ВВЕДЕНИЕ
Афанасий Фет – один из самых своеобразных, лиричных, глубоко национальных поэтов России. Его жизнь и творчество, сколько бы ни прошло лет, всегда будет вызывать интерес. Жизнь Афанасия Фета была полна сложностей и испытаний. Но ни социальные, ни бытовые, ни психологические проблемы не отражались в его лирике. Лишь трагическая любовь самого поэта стала причиной драматичности в творчестве. Она надолго запомнилась, запала в душу, постепенно, до конца жизни, строчка, за строчкой выливаясь на бумагу красотой, искренностью, образностью и музыкальностью. П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Балакирев, С.В. Рахманинов не раз обращались к стихам поэта. П.И. Чайковский в одном из своих писем так объявил их неизменную притягательность для композиторов: «...Ему дана власть затрагивать струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом» [13].
Поэт в своих строчках, отгораживаясь от реальной жизни, находил всё то, что так долго не мог найти в реальной жизни - красоту, свободу, цельность, гармонию.
В XIX веке отношение к А.А. Фету и его стихам было разным. Одни критики восхищались его словом, другие же высмеивали. (Приложение 2). Отзыв А.К. Толстого: « ... Я, наконец, познакомился с его книгой - там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук»[11], - наиболее точно передает желание тех, кто понимает, что люди должны воспитываться на образцах прекрасного. Слышать, видеть достойное подражания и поэтому размышлять о высоком. А если нам с экранов телевидения с утра до вечера «преподают» теорию преступлений, а речь современных дикторов и подростков полна брани, то не удивительно, что сегодня в обыденной жизни происходит переоценка ценностей. И наша классическая литература может встать на защиту культуры общества.
В 2020 году будет отмечаться юбилей поэта – 200 лет, но, к сожалению, наши сверстники, читая стихи русского поэта, не задумываются о богатстве его языка, не видят в его творчестве основу великой культуры русского народа. Решению этой проблемы мы хотим посвятить лингвистический анализ стихов А.А. Фета.
Была выдвинута гипотеза: анализ языковых средств поэзии А.А. Фета может помочь в изучении нашего богатого русского языка.
Так появилась тема учебно-исследовательского проекта «Богатство русского языка А.А. Фета». Актуальность его заключается в следующем:
во-первых, понимание творчества русских поэтов позволит школьникам знать историю своей родины и культуры;
во-вторых, знание русского языка – это показатель культуры и уровня образованности каждого человека, атрибут по-настоящему развитой личности;
в-третьих, стихи А.А. Фета являются хорошей основой для изучения русского языка и подготовки к экзамену.
Тип проекта – учебно-исследовательский, так как, проводя исследование языковых особенностей стихотворений, мы получаем знания, необходимые в дальнейшей учебе.
Цель проекта – составить сборник цитат из стихотворений Афанасия Фета по темам предмета «Русский язык», которые изучают с 5 по 9 классы. Для достижения цели были выдвинуты задачи проекта и методы их решения:
Задачи:
Провести опрос учащихся школы на знакомство с творчеством А.А. Фета
Изучить теорию по вопросу «Языковые средства литературы»
Выбрать и проанализировать стихи А.А. Фета, в которых встречаются 5 и более языковых средства.
Выявить лексические и грамматические средства языка, используемые поэтом.
Составить сборник и презентацию, представить их перед учениками школы.
Методы: опрос, анализ анкет; анализ методической литературы по вопросу;
метод комплексного лингвистического анализа поэтического текста; выборка языковых средств, классификация; подборка цитат, классификация, оформление.
Продуктом проектной деятельности является сборник цитат А.А. Фета.
Проект долговременный: 2020 – 2021 уч. год.
Участники проекта: учащиеся Кадетской школы г. Сосногорска и
Одинцовской СОШ №5
Объект изучения: стихи А.А. Фета
Предмет изучения: лексические и грамматические средства, которые поэт
использует в своих стихотворениях.
Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты
проекта могут быть использованы при изучении творчества А.А. Фета на
уроках литературы и при анализе языковых средств на уроках русского языка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ
Раздел 1. Лексика.
Термин «лексика» в переводе с греческого означает «словесный, словарный». Лексикой называют «словарный состав языка, который сложен и многолик» [16]. Лексика, или словарный состав языка – это вся совокупность слов данного языка. Лексика является важнейшей номинативной стороной языка. Именно слово является основной единицей языка, самым заметным элементом художественных средств великого поэта.
Лексических средств, которые использует поэт А.А. Фет много. Мы выделили, на наш взгляд, наиболее популярные, проанализировали, с какой целью автор их применял.
Схема №1 Лексические средства, используемые А.А. Фетом
Раздел 2. Грамматические средства
Грамматика – это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразование) и словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис). Целью грамматики является описание грамматического строя языка как системы, его разноуровневой организации, категорий и их отношения друг к другу. [16]
Схема 2. Разделы грамматики
Раздел 1. Словообразование – раздел языкознания, изучающий
1) закономерности словообразовательной системы языка;
2) способы образование новых слов от однокорневых слов
Морфема – минимальная значимая часть слова. Все русские слова состоят из значимых частей. Так, в словах актрис-а, тетрад-к-а легко выделяются три значимые части, в словах интерес-ова-ть-ся, журнал-ист-к-а – четыре, а в слове пере-говар-ива-ться – пять, каждая из которых имеет определенное значение в слове.
Раздел 2. Морфология [греч. μορφή (morfe) 'форма', λόγος (logos) 'наука'] – наука о строении форм слова, которые являются основными компонентами предложения. Это учение о словах как частях речи, об их грамматических значениях и формах, об изменениях слов.
В русском языке выделяются 10 частей речи. В стихах А.А. Фета особое место занимают причастия и деепричастия. Именно их мы и представим.
Раздел 3. Синтаксис – раздел лингвистики, изучающий строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и прочих языковых единицах. [18, 339] Выразительные стилистические средства применяют, когда необходимо эмоциональное воздействие на слушателей или читателей.
При анализе стихов А.А. Фета мы выбрали самые значительные синтаксические средства, они представлены на Схеме 3.
Схема 3. Синтаксические средства в поэзии А.А.Фета
В Приложении 1 дана характеристика языковых средств с примерами из стихотворений А.А. Фета.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Назначение учебно-исследовательского проекта – повторение тем русского языка на примерах поэзии А.А. Фета. Практическая цель - оформить теорию в виде сборника цитат из стихов А.А. Фета как для анализа языковых средств, так и для знакомства с творчеством русского поэта. Представляем этапы проекта.
Таблица 2. План-график реализации проекта
№ |
Этапы работы |
Время |
Содержание |
1 |
Проектировочный этап. |
Май, 2020 |
Определение темы и актуальности, анкетирование |
2 |
Сбор информации по теории проекта. |
Июнь-август 2020 |
Работа по сбору материала: анализ теории из справочников. |
3 |
Анализ стихотворений А.А.Фета |
Сентябрь 2020 |
Анализ, классификация выбранных слов, предложений. |
4 |
Составление исследовательской работы по теме «Роль языковых средств в творчестве А.А. Фета» |
Октябрь 2020 |
Оформление исследовательской работы, представление собранных материалов перед учениками школы. |
5 |
Расчет бюджета |
Сентябрь 2020 |
Во время реализации проекта анализируются затраты. |
6 |
Оформление книги «Изучаем русский язык вместе с Афанасием Фетом» |
Октябрь 2020 |
Работыспрограммой MS Office (Word, Excel, Power Point, Paint, Excel, Photoshop) |
7 |
Защита проекта |
Октябрь 2020 |
Защита проекта проводится в форме представления и защиты презентации. |
8 |
Апробирование проекта |
Октябрь 2020 |
Проведение классных часов, проверка полученных знаний в форме тестов. |
9 |
Рефлексия |
Ноябрь 2020 |
I этап. Выбор проблемы учебно-исследовательского проекта. Перед нами встал вопрос, насколько актуальна проблема – недостаточно хорошее знание языка А.А. Фета. Составили анкету в программе Google-форма на знание творчества Фета и особенностей его языка и провели в онлайн формате. Ссылку разместили в соцсетях (см. Приложение 3) Проанализировав ответы и составив таблицу, мы пришли к выводу, что, к сожалению, связать теорию по русскому языку и использование её в стихах Фета оказалось сложно. Почему? Мы предположили несколько ответов на вопрос.
Во-первых, при чтении стихов мы не анализируем языковые средства и не задумываемся о том, зачем их использует поэт.
Во-вторых, в учебниках по русскому языку примеров из стихотворений А.А. Фета не много (в учебнике А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: грамматика, текст, стили речи 10-11 класс» цитат из стихотворений А.А. Фета – 6, из А.С. Пушкина – 36, из С.А. Есенина – 6)
И в-третьих, если примеры и встречаются, то анализ языковых средств не связан с содержанием стихов, что не позволяет понять значимость этих средств.
