна следующая гипотеза, соответствует ли экологическим стандартам наша школа? Находится ли здоровье учащихся в норме? А также влияет ли состояние здоровья на успеваемость учащихся?

Обзор литературы

Экологический паспорт школы содержит следующие характеристики: месторасположение школы и его краткая характеристика, характеристика пришкольного участка, почвы пришкольного участка, характеристика школьного здания и внутришкольного помещения, эстетическая оценка школьных помещений, психологический климат в коллективе, состояние здоровья учащихся.

Месторасположение школы и его краткая характеристика

Наша школа расположена в октябрьским районе ул. Беляева д.43.

Октябрьский район — самый большой из четырёх районов Пензы, расположен в северо-западной части города. Район образован 28 апреля 1962 года. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в нём проживают 180858 человек. На территории Октябрьского района расположены 2 проспекта (Победы и Строителей), 113 улиц, 7 переулков, 121 проезд, 1 шоссе, а также Арбековское лесничество, село Арбеково, посёлок «Нефтяник», совхоз «Заря», районы индивидуальных застроек «Заря-1» и «Заря-2», совхоз «Победа», индивидуальная застройка ОАО «ЗИФ», индивидуальная застройка «Северная поляна».

Его общая площадь составляет (на август 2009 года) 81,7288 км², включая незастроеные территории за пределами города. Неформально район подразделяют на 4 микрорайона: Арбеково, Заводской, Северная поляна и Заря (коттеджный посёлок). Арбеково — самый крупный и наиболее плотно заселённый микрорайон Пензы. На его сравнительно небольшой площади (чуть менее 7 км², примерно 1/42 часть площади города) проживает около 125 тыс. человек.

На территории района зарегистрировано более 5147 хозяйствующих субъектов различных форм собственности, сосредоточен основной промышленный потенциал города. Важную роль играют крупные и средние промышленные предприятия, такие как: ОАО «ПО „Электроприбор“», ФГУП «ППО ЭВТ», ОАО «Тяжпромарматура», ОАО «НИИПТХиммаш», ОАО «Радиозавод», ОАО НПП «Рубин», ОАО «Пензенский хлебозавод № 2», ОАО «Мясоптицекомбинат „Пензенский“». Также действуют предприятия, представляющие сферы бытового обслуживания, торговли, общественного питания, автосалоны «БМВ», «Изар-авто», «Тойота» и другие.

Природно-климатическая характеристика территории,где находится школа. Как и вся Пензенская область, Октябрьский район находится в зоне с умеренно-континентальным климатом. Климат Пензы умеренно-континентальный. Зимой морозы могут достичь 35 градусов, летом столбик термометра держится на плюс 25-30, но в связи с высокой влажностью жара здесь переносится не слишком легко. Если говорить о средних температурах, то в январе это -12, в июле +20.

Экологическая обстановка в Пензе с одной стороны весьма неплоха. В городе очень много скверов, большая лесопарковая зона. В 80-х гг. Пенза даже была признана самым зелёным городом Поволжья. Река Сура, протекающая и в самой Пензе, и по Пензенской области, чистая, пригодная и для купания, и для ловли рыбы. Особенно чистой она стала после закрытия в 90-х гг. некоторых заводов. В Суре снова появились исчезнувшие было речные мидии. В городской лесополосе можно встретить куниц, оленей, лосей, лис, зайцев, сов. На окраинах города в полях летают соколы.

1.2 . Характеристика пришкольного участка

Пришкольная территория представляет собой комплекс различных объектов: хозяйственных (гаражи для автотранспорта школы), учебных, спортивных (баскетбольная площадка),так же имеется детская площадка.

Вся территория оснащена приборами освещения. Площадь асфальтированных дорог не значительно превосходит площадь, занятую зелёными насаждениями.

Зелёных насаждений вокруг корпуса много . С момента открытия корпуса были высажены саженцы голубой ели. Ежегодно весной высаживается рассада цветочных растений на клумбах рядом с корпусом . К растениям более раннего периода посадки относятся тополя, берёзы, липы.

