Введение
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена палиндромической поэзии нашего земляка - поэта Айдына Асадуллаевича Ханмагомедова.
Свое знакомство с этим замечательным дербентцем мы начали с небольшого сборника стихов, привлекшего наше внимание на одной из полок школьной библиотеки. Сборник, автором которого являлся Айдын Ханмагомедов, назывался « С Дербентом в сердце».
Перелистывая страницы книги, мы заинтересовались стихотворением , написанным в необычной форме:
Мир – пустой бездругий доМ,
А отчий дом невыносим как мукА.
Мучитель твой, я и в бреду ночноМ
Аукаю и жду тебя как другА.
Форма этого четверостишия напоминала акростих, но так как и последние буквы были акростихом, нам захотелось найти подробную информацию о таком литературном явлении. Познакомившись с поэзией А. Ханмагомедова, мы узнали, что он написал огромное количество палиндромических фраз и стихотворений.
Актуальность.
Недостаточное знакомство с земляком-поэтом и явлением палиндрома.
Объект: творчество поэта - палиндромиста А. Ханмагомедова.
Предмет исследования: стихи А. Ханмагомедова.
Гипотеза: так как Айдын Ханмагомедов - наш земляк, талантливый, автор своеобразного палиндромического творчества, то о нем и о его произведениях должны узнать и школьники. При изучении темы « Палиндромы» на уроках русского языка и литературы должны приводить примеры именно из его творчества.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что многие одноклассники и не только, возможно, обратят внимание на мое исследование и будут более углубленно изучать творчество А. Ханмагомедова и местных писателей и поэтов.
Практическая значимость заключается в возможности применения итогов исследования на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
При выполнении работы были использованы следующие приемы и методы: опрос(анкетирование) , анализ (статистическая обработка данных ), работа с источниками информации.
В связи с этим целью нашей работы является исследование палиндромической поэзии А. А. Ханмагомедова, раскрытие его таланта, изучение палиндромов, палиндромовордов, выявление их особенностей и демонстрация возможности их использования на уроках, расширение кругозора учащихся.
Данная цель конкретизирована в системе задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- выяснить значение терминов " палиндром" и "палиндромоворд";
- изучить биографическую справку о поэте;
- показать разнообразие палиндромов в поэзии А. Ханмагомедова;
- провести опрос и выявить знания ровесников по теме;
- вызвать интерес одноклассников к творчеству неофициального поэта;
- составить палиндромоворд, используя слова-перевертыши, связанные с дагестанской тематикой ;
- проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Глава 1.
1.1. Биографическая справка о поэте.
Ключевыми понятиями для нашего исследования станут краткие биографические сведения о поэте Айдыне Асадуллаевиче Ханмагомедове и палиндромы в творчестве поэта.
Айдын Асадуллаевич Ханмагомедов (см. приложение 1) - популярный поэт, известный прежде всего своими лирическими стихам и стихами - перевертышами.
К сожалению, в марте 2013 года статья об Айдыне Ханмагомедове была удалена из общедоступной универсальной Интернет-энциклопедии под названием Википедия. Причиной удаления стал следующий критерий: " Статьи в Википедии достойны писатели, журналисты и фотографы, написавшие книги, изданные общим тиражом не менее 20 000 экземпляров". Общий тираж сборников нашего земляка превышал эту планку - 42260 , видимо, его не посчитали значимой фигурой в современной литературе. Мы считаем, что таких самобытных поэтов единицы.
О себе автор говорил: «Я, если хотите, русскоязычный поэт, которому приятнее именоваться российским».
Из информационных источников мы узнали, что Айдын Ханмагомедов родился 4 ноября 1946 года в Дербенте в семье учителей. По национальности табасаранец. Праправнук выдающегося ученого и поэта Хасана-эфенди ибн Абдуллаха ибн Курбанали ал-Алкадари адДагестани, сын Асадуллы Гаджи-Курбановича Ханмагомедова - одного из зачинателей жанров поэмы, рассказа и пьесы в табасаранской литературе. Получил высшее филологическое и юридическое образование. Работал преподавателем русского языка и литературы. В 1983 году потерял зрение, но духовное зрение поэта не утратило остроты Будучи молодым, он одним из первых в дагестанской литературе выступил со стихами, которые осуждали сталинский произвол. Однако эти стихи не были изданы в тот период. Их напечатают позже, в конце 1980-х годов. В это время он получает широкую известность у читателей, но не будет признан официально. С 2001 года Айдын Ханмагомедов проживал в Москве.
