Иван Грозный как исторический деятель и литературный персонаж в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Иван Грозный как исторический деятель и литературный персонаж в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Знание истории своей Родины во все времена считалось делом необходимым. Оно давало человеку право гордиться своей принадлежностью народу, имеющему славное прошлое, оно учило любить Родину, служить ей и защищать ее.

Искусство всегда интересовалось историей, находя в ней сюжеты для своих произведений, героев, чья слава не увядает с веками. Княгиня Ольга, князь Владимир, Минин и Пожарский, Иван Сусанин, Степан Разин, М.И. Кутузов, И. Грозный – это не только исторические личности, но и литературные герои, художественные образы многих произведений, картин, спектаклей, кинофильмов.

История сохранила имена героев и антигероев, среди которых есть личности настолько противоречивые, что единого мнения, однозначной оценки их жизни и деятельности нет, и не может быть. Такой сложной, но удивительно интересной личностью был Иван IV.

Не обошел историческую тему в своем творчестве и такой выдающийся мастер слова, как М.Ю. Лермонтов. Историческая тема - одна из важнейших тем в творчестве поэта, которая разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать «поэтом прошлого и настоящего».[1, 5, 11 ]

Мы разделяем точку зрения исследователей, которые считают главным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, поэму “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Подобно тому, как в стихотворении “Бородино” поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из важнейших событий русской истории, когда решалась судьба всей страны, в “Песне...” объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси. Именно в такие значимые периоды, по мнению Лермонтова, открываются наиболее сильные и важные черты русского характера.

Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил «Песню...», видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории. «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее», — писал он. [1]

Одним из центральных персонажей поэмы представлен царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьбы людей, казнит или милует. Недаром его так прозвали Грозным: как только речь заходит о нем, в воображении каждого из нас встают опричники, кровавые забавы, жестокие казни, беспощадное покорение Новгорода Великого, взятие Казани…

И главное – всюду смерть, кровь, жестокость. Такова особенность народной памяти: в легендах, преданиях сохраняется или самое хорошее, или самое плохое. Согласно народным представлениям изображен Иван Грозный Лермонтовым в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». И это вполне естественно: ведь поэма создавалась в традициях народного творчества.

Все выше сказанное и определило круг наших научных интересов и тему исследования: «Иван Грозный как исторический деятель и литературный персонаж в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»».

Актуальность исследования заключается в том, что представленный в работе материал поможет кадетам глубже понять общекультурный контекст эпохи Ивана Грозного, а также получить информацию о том, как в современной науке изучаются личности исторических деятелей. Уже очевидно, что надо учиться анализировать и сопоставлять факты, так как не только увеличивается число научных исследований, но меняются и сами подходы и оценки, переосмысливается деятельность Ивана Грозного, в том числе. Все это подтверждает необходимость развития у учащихся навыков исследовательской работы, работы с научными источниками, умений анализировать и делать грамотные выводы.

Цель исследовательской работы - сопоставить образ царя Ивана Васильевича в поэме М.Ю. Лермонтова и личность Ивана Грозного, представленную на страницах исторических документов.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- изучить историю создания поэмы М.Ю. Лермонтова;

- исследовать исторические документы данного периода правления Ивана Грозного и его историческое описание как государственного деятеля, как личности;

- проследить, какие качества Ивана Грозного определяет М.Ю. Лермонтов как доминирующие в отношениях с другими персонажами поэмы;

- провести самостоятельный сравнительный анализ образа Ивана Грозного в «Песне…» и в исторических документах.

- отметить, какова частотность употребления прозвища «Грозный» в поэме М.Ю. Лермонтова.

Объект исследования – личность Ивана IV Васильевича Грозного в литературе и истории.

Предмет исследования – противоречивость образа Ивана Грозного в

поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про…» и исторических документах.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что образ Ивана Грозного в литературе будет отличаться от представления личности царя в исторических документах в аспекте авторского идейного замысла и жанровой специфики «поэмы» и «песни».

Методы, использованные в работе: исследование, сравнительный анализ, характерологический анализ.

Перспективность исследования – начатая работа по изучению обозначенной проблемы может быть продолжена по целому ряду направлений на более высоком научном уровне с использованием последних научных источников российских и зарубежных исследователей.