Кроме того, лицевая сторона главного здания школы выходит на южную сторону, что способствует нагреванию в течение светового дня классов, при проветривании происходит поступление пыли и выхлопных газов. Это не способствует улучшению экологической обстановки в помещении. Тыльная сторона здания в этом отношении находится в более комфортных условиях. Однако, она выходит на северную сторону, что сокращает количество солнечного света и приходится чаще прибегать к искусственному освещению кабинетов.

1.3. Требования к учебному зданию согласно СанПиНу

Настоящие Санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов, сопровождающих их учебную деятельность и определяют санитарно-гигиенические требования.

Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 - 170 м.

Для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.

Озеленение участка предусматривается из расчета не менее 50% площади его территории. В целях предупреждения возникновения отравления при озеленении участка не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

Физкультурно-спортивная зона размещается на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Площадки для подвижных игр и отдыха располагаются вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и разделены для обучающихся каждой ступени обучения.

Этажность здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство учреждений высотой в 4 этажа.

Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса.

Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.

Площадь библиотеки - информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв.м на одного обучающегося.

В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.

В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:

- в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18-20°С при их обычном остеклении и 19-21°С - при ленточном остеклении;

- в учебных мастерских - 15-17°С;

- в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18-20°С;

- в кабинетах информатики - оптимальная 19-21°С, допустимая 18-22°С;

- в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий - 15-17°С;

- в раздевалке спортивного зала - 19-23°С;

- в кабинетах врачей - 21-23°С;

- в рекреациях - 16-18°С;

- в библиотеке - 17-21°С;

- в вестибюле и гардеробе - 16-19°С..

В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха соблюдаться в пределах 40-60%.

Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.

В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.

Искусственное освещение. В учебных помещениях должны быть обеспечены нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.

В учебных помещениях должно проектироваться преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).

Запрещается использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников должно согласовываться с местными Центрами санэпиднадзора.

Классная доска должна быть оборудована софитами и освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122 (125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

II. Практическая часть

2.1. Оборудование и материалы.

В ходе нашей работы мы использовали портативный компьютер Nova500, датчик освещенности DT009-4, датчик температуры DT029, датчик влажности DT014, соединительные провода для датчиков.

Устройство Nova500 – это специальный портативный компьютер компании Fourier Systems, предназначенный для учебно-исследовательской деятельности.

Nova500 объединяет стандартный интерфейс платформы Windows CE 5.0, регистратор данных и инструмент для математических вычислений.

2.2 Измерение освещенности.

Для измерения уровня освещенности в учебных кабинетах к портативному компьютеру Nova500 был подключен датчик освещенности DT009-4. Датчик освещенности - это высокочувствительный много целевой датчик с быстродействующим чувствительным элементом .

Перед работой калибровка датчика не требуется.

Число замеров – 10 в секунду.

Спектральная чувствительность – видимый свет.

Точность измерений – 4% во всем диапазоне измерений.

Полученные результаты приведены в Приложение 1 Таблица «Полученные результаты».

2.3 Измерение температуры.

Для измерения уровня освещенности в учебных кабинетах к портативному компьютеру Nova500 был подключен датчик температуры DT029. Это простой датчик из нержавеющей стали напрямую соединяется с регистратором через кабель стандартного типа. На другом конце кабеля находится термочувствительный элемент. На датчик подается напряжение 5В.

Калибровка датчика не требуется

Точность измерений 2% во всем диапазоне измерений.

Число замеров – 10 в секунду.

Полученные результаты приведены в Приложение 1 Таблица «Полученные результаты».

2.4 Измерение уровня влажности.

Для измерения уровня освещенности в учебных кабинетах к портативному компьютеру Nova500 был подключен датчик влажности DT014. Датчик предназначен для определения относительной влажности в диапазоне 0-100%. Датчик помещен в пластмассовый корпус и имеет калибровочный винт для установки нулевого значения.

В конструкции датчика используются чувствительные к влажности элементы, представляющие собой электрические конденсаторы, емкость которых заполняется в зависимости от влажности среды.

Датчик полностью откалиброван.

Диапазон измерений 0 -100%.

2.5. Работа Nova500.

1. Изучить инструкцию по проведению лабораторной работы.

2. Включить Nova500.

3. Подсоединить датчик согласно инструкции.

4. Настроить частоту измерений и диапазон измерений.

5. Нажать кнопку старт, снять измерений.

6. Провести анализ полученных данных.

2.6. Характеристика здания школы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 города Пензы была открыта 1 сентября 1965 года.

Школа имеет хорошую материально-техническую базу.

Общая площадь школы - 14.267 м2

Фактически застроенная - 2853 м2

Спортивные залы (2) - 274 и 50 м2

Мастерские (4) - 190 м2

В общеобразовательном учреждении имеются:

Два компьютерных класса, объединенных в локальную сеть и имеющих выход в Интернет по высокоскоростной выделенной линии.

• Прекрасный актовый зал.

• Отремонтированный пищеблок и столовая.

• Спортивный зал с душевыми и раздевалками.

Санитарно-гигиенические нормативы , принятые для школьных кабинетов предусматривают площадь учебного кабинета должна быть равна 55м2 для класса, наполняемостью в 25 человек. На каждого ученика должно приходиться от 1,25 до 1,5м2 площади класса (не учитывается место занимаемое шкафами) и не менее 4-5 м3 объёма.

При кабинетной системы нормативы площади на одного учащегося увеличиваются до 1,78 – 2м2 . В реакции эта норма равна 0,6м2 , в раздевалке с вестибюлем – 0,25м2 ,в столовой – 0,7м2 . Глубина классной комнаты должна составлять 6 м, высота 3 м. Кабинеты физики, химии, биологии иметь лаборантскую (18м2) . В химическом кабинете обязательно должна быть вытяжные шкафы, сливные раковины.

Нами проведены замеры площади кабинетов химии и биологии, а также измерена площадь в лаборантской химии и биологии.

S(кабинета химии)=10,5*6=63 м2

S(кабинета биологии)=7,8*6=46,8 м2

S(лаборантской химии)=2,7*6=16,2 м2

S(лаборантской биологии)=2,4*2,4=5,76 м2

Таким образом, глубина и высота кабинетов соответствует нормам.

Лаборантская комната в кабинете химии не соответствует предъявляем требованиям. Но в лаборантской много места занято шкафами для хранения химической посуды и реактивов. Лаборантская биологии не соответствует предъявляемым требованиям.

Кабинет химии полностью соответствует требованиям. Площадь кабинета 63 м2. При кабинетной системы нормативы площади на одного учащегося увеличиваются до 1,78 – 2м2 там могут проходить уроки и для классов численностью в 30 человек. Также в кабинете имеется вытяжной шкаф, для проведения химических экспериментов, имеются сливные раковины.

Площадь кабинета биологии составляет 46,8 м2. Санитарно-гигиенические нормативы, принятые для школьных кабинетов предусматривают площадь учебного кабинета должна, быть равна 55м2 для класса, наполняемостью в 25 человек. А при кабинетной системе, как говорилось выше эти нормативы увеличиваются. В кабинете биологии могут проходить учебные занятия численностью класса не более 23-24 человек.

2.7. Результаты и их обсуждение.

По результатам нашего исследования нами была составлена следующая таблица.

Кабинет

Температура

Освещенность

Влажность

18

27, 6 °С

1500 лк

36,85 %

35

24,5 °С

378,89 лк

45 %

37

24,41 °С

342,84 лк

41 %

Коридор 1 этаж

24, 5 °С

137 лк

47, 61 %

Коридор 3 этаж

23, 51 °С

458,58 лк

42 %

Столовая

22, 28 °С

52,74 лк

45, 65

В приложении приведены графики освещенности, влажности, температуры, полученные в одном из кабинетов школы.

Как видно из приведенной таблицы уровень влажности и освещенности соответствует нормам СанПиНа. Не соответствует нормам температура в исследуемых нами учебных кабинетах. Данное явление носит сезонный характер. Так как измерения проводились в теплый солнечный день. Но для снижения температуры возможно более частое проветривание кабинетов, и использование средств защиты от прямых солнечных лучей, таких как жалюзи, темные шторы.

Каждый учебный кабинет имеет, как и естественное, так и искусственное освещение. Проведение занятие допускается без искусственного освещения, если достаточный уровень естественного освещения. При низком уровне освещения у учеников занимающихся в таком кабинете может резко ухудшится зрение, что негативно отразится на успеваемости.

Для получения нормируемого уровня искусственной освещенности в стандартном классе площадью 50м2 устанавливается 7 – 8 светильников с лампами накаливания общей мощностью 2100- 2400Вт. Удельная мощность 45- 50 Вт на 1м2. При освещённости люминесцентными лампами, дающие свет, близкий к естественной, повышается общая работоспособность , меньше устают глаза.

П редложения по улучшению экологического состояния школы.

1. Экологическое состояние микрорайона, в котором находится школа.

Сажать больше деревьев на территории школы.

Запретить сжигание листья на территории школы.

Поддерживать в рабочем и результативном состоянии очистные сооружения на котельной, находящейся в непосредственной близости от школы.

Аккуратно использовать на школьных клумбах удобрения, которые содержат большое количество ядохимикатов.

2. Состояние здоровья учащихся и факторы, влияющие на состояние здоровья.

Завести на каждого ученика «Паспорт здоровья».

Правильно освещать кабинет: следить за количеством цветов на окне, не вешать плотные занавески и шторы.

Поменять все наглядные пособия с мелким шрифтом на яркие, с крупными буквами, плакаты.

Заменить меловые доски маркерными во всех остальных классах, кроме кабинетов информатики.

Ещё больше увеличить озеленение школы.

Улучшить качество работы дежурных.

Чаще проводить влажную уборку.

Увеличить количество горячих обедов в столовой.

По возможности давать больше бесплатных талонов детям из малообеспеченных и многодетных семей.

Установить бачки с питьевой водой на этажах.

Дозировать домашние работы

Не перезагружать детей

Чаще проводить физкультминутки, не только среди младших классов, но и в средних и старших.

Чаще проводить дни здоровья.

Стараться, чтобы дети больше времени проводили на улице.

Ужесточить контроль над дисциплиной.

Увеличить количество внеклассных работ.

Увеличить количество внутриклассных мероприятий (огоньки, вечера)

Увеличить количество поездок с детьми.

Разнообразить живой уголок.

Ужесточить контроль над курением.

Проводить поучительные беседы с школьниками о вредных привычек.

Устраивать культурные мероприятия, посвящённые этой теме.

Устраивать дни против курения

Список мероприятий, предложенных администрации на следующий год.

«Отказ от курения». Познавательные беседы для 7-11 классов.

Конкурс «живой мир ждёт твоей помощи!». Лучшее сочинение, плакат, рисунок, памятки об охране природы. 9 класс.

«Турнир знатоков живой природы». 5-7 классы.

Конкурс «зелёный наряд школы». Самый зелёный и ухоженный класс.

Беседы и классные часы о живой природе. 1-4 класс.

Конкурс на стенгазету о вреде курения

«День борьбы с курением»

Лекции о здоровом образе жизни.

Заключение.

Первые данные по составлению экологического паспорта школы нами были собраны и систематизированы

Уровень экологической комфортности классных помещений достаточно высокий, что нашло свою оценку в высоких показателях эмоциональной характеристики. По результатам измерений видно, что не все требования соответствуют нормам. Данное явление носит сезонный характер и зависит от погодных условий. Но есть и несоответствия нормам.

В ходе работы создан «Экологический паспорт школы». Который мы предлагаем заполнять раз в месяц. При необходимости измерения проводить чаще.

Приложение.

Данные полученные с цифровой лаборатории «Архимед».

 

Рис. 1. График освещенности.

 

Рис.2. График влажности.

 

Рис. 3. График температуры.

Использованная литература.

Методическое руководство к практическим занятиям по возрастной анатомии и физиологии. ПГПУ им. В.Г. Белинского.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02"

http://rieltorpenza.ru/

 

Просмотров работы: 74