Современный рэп. Язык как средство воздействия на молодежь.

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Современный рэп. Язык как средство воздействия на молодежь.

Нурушев И.Б. 1
1Назарбаев Интеллектуальная школа 11Е
Бакытжанова С.А. 1
1Назарбаев Интеллектуальная школа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

XXI век и его начало приобретает в лингвистике новые особенности на различных уровнях. В условиях стремительно меняющегося мира, язык проявляет себя в различных стилях, а перемены в жизни отражаются в устной и письменной речи. В современном обществе в последнее время появляются разные социальные группы: эмо, граффисты, готы, рэперы все они внесли нестандартную форму в современный язык определенным количеством сленгизмов и неологизмов. И в результате популярности субкультуры, лексические единицы активно входят в повседневную речь.

Рэп остается самым популярным направлением в современной жизни. В нашей школе очень много поклонников рэпа, как зарубежного, так и русского и казахстанского. Феномен необыкновенной популярности современного рэпа заставляет задуматься о его причинах. Нас очень заинтересовало, почему рэп популярен среди молодежи? Мы стали проводить мини-опросы и выяснили, что, в основном, среди сверстников, очень много поклонников рэпа. Они слушают Jay Z, Eminem, Drake, Kaney West, XXXTentacion, Travis Scott, среди русскоязычных рэперов выделяют таких исполнителей как Баста, Скриптонит, Jah Khalib, Oxxxymiron, Макс Корж, T-fest, Pharaoh , Feduk, Хаски, Face, Princ. Их привлекают тексты, темы, которые поднимают рэперы, и конечно мелодия, ритм. После этого были прочитаны в Интернете статьи, в которых даны исследования причины популярности рэпа, и пришли к выводу, что работ по изучению текстов современных русскоязычных рэперов с точки зрения анализа их языковых особенностей, очень мало. Поэтому решили начать исследование популярности рэперов через изучение их текстов. Возникла идея изучить творчество рэперов-казахстанцев и россиян, которые обрели свою известность в СНГ. Для этого остановились на творчестве таких певцов как Баста, Скриптонит, Jah Khalib, Oxxxymiron, Макс Корж, T-fest, Pharaoh , Feduk, Хаски, Face. Изучение их творчества для нас представляет большой интерес в расширении своих знаний в языковых особенностях текстов рэперов.

Мы поставили перед собой следующие цели (теоретическую и практическую):

узнать отношение школьников к рэпу и их любимых исполнителей,

определить основные тематические группы сленга рэперов,

проанализировать изобразительно-выразительные средства в рэп-текстах.

Задачи:

отобрать и подробно изучить тексты современных рэперов;

доказать через анализ языковых особенностей текстов воздействие рэпа на современную молодежь;

собрать материал для сборника, материалы которого можно будет использовать на уроках русского языка.

Актуальность работы: в настоящее время рэп является одной из самых быстроразвивающихся субкультур и оказывает огромное психологическое влияние на характер людей. Сегодня тема влияния языка рэпа не до конца изучена. В связи с этим очевидна важность выбранной темы и возможность применения изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка, а также отборе текстов.

Вопрос исследования: как анализ языковых средств текстов современных рэперов поможет определить влияние данного стиля на современную молодёжь?

Гипотеза: мы предполагаем доказать, почему рэп популярен и как именно воздействует на молодежь через анализ языковых особенностей текстов рэперов. Мы считаем, что чтение текстов развивает память, обогащает язык через употребление новых слов, ИВС; лексика рэперов прочно вошла в речь современных подростков, что свидетельствует о глобализации этого явления. Тексты рэперов можно использовать на уроках русского языка для обучения анализу поэтических текстов (сборник текстов).

Методы исследования: сбор материала в источниках, чтение текстов, анализ языковых особенностей текстов, систематизация материала для сборника.

Основная часть

Культура человечества весьма многообразна, а молодые люди всегда настроены на экспериментальный поиск новых возможностей творческого самовыражения и изменения общества. В современном обществе одним из главных способов воздействия молодежной рэп-субкультуры на общество является рэп.

Из проведенных бесед с одноклассниками и взрослыми, мы поняли, что рэп прочно вошел в нашу, подростковую жизнь, и решили обратиться на уроке русского языка к учителю с вопросом: «Почему рэперам удается так активно привлекать к себе внимание?». По ее совету стали искать в интернете статьи, в которых смог бы получить ответ на этот вопрос.