Практическая значимость работы – данный материал может быть использован на уроках литературы и при подготовке кадет к экзаменам и олимпиадам по литературе, при подготовке тематических классных часов.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы, а также приложением является презентация в электронной форме.

Глава 1 Теоретические аспекты изображения исторических деятелей в художественной литературе

1.1 Особенности изображения исторических деятелей в художественной литературе в аспекте научных исследований истории создания «Песни про..» М.Ю. Лермонтова

Изучение целого ряда исторических документов по интересующей нас проблеме позволило полнее представить картину создания поэмы М.Ю. Лермонтова и что повлияло на его идейный замысел, на его позицию в создании художественного образа известной и столь противоречивой исторической личности. Стало очевидным, что в эпоху реакции, когда всякая свободная мысль душилась царской цензурой, Лермонтов размышлял о силе и слабости духа русского человека. А каков он, русский человек, когда ему надо встать перед судом своей совести, не жалея жизни, когда надо не дать надругаться над своей честью? Пробудится ли в нем та крепость духа, которая не даст возможности укрыться в какой- то обидной полуправде, сдать перед опасностью? Да, пробудится! С этой мыслью пишет он «Песнь».

Многое из того, что Лермонтов описал в «Песне», он видел в имении бабушки Елены Арсеньевой Тарханы. Не раз он видел тут кулачные бои, о которых вспоминает родственник Арсеньевых А.П. Шан-Гирей: «На плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд стена на стену сходился на кулачки, и я помню, как расплакался Мишель, когда Василий-садовник выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови».

И фамилия Калашниковых была знакома поэту. В Тарханах жил крестьянин с такой фамилией: «А зовут его Степаном Калашниковым, \А родился он от честного отца, \ А жил по закону господнему». Много таких, как Степан Парамонович, стояли в русском строю в трудный час истории, многие в такой час находили себя полностью. Русскому ли сердцу не справиться со страстями? Русский народ способен на многое. Об этом пишет Лермонтов в своей «Песне».

Значительно расширили наши знания о поэте документальные факты о том, что по выходе из школы гвардейских подпрапорщиков Лермонтов окунулся в литературную жизнь. Это было время, когда всколыхнулся интерес к народной жизни, народному поэтическому творчеству. Занятия Лермонтова историей и стариной России подтолкнули его к написанию поэмы из русской жизни, в которой действующим лицом является боярин времен Ивана Грозного. Личность царя всегда занимала поэта. Над поэмой «Боярин Орша» он работает в 1835–1836 годах.

Мы отмечаем, что Лермонтов заинтересовался русской стариной, народными поверьями, песнями. Он серьезно изучает «Сборник Кирши Данилова». Его увлекает характер и лад русской былины. Зарождается замысел песни, в которой выразилась бы русская жизнь периода, который особенно интересовал поэта, – времени царствования Ивана Грозного. Хотя «Песня про царя Ивана Васильевича…» появилась в печати в начале 1838 года, уже в 1836 году поэт начал работать над ней (может быть, и написал ее). Привычкой Лермонтова было дать вылежаться написанным произведениям. Датой создания «Песни…» считается 1837 год.

Возможно, на выбор сюжета «Песни…» повлиял случай, о котором Лермонтов услышал еще во время своего пребывания в университете: гусар, тщетно ухаживавший за приглянувшейся ему женой купца, похитил ее с улицы, когда она возвращалась из церкви. Этот купец жил в Замоскворечье, по-старинному, торговал в Гостином дворе. Муж отомстил за поругание семьи и затем, арестованный, наложил на себя руки. Возможно, что сюжет позаимствован поэтом из какого-либо рассказа о грозном царе. Несомненно одно: многие картины и образы навеяны былинами, которыми Михаил Юрьевич зачитывался в сборнике Кирши Данилова («Ставр боярин», «Мастрюк Темрюкович»). В былине «Иван Годинович» встречается имя: Настасья Дмитриевна (в «Песне…» – Алена Дмитриевна). В былине говорится:

Глупый Иван, неразумный Иван!
Где ты, Иванушка, перво был?
Ныне Настасья просватана,
Душа Дмитревна запоручена…

