Введение
В январе 2019 года я принимала участие в 14-ом Российском Рождественском Фестивале -конференции «Юный исследователь». Каждый раз Рождественский Фестиваль радует участников яркими незабываемыми встречами с интересными людьми. В прошлом году мне предоставилась возможность посетить встречу с детским писателем Сергеем Седовым. Для меня встреча с писателем стала самым ярким и запоминающимся событием фестиваля. До участия в фестивале я ничего не знала ни об этом писателе, ни о его творчестве, поэтому с нетерпением пришла на встречу. Более того, я ни разу не встречалась с писателями до этого момента.
Во время своего выступления Сергей Седов читал со сцены свой сборник рассказов «Ужасные материалы». Это сборник коротких юмористических рассказов-страшилок. Было и страшно, и смешно одновременно.
Мне показалось удивительным следующее. Несмотря на то, что во время выступления Сергея Седова не происходило ничего, что могло бы долго удерживать внимание слушателей, все ребята и я в том числе сидели не шелохнувшись. Писатель выглядел совершенно обычно, и читал он свои рассказы совершенно обыкновенным голосом, во время его выступления не играла музыка, не транслировались видеоролики. На сцене обычный человек с книгой в руках читал текст. Но окончание каждого рассказа заканчивалось громкими криками ребят с требованием продолжения.
Казалось, что все ребята готовы слушать писателя сколько угодно долго. Но меня насторожило, что восторг от происходящего почему-то не разделяли большинство взрослых, находившихся в зале. Они лишь переглядывались и сидели с серьезными лицами. Вот какой разной была реакция на происходящее на сцене.
После этого мероприятия мне захотелось больше узнать о Сергее Седове и о его творчестве. После изучения информации о писателе, у меня сложилось впечатление, что Сергей Седов — это юмористический автор и сказочник.
Меня заинтересовало, что в списке написанных им произведений значится книга «Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле. Рассказ очевидца". Геракл – это герой древнегреческой мифологии. А это очень серьезная тема. Я не раз встречала книги по данной тематике в списке литературы, рекомендованной для внеклассного чтения. Но никогда не видела там книгу Седова.
Конечно, в идеале хотелось бы прочитать рассказы о легендарном греческом герое Геракле в подлиннике на величайшем и звучном греческом языке. Естественно, практически всем, и мне в том числе, это недоступно. В настоящее время знакомство читателя с данным героем происходит посредством пересказов греческих текстов разными авторами.
Когда я взяла в руки книгу Седова «Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле. Рассказ очевидца", она мне сразу понравилась: приятная бумага, необычный внешний вид, плотные страницы, удобный шрифт, обаятельные иллюстрации. В книжном магазине на полке с книгами по греческой мифологии мне бросилась в глаза именно она. Можно ли по ней познакомиться с такой сложной, но обязательной для любого образованного человека темой, как подвиги легендарного греческого героя Геракла ?
Я решила изучить этот вопрос.
1. Цель и задачи работы
Цель работы:
Понять, возможно ли использовать книгу Сергея Седова «Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле. Рассказ очевидца» в образовательных целях или ее можно рассматривать только как развлечение и не более?
Задачи работы:
Хочу отметить, что список задач менялся и дополнялся в процессе выполнения работы. Ниже приведен итоговый вариант:
найти книгу, которая считается классическим вариантом изложения двенадцати подвигов Геракла;
сравнить, насколько близко к классическому варианту излагает в своей книге материал Сергей Седов (герои, сюжет и т. д.);
понять, для какого возраста подходит книга Сергея Седова;
определить преимущества и недостатки данного изложения;
понять, возможно ли использовать данную книгу в образовательных целях.
2. План исследования
С первого класса я участвую в научно-практических конференциях для младших школьников. И в первом и во втором классе при выполнении исследования мне во всем помогали родители. Они предлагали тему для исследования, помогали планировать, выполнять и оформлять работу.
В этом году я решила, что я повзрослела, накопила достаточно опыта и мне необходимо переходить на новый уровень. Поэтому это моя первая самостоятельная работа. Единственное, с чем мне пока не удалось справиться — это быстрый набор текста и работа с таблицами в текстовом редакторе. Здесь я просила помощи у взрослых.
