Введение
В литературе большое внимание уделяется быту, опыту человеческой души, вынужденной выживать в ситуации ломки, сдвигов в обществе. Многие писатели как бы хотят отделиться от патетики, проповедничества и стараются реалистически осмыслить перелом в сфере нравственных ценностей. Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души.
В конце 1980-х годов активно заявила о себе современная женская проза. Появление на литературном горизонте столь ярких и разных писательниц, как Людмила Петрушевская, Людмила Улицкая, Виктория Токарева сделало актуальным вопрос о том, что такое женская литература, каков же он, женский почерк.
«Мир мужской и женский - разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большое значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьёй, детьми»1, - сказала как-то в своём интервью Людмила Улицкая. Действительно, вопросы: Что творится сегодня с семьёй? Каковы судьбы женщин? — волнуют, прежде всего, женщин-писательниц.
Цель моей работы: рассмотреть образы женщин, проследить их судьбы и осмыслить вечные проблемы женского мира в произведениях нового литературного поколения.
Задачи:
1) познакомиться с произведениями Л. Петрушевской, Л. Улицкой, В. Токаревой и понять особенности «женского почерка» каждой из них;
2) изучить критическую литературу, открывающую нам своеобразие творчества современных писательниц.
Объект исследования: повесть В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть», роман Л. Улицкой «Медея и ее дети»; рассказы В. Токаревой «Ничего особенного», «Первая попытка», Л. Петрушевской «Как ангел».
Предметом исследования являются образы главных героинь вышеназванных произведений.
1 Вирен Г. Такая любовь. Октябрь, № 3, 1989, с.203.
Актуальность данной работы определяется необходимостью формирования морально-этического образа женщины у поколения сегодняшних старшеклассников.
Одной из основных тем женской прозы является тема семьи. В традиции русской классической литературы семья - это нравственная основа человеческого быта и бытия. Мысль семейная так или иначе пронизывает практически все произведения XIX века. Век же XX - страшный и трагический - внес свои коррективы в восприятие этой темы.
Закономерно, что к концу XX века мысль семейная перестала быть главной для литературы. В современном мире человек обречен на одиночество.
Я остановила свое внимание на разных судьбах женщин, главных героинь произведений Л. Петрушевской, Л. Улицкой, В. Токаревой.
В основе моих наблюдений лежит теоретический метод историко-филологического анализа с привлечением метода опроса.
Теоретические основы
ОБРАЗ ЖЕНЩИН В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Ожидание счастья
(Рассказ В. Токаревой «Ничего особенного»)
Виктория Токарева воспринимает жизнь как благо и считает себя баловнем судьбы. Также как и ее любимые героини, она находит сокровенное в обыденном, заботливо поливает всходы добра, и они растут, как цветы. Своеобразие и прелесть прозы Токаревой в том, что на страницах её книг невозможное - возможно, неказистое - прекрасно, снисходительность переходит в благоговение, несмотря на то, что судьба часто поворачивается спиной к героям, благодатные семена падают на камень и не дают всходов, а житейская сказка остаётся без счастливого конца.
Героиня рассказа В. Токаревой «Ничего особенного» Маргарита Полуднева - «счастливый человек». Почему счастливый? С горькой иронией рассказывает автор ее судьбу.
В детстве, «когда в нее влюбился соседский мальчик Вовка Корсаков и, желая обратить на себя внимание, сбросил на нее с шестого этажа чугунный утюг, но утюг упал в одиннадцати сантиметрах от ее ноги. Судьба посторонилась на одиннадцать сантиметров».1
В студенческие годы она стала матерью-одиночкой, «хотя грамотнее говорить матерью-холостячкой, - замечает автор. - Если женщина имеет ребенка, да еще такого красивого и полноценного, как Сашечка, - она уже не одинока»1.
Закончив «Корабелку», Марго работала в конструкторском бюро и ждала своего счастья.
«Она не просто ждала, туманно надеясь, а пребывала в состоянии постоянной готовности встретить своё счастье и принять его радостно, без упрёков за опоздание. За столь долгое отсутствие»1.
Однажды счастье явилось к ней в виде обрусевшего армянина Гены, но оно было очень недолгим. Во время автомобильной аварии Гена него друзья разбились насмерть, а Марго осталась жива: вылетела через неплотно закрытую дверь, и у нее произошел разрыв селезенки.
