Введение.
Мне попались на глаза мои детские книжки с самыми первыми сказками – Колобок, Курочка-Ряба, Волк и семеро козлят. И показалось, что как будто что-то в них не досказано. Я решил разобраться, а что же такое сказка, всегда ли известные нам сказки были именно такими, какими мы их знаем сейчас, в чем тайный смысл сказки. Конечно, невозможно полностью раскрыть тайну сказки, слишком много потеряно, что-то сильно исправлено, но даже немного заглянуть в этот волшебный мир наших предков – это очень волнующе и интересно.
Глава 1.
Что такое сказка.
Сказка – один из жанров фольклора, жанр литературы, эпическая история о необыкновенных событиях волшебного, героического или бытового характера.
Сказка полна светлой веры в победу добра, сказка показывает возможность чуда.
На Руси само слово Сказка в его нынешнем значении, стало употребляться только с 17 В. от слова «каза́ть». До этого времени слова Сказка употреблялось в значении перечень или список. А народные сказания назывались байка, басня.
Сказки признаны самым древним и самым мудрым народным творчеством, т к передавались из уст в уста.
В чем же отличие сказки от другого народного жанра – мифа?
Главным отличием мифов от сказок являются их функции. Функция мифа объяснительная, люди пытались понять удивительный мир, в котором они живут, объяснить природные явления и научиться их контролировать.
МИФЫ |
СКАЗКИ |
|
ФУНКЦИИ |
Объяснительная: люди пытались понять удивительный мир, в котором они живут, объяснить природные явления и научиться их контролировать. |
Воспитательная и развлекательная: понять жизненные истины через волшебные образы, часто в забавной форме. |
В сказках же воспитательная и развлекательная – понять жизненные истины через волшебные образы, часто в забавной форме.
В соответствии с классификацией по Владимиру Яковлевичу Проппу, сказки можно разделить следующим образом.
По жанру сказки делятся на: - Сказки о животных;
Кумулятивная сказка о животных;
Докучная (Про белого бычка и т.д.)
Конечная (Репка, Теремок..)
Волшебная сказка о животных;
Басня (аполог);
Сатирическая сказка.
- Волшебные;
- Бытовые.
По авторству: - Народные;
- Литературные;
- Авторские.
Глава 2.
Обзор сказок.
А теперь рассмотрим некоторые сказки и попытаемся понять, о чем же они.
Все мы помним сказку Курочка Ряба. Прежде всего эта сказка является народной и имеет цепочное построение. Давайте ее разберем.
На первый взгляд очень простой сюжет, который знает каждый….
Но оказалось, что эта незатейливая сказка в прошлом была гораздо длиннее, и разбитое яйцо привело к целой цепочке событий, (Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.
Попова дочь за водой пошла, ведра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идет: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!) где за сопереживанием деду и бабе, шла череда бедствий. Таких эпизодов в сказке может быть от трёх до 7. В них многочисленные персонажи выполняют различные действия: дед и баба плачут — сорока ногу изломала — тын расшатался — дуб с себя листочки посшибал — попова дочь вёдра разбила — попадья выкинула пироги за окошко / кадку с тестом перевернула — поп церковные книги порвал / поп разбежался и ударился о косяк и т. д. вплоть до сгоревшей деревни.
А что же спрятано в этой сказке? Существуют различные теории. Одни уверяют, что в сказке говорится о строении вселенной, кто-то о человеческом счастье, кто-то в золотом яйце видит ребенка. Одну из теорий я расскажу подробней:
(Агранович Софья Залмановна филолог, литературовед.
«Дед и баба – пожилые люди (не случайно!);
Яйцо – олицетворение жизни.
Золото — символ смерти (в мифах золото и богатства находятся именно в царстве мертвых, в славянских сказках — Кощей, представитель царства мертвых, всегда связан с золотом).
Золотое яйцо, которое получили дед с бабой, – это «антижизнь, черная метка».