После того, как я определилась с темой исследования, возникла необходимость составления плана с четким указанием сроков выполнения каждого этапа. Свой план работы над проектом привожу ниже.
№ |
Этапы работы над проектом |
Сроки выполнения |
1 |
Прочитать книгу С. Седова «Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле. Рассказ очевидца" |
10.10.19-19.10.19 |
2 |
Найти книгу, которая является классическим изложением подвигов Геракла |
20.10.19-27.10.19 |
3 |
Прочитать данную книгу на осенних каникулах |
28.10.19-04.11.19 |
4 |
Составить вопросы для исследования |
05.11.19-07.11.19 |
5 |
Работа с текстами, ответы на вопросы |
08.11.19-30.11.19 |
6 |
Составление чернового варианта работы (план работы) |
01.12.19-05.12.19 |
7 |
Оформление работы |
05.12.19-12.12.19 |
8 |
Сделать презентацию для выступления |
13.12.19-19.12.19 |
9 |
Подготовить речь для выступления и выучить ее |
20.12.19-27.12.19 |
3. Возможность использования книги С. А. Седова «Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле. Рассказ очевидца" для знакомства с мифами Древней Греции детей младшего школьного возраста
3.1. Книга Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции»
Я думаю, нет смысла спорить, что древнегреческая мифология — это достояние всего человечества, и существует необходимость знакомить с ней широкие слои населения, в том числе и детей. А как это сделать? Этот вопрос всегда стоял перед учеными, историками, литераторами.
Первым русским ученым, изучившим и сделавшим перевод древнегреческих сказаний о Геракле, был профессор МГУ Николай Альбертович Кун (1877—1940). Это был многосторонний человек: историк, писатель, педагог. Н.А. Кун является автором популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (1922). Эта книга выдержала множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках. По словам самого писателя он задумал книгу для учащихся гимназий. Н.А. Кун работал с первоисточниками, с древнегреческими текстами, сам занимался переводом текстов с греческого языка, поэтому его книга «Легенды и мифы Древней Греции» считается классической, обязательной для прочтения.
3.2. Книга С. А. Седова «Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле. Рассказ очевидца"
Сергей Анатольевич Седов (род. 24 августа 1954) — это русский детский писатель и сценарист, сочинитель веселых сказок-приключений. Книги Сергея Седова – это веселые, ироничные, озорные истории, где разыгрываются различные ситуации. Почти все сказки Седова – это циклы рассказов, связанных определенной темой или героем, складывающихся в единые произведения.В текстах С. Седова много переходов от шутки – к абсурду, от анекдота – к фарсу, маленькие произведения могут быть чем угодно – детективом, страшной историей, ужастиком, пародией, изложенными по-своему историческими событиями. Отличительной чертой произведений Сергея Седова является их краткость. Он сочиняет истории, в которых двумя-тремя словами выражает целое действие. Самые известные книги С. Седова — это повесть-сказка «Жил-был Лёша», «Мальчик Лёша и разбойники», книги «Сказки про мам», «Сказки про королей», «Сказки детского мира», «Невероятные приключения и путешествия Зайца Зайцева» и др.
В некоторых сказках Сергея Седова можно встретить греческие и библейские мифы («Сотворение мира» (1992), «Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле: рассказ очевидца» (2011)). Греческие мифы о Геракле в пересказе Сергея Седова – это классические истории о греческом герое, рассказанные современным книжным языком. Автор становится на позицию «очевидца», окидывая ироничным взглядом 12 подвигов, что делает книгу источником легкого отношения к «неприкосновенной» классике.
Любая книга – это всегда не просто текст, напечатанный на страницах. Книга, которую мы берём в руки, – это всегда произведение искусства книжной графики. А иллюстрация — это не только картинка в тексте, это важный элемент художественного оформления, подчиняющийся общей идее книги, помогающий раскрыть сюжет, создать должное впечатление от прочитанного.
Созданием иллюстраций для книги С.Седова «Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле. Рассказ очевидца» занималась художник -иллюстратор Татьяна Кормер. Ей удалось создать запоминающиеся, атмосферные, по-настоящему обаятельные иллюстрации, очень подходящие к повести С. Седова. Они выполнены в лаконичном стиле, крупными мазками.
