Волшебство создания книги

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебство создания книги

Новожилова А.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 имени Н.В. Менчинского
Первушина Т.И. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

С древних времен искусством называли способность художников, артистов, литераторов выражать свой талант и пробуждать в людях эмоции, чувства и привлекать интерес к своему творению.

Ранее чтение являлось одним из самых распространенных видов досуга. Очень приятным и полезным досугом. А вот сейчас книгу все чаще заменяют электронные устройства — смартфоны, планшеты, ноутбуки, телевизоры. Или же полноценному чтению люди предпочитают лишь короткие выдержки и цитаты из книг.

Но если сравнить чтение книги с другими способами получения информации, то оно значительно превосходит их в полезности, ведь активизирует сразу несколько важных отделов головного мозга человека, тем самым усиливая умственный потенциал.

Одним из произведений искусства являются книги. Еще в детстве я увлеклась их чтением. Одним из моих любимых авторов является современная писательница Матюшкина Катя. Она автор популярных книжных серий про «Кот да Винчи» и о приключениях Фу-Фу и Кис-Киса. Мне захотелось узнать, как создавались эти книги.

Объект исследования: процесс создания книги.

Предмет исследования:создание своей книги.

Актуальность: сегодня для подавляющего большинства школьников книга рискует утратить важную роль, которую она играла в жизни предыдущих поколений. В наше время всё меньше людей читают, немногие знают историю печатной книги.

Цель: создать свою книгу.

Для ее достижения мне необходимо решить следующие задачи:

изучить историю создания книг;

изучить этапы изготовления книг на примере книг Кати Матюшкиной;

подготовить необходимый материал для создания своей книги;

создать свою книгу, которая поможет читателям почувствовать эмоции, улучшить настроение, поможет расслабиться и развлечься.

Гипотеза: если мы изучим историю и процесс создания книги, то сможем создать свою книгу.

При работе использовались такие методы, как:

Частично-поисковый (сбор информации, поиск литературы по теме).

 Исследовательский.

Метод социологического опроса.

 Метод анализа (обработка данных).

 Аналитический метод (выводы).

Прогнозируемый результат: создать свою книгу, которая поможет читателям почувствовать эмоции, улучшить настроение

Глава 1. Основная часть

История появления книги

Как сказал Фрэнсис Бэкон: «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение, и приключение. Они заставляют нас плакать, смеяться, сопереживать. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, истории – обо всем на свете.

Что такое книга? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся в нашему надёжному другу и помощнику – толковому словарю. В Толковом словаре Владимира Даля мы нашли такое определение: «Книга, книжка – сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента».

На уроках литературного чтения мы узнали, что самые первые книги представляли собой глиняные таблички, на которых «писали» специальными палочками – стилусами. Таблички сшивались в единый блок, называемый «кодекс». В Древнем Египте книги представляли собой длинные свитки из папируса. Европейцы изготавливали бумагу из шкур крупного рогатого скота и называли ее «пергамент». Жители Руси использовали вместо бумаги бересту. В Греции использовали восковые таблички для письма. Обыкновенную бумагу для письма придумали китайцы. Но во все века купить книгу мог позволить лишь очень богатый человек. Книги стали доступнее, когда изобрели печатный станок.

Первые тексты начали печатать в седьмом столетии в Корее, сначала при помощи доски с вырезанными буквами, а затем в Китае с использованием наборного текста (См. Приложение 1). Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг в 1440 году создал первый печатный станок (См. Приложение 2), особую технологию, благодаря которой была достигнута высокая производительность. Гутенберг впервые в Европе применил набор строк текста из отдельных букв и печатание при помощи пресса оттисков на бумаге. Первой книгой, отпечатанной Гутенбергом была библия.

Первой печатной книгой на Руси была книга "Апостол", изданная 1 марта 1564 года в Москве Иваном Фёдоровым (См. Приложение 3). Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси.

1.2. Процесс и этапы создания книги

Первым этапом создания любой книги является написание рукописи. Идея книги рождается у писателя в голове. Так произошло с моим любимым писателем Матюшкиной Катей.

Екатерина Матюшкина родилась в творческой семье художников, в доме часто собиралась огромная компания - пели песни, рисовали, говорили о творчестве. Это было счастливое время, но были и трудности: Екатерина часто болела и провела много времени в больницах и санаториях. В это время она много рисовала, придумывая захватывающие приключения, которых не было в ее настоящей жизни. 

С ранних лет Екатерина мечтала стать писателем и уноситься в придуманные миры, ведь только так она могла скрасить долгие дни, когда болела, и врачи заставляли лежать в кровати. В четырнадцать лет мечта Екатерины стала фанатичной: она писала каждый день, посещала литературную студию и даже победила в конкурсе молодых дарований и читала свои рассказы на Ленинградском телевидении. 

Чтобы быть ближе к литературному творчеству, она работала над поздравительными открытками с известными персонажами, создавала раскраски по мотивам сказок, иллюстрировала детские книги.

Первая же книга Екатерины, написанная в соавторстве с подругой Катей Оковитой, «Лапы вверх» - детективная история про известных сыщиков Фу-Фу и Кис-Киса - стала известной несмотря на то, что была предложена тридцати издательствам в Москве и Санкт-Петербурге и отвергнута всеми, кроме двух. Книгу напечатали небольшим тиражом, но через две недели пришлось печатать еще. Эта книга со стихами, играми, уроками рисования за год была распродана стотысячным тиражом

Екатерина Матюшкина сама является художником-иллюстратором своих книг. В её голове рождаются образы героев. Художница придумывает лица, движения, рисуя их на бумаге.  Дальше набросок переносится на кальку, а потом на просвет. Здесь его обводят и раскрашивают. Рисунки должны быть яркими, добрыми, чтобы читателю захотелось прочитать книгу.