Получив золотое яйцо, дед и баба воспринимают его, как знак приближающейся смерти. Они по очереди пытаются разбить яйцо, но ничего не получается.
Мышь – это посредник между миром живых (земных) и мертвых (подземных). Это существо, которое служит двум мирам, и поступает непредсказуемо. Мышь – двулика, может сотворить как добро, так и зло.
Семья попа – это модель как человеческой семьи, так и общества.
Разбитое мышью яйцо пугает всех. Мир начинает распадаться, панические действия каждого следующего персонажа приводят к новым бедам. Причина распада в неизвестности. Никто не знает, что будет дальше. Поступок мыши они не в состоянии объяснить в силу ее двуликости.
Наступает развязка: курочка обещает снести яйцо ПРОСТОЕ, а значит подарить ЖИЗНЬ. Конечно, все радуются! Они спасены!»).
Но, как я выяснил, обещание курочки снести ещё яичко появилось в более поздних авторских вариантах (Ушинский, А.Толстой). А значит искать какой-то тайный смысл в противопоставлении простого и золотого яйца в этой сказке не стоит.
Мы видим из оригинального текста, что несоответствие причины и последующих последствий носит явно комичный и поучительный характер. Соответственно и смысл сказки совсем другой, чем в общеизвестной версии. Смысл этой короткой сказки в высмеивании глупости и пустом внимании на вещи, которые никак не влияют на жизнь.
Отметим, что под глупостью имеем в виду не характеристику личности человека, а отсутствие ума, как основного элемента человеческой зрелости. Проявлением ума является его преобладание над другими частями души, которые отвечают за наши желания и чувства.
Современный, короткий вариант сказки был записан русским писателем Ушинским Константином Дмитриевичем в 1864 г. Именно в его варианте наступает добрая развязка: курочка обещает снести яйцо ПРОСТОЕ, а значит подарить ЖИЗНЬ. Конечно, все радуются! Они спасены!»).
Подводя итоги, можно сказать. Народные сказки наполнены смыслом, как явным, так и скрытым, но не стоит искать сакральный смысл во всех сказках без разбора. Так если рассматривать сказку в варианте Ушинского, то смысл сказки можно обозначить пословицей «Старость – не радость», где Курочка Ряба – это утешение в старости, дающее надежду на жизнь, а яйцо – символ жизни. А если рассмотреть народный вариант, то «Глупость — беде соседка», «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет».
Какие же выводы можно сделать, прочитав эту сказку полностью:
Порой даже незначительное необдуманное действие может привести к большой беде; (взмах хвостиком)
Будьте осторожны, продумывайте свои действия, от них может измениться все вокруг, и вы сами, в том числе.
Не стоит огорчаться по пустякам.
Уважать старость, бережно относиться к ценностям пожилых людей; (для Б и Д это был ценный дар, имеющий свой особый смысл – символ жизни)
Действуй своим умом, а не чужой глупостью.
Не всякий дар приносит счастье в дом.
Колобок.
Сказка Колобок известна своим сюжетом каждому с самого раннего детства. Это традиционная для славян кумулятивная сказка. Она имеет только русских вариантов около 16. Кроме того схожие сюжеты есть и у других народов мира.
Также как в Курочке Рябе всё кажется ясным и понятным. Но смотрите сколько в этой сказке предостережений и предупреждений как детям, так и взрослым.
Прежде всего Дед и Баба оставили Колобка без присмотра на открытом окне и тут же случилась беда – Колобок убежал. Тут явное указание на то, чтобы родители были внимательны со своими детьми.
По некоторым предположениям, с помощью этой сказки детям давались первые знания о движении Луны по небу. По другим версиям в этой сказке описаны этапы взросления человека. Поскрёбыш (последний сын) проходит через испытания и получает необходимые для взрослой жизни качества:
- Ловкость и физическая сила (заяц),
- Мужество (волк),
- Мудрость (медведь),
- Семья – женщина – продолжение рода (лиса).
Таким образом Колобок – это такая метафора и тогда конец сказки совсем не печальный.
