Приемы психологического письма в произведении Дарьи Доцук «Голос»

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Приемы психологического письма в произведении Дарьи Доцук «Голос»

Старчикова К.А. 1
1МБОУ СОШ №37
Панько И.Н. 1
1МБОУ СОШ № 37
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Актуальность проблемы

Испытывали ли вы чувство страха хотя бы один раз в жизни? А панический ужас? Были ли у вас панические атаки? К счастью, я не из числа тех людей, которые ответили бы на эти вопросы утвердительно. Но есть такие, кто испытывал панический ужас в современном мире. Сегодня терроризм приобретает угрожающие масштабы. Он, как скорпион, жалит в любой момент. Страшное слово, которое все больше становится ужасающей обыденностью для нас.

Мы слышим о случаях терроризма, но нам кажется, что это все происходит так далеко и нас совсем не касается. Нам с экранов телевизоров, в социальных сетях рассказывают о масштабах катастроф, о количестве жертв, о последствиях, но за кадром остаются те, кто был в эти минуты там…, в момент теракта, каково им жить после случившегося? Немногие пытались рассказать о тех переживаниях, которые испытали жертвы терактов, это «Подземка" Харуки Мураками; "Теракт" Ясмина Хадра; "Моя сестра живет на каминной полке" Аннабель Питчер, а в России решилась рассказать об этом Дарья Доцук.

Она относится к российским писателям нового поколения. К настоящему моменту у нее вышло шесть книг, Доцук является финалистом премии В. Крапивина, конкурса рукописей «Книгу.ру» и премии С. Михалкова. Я прочитала ее повесть «Голос» и осталась под сильным впечатлением от прочитанного.

Саша, героиня этой повести, каждый день ехала до гимназии две станции московского метро, всего 4 минуты. В один из обычных дней в ноябре 2011 года девочка думала о тесте по физике и книжном магазине после уроков. И тут произошел взрыв, оначудом выжила во время теракта, не получив серьезных травм, однако пострадала психологически. Она мучилась от панических атак. Данное заболевание не диагностируется с помощью УЗИ или анализов, поэтому у незнающих людей вызывает сомнения в своей реальности.
После этого взрыва жизнь героини разделилась на "до" и "после". Полная жизни Саша, отличница, ученица лингвистической гимназии, побеждающая в олимпиадах, превратилась в нелюдимую девочку, которую преследует страх и постоянные панические атаки. Никто из близких и друзей девочки не знает, как себя вести и что делать. Мама верит, что можно просто обнять дочку, успокоить ее и тогда все пройдет. Но не проходит! Папа полагает, что это просто капризы, т.к. дочь не желает учиться, надо закончить с истериками и взять себя в руки. Одноклассники начинают растерянно избегать общения, а педагоги элитной лингвистической гимназии хотят видеть у себя успешных учеников и намекают, что болеть лучше в другом месте: «Если бы можно было отсечь руку, чтобы избавиться от страха, я бы это сделала. Серьезно, я не преувеличиваю. Жизнь без руки кажется мне куда более привлекательнее того, что сейчас со мной происходит».1

Это катастрофа растерянности. Со дна растерянности, из недр остро ощущаемого страха подать голос – сложнейшая задача для девочки-подростка. Что теперь будет? Станет ли она нормальной? Кто ей поможет справиться?

Объект исследования: проблема психологизма в детской литературе.

Предмет работы: исследование приемов психологического письма в раскрытии внутреннего мира героев повести.

Гипотеза: современныйписатель помогает в решении психологических проблем в жизни подростка.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, описание, метод комплексного литературно-текстологического анализа; метод субъективной читательской интерпретации прозаического текста.