Таким образом, возникла необходимость собрать все лексические и грамматические средства, чтобы увидеть богатство языка русского поэта.
II этап. Сбор информации
План сбора информации.
1.Анализ теории по русскому языку с использованием учебников, справочников, энциклопедий Розенталя, Виноградова, Шанского.
2.Чтение и анализ стихотворений А.А. Фета, выборка лексических и грамматических средств, которые встречаются в произведениях русского поэта. Классификация и систематизация.
III этап. Анализ собранного материала.
Провели классификацию информации по теории, по выбранным средствам. Провели исследовательскую работу по теме «Роль языковых средств в поэзии А.А. Фета» с которой выступили перед учениками наших школ.
IV этап. Расчет бюджета проекта
Таблица 3. Расчет бюджета
№ п. п |
Статья бюджета |
Количество |
Сумма, руб. |
1. |
Бумага «Снегурочка» |
1 пачка |
260 руб. |
2. |
Краска для принтера |
1 уп. |
400 руб. |
3. |
Печать сборника |
42 листов по 30 рублей |
1260 руб. |
ИТОГО |
1920 р. |
Проведение финансово-экономического анализа позволяет говорить о том, что представляемый проект «Богатство русского языка А.А. Фета» реализован с высокой эффективностью. Посещение онлайн музея, сбор информации, сканирование документов и фотографий, оформление сборника позволили выполнить учебный проект максимально быстро и продуктивно. Результаты работы будут использованы на уроках литературы, при решении заданий ЕГЭ.
V этап. Оформление сборника «Изучаем русский язык вместе с Афанасием Фетом» Этот этап был самый сложный. При работе учитывалось все: дизайн каждой страницы, подбор цитат к теории, разнообразие примеров, которые должны представить многообразность языка поэта. Некоторые стихотворения и цитаты проиллюстрированы тематическими рисунками. (Приложение 4)
VI этап. Защита проекта. Для защиты проекта была составлена презентация с материалами сборника цитат по темам русского языка. Сборник включает 21 тему, в каждой представлена теория, взятая из справочников Д.Э. Розенталя и Л.Л. Касаткина, и примеры из более 170 стихотворений А.А. Фета.
VII этап. Апробирование проекта. Ожидаемые результаты.
В ходе реализации проекта мы собрали теоретический материал по темам русского языка. Затем провели беседы, знакомя учеников двух школ с примерами из стихотворений Афанасия Фета, представляя, что язык русского поэта богат, многообразен, полон слов из разных областей, богат выразительными средствами, которые показывают нам чудесную Родину и раскрывают внутренний мир поэта. Во время защиты выступления предложили ребятам ответить на вопросы теста по творчеству А.А. Фета.
Продуктом проектной деятельности является сборник примеров из произведений А.А. Фета «Изучаем русский язык вместе с Афанасием Фетом». Мы считаем, что учебно-исследовательский проект имеет практико-ориентированное значение:
- умение применять теорию русского языка при знакомстве со стихотворениями и анализе их языковых особенностей формирует исследовательский навык,
- знакомство с творчеством русского поэта способствует воспитанию уважения к истории и культуре своей Родины,
- задания на страницах сборника позволят ребятам самостоятельно анализировать стихи и выделять особенности языка поэта.
По окончании реализации проекта его эффективность будет оцениваться решением теста.
VIII этап. Возможность использования проекта для решения образовательных и социокультурных задач.
Представление проекта учащимся проходило в октябре 2020 г. на классных часах и беседах с 5 по 11 класс кадетской и Одинцовской школ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе сбора теоретической информации для работы над созданием проекта «Богатство русского языка А.А. Фета», работы с информационными технологиями и проведения классных часов мы пришли к следующим выводам:
Анализ опроса учащихся школы показал, что ребята недостаточно знают творчество Афанасия Афанасьевича Фета и умеют анализировать его стихи.
Была собрана и проанализирована теория по 21 теме русского языка, которые изучают на уроках в 5-9 классах. Итогом стала исследовательская работа «Роль языковых средств в поэзии А.А. Фета»
Из 170 стихотворений были выписаны примеры ко всем рассмотренным темами, оформлен сборник «Изучаем русский язык вместе с А.А. Фетом».
