Тайна сказки

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайна сказки

Верзаков Т.Р. 1
1МБОУ Гимназия №17 г. Перми
Сунцова Е.В. 1
1МБОУ Гимназия №17 г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Мне попались на глаза мои детские книжки с самыми первыми сказками – Колобок, Курочка-Ряба, Волк и семеро козлят. И показалось, что как будто что-то в них не досказано. Я решил разобраться, а что же такое сказка, всегда ли известные нам сказки были именно такими, какими мы их знаем сейчас, в чем тайный смысл сказки. Конечно, невозможно полностью раскрыть тайну сказки, слишком много потеряно, что-то сильно исправлено, но даже немного заглянуть в этот волшебный мир наших предков – это очень волнующе и интересно.

Глава 1.

Что такое сказка.

Сказка – один из жанров фольклора, жанр литературы, эпическая история о необыкновенных событиях волшебного, героического или бытового характера.

Сказка полна светлой веры в победу добра, сказка показывает возможность чуда.

На Руси само слово Сказка в его нынешнем значении, стало употребляться только с 17 В. от слова «каза́ть». До этого времени слова Сказка употреблялось в значении перечень или список. А народные сказания назывались байка, басня.

Сказки признаны самым древним и самым мудрым народным творчеством, т к передавались из уст в уста.

В чем же отличие сказки от другого народного жанра – мифа?

Главным отличием мифов от сказок являются их функции. Функция мифа объяснительная, люди пытались понять удивительный мир, в котором они живут, объяснить природные явления и научиться их контролировать.

 

МИФЫ

СКАЗКИ

ФУНКЦИИ

Объяснительная:

люди пытались понять удивительный мир, в котором они живут, объяснить природные явления и научиться их контролировать.

Воспитательная и развлекательная:

понять жизненные истины через волшебные образы, часто в забавной форме.

В сказках же воспитательная и развлекательная – понять жизненные истины через волшебные образы, часто в забавной форме.

В соответствии с классификацией по Владимиру Яковлевичу Проппу, сказки можно разделить следующим образом.

По жанру сказки делятся на: - Сказки о животных;

Кумулятивная сказка о животных;

Докучная (Про белого бычка и т.д.)

Конечная (Репка, Теремок..)

Волшебная сказка о животных;

Басня (аполог);

Сатирическая сказка.

- Волшебные;

- Бытовые.

По авторству: - Народные;

- Литературные;

- Авторские.

Глава 2.

Обзор сказок.

А теперь рассмотрим некоторые сказки и попытаемся понять, о чем же они.

Все мы помним сказку Курочка Ряба. Прежде всего эта сказка является народной и имеет цепочное построение. Давайте ее разберем.

На первый взгляд очень простой сюжет, который знает каждый….

Но оказалось, что эта незатейливая сказка в прошлом была гораздо длиннее, и разбитое яйцо привело к целой цепочке событий, (Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.

Попова дочь за водой пошла, ведра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идет: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!) где за сопереживанием деду и бабе, шла череда бедствий. Таких эпизодов в сказке может быть от трёх до 7. В них многочисленные персонажи выполняют различные действия: дед и баба плачут — сорока ногу изломала — тын расшатался — дуб с себя листочки посшибал — попова дочь вёдра разбила — попадья выкинула пироги за окошко / кадку с тестом перевернула — поп церковные книги порвал / поп разбежался и ударился о косяк и т. д. вплоть до сгоревшей деревни.

А что же спрятано в этой сказке? Существуют различные теории. Одни уверяют, что в сказке говорится о строении вселенной, кто-то о человеческом счастье, кто-то в золотом яйце видит ребенка. Одну из теорий я расскажу подробней:

(Агранович Софья Залмановна филолог, литературовед.

«Дед и баба – пожилые люди (не случайно!);

Яйцо – олицетворение жизни.

Золото — символ смерти (в мифах золото и богатства находятся именно в царстве мертвых, в славянских сказках — Кощей, представитель царства мертвых, всегда связан с золотом).

Золотое яйцо, которое получили дед с бабой, – это «антижизнь, черная метка».