Как и Кирибеевич, герой былины опоздал со своей любовью. Известно, что, приехав в Тарханы зимой 1836 года, Лермонтов устроил между крестьянами кулачный бой (традиция проводить кулачные бои к этому времени стала угасать). Он был доволен увиденным, подарил крестьянам несколько участков леса и особенно одарил победителя – молодого парня из Тархан. Поэта занимала картина кулачного боя – распространенной в прошлом русская национальная потехи. [10]

В. Г. Белинский, один из самых авторитетных литературных критиков 19 века, так объяснял выбор Лермонтовым темы «Песни про царя Ивана Васильевича…»: «Самый выбор предмета свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностию и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем». [1]

На наш взгляд, достаточно любопытный факт, что в 1818 году на прилавках книжных магазинов появилась книга «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым и вторично изданные с прибавлением 35 песен и сказок, доселе неизвестных, и нот для напева». Первоначально рукопись этой книги принадлежала П. А. Демидову – владельцу уральских заводов. Певец, сказитель – звали его, по-видимому, Кирилл Данилов – жил в тех краях. Переписывали книгу пять человек – выявлено пять различных почерков. Записаны произведения народного творчества на бумаге с водяными знаками 1780-х годов.

Все это достаточно убедительно объясняет интерес М.Ю. Лермонтова к личности Ивана Грозного и самой эпохе, а также его решение создать художественное произведение, в котором известные исторические факты приобретут эпическое звучание.

1.2 Дискуссионные вопросы о личности Ивана Грозного и его роли в развитии государства

Изучение и систематизация научных источников о личности Ивана Грозного позволило сделать вывод о том, что последняя точка еще не поставлена. Научный спор о царе Иване Васильевиче идет уже четыре с лишним века: начался еще при жизни Грозного. Одна из первых характеристик дана в начале ХVII века, она весьма противоречива: некрасивый («образом нелепый») с длинным и кривым носом («нос протягновен и покляп»), царь вместе с тем высок, у него «сухо тело» и толстые мышцы, высокие плечи и широкая грудь.

Далее идет восхваление: «Муж чудного рассуждения, книжного поучения, многоречив, к ополчению дерзостен, за отечество стоит крепко».

Мы обнаружили, что рядом с высокой оценкой царя, так же убедительно и доказательно следует осуждение его в жестокости, неумолимости в пролитии крови: множество народу от мала до велика при царстве своем погубил, и тут же: многие блага сотворил, воинство свое любящим и заботящимся показан. Похоже, современник стал в тупик перед многогранностью человеческого характера. Этому есть объяснение.

Считаем важным отметить, что разнообразие оценок дел и личности Ивана IV нашло продолжение в науке. У историка XIX века Карамзина оно однозначно: «герой» в первый период своего царствования, он превращается в тирана во втором. Во второй половине XIX века историческая наука стала вскрывать закономерности хода истории. Историк С.М. Соловьев представлял историческое развитие России того времени как смену «родовых» начал на «государственные».

В этом смысле деятельность Ивана IV была шагом вперед, к победе государственных начал. Соловьев резко говорил о казнях неповинных людей, писал, что «не произнесет историк слово оправдания такому человеку».

Последующие историки, кроме В.О. Ключевского, порой как бы бравировали свободой от моральных оценок прошлого, говорили, что надо не судить, а понять людей минувших. С конца 30-х годов оценка деятельности Ивана IV становится почти единодушной. На страницах ученых трудов, романов, на киноэкранах и в театрах Ивана стали изображать, как великого патриота Русской земли, беспощадно и справедливо расправлявшегося с изменниками боярами. Причины такого отношения лежали за пределами науки. Террор казался привлекательным для оправдания событий в стране в этот период.

Но Иван Грозный был не только тираном. Если мы обратимся к историческим документам, то узнаем много интересного и, может быть, неожиданного для себя.

Проведенный нами анализ источников показал, что Иван Грозный имел разум превосходный, не чуждый образования, соединенный с необыкновенным даром слова. Обладал редкой памятью, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, нашего Отечества. Был монарх, ревностный, неутомимый, часто проницательный в государственных делах. Расширил границы государства, завоевав Казань, Астрахань, начав освоение Сибири. Любил правду в судах, сам нередко разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно. Казнил утеснителей народа, сановников бессовестных, лихоимцев, телесно и стыдом.