______________________________
1 Токарева В. Ничего особенного. Рассказ. Новый мир №4, 1981 г., с. 113
«- Счастливая. В рубашке родилась»1, - сказал хирург Иван Петрович Корольков, который сделал ей неудачную операцию, потому и проявлял особое внимание и стал для молодой женщины любимым человеком.
«Это начиналась любовь, когда одно «я» становилось идентичным второму «я». Когда «я »Марго не хотело существовать само по себе, становилось частью «Я» Ивана Петровича.
Каждое утро он ... полувбегал в палату. Полувбегала в палату ее жизнь, и из ее глаз, из макушки, как фонтанчики воды у кита, разбрызгивались флюиды счастья. Он садился на краешек постели и сам становился счастлив, потому что попадал в климатическую зону молодой любви и потому, что Марго поправилась и была чем-то вроде его детища.
Она была счастлива. Ее душа существовала на взлете, как птица, которую он отогрел. А трудности и даже физическая боль кажутся меньше с высоты взлета…
Ей надоела любовь-самоотверженность. Любовь-жертва. Ей нужна была любовь-жалость. Иван Петрович ее жалел. Он поил ее с ложки, носил на руках. Плакал. Пусть он спасал в какой-то степени себя. Но он спасал и ее. Значит, их интересы совпали. А любовь - это и есть совпадение интересов...
Марго была устроена таким образом, что умела думать о себе только в связи с другим человеком. А что такое один человек? Жалкая половинка, неспособная воспроизвести себе подобного»1
Характер ее любимого человека состоял из двух компонентов: совестливость плюс инерционность. Он добросовестно относился к своим обязанностям врача и семейного человека и... жил по инерции.
Однажды в его жизни произошел случай, символизирующий «брак» его судьбы, или «закономерную случайность, написанную на роду»1. Иван Петрович ехал на машине и нечаянно сбил собаку. По требованию милиционера Корольков должен был убрать с дороги свою жертву.
«Он поднял ее на руки - замурзанную, доверчивую и глупую, прижал к своей рубашке и понес через дорогу. Значит, все-таки это у него на роду была написана та дорога. А собака просто попалась под ноги его судьбы. А теперь судьба делала новый виток, и этот новый виток назывался Маргарита Полуднева»1.
______________________________
1 Токарева В. Ничего особенного. Рассказ. Новый мир №4, 1981 г., с. 113
Точно так же прижимая к себе, он нес на руках слабую Марго после неудачной операции, «и это была дорога не в рентгеновский кабинет, а в вечность. У господа на руках. Ее никто никогда не носил на руках»1.
Казалось бы, взаимная любовь двух людей должна была сделать их счастливыми. Но как только Корольков перестал жить по инерции, не выдержало его сердце. Он «понял, что сначала искалечил ее тело, а затем душу. Сшиб ее на дороге»1.
Оправившись от инфаркта, Иван Петрович продолжал жить по-прежнему. «Вернулась необходимая и излюбленная инерционность. О Марго он сознательно не думал. Боялся: если начнет думать - сердце треснет по прежнему шву»1.
A Маргарита ждала любимого человека, сначала – каждую минуту, потом каждый час, затем - каждый день. Это стало смыслом ее жизни. Чтобы ожидание не было монотонным, она все свое время стала посвящать воспитанно сына.
Дважды в рассказе писательница осторожно говорит о святости героини, перенесшей в жизни физические и душевные травмы, но не потерявшей интерес к жизни и веру в любовь. Еще в больнице она взглянула в маленький кружок зеркальца и увидела в нем свое лицо:
«Оно было не бледное, а голубовато-белое, как подсиненная наволочка. И не худое, а просто село на кости. И это ей очень шло. Появилось какое-то новое выражение святости»1.
Эту святость увидел и Корольков:
«От ее наготы исходил легкий свет, потому что она была самым светлым предметом в комнате. Он подошел и сказал:
- Ты светишься. Как святая»1.
Героиня романтична, но ей в жизни часто приходится спускаться с романтических высот на землю.
Виктория Токарева размышляет о любви:
«Любовь - если определить ее химически - это термоядерная реакция, которая обязательно кончается взрывом. Взрыв в счастье. Или в несчастье. Или в никуда»1.