Получив золотое яйцо, дед и баба воспринимают его, как знак приближающейся смерти. Они по очереди пытаются разбить яйцо, но ничего не получается.

Мышь – это посредник между миром живых (земных) и мертвых (подземных). Это существо, которое служит двум мирам, и поступает непредсказуемо. Мышь – двулика, может сотворить как добро, так и зло.

Семья попа – это модель как человеческой семьи, так и общества.

Разбитое мышью яйцо пугает всех. Мир начинает распадаться, панические действия каждого следующего персонажа приводят к новым бедам. Причина распада в неизвестности. Никто не знает, что будет дальше. Поступок мыши они не в состоянии объяснить в силу ее двуликости.

Наступает развязка: курочка обещает снести яйцо ПРОСТОЕ, а значит подарить ЖИЗНЬ. Конечно, все радуются! Они спасены!»).

Но, как я выяснил, обещание курочки снести ещё яичко появилось в более поздних авторских вариантах (Ушинский, А.Толстой). А значит искать какой-то тайный смысл в противопоставлении простого и золотого яйца в этой сказке не стоит.

Мы видим из оригинального текста, что несоответствие причины и последующих последствий носит явно комичный и поучительный характер. Соответственно и смысл сказки совсем другой, чем в общеизвестной версии. Смысл этой короткой сказки в высмеивании глупости и пустом внимании на вещи, которые никак не влияют на жизнь.

Отметим, что под глупостью имеем в виду не характеристику личности человека, а отсутствие ума, как основного элемента человеческой зрелости. Проявлением ума является его преобладание над другими частями души, которые отвечают за наши желания и чувства.

Современный, короткий вариант сказки был записан русским писателем Ушинским Константином Дмитриевичем в 1864 г. Именно в его варианте наступает добрая развязка: курочка обещает снести яйцо ПРОСТОЕ, а значит подарить ЖИЗНЬ. Конечно, все радуются! Они спасены!»).

Подводя итоги, можно сказать. Народные сказки наполнены смыслом, как явным, так и скрытым, но не стоит искать сакральный смысл во всех сказках без разбора. Так если рассматривать сказку в варианте Ушинского, то смысл сказки можно обозначить пословицей «Старость – не радость», где Курочка Ряба – это утешение в старости, дающее надежду на жизнь, а яйцо – символ жизни. А если рассмотреть народный вариант, то «Глупость — беде соседка», «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет».

Какие же выводы можно сделать, прочитав эту сказку полностью:

Порой даже незначительное необдуманное действие может привести к большой беде; (взмах хвостиком)

Будьте осторожны, продумывайте свои действия, от них может измениться все вокруг, и вы сами, в том числе.

Не стоит огорчаться по пустякам.

Уважать старость, бережно относиться к ценностям пожилых людей; (для Б и Д это был ценный дар, имеющий свой особый смысл – символ жизни)

Действуй своим умом, а не чужой глупостью.

Не всякий дар приносит счастье в дом.

Колобок.

Сказка Колобок известна своим сюжетом каждому с самого раннего детства. Это традиционная для славян кумулятивная сказка. Она имеет только русских вариантов около 16. Кроме того схожие сюжеты есть и у других народов мира.

Также как в Курочке Рябе всё кажется ясным и понятным. Но смотрите сколько в этой сказке предостережений и предупреждений как детям, так и взрослым.

Прежде всего Дед и Баба оставили Колобка без присмотра на открытом окне и тут же случилась беда – Колобок убежал. Тут явное указание на то, чтобы родители были внимательны со своими детьми.

По некоторым предположениям, с помощью этой сказки детям давались первые знания о движении Луны по небу. По другим версиям в этой сказке описаны этапы взросления человека. Поскрёбыш (последний сын) проходит через испытания и получает необходимые для взрослой жизни качества:

- Ловкость и физическая сила (заяц),

- Мужество (волк),

- Мудрость (медведь),

- Семья – женщина – продолжение рода (лиса).

Таким образом Колобок – это такая метафора и тогда конец сказки совсем не печальный.