В центре внимания писателя Д. Доцук сложная тема беспомощности подростка перед страхом: «В тот день каждый получил свое испытание – семьи и друзья погибших, раненые и очевидцы, медики, полицейские, спасатели. Всех так или иначе задело, каждому смерть оставила свою метку – осколок страха, который вырвался из бомбы вместе с болтами и нарубленной арматурой и вошел острием в самое сердце.»2

Рассматривается эта тема с помощью приема психологизма, который одним из первых в русской литературе применил в своем творчестве Л.Н. Толстой. Дарья Доцук, как и Толстой, проникает во внутренний мир героини.

Глава I. Человек и общество

1.1.Чувство страха и панической атаки у человека в социуме.

1) Повесть написана от первого лица.

«Когда накатывает паника, я повторяю про себя один и тот же стишок, снова и снова, пока слова не потеряют смысл:

Жил-был человечек кривой на мосту.

Прошел он однажды кривую версту.

И вдруг на пути меж камней мостовой

Нашел потускневший полтинник кривой.

Жил-был человечек кривой на мосту.

Прошел он однажды кривую версту…3

«Через час, который тянется словно день, стишок начинает действовать. Как заклинание. Пульс приходит в норму, вспышки страха и покалывание в сердце становятся более редкими. Потребовался не один месяц, чтобы этому научиться. Меня все еще знобит и колотит, но я знаю, что мне уже ничто не угрожает. До следующего приступа. Страх отступает, дает мне возможность поднакопить сил. Ему нравится со мной играть. Разум – странная штука. Иногда он напоминает большой пыточный механизм»4. Произведение носит автобиографический характер: Дарья Доцук в интервью признавалась, что сама испытала панические атаки, потому так подробно и достоверно они описаны:

Физические симптомы панической атаки:

Психические симптомы при панической атаке:

приливы жара или холода

ощущение надвигающиеся беды и окружающей опасности;

боль в груди;

страх умереть или просто беспредметный страх;

сердцебиение;

робость и скованность;

сухость во рту;

ощущение комка в горле.

тошнота;

Статистика панических атак

В современном обществе панические атаки встречаются довольно часто. По последним данным в течение всей жизни около 15 – 25 % населения переносит один или более панических приступов. Это значит, что каждый пятый человек хоть раз в жизни подвергается приступу паники.

В 70 процентов случаев паническая тревога осложняется депрессией и риском суицида, т.к. человек находится в замкнутом круге паники (Приложение 1).

Социальные причины панических атак

Многие специалисты основной причиной панической атаки считают технический прогресс, быстрый ритм жизни и постоянные стрессовые ситуации. Процент панических атак среди городского населения в десятки раз выше, чем среди сельского.

Рассмотрим статистику психологического здоровья среди подростков из Национального института общественного здравоохранения:

возраст начала подростковой депрессии, состояния тревоги и панических атак - 14 лет.

по крайней мере, 20% подростков в возрасте до 18 лет будут испытывать депрессивные состояния.

80% из них не будут обращаться за лечением.

Анкетирование и результаты опроса

В связи с этим я решила изучить ситуацию в нашем классе и провела опрос (в анкетировании участвовали 25 одноклассников) по следующим вопросам:

1) Испытывали ли вы страх? (внутреннее состояние, чувство, которое ощущается при возникновении какой- либо опасности) Ужас? (состояние человека под влиянием сильногоиспуга, отличительной чертой которого является оцепенение, иногда дрожь)

2) Как вы справлялись с ним?

3) Обращались ли вы к произведениям литературы, чтобы найти помощь в данной ситуации?

Результаты показали, что действительно большинство учеников моего класса тоже не считают необходимым обращать внимание на свое психологическое состояние (Приложение 2).

Глава II. Приемы психологического письма в повести «Голос»

Литература обладает большими возможностями для формирования самооценки школьников (через идентификацию с героем); для самопознания и осмысления внутреннего мира человека (через осмысление и понимание внутреннего мира героя). В этом помогает читателю психологизм писателя как прием. Психологизм – это важное свойство литературы, позволяющее глубже понять человеческую душу, вникнуть в смысл поступков. По мнению литературоведа А. Б. Есина, средства психологизма могут быть рассмотрены как открытыми, так и косвенными5.