Сначала нашли определение слова рэп в Википедии: «Рэп (англ. rap, rapping) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под бит. Исполнитель рэпа называется рэ́пером, или более общим термином «эм-си» (англ. M.C., «Master of Ceremonies», но возможны и другие толкования)» [1]. Отсюда видно, что слово «рэп» произошло от английского rap, что дословно значит стук, удар, но также имеет значение «говорить», «разговаривать». В «Толковом словаре» Т.Ф. Ефремовой рэперы — это «представители молодежи, увлекающиеся рэпом (обычно носящие штаны-трубы, балахоны, толстовки, длинные футболки, рубашки навыпуск и кроссовки с развязанными шнурками)». В словаре зафиксировано также прилагательное «рэперский»: 1. Соотносится с существительным рэперы, связанный с ним; 2. Свойственный рэперам, характерный для них [2]. Рэперами называют сегодня и тех, кто просто слушает тексты, относящиеся к данному направлению музыки.

Рэп появился в середине ХХ века среди афроамериканцев и латиноамериканцев. Родоначальником рэпа принято называть диджея Kool Herc. Читали рэп в самом начале не в целях получить доход, а ради удовольствия только диджеи. Это были простые рифмованные тексты, напрямую обращённые к слушателям. Любительское радио распространяло рэп с большой скоростью, которое крутило музыку, модную среди темнокожих, и все быстро подхватили супермодный стиль. Слова «рэп» и «рэперы» основательно вошли в современную музыку благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight», который вышел в 1979году. А такие исполнители как Снуп Дог, Эминем, 2пак, Айс Куб, Ашер стали знаковыми фигурами в международном мире рэпа, а стиль рэперов в одежде, в поведении, речи, вошел в современную жизнь молодежи на разных континентах нашей земли.

Еще в далеком 1984 году диджей студенческой дискотеки Александр Астров начал продвигать рэп в массы. Самыми популярными словами Астрова стали следующие строки: 


«С текстом все предельно сложно», — твердят уж много лет
Что это просто невозможно — на русском делать рэп. 
Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой
К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...»

Но творчество таких исполнителей как Мот, Нойз МС, Каста, Джиган, Баста, Тимати, Скриптонит, Jah Khalib, Oxxxymiron, Макс Корж, T-fest, Pharaoh , Feduk, Хаски, Face доказывают обратное и именно это список тех исполнителей, которые составляют цвет рэпа, исполняемого на русском языке. Среди них есть и талантливые исполнители из Казахстана, которые объединяют наши страны: Скриптонит, Jah Khalib.

Доктор филологических наук Т.В. Шмелёва в одном из интервью дает характеристику рэпу в России: «Из подражательных экзотических занятий одиночек-энтузиастов в силу творческой природы этой культуры русский рэп приобрел свои оригинальные отличия. Он стал новой формой проявления молодежного максимализма и самоутверждения, протеста против несправедливостей жизни, поиска внутренней опоры в условиях распада советской идеологии и быстро меняющейся окружающей действительности. По сути русский рэп — это резонанс с социальными потрясениями в обществе. В противовес ему американский рэп остался выразителем гангстерского и потребительского начал» [3]. Так какие же темы освещают в своих текстах рэперы?

Тема

цитата

исполнитель

творчество

Теперь рэп многопартийный, бэттлов наплодив,
Я смотрю в зеркало по типу «Сколько бед наворотил ты!»
Я б весь рэп поработил, но все время в пути,

Oxxxymiron

«Город под подошвой»

одиночество

Моя страна, я в ней бастард, в карман два паспорта,

Одна струна Элвуда опасней, чем два ствола

И две башки гадюки не мойши, как я,

Мне скажите честно, други, за кем больше славян?!

Если разум продаваться не велит,

Вас остается разом нивелировать - ротация элит.

Oxxxymiron

«То густо, то пусто»

любовь

Кажется я где то тебя видел.

И снова кажется везде твоя улыбка.

И снова не хватает витаминов.

Моя любовь с тобою неделима.

Feduk

«More love»

призрачные мечты

Мы часто забываем о себе

Часто прячем часть себя где-то на глубине

Сколько было планов куда-нибудь улететь

Они сгорели

Feduk

«По волнам»

романтические отношения

Хлопья летят наверх, всюду магия и свет.

Ты чё, тут одна? Привет, пойдём на «Парад планет».

Я дам тебе тёплый шарф, там в космосе холода –

И мы встречаем рассвет, укутавшись в облака.

