Введение
Знакомясь с фольклором, обратили внимание на традиционное использование чисел и цветовой гаммы в произведениях устного народного творчества, обнаружили общие и отличительные черты в их употреблении. Это наблюдение побудило нас к исследованию.
Нужно заметить, что исследуемая тема в современной критике раскрыта недостаточно. Знакомясь на страницах Интернета с ранее проведенными исследованиями по теме нашей работы, смогли познакомиться с разными статьями о символическом значении «языка» красок и чисел в древних мифах, преданиях, различных религиях и мистических учениях. Достаточно много информации об особенностях устного народного творчества, идейно-художественной структуре, сходстве и различии русских народных сказок и былин. Из ряда статей Я.Л. Обухова «Символика цвета» («Журнал практического психолога») узнали о глубинно-психологической символике различных цветов и их оттенках, о том, какое психическое воздействие они оказывают, какие ассоциации вызывают, об их использовании в религиях, народных обычаях и суевериях. Но исследований символики цвета и числа в русском фольклоре, к сожалению, найти не удалось.
Основная цель работы – определить значение цвета и числа в фольклоре на примере русских былин и народных сказок.
Исходя из этого, в рамках исследования решить следующие задачи:
1) продемонстрировать, как одни и те же числа и цвет отражаются в произведениях устного народного творчества;
2) проанализировать символическое назначение выявленных в фольклоре чисел и цвета;
3) выделить и описать общие и отличительные признаки употребления чисел и цвета в былинах и русских народных сказках.
Объектом изучения в работе являются не все произведения устного народного творчества, а только былины и русские народные сказки. Это ограничение связано как с объемом материала, так и с тем, что именно в этих произведениях встречается наиболее частое упоминание разных чисел и разных цветов.
Предметом исследования является символика отражения цвета и числа в фольклоре и роли этой символики в произведениях устного народного творчества.
Актуальность темы исследования определяется возможностью применения исследований на уроках литературы и мировой художественной культуры.
В исследовании использовали методы аналитического чтения, сравнения и сопоставления.
Глава I Значение цвета в русских народных сказках и былинах
Устное народное творчество – это начало всех начал. И не только как сохраненные в поколениях крупицы накопленного опыта – отточенные в языке меткие народные слова и выражения, переданные от отца к сыну, от бабушки к внучке... Сказки и былины, пословицы и загадки прочно входят в нашу жизнь с самого раннего детства.
Первенство, бесспорно, за сказками – одной из самых распространенных форм устного народного творчества. Сказки завораживают своей яркостью повествования и необычностью главных героев, их умом и смекалкой, добротой и щедростью, мужеством и способностью на сострадание.
Значимым фольклорным художественным развитием для каждого из нас становятся и былины, близкие к сказкам по жанровой специфике, отображению жизни в значительных типических обобщениях и использованию художественного вымысла, важности сюжета и внесюжетных элементов композиции. С произведениями фольклора мы знакомимся через восприятие, прежде всего, художественного слова, а также многочисленных красочных иллюстраций, заполняющих чуть ли не каждую страницу любимых книг. Кажется, что сказки и былины должны быть наполнены цветовой гаммой. Но внимательно прочитав несколько произведений, мы, к своему удивлению, заметили, что в произведениях устного народного творчества используются «чистые» краски, без каких-либо оттенков. Чаще всего встречаются художественные средства, в основе которых находится определенный цвет. Это ряд постоянных цветовых эпитетов: серый волк, лебедь белая, дума черная и т.д. Наблюдения сведены в таблицы: Цвет в сказках. Таблица 1; Цвет в былинах Таблица 2;
Цвет в сказках Таблица 1
Название сказки |
Цвет |
|||||||||
белый |
черный |
темный |
серый |
красный |
золотой |
зеленый |
синий |
серебряный |
сизо-бурый |
|
«Кощей Бессмертный» |
1 |
1 |
||||||||
«Марья Моревна» |
1 |
2 |
4 |
3 |
7 |
|||||
«Иван-Царевич и Белый Полянин» |
29 |
2 |
3 |
2 |
10 |
2 |
||||
«Жар-Птица и Василиса-Царевна» |
3 |
3 |
9 |
1 |
8 |
1 |
||||
«Сивко-Бурко» |
1 |
|||||||||
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» |
12 |
1 |
1 |
1 |
||||||
ИТОГО |
33 |
17 |
4 |
2 |
5 |
19 |
5 |
11 |
11 |
1 |
Цвет в былинах Таблица 2
Название былины |
Цвет |
||||||||||||
белый |
черный |
темный |
серый |
красный |
золотой |
желтый |
зеленый |
синий |
серебряный |
темно-карий |
сизо-бурый |
лазоревый |
|
«Вольга и Микула Селянинович» |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||
«Исцеление Ильи Муромца» |
2 |
1 |
1 |
||||||||||
«Илья Муромец и Соловей Разбойник» |
4 |
7 |
2 |
3 |
2 |
||||||||
«Илья Муромец и Святогор» |
6 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Продолжение таблицы 2
«Илья Муромец и Сокольник» |
3 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
«Илья Муромец и Калин-царь» |
35 |
1 |
1 |
7 |
|||||||||
«Поездки Ильи Муромца» |
1 |
||||||||||||
ИТОГО |
51 |
10 |
4 |
2 |
5 |
8 |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Как видно из таблиц, по частоте употребления на первом месте белый и черный цвет, причем в былинах преобладает белый, а в сказках – наоборот черный. Почему в фольклоре превалируют именно эти синонимичные цвета? Несомненно, прежде всего, потому, что они символизируют добро и зло, их вечное противоборство.