Средства открытого психологизма:

1) Повествование носит исповедальный характер, т.к написана от 1-го лица.
Такой прием помогает писателю создать бОльшую иллюзию правдоподобия психологической картины, поскольку о себе человек рассказывает сам, и такое психологическое повествование приобретает характер исповеди, что усиливает впечатление. Повествование от первого лица психологически сближает читателя с героем и указывает на некоторую степень автобиографичности произведения. Способностью передавать ощущения и чувства обладают и прочие виды искусства. Но именно литература, благодаря своей образности, имеет возможность изображать душевное состояние человека до мельчайших подробностей.

2) внутренний монолог: «Перед отъездом мама все равно искала повод меня оставить. Зачем? Понимала ведь, что нам все нужна передышка. Так хотелось оказаться где-нибудь, где никто не знает, что у меня диагноз. Одноклассники вели себя странно: списать не просили, даже не заговаривали со мной лишний раз. Ну правда, о чем спрашивать с жертвой теракта?»6 Автор прибегает к сочетанию нескольких средств психологического анализа (внутренний монолог, «поток сознания», авторское описание чувств и мыслей героев, их речежестового поведения и др.), чтобы представить психоэмоциональные состояния героя как сложный процесс, объясняемый не только воздействием внешней среды, но и внутренним противоборством «ума» и «сердца».7

3) авторский комментарий, анализ: главной целью Д. Доцук становится показ развития человека, изменения его внутреннего мира. В повести Саше 16 лет. Основная ее черта характера — рассудительность и критичность, доставляющая героине страдания, она чувствует себя виноватой перед авторитарным отцом, робкой матерью, которая пытается сгладить натянутые отношения между мужем и дочерью: «Папа занят, но передает тебе привет», «Он не знает, как сказать, но очень за тебя переживает»8); перед лечащим врачом испытывает стыд, что не может справиться со своим страхом. Описан путь преодоления, как каждый день Саша делает небольшой шаг в сторону освобождения от холодного, липкого и парализующего страха. Основная мысль книги заключается в том, что со страхом можно бороться и его можно победить. Главное, чтобы рядом были близкие люди, которые поймут и поддержат.

4) Я обратила внимание на символический смысл названия повести. Голос- всего лишь звуковые колебания. Но сложно подумать, что было бы, если б мы были безголосыми. Ведь иногда выплеснуть накопившееся внутри можно только голосом. Излить в голос свою боль, свой страх, свои опасения - и станет легче. Но что если голоса нет? Что-то обхватывает горло изнутри, в груди застывает ледяной ком. Что-то рвётся наружу, но голоса нет - только беспомощный хрип. Нечто подобное происходит с Сашей. Страх запустил корни глубоко внутрь её мозга. Паника накрывает волнами, от неё не спрятаться, её не подавить силой воли. Саша готова подать голос, но пока ее никто не слышит… пройдет время, и ее голос услышит бабушка, члены книжного клуба. В каком-то смысле это «голос» не только Саши, но и самой Дарьи, поборовшей панические атаки.

Средства косвенного психологизма:

