Введение
Время стремительно движется, изменяются люди, общественные устои, всё большими темпами идёт технический прогресс, вместе с тем каждый день совершенствуется и развивается наш родной язык.
В языке отражаются события, язык показывает нам стремительное течение времени. Тем не менее, многие слова, с течением времени исчезнувшие и замененные другими словами, остаются в языке в виде архаизмов. Они сохраняются в народных произведения искусства. Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие архаизируются довольно быстро, мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются.
Объектом нашего исследования явились ученики начальной школы.
Предмет исследования – уровень знания архаичной лексики современными учениками начальной школы.
Цель – выявить уровень знания архаичной лексики современными учениками начальной школы. Результаты нашей работы позволят иметь представление об уровне знаний учеников начальной школы в области архаичной лексики, что позволит активизировать работу в этом направлении.
Наша работа предполагала исследование-анкетирование на предмет выявления уровня знаний в области архаичной лексики. Ученикам предлагалось рассмотреть макет народной избы, выполненный лично нами, и назвать предметы народного быта на русском и татарском языках. Затем по результатам опроса заполнялась анкета:
Архаизм |
Знание слова |
Знание значения слова |
Альтернативное слово |
Горница |
|||
Светёлка |
|||
Полати |
|||
Лавка |
|||
Лапти |
|||
Туесок |
В исследовании участвовало 190 учеников начальной школы (2-3 классы).
Обнаружилось, что слово «Горница» знают 180 учеников (95%), его значение понимают 150 учеников (79%), этому слову ученики дали следующие альтернативные формулировки: «комната», «гостиная». Такой же анализ мы провели для других архаизмов.
После анализа анкет, мы составили памятку для современного ученика начальной школы, которая содержит самые распространенные в народных произведениях архаизмы и расшифровку их значений.
Архаизм |
Значение архаизма |
Горница |
Парадная половина крестьянской избы |
Светёлка |
Светлая жилая комната (светлица) |
Полати |
Настил из досок для сна |
Лавка |
Доска для сидения и лежания, прикреплённая к стене |
Лапти |
Крестьянская обувь из лыка |
Туесок |
Короб с крышкой для хранения и переноса меда, ягод |
Время стремительно движется, изменяются люди, общественные устои, все большими темпами идет технический прогресс. Вместе с тем каждый день совершенствуется и развивается родной язык.
В языке отражаются события, язык показывает нам стремительное течение времени. Тем не менее, многие слова с течением времени исчезнувшие и замененные другими словами, остаются в языке в виде архаизмов. Они сохраняются в народных произведениях искусства, народном фольклоре.
Мне стало интересно узнать: как устроена русская изба, как назывались, для чего служили старинные предметы и мебель? Какие слова-архаизмы, связанные с русской избой и ее убранством, известны ученикам начальной школы, правильно ли мы понимаем их значения.
Основная часть
Объектом нашего исследования явились ученики начальной школы (2-3 классы).
Предмет исследования – внутреннее убранство избы, предметы обихода и слова-архаизмы, а также уровень знания архаичной лексики современными учениками.
Цель: развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны.
Задачи исследования:
- собрать материал о внутреннем убранстве избы;
- выполнить макет горницы в русской избе;
- посетить национальный музей РТ;
- выявить группу слов-архаизмов о русской избе;
-провести анкетирование среди учащихся начальной школы на предмет выявления особенностей использование архаизмов.
Давным-давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен, и называли избами.
В избу входили, кланяясь. Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло и дольше сохранялось тепло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было набить.
Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей.
Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Русская печь, как мать родная, накормит, обогреет, когда надо вылечит и обсушит.
В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали, и все самые важные семейные вопросы решали.
А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
А спали люди на полатях, на печи, на лавках, на сундуках.
На основе полученных знаний я с мамой выполнила макет горницы в русской избе.
Дополнительно мы решили сходить в Национальный музей Республики Татарстан, в котором представлен макет жилой постройки Булгарской культуры XI – XII вв.