Следующий этап – литературный редактор. Это человек, который отвечает за содержание книги, редактирует ее.

Художественный редактор отвечает за оформление книги.  Здесь формируется общий образ книги, ее макет. Если художественному редактору что-то не нравится, книга возвращается художнику на доработку с советами и поправками. Готовый оригинал книги с картинками отправляется на сканирование.  На компьютере верстается книга, после чего она отправляется на фабрику.

На фабрике монтируются фотоформы, а из них изготавливаются печатные формы. Печатают книги на станках. Все остальные этапы: шитье книжного блока, изготовление переплетных крышек – также выполняются на специальном оборудовании - машинами. Готовая книга попадает в библиотеку или книжный магазин.

Узнав, как изготавливается книга, я захотела создать свою. Создание книги всегда предполагает творчество. Человек должен уметь выражать свои мысли. У него должны быть способности и желание донести свои идеи до читателей. Затем надо выбрать тему и жанр, в котором она будет написана. Произведение должно быть интересно читателю.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Создание собственной книги

Узнав, как изготавливается книга, я захотела создать свою. Создание книги всегда предполагает творчество. Человек должен уметь выражать свои мысли. У него должны быть способности и желание донести свои идеи до читателей. Затем надо выбрать тему и жанр, в котором она будет написана. Произведение должно быть интересно читателю.

Для осуществления нашей идеи составили план работы:

1. Подготовительный этап. (Определиться с содержанием книги, обработать рукопись).

2. Основной этап. (Заготовка шаблонов для страниц книги, создание иллюстраций, подготовка материала для обложки).

3. Заключительный этап. (Проверка текста в книге, наличие нумерации страниц, исправление недочётов, которые были совершены в ходе работы.)

Работа началась.

Сначала я придумала историю, которую назвала «Радуга красок». Я рассказала ее своим близким, они одобрили. Потом я записала ее на бумагу. Причем, когда я стала ее переписывать, то добавляла новые факты, и глав стало больше, чем в первоначальном варианте.

В качестве художника я решила выступить сама, так как хотела, чтобы рисунки в полной мере отражали суть рассказа. Я сразу нарисовала их в процессе написания книги. В роли литературного редактора была моя мама. Она внимательно прочитала рассказ, исправила ошибки. Кое-что она посоветовала переписать, что-то вычеркнуть вовсе. Макет книги готов! (См. Приложение 4)

Затем мы создали макет книги в специальной программе на сайте netprint.ru, напечатали текст, отсканировали рисунки и разместили их в нужных местах книги на этом сайте. Готовый макет отправили на печать. Я испытала настоящую гордость, держа её в руках. (См. Приложение 5)

2.2. Презентация книги. Анкета

Тираж моей книги составил десять экземпляров. (См. Приложение 6)

Я подарила ее своим друзьям и родственникам. Книгу прочитали мои одноклассники и всем она очень понравилась.

Когда одноклассники прочитали мое произведение, провела опрос:

Понравилась ли вам книга «Радуга красок»?

Понравилось ли вам оформление книги?

Хотели бы сами сделать такую книгу? 

(См. Приложение 7)

Результаты анкетирования представила на диаграмме:

Анализ данных анкеты показал, что наше изделие детям понравилось, и их заинтересовал процесс создания книги. Всем желающим мы подарили памятки, в которых мы указали все этапы по искусству создания книги. (См. Приложение 8)

3.Заключение.

В своей работе:

узнала об истории появления книги;

познакомилась с процессом и этапами создания книги

познакомилась со специальностями, связанными с книжным делом

создала свою книгу.

Мне удалось создать свою книгу, ее чтение оказалось для многих интересным и увлекательным. Процесс создания книги оказался интересным и увлекательным.

Цель своей работы считаю выполненной, задачи достигнутыми.

С содержанием книги «Радуга красок» можно ознакомиться, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/Jo3eb-GifrLd-g.

Список использованных источников и литературы

Толковый словарь Владимира Даля.

История книги (Под ред. А.А.Говорова, Т.Г.Куприяновой), М. 2001

Ростовцев Е.А. История книжного дела. Учеб. Пособие СПб., 2007-2009

Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени. //https://travel-in-time.org/istoriya-izobreteniy/istoriya-knigi-ot-drevnosti-do-nashih-dney/

Сайт netprint.ru

Приложение 1.

Приложение 2. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг и первый печатный станок

Приложение 3. Первая печатная книга на Руси.

Приложение 4. Этапы создания собственной книги. Макет книги.

 

Приложение 5. Этапы создания собственной книги. Книга.

Приложение 6. Презентация книги.

Приложение 7. Анкета

Анкета

Понравилась ли вам книга «Радуга красок»?

Да

Нет

2. Понравилось ли вам оформление книги?

   

3. Хотели бы сами сделать такую книгу? 

   

Приложение 8.Памятка «Искусство создания книги»

Памятка «Искусство создания книги»

1.Подготовительный этап.

(Определиться с содержанием книги, собрать материал, обработать рукописи.)

2.Основной этап.

(Заготовка шаблонов для страниц книги, создание иллюстраций, подготовка материала для обложки.)

3.Заключительный этап.

(Проверка текста в книге, наличие нумерации страниц, исправление недочётов, которые были совершены в ходе работы.)

Просмотров работы: 104