Невербальное общение в жизни современных подростков

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Невербальное общение в жизни современных подростков

Нурлан Б.С. 1Ихсанова А.К. 1
1Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления г. Уральск
Бакытжанова С.А. 1
1Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления г. Уральск
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Окружающие могут многое узнать благодаря тому, как ведет себя человек. Невербальная коммуникация, или «язык тела» – это вид коммуникационного взаимодействия между членами общества без использования слов. Другими словами, это общение с помощью интонации, жестов, мимики и т.п. Существует два предположения их происхождения: культура и биологическая эволюция. Благодаря ей можно с легкостью расположить к себе собеседника, но можно также показать свою незаинтересованность. Нам представляется, что умение правильно использовать невербальное общение является неотъемлемой частью современного общения. Умение читать по движениям человека дается нелегко, нужно обладать высокой внимательностью. Невербальное общение – часть классического вербального общения. Ученые не раз подтверждали, что во время разговора лишь 15% информации воспринимается посредствам слов, остальные же 85% передаются с помощью жестов, мимики, интонации и различных жестикуляций. Не даром считается, что именно жесты и поведение человека показывает, насколько правдив, честен человек, раскрывает его мысли и чувства. Многие не осознают популярность данного вида общения, так как они используют его, даже не замечая. Различные жесты, выражение эмоций с помощью мимики лица и других частей тела – это невербальная коммуникация. Мы заинтересовались тем, как же подростки используют невербальное общение в современном мире. Поэтому предмет нашего исследования – виды невербальной коммуникации как часть современного общения, которая благотворно влияет на создание особой атмосфера в общении.

На сегодняшний день люди не замечают, как они своими действиями дают своему собеседнику знаки. Также с каждым днем появляется все больше и больше новых жестов. Современные подростки используют невербальное общение как способ приветствия или знак чего-то общего. Окружающие часто могут не понять их, и это показывает, что у различных возрастов людей отличается язык тела. Из этого мы выявили проблему: понятие невербального общения известно давно, современные подростки активно ее используют, но часто используют ее не осмысленно, что затрудняет их общение.

Гипотеза

Язык тела можно заметить не только у обычных граждан, но и у знаменитостей, которые выступают перед кем-то. Считаем, что невербальная коммуникация может быть полезна для выступления и общения с людьми разных возрастов. А также предполагаем, что примеры используемой невербального общения различаются в зависимости от возраста человека, который использует язык тела, от его увлечений и даже профессии. Вдобавок к этому думаем, что многие люди используют жесты для выражения своих эмоций и мыслей. Если подростки, изучив примеры языка тела, будут осмысленно использовать невербальное общение, это облегчит их коммуникацию, наполнит дополнительным смыслом их выступления на уроке, конкурсах, сделает их раскрепощенными.

Актуальность темы заключается в том, что ранее не проводилось сравнительного анализа невербального общения между современными подростками. Часто остается недопонятыми жесты и мимика современных подростков.

Цель данного научного проекта - изучить на примере современных подростков приемы невербального общения, научиться определять эти приемы и понять ее значение в современной жизни.

Задачи:

найти определение термину «невербальное общение»;

создать и провести опрос, а также провести наблюдения;

проанализировать жесты, мимику некоторых людей из фильмов/сериалов, соц. сетей;

сделать выводы на основе наблюдений и результатов опроса;

сравнить примеры из пункта 3 с наиболее часто используемыми жестами подростков.

Методы исследования: теоретический (чтение научной и художественной литературы), практический (наблюдение, сравнение, анкетирование, эксперимент), определение и фиксация ряда примеров поведенческого проявлений.

Научная новизна работы состоит в описании особенностей употребления невербальной коммуникации современными молодыми людьми, на примере учеников НИШ и сравