Моя территория жизни без табачного дыма

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Моя территория жизни без табачного дыма

Шишков Т.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кораблинская средняя школа №2»
Лукьянова О.А. 1Тужикова А.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кораблинская средняя школа №2»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Актуальность

В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию нашей страны, которая распространилась не только среди мужчин и женщин, но и, самое страшное, среди подростков, что является существенной угрозой для здоровья граждан. Несмотря на то, что Минздрав предупреждает, о том, что курение опасно для нашего здоровья, мои сверстники не прислушиваются к советам. Поэтому в наше время широкую популярность приобретает курение среди детей и подростков.

Табак ежегодно убивает около трех миллионов человек во всем мире, но эта цифра вырастет до 10 миллионов через тридцать-сорок лет. Каждый 12 житель Земли умирает от последствий курения, каждые шесть с половиной секунд в мире от болезней, вызванных курением, умирает один человек.

Таким образом, проблема борьбы с курением очень актуальна и решение её в первую очередь зависит от сознательности самих людей. Мне не безразлична судьба моих друзей, я хочу общаться с ними, но не хочу быть пассивным курильщиком. Поэтому я решил на практике подтвердить вредное воздействие сигарет на живые организмы, ознакомить с результатами своей работы учащихся моей школы, чтобы они дорожили свои здоровьем и здоровьем окружающих.

Цель проекта: выявление различных  условий приобщения подростков к курению, изучение состава табачного дыма и влияния курения на организм человека.

Задачи:

1. Изучение теоретической литературы по проблеме исследования:

о курении как социальной проблеме общества;

выявление курящих среди учащихся МОУ «Кораблинская СШ №2».

Проведение опытов, подтверждающих химический состав табачного дыма и влияния курения на организм человека, в частности подросткового возраста:

опыты по определению реакции среды раствора табачного дыма;

обнаружению фенолов и альдегидов;

циановодорода в растворе табачного дыма.

3. На основе эксперимента изучить влияние табачного дыма на растительные организмы, а также на обмен веществ у человека.

4.Выявить отношение к курению учащихся нашей школы после ознакомления их с результатами эксперимента.

Гипотеза: Разумный человек, проинформированный о разрушительном действии курения, не станет рисковать своим здоровьем и здоровьем своих близких.

Объект исследования — сигареты.

Предмет исследования — табачный дым.

Методы исследования:

1) анкетирование;

2) эксперимент.

2. Основная часть

2.1.Теоретическое обоснование, анализ литературы

«Курение – это привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких»

Яков Стюарт

Историческая справка

Впервые с табаком познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, втягивая его из листьев, свернутых в трубки, зажженные на конце. Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако».

12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!». Грянул пушечный салют. Паруса на кораблях убрали, и они медленно двигались к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. Колумб дал ей имя – Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов.

В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки. В поисках золота Колумб направился дальше к югу и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении «каждый делал 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри».

В середине 30-х годов 18 века знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней, создавший классификацию животного и растительного мира, присвоил табаку родовое название «никотиана» в честь Жана Нико, начавшего первым культивировать табак в Европе.

Жан Нико, французский посланник в Португалии, в 1559 году преподнес французской королеве Екатерине Медичи сухие листья табака с рекомендацией нюхать их при головной боли, приступы которой часто беспокоили королеву. Аромат табачных листьев облегчал такие приступы. Нюханье табака нашло подражателей в среде придворной знати, а при Франциске II. сыне Екатерины, также страдавшем мигренью, стало своеобразной модой. Ко времени Людовика XIV нюханье табака было введено в круг придворного этикета.

К концу 16 века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. Тридцатилетняя война способствовала распространению курения в Германии и Швеции.

Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду. По религиозным (и экономическим) мотивам в ряде стран, например, в Италии, табак был объявлен «забавой дьявола". В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. После смерти Елизаветы правление перешло к Якову I из династии Стюартов.

Яков I объявил курение вредным, неблагочестивым и не подходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде табака», опубликованный в 1604 году, Яков I закончил словами: «… привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких…». Это была первая популярная книга о вреде курения.

В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. Частных торговцев табаком повелевалось «пороть, ссылать в дальние города».

Но в этой борьбе табак все же оказался победителем. Вернее, победили плантаторы, фабриканты и купцы, получавшие баснословные прибыли от торговли сигарами и папиросами. Торговля табаком не сокращалась, доходы казны значительно росли. Этот факт заставил многие правительства изменить свое отношение к табаку и использовать его как источник прибылей.

В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I., который сам был заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив, правда, на него высокую пошлину.

Курение - социальная проблема общества

Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для курящих людей — проблемой является бросить курить, для некурящих – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также — сохранить своё здоровье от продуктов курения. Вещества, входящие в выдыхаемый курильщиками дым, опасны для находящихся рядом некурящих людей.

По мнению ученых, опасность пассивного курения часто недооценивается.

Состав табачного дыма

В состав табачного дыма входит около 4000 химических соединений, вредных веществ, в том числе: окись углерода - СО, сажа - С, бензопирен - C20H12, муравьиная кислота - HCOOH, синильная кислота - HCN, мышьяк - As, аммиак - NH3, сероводород - H2S, ацетилен - C2H2, радиоактивные элементы.

Сигарета содержит обычно несколько миллиграммов никотина. В дым, который вдыхает курильщик, попадает лишь четвертая часть этого заряда. Когда никотина в сигарете мало, частота и глубина затяжек оказывается большей, и наоборот. Курильщики вроде бы стремятся насытить организм определенной дозой никотина, при которой достигается желаемый психологический эффект: чувство прилива сил, некоторого успокоения.

Оксид углерода (II) или угарный газ (CО), обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови - гемоглобин. Установлено, что при выкуривании пачки сигарет человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате концентрация карбоксигемоглобина в крови возрастает до 7-10 процентов. Таким образом, все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.

Тем, кто курит, полезно знать состав табачного дыма и вызываемые его компонентами болезни. Это можно прочитать в литературе, но нам бы хотелось показать это практически.

Влияние курения на организм человека

Когда человек впервые прикасается к сигарете, он не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение.

Никотин - глазами медиков (Из разговора с врачом)

Учащиеся: Что Вы можете сказать о влиянии курения на организм человека?

Доктор: Попадая в организм человека вместе с табачным дымом, ядовитое вещество осуществляет длинный путь: от трахеи в альвеолы легких. Альвеолы представляют собой некий пузырек, через стенки которого осуществляется процесс газообмена. Это маленький, но крайне важный для нормального дыхания человека орган. Отсюда никотин начинает всасываться в кровь.

Если описать процесс всасывания никотина с временной точки зрения, можно сказать, что от момента первой затяжки и до поступления никотина в головной мозг проходит всего 8 секунд. Концентрация никотина в крови начинает снижаться далеко не сразу – только спустя полчаса. Все это время никотин оказывает вредное влияние нашим почкам, легким, сердцу и печени.

Это вещество наносит вред абсолютно всем органам, однако наиболее пагубное действие никотин оказывает на нашу нервную систему.

Помимо этого, никотин является канцерогенным веществом, т. е. способствует развитию рака. Медиками уже давно доказано, что 80% людей, страдающих раком легких, – это курильщики. Пожалуй, наиболее страшным для нашего организма последствием поступления в него никотина является мутация клеток. При этом некоторые виды мутации передаются по наследству, и изменить данный процесс просто невозможно.

Учащиеся:Что вы можете сказать о пассивном курении.

Доктор: Почти половина всех детей в мире – пассивные курильщики, что существенно увеличивает риск развития ряда заболеваний. То есть, каждый второй ребенок может серьезно заболеть только потому, что рядом курят.

Влияние курения на органы.

Мозг. После первой затяжки никотин появляется в тканях мозга спустя 8 секунд. Никотин как бы улучшает связь между клетками мозга, облегчая проведение нервных импульсов. Мозговые процессы благодаря никотину на

время возбуждаются, но затем надолго тормозятся. Ведь мозгу нужен отдых.

Органы дыхания первыми принимают на себя табачную атаку. И страдают они наиболее часто. Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражения, воспаления слизистых оболочек зева, носоглотки, трахеи бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей, хронический бронхит, сопровождающийся изнуряющим кашлем, — удел всех курильщиков. Голосовые связки, расположенные в дыхательных путях, также воспаляются, в результате голос приобретает грубый тембр, становится хриплым, а также сиплым.

Сердце. Воздействие табачных веществ на сердце сложно и многообразно: учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к возникновению тяжелых заболеваний сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому у курильщиков появляются головная боль, отеки и боль в нижних конечностях, ощущение тяжести при ходьбе. При этой болезни поражается сосудистая система ног, иногда вплоть до полного сужения просветов сосудов и возникновения гангрены.

Курение ухудшает слух человека в такой же степени, как и старение организма. Даже 20 выкуренных за день сигарет приводят к ослаблению нормального восприятия разговорной речи.

Нервная система. Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое время эти клетки, устав, затормаживаются, снижают свою деятельность. Кроме того, углекислый газ, соединяясь с гемоглобином, лишает его возможности усваивать кислород и снабжать им органы и ткани. Нарушается питание головного мозга, следствием чего является ухудшение памяти, внимания, рост утомляемости, снижение общей эффективности работы. Появляется повышенная утомляемость глаз, ухудшается слух, снижается скорость чтения, увеличивается число совершаемых ошибок.

Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, трескается эмаль (защитный покров зубов), открывая доступ к проникновению микробов в полость рта. Меняется цвет зубов. Губы сохнут, на них появляются трещины. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развиваются гастрит, язвенная болезнь. Увеличивается вероятность возникновения раковых заболеваний.

Онкология. Сгоревший табак содержит в себе канцерогены, стимулирующие рост опухолей.

Подросток и сигареты

По сравнению с взрослыми, организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов. От воздействия табачных веществ его организм менее защищен.

Подростки начинают курить с 13 – 14 лет и причиной тому нередко становились взрослые, в основном родители.

Пример некурящих отца и матери лучше всех нравоучений или внушений убедит в ненужности и вреде курения. И наоборот, ребенок, привыкший видеть родителей либо родственников с сигаретой в руках, воспринимает курение как нечто естественное. К тому же, по ошибочным представлениям подростка, курение - признак мужества, самостоятельности, к которым он стремится в силу возрастных особенностей. Далеко не всегда оно доставляет удовольствие, и, разумеется, никакой потребности в табаке организм не испытывает - просто хочет подростку хочется казаться взрослее.

Головокружение, тошноту, иногда рвоту - симптомы, сопровождающие первую сигарету, подросток тщательно скрывает от окружающих, особенно от товарищей, среди которых ему не хотелось бы терять «авторитет».

Чем меньше возраст ребенка, тем чувствительнее его организм к табаку. Причем не только курение, но и просто вдыхание дыма в накуренном помещении способствуют расстройству сна, ведет к раздражительности и к неврозам. Курящие ученики в сравнении с некурящими учениками более нервны, рассеянны, чаще не успевают по учебе. Исследования, показали, что наибольшее число неуспевающих учеников оказалось в тех классах, где были выявлены курящие школьники. Курящий подросток заметно отстает от сверстников не только в психическом, но и в физическом развитии. Особенно это заметно среди школьников 11-18 лет, так как чем раньше начинает курить ребенок, тем его организм оказывается для табачных веществ более ранимым, наносимый курением ущерб более выраженным, в особенности для организма девочки, будущей матери.

Недостаточная насыщаемость крови кислородом, нарушение обмена веществ, в частности усвоения витамина С, приводит к резкому снижению мышечной силы, нарушению работоспособности. Именно поэтому среди курящей молодежи нет настоящих спортсменов.

Вывод: Исходя из проработанного мною теоретического материала, я пришел к заключению, что в современном обществе остро стоят проблемы, связанные с курением, и их необходимо решать не только обществу, но и каждому человеку.

Практические этапы работы

2.2.1. Анкетирование и его анализ

Первая практическая часть работы - выявление отношения учащихся моей школы к курению, популярности различных марок сигарет, а также причин, которые способствуют приобщению молодых людей к курению, на основе анкетирования, которое проводилось в 6 – 11 классах.

По результатам анкетирования мы сделали выводы:

основной возраст, когда начинают курить — 11-14 лет;

65% от числа опрошенных учащихся не волнует предупреждающая

надпись на пачке сигарет;

80% не знают состав сигаретного дыма;

70% знают о свойствах никотина;

50% знают о последствиях курения;

30% учащихся отрицательно относятся к тому, что их друзья курят;

18% знают, что такое «пассивное» курение.

По результатам анкетирования табачную продукцию из числа опрошенных употребляют 24,3% учащихся.

Среди причин, побудивших учащихся к курению, можно выделить:

влияние друзей — 31%,

влияние кумиров — 8%,

любопытство — 18%,

стресс— 24%,

«чтобы быть крутым» - 17%,

ответили – «курю, сам не знаю зачем» -2%

Анализ анкет выявляет парадокс: зная о свойствах никотина и последствиях курения - 24,3% учащихся курят.

2.2.2. Химические опыты с сигаретами

Общеизвестно, что курение опасно для жизни человека, ведь в табачном дыме содержатся несколько тысяч веществ, среди которых достаточно много вредных. Чтобы доказать, что в состав табачного дыма и табака входят вредные для здоровья вещества, а также отрицательную роль табакокурения, я провел следующие опыты. В этом мне помог мой старший брат, который является студентом 1 курса медицинского университета.

Определение состава табачного дыма

Опыт 1. Получение растворов веществ, содержащихся в дыме сигарет, и определение реакции среды табачного дыма

Получение табачного (сигаретного) дыма и его растворение

Методика:

В резиновую грушу от спринцовки вставили стеклянную трубку. В свободный конец этой трубки поместили сигарету. Сжимая грушу, поджигали сигарету и, создавая грушей тягу, — осторожно ее разжимали. При этом табачный дым заполняет грушу. В коническую колбу вместимостью 250 мл налили дистиллированной воды и выпустили дым из груши в воду. Некоторые компоненты дыма растворяются в воде.

Результат:

Мы получили растворы:

Колба №1

Колба №2

раствор табачного дыма от сигарет без фильтра – «Образец 1»

раствор табачного (сигаретного) дыма от сигарет с фильтром марки «Образец 2» (который является самой популярной у учеников моей школы)

Опыт 2. Определение реакции среды в растворе табачного дыма.

Методика:

В пробирку налили 2 мл раствора табачного дыма из колбы №1, опустили в раствор универсальную индикаторную лакмусовую бумажку.

Результат: светло-синяя лакмусовая бумажка окрасилась в бледно-розовый цвет.

Вывод: лакмусовая бумажка показал кислую реакцию среды. Табачный дым содержит оксиды, которые образуются при тлении табака: СО2, SО2, NО2. Данные оксиды при взаимодействии с содой образуют кислоты, которые создают, кислую реакцию среды.

Опыт 3. Обнаружение вредных веществ (фенолов и альдегидов) в растворе табачного дыма

Качественная реакция на фенолы (реактив FeCl3).

В две пробирки налили по 1 мл растворов из колб №1 и №2,

приготовленных в опыте 1, и добавили в каждую пробирку по 3 капли 5%-ного раствора FeCl3.

Результат: жидкость окрасилась в коричнево-зеленый.

Вывод: каждый из фенолов, входящих в состав табачного дыма даёт с FeCl3 свою окраску: фенол — фиолетовую, пирокатехин — зеленую, а гидрохинон - зеленую, переходящую в желтую. Получили раствор коричнево-зелёного цвета из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения.

Опыт 4. Качественная реакция на альдегиды

В две пробирки налили по 2 мл раствора табачного дыма из колбы №1 и №2, добавили в каждую пробирку по 5 капель 5%-ного раствора KMnO4, слегка встряхнули пробирки.

Результат: раствор KMnO4 обесцветился, в результате реакции выпал бурый осадок MnO2.

Вывод: В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием. Количество вредных веществ, в растворе табачного дыма от сигареты с фильтром меньше, чем в растворе сигареты без фильтра. Поэтому осадка MnO2 больше образуется в пробирке с раствором из колбы №1. Часть вредных веществ задерживается фильтром сигареты. По разной информации, фильтр задерживает лишь до 30% вредных веществ, а те, что пропускает, являются настолько мелкими, что всасываются в ткани легких намного быстрее и причиняют гораздо больше вреда, чем крупные частицы.

Опыт 5. Обнаружение циановодорода в растворе табачного дыма (реактив AgNO3)

Методика:

В 2 пробирки налили по 2 мл водного раствора табачного дыма из колбы №1 и №2, добавили в каждую пробирку по 3 капли раствора AgNO3, слегка встряхнули пробирки.

Результат: наблюдаем выпадение белого осадка в каждой пробирке.

Вывод: В растворе табачного дыма содержится циановодородная (синильная) кислота HCN, которая входит в состав сильнейшего неорганического яда – цианистого калия КCN, смертельная доза которого при попадании в пищеварительную систему человека составляет 1,7 мг/кг. При взаимодействии данной кислоты с нитратом серебра AgNO3, выпадает белый осадок (качественная реакция).

2.2.3. Изучение действия табачного дыма на протекание обмена веществ у человека.

Опыт. Содержание амилазы в слюне курящих и некурящих людей

Методика:

В два химических стаканчика было собрано по 2 мл слюны. В один стаканчик – слюны некурящего ученика (моей) – раствор №1, в другой стаканчик – курящего ученика – раствор №2.

В каждый стаканчик налили по 25 мл холодной водопроводной воды. Отдельно приготовили крахмальный клейстер: ½ чайной ложки пищевого крахмала поместил в химический стаканчик, развели холодной водой, размешали и нагревали на пламени спиртовки, постоянно помешивая до кипения, охладили клейстер.

В две пробирки налили по 3 мл клейстера и добавили в каждую пробирку по 10 капель растворов слюны. В одну пробирку – раствор №1, в другую – раствор №2. Через 10 минут в каждую пробирку добавили по одной капле раствора йодной воды, слегка встряхнули пробирки.

Результат: При добавлении в каждую пробирку раствора йодной воды наблюдаем в обеих пробирках синее окрашивание. Причём в растворе №2 окраска более интенсивная. После встряхивания пробирок, окраска исчезает, быстрее в пробирке с раствором №1.

Вывод: Качественная реакция на крахмал – взаимодействие с йодным

раствором – синее окрашивание, которое наблюдаем. Под действием фермента амилазы, находящейся в слюне, крахмал постепенно разрушается. Причём в растворе №1, разрушение крахмала происходит быстрее, так как в слюне некурящего человека больше фермента амилазы. Следовательно, вещества, содержащиеся в табачном дыме, уменьшают количество ферментов и замедляют обмен веществ у человека.

2.2.4. Личное отношение к решению проблемы

Экспериментальным путём, проведённым вместе с моим братом, я убедился, что в табачном дыме действительно сосредоточено много химических веществ, которые губительно действуют на живые организмы. В процессе выполнения работы я узнал много того, что не знал раньше. Конечно, я читал о негативном влиянии курения и знаю об этом от родителей и учителей. Но работа не только обогатила меня новыми знаниями и умениями, но и новыми впечатлениями, воодушевила на борьбу с курением среди моих одноклассников и ребят нашей школы. Может быть это громко сказано. Но я хочу попробовать. И если хотя бы один подросток задумается и бросит курить, для меня это будет победой!

Я пришел к выводу, что изменить отношение к курению можно благодаря высокой культуре знаний о вреде курения. Бросить курить можно, если у человека есть желание и сила воли.

3. Заключение

Исходя из исследований, я попытался сформулировать методы борьбы с курением:

запретить курение взрослых в присутствии детей и подростков;

запретить курение сигарет, кальянов в фильмах и передачах на телевидении;

проводить акции, связанные с вредным влиянием курения на организм детей и подростков;

пропагандировать спорт, который должен стать приоритетным у детей и подростков;

вступать в членство спортивных клубов, секций;

штрафовать за курение в общественных местах.

Возвращаясь к гипотезе, можно утверждать: имея теоретические знания о вреде курения, учащиеся видят его опасность для здоровья лишь в отдаленной перспективе. Поэтому любые рекомендации, при условии их позитивного восприятия учащимися, будут способствовать положительному результату в том случае, если подросток сам приложит к этому усилия.

После проведения всех опытов и обработки полученных данных, я буду выступать перед ребятами с презентацией о вреде курения и последствиях этой пагубной привычки.

4. Список источников и литературы

1.История табака [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tabacum.ru/01history.html - Загл. с экрана.

2.Вред курения для подростков / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russlav.ru/tabak/kurenie_podrostkov.html.

3.Факты о курении [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.takzdorovo.ru/privychki/glavnoe/fakty-o-vrede-kureniya -Загл. с экрана

4. Детское курение: вред и опасность: [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://zdorovnet.ru/kurenie-i-zdorove/rebenok-kurit-chto-delat.html - Загл. с экрана.

5. Почему дети начинают курить? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-33118/ - Загл. с экрана.

6. Влияние табака на организм [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tvereza.info/tobacco/teffects/torganismeffects_ru.html - Загл. с экрана

7. Курение и органы дыхания [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://smoking.tj/breath/ - Загл. с экрана

8. Влияние курения на головной мозг и нервную систему в целом [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nuhvatit.ru/nervsis.html -Загл. с экрана

9. Курение и нервная система [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://smoking.tj/nerves/ - Загл. с экрана

10.Курение и органы чувств. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://smoking.tj/sense/ -Загл. с экрана

11. Курение и органы пищеварения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://smoking.tj/gastr/ - Загл. с экрана

12. Курение и сердечно-сосудистая система. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://smoking.tj/cardio/index2.php -Загл. с текста

13.Курение и работоспособность. [Электронный ресурс] - Режим доступ http://smoking.tj/work/- Загл. с экрана

14.Влияние курения на детей. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://smoking.tj/children/ -Загл. с экрана

15. Дацун, И. П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся. Химия в школе. – № 6. – с. 63-69.

Просмотров работы: 10