Корольков не верил в себя, хотя по-настоящему полюбил, его любовь - взрыв в никуда. Он будет жить дальше, по инерции.
A Марго верит в себя, верит в любовь. Она поняла, что жить без любви - несчастье. Она не хочет привыкать к череде маленьких потерь. Ей не нужен бесцветный мир без чудес, в котором счастье потеряло свою значимость.
__________________
1 Токарева В. Ничего особенного. Рассказ. Новый мир №4, 1981 г., с. 113
В финале рассказа в метро на переходе происходит встреча Марго с Вовкой Корсаковым, тем самым, что двадцать лет назад сбросил на нее утюг с шестого этажа. «... И лицо ее осветилось радостью встречи» 1. Что принесет героине эта встреча? Найдет ли она настоящее женское счастье, основанное на взаимной любви. Автор не договаривает, ставит многоточие и тем самым дает возможность читателю поразмышлять самому.
Материнское сердце
(Повесть В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть»)
В жизни бывает и так, когда женщина, которой судьба не дала счастья с любимым человеком, всю свою и любовь, и заботу, и порой ревность отдает ребенку, считая его своей собственностью.
История о страшной материнской ревности рассказана Викторией Токаревой в повести «Я есть. Ты есть. Он есть».
Для Анны, сорокапятилетней женщины, преподавательницы французского языка, вся жизнь была сконцентрирована вокруг ее взрослого сына Олега. Ее мир рушится в тот день, когда Олег приводит в дом свою молодую жену Ирочку. «Обычно Олег целовал мать в щеку, но сегодня между ними висело пятьдесят килограммов Ирочки»2. Ревность ослепляет Анну, ее жизнь и жизнь молодой семьи превращается в ад взаимных грубостей, обид, претензий.
Олег с Ирочкой сбегают из этого ада, а существование Анны становится пустым и бесцветным. Анну и Ирочку примиряет трагедия. Олег вернулся домой после страшной автомобильной аварии с женой-инвалидом, больше напоминающей живой труп, чем смешливую и подвижную Ирочку.
«Анна застыла в дверях и впервые за все время их знакомства испытала человеческое чувство, освобожденное от ревности. Это чувство называлось Сострадание. Сострадание съело ненависть, как солнце съедает снег»2.
Сын, не выдержав этого страшного испытания, отдаляется от матери и от жены. Ненавистная же прежде Ирочка постепенно (за долгие месяцы слез, монотонного лечения, отчаяния и надежды) становится для Анны самым близким человеком.
В финале рассказа Ирочка впервые за время болезни гуляет во дворе с собакой:
«Собака была большая, Ирочка слабая. Она заметила что-то чрезвычайно ее заинтересовавшее, резко рванулась, отчего Ирочка вынуждена была пробежать несколько ______________________________________________
1 Токарева В. Ничего особенного. Рассказ. Новый мир №4, 1981 г., с. 113
2 Токарева В. Я есть. Ты есть. Он есть. Новый мир.
шагов.
- Дик! - испуганно крикнула Анна, распахнула окно и сильно высунулась. Собака поджала морду, выискивая среди окон нужное. Анна погрозила ей пальцем. Ирочка тоже подняла лицо. Значит, услышала. Анна видела два обращенных к ней приподнятых лица - человеческое и собачье. И вдруг поняла: вот ее семья. И больше у нее нет никого и ничего»2.
Как истинный кинематографист, Виктория Токарева больше любит недосказанность,
дальний план. Что ждет Ирочку в будущем? Справится ли она со своей болезнью? Вернется
ли Олег? Вопросы повисают в воздухе, ясно лишь одно - Анна будет снова бороться за свою семью.
«Изнаночный мир» семьи
(Рассказ Л. Петрушевской «Как ангел»)
Вечная проблема «отцов» и «детей» раскрывается в рассказах Людмилы Петрушевской («Рассказчица», «Свой круг», «Бедное сердце Пани», «Материнский привет», «Случай Богородицы», «Дочь Ксения» и др.). В ее прозе разрушается извечный миф о том, что «Мой дом — моя крепость», дом, напротив, становится полем битвы, а излюбленная цепочка героев «дочь-мать-бабушка» - центром безлюбовного мира.