Учебно-исследовательский проект является практико-ориентированным:
- умение применять теорию русского языка при знакомстве со стихотворениями и анализе их языковых особенностей формирует исследовательский навык,
- знакомство с творчеством русского поэта способствует воспитанию уважения к истории и культуре своей Родины,
- задания на страницах сборника позволят ребятам самостоятельно анализировать стихи и выделять особенности языка поэта.
5) Анализ стихов А.А. Фета позволил повысит свои знания по русскому языку, поэтому гипотеза: анализ языка поэзии А.А. Фета может стать основой для изучения нашего богатого русского языка подтвердилась.
Используемые лексические и грамматические средства делают язык А.А. Фета индивидуальным, особенным, красивым. Естественность, иногда в нарушении грамматических норм, - главное, что определяет весь строй его художественной системы.
Список литературы и Интернет-ресурсов
Фет А. А. Собрание сочинений и писем. Стихотворения и поэмы 1837—1863. СПб., 2002.
Афоризмы: признаки, происхождение, перспективы развития https://tbapt4ecmbo.mirtesen.ru/blog/43404395903/Aforizmyi:-priznaki,-proishozhdenie,-perspektivyi-razvitiya
Боткин В.П. Лирика Фета. Анализ творчества Фета https://licey.net/
Виноградов В.В. Основные типы фразеологических единиц в русском языке.– / Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). 2-е изд. М.: Высшая школа, 1972. – 639 с.
Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка/ https://perviydoc.ru/v21063/гвоздев_а.н._очерки_по_стилистике_русского_языка
Калинина А.А. Риторический вопрос среди различных типов предложений // Рус.яз. в шк. 1986.- №4.- С.97-102.
Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку. М Высш. шк, 1991, 383 с.
Маймин Е. А. Афанасий Афанасьевич Фет: книга для учащихся. М.,1989.
Петренко В.Ф. Взаимосвязь эмоций и цвета // Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – М.: МГУ, 1997. – С.205 – 213.
Почхуа Р.Г. Лингвоспектр русской поэзии XVIII – XX вв. (Состав и частотность). – Тбилиси: Тбил. ун-т., 1977. – 152 с.
ПритулаВ.Утонченная лира толстого офицера/ https://proza.ru/2020/04/04/688
Резвая А.Ю. Слово в тексте. Роль глагольных форм в тексте https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200203802
Розенталь Д.Э. Современный русский язык: Учеб.пособие для вузов – М.: Рольф: Айрис-пресс, 2000, 448 с.
Символика цвета https://www.livemaster.ru/topic/927725-psihologiya-tsveta-simvolika-tsveta-tsvet-i-harakter-tsvet-i-rabotosposobnost
Скатов Лирика Афанасия Фета
Соловьиное эхо / Повесть о жизни и творчестве А.А. Фета https://kartaslov.ru/книги/Фет_А_А_Сухова_Н_П_Соловьиное_эхо_(сборник)/1
Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. / Н.М. Шанский.– 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1985. – 160 с.
Щитова О.Г., Щитов А.Г. Теория языка. Грамматика. Томск: Изд-во ТПУ, 2014. – 116 с.
Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В.И.Новиков. – М.: Педагогика, 1988,416с.
Перечень цитируемых стихотворений
1 |
Вот утро севера — сонливое, скупое… |
2 |
Всё, всё мое, что есть и прежде было |
3 |
Горное ущелье |
4 |
Две липки |
5 |
Еще весны душистой нега… |
6 |
Еще вчера, на солнце млея |
7 |
Еще майская ночь |
8 |
Задрожали листы, облетая |
9 |
Италия |
10 |
Как ясность безоблачной ночи |
11 |
Когда мечты мои за гранью прошлых дней |
12 |
Мама! глянь-ка из окошка… |
13 |
На лодке |
14 |
На смерть юной девы |
15 |
О нет, не стану звать утраченную радость… |
16 |
О, не зови! Страстей твоих так звонок |
17 |
Первая борозда |
18 |
Последний звук умолк в лесу глухом… |
19 |
Прости — и всё забудь в безоблачный ты час |
20 |
Сабина |
21 |
Сад весь в цвету… |
22 |
Саконтала |
23 |
Сегодня все звезды так пышно |
24 |
Страницы милые опять персты раскрыли |
25 |
Сядь у моря — жди погоды |
26 |
Тебе в молчании я простираю руку |
27 |
Теперь |
28 |
Ты отстрадала, я еще страдаю |
29 |
Ф.И. Тютчеву |
30 |
Хандра |
31 |
Шепот, робкое дыханье… |
32 |
Эпилог |
33 |
Я знал, что нам близкое горе грозило… |
34 |
Я знаю, гордая, ты любишь самовластье |
35 |
Я потрясен, когда кругом… |
36 |
Я пришёл к тебе с приветом… |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Характеристика языковых средств
Раздел 1. Лексика.