Знаменит в истории как законодавец и государственный образователь. Издал «Государственное уложение», устроил различные учреждения для лучшего действия самодержавной власти: Казенный двор, различные приказы, суды.

Оставил после себя Руси войско, какого она не имела прежде: лучше устроенное и многочисленное.

Строил новые города для безопасности границ и развития торговли: Лаишево, Чебоксары, Козмодемьянск, Орел, Кокшанск, Тетюши, Алатырь, Арзамас…

Не знать этого или забывать об этом нельзя. Время правления Ивана Грозного – это не только время опричнины, но и важный этап в становлении сильного и обширного Российского государства, а Иван Васильевич не только жестокий и подозрительный человек, но и правитель державы, очень много сделавший для нее.

1.3 Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про …»

Исследователи творчестваМ. Ю. Лермонтова отмечают, что поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил «Песню...», видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории. «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее», — писал он. В этом произведении Лермонтов показывает грозную эпоху царя Ивана IV. Именно здесь поэт находит образец для подражания в лице «удалого купца» Калашникова. Мы разделяем эту точку зрения.

Целостный анализ художественного текста, который мы провели самостоятельно, позволил получить более полное представление. В начале поэмы мы видим богатый пир в царских палатах, где в центре «во златом венце» — сам царь Иван Васильевич, окруженный со всех сторон своими подданными:

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре да князья,

По бока его все опричники.

На трапезе царит всеобщее веселье. Все пьют во славу царя. И государь не скупится на угощения для своих преданных опричников. Внешность царя говорит о его деспотизме и жестокости. Брови у него черные, очи зоркие «словно ястреб глянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого». Внимательно он смотрит по сторонам — не затаил ли кто измены, не завидует ли его славе.

Мы отмечаем, что в большинстве научных источников подтверждается факт, что во времена царствования Ивана Грозного опричники отличались своей жестокостью и беззаконием, они пользовались особым положением и полной безнаказанностью. Вот и в «Песне...» мы находим подтверждение этому: царь интересуется, чем же опечален его верный слуга Кирибеевич: «или истерся кафтан, или измялась шапка соболиная, или «казна поистратилась», или сбил с ног на кулачном бою сын купеческий»? В самоуверенном ответе опричника мы слышим отголосок господствовавшего в те времена культа личной храбрости и лихой удали:

Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом...

Из богатых, роскошных палат царя мы переносимся на гостиный двор, в купеческую лавку, где молодой купец бережно раскладывает свои товары, зазывая покупателей. Однако «баре богатые» проходят мимо. В задумчивости и печали покидает купец свою лавку в конце дня, заперев накрепко дубовую дверь и спустив сторожевого пса.

Купец Калашников, придя домой и не застав там жены, очень удивился. Дело в том, что по заведенному порядку жена должна была сидеть дома, поддерживать уют, накрывать стол, ожидая своего «государя», главу семьи, кормильца и защитника. Именно к мужу как к защитнику своей чести и оскорбленного достоинства обращается за помощью Алена Дмитриевна. И тот, как настоящий представитель «честного народа», вступается за жену. И зовет своих братьев постоять за ее честь, если сам он погибнет в битве. Для младших братьев воля старшего — закон, и они послушно соглашаются идти с ним.

Считаем важным отметить, что и в самом поединке мы также видим характерные черты той эпохи: тогда на Руси было заведено, что по праздникам царь устраивал кулачные бои, чтобы потешить себя, своих бояр и опричников. И вот выходят на смертный бой Кирибеевич и Калашников. И молодой купец, защищающий честь и «закон господний», побеждает бесчестного врага.

Во время казни преступника никогда на Руси не звонил большой колокол. Грозный царь звоном большого колокола ставит народ в известность о том, что купец Калашников – не преступник, хотя царь и вынужден его казнить. По законам того времени, мы можем понять и «милость» грозного царя: наточенный - навострённый топор не станет причиной мучений купца при казни, палач не выйдет на помост в одежде, испачканной кровью, как при казни преступника. И будет звонить большой колокол. Это всё, что царь может сделать для купца Калашникова в этой ситуации, поскольку сама казнь неизбежна.