Большую эмоциональную насышенность сказкам и былинам придают общие эпитеты: белый шатер, палата белокаменная, белая рука, белое личико, белая грудь, белое тело, белая лебедь, белая пшеница, обозначающие свет, чистоту, истину, невинность, непорочность.
Встречается в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин» и такое выражение старик седой как лунь. Известно, что лунь – хищная птица семейства ястребиных с серовато-белым оперением. Соответственно, фразеологизм значит, что старик был совершенноседой,т.е. белый. И в этом отношении белый – противоречивый символ, сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой старость и смерть.
Выражение белый свет, употребленное в былине «Исцеление Ильи Муромца», хотя и относится к родителям богатыря, но может только в отношении главного героя значить неизвестность и в то же время открытость.
Издревле черный – символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Черный, поглощая все другие цвета, выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому и обозначает негативное начало. Черный цвет, а также темный говорит о том, что главных (добрых) героев ждет испытание, например, бой с врагом, а может, смертельная опасность и даже гибель. Этот цвет также символизирует встречу с потусторонними силами. Так, в алхимии черный цвет соответствует гниению, символ этого цвета и процесса – черныйворон, представленный и в былинах, и в сказках.
На третьем по частотности употребления цвета стоит золотой. И это не случайно, так как испокон веков золото, которое само по себе драгоценная материальная ценность, несет в себе воздействие «мягкого гипнотизма», которому подвержены были и наши предки. Именно поэтому в былинах и русских народных сказках золотой цвет проявляется как архетип совершенства (золотое перо Жар-птицы), символ богатства (золотая казна, золотые перстни) и символ власти: «Полагай-ко грамоту на золот стол», «Садился-то Владимир-князь да на червленый стул», «Скорёшенько берет да золоты ключи» у бабы-яги нога золотая. [2]
В своем постоянстве и неизменности золото, которое не окисляется на воздухе и не соединяется ни с чем в сплавах, стало символом вечности и бессмертия: примером может служить образ Кощея Бессмертного.
Используется золотой цвет и как символ христианства. Золотыми крестами поменялись Илья Муромец и Святогор в знак вечного братства, сияют золотые маковки в русских народных сказках. Золотой цвет воплощает горизонт вечности, вечного света, на фоне которого все изображаемые события приобретают значение святости.
Предпочитаем в русских народных сказках и синий цвет, но почти не употребляем в былинах. Причем в прочитанных произведениях встретился один и тот же постоянный эпитет – синее море. Слово «синий» происходит от «сияние», но, в отличие от белого, это темное, непрозрачное мрачное свечение. Синий цвет моря, как и неба, символизирует безграничные дали и бесконечные глубины, гармонию, покой, непорочность, первозданность. В сюжете сказок синий стал цветом надежды, цветом стремления к чему-то таинственному и чудесному. Уходят рыбы в синее море. Посреди синего моря под большим камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны. Баба-яга приказывает кобылицам спрятаться в синем море.
Русский фольклор богат эпитетами, такими как красное солнышко, красная девица... Этот цвет связан с праздником: свадебное платье невесты было именно красным, а нарядная одежда имела хоть какую-нибудь деталь красного цвета. Домашняя утварь также расписывались красными или красно-оранжевыми узорами. Цвет выступал как природно-изначальное, нечто глубинное, свойственное душе народа.В русской культуре красный цвет, безусловно, занимает особое место. [7].
