Засидимся допоздна - поиграем в имена

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Засидимся допоздна - поиграем в имена

Татаурова Н.И. 1
1МБОУ Гимназия № 17 г Пермь
Сунцова Е.В. 1
1МБОУ Гимназия № 17
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей научно-практической работы – «Засидимся допоздна – поиграем в имена». Я выбрала эту тему для своей работы, так как она для меня очень интересна и увлекательна. Не так давно меня стали интересовать такие вопросы как: Что такое имя? Как человек получает имя? Какова история имен и так далее. Интерес к этим вопросам побудил меня искать информацию в интернете, читать статьи и книги с этим связанные, спрашивать своих одноклассников и друзей об их именах. Пока я искала различную информацию об именах мне стали приходить в голову маленькие стишки-загадки про имена моих одноклассников. И появилась идея на основе этих загадок придумать настольную игру.

Цель моей работы – создать свою настольную игру, основанную на моих стихах-загадках про имена. Название игры «засидимся допоздна – поиграем в имена». Это название я придумала сама и хотела им показать, что игра захватывающая и увлекательная. Это карточная игра. Основанная на именах, их значении и стихах про имена, которые я сочинила сама.

Моя гипотеза – с помощью моей игры дети проявят большой интерес к своим именам, к их значению и истории.

Задачи моей работы:

Ознакомиться с историей происхождения имен в России и мире.

Выяснить, что знают мои одноклассники о своих именах.

Найти значение всех имен, используемых в моей игре.

Прописать правила игры «Засидимся допоздна – поиграем в имена».

Сочинить стих – загадку про каждое имя, используемое в моей игре.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Что такое имя?

Что такое имя? Я думаю, каждый человек знает ответ на этот вопрос.

А вы знаете?

Имя – это «отдельное слово, которым обращаются к отдельному человеку. Это личное название, которое дается человеку при рождении и служит для идентификации в обществе. Очень трудно было бы общаться между собой, если бы не было возможности обращаться к собеседнику. Каждое имя несет в себе определенный набор характеристик, качеств человека, которые ему приписывает общество». 

Это первое, что получает маленький ребенок, что слышит он когда рождается. Человек может не понимать, что означает именно его имя, но слышит это слово чаще других.

Имя остается с человеком на протяжении всей жизни. С именем ребенок приходит в жизнь, с ним же он будет идти по жизни, радоваться победам, встречать поражения, любить и грустить, дружить и гордиться.

2.2 Немного из истории имен.

Человек, живущий в наше время вряд ли может себя представить без имени. Как впрочем, и история не знает таких времен, когда бы человеку не давалось имя.

История имени, так же как история человека очень богата и интересна.

Давайте представим на миг то время, когда люди вели совместное хозяйство, жили в пещерах, не разбирались в медицине и окружающем мире. Ничего не знали о природе вне своих поселений. Когда человек только начал давать названия окружающим его вещам, удивлялся и изучал природу бытия.

Когда начинали давать имена, их не придумывали специально для обозначения конкретного человека. Просто использовались для этого различные слова, например, названия животных, природных явлений, растений, времен года, небесных тел, богов. (Ива, река, волк, дождь).

В древности имена очень часто давались людям, исходя из черт характера, внешности, образа жизни, особенностей поведения. Самый высокий человек в поселении мог называть Гора, а самый тихий – Мышка.

На Руси, в древние времена людям также давали имена, в зависимости от внешности, например косой, хромой, давали прозвища – лопух, капуста, могли назвать по очереди рождения, например, первяк, вторяк. пятак.

Позже, люди стали делать выводы о жизни человека и сопоставлять судьбу и имя, и пришли к выводу, что имя данное человеку может влиять на его судьбу. Они стали выбирать имена, которые обозначали бы что-то хорошее, доброе, красивое.

Однако, случалось, что люди делали и обратные выводы, например, в африканских и индейских племенах детей называли очень отталкивающими именами, чтобы эти имена могли отпугивать нечисть и злых духов.