Персонажи:

- Дед с бабой.

Простая одинокая семья, с трудом обеспечивающая свое пропитание. Укатившийся от них Колобок может символизировать позднего ребенка, укатившегося в свое беззаботное плавание, не слушающего родителей, и не справившегося с лукавством окружающего мира.

Пояснение:

- Поскреби по сусекам - собери последние крошки. Последние силы. Поздний ребенок.

- Колобок живой – ребенок.

- Укатился с оконца, где лежал, будучи только из печи - ушел из родительского дома, не получив достаточно наставлений.

- Не справился с лукавством - Лиса была первая, кто проявила хоть немножко хитрости, и этого было достаточно, чтобы справиться с Колобком. Все предыдущие не чинили вообще никаких препятствий. Дверь в доме была открыта, никто из зверей никак не пытался его остановить. Их мотивы были прозрачны, и озвучивались ими прямым текстом - "иди, я тебя съем".

Заяц, волк, медведь

Обычные простаки из жизни. С ними можно иметь дело. Когда же они хотят обмануть, то это видно заранее, и с этим легко справиться.

- Лиса.

Лиса - главный антигерой, который придает сказке мораль, поучительные функции, и финальную развязку. Лиса показала то, ради чего сказка и рассказывалась - что опасно просто так взять и уйти без оглядки из родительского дома. При этом, ее хитрости совсем не такие уж коварные. Будь Колобок хоть чуть-чуть более осмотрительным, он бы услышал, что Лиса его просит "запрыгнуть к ней на язычок", и понял бы, что это все то же "иди сюда, я тебя съем".

- Колобок.

Отдельно про Колобка рассказывать не будем - мы достаточно его рассмотрели при описании других героев сказки.

Мораль сказки:

Поэтому цель сказки вполне может быть именно в том, чтобы привить желание учиться мудрости - детям, и заботливее быть - родителям. И тем, которые эту сказку рассказывают. И тем, родителям, в кого сегодняшние дети вырастут.

Напоследок ответим еще на такой на вопрос - они (дед с бабой) ведь хотели его съесть?!

В древних книгах знание часто приводится как присоединение. Познать женщину - соединиться с ней. Познать мудрость. Голод может быть не только физический, но и по общению, и по интересной книге, истории. Старость же всегда ассоциировалась с мудростью.

Поэтому старый дед, который испытывает голод - вполне можно восприниматься, как мудрый мужчина, желающий передать свою мудрость и знание своему потомку, которого будет растить воспитывать, и обучать.

Дети очень часто думают, что они умнее и хитрее всех, но они еще много не знают в этом мире и эта сказка говорит о следующем:

Каким бы ты не был умным и хитрым, всё равно найдётся тот, кто хитрее;

Слушайся родителей, а не чужих людей, не всегда ласковая речь признак добрых намерений;

Наивность и хвастовство не может противостоять коварству и хитрости.

Заключение.

Я разобрал только самые известные детские сказки, которые мы знаем с самого раннего детства. Как оказалось, мир сказок очень глубок и интересен. В нем скрыт глубочайший смысл познания мира. Через мир сказок наши предки передавали свои знания младшим поколениям, через сказочные образы готовили детей к взрослой жизни. Кроме того, сказки высмеивали человеческие пороки и глупости. Очень жаль, что многие сказки до нас дошли в усеченном виде, поэтому мне было очень интересно познакомится с таким большим вариантом одних и тех же сказок.

На основании своей работы я сделал пазл, где постарался к сказкам подобрать пословицы, которые характеризуют ту или иную сказку (рис.1, рис.2)

рис.1

рис.2

Список Литературы.

Пропп Владимир - Исторические корни Волшебной сказки, 1998г., Лабиринт.

Александр Николаевич Афанасьев – Народные русские сказки, 1873г., 2019г. Эксмо.

Владимир Иванович Даль – Пословицы русского народа, 1862г.

Софья Залмановна Агранович – Конспект лекций о сказках, 2018г.

Открытые источники интернет.

 

Просмотров работы: 100