Feduk

«Хлопья летят наверх»

смысл жизни

Люди тонут в серых массах,

Люди тонут в своих нуждах.

Ждут общественный транспорт,

Теряя надежду в душах.

Люди торопятся в пробках,

Люди торопятся в мыслях,

Застряв в этих бетонных коробках,

Да, теряя смысл своей жизни.

Jah Khalib

«Беги за мечтой»

призыв к действию

Эй!

Просто встань, и беги за своей мечтой -

Не забудь то, чему учили улицы.

Просто встань, и беги за своей мечтой -

И она непременно сбудется.

Jah Khal

«Беги за мечтой»

Темы, которые поднимают в своих стихах рэперы, разнообразны: любовь, творчество, мечты, одиночество, деньги, призыв к действию. Современные рэперы часто поют о бедности, о криминале, о драках, о наркотиках, о любви и о мечтах и надеждах нового поколения. Известно, что рэп может вызывать чувство агрессии: монотонность рэпа может стать причиной раздраженности, злобы, понижения настроения и общего эмоционального тонуса. Здесь следует упомянуть, что очень часто рэперы в своих стихах используют нецензурную и негативную лексику. Они отличаются обилием вульгаризмов и сленгизмов. (Вульгари́зм (от лат. vulgaris — грубый, простой, из vulgus «народ, народная масса; толпа») — термин традиционной стилистики для обозначения слов или оборотов, применяемых в просторечии, но не допускаемых стилистическим каноном в литературном языке; Сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и так далее)). Это является языковой особенностью рэп-композиций. Именно те тексты, в которых использован акцент на так называемой сниженной лексики (нон-стандарт), являются наиболее экспрессивными, особенно ярко передающими мысли и эмоции автора, и, соответственно, наиболее интересующими и волнующими слушателя и читателя. Однако темы выбирают общечеловеческие и актуальные для современного слушателя: любовь, город, избранность, своеобразие рэпа, творчество рэперов, любовь к родине. Слова, которые они подбирают, рифмы, все это вызывает в душах и мыслях их слушателей незабываемые эмоции. Предполагаем, что именно такие темы, которые раскрывают мысли, душевные переживания молодых музыкантов и является особенностью русскоязычного рэпа.

Следует отметить серьезное влияние языка реперов на современный русский язык. Английский язык – родоначальник культуры рэпа. Поэтому в вокабуляре рэпера многие слова являются англицизмами. В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается определение англицизмов: это слово или оборот речи в каком-нибудь языке, заимствованные из английского языка или созданные по образцу английского слова или выражения [4]. Многим нравится, какие слова употребляют рэперы для того, чтобы выразить свою мысль. Можно выделить ряд англицизмов, которые прочно вошли в лексикон современного человека. Некоторые музыканты даже придумывают свои слова, понятные только им и их поклонникам. Среди слов молодежного слэнга очень часто можно услышать, как вместо слова спор употребляют слово баттл: « давайте устроим баттл, и выясним кто прав, а кто виноват». Синонимом слова баттл стало слово версус. Рэп-исполнители приравнивают звучание ритмичного речитатива к звучанию шумного течения воды. И здесь уместным является слово флоу, которое передает единство исполнителя и слушателя. Слово кавер активно употребляется и в музыкальной сфере, и в обычной речи. Англицизм ноунэйм в рэпе приобретает новый смысл, когда в баттле рэпер использует низкокачественные приемы. Такие слова, как хайп, хайпануть стали модными словами и их часто можно услышать и в новостных передачах.

термин

значение

Баттл

Рэп-баттл (варианты: рэп-битва) — сражение двух исполнителей в жанре рэп при помощи специального рифмосложения. В классическом понимании рэп-баттл подразумевает словесный поединок между рэп-исполнителями; в более широком понимании поединок может происходить между разным количеством оппонентов, а участники необязательно должны иметь отношение к рэп-культуре[

Версус

Versus Battle (лат. versus — против; англ. battle — бой, битва) — российское интернет-шоу на YouTube в жанре рэп-баттлов, аналог зарубежных проектов Don't Flop и King of the Dot, в котором участники — исполнители рэпа и хип-хопа — соревнуются живым словесным выступлением.

Панч или панчлайн

Панч, панчлайн (от англ punch - бить кулаком) - Понятие появилось в батл рэпе. Это лакочиная фраза/строка (line) которая должна очень сильно зацепить оппонента. Как в тяжелом боксе соперники переминаются и изредка наносят сокрушительну удары, так и в батловой рэп читке вашим основным ударом будет панч лайн, где вы краткой строкой максимально "зацепите" противника.

