Говорите правильно

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Говорите правильно

Середа М.А. 1
1учитель начальных классов МКОУ "Озерская СОШ"
Науман Л.И. 1
1учитель начальных классов МКОУ "Озерская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема исследования: В разделе «Имя существительное», на уроках русского языка мы, изучая склонения, так же коснулись темы правильного произношения слов. Я для себя сделала открытие, что, оказывается, правильно произносится не щАвель, а щавЕль, не свеклА, а свЁкла, узнала, что некоторые существительные, называющие фрукты и овощи, в родительном падеже множественного числа, имеют окончания – ов. А как говорят окружающие люди? Все ли правильно произносят окончания, ставят ударение? Я решила в этом разобраться на примере нашей школы.

Я сделала такое предположение:

Гипотеза: Не все ребята в школе следят за своей речью и не задумываются, как правильно произносить те или иные слова.

Цель: Изучить, как в разговорной речи большинство людей употребляют данные формы имён существительных.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- Изучить информацию в учебниках «Русский язык»3-4 класс, «Русский родной язык» 3 класс

- Провести опрос учащихся школы

- Сделать анализ опроса

- Сделать вывод.

Планируемые результаты исследования:

Сделать вывод, как в разговорной речи большинство людей употребляют данные формы имён существительных.

Свою работу над темой я начала с того, что изучила материал учебника «Русский язык» 4 класс, повторила материал по данной теме за 3 класс. В конце учебников есть орфоэпический словарь, где легко можно проверить произношение слов. Очень удивительно, но оказывается правильно надо говорить тОрты, бАнты, а мы в разговорной речи, сами того не замечая, произносим эти слова не правильно. А так же выяснила, что в учебнике «Родной русский язык» 3 класс так же можно найти много интересного в параграфе «Как изменяются имена существительные во множественном числе?». Из этого учебника я узнала, что слова: туфли, тапки, кроссовки, сандалии, босоножки в единственном числе будут женского рода. А вот кеды, лапти, ботинки, ласты в единственном числе будут мужского рода. Именно отсюда я узнала, что существительные, называющие фрукты и овощи, в родительном падеже множественного числа мужского рода имеют окончание –ов ( помидоров, мандаринов, апельсинов). А вот существительные женского и среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют нулевые окончания( яблок, слив).

Основная часть

Таким образом, вооружившись учебниками, приобретя некоторые знания, я взялась за проведение опроса. Для анкетирования были выбраны классы с 3 по 6 по одному из паралели. Исключение- 4 классы. Там участвовали оба класса. Всего в опросе приняли участие 143 человека. Для анкеты было предложено задание из учебника «Русский язык», 4 класс 1 часть.

В первом задании нужно было записать слова в форме именительного падежа множественного числа и поставить ударение.

Торт- ….., герб- ……, адрес-….., шофёр-…, трактор-…., слесарь-…., директор-…, доктор-….., договор - ……

Из 143 человек с этим заданием справились только 26 человек, что составило 18 % от общего числа опрошенных. 116 человек – 82 % ребят не справились с этим заданием.

Второе задание предполагало написать правильно окончания в словах, употребляя их в форме родительного падежа множественного числа:

В магазине мы купили 5 килогра… ябло…, апельси…, две пары ботин…, туф…, сапо…, вареж… .

Это задание 1 человек не выполнил. Значит, его делали 142 человека. И 39 из них ответили правильно ( это 28% от общего количества), а 103 человека ответили неправильно ( 72%).

Печально. Я предполагала, что ребята 3 класса с этим заданием могут не справиться. Но ученики 4- 6 классов меня удивили.

В нашей школе 560 учеников. Было опрошено 143 человека, это 25% от общего числа учащихся. И большинство из них не следят за своей речью, не задумываются, как они говорят. А ведь народная мудрость гласит: хорошую речь приятно слушать и еще - сначала подумай, а потом говори.

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась. Большинство ребят в нашей школе не следят за своей речью и не задумываются, как правильно произносить те или иные слова.

А ведь только от нас зависит, сохранится ли наш язык. Только мы в ответе за то, чтобы через 10, 20, 50 лет наши потомки могли слышать красивую правильную русскую речь, а не сленг вперемешку с иностранными словами. Я долго думала, какой совет дать своим одноклассникам, ребятам нашей школы, чтобы исправить ситуацию. У меня получилось несколько пунктов:

Хорошо учить русский язык

Больше читать.

Если встретилось незнакомое слово, обратиться к словарю, к учителю. Вам помогут найти ответ.

Самому следить за своей речью.

Интересоваться своим языком.

В современном мире русский язык очень сильно засоряется иностранными словами. А ведь он очень богат. И каждое иностранное слово мы можем заменить нашим родным, русским словом.

Свою работу я хочу завершить словами замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Используемая литература:

Александрова О.М. «Русский родной язык» 3 класс, М: Просвещение 2019 г

Канакина В.П. «Русский язык» 4 класс, М: Просвещение 2019г

https://rusliteratura.jimdofree.com/русский-язык/высказывания-о-русском-языке/и-с-тургенев/

7

Просмотров работы: 268