Некоторые народы дают ребенку два имени. Одно употребляется только в семье, а другое – то, которым он пользуется в обществе, и которым его могут называть все остальные. У меня, кстати, тоже 2 имени.

А в Древнем Китае ребенок получал свое первое имя при рождении, второе – когда поступал в школу, и третье (взрослое) после совершеннолетия.

В Древней Греции родители именовали своих младенцев в честь героев, богов и важных лиц в истории. Они верили, что ребенок унаследует их величие и силу.

История происхождения имен не всегда такая простая, какой кажется. Мы не всегда знаем, откуда произошло то или иное имя, даже если сами его носим.

Например, многие думают, что Ваня, Маша исконно русские имена. Это заблуждение. Среди широко используемых имен много тех, которые имеют греческие, скандинавские, еврейские, латинские и другие корни. После принятия Христианства в нашу культуру стало проникать все больше иностранных имен. Никита – победитель, Елена – светлая, Алексей – защитник, Евгений – благородный и т. п. Мы считаем их русскими, так как они часто употребляются в фольклоре, сказках и легендах, знакомых нам с детства.

Но есть и большое разнообразие исконно русских имен, дошедших до сегодняшнего времени. Людмила – милая людям, Ярослав – славящий Ярило (солнце), Владимир – владеющий миром, Всеволод – владеющий всем. Сегодня эти имена вновь приобретают популярность.

2.3 Кое-что интересное об именах.

По статистике в 2019 году самые популярные имена в России Соня, Милана, Настя, Вика, Маша, Аня, Варя, Катя, Полина, Ева, Саша, Максим, Артем, Матвей, Андрей, Владимир, Роман, Дмитрий, Глеб, Марк.

Пермские родители в этом году давали своим детям такие же имена, и необычные. Обладателями редких и необычных имен стали: Искр, Оскар, Добромир, Волег, Тихомир, Нестор, Анисим, Дени, Кай, Кир, Кузьма, Еремей, Даниэль, Добрыня, Самсон, Серафим, Софрон, Соломон, Остап, Юна, Даная, Златослава, Доминика, Мия, Вевея, Юника, Таина, Лира, Алисия, Оливия, Евангелина, Арсения, Лира, Матрона, Евангелина, Дарьяна, Муза, Амалия, Анисия, Ариана, Ася, Богдана, Дарьяна, Лея, Мелисса, Мила, Оливия, Русалина.

А еще в Красноярске живет девушка Россия – папа очень патриотичный, в Волгограде мальчик Ждан – его очень долго ждали, а в Челябинске мальчик Пельмень.

Самое популярное в мире женское имя — Анна. Его носят почти 100 миллионов женщин.

Самое популярное в мире имя (в принципе) — Мухаммед. Видимо здесь сыграл свою роль пророк Мухаммед.

2.4 Как появилась моя игра «Засидимся допоздна – поиграем в имена».

Создание моей игры не было целенаправленным, его можно назвать даже внезапным.

Сначала меня заинтересовало, почему меня назвали Натальей, что значит это имя вообще, и что оно значит для родителей? Пока мы с родителями обсуждали и искали значение моего имени, имен родителей, бабушек и дедушек, мне стало любопытно, что значат имена моих друзей и одноклассников. Затем пришла идея сделать работу по исследованию происхождения имен у разных народов мира и найти значение имени для каждого одноклассника, чтобы всем было интересна моя работа. И уже в процессе написания работы я стала сочинять свои загадки-рифмушки, сначала, чтоб себя развлечь про одного, про другого, потом уже было решено сочинить про всех одноклассников и включить их в свою работу про имена.

В октябре мы с одноклассниками на поезде ездили в Киров и, конечно, при поездке в поезде много играли в настольные игры. Тогда то мне и захотелось сделать из всего материала, который у меня уже был, включая загадки и значение имен сделать настольную игру. Когда мы вернулись домой, мы с мамой уже разработали карточки и придумали не сложные правила. Потом мы собрались с одноклассниками у меня дома и очень весело провели время за моей игрой.