О. Славникова определила проблематику рассказов Л. Петрушевской следующим образом:
«В произведениях Л. Петрушевской дети и внуки – подкидыши хаоса, случайно взявшиеся ниоткуда: ни любовь между мужчиной и женщиной, ни даже сознательное намерение продолжать род не были основанием для появления на свет поколения человеческих существ... Весь позитив человеческих чувств любви, доверия, жалости, стремления помочь - Петрушевская рассматривает как иллюзию»3.
Героини Петрушевской не удовлетворены своим настоящим, быт, сложившийся несчастливо не по их вине, тянет из женщин все соки. Судьба маленького человека представляется безрадостной, и поэтому, руководствуясь существующей реальностью, писательница разрушает все мифы о любви между мужчиной и женщиной, о семье, о счастье.
Персонажи Петрушевской проживают трудную, несчастливую жизнь, а условия существования притупляют их чувства. Мир Петрушевской – это действительно «изнаночный мир», болезненный и угрюмый, не приукрашенный благородными чувствами и
___________________________
2 Токарева В. Я есть. Ты есть. Он есть. Новый мир.
3 Славникова О. Петрушевская и пустота. Вопросы литературы, 2000, № 2, с. 50.
порывами души. Мужчины в ее произведениях играют незавидную роль: могут проявить
слабость, отступить, бросить все, спрятаться, исчезнуть. Семьи, как правило, существуют по законам «женского мира». Женщинам же необходимо жить в любых обстоятельствах.
В цикле рассказов Людмилы Петрушевской «Непогибшая жизнь» есть произведение «Как ангел».
Сюжет его таков: два немолодых одиноких и некрасивых человека, обычные работники агрохима, нашли друг друга в одной экспедиции и через девять месяцев родили своего ангела. Девочке дали имя Ангелина, «как бы в насмешку», так как она родилась
больной. «Ангел» был любим и балован всей огромной семьей немолодого отца: его
престарелой матерью, его сестрами и их семействами. Маленькая Ангелина привыкла получать подарки, чей бы день рождения ни выдался. И к пятнадцати годам она стала открыто требовать свою долю на «празднике жизни»: «А где мои подарки? А мне?» - постоянно раздавался ее крик. Ее бедная больная головка никак не могла понять, что нет добра и справедливого распределения между всеми жаждущими, что нельзя подойти и съесть все, что хочешь, взять, что понравилось. Она не понимала, что в этом ужасном мире давно расставлены все преграды, все разделено на «твое» и «мое». К тридцати годам она походила на животное:
«…ее сильно раскрашенное синим и красным лицо с постоянно зияющим беззубым ртом, в котором по углам торчало четыре клыка, производило сильное впечатление на всех»4.
В рассказе Ангелина часто сравнивается не с человеком, а с животным, с птицей:
«требовала, разевала клюв, как взрослый птенец», «мать давала ей куски хлеба, обмакивая их в кулек с сахаром, затыкала ей голодную глотку, как ласточка птенчику»; «она не выносила замкнутого пространства, как животное»4.
Вся семья сделала из ребенка нечто уродливое, потакая всем его капризам.
Ангел-злодей перенял все негативное от родственников и окружающих людей. Сверстники просто били Ангелину по голове сразу, без обиняков. Это и привело к тому, что и Ангелина била людей кулаком (например, семидесятилетняя мать уводила дочь из дома, чтобы та не била семидесятилетнего, больного, после инфаркта отца). Она - это отражение пороков всех людей, ее окружающих.
А любили ли ее родные по-настоящему? Скорее всего, нет. Даже ангел-хранитель
____________________________
4 Петрушевская Л. «Непогибшая жизнь», рассказ « Как ангел». Октябрь, 1996 г. № 7
Ангелины, как Петрушевская называет ее мать, «в глубине своей кроткой души надеется
когда-нибудь отдохнуть, скинув ее на руки двоюродной родне»4. Эту ложь всеобщей якобы любви чувствовала больная душа Ангелины и стремилась на улицу, где ей никто не врал, а все открыто глазели или смеялись в лицо. Это было правдой, и Ангелине не надо было притворяться, «вот это и была свобода, и она, видимо, рвалась на улицу, как в театр», где от души исполняла роль городского пугала и заблудившегося животного.