Поэзия А. Ханмагомедова словно жизненный дневник, где каждая страница - это прожитый день. В его стихах мечты переплетаются с реальностью. Большую часть жизни поэт прожил в Дербенте, и потому строки его стихотворений обращены к дербентцам и городу.
Судьба поэта была как будто предопределена: родился в ноябре и через палиндромное число лет – 66 - скончался в ноябре. Айдына Ханмагомедова не стало 25 ноября 2012 года. По словам его сына, Риада Ханмагомедова, российского пазлспортсмена. настенные часы в доме остановились вместе с сердцем талантливого поэта.
1.2. Понятие палиндрома.
Палиндром ( греч. - "бегущий вспять", иначе палиндромон, перевертень) - фраза, построенная так, что её можно читать и справа и слева, сохраняя смысл. Общеизвестным палиндромом является фраза Г.Р. Державина "Я иду с мечем судия". Палиндромные стихи относятся к комбинаторному творчеству. Некоторые поэты- экспериментаторы пишут палиндромами целые стихи- палиндромоны. Это уже вершина мастерства. Такие стихи, как правило, без рифмы.
В России палиндромы появились только в конце 18 века, а палиндромические стихи тогда назывались рачьими - по аналогии с членистоногими. Яркие образцы этих стихотворений мы можем встретить в творчестве Велимира Хлебникова, Владимира Набокова. Рифмованные палиндромоны написать чрезвычайно сложно.
1.3. Использование техники палиндрома в поэзии А. Ханмагомедова.
Перу Айдына Ханмагомедова принадлежат оригинальные по форме стихотворения, среди которых каламбуры, равнорифмицы (пантограммы), акротелестишья, палиндромы, Читатели и редакция литературно-художественного альманаха «ТИТ» удостоили его звания «Палиндромист - 2003 (см. приложение 2). В 2009 году на палиндромах А. Ханмагомедова был построен тридцать третий номер газеты «777» (см. приложение 3 ). Кроссворды, составленные из слов-палиндромов называются палиндромовордами. Такие палиндромоворды выходили с периодичностью 1 раз в месяц. Составителем их являлся сын Айдына Асадуллаевича Риад Ханмагомедов. В той же газете по палиндромным датам печатались стихи поэта. Так, например, 1.10.11 было напечатано следующее: «Ежегодно во всем мире отмечается Международный день музыки. Строфа из палиндроминок:
Я ля
И си,
А фа
И ми
Казак,
Но нежен он,
Ему в уме
И ля, и си сияли.
Новациями поэта являются акрорифмица, эгорифмица, двоебуквие, диаформица, тоталька, диарифмица..
Акрорифмицами А. Ханмагомедов называет палиндромные стихотворения с рифмами не в конце строк, а раньше :
Я ел облепиху,
То тлел , то тух
И пел, болея.
.
Оказалось, что акростихи и телестихи известны в мировой поэзии издавна. Гораздо реже встречаются стихи, в которых перпендикулярный к основному текст вплетён и слева, и справа. Мастерами акротелестиха являются современные поэты Валентин Загорянский и Айдын Ханмагомедов.. Примерами могут послужить иллюстрации из поэзии А. Ханмагомедова , который использует собственный термин «акротелестишье».
Эгорифмица — палиндромное стихотворение, состоящее только из рифм:
Ком
котом
пел,
скорбел
хлеб,
рок
слеп,
моток
мок.
Двоебуквием поэт окрестил палиндромное стихотворение, сконструированное из двух букв:
Ужу,
уж жужжу
ужу.
Диаформица – это палиндром, являющийся одновременно каламбуром или равнорифмицей:
Им я
иранец
со сценариями.
Имя
и ранец
со сцен ариями.
Тоталька (тотальный каламбур) – это строфа, все строки которой являются побуквенными близнецами:
Уста ли
устали?
У ста ли
у стали?