Термин «лексика» в переводе с греческого означает «словесный, словарный». Лексикой называют «словарный состав языка, который сложен и многолик» [16]. Лексика, или словарный состав языка – это вся совокупность слов данного языка. Лексика является важнейшей номинативной стороной языка. Лексических средств, которые использует поэт А.А. Фет много. Мы выделили, на наш взгляд, наиболее популярные, проанализировали, с какой целью автор их применял.
Старославянизмы – в исконно русских словах выступают сочетания оло (ело), оро, ере в корнях слов. Например: голова, город, борода, дерево. Почти каждому русскому слову с полногласием можно найти соответствующее однокоренное слово со старославянским неполно-гласным сочетанием ла, ра, ре, ле (сравните: глава, древо, млечный).
Разного рода дары — растенья лучшие царства,
Благоуханный елей, злато и камни цветные (22)1
Устаревшие слова - слова, которые не используются в повседневной речи, а встречаются в художественных произведениях, повествующих о прошлом. Историзм – слово или устойчивое словосочетание, обозначающее исчезнувшие предметы, процессы, явления.
Архаизм – слово, оборот речи или грамматическая форма, устаревшие, вышедшие из общего употребления.
Страницы милые опять персты раскрыли (24)
Фразеологизмы - это средства выразительности языка, употребление слова в переносном значении. Фразеологический оборот – это воспроизводимая единица языка из двух или более ударных компонентов словного характера, целостная по своему значению и устойчивая в своем составе и структуре [15].
Сядь у моря — жди погоды. Отчего ж не ждать? (25)
Афоризмы – краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость. [14, 67]
Я пришёл к тебе с приветом…(36)
Цветовая лексика. Сам по себе цветовое разнообразие в литературе не имеет особого значения, если не знать влияние цветов на психику человека. Результаты экспериментов следующие:
- Красный цвет оказывает возбуждающее действие на организм.
- Жёлтый цвет несёт с собой природу светлого, радостного.
- Голубой цвет успокаивает, оказывает положительные эмоции.
- Синий – цвет покоя, расслабления, погружения в медитацию.
- Зелёный - цвет юности, надежды, символизирует мудрость.
- Чёрный указывает на агрессивное восприятие мира и себя.
- Белый цвет связан с чистотой, законном, истинной. [5, 205]
А.А. Фет активно использует цветовую лексику. В первую очередь для описания природы.
Со степи зелено-серой
Подымается туман (17)
На втором месте – описание внешности:
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках. (5)
Третья функция цветовых слов – передача настроения, отношение поэта к тому, о чем пишет:
Серебро и колыханье сонного ручья (31)
Раздел 2. Грамматические средства
Грамматика – это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразование) и словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис). Целью грамматики является описание грамматического строя языка как системы, его разноуровневой организации, категорий и их отношения друг к другу. [16]
Раздел 1. Словообразование – раздел языкознания, изучающий
1) закономерности словообразовательной системы языка;
2) способы образование новых слов от однокорневых слов
Морфема – минимальная значимая часть слова. Все русские слова состоят из значимых частей. Так, в словах актрис-а, тетрад-к-а легко выделяются три значимые части, в словах интерес-ова-ть-ся, журнал-ист-к-а – четыре, а в слове пере-говар-ива-ться – пять, каждая из которых имеет определенное значение в слове.
Наиболее значимые морфемы (кроме корня, в котором заключено основное лексическое значение) – это приставка и суффикс.
Приставки – часть слова, служащие для образования новых слов. Этот способ называется приставочным.
В языке А.А. Фета приставок много, они используются как в обычных и традиционных формах образования слов, так и для создания окказионализмов.
Приставка без-, бес- обозначает отсутствие того, что названо в производящем слове, или лишенный чего-либо: безлистый, бездонность.
Завидно мне безмолвие твое (28)
Приставка вы- имеет значение направление действия изнутри наружу:
Как свеж и чист твой вылетает май! (7)
Приставка не- придаёт отрицательное значение:
Лицо твое — как день, ты вся при свете ночи —
Как призрак неземной! (13)
Приставки вз-, вс- придает слову значение:
1) устремленность вверх,
2) совершение действия внезапно, резко, напряженно
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой (36)
Приставки используются поэтом активно, как в существительных и прилагательных, но активнее в глаголах. С их помощью не только меняется значение слов, вносятся оттенок разговорности речи, они являются средством выразительности в тексте.
Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Такой способ называется суффиксальный.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы -еньк-, - очк-, -оньк-, -иньк-, ушк-, юшк- и субъективной оценки -к-, -ок-, -ек- служат для создания эмоционально-экспрессивной окраски и выражения отношений говорящего к предмету.
В печи трещит огонь — и серый дым ковром
Тихонько стелется над кровлею с коньком (1)
Суффикс –есть, -ость образует существительные со значением отвлеченного признака или состояния (радость, бледность, молодость).
Уносишься в волшебную безбрежность. (3)
Сложные слова— это слово, образованное соединением двух или трех морфем. Чаще всего сложные слова образуются при помощи соединительных гласных о и е, например: немаловажных.
Я знаю, гордая, ты любишь самовластье (34)
Сложными являются также слова, образованные удвоением основ: синий-синий, злой-презлой. Такие слова имеют значение: оттенок и степень цвета, качества, состояние.
Ты снова беспечно-игрива! (33)
Так освежительно-радостно мне! (21)
Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней (12)
Раздел 2. Морфология [греч. μορφή (morfe) 'форма', λόγος (logos) 'наука'] – наука о строении форм слова, которые являются основными компонентами предложения. Это учение о словах как частях речи, об их грамматических значениях и формах, об изменениях слов.
В русском языке выделяются 10 частей речи. В стихах А.А. Фета особое место занимают причастия и деепричастия. Именно их мы и представим.
Причастие
По мнению В.И. Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», причастие - это «часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного». Уже это определение показывает, что причастия обладают признаками этих двух частей речи.
Причастие замечательно своей двойной ролью: по смыслу это процесс, а по виду – признак. Наличие этой части речи свидетельствует о желании автора быть более выразительным, писать кратко и литературно. [10] И это, безусловно, удалось А.А. Фету:
Гляжу в твое лицо, в сияющие очи, О добрый гений мой! (13)
Деепричастие
Деепричастие – это часть речи (особая форма глагола), которая обозначает добавочное действие по отношению к основному и отвечает на вопросы что делая? что сделав? Деепричастие сочетает в себе признаки глагола и наречия.
В языке А.А. Фета встречаются самые разнообразные деепричастия:
Даже бездомный прохожий
Вдоволь насытит и взоры и сердце, да, покачав головой,
Даст вам название плевел прекрасных.(32)
Деепричастие уточняет сказуемое, а значит, придает нужный автору оттенок. Можно выделить еще ряд особенностей: обозначают добавочное действие, придают речи особую динамику и наглядность; помогают описать более сложные действия; позволяют сжать громоздкую фразу, сосредоточивая внимание на действии.[10]
Раздел 3. Синтаксис – раздел лингвистики, изучающий строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и прочих языковых единицах. [18, 339] Выразительные стилистические средства применяют, когда необходимо эмоциональное воздействие на слушателей или читателей. При анализе стихотворений были выделены следующие синтаксические средства:
Однородные члены предложения – это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие в предложении одну и ту же синтаксическую роль, относящиеся к одному и тому же члену предложения и отвечающие на один и тот же вопрос. А.А. Фетом однородные члены употреблены с разными целями: для образности, уточнения деталей, передачи реальной обстановки, несут дополнительную информацию о героях, создавая их объективный портрет.
Я помню, вспоминаю Язык любви, цветов, ночных лучей. (28)
Вводные слова – это компоненты, которые не являются членами предложения, не связаны с ним сочинительной или подчинительной связью. Они не расширяют содержание сообщения, а выражают лишь отношение к нему говорящего, то есть имеют значение субъективной модальности. Вводные слова вносят различные оттенки значений:
Таблица № Значение вводных слов.
Значение |
Цитаты из стихотворений А.А. Фета |
1.Достоверность сообщения (уверенность): |
Ей он, конечно, этот шаг простил Но сам, бедняк, не перенес удара (4) |
2. Предположение (неуверенность): |
И слушаю — и кажется, один Я слышу гимн Сивиллы вдохновенной. (9) |
3.Степень обычности излагаемых фактов |
Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос (12) |
4. Источник сообщения информации: |
Говорят, мой голос звонок, Говорят, мой волос тонок, — Что красавец я (33) |
5. Отношения между частями высказывания: |
Там, наконец, я всё, чего душа алкала, Ждала, надеялась, на склоне лет найду (15) |
Антитеза — это прием в художественном языке, когда одно явление противопоставляется другому. Антитеза является средством выразительности, которое часто используется в литературе на уровне предложений и более крупных частей текста.