«Она просто больна, а больных не судят. И родители все реже и реже ходили по гостям, боясь чужих взглядов, опасаясь окружающего несправедливого мира, который
издевается над обездоленным человеком, инвалидом, над дурочкой, а она же творенье
Божье и имеет право на место на земле»4, - эти слова автора подчеркивают трагизм
существования больной Ангелины в больном обществе.
«Она идет против всего человечества, вольная и свободная, свирепая, нищая духом»4.
Вызывают жалость и это «животное с клыками наружу», и ее мать, которая постоянно падает, «шлепается на землю, как тряпка, съеживается, становится крохотной, незаметной, точно залегший в поле заяц», и вся эта несчастная семья.
В рассказе «Как ангел» все подвержено омертвлению: нежность, страсть, душевная близость, родственные связи, чувство долга, интеллигентность. И все же Петрушевская произносит: «Человек светит только одному человеку только один раз, и это все».
Рассказы Людмилы Петрушевской пронизаны состраданием к людям. Петрушевская вместе со своими героинями переживает тот недостаток добра и счастья, теплоты и заботы. И потому ее героини полны жалости.
Кому же больше всего сострадает Петрушевская? Бесспорно, женщинам. И главная тема многих ее произведений – судьба женщины в жестоком мире. Жестоком и ожесточающем. Потому и не милы, не обаятельны женщины Петрушевской. Злы, циничны...Волчицы. Но - и тут главное! - волчицы, спасающие детенышей.
«Может быть, все, что произошло с мужем, могло произойти и с женой, не будь у нее дочери, не будь ей необходимо жить во всех, любых обстоятельствах»4.
Поэтому злоба и жестокость. Но все-таки ради детей, а значит - рядом и жалость, и любовь, и страдание... Материнство для этих женщин - высшая ценность, мерило совести и морали. И их спасение от окружающей тьмы. Петрушевская с ними. Она сострадает им, переживает их драмы, проживает их жизни. Так она пишет, с обилием «черных красок», порой сгущенных предельно, шокирует откровенностью жестокой правды и наполняет наши
____________________________
4 Петрушевская Л. «Непогибшая жизнь», рассказ « Как ангел». Октябрь, 1996 г. № 7
души состраданием и жалостью к людям.
«Первая попытка» - и вся жизнь
(Рассказ В.Токаревой «Первая попытка»)
Героиня рассказа Виктории Токаревой «Первая попытка» - Марла Александрова, или просто Мара. Такое необычное имя романтичная мама вычитала на клетке с тигрицей. Тигрица была молодая, гибкая, еще не замученная неволей. Вместе с именем от молодой тигрицы девочке как будто передались решительность, волевой характер, стремление к
победе, желание властвовать над людьми.
Отец Мары погиб на войне. Маленькая девочка постоянно болела, а мать «склонялась над Марой и просила: «Развяжи мне руки!». Тогда Мара не понимала, чего хочет мама. После войны мать и дочь вернулись в Ленинград, и Мара была предоставлена сама себе.
«Мать была занята своей жизнью. Ей исполнилось тридцать лет. В этом возрасте женщине нужен муж, и не какой-нибудь, а любимый. Его нужно найти, а поиск – дело серьезное, забирающее человека целиком»5.
И Мара сама пыталась строить свою жизнь. В школьные годы она пыталась удовлетворить «комплекс власти» и дружила с отличницами. «Приближение к избранным кидало отсвет избранности и на нее»5.
В восемнадцать лет стремительно вышла замуж за красавица журналиста Женьку Смолина. Это был «брак-экспресс», состоявший «из ссор и объятий»: «шла непрерывная борьба за власть». Второй муж Мары - врач Димычка, от которого «веяло покоем и порядком». «Но это была не любовь, а выживание. Самосохранение». Мара самоутверждалась: зарабатывала деньги шитьем, приобретала квартиры, машины. Потом был вежливый, духовный Саша, затем под ее женскую власть попал так называемый Мырзик.
«Счастье Мырзика было солнечным, а у Мары лунным, отраженным. Но все равно счастье». Своих мужчин она создавала, лепила, делала. Пусть для себя. Создавала и потребляла. Но ведь и им перепало. Саша укрепился духом и надеждой, Мырзик - делом и деньгами»5.
