Введение
Недавно бабушка принесла очень красивую книжку, и мы стали ее читать. Бабушка читала очень выразительно, и нам понравились стихи поэта, которого мы не знали, особенно стихотворения про животных. Мы спросили, кто написал такие смешные и добрые стишки, и бабушка удивила ответом: «Саша Чёрный». Нас очень развеселила фамилия поэта, и странно было то, что, хотя поэт выбрал себе псевдоним Черный (бабушка объяснила, что псевдоним – это вымышленное имя, которые выбирают себе те, кто занимается искусством: писатели, актеры, певцы), стихи его были какие-то «разноцветные».
В школе мы спросили одноклассников, кто их них читал стихотворения Саши Чёрного. Выяснилось, что из 53 человек знакомы с творчеством поэта 7 человек, остальные впервые услышали о нем. Мы поняли, что очень важно ближе познакомиться с творчеством поэта, в первую очередь с его стихотворениями для детей, и познакомить с ним других ребят, потому что произведения Саши Чёрного, на наш взгляд, абсолютно не устарели, хотя написаны были примерно сто лет назад.
Объектом исследования является поэтическое творчество Саши Черного. Предмет составили образы животных, созданные поэтом.
Цель исследования – выяснить, в чем особенности стихотворений о животных Саши Черного. Достижение данной цели требует выполнения следующих задач:
познакомиться с биографией и поэзией для детей Саши Черного;
выявить характерные черты произведений для детей Саши Чёрного;
осуществить анализ стихотворений, посвященных животным;
подготовить иллюстрации к стихотворениям поэта.
Гипотеза исследования – доказать, что образы животных занимают важное место в поэтическом мире Саши Черного и отличаются художественной оригинальностью.
Материалом для литературоведческого анализастали стихотворения поэта из цикла «Детский остров», опубликованного в 1920 году.
В ходе исследования мы использовали следующие методы и виды работ:
чтение литературы по теме исследования, знакомство с биографией и оценками творчества поэта;
анализ стихотворений Саши Черного;
обобщение полученного материала;
иллюстрирование образов животных из стихотворений поэта.
Структура работы включает введение, три параграфа, заключение, список использованной литературы и приложение.
1. Общая характеристика детской поэзии Саши Черного.
Саша Черный (псевдоним Александра Михайловича Гликберга) – знаменитый прозаик, поэт и переводчик эпохи Серебряного века, которого современные литературоведы ставят в один ряд с такими великими поэтами того времени, как Н.С. Гумилев, А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин. Саша Черный создавал самые разнообразные произведения: детские стихи, рассказы, повести, серьезные и шуточные стихи для взрослых. Объединение сатиры, мягкого юмора и трогательного лиризма выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных литераторов начала XX века.
Угрюмый и замкнутый Саша Черный в обществе детей мгновенно менялся: он распрямлялся, черные глаза ярко блестели. Поэт легко находил общий язык с детворой. Наверное, поэтому так хорошо умел он писать детские стихи, которые иногда получались серьезными и грустными, а иногда озорными и ребяческими. Он всегда проявлял неподдельный интерес к детям – то есть к тем, кто только начинает познавать мир и потому свободен в своих оценках, симпатиях и антипатиях, не подвластен гипнозу общественного мнения, штампам и условностям.
Именно в мире малышей Саша Черный отыскал отраду и утешение, непосредственность и гармонию – все то, чего не мог найти в мире взрослых. В стихотворениях поэта душа маленького существа доверчиво повернута к радости, добру, ласке, любви… И очень близки поэтому ребёнок и животное, ведь каждый из них естественен, открыт миру, доверчив.
Поэт словно бы знал, где находится дверь в мир души ребенка. В одних своих произведениях автор играет с детьми, в других – показывает им правила поведения, в третьих – знакомит с животными. Стихи для детей из цикла «Детский остров», опубликованного в 1920 году, открывают читателю большую любовь Саши Черного ко всяческой живности, к «братьям нашим меньшим». Особенность эта подмечена еще прекрасным русским писателем В. Набоковым: «Кажется, нет у него такого стихотворения, где бы ни отыскался хоть один зоологический эпитет, – так в гостиной или кабинете можно найти под креслом плюшевую игрушку, и это признак того, что в доме есть дети. Маленькое животное в углу стихотворения – марка Саши Черного». Эта радость от общения с детьми и животными, от близкого знакомства с ними привлекает в творчестве поэта и современного читателя.
2. Художественные особенности образов животных.
В жизни ребенка, наверное, слово поэта имеет больший вес, нежели в жизни взрослого человека. И от того, каким образом слово войдёт в душу маленького человека, зависит, каким будет характер ребенка и его отношение к жизни и зверушкам (именно так называется 2 часть сборника «Детский остров»). Читая стихи Саши Черного из «Детского острова», я почувствовал переживание радости жизни, связанное с различными животными, которые окружают человека.