Не царь она, а узник — и не боле! (30)
Я был — уходящее лето, А ты — умирающий лес. (21)
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь, характеризующееся звательной интонацией. В роли обращения обычно употребляется одушевленное имя существительное или субстантивированное имя в форме именительного падежа. Проанализировав стихи А.А. Фета, мы увидели, что у поэта несколько групп обращений. В работе обратимся к классификации, предложенной Д.Э. Розенталем [11, с.369]:
Собственно-звательная функция обращений:
О, скоро ли в безмолвии ночном,
Прекрасный друг, увижусь я с тобою? (18)
Фиктивно-звательная функция:
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна (8)
Условно-звательная функция:
Италия, ты сердцу солгала! (9)
4) Координационно-звательная функция:
Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном (29)
Сравнения – это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них признаку. Для сравнения нужно:
Чтобы между двумя явлениями было что-то общее;
Особое слово со значением сопоставления – будто, точно, как, как будто.
В стихах А.А. Фета встречаются различные способы сравнения:
Морфологические способы
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.(6) – существительное в Т.п.
Сабина покидала храм, Подобно Гере недоступной. (20)–с предлогами вроде, подобно, наподобие.
И песнь последняя твоя всех вешних песен мне дороже.(41) – сравнительная степень прилагательного.
Синтаксические способы
И в сердце, как пленная птица, Томится бескрылая песня. (10) - сравнительный союз с существительным в И.п.
Природа-волшебница дивный цветок насадила (14) - приложение со значением сравнения.
Сложные предложения более информативны, чем два простых, входящих в его состав. Это может быть добавочная информация к содержанию первой части. Такие предложения помогают более точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героев текста.
Синтаксис А.А. Фета богат сложными предложениями, среди них выделяются следующие группы: с придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными условия, времени:
- Поведает заря, что минул день ненастья (19) (изъяснительное)
- Душа летит, куда несет крыло.(2) (Придаточное места)
- Я знаю край, где всё трепещет въявь.(16) (Придаточное определительное)
Повторение однородных слов и выражений сосредоточивает внимание читателей на выделяемом предмете, делает стихи эмоционально насыщенными, певучими, способствует усилению лирического настроения.
Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов (11)
Словесные повторы придают тексту связность, помогают поэту вести напряженный лирический монолог, придают взволнованность речи.
Параллелизм – элемент, состоящий из нескольких похожих слов, форм, образов, сюжетных линий; рассматривается как фигура поэтической речи, одна из форм повтора и элемент многих поэтических произведений.
Я загораюсь и горю,
Я порываюсь и парю (35)
Анафора - стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Люблю безмолвие полунощной природы,
Люблю ее лесов лепечущие своды (26)
Единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивая основную мысль текста.
Риторические вопросы – это вопросы, на которые не требуются ответы. Риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее известен. Выделяются разные адресаты таких вопросов, например:
- риторические вопросы, адресованные самому себе:
Зачем под прохладой так знойно
В лицо мне заря задышала? (23)
Задавая вопрос, поэт не предполагает услышать ответ на него, вопрос усиливает эмоциональность высказывания, цель которого – привлечь внимание читателей и усилить эмоциональное воздействие.
Риторические восклицания поэт использует нечасто. Для передачи внутреннего мира, чувств, эмоций Фет использует лексические средства. А восклицания присутствуют в стихах с обращениями близкими к диалогической форме. В тех стихотворениях, где без эмоций не обойтись, поэт с помощью восклицательной интонации выражаются различные чувства: радость, восхищение, сожаление, горечь, утверждение:
Вневременной повеем жизнью оба,
И ты, и я — мы встретимся — теперь! (27)
О
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
тзывы о творчестве А.А. Фета
Отношение к А.А. Фету и его стихам на протяжении всего времени, начиная с первых публикаций и до сегодняшнего дня, было прямо противоположным. Одни восхищались его словом, другие же чернили.