В сорок лет ей захотелось опереться на сильного, человека у руля власти. Поставленная цель была достигнута: всесильный семидесятилетний Мойдодыр сделал все, что хотелось Маре, он создал ее, а она торжествовала как потребитель.
__________________________________
5 Токарева В. Первая попытка. Рассказ. Новый мир, № 1,1989 г., с.131
«Мойдодыра можно было потреблять горстями, не надо на охоту выходить». «Мойдодыр устроил Мару в институт при Академии педагогических наук. Мара стала писать диссертацию, чтобы возглавить отдел, а там и весь институт. А может, и всю академию»5.
Жизненной инициативы было хоть отбавляй, и Мара мчалась к цели, «как ракета дальнего действия», и с первой попытки добивалась всего, что хотела. В сорок пять эта победная талантливая женщина работала в каком-то престижномучреждении при Академии наук. Это был полигон ее деятельности. Здесь она делала все, что хотела: снимала с работы, назначала на должность, продвигала или останавливала диссертации. Шло непрестанное сражение, «мешались в кучу кони, люди». Людьми, даже теми, кто ее любил, она не дорожила никогда, расставалась без сожаления.
Даже страшная болезнь (рак) не остановила ее жажду самоутверждения.
Как обыкновенная женщина, Мара мечтала о счастье с любимым человеком. Но к больной, одинокой Маре приехал не тот, кого она ждала, а нежеланный и такой же одинокий Димычка: «Что его жизнь без Мары? Она была ему нужна любая: с предательством, подлостью, получеловек, - но только она».
Ей не хватило жизни, не досталось почти половины.
«Первые сорок пять лет - только разминка, первая попытка перед прыжком. Впереди главная жизнь, в которой у нее будет только один мужчина - желанный, как Саша, верный, как Димычка, и всемогущий, как Мойдодыр. С этим одним она родит здорового красивого ребенка и воспитает его для светлого настоящего и будущего...»5.
Но этим мечтам не суждено было сбыться. Все кончилось, не успев начаться.
Наслаждение жизнью во всех её проявлениях
(Роман Л. Улицкой «Медея и ее дети»)
Мотив дома является центральным в романе Людмилы Улицкой «Медея и ее дети». Это роман не только о семейных, но и о глубинных человеческих связях, о людских «совпадениях», которые происходят свыше и навеки скрепляют отношения.
Действие романа происходит в Крыму, в доме пожилой Медеи Синопли. Во взгляде Улицкой на семью Синопли, безусловно, есть некое толстовское начало: при чтении текста на память не раз приходит знаменитое изречение «люди как реки».
__________________________________
5 Токарева В. Первая попытка. Рассказ. Новый мир, № 1,1989 г., с.131
«…бездетная Медея собирала в своем доме в Крыму многочисленных племянников и внучатых племянников и вела над ними свое тихое ненаучное наблюдение. Считалось, что она всех их любит. Какова бывает любовь у бездетных женщин, трудно сказать, но она испытывала к ним живой интерес, который к старости даже усиливался. Сезонными наплывами родни Медея не тяготилась, как не тяготилась и своим осеннее-зимним одиночеством»6.
Представители старинного рода Синопли разъехались по всему свету, и теперь их
потомки вновь собираются в старом и уютном доме в нижнем поселке. Высоко на холме стоит этот дом, а вокруг - природная красота, заставляющая сжиматься сердце. И тянутся к этому дому люди разных национальных культур из Сибири, из Средней Азии, из Прибалтики и из Грузии...» И «прожаренный солнцем и продутый морскими ветрами дом притягивает все это разноплеменное множество...»6. Здесь всегда много детей, и у читателя возникает ощущение непрерывности семейных традиций, вечности родовой линии Синопли. Писательница уделяет большое внимание особым знакам «природы», которые проявляются во внешнем облике потомков семьи: рыжие волосы и укороченный мизинец. Главным объединяющим началом для всех Синопли становится особое напряжение внутренней духовной жизни, скрытая глубокая эмоциональность, особый род чувствительности в хорошем смысле этого слова. Именно этот внутренний огонь и создает особую притягательность дома Медеи.