1) портрет и психологические детали: «Думаю, бабушка побаивалась отца, он ведь никогда не улыбается. У него некрасивые кустистые брови, из-за которых взгляд становится недобрым. Надень на него черную мантию и получится образцовый колдун. Мама намекает, что неплохо бы выщипать эти страшные брови, а то ходит как злой филин.»9 Сашу с отцом роднит важная портретная деталь – густые брови, с которыми боролась героиня, даже не столько, чтобы следовать модным тенденциям, сколько, чтобы не быть похожей на отца. Это психологическая художественная деталь не случайна: в физиогномике ученые указывают на прямую связь формы бровей с характером человека, так значительная густота и ширина бровей свидетельствуют о властном и авторитарном характере человека10. И мы видим, что это действительно так по отношению к отцу Саши. Такой отец привил дочери некоторые комплексы, воспитывая ее на свой лад. Дело в том, что героиня до трагедии изо всех сил старалась, чтобы ею гордились родители, но после взрыва это оказалось невозможным, и на этой почве у нее развилась депрессия, потому что в понимании ее отца ничего страшного не случилось, если медицинская аппаратура не обнаруживает явных проблем со здоровьем. Отец не понимает происходящего, почему дочь перестала хорошо учиться, а Саша страдает от сознания того, что надежды на нее не оправдываются, от жалости матери ей очень больно, отца она боится. Это вполне характЕрная ситуация во многих семьях: конфликт родителей с детьми.

2) Психологическое состояние героя передано через внутренний конфликт, когда герой не в ладу с самим собой, когда несет в самом себе те или иные противоречия. Например, в повести «Голос» Саша пытается понять свое отношение к Дженнет, девушке, подорвавшей себя на станции метро. Как относиться к ней? Может быть, причина панических атак Саши заключается в том, что надо разобраться, что чувствует подросток, когда думает о тех событиях? Ненависть, неприятие, отторжение? Или оправдание? Почему Саша пытается понять Дженнет: она убийца или жертва? Саша размышляет о том, кем же были люди, которые внушили Дженнет, что нужно совершить теракт. «Я очень хорошо понимаю, кем были люди, которые толкнули ее на такой поступок. Они пришли к ней в самый уязвимый момент. Ее муж, ее любимый человек только что был убит в ходе спецоперации. Он был боевиком, но она любила его как человека. Ей всего 17 лет, она находится в таком душевном состоянии, когда ей нужны поддержка и помощь. Она пережила страшное потрясение. И тут приходят взрослые мужчины, которые говорят, что она должна отомстить за своего любимого и за это сможет встретиться с ним в раю.»11

3) второстепенные герои помогаютСаше бороться со своим недугом: общение с неунывающей бабушкой Надей, обладательницей завидного легкого характера, врачует Сашу. Настоящее облегчение героиня испытывает и тогда, когда ребята из клуба читателей поддерживают ее во время приступа, а ведь она уже успела привыкнуть к неловким и виноватым взглядам растерянных одноклассников.

4) размеренный темп повествования, местами превращающегося в эмоциональную исповедь глубоко страдающего подростка, ускоряется ближе к развязке. И теперь Саша концентрируется не только на процессах, пожирающих изнутри, но и способна увидеть и внешний мир и соотнести себя с чем-то несоизмеримо большим и общечеловеческим, когда речь идет об исторических событиях времен войны…

Глава III. Практическая значимость работы

Современный подросток живет в сложном по содержанию и тенденциям развития мире. Эмоциональное неблагополучие подростка, его внутренние и внешние конфликты с окружающими - один из объектов пристального внимания психологов, педагогов, родителей. Если не обращать внимание на проблему, то это может привести к печальным последствиям: либо подросток замыкается в себе, сознательно отгораживаясь от всех, кто его не понимает, как это случилось сначала с героиней повести Сашей, либо может произойти трагедия: основная опасность для подростков состоит в том, что в момент тоски, тревоги и отчаяния нередко подросток в состоянии одиночества обращает внимание на группу «Синий кит» (или какую-то подобную) или читает книгу «50 дней до смерти», и тогда …..Не хочется даже домысливать, что же будет тогда. Хорошо бы, чтобы на жизненном пути такого подростка встретились жизнерадостная, всё понимающая бабушка Надя, как у Саши, или члены книжного клуба, с которыми познакомилась героиня и обсуждала поступки героев прочитанных произведений. Проговаривая проблемы героев и анализируя их поступки, Саша смогла посмотреть на себя со стороны, справиться со своими паническими атаками.