Художница при оформлении книги использовала всего несколько цветов. Белый, черный, красный цвет — это основные цвета, используемые в период расцвета греческой культуры. Но в то же время, все герои очень узнаваемы и понятны, они изображены с большим вниманием к деталям. На голове и плечах Геракла мы видим его знаменитую шкуру, которую он забрал себе после убийства им в юности грозного киферонского льва, а в руках палицу из ясеня, произраставшего в Немейской роще. Даже пес Кербер, стражник царства Аида, изображен, как полагается, с драконом на хвосте. Все герои облачены в традиционные греческие национальные костюмы, на страницах книги мы можем увидеть традиционный греческий орнамент и предметы обихода, музыкальные инструменты. Так как большинство современных детей являются визуалами, нельзя недооценивать роль иллюстраций в книге. По-моему мнению, иллюстрации Татьяны Кормер идеально подходят к книге о Геракле и выполняют не только развлекательную функцию и привлекают внимание, но и несут много полезной информации для юного читателя.
Образцы иллюстраций из книги приведены в Приложении.
3.3. Сравнение сюжета книг С. А. Седова «Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле. Рассказ очевидца" и Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции»
После прочтения книги С. А. Седова и части книги Н.А. Куна, которая посвящена подвигам великого греческого героя, я пришла к следующим выводам. С. А. Седов, при написании своей книге о Геракле, полностью берет за основу классический сюжет. В книге присутствуют все герои, которые описаны в классическом варианте изложения подвигов, практически без изменений пересказана биография Геракла. Количество подвигов, последовательность их совершения героем, их суть - все соответствует классике. Также выдержан стиль повествования. История о великих подвигах Геракла — это миф, то есть некая сказка. И Кун, и Седов следуют этой мысли и сохраняют сказочный, былинный стиль повествования.
Но все-таки книга С. А. Седова — это самостоятельное художественное произведение. Ниже приведены самые значимые, на мой взгляд, отличия от книги Н.А. Куна.
Разделы книги Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции» |
Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции» |
С. Седов «Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле. Рассказ очевидца» |
Рождение и воспитание Геракла |
Сказание о Геракле являются частью большой главы «Герои», которая находится в середине книги. Поэтому знакомство читателей с Древней Грецией, с легендарной горой Олимп, и ее обитателями происходит ранее. Кун подробно пишет о родителях Геракла: об отце, боге Зевсе, приемном отце Амфитрионе и матери Алкмене, о том, как они жили до рождения сыновей и как оказались в Фивах. Кун четко не говорит о предназначении Геракла, нет как таковой завязки сюжета. |
«Как и почему родился Геракл?» «Геракл и две змеи». У Седова рассказ о подвигах Геракла — это отдельная книга. Поэтому, чтобы сориентировать читателей, особенно юных, в начале повествования автор дает небольшую информацию о Древней Греции, о горе Олимп, о живущих на ней Богах. Знакомит совершенно неподготовленного читателя с порядками, установленными на Олимпе В книге однозначно сообщается о причине рождения Геракла. Он должен оказать помощь Богам в предстоящей битве с гигантами. Поэтому Зевс и озадачился его появлением на свет. И эта мысль проходит красной нитью через всю книгу, является основой сюжета. Заставляет читателя сопереживать герою, так как если Геракл не справиться со своими подвигами и погибнет, кто же поможет Богам в смертоносной битве с гигантами? |
Геракл в Фивах |
Кун подробно пишет о том, как Геракл получил свое легендарное снаряжение: шкуру, палицу, меч, лук и стрелы, золотой панцирь, одежду. Шкуру он приобрел после убийства киферонского льва, палицу сделал из ясеня, остальное снаряжение — это подарки Богов. Об убийстве Гераклом в порыве гнева, который напустила на него Гера, детей своего брата и своих детей сказано очень кратко. |