«К середине сезона теперешнее Медеино жилье, такое одинокое и молчаливое зимами, обилием детей и общим многолюдством напоминало дом ее детства»6.
Ощущение принадлежности к дому у Синопли начинается с детства: их привозят родители сюда еще детьми. Как раз в детстве начинается становление человеческой души, взросление, осознание себя в большом мире. Не случайно Улицкая вводит в роман особую тему - тему детства - и показывает взаимоотношения между представителями маленьких потомков Синопли. Медея усматривает исключительную ценность в общении Лизы и Алика с маленьким инвалидом Виталисом, младшим представителем литовской ветви семьи.
Медеин дом обладает большой силой притяжения, хотя в его внешнем облике и во внутреннем убранстве нет ничего особенного. Дом «стоял в самой верхней части поселка, но усадьба была ступенчатая, с террасами, с колодцем в самом низу». В нем была «умная печурка, которая брала мало топлива, но давала много тепла».
Была летняя кухня, сложенная «из дикого камня, на манер сакли, одна стена ___________________________________
6 Улицкая Л. Медея и её дети. Москва «Вагриус», 1999 г.
упиралась в подрытый склон холма, а низкие неправильной формы окна были пробиты с боков». Каждая комната имела имя: Синяя, Самонина. По описанию видно, что дом Медеи был отнюдь не богатый и даже не очень удобный: пол в кухне был земляной, водопровод отсутствовал.
Что же тянет многочисленных ближних, дальних и очень дальних родственников к этому вечному дому? Что делает его вечным?
Разгадка тайны дома - в его хозяйке.
Медея предстает в романе носительницей вечных истин, которые дались ей нелегким жизненным опытом. Она имеет особый дар соприкосновения с Прошлым. Оно необыкновенно живо в ее памяти - и раз, в один из решающих моментов жизни, будто ожило: родители Медеи явились ей в 26-м году. Это был знак благодарности за то, что она «сохранила младших».
Медея и Елена, ближайшая ее подруга, не задают вопросов: зачем, для чего... «Все равно мы сами не догадаемся, - пишет Елена Медее. - Помнишь, ты читала мне свой любимый отрывок из Апостола про тусклое стекло. Все разъяснится со временем, за временем». Время, разъясняющее все, является одним из героев произведения.
Тема Бога постоянно присутствует в романе: главная героиня - человек, глубоко верующий. «Другая над ней власть», - говорит о Медее Георгий. Медея поверяет свои тайны Богу и не устает благодарить его: «Господи, благодарю тебя за все благодеяния твои, за все посылаемое тобою, и дай мне все вместить, ничего не отвергая...»6
Леночка дает Медее пример мудрого незнания. Ее муж, Федор, вводит в семью мальчика, своего тайного сына. Все окружающие догадываются о связи Федора и покойной матери мальчика все, кроме Елены. «Мудрая Леночка, великая Леночка, она об этом и
знать не хочет»,- думает Медея. Мудрость всепрощения приходит к героине. Она не стала делиться с Леночкой тем, ради чего приехала в Ташкент,- тайной изменой мужа Самони, неожиданно ей открывшейся, - и уехала из дому, почувствовав тоску и нетерпение.
Важным проявлением толстовского начала в книге о Медее является мотив совпадения, случайности. Так, например, в начале своего долгого путешествия в Ташкент Медея встречает племянника и внука бывшей соседки Нины, которой она помогла когда-то. Ее подвозят до Ростова, она чудом покупает билет на Ташкент и, уже отъехав, осознает, кого именно встретила. «Происходили маленькие чудеса, люди сходились и расходились, и все
___________________________________
6 Улицкая Л. Медея и её дети. Москва «Вагриус», 1999 г.
вместе образовывало красивый узор». Мотив совпадения объединил две любовные линии романа. Ника и Маша любят одного человека, Валерия Бутонова. Именем, правда, совпадение и исчерпывается: в восприятии каждой из двух женщин существует свой Бутонов. Для Ники Бутонов - «очередная любовная дичь». Для Маши неожиданная связь с человеком «другого круга», не понимающим ее языка, не узнающим
знакомых цитат, оказалась роковой.