Первое «благословление» на поэтическое творчество Фет получил от Гоголя, которому через знакомых передал свои стихи. Н.В.Гоголь посоветовал продолжать: «Это – несомненное дарование». [7]
В 1856 году в статье «Лирика Фета. Анализ творчества Фета» В.П.Боткин, русский очеркист, литературный критик, переводчик, писал: «Главным достоинством в г. Фете кажется нам лиризм его чувства. Только глубина, сила и ясность чувства делают его лирическим. Вот единственно истинный источник всякой поэзии!» [2]
Но многие современники не только не принимали, но и не понимали стихов Фета. Причиной такого неприятия чаще всего послужила сама поэтическая манера, фетовский «почерк». Критики недоумевали и раздражались, когда встречали в его стихах такие выражения, как «Вышла жаба на дорогу», «Теснее и ближе сюда раскрой ненаглядное око!». Но более всего удивляли словосочетания Фета, в которых природа очеловечивалась: «травы в рыдании», «овдовевшая лазурь», « ... лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся ...».
Н.Г. Чернышевский отозвался о стихах Фета достаточно резко: «Все они такого содержания, что их могла бы написать и лошадь, если бы выучилась писать стихи. Я знавал Фета, он – положительный идиот, но с поэтическим талантом» [14] Лев Толстой видит в этой же особенности поэта – естественности ощущение свежести, «ума сердца». Писатель сравнил поэзию Фета с Наташей Ростовой, которая «не удостаивает быть умной»[14]
Поэт был новатором и по-своему позволял словам вступать в соединения. Вопреки, казалось, не только здравому смыслу, но и законам грамматики. «Откуда у этого добродушного толстого офицера, - писал К.А. Толстой, - берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» Он утверждал: «Я свежее и сильнее вас не знаю человека. …Нужно учиться стихам у Пушкина, Тютчева и Фета». [10]
Исследователь творчества поэта, Н. В. Макарова отмечает: «Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости. В его пейзажной лирике много мельчайших подробностей реальной жизни природы, которым соответствуют разнообразнейшие проявления душевных переживаний лирического героя»[15]
Все исследователи говорят о музыкальности Фета. Поэту важен подбор звуков, ритм, мелодика. Даже тема порой развивается как в музыкальном произведении переплетением повторяющихся мотивов.
Раскрепощённость слова в творчестве Фета выражалась в том, что оно тяготело к музыке и живописи. П. И. Чайковский писал: «Фет в лучшие минуты свои выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область ... Его часто не понимают, а есть даже и такие господа, которые смеются над ним или находят, что стихотворения, вроде «Уноси моё сердце в звенящую даль» ...есть бессмыслица».[7].
Поэт избегал в своём творчестве, как считают исследователи, «низких» тем, «последовательно и настойчиво ограничивал прекрасным» своё творчество: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты», - писал он [7].
А.К. Толстой: «Я, наконец, познакомился с его книгой - там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет - поэт единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе ... »[15]
По прошествии многих лет критики поняли, что только в единстве гражданской и эстетической позиции литература обретает гармонию. «Лирика Фета не только доставляет огромное эстетическое наслаждение. На лучших образцах её можно учиться «чувству поэзии», восприятию и постижению прекрасного».[7]
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА
Были составлены вопросы в программе Googleформа и размещены в группе кадетской школы.
В опросе участвовало 89 человек из 5-11 классов и учителя.
На вопрос, кто такой А.А. Фет, не все смогли ответить, что это поэт.
К сожалению, при выборе из нескольких стихотворений, ребята с ошибками указывали произведения А.А. Фета. Все 3 стихотворения указали лишь 33 человека (37%).
На вопрос «Как вы думаете, почему стихи Афанасия Фета до сих пор читают?» ребята дали очень разные ответы:
- Каждый человек слышит в стихах что-то свое, близкое ему.
- Его стихи о природе, о красоте и любви. Эти стихи вдохновляют нас, поднимают настроение. Он знал толк в жизни.
Назвать устаревшее слово из 89 человек смогли 49 человек, определить олицетворение – 55 учеников.
В синтаксические средства в стихотворении «Это утро, радость эта…» выделили лишь 22 человек.
Темы творчества А.А. Фета, по мнению ребят, очень разнообразно.
На вопрос «Как Вы считаете, должны ли мы изучать в школе творчество Афанасия Фета?» 89 % учеников ответили утвердительно.
Адрес интерактивной анкеты в программе Google форма:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdhfysJBQJb_8Sg2nj3w-bN530Xs8EO4BljXYzxcpKDdFf3tA/viewform?usp=sf_link
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Страницы сборника
1