Позже, вечером, когда гости разошлись, мы поиграли еще вдвоем с мамой. И это тоже было не менее интересно. А потом я еще и научилась использовать эту игру и для индивидуальных занятий для тренировки памяти и внимания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Описание и состав настольной игры «Засидимся допоздна – поиграем в имена».

Моя игра является настольной карточной игрой. Играть в нее можно почти с любым количеством ребят. Состав игры: это три разноцветных набора карточек. На желтых карточках написаны загадки про моих одноклассников, на голубых карточках – имена, на зеленых - значения имен.

Загадки.

Для каждого кроссворд раскрашен, постарался друг наш… (Саша).

И победа, и клубника, и Виктория, и… (Вика).

Карандаш, линейка, ластик – все для друга есть у… (Насти).

Все заданья выполнимы, если есть старанье… (Димы).

Вот идет олимпиада. Приз получит наша… (Влада).

Кто не ест в столовой кашу? Безусловно – это… (Маша).

Мы пошли все в зоопарк, пригласил туда нас… (Марк).

От всех бед нас обезвредив, президентом выбран… (Федя).

Идет урок Литературы, лучше всех читает… (Юра).

Каждый день готов словарик, помнит все заданья… (Марик).

Спеет ягода малина, учит азбуку… (Алина).

Подойдет для Ералаша звонкая шутница… (Маша).

Пишет левой, а не правой, и английский любит… (Слава).

Ее хвалит директриса – все в столовой съест… (Алиса).

Хороша ее растяжка – сядет на шпагат… (Наташка).

Тайных ниндзей королева, самурай-спортсменка… (Ева).

Голова всегда кудрява. Это наш отличник… (Савва).

Даст игрушку без пароля наша добренькая… (Поля).

Он в футболе не судья. Нападающий… (Илья).

Названья рек, озер и гор знает умный наш… (Егор).

Контрольную на 5 написать хотим. Волшебную программу посоветовал… (Вадим).

Веселимся и в ненастье с хохотушкой нашей… (Настей).

Не боимся мы медведя, если с нами Марьин… (Федя).

На все руки она мастер. Шьет, поет, рисует… (Настя).

Кто всегда у нас чистюля? Кто для всех подруга?.. (Уля).

Ангелочками украшен был наш класс. Спасибо… (Саше).

Только два, а все готово. Кто пришел так рано?... (Вова).

В нашем классе есть трудяша – замечательная… (Маша).

Как ученый Котофей очень мудрый… (Тимофей).

Будет лучшей в чтении. Кто же это?.. (Ксения).

Если грустно, вас утешит жизнерадостная… (Стеша).

На физре всех победил мастер по прыжкам… (Данил).

Значение имен.

Савва – «мудрец».

Поля – «Солнечная», «малышка».

Ева – «дающая жизнь», «живая», «озорная».

Данил – «божий суд».

Стеша – «венок», «корона».

Ксюша – «странница», «гостья».

Алиса – «благородная».

Алина – «великодушная».

Юра и Егор – «земледелец».

Тимофей – «почитающий бога».

Федор – «божий дар».

Маша – «желанная», «безмятежная».

Саша – «защитник».

Марк – «молоток».

Дима – «посвященный Деметре, матери Земли».

Вова – «владеющий миром».

Настя – «воскрешающая», «бессмертная» .

Вадим – «служащий Богу».

Наташа – «благословенная», «родная».

Влада – «владеющая славой».

Вика – «победа».

Слава – «наиславнейший».

Уля – «кудрявая», «пушистая».

Илья – «верующий».

Цель игры – собрать наибольшее количество наборов карточек (три карточки разного цвета) про одно имя.

Правила игры.

Игра 1.

Количество игроков 2-8

Цель игры – собрать наибольшее количество наборов карточек (три карточки разного цвета) про одно имя.