Маша умирает с ощущением полета: она «сосредоточилась и как будто включила кнопку – тело стало очень медленно отрываться от горы, и гора немного помогала ей в этом движении. И Маша полетела тяжело, медленно, но уже было совершенно ясно, что именно делать, чтобы управлять скоростью и направлением полета, куда угодно и бесконечно... Человеческую свободу и неземное счастье Маша испытала от этого нового опыта, от областей и пространства, которые открывал ей ангел, но при всей новизне, невообразимости происходящего она догадывалась, что запредельное счастье, переживаемое ею в близости с Бутоновым, происходит из того же корня, той же породы»6.
Медея помогла Маше обрести этот «небесный дом»: православный священник отказался отпевать грешницу, и Медея обратилась к греку. Таким образом, главная героиня осуществила некую функцию соединения двух миров: земного и небесного домов.
Улицкая называет свою героиню праведницей и придает ее чертам иконописность: это отражение внутреннего света, душевной стойкости и покоя. Самуил Яковлевич говорил Медее: «Я почувствовал, что рядом с вами нет страха». Страха не было, а было глубочайшее наслаждение жизнью во всех ее проявлениях. Медея была человеком, ни в чем не погрешившим против правил нравственности, и было в ней то, что позднее заставит Сандрочку сказать, улыбаясь: «Праведница у нас была одна...»
Повествователь заканчивает роман словами:
«Это удивительно приятное чувство - принадлежать к семье Медеи, к такой большой семье, что всех ее членов даже не знаешь в лицо и они теряются в перспективе
бывшего, не бывшего и будущего»6.
___________________________________
6 Улицкая Л. Медея и её дети. Москва «Вагриус», 1999 г.
Практическое исследование
В качестве практического исследования я провела опрос, задав своим одноклассникам всего один вопрос: «Какая роль является главной в жизни женщины: жена, мать, бабушка; любимая женщина; хороший работник, делающий отличную карьеру».
Были получены следующие результаты:
- хороший работник, делающий отличную карьеру – 62%,
- жена, мать, бабушка – 4%;
- любимая женщина – 34%.
Мне очень хотелось поделиться с одноклассниками своими выводами, сделанными после анализа произведений; попытаться убедить их в неправильности чисто внешнего оценивания роли женщины. Для этого мы устроили коллективные чтения вышеперечисленных произведений, затем просмотр художественного фильма по мотивам повести В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть», по окончании которых у нас завязалась оживленная дискуссия, в ходе которой я познакомила ребят с моими наблюдениями. После этого я вновь провела опрос, были получены следующие ответы:
- хороший работник, делающий отличную карьеру – 26%,
- жена, мать, бабушка – 47%;
- любимая женщина – 39%.
Результаты этого опроса, на мой взгляд, показали, что идеал женской нравственной чистоты и силы живет внутри каждого из нас, а, значит, за наше будущее можно не волноваться!
Заключение
Мной было рассмотрено несколько женских судеб. Судьбы разные, но у каждой стремление - быть счастливой и любимой. «Что нужно для счастья?» — спрашивал Л. Н. Толстой и отвечал: «Тихая семейная жизнь...с возможностью делать добро людям». Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого своё русло, свой исток. Исток этот - родной дом, семья, её традиции, уклад, святая забота старших о младших и младших о старших, умение каждого в семье больше отдавать, чем брать; взаимоотношения, построенные на добре и правде. И женщине в семье принадлежит главная роль, только нужно развить в себе талант любить жизнь, любить людей, самозабвенно любить детей. А ещё научиться по-матерински жалеть больных и немощных, родных и чужих, тех, кому от жалости и милосердия станет легче жить.
Список литературы
Вирен Г. Такая любовь. Октябрь, № 3, 1989, с.203.
Петрушевская Л. «Непогибшая жизнь», рассказ « Как ангел». Октябрь, 1996 г. № 7
Славникова О. Петрушевская и пустота. Вопросы литературы, 2000, № 2, с. 50.
Токарева В. Ничего особенного. Рассказ. Новый мир №4, 1981 г., с. 113
Токарева В. Первая попытка. Рассказ. Новый мир, № 1,1989 г., с.131
Токарева В. Я есть. Ты есть. Он есть. Новый мир.
Улицкая Л. Медея и её дети. Москва «Вагриус», 1999 г.
Черняк. Современная русская литература. С-П, Москва, Сага-Форум, 2004 г., с. 161-182.