Конечно, со стороны общества должны приниматься меры по предупреждению развития страха, депрессивного состояния подростков, заниматься пропагандой ценностей семьи; искать и использовать методы воспитания. Но уверена, что в этом большую помощь может оказать литература, в частности современная повесть Дарьи Доцук «Голос».

Знаменитый русский психотерапевт Н.Е.Осипов (1877 —1934) называл литературные произведения «психоанализом в художественной форме». С уверенностью могу сказать, что Д. Доцук, продолжая традиции писателей XIXXXI века в области психоанализа, исследует внутренний мир современного подростка, помогает ему понять самого себя, осмыслить себя в мире среди окружающих его людей.

Заключение

Д. Доцук затрагивает в повести широкий круг проблем: преодоления страха и взаимоотношения девочки-подростка с родителями и окружающими людьми. Размышляя над тем, как происходит процесс формирования личности подростка, каковы пути борьбы с паническими атаками, Дарья Доцук пишет автобиографическое произведение.

Характер героини раскрыт с помощью приема психологизма через форму монолога-исповеди с читателем, приемов скрытого и открытого психологизма, систему образов второстепенных героев.

Основная мысль книги заключается в том, что со страхом можно бороться и его можно победить.

«Я думаю, что книга - это способ проговорить волнующие тебя проблемы на примере персонажа, а не себя лично. Это освобождающий опыт, потому что у людей есть потребность проговаривать свои проблемы. Но говорить о себе тяжело. Я присваиваю персонажу другое имя, немного отличающуюся биографию, а по сути, рассказываю о себе», - призналась в одном интервью Д. Доцук.

Повесть «Голос» – своего рода терапия для читателя. Дарья Доцук помогает подросткам принять себя, свою чувствительность и ранимость, помогает научиться открываться перед другими людьми, не замыкаться в себе, в своих чувствах. Писатель не скрывает от подростка жестокость нашего мира, а помогает молодому читателю не сломаться от этой бесчеловечности.

Произведение пропитано доверительной атмосферой, гуманизмом и позитивным взглядом на жизнь. Рекомендую эту книгу подросткам и взрослым, которые не умеют воспринимать проблемы своих детей всерьез, а также всем, кто сталкивался в своей жизни с паническими атаками. 

Список литературы

Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н. и др. Результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации / Российский педиатрический журнал, 2016, том 19, №5

Доцук Д. Голос. – М.: Самокат, 2017.

Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М.: Просвещение, 1988.

Панова Н.Ю. Психологизм художественной литературы как отражение внутреннего мира человека (теоретический аспект) // Актуальные проблемы славянской филологии, 2011. – Вып. XXІV. – Ч. 2. – С. 312-320.

Путило О.О. Рациональное и эмоциональное в прозе "молодого Толстого" : диссертация ... кандидата филологических наук.- Волгоград, 2008.

Шварц Т. Читаем лица. Физиогномика. - Издательство: Питер, 2000

1 Доцук Д. Голос. – М.: Самокат, 2017 – с. 11-12

2 Доцук Д. Голос. – М.: Самокат, 2017 – с. 139

3 Английский фольклор (пер. С. Маршака)

4 Доцук Д. Голос. – М.: Самокат, 2017. – с. 17

5 Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М.: Просвещение, 1988

6 Доцук Д. Голос. – М.: Самокат, 2017 – с. 11

7 Путило О.О. Рациональное и эмоциональное в прозе "молодого Толстого": диссертация ... кандидата филологических наук.- Волгоград, 2008.

8 Доцук Д. Голос. – М.: Самокат, 2017 – с. 100, 125

9 Доцук Д. Голос. – М.: Самокат, 2017 – с. 22

10 Т. Шварц Читаем лица. Физиогномика. - Издательство: Питер, 2000

11 Доцук Д. Голос. – М.: Самокат, 2017 – с. 67

14

Просмотров работы: 2224