В книге нет информации о том, как Геракл получил свое снаряжение, но есть отличные иллюстрации, на которых герой изображен в шкуре, с палицей, луком и стрелами. Много додумал Седов, описывая убийство Гераклом своих детей и детей своего брата Ификла. Автор обыгрывает и рассказывает целую историю. Хочу отметить, что, если верить Седову, один из сыновей Ификла (Иолай) остается живым. |
Геракл на службе у Эврисфея |
В книге ничего не сказано о том, почему именно 12 подвигов должен совершить герой: «Устами пифии Гераклу предсказано, что он получит бессмертие, если исполнит по велению Эврисфея двенадцать великих подвигов». |
«Геракл вырастает и попадает в рабство». Автор объясняет читателю, почему именно 12 подвигов должен совершить герой. -Скажи-ка мне, сколько Геракл совершил Ужасных Проступков? -Примерно двенадцать! -Ну тогда должен он по приказу Эврисфея совершить двенадцать Великих Подвигов!- сообщает Зевсу старая прорицательница пифия. |
1.Немейский лев |
Кратко сказано, что у Эврисфея был гонец - «вестник Копрей». |
Передача информации Эврисфею гонцами описывается очень подробно, автор с юмором обыгрывает эту ситуацию. |
2.Лернейская гидра |
Согласно Куну справиться с ужасной гидрой Гераклу помогает Иолай («тогда герой призвал на помощь своего друга Иолая»), который является другом Геракла. Не уделяется внимание характеру Эврисфея. Сказано, что он был труслив, завистлив и слаб. |
У Седова Иолай - это сын его брата Ификла, который чудом уцелел при приступе гнева Геракла и не стал его жертвой, так как у него разболелся живот, и он ходил с отцом к врачу. («А рядом с Гераклом Иолай, который совершенно случайно остался жив в тот роковой день, когда помутился рассудок главного героя») Седов более подробно раскрывает характер Эврисфея, подробно обыгрывает черты его нрава, высмеивая их в каждом подвиге. |
3.Стимфалийские птицы |
Кун говорит о том, что победить птиц Гераклу помогла воительница богиня Афина-Паллада. Она передала Гераклу 2 медных тимпана, которые выковал бог Гефест. «Взойдя на холм, он ударил в тимпаны, и поднялся такой звон, что птицы взлетели и в ужасе громадной стаей кружились над ним». Они дождем сыпали стрелы, но не попадали они в Геракла. Схватил свой лук герой и в страхе стал разить птиц смертоносными стрелами. В страхе птицы улетели за пределы Греции и больше никогда не возвращались». |
У Седова Геракл справился с ужасными птицами самостоятельно и использовал не медные тимпаны, а гонг. Автор изменил сюжет, Геракл иначе победил птиц. «А Геракл все стоит под градом перьев и все не расслабляет свои мышцы. У Геракла силы не кончаются, а вот перья у птиц закончились. Нету больше у птиц их бронзовой защиты, их разят Геракловы стрелы и падают они на землю.» Седов пишет, что часть птиц «летать больше не смогла: без перьев летать невозможно. Стали бегать они по Африке и постепенно превратились в страусов, больших, но совершенно безобидных птиц.» |
4.Керинейская лань |
В этом подвиге Кун упоминает богиню охоты Артемиду. Именно ей принадлежала опасная Керинейская лань, которую она послала в наказание людям. Геракл должен спросить разрешение у богини, чтобы забрать животное. В концовке подвига сказано, что Геракл принес лань и отдал ее Эврисфею. |
Седов не пишет об Артемиде и о том, что лань принадлежит именно ей. Чтобы Гераклу получить лань целой и невредимой, он должен попасть точно в копыто животного. Автор освежает сюжет, красочно описывая погоню Геракла за ланью. Седов же развивает тему, говорит о том, что Эврисфей сомневается, что животное, которое принес Геракл действительно является Керинейской ланью. Он просит ее отпустить, а гостям приказывает поймать животное. Никто не справляется с поставленной задачей, лань убегает, подвиг Гераклу засчитывается. |
5.Эриманфский кабан и битва с кентаврами |
Полностью совпадает сюжетная линия |
|
6.Скотный двор царя Авгия |
У царя Авгия, если верить трактовке Куна, было «триста быков с белыми как снег ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков, были белые как лебеди, а один сиял подобно звезде». Нет объяснения, зачем Авгию понадобилась помощь Геракла в уборке скотного двора. |