Персонажи:
- Дед с бабой.
Простая одинокая семья, с трудом обеспечивающая свое пропитание. Укатившийся от них Колобок может символизировать позднего ребенка, укатившегося в свое беззаботное плавание, не слушающего родителей, и не справившегося с лукавством окружающего мира.
Пояснение:
- Поскреби по сусекам - собери последние крошки. Последние силы. Поздний ребенок.
- Колобок живой – ребенок.
- Укатился с оконца, где лежал, будучи только из печи - ушел из родительского дома, не получив достаточно наставлений.
- Не справился с лукавством - Лиса была первая, кто проявила хоть немножко хитрости, и этого было достаточно, чтобы справиться с Колобком. Все предыдущие не чинили вообще никаких препятствий. Дверь в доме была открыта, никто из зверей никак не пытался его остановить. Их мотивы были прозрачны, и озвучивались ими прямым текстом - "иди, я тебя съем".
Заяц, волк, медведь
Обычные простаки из жизни. С ними можно иметь дело. Когда же они хотят обмануть, то это видно заранее, и с этим легко справиться.
- Лиса.
Лиса - главный антигерой, который придает сказке мораль, поучительные функции, и финальную развязку. Лиса показала то, ради чего сказка и рассказывалась - что опасно просто так взять и уйти без оглядки из родительского дома. При этом, ее хитрости совсем не такие уж коварные. Будь Колобок хоть чуть-чуть более осмотрительным, он бы услышал, что Лиса его просит "запрыгнуть к ней на язычок", и понял бы, что это все то же "иди сюда, я тебя съем".
- Колобок.
Отдельно про Колобка рассказывать не будем - мы достаточно его рассмотрели при описании других героев сказки.
Мораль сказки:
Поэтому цель сказки вполне может быть именно в том, чтобы привить желание учиться мудрости - детям, и заботливее быть - родителям. И тем, которые эту сказку рассказывают. И тем, родителям, в кого сегодняшние дети вырастут.
Напоследок ответим еще на такой на вопрос - они (дед с бабой) ведь хотели его съесть?!
В древних книгах знание часто приводится как присоединение. Познать женщину - соединиться с ней. Познать мудрость. Голод может быть не только физический, но и по общению, и по интересной книге, истории. Старость же всегда ассоциировалась с мудростью.
Поэтому старый дед, который испытывает голод - вполне можно восприниматься, как мудрый мужчина, желающий передать свою мудрость и знание своему потомку, которого будет растить воспитывать, и обучать.
Дети очень часто думают, что они умнее и хитрее всех, но они еще много не знают в этом мире и эта сказка говорит о следующем:
Каким бы ты не был умным и хитрым, всё равно найдётся тот, кто хитрее;
Слушайся родителей, а не чужих людей, не всегда ласковая речь признак добрых намерений;
Наивность и хвастовство не может противостоять коварству и хитрости.
Заключение.
Я разобрал только самые известные детские сказки, которые мы знаем с самого раннего детства. Как оказалось, мир сказок очень глубок и интересен. В нем скрыт глубочайший смысл познания мира. Через мир сказок наши предки передавали свои знания младшим поколениям, через сказочные образы готовили детей к взрослой жизни. Кроме того, сказки высмеивали человеческие пороки и глупости. Очень жаль, что многие сказки до нас дошли в усеченном виде, поэтому мне было очень интересно познакомится с таким большим вариантом одних и тех же сказок.
На основании своей работы я сделал пазл, где постарался к сказкам подобрать пословицы, которые характеризуют ту или иную сказку (рис.1, рис.2)
рис.1
рис.2
Список Литературы.
Пропп Владимир - Исторические корни Волшебной сказки, 1998г., Лабиринт.
Александр Николаевич Афанасьев – Народные русские сказки, 1873г., 2019г. Эксмо.
Владимир Иванович Даль – Пословицы русского народа, 1862г.
Софья Залмановна Агранович – Конспект лекций о сказках, 2018г.
Открытые источники интернет.