Флоу

это правильная скорость читки, безупречная техника написания и воспроизведения текста под качающий бит.

Дисс

это музыкальное направление известное преимущественно в рэпе, в нём показывается неуважение одного рэпера к другому при помощи жестов, движений и слов

Бадибэг

"body bag" (бадибэг) - дословно "мешок для тела". Слово употребляется в баттловой культуре. Означает, что рэпер как бы "убил" соперника своими крутыми панчами, и теперь сопернику место лишь в этом самом мешке. Намекает на победу МС на баттле.

Кавер

Ка́вер-ве́рсия (cover version, от англ. cover — покрывать) — авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива.

Сборник, полностью состоящий из кавер-версий песен одного исполнителя или группы, называется трибьютом (от англ. tribute — дань, дар).

Артист или группа, специализирующаяся на исполнении кавер-версий, называется кавер-исполнителем или кавер-группой, а группа, специализирующаяся на исполнении произведений одного коллектива — трибьют-группой. Например, кавер-группа What About Bill? выпустила несколько кавер-версий различных известных песен в едином жанре.

­­­­

это музыка в быстром ритме, в которой постоянно чередуются ноты на бочке и малом барабане, иногда один барабан играет чаще другого, иногда по очереди. На самом деле даже простое "бочка-малый" в очень быстром ритме может восприниматься, как дабл тайм

Ноунэйм

собирательное название для преимущественно китайской, дешёвой и низкокачественной продукции

Биф

(от англ. beef — бык (говядина), в переносном значении жалоба, недовольство[1]) — вражда между представителями хип-хоп культуры[2]. Бифы, их особенности и негласные правила ведения являются важной составляющей хип-хоп культуры[3]. Наиболее известны бифы между рэперами, но такие конфликты возможны и между другими представителями хип-хоп культуры: диджеями, би-боями или райтерами. Причинами бифов обычно становятся обвинения в плагиате, претензии на лидерство в жанре (необоснованные, по мнению оппонента), непримиримые творческие разногласия, принадлежность к конкурирующим рекорд-лейблам и даже случайные оскорбления.

Трек

от англ. track [træk] — «след, курс, трасса», звуковая дорожка

Хейтер

от англ. hate — ненависть; тот, кто испытывает ненависть к какому-либо человеку. Хейтеры зачастую активно осуждают творчество, которое пришлось им не по вкусу, считая при этом свое мнение единственно правильным, могут вести агрессивные действия по отношению к автору не понравившегося им творчества. Термин «хейтеры» часто встречается в Интернете, особенно в молодежной рэп/хип-хоп и рок субкультуре

Хайп (хайпануть)

англ. hype — агрессивная и навязчивая реклама, целью которой является формирование предпочтений потребителя. "Хайпить", что означает продвигать, активно поднимать шумиху вокруг чего-либо, а также "хайпануть", то есть произвести фурор в каком-нибудь деле.

Бро (Bro, brothers)

от англ brothers – брат, друг, дружище, парень, чувак.

Из данных таблицы ясно, что примеры, которые мы исследовали, выбрав их из интервью рэперов, баттлов, телевизионных версусов и отследили частоту их употребления в обычной речи подростков, являются точными копиями слов из английского языка. Мы сделали вывод, что молодежный слэнг активно пополнили слова из хип-хоп культуры. Такие слова понятны людям, не владеющим английским языком. Это подтверждает, что рэп стал примером «…солидарности и молодежной субъективности, в основе которых лежит идея схожести жизненных ситуаций и проблем молодых людей в глобализирующемся мире» {5}.

Мы выяснили, что в основном исследователей современного рэпа волнует факт воздействия на общество через языковые особенности. Поэтому следующим этапом стало изучение текстов рэперов. Особый интерес в исследовании вопроса влияния культуры рэпа на современную молодежь имеют изобразительно-выразительные особенности текстов. Рэп-композициям присуща яркая образность. Нами были проанализированы тексты рэперов, выявлены изобразительно-выразительные средства, которые мы также систематизировали в таблице. Наиболее ярким образным средством в стихах рэперов является метафора. Метафора – это речевой оборот, основанный на подобии, сходстве или сравнении двух ситуаций или явлений. Другими словами, это сравнение «чего-то» с «чем-то» в переносном смысле. Метафоры позволяют с особой выразительностью выразить проблемы молодежи, его стремления, мечты, ситуацию или какое-либо явление, и привлечь тем самым внимание слушателя. В песне Feduk «#Туси На Руси» с целью сделать текст более ярким и эмоциональным использует метафору: «магия Icetea». Oxxxymiron с целью привлечь внимание слушателей в названии песни применяет метафору: «Все переплетено».