Седов же пишет, что «триста быков были красные, как сидонский пурпур, другие триста были синие, как шихманская бирюза, а последние триста быков были белее белых лебедей. Любимый же бык Авгия сиял необыкновенной красотой, будучи абсолютно золотым». Подробно объясняется необходимость уборки конюшен: «Двор был очень запущен. Проклятого навоза становилось все больше и больше и пришел день, когда эти удивительные животные полностью скрылись в навозной жиже, наружу торчали только их ноздри.» |
7.Критский бык |
Седьмой подвиг Геракла описан очень кратко. |
У Седова этот подвиг описан очень подробно. Подробно говорится о встрече Геракла с быком, а также о том, как герой укрощал его. Есть эпизод, который описывает спасение Эврисфея Гераклом, он во время еды подавился куском мяса: «Но вбегает Геракл и точным, сильным ударом по спине выбивает застрявший кусок из горла. Царь Микен спасен.» |
8.Кони Диомеда и Геракл у Адмета |
Сюжет в книге Куна схож с сюжетом книги Седова. У Куна есть отдельная глава «Геракл у Адмета». События, происходящие с героем, в этом подвиге описаны очень кратко и сухо. |
Посещение друга Геракла Адмета вплетено непосредственно в подвиг. Седов подробно говорит о восьмом подвиге Геракла. Автор рассказывает о войнах Фракии, царем которой является Диомед. «Каждый мальчик рождается с топориком в правой руке. Очень смелые войны». Подробно описано, как Геракл перевозит коней в Микены Эврисфею. Более подробно раскрыт образ Диомеда, Седов говорит о его переживаниях, что он волнуется, победят ли его войны Геракла, что будет с его конями, в случае поражения его воинов от греческого героя. |
9.Пояс Ипполиты |
В изложении Куна Геракл побеждает амазонок с помощью своей палицы: «Всех сразил герой своей палицей; одна за другой грянули они (амазонки) на землю, сверкая своим оружием». |
У Седова Геракла от ярости амазонок спасает его феноменальный прыжок. «Никто, никогда, ни до, ни после Геракла не совершает такого прыжка в момент смертельной опасности. Взлетает Геракл выше головы, переворачивается вверх ногами и застывает в воздухе. А в это время стрелы пронзают пространство в том самом месте, где он стоял мгновение назад. Каждая амазонка получила какое-нибудь ранение.» |
Геракл спасает Гесиону, дочь Лаомедонта |
Не выделяется в отдельный подвигом, но эти события включены в «деяния» Геракла. |
В книге Седова нет информации об этих событиях, происходящих с героем. |
10.Коровы Гериона |
Сразить великана Гериона Гераклу помогает богиня Афина. Герой победил великана с помощью своих стрел и всесокрушающей палицы. У Куна описан эпизод, как Геракл потерял одну корову из стада на юге Италии, около города Региум. Герой благополучно ее находит. Сказано, что коровы после того, как Геракл передал их Эврисфею, были принесены в жертву великой богине Гере. |
Геракл побеждает великана Гериона в одиночку. Седов подсмеивается над Гераклом. Не силой великий герой одолел Гериона, а удача была на его стороне: «И топнул великан, да так, что не выдержал край берега, обрушился и полетел неистовый Герион прямо на острые камни, торчащие из воды. А где же Геракл? Вот он висит над обрывом, зацепившись за корешок.» О потере Гераклом одного животного из перегоняемого им стада ничего не сказано. В книге Седова коровы остаются в Микенах у Эврисфея, дальнейшая судьба их не известна. |
11.Кербер |
Геракл победил грозного пса Кербера самостоятельно. |
Победить страшного и злобного пса Кербера, стражника царства Аида, помогает Гераклу бог солнца-Гелиос. По просьбе Зевса он остановит ход солнца по небу, тем самым увеличит время, отведенное Гераклу для сражения со страшным псом. |
12.Яблоки Гесперид |
По пути к Гесперидам (дочерям титана Атласа) Геракл встречается со старцем Нереем. Только он может подсказать верную дорогу. Геракл напал на морского бога и связал его. Чтобы вернуть себе свободу, Нерей рассказывает Гераклу, как найти дорогу к Гесперидам. |
Более подробно описывается бой Геракла и старца Нерея. Уделяется внимание превращениям Нерея: то он осьминог, то зубастая акула, то гигантский кит. Также говориться о том, что богиня Гера запретила Нерею указывать дорогу к Атласу Гераклу. А если Нерей не послушает Геру, то навсегда ему будет закрыта дорога на щедрые пиры, которые устраивают боги на Олимпе. |