Зеленый цвет не менее почитаем в русском народном творчестве, чем красный, являясь символом весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды, защита, спокойствия. Зеленый часто символизирует непрерывность и бессмертие (например, вечнозеленый), Наиболее распространенные эпитеты в русских народных сказках и былинах – зеленый луг, зеленый сад, сапожки русских богатырей зелена сафьяна, пьют герои зеленое вино, Но данный цвет имеет и обратную сторону - это символ магии и колдовства, тоска, печаль, скука: тоска зеленая, зеленое зелье, которое варит Баба-Яга, зеленые глаза у бабы-Яги, предвещающие зло,образ лешего в сказках также описывается в зеленом цвете.
Глава II Числовая символика
Числа окружают нас повсюду. Дата рождения, номер телефона, школьная оценка, почтовый индекс, цена товара, количество - всё выражается в числах. По одной из легенд именно Прометей, который украл на Олимпе огонь и отдал его людям, заодно познакомил их с числами и научил грамотно управляться с их значением. Числа, как и символы, всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Числа широко употребляются и в литературе. Русский фольклор тяготеет больше к слову, нежели к числу. Тем не менее, он пронизан числовой символикой, проявляющейся и в сказках, и в былинах. Присутствие чисел в ней наблюдается повсюду и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические. Свои наблюдения занесли в таблицы Таблица 3.
Числа в былинах, сказках Таблица 3
Название былины |
Числа в былинах |
|||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
10 |
12 |
13 |
19 |
30 |
33 |
40 |
90 |
100 |
500 |
1000 |
7000 |
|
«Вольга и Микула Селянинович» |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
|||||||||
«Исцеление Ильи Муромца» |
1 |
4 |
1 |
|||||||||||||||
«Илья Муромец и Соловей Разбойник» |
3 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||
«Илья Муромец и Святогор» |
1 |
2 |
4 |
1 |
1 |
|||||||||||||
«Илья Муромец и Сокольник» |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
«Илья Муромец и Калин-царь» |
3 |
3 |
23 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
||||||||||
«Поездки Ильи Муромца» |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
ИТОГО |
6 |
9 |
40 |
5 |
1 |
1 |
1 |
6 |
2 |
1 |
3 |
1 |
5 |
1 |
1 |
4 |
3 |
1 |
Числа в сказках |
||||||||||||||||||
Название сказок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
11 |
12 |
16 |
30 |
100 |
150 |
500 |
1500 |
|
«Кощей Бессмертный» |
4 |
2 |
3 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||
«Марья Моревна» |
16 |
11 |
16 |
1 |
1 |
1 |
3 |
|||||||||||
«Иван-царевич и Белый Полянин» |
9 |
6 |
5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
4 |
Продолжение таблицы 3
«Сивко-бурко» |
1 |
7 |
7 |
|||||||||||||||
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» |
13 |
6 |
9 |
5 |
3 |
1 |
8 |
1 |
||||||||||
ИТОГО |
43 |
32 |
40 |
1 |
1 |
7 |
1 |
4 |
2 |
2 |
18 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Согласно проведенным исследованиям, выявлено, что наиболее употребляемое число в былинах и сказках – три.
Число три раньше имело условное значение множественности. Это число – первое в порядке чисел, которое содержит представление о многократности. Отсюда становится ясным эпическое значение трех и чисел, производных от них: 6 (3 + 3), 7 (3 + 3 + 1), 9, 12 и т.д.
При описании богатырской заставы эта «троичность» встречается и в сложной форме, когда на заставе изображается шесть, девять или двенадцать богатырей. Самое распространенное употребление числа три в былинах и сказках – это троекратные повторы, используемые для того, чтобы показать многократность действий или длительность происходящего времени. Так, богатырь или сказочный герой совершает три поездки, трижды вступает в бой.
Нужно отметить, что прием троичности к второстепенным деталям обычно не применяется. Основное назначение подобных повторений – наиболее отчетливо выразить особенно важную для былины мысль, акцентировать внимание слушателя на каких-нибудь очень значительных в смысловом отношении эпизодах, тех или иных поступках героев: сражение с врагами, обличение социальной несправедливости, преданность и верность в любви и дружбе. К тому же прием троичности придает содержанию сказки или былины торжественную плавность.