Исполнитель

название песни

прием

цель использования

Feduk

#ТусиНаРуси

сравнение

Холодные как океан

сравнить глаза любимой с холодностью океана, невзаимное чувство

\-\

\-\

метафора

магия Icetea

помогает сделать текст более ярким и эмоциональным

Feduk

Культурный агрессор

эпитет

топовый тренд

придает красоту и выразительность

Oxxxymiron

Все переплетено

Сравнение

Это картина мира тех, кто

Вашей давно противится, как секта….

все делят, как совет директоров….

сравнить картину мира с сектой, с советом директоров

\-\

\-\

антитеза

Бездействие закона при содействии икон…

Ведь все переплетено

Телек и террор, с церковью бордель и казино….

Вот так мы и живем, и так мы и умрем….В недобром этом городе рабом ли, бунтарем

Все переплетено, но не предопределено

антитеза употребляется для резкого противопоставления

\-\

\-\

метафора

все переплетено

помогает сделать текст более ярким и эмоциональным

   

синонимы

Оттенки и цвета, Левиафан ли, Бегемот ли,

Мэр — лишь серый кардинал,

Все переплетено

Лев и козерог, с девою телец и скорпион

Стрелец или водолей у близнецов… Но кабинеты, фавелы, притоны

Горсовет, политтехнологи, кредиторы, синод…

помогают придать тексту эмоциональные, смысловые и экспрессивные оттенки значений, избежать повторов.


Еще одним средством привлечения внимания являются синтаксические приемы:

Oxxxymiron

Все переплетено

риторические вопросы

Ну, как сходили к Гуру? Ты теперь тоже жаждешь крови мэра? А вообще смешного мало, конечно. Я тебе говорила, что эта твоя загадочная Алиса до добра не доведет?

представляет собой не вопрос, а утверждение и не требует ответа.

\-\

\-\

повторы

все переплетено

акцентирует внимание слушателей и усиливает роль в тексте

\-\

\-\

парцелляция

Все переплетено

Море нитей, но

Потяни за нить — за ней потянется клубок

Этот мир — веретено

Совпадений ноль

выделить в сообщении дополнительные смысловые центры и привлечь к ним внимание читателя

Все перечисленные приемы акцентируют посылы рэперов (протест, свобода, раздражение, несогласие, любовь, понимание мира) и являются по своей проблематике глобальными.

Подводя итог, можно сказать, что рэп и его тематика, языковые особенности влияют на речь современной молодежи в следующих аспектах:

-социальной жизни (противопоставление мира богатых и бедных, проблемы безработицы среди молодежи)

-поиску и стремлению (любовь, дружба, страх)

-на эмоциональные черты (недоверие, безверие, подавленность)

-черты потребительства (стремление к материальным благам).

Считаем, что рэп, как явление глобальное, будет развиваться и дальше, пополняя ряды своих поклонников. Дальнейшая перспектива проекта рассматривается в продолжении изучения современных рэп- текстов с точки зрения анализа языковых особенностей, взаимодействия сленга в них; анализ концепта в рэп-текстах и их раскодировка.

Следующим этапом станет создание электронного сборника текстов рэпа.

­

Заключение

мы изучили тексты современных реперов России и Казахстана, выбрали тексты, в которых отражаются глобальные проблемы;

пришли к выводу, что рэп очень популярен и имеет воздействие на молодежь, это нашло отражение в лексике; рэп развивает память, обогащает язык;

в приложении нами собраны тексты, которые можно изучать на уроках русского языка, планируем создать электронную книгу текстов. Приложение 1.

Список использованных источников

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рэп [электронный ресурс]

Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]: Толковый словарь Ефремовой. 2000. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova/ (дата обращения 08.01.2019).

Исаков В. Рэп — словесная игра. [Электронный ресурс]: Новгородские ведомости. 20.12.2008. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://novved.ru/kultura/21660-rep-slovesnaya-igra.html (дата обращения 19.02.2019).

Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. 1949-1992 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/5686

Гриценко Е.С., Дуняшева Л.Г. Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации. (дата обращения 20.02.2019 г) - Режим доступа – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/yazykovye-osobennosti-repa-v-aspekte-globalizatsii

Просмотров работы: 37