Геракл сражается с богами против гигантов |
В книге Куна сказано, что Геракл сражается с богами против гигантов. Ему помогают Зевс, Афина, Аполлон, Артемида, Дионис, Посейдон и Гермес. Геракл и Боги ведут борьбу с гигантами Алкионеем, Порфирионом, Эфиальтом, Эвритом, Клитием, Полиботом. После этой битвы и смерти гигантов появились некоторые греческие острова. |
В книге Седова Геракл в одиночку справляется с гигантами, вылезшими из земли. Помогают ему в этом его лук и стрелы. Если верить Седову, Геракл ведет борьбу с гигантами Уралоном, Гималаоном, Альпионом, Кордилионом. После их смерти на Земле остались горы: Уральские, Гималаи, Альпы, Кордильеры. «Все горы, которые есть на земле — это бывшие гиганты». |
Смерть Геракла и принятие его в сонм олимпийских Богов |
Данной теме посвящена целая глава книги. Говорится, как герой погибает от отравленного плаща, который дала ему его жена Деянира. Геракл велит сжечь себя на костре, чтобы избавиться от смертельных мучений. После смерти он попадает на Олимп и становиться бессмертным. |
В книге очень кратко дана информация о том, что после смерти Геракла, в знак бесконечной благодарности за победу над Гигантами, «боги не пускают героя в мрачное царство Аида, а призывают к себе на Олимп, и становится Геракл бессмертным богом, равным среди равных». |
3.4. Особенности художественного языка С. А. Седова.
Особенности |
Пример из текста |
Повесть написана простым, современным языком. Автор постоянно использует просторечия и сленг. |
«Да ты только языком болтаешь!», «Кого душить-то?», «Увидел удава, испугался, описался.», «Так-то Геракл…», «А Геракл, конечно ни бум-бум». |
Автор заменяет сложные, непонятные ребенку слова, простыми. |
Геракл бьет у Седова не в медные тимпаны, а в гонг, спасаясь от стимфалийских птиц. |
Автор использует фразеологические обороты. |
«Сядет в лужу Геракл и мне будет приятно!»-говорит Эврисфей. |
Седов четко поясняет читателю мотивацию всех героев и причины происходящих событий, что делает повествование более понятным и позволяет поддерживать интерес читателя к происходящему на протяжении всего чтения. Все события оказываются связанными в одну смысловую цепочку. |
Автор объясняет читателю причину рождения Геракла, зачем он понадобился Зевсу, почему именно 12 великих подвигов он должен совершить, почему Авгий захотел навести порядок в своих конюшнях, почему Аиду дорог пес Кербер и т. д. Красной нитью по всей повести проходит мысль о том, что Геракл обязательно должен совершить свои подвиги в строго отведённое для этого время. Иначе он не успеет помочь Богам в битве с Гигантами. Эта мысль является стержнем повествования. Читатель начинает переживать за греческого героя. |
Автор делает сюжет более живым, динамичным, позволяя Зевсу и Эврисфею постоянно наблюдать за Гераклом и смешно комментировать происходящее с ним. Создается впечатление, что Зевс и Эврисфей являются спортивными болельщиками. |
«-Молодец, сынок! Так держать! Бей ее левее!-кричит Зевс.» «А Эврисфей тем временем болеет за гидру и кричит: -Кусай его! Кусай!» |
Автор не просто сообщает о происходящих событиях с героями, но и говорит об их чувствах и эмоциях, что делает героев более понятными читателю. Книга похожа не на учебник, а на художественную литературу. |
Зевс у Седова переживает, беспокоится, горюет, испытывает искреннюю радость и гордость за сына. Эврисфей боится, паникует, раздражается, кричит, не контролирует свои эмоции, совершает смешные поступки. Геракл переживает за каждый свой подвиг, храбрится, бывает растерян в непонятной ситуации. |
Автор с иронией относится ко всем героям и происходящему с ними, подсмеивается над ними. От иронии автора не скроется даже сам великий Геракл. |
«Топнул великан, да так, что не выдержал край берега, обрушился- и полетел неистовый Герион прямо на острые камни, торчащие из воды. А где же Геракл? Вот он, висит над обрывом, зацепившись за корешок. |