Образ царя Ивана Васильевича также отвечает исторической правде. Лермонтов отмечает противоречивость Ивана Грозного: милостив был царь к своему льстивому окружению, но жесток и зачастую несправедлив с прогневившими его. Безжалостно приказывает он казнить Калашникова, убившего на поединке его лучшего бойца и любимого слугу. Тем не менее, он воздает должное удали и высоким нравственным качествам купца, а осиротевшей семье дает привилегии: обещает пожаловать из своей казны «молодую жену и сирот», а его братьям разрешает отныне торговать беспошлинно. Иван Грозный М. Ю. Лермонтова суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, спокоен, радостен, доверчив и подозрителен, наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости опять-таки жесток.

До и после Лермонтова никто так Грозного не писал. Великий художник вводит нас в самую «механику» чувств Грозного, не только изо­бражает «диалектику» его души, но и показывает обстоя­тельства, которые сделали его Грозным. С каким художе­ственным тактом поэт описывает пир Грозного, рассказывая, кто где сидит за столом!

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре да князья,

По бокам его все опричники...

Проведенный нами анализ текста поэмы и соотнесение его с историческими источниками сделал возможными следующие выводы и заключения.

М.Ю. Лермонтов искусно вводит читателя в самую суть политической борьбы времен Грозного, которая много объясняет в его характере и поведении. И слово «грозный» теряет свою самодовлеющую психологическую окраску, становясь чер­той характера, исторически значимой и обусловленной и поэтому введенной в определенные исторические границы. Это и дает художнику право, не греша против истины, развернуть другие возможности характера Грозного, про­тивоборствующие первой. Он отстаивает свободу чувства любви, он не хочет и не может порабощать любовь чело­века, любовь женщины. Это и продиктовало его знамени­тые слова:

Как полюбишься — празднуй свадебку,

Не полюбишься не прогневайся.

Таков Грозный Лермонтова. Это сложная, богатая, противоречивая и объясненная в своей сложности лич­ность. Здесь нет ничего наперед заданного, предвзятого, здесь все в естественном развитии действия объясняет самое себя. Здесь все дышит историей, все живет историей. Лермонтовский историзм и его художественный гений торжествуют здесь полную победу. В обрисовке Грозного и в объяснении его эпохи Лермонтов как автор «Песни...» выше всех своих современников — историков и писателей.

Следовательно, Лермонтов создал художественное произведение на основе исторических сведений, стараясь подробно и точно изобразить эпоху Ивана Грозного. Он (Лермонтов), по словам Белинского, «вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

Глава 2 Практическое обоснование специфики создания образа исторической личности в художественной литературе.

Сравнительная характеристика образа Ивана Грозного в истории и художественной литературе на примере поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про…»

Для более убедительного подтверждения правоты нашей рабочей гипотезы нами была предпринята попытка сопоставительного анализа Ивана Грозного как исторической личности и художественного образа героя, который создает талантливое перо поэта на основе реальных исторических деталей и фактов.

Образ Ивана Грозного глазами историков

Образ Ивана Грозного в поэме «Песня про…» М.Ю. Лермонтова (черты характера)

Н.М. КАРАМЗИН (русский историк XIX в.): «Иоанн родился с пылкими страстями, с воображением сильным, с умом еще более острым, нежели твердым или основательным».

С.М. СОЛОВЬЕВ (русский историк XIX в.): «Подобно деду своему, Иоанну III, Иоанн IV был очень высокого роста, хорошо сложен, с высокими плечами, широкою грудью; по иностранным свидетельствам, он был полон, а по русским — сухощав, глаза у него были маленькие и живые, нос выгнутый, усы длинные. Привычки, приобретенные, дали лицу его мрачное, недовольное выражение, хотя смех беспрестанно выходил из уст его. Он имел обширную память, обнаруживал большую деятельность; сам рассматривал все просьбы; всякому можно было обращаться прямо к нему с жалобами на областных правителей».

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ (русский историк XIX–XX в.): «…Нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. По природе или воспитанию он был лишен устойчивого нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотнее склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки: он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В каждом встречном он прежде всего видел врага».