Карточки раскладываются по цветам в три стопки. Первый игрок вытягивает карту из любой стопки и кладет ее в центр стола. Следующий игрок также вытягивает карту из любой стопки и смотрит, совпадает ли имя, загадка или описание с картой предыдущего игрока. Если карты не совпадают, то игроки забирают вытянутые ими карты себе. Если имя на карточках совпадает, то игрок, вытянувший вторую карту, считает вслух до трех, затем громко называет имя с карточки и все игроки должны положить руку на карты. Тот из игроков, кто положил руку первым, забирает себе обе карточки. Следующий ход совершает игрок, который вытягивал вторую карточку. Он также вытягивает карту из любой стопки и кладет ее в центр стола, далее схема повторяется как с первым ходом.

Когда у игроков накапливаются карты на руках, они могут покрывать карту предыдущего игрока из имеющихся у себя карт. Если подходящей карты на руках нет, тогда берется карта из стопок на столе.

Если у игрока есть две карты одного имени, а другой игрок ходит с карты того же имени, игрок может выложить одну или две карты.

Кроме карт с именами, загадками и описанием, есть еще три бонусные карты «стоп имя», «стоп загадка», «стоп описание». Ими можно воспользоваться для отмены хода предыдущего игрока. После использования бонусная карта возвращается в соответствующую стопку.

Игра 2.

Количество игроков любое. Можно и 1.

Цель игры открыть все пары карт.

Это известная игра, тренирующая память и внимание.

Два вида карт раскладываются на столе надписями вниз и переворачиваются по очереди, сначала карта одного цвета, потом другого. Если имена на картах совпадают, игрок забирает пару себе, если нет, переворачивает их обратно, не меняя их расположения. Можно соревноваться, кто больше пар карт соберет, можно по очереди вскрывать все пары карт на время, кто быстрее.

Игра 3.

Правила третьей игры зависят от твоего воображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение я бы хотела сказать, что выбранная мной тема мне очень понравилась, мне было очень интересно искать значения имен. Оказалось очень интересно и захватывающе самой создавать, придумывать и потом получать радость от игры с друзьями и родителями.

В ходе работы над проектом нам удалось кратко познакомиться с историей имен и узнать, откуда появились имена и для чего используются. Мы также узнали некоторые интересные факты о именах, и какими причудливыми они бывают. Мы выяснили, что знают мои одноклассники о своих именах, нашли значение всех имен, используемых в игре. Также я сочинила стихи-загадки и прописала правила игры.

Цель моей работы было создание своей настольной игры, основанной на моих стихах-загадках про имена. Название игры «засидимся допоздна – поиграем в имена» вполне себя оправдало, так как ребятам моя игра понравилась и мы играли в нее довольно долго. Игра получилась захватывающая и увлекательная. Это карточная игра. Основанная на именах, их значении и стихах про имена, которые я сочинила сама. Цель моей работы достигнута.

После знакомства с моей игрой, ребята стали интересоваться своими именами, именами своих родственников и друзей, узнавать, почему они получили то или другое имя. Таким образом, казалось бы простая тема получила большой отклик у моих одноклассников и все получили новые знания.

И наконец, мне бы всех хотелось призвать всех свое имя носить с достоинством, беречь его, не портить дурными поступками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Академик [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://literaru_terms.academic.ru, свободный (дата обращения 12.11.2020).

«Большая книга имен. Полное исследование. Происхождение, история, значение». А. Е. Мамонтов ООО «Издательство АСТ» 2017г.

Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru/ wikipedia.org, свободный (дата обращения 12.11.2020).

«Ищем имя» В. А. Никонов. изд. Ленанд 2017г.

«Славянский именослов» М. Я. Морошкин Санкт-Петербург 1867 под редакцией Е. Васильева, Москва 2015г.

Словарь собственных имен русского языка изд. «мир и образование» 2010г.

«Тысяча имен» Е. Васильев. Изд. ОК Принт, Москва 2015г.

Толковый словарь С. И. Ожегова под ред. Л. И. Скворцова

Просмотров работы: 18