Седов осовременивает происходящее. Феноменальный прыжок Геракла- похож на сцены из современных кинофильмов. Гонцы Эврисфея напоминают современные мессенджеры, так как информация от них приходит в режиме реального времени, каждую секунду. |
«Никто, никогда, ни до, ни после Геракла не совершал такого прыжка в момент смертельной опасности. Взлетает Геракл выше своей головы, переворачивается вверх ногами и застывает в воздухе.» «А Эврисфей, тем временем, допрашивает гонца: -Съел уже? -Нет-отвечает гонец -Только пасть открыл! -отвечает другой -Когти выпустил! -несет весть третий. |
Когда-то, еще в начале творческого пути, Сергей Седов так сформулировал свое понимание детской литературы: «…та, которая ничему не учит, а если учит, то она учебная, и я к ней отношения не имею. Художественная же, по мне, наоборот, путать должна и все «надо», «хорошо», «плохо», «нельзя» перемешивать, смеяться над ними и переворачивать, чтобы создавать для детей возможность самим учиться, переживая непосредственный опыт, на огромном поле воображения. А чему они научатся, «нам не дано предугадать», и слава Богу, а то будут такими же серыми, скучными и сонными, как мы».1
1 Продетлит. Всероссийская энциклопедия детской литературы. [Электронный ресурс] URL: https://prodetlit.ru.
Заключение
Прочитав книгу С. А. Седова «Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле. Рассказ очевидца» и сравнив ее с книгой Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», я пришла к следующим выводам.
Оба автора ставили перед собой одну и ту же задачу-познакомить читателя, а в большей степени школьников разного возраста, с античной литературой, в частности с ее самым известным героем Гераклом. Для решения этой задачи авторы перерабатывали античный текст или работы предшественников с целью адаптации текста для современного им поколения читателей.
Но все-таки справедливости ради хочу отметить, что по моему мнению, книга С. А. Седова не может встать в один ряд с книгой Н.А. Куна. Я думаю, что автор и не ставил перед собой такую задачу, так как писатель сильно упростил сюжет и допустил много вольностей в изложении, дополнил повесть своими предположениями, использовал небогатый и скудный язык.
Тем не менее, учитывая тот факт, что современные дети практически не читают, а также практически ничего не знают о древнегреческой мифологии, то данная книга может быть крайне полезной для первого знакомство с древнегреческой культурой и привлечения детского внимания к данной теме, к формированию позитивного отношения к античной литературе. Язык, которым написана книга, близок и понятен, чтение поднимает настроение, вызывает улыбку, иногда даже смех. Также я бы рекомендовала эту книгу тем людям, которые очень давно читали о подвигах великого греческого героя и уже забыли о всех его приключениях. Чтение книги С. А. Седова — это отличная возможность за короткое время восстановить забытую информацию.
И даже если случится так, что книга С. А. Седова «Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле. Рассказ очевидца» окажется единственным источником знаний читателя о древнегреческой мифологии, то она справиться со своей задачей, достоверно расскажет читателю о подвигах Геракла, о величественной горе Олимп и о ее обитателях, с помощью замечательных иллюстраций сформирует первоначальное представление о древнегреческом стиле.
Подводя итог своему исследованию и возвращаясь к цели своей работы, я хочу отметить, что книга С. А. Седова «Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле. Рассказ очевидца» вполне успешно может справляться не только с развлекательной функцией, но и с образовательной. Особенно полезной она может быть для детей младшего школьного возраста.
Используемая литература и источники
1. Седов С.А. Геракл. 12 великих подвигов. Как это было на самом деле. Рассказы очевидца. - М: Самокат, 2012. – 112 с.
2. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Эксмо, 2008. – 544 с.: ил (Детская библиотека).
3. Продетлит. Всероссийская энциклопедия детской литературы. [Электронный ресурс] URL: https://prodetlit.ru.
4. Ридли.ру. [Электронный ресурс] URL: http://readly.ru/author/20536.
Приложение
Иллюстрации Татьяны Кормер.