К.Д. КАВЕЛИН (русский историк и юрист XIX в.): «Как бы мы ни смотрели на Ивана Грозного, царствование его, конечно, одно из замечательнейших в русской истории; а мы, даже до сих пор, все больше обращаем внимание на психологический характер его жестокостей, как будто в них вся сущность дела. Ни в чем наше умственное несовершеннолетие не выказывается так осязательно, как в том, что мы не только не понимаем, но почти не знаем царствования Ивана IV и даже мало им интересуемся, воображая, что, и не изучив его, можно понимать русскую историю; а между тем эпоха Грозного, по своему значению во внутреннем развитии Великороссии, есть преддверие к эпохе Петра и имеет с ней глубочайшую связь».

Величие Грозного.

«Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич».

Суровость.

«Вот нахмурил царь брови черные

И навёл на него очи зоркие,

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником».

Стремление властвовать над душой подданных.

«Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Когда всходит месяц – звёзды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью».

Щедрость по отношению к любимцам.

«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные».

Соблюдение некоторых законов нравственности.

«Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся».

Стремление показать свою милость.

«Я топор велю наточить – навострить,

Палача велю одеть – нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью…»

Оказание помощи семье осужденного.

«Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, безпошлинно».

Щедрым по отношению к своим любимцам.

«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные».

Заключение

Цель исследования состояла в обосновании положения, что образ Ивана Грозного в литературе отличается от представления личности царя в исторических документах. Теоретический анализ специальной литературы и результаты проведенной самостоятельно работы подтвердили нашу рабочую гипотезу. Мы показали, как проявляется авторский идейный замысел и жанровая специфика «поэмы» и «песни» в создании реалистического художественного образа.

Поставленные задачи решены в полном объеме: мы изучили историю создания художественного произведения и специфику изображения образа героя на основе реальных фактов и событий, зафиксированных в исторических документах.

Таким образом, мы увидели, что эпоха Ивана Грозного поражает своими противоречиями, а потому личность Ивана Грозного всегда будет вызывать разноречивые оценки в зависимости от взглядов общества и личных пристрастий историков. Образ царя Ивана Васильевича в поэме М.Ю. Лермонтова также отвечает исторической правде. Художник слова отмечает противоречивость Ивана Грозного: милостив был царь к своему льстивому окружению, но жесток и зачастую несправедлив с прогневившими его. Безжалостно приказывает он казнить Калашникова, убившего на поединке его лучшего бойца и любимого слугу. Тем не менее, он воздает должное удали и высоким нравственным качествам купца, а осиротевшей семье дает привилегии: обещает пожаловать из своей казны «молоду жену и сирот», а его братьям разрешает отныне торговать беспошлинно.

Лермонтов создал своего рода исторический документ. Подробно и точно изобразив эпоху Ивана Грозного, он, по словам Белинского, «вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

Литература и история – это две дисциплины, которые как нельзя лучше дополняют друг друга, убедительно подтверждая, что настоящее искусство всегда соприкасается с реализмом науки в изображении истории.

Мы считаем, что цель исследования достигнута в результате решения поставленных задач. Однако следует добавить, что данная тема представляется перспективной для дальнейшей разработки на более серьезном научном уровне: в ходе исследования обозначились новые аспекты в изучении обозначенной проблемы и возможные варианты их решения. Работа может быть продолжена.

Литература

В. Г. Белинский «Стихотворения М. Лермонтова» 1841 г.

Иван IV Грозный. Сочинения.- СПб., 2000.

Иловайский Д.И. История России. Царская Русь. (Московско-царский период. Первая половина или 16 век).-М. :Чарли, 2005.

История России с древнейших времён до конца XVII века. М., 2008.

Карамзин Н.М. Предания веков. - М: Правда, 1988.

Ключевский В.О. Сочинения. Том II. Часть 2. Лекция XXX. Характеристика царя Ивана Грозного // Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Позднее средневековье. М.,2000.

М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… -М.,Дрофа, 2000

Михайловский Н.К. Иван Грозный в русской литературе, Соч., т. 6, СПб., 1987.

Н.М. Карамзин. История государства Российского. –М., Просвещение, 1990

П. А. Висковатый. «Михаил Юрьевич Лермонтов: Жизнь и творчество».

Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989

Интернет - ресурсы:

http://ivan.grozy.ru/.

http://to-name.ru/biography/ivan-groznyi.htm

http://www.calend.ru/person/928/

http://kremlion.ru/praviteli/ivangrozny

http://www.istorik.ru/library/persons/9/ivan4.htm

Просмотров работы: 293