Архаизмы как языковой феномен речи современного ученика начальной школы

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Архаизмы как языковой феномен речи современного ученика начальной школы

Хабибуллина А.Р. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72 с углублённым изучением немецкого языка» г.Казани
Семенова С.В. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72 с углублённым изучением немецкого языка» г.Казани
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Время стремительно движется, изменяются люди, общественные устои, всё большими темпами идёт технический прогресс, вместе с тем каждый день совершенствуется и развивается наш родной язык.

В языке отражаются события, язык показывает нам стремительное течение времени. Тем не менее, многие слова, с течением времени исчезнувшие и замененные другими словами, остаются в языке в виде архаизмов. Они сохраняются в народных произведения искусства. Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие архаизируются довольно быстро, мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются.

Объектом нашего исследования явились ученики начальной школы.

Предмет исследования – уровень знания архаичной лексики современными учениками начальной школы.

Цель – выявить уровень знания архаичной лексики современными учениками начальной школы. Результаты нашей работы позволят иметь представление об уровне знаний учеников начальной школы в области архаичной лексики, что позволит активизировать работу в этом направлении.

Наша работа предполагала исследование-анкетирование на предмет выявления уровня знаний в области архаичной лексики. Ученикам предлагалось рассмотреть макет народной избы, выполненный лично нами, и назвать предметы народного быта на русском и татарском языках. Затем по результатам опроса заполнялась анкета:

Архаизм

Знание слова

Знание значения слова

Альтернативное слово

Горница

     

Светёлка

     

Полати

     

Лавка

     

Лапти

     

Туесок

     

В исследовании участвовало 190 учеников начальной школы (2-3 классы).

Обнаружилось, что слово «Горница» знают 180 учеников (95%), его значение понимают 150 учеников (79%), этому слову ученики дали следующие альтернативные формулировки: «комната», «гостиная». Такой же анализ мы провели для других архаизмов.

После анализа анкет, мы составили памятку для современного ученика начальной школы, которая содержит самые распространенные в народных произведениях архаизмы и расшифровку их значений.

Архаизм

Значение архаизма

Горница

Парадная половина крестьянской избы

Светёлка

Светлая жилая комната (светлица)

Полати

Настил из досок для сна

Лавка

Доска для сидения и лежания, прикреплённая к стене

Лапти

Крестьянская обувь из лыка

Туесок

Короб с крышкой для хранения и переноса меда, ягод

Время стремительно движется, изменяются люди, общественные устои, все большими темпами идет технический прогресс. Вместе с тем каждый день совершенствуется и развивается родной язык.

В языке отражаются события, язык показывает нам стремительное течение времени. Тем не менее, многие слова с течением времени исчезнувшие и замененные другими словами, остаются в языке в виде архаизмов. Они сохраняются в народных произведениях искусства, народном фольклоре.

Мне стало интересно узнать: как устроена русская изба, как назывались, для чего служили старинные предметы и мебель? Какие слова-архаизмы, связанные с русской избой и ее убранством, известны ученикам начальной школы, правильно ли мы понимаем их значения.

Основная часть

Объектом нашего исследования явились ученики начальной школы (2-3 классы).

Предмет исследования – внутреннее убранство избы, предметы обихода и слова-архаизмы, а также уровень знания архаичной лексики современными учениками.

Цель: развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны.

Задачи исследования:

- собрать материал о внутреннем убранстве избы;

- выполнить макет горницы в русской избе;

- посетить национальный музей РТ;

- выявить группу слов-архаизмов о русской избе;

-провести анкетирование среди учащихся начальной школы на предмет выявления особенностей использование архаизмов.

Давным-давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен, и называли избами.

В избу входили, кланяясь. Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло и дольше сохранялось тепло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было набить.

Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Русская печь, как мать родная, накормит, обогреет, когда надо вылечит и обсушит.

В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали, и все самые важные семейные вопросы решали.

А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.

А спали люди на полатях, на печи, на лавках, на сундуках.

На основе полученных знаний я с мамой выполнила макет горницы в русской избе.