В основном героями стихотворений Саши Чёрного становятся домашние животные: кот, собака, корова, осёл, свинья, – порой даже экзотические: попугай, мартышка. Из диких животных встречаются такие, с которыми ребёнок может случайно столкнуться в обычной жизни (например, в деревне у бабушки): заяц, волк.
Саша Черный делает животных похожими на людей, подмечает в них различные достоинства и недостатки: сообразительность и глупость, доброту и озлобленность, любознательность и лень. Он с доброй иронией подшучивает над героями: свинья из стихотворения «Хрюшка» – обжора, которой необходимо обратиться к врачу; два утенка, словно двое мальчишек, дерутся за червяка; попугай – высокомерный, скучающий модник и т.д.
Мы решили составить таблицу, в которой дали характеристики различным животным, подтвердив своё восприятие примерами из текста.
Животное |
Характеристика |
Подтверждение текстом |
Свинья |
Солидная, обжора |
Хрю-хрю! нет аппетита... Еле доела шестое корыто («Хрюшка) |
Чиж |
Удивленный, глупенький, но при этом наблюдательный |
Чижик клюв раскрыл в волненьи, Чижик полон удивленья («Кому что нравится») |
Заяц |
Чудной, смешной, любознательный |
Из-за ивы смотрит заяц И качает, как китаец Удивленной головой («Кому что нравится») |
Карась |
Умный, взволнованный |
А карась в осоке слышит, Глазки выпучил и дышит («Кому что нравится») |
Ёж |
Страшный, стеснительный |
Ишь как иглами оброс. Через пять минут очнулся, Лапки высунул и нос. («Уговор») |
Мартышка |
Бедная, испуганная, грустная |
Отчего ты, мартышка, грустна И прижала к решетке головку («Мартышка») |
Попугай |
Капризный |
Зацепился когтями за прутья, Изорвал бумажку в лоскутья И повис - вниз головой («Попка») |
Корова |
Бодрая, весёлая, здоровая |
Му! я здорова, Раздуты бока, - Кому молока («Телёнок сосёт») |
Воробей |
Неблагодарный, ловкий, хитрый |
Воробей, мой воробьишка! Серый, юркий, словно мышка Ближе, ну еще немножко... Фурх! удрал... какой нахал! Съел все зерна, съел все крошки И спасибо не сказал. («Воробей») |
Жеребёнок |
Беззащитный, глупый, наивный |
Хвост косичкой, Ножки - спички, Оттопырил вниз губу... Весь пушистый, золотистый, С белой звездочкой на лбу. («Жеребёнок») |
Животные у Саши Черного умеют размышлять, говорить, оценивать и даже молиться. Например, пес Арапка молится Богу так:
Милый бог!
Хозяин людей и зверей!
Ты всех добрей,
Ты все понимаешь,
Ты всех защищаешь...
Прости меня, собаку,
Вора и забияку.
Песик словно осознает свои ошибки и раскаивается в них, обещая впредь их не повторять.
Нам всегда было интересно, что звери, или рыбы, или птицы, или насекомые думают о нас – людях. Прочитав стихотворение «Что кому нравится», мы увидели самого себя словно бы глазами разных животных. Сначала рассуждает любопытный чижик, оценивающий купающихся ребят:
Ай, какая детвора!
Ноги - длинные болталки,
Вместо крылышек - две палки,
Нет ни пуха, ни пера!
Потом удивляется заяц, похожий на китайца:
Вот умора! вот потеха!
Нет ни хвостика, ни меха...
Двадцать пальцев! боже мой...
А завершает стихотворение вывод карася, выпучившего от изумления глазки:
Глупый заяц, глупый чиж!..
Мех и пух, скажи пожалуй...
Вот чешуйки б не мешало!
Без чешуйки, брат, шалишь!
Итак, Саша Черный очень внимателен к окружающему миру, в первую очередь к зверушкам. Поэт с юмором и при этом очень лирично, даже деликатно рассказывает нам о различных животных, вызывая наше внимание и сочувствие к ним, наполняя радостью от встречи с природой.
3. Дети и животные в стихотворениях Саши Черного
Самые милые и добрые существа в поэзии Саши Черного – это животные и дети. Они постоянно играют друг с другом, разговаривают, иногда спорят и ссорятся, но всегда могут помириться.
В стихотворении «Уговор» автор показывает желание ребенка найти с животным общий язык. Мальчик хочет установить правила, по которым ежик будет жить в их доме. Мне кажется, ребенок как будто объясняет ежу правила жизни, как самому ребенку эти правила объясняют взрослые. Мальчик подробно описал ежу, что можно и что нельзя делать в доме, и предложил решать самому:
Вот и все, теперь подумай.
Целый день ведь впереди...