Печка в тот период была сложена из известковых камней, скрепленных глиняным раствором. Для посуды использовались настенные полки, а вот вместо сундуков пока были только крючки и колышки на стенах.
В музее мы посмотрели различную глиняную посуду разных эпох, я вживую увидела ухват и кочергу, узнала о ткацком станке, приспособлениях для изготовления ковриков и половиков.
Я предложила учащимся нашей начальной школы рассмотреть мой макет горницы в русской избе и назвать предметы народного быта.
По результатам опроса заполнялась анкета:
В исследовании участвовало 190 учеников начальной школы (2-3 классы).
Я изготовила макет старой избы и мы провели устный видеоопрос, а затем по результатам опроса заполнялась анкета:
Архаизм |
Знание слова |
Знание значения слова |
Альтернативное слово |
Горница |
180 |
150 |
комната, гостиная |
Светёлка |
120 |
90 |
комната |
Полати |
100 |
20 |
лежбище |
Лавка |
188 |
188 |
скамейка, сиденье |
Лапти |
190 |
190 |
боты, обувь |
Туесок |
20 |
2 |
бочонок, круглая коробочка |
Это наглядно видно в диаграмме:
Заключение
Обнаружилось, что слово «горница» знают 180 учеников (95%), его значение понимают 150 учеников (79%), этому слову ученики дали следующие альтернативные формулировки: «комната», «гостиная». Такой же анализ мы провели для других архаизмов.
Слово «светелка» знают 120 учеников (63%), его значение понимают 90 учеников (47%), этому слову ученики дали следующие альтернативные формулировки: «комната».
Слово «полати» знают 100 учеников (53%), его значение понимают 20 учеников (10,5%), этому слову ученики дали следующие альтернативные формулировки: «лежбище».
Слово «лавка» знают 188 учеников (99%), его значение понимают 188 учеников (99%), этому слову ученики дали следующие альтернативные формулировки: «скамейка», «сиденье».
Слово «лапти» знают 190 учеников (100%), его значение понимают 190 учеников (100%), этому слову ученики дали следующие альтернативные формулировки: «боты», «обувь».
Слово «туесок» знают 20 учеников (10,5%), его значение понимают 2 ученика (1%), этому слову ученики дали следующие альтернативные формулировки: «бочонок, круглая коробочка».
После анализа анкет, мы составили памятку для современного ученика начальной школы, которая содержит самые распространенные в народных произведениях архаизмы и расшифровку их значений.
Архаизм |
Значение архаизма |
Горница |
Парадная половина крестьянской избы |
Светёлка |
Светлая жилая комната(светлица) |
Полати |
Настил из досок для сна |
Лавка |
Доска для сидения и лежания, прикреплённая к стене |
Лапти |
Крестьянская обувь из лыка |
Туесок |
Короб с крышкой для хранения и переноса меда, ягод |
Так же мы подготовили данную презентацию и познакомили с ней одноклассников.
В результате нашей работы мы выяснили, как устроена изба, как назывались, для чего служили предметы, находящиеся внутри избы, побывала в музее, сделала макет горницы. Провели опрос, и поделились своими знаниями с одноклассниками и учениками начальной школы. Составили памятку слов-архаизмов.
После анализа анкет мы составили памятку для современного ученика начальной школы, которая содержит самые распространенные в народных сказках архаизмы и расшифровку из значений.
Выводы.
В результате своей работы я выяснила, как устроена изба, как назывались, для чего служили предметы, находящиеся внутри избы, побывала в музее, сделала макет горницы. Провела опрос, и поделилась своими знаниями с одноклассниками и учениками начальной школы. Составила памятку слов-архаизмов.
Список использованной литературы
Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. / Т. Ф. Ефремова, – М.: Русский язык, 2000
Крылова, О.А. Архаизмы / О.А. Крылова // Русская речь. - 2001.-№4.-С. 58-62.
Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы / М.Р. Львов // Начальная школа. -2002. -№ 1.-С. 14-27.
Формановская, Н. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. / Н. Формановская. – М.:ВК, 2009
Улыбашева М.,Русская изба от печки до лавочки»-, М.,2015