Итак, с точки зрения числовой символики сказки и былины насквозь троичны. Три в фольклоре – одно из самых положительных чисел, где примета «третий раз – удачный» имеет очень древние корни. В народных сказках герои обычно имеют три желания, а исполняются они на третий раз: нужно выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата.
Число один и два встречается в былинах редко, но в русских народных сказках очень часто. В отличие от числа три числа один и два сохраняют понятие единичности или простого удвоения.Например, один-одинешенек Кузьма Скоробогатый, одна сиротинушка маленькая Крошечка-Хаврошечка. Зачастую цифра 1 символизирует одного человека, главного героя, которому придется бороться с обстоятельствами, своими страхами, вымышленными, либо реальными злодеями. Цифра 2 например, в сказке «Гуси-лебеди» были дочка да сынок (двое детей), в «Морозко» падчерица и родная дочка. Практически всегда эта цифра является символом парности, показывает читателю двух абсолютно противоположных персонажей. Символика числа 2 указывает на двойственность всего. Например, есть жизнь и смерть, живая и мертвая вода, день и ночь, утро и вечер, небо и земля, добро и зло, правда и кривда. Подобные противоположности демонстрирует большинство народных сказок, дошедших до нашего времени. Самая частая противоположность — добро в образе главного героя побеждает зло в образе своего недруга или обидчика.
На следующем месте по употреблению в исследуемых произведениях фольклора – число двенадцать.Более часто это число употребляется в сказках. И Кощей Бессмертный, и богатырский конь прикованы на двенадцати цепях. Самое сильное чудо-юдо – двенадцатиголовое: у него «все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут» [1] , да и конь его под стать мощному хозяину – «о двенадцати крылах». Прячутся герои от страшной Змеихи, потерявшей всех своих многоглавых сыновей и свои невесток, за двенадцатью железными дверями, закрываются на двенадцать кованых замков, которые выковали двенадцать кузнецов. После смертельного боя Иван-царевич на двенадцать суток спать залег. Вместо забора у бабы-яги «двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человеческой голове, только один незанятый» [1].
Употребление числа двенадцать является гиперболичным. Гиперболизируется сила не только положительного героя, но и его противников. И чем больше эта сила противников, тем значительней оказывается победа героя над ними, тем большего восхищения он заслуживает.
В былинах Илья Муромец, собираясь на бой с врагами, «покидывал седелышко черкасское на все двенадцать подпруг» [2], на голову надевал «шлем стальной был с шишаком во двенадцать пуд» [2]. Этот прием гиперболизации в былинах используется очень широко: для того чтобы победить такого страшного врага, каким является противник, богатырь должен обладать невероятной физической силой. Общим в сказках и былинах является изображение помощников положительных героев: двенадцать богатырей помогают Илье Муромцу сражаться с несметными полчищами врагов, двенадцать молодцев помогают Ивану-царевичу выполнить трудную задачу.
Неоднократно встречается в былинах словосочетание четыре стороны света (Илья Муромец смотрит на четыре стороны, по-христиански кланяется на четыре стороны; в четырех углах по камню самоцветному). После сражения с врагами богатыри и герои сказок спят трое суток, а на четвертые просыпаются. Как видно, идея четверичности менее типична для русских былин и сказок.
По частотности употребления число девять стоит в одном ряду с четверкой. Русская народная сказочная традиция украшала демонического змея тремя, но гораздо чаще трижды тремя, то есть девятью головами, которые должен срубить добрый молодец буланым мечом, о чем и повествуется в героической сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Этот девятиглавый демонический змей практически бессмертен, поскольку на месте срубленных одним махом трех голов вырастают три другие. Лишь смекалка героя, правильно использующего острый меч (единицу), помогает победить непокорную перевернутую девятку и утвердить единство.
В Древней Руси число пять играло важную роль. В нашей стране была распространена особая игра, имеющая кельтское происхождение, во время которой человек должен был подбрасывать и ловить рукой пять камней с целью гадания. Древние люди были убеждены, что солнце пляшет пять раз в году. В одной из русских летописей XI века есть сообщение о том, что «некий волхв предсказал конец мира через 5 лет; по его словам, ему об этом поведали 5 богов». И все-таки почитание пятерки опиралось в русской традиции не только и не столько на языческие корни, сколько на христианские истоки, поэтому цифра пять встречается чаще в былинах, чем в сказках. Пятерка воспринималась в средние века как знак мистического соединения земной церкви со Спасителем – Иисусом Христом. Так, в прочитанных былинах повествуется о том, что Илья Муромец кланяется, по христианским законам, на четыре стороны, а «на пяту дверь поразмахивал» [2], т.е. шлет отдельный поклон еще и церкви, находящейся около княжеских белокаменных палат.
Число сорок неоднократно появляется на станицах былин в отличие от сказок. Илья Муромец берет в руки «шелепугу подорожную да во сорок пуд» [2], что может означает только одно – гиперболизацию сил могучего героя (40 х 16). Приходится славному богатырю освобождать из глубоких погребов «сорок царей, сорок царевичей, да и сорок королей-королевичей, сорок сильных, могучих богатырей» [2]. Многократное повторение сорока указывает на пробу, испытание сил Ильи Муромца.
Для русского фольклора символично употребление числа семь: «Быть на седьмом небе от счастья», «Семеро одного не ждут», «Семь бед – один ответ». Слово «семья» происходит от «семь». В русской культуре – неделя. Народная традиция связывает число семь со святостью, здоровьем и разумом. Одно из ряда священных чисел .Число Семь символизирует тайну, а также изучение и знание, как путь неизвестного и невидимого. В традициях Древней Руси число 7 применялось в колдовстве и заклинаниях. Встречается это число и в сказках: Иван-царевич после неравного сражения с врагами спит шесть суток, а просыпается на седьмые.
Издревле на Руси тринадцать считается самым несчастливым числом. Совсем непохожим на 12 было число 13. Его нельзя было разделить ни на одно число, кроме него самого и единицы. Поэтому и стали его считать несчастливым, «чертовой дюжиной». У древних евреев числа обозначались буквами. Число 13 начиналось с буквы «м», и с этой же буквы начиналось слово «мэм» - смерть. Очевидно, это тоже сыграло свою роль в наделении числа 13 отрицательными качествами. Но это суеверие разрушает Илья Муромец, который перед сражением с «войсками великими» садится за стол дубовый с двенадцатью богатырями, а сам он «да тринадцатый» [2].
Употребление других чисел менее типично для русского фольклора.
Заключение
В результате проведенных исследований установлено, что цвет и число имеют символическое значение, играют важную роль в раскрытии характеров героев – положительных и отрицательных.
Можно с уверенностью сказать, что употребление определенного цвета или числа, представленные в русских фольклорных произведениях, помогают понять образ жизни наших предков, их верования, традиции.
Исследования позволили сделать вывод о том, что устные народные произведения наполнены цветовой и числовой символикой. Если говорить о цвете, то его употребление характерно большею частью для постоянных эпитетов.
По частоте употребления на первом месте белый и черный цвет, причем в былинах преобладает белый, а в сказках – наоборот. Следующими по частотности употребления цвета стоит золотой, проявляясь как архетип совершенства, символ богатства и символ власти, и серебряный. Предпочитаем в русских народных сказках и синий цвет, но почти не употребляем в былинах. Занимает особое место в русской культуре и красный, и зеленый цвета.
Русский фольклор тяготеет больше к слову, нежели к числу. Тем не менее он пронизан числовой символикой, проявляющейся и в сказках, и в былинах. Присутствие чисел в ней наблюдается повсюду и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические.
Согласно проведенным исследованиям, установили, что наиболее употребляемое число в былинах и сказках – три. На следующем месте по употреблению в исследуемых произведениях фольклора – число двенадцать. По частности употребления число девять стоит в одном ряду с четверкой. Важную роль в Древней Руси играли числа пять, десять и сорок.
Употребление других чисел менее типично для русского фольклора.
Список использованной литературы и интернет источников
Героические былины. – М.: Детская литература, 1963.
Русские народные сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. – М.: Художественная литература, 1991.
Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. Сюжет и композиция былин. – infoliolib.info › philol/lazutin/1_2.html
Обухов Я.Л. Символика цвета. – videoton.ru › Articles/sym_color.html/
Русские богатыри: Былины и русские героические сказки. – bibliogid.ru › articles/2349
Священная наука чисел – Числа в русской народной духовной традиции. – new-numerology.ru › books/kl_20.htm
Символика цвета. – symbolist.ru › color.html
Символика цвета. – mironovacolor.org›Теория цвета›…_and_color/symbolism
Символы. Символы, магия, непознанное. – symbolist.ru
2