Если хочешь - оставайся,
А не хочешь - уходи!
Только ребенок может понять бедную и грустную мартышку, вспоминающую холодной русской зимой свою жаркую родину, только маленький человек может искренне утешить маленького страдальца:
Потерпи до весны лишь, я сам
Выкуп дам за тебя - и уедем
К африканским веселым лесам,
К чернокожим соседям.
А пока ты укройся теплей
И усни. Пусть во сне хоть приснится
Ширь родных кукурузных полей
И мартышек веселые лица..."
Ребенок в стихотворениях Саши Черного открыт миру, способен удивляться самым простым (как кажется взрослым) вещам, например «серьезному малышу» осленку:
Девчонка, чуть дольше наперстка,
Раскроет восторженно рот, -
Погладит пушистую шерстку,
Потрется щекой о живот...
Я думаю, поэт учит нас тому, как нужно относиться к живности: к теленку и ослику, к псу и коту, к попугаю и мартышке. Поэт учит нас любить и понимать живые существа, находить для них самые лучшие чувства в своей душе.
Заключение
Выдающийся прозаик и поэт Серебряного века русской литературы Саша Чёрный большинству читателей известен прежде всего как сатирик, создававший свои произведения для взрослого читателя. Однако несомненно, что вклад его в русскую литературу, обращенную к детям, трудно переоценить.
Саша Черный детские стихи писал в огромном количестве. Они привлекают яркостью образов, лиричностью и ироничностью одновременно. В сборнике «Детский остров» поэт выделил цикл, который назвал просто, по-детски: «Зверушки». Проанализированные нами стихотворения из этого цикла позволяют утверждать, что животные в стихотворениях Саши Черного похожи на людей: они имеют те же достоинства и недостатки, так же радуются и переживают, удивляются и размышляют, веселятся и грустят. Они умеют думать и оценивать, у каждого из них свой неповторимый характер, своя судьба.
Саша Черный очень верно подмечает близость ребенка и животного, общую для них искренность и непосредственность. Мне кажется, и сам поэт – большой ребенок, рассказывающий нам о своей огромной любви к животным, открывающий в нас лучшие чувства, напоминающий нам о самом важном в жизни.
Саша Черный умер 5 августа 1932 в Ла Фавьер: помогая тушить пожар, он перенапряг сердце. Говорят, когда он умер, его собака Микки легла к нему на грудь и скончалась от разрыва сердца.
Список использованной литературы
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: Флинта, 1999. – 232 с.
Иванов A.C. «Жил на свете рыцарь бедный» // Черный Саша. Избранная проза. - М.: Книга, 1991. - С. 394-417.
Карпов В.А. Проза Саши Черного в детском чтении // Школа. - 2005. - №4. – С. 34-41.
Колесникова О.И. Заметки о языке поэзии для детей // Русский язык в школе. - 1994. - № 4. – С. 54-59.
Набоков В.В. (Сирин В.) Памяти А.М. Черного // Последние новости. – Париж. – 1932. – 13 августа.
Саша Черный. Детский остров. – М.: Рипол-Классик, 2012. – 135 с.
Чуковский К.И. Саша Черный // Черный Саша. Стихотворения. - СПб.: Петербургский писатель, 1996. - С. 5-26.
Приложение
Иллюстрации к стихотворениям Саши Черного из сборника «Детский остров»
Автор иллюстрации – Попова Ева
Про кота
Раньше всех проснулся кот…
А умывшись, в кухню шмыг;
Скажет «здравствуйте» метле
И пошарит на столе…
Насмотрелся да во двор!
Автор иллюстрации – Прытков Иван
Уговор
Еж забрался в дом из леса!
Утром мы его нашли -
Он сидел в углу за печкой
И чихал в густой пыли.
Подошли мы - он свернулся.
Ишь как иглами оброс.
Через пять минут очнулся,
Лапки высунул и нос.
Почему ты к нам забрался -
Мы не спросим, ты пойми:
Со своими ли подрался,
Захотел ли жить с людьми...
Поживи... у нас неплохо.
Автор иллюстрации – Попова Ева
Когда никого нет дома
С кошкой Мур, на месяц глядя,
Мы взобрались на кровать…
Не боюсь ни крыс, ни буки, -
Кочергою в нос его!
Ни хромого черта клуки,
Ни гадюки -
Никого и ничего!
Автор иллюстрации – Прытков Иван
Мартышка
«Отчего ты, мартышка, грустна
И прижала к решетке головку?
Может быть, ты больна?
Хочешь сладкую скушать морковку?»
– «Я грустна оттого,
Что сижу я, как пленница, в клетке.
Ни подруг, ни родных – никого
На зеленой развесистой ветке.
В африканских лесах я жила,
В теплых солнечных странах;
Целый день, как юла,
Я качалась на гибких лианах…