Дополнительно мы решили сходить в Национальный музей Республики Татарстан, в котором представлен макет жилой постройки Булгарской культуры XI – XII вв.

Печка в тот период была сложена из известковых камней, скрепленных глиняным раствором. Для посуды использовались настенные полки, а вот вместо сундуков пока были только крючки и колышки на стенах.

В музее мы посмотрели различную глиняную посуду разных эпох, я вживую увидела ухват и кочергу, узнала о ткацком станке, приспособлениях для изготовления ковриков и половиков.

Я предложила учащимся нашей начальной школы рассмотреть мой макет горницы в русской избе и назвать предметы народного быта.

По результатам опроса заполнялась анкета:

В исследовании участвовало 190 учеников начальной школы (2-3 классы).

Я изготовила макет старой избы и мы провели устный видеоопрос, а затем по результатам опроса заполнялась анкета:

Архаизм

Знание слова

Знание значения слова

Альтернативное слово

Горница

180

150

комната, гостиная

Светёлка

120

90

комната

Полати

100

20

лежбище

Лавка

188

188

скамейка, сиденье

Лапти

190

190

боты, обувь

Туесок

20

2

бочонок, круглая коробочка

Это наглядно видно в диаграмме:

Заключение

Обнаружилось, что слово «горница» знают 180 учеников (95%), его значение понимают 150 учеников (79%), этому слову ученики дали следующие альтернативные формулировки: «комната», «гостиная». Такой же анализ мы провели для других архаизмов.

Слово «светелка» знают 120 учеников (63%), его значение понимают 90 учеников (47%), этому слову ученики дали следующие альтернативные формулировки: «комната».

Слово «полати» знают 100 учеников (53%), его значение понимают 20 учеников (10,5%), этому слову ученики дали следующие альтернативные формулировки: «лежбище».

Слово «лавка» знают 188 учеников (99%), его значение понимают 188 учеников (99%), этому слову ученики дали следующие альтернативные формулировки: «скамейка», «сиденье».

Слово «лапти» знают 190 учеников (100%), его значение понимают 190 учеников (100%), этому слову ученики дали следующие альтернативные формулировки: «боты», «обувь».

Слово «туесок» знают 20 учеников (10,5%), его значение понимают 2 ученика (1%), этому слову ученики дали следующие альтернативные формулировки: «бочонок, круглая коробочка».

После анализа анкет, мы составили памятку для современного ученика начальной школы, которая содержит самые распространенные в народных произведениях архаизмы и расшифровку их значений.

Архаизм

Значение архаизма

Горница

Парадная половина крестьянской избы

Светёлка

Светлая жилая комната(светлица)

Полати

Настил из досок для сна

Лавка

Доска для сидения и лежания, прикреплённая к стене

Лапти

Крестьянская обувь из лыка

Туесок

Короб с крышкой для хранения и переноса меда, ягод

Так же мы подготовили данную презентацию и познакомили с ней одноклассников.

В результате нашей работы мы выяснили, как устроена изба, как назывались, для чего служили предметы, находящиеся внутри избы, побывала в музее, сделала макет горницы. Провели опрос, и поделились своими знаниями с одноклассниками и учениками начальной школы. Составили памятку слов-архаизмов.

После анализа анкет мы составили памятку для современного ученика начальной школы, которая содержит самые распространенные в народных сказках архаизмы и расшифровку из значений.

Выводы.

В результате своей работы я выяснила, как устроена изба, как назывались, для чего служили предметы, находящиеся внутри избы, побывала в музее, сделала макет горницы. Провела опрос, и поделилась своими знаниями с одноклассниками и учениками начальной школы. Составила памятку слов-архаизмов.

Список использованной литературы

Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. / Т. Ф. Ефремова, – М.: Русский язык, 2000

Крылова, О.А. Архаизмы / О.А. Крылова // Русская речь. - 2001.-№4.-С. 58-62.

Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы / М.Р. Львов // Начальная школа. -2002. -№ 1.-С. 14-27.

Формановская, Н. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. / Н. Формановская. – М.:ВК, 2009

Улыбашева М.,Русская изба от печки до лавочки»-, М.,2015

Просмотров работы: 86