Диарифмица – стихотворение, где рифмующимся глаголам предшествует их возвратная форма, образуя тем самым внутреннюю рифмовку:
Случилось однажды, о милая мать,
тебе повстречаться, ему повстречать.
Хотелось тогда без конца и предела
ему миловаться, тебе миловать.
Но вместо любови война повелела
тебе убиваться, ему убивать.
Теперь по ночам суждено то и дело
ему вспоминаться, а нам вспоминать.
Таким образом, палиндромическая поэзия А. Ханмагомедова уникальна тем, что он составлял не просто двусложные или трехсложные слова-перевертыши, а стихотворные строки - четверостишия и восьмистишия, несущие определенный смысл. Художественное своеобразие его стихотворений заключается в неповторимости свойств придающих им индивидуальность и непохожесть на другие произведения.
Глава 2. Описание исследования.
1.1. Для того, чтобы выяснить знакомы ли окружающие с творчеством Айдына Ханмагомедова, мы решили провести опрос среди учащихся нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования (см. приложение 4). В опросе приняли участие 25 учащихся 10 класса.
Респондентам были заданы следующие вопросы:
1) знаете ли вы дербентских писателей и поэтов?
2) знакомы ли вы с творчеством Айдына Ханмагомедова?
3) Известен ли вам термин палиндром?
4) Можете ли вы привести примеры слов-палиндромов?
Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы, в которой положительные ответы представлены в виде процентов от числа учащихся в классе (см. приложение 5). В результате проведенного исследования нам удалось получить следующие результаты : с творчеством А. Ханмагомедова знакомы всего лишь 3 учащихся , термин "палиндром " известен 10 , привели примеры слов- перевертышей 12, и, что радует, хотели бы подробнее узнать о творчестве поэта-палиндромиста 17 респондентов.
2.2. Составление палиндромоворда.
Последовав примеру поэта и его сына Риада Ханмагомедова , мы решили составить свой палиндромоворд из слов, которые тесно связаны с нашей малой родиной –Дагестаном ( см. приложение 6 ), (ответы см. приложение 7 ).
Подводя итоги главе 2, можем определенно сказать, что 1) школьники почти не знакомы с творчеством А. Ханмагомедова, но изъявили желание узнать о талантливом поэте; 2) создание палиндромовордов - весьма сложное и кропотливое занятие, но если посчастливится создать удачный и, что самое главное, не лишенный смысла маленький шедевр, то ему будет суждена долгая жизнь.
Заключение.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном изучении поэтического творчества Айдына Ханмагомедова. Кроме палиндромов, рассмотренных в данной работе, по-нашему мнению, интересно было бы изучить и каламбуры, встречающиеся в стихотворениях поэта. Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены теми, кого заинтересовала эта тема.
Назначение работы.
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются стихосложением, составлением кроссвордов. Результаты нашего исследования могли бы помочь школьникам и не только открыть для себя нового поэта. Большинству десятиклассников, по-нашему мнению, захотелось бы узнать в деталях о словах-перевертышах и научиться составлять палиндромоворды, что расширило бы их кругозор .
В процессе написания работы мы открыли для себя нового поэта, обладающего редчайшим талантом "сочинять палиндромы, как фразы", познакомились с таким лингвистическим явлением как палиндром. Работа помогла нам поближе познакомиться с географическими названиями сел Дагестана.
Результаты исследования заставили нас задуматься над тем, что нынешнее поколение не знает поэтов, выходцев из родного города.
Больше всего сложностей вызвала у нас практическая часть, так как нам хотелось связать ее с Дагестаном и сделать акцент именно на общих словах в языках кавказских народов. Исследование в корне изменило наше представление о стихосложении.
1) Антология русского палиндрома , комбинаторной и рукописной поэзии. - М.: Гелиос АРВ ,2002.- 272 с.
2) Вестник Социально-педагогического института № 1(17), 2016
3) Газета в газете "Зори Табасарана", выпуск 4, от 26.01.2018
4} Газета "777" № 33, 2009 , 8 с.
5) «Палиндромист – 2003». " ТИТ": альманах для тех, кто любит палиндромы; вып.25. - Пермь, 2004.- с.5
6) www.khanmagomedovy. narod.ru
7) http://dic.academic.ru>ruwiki
8} www.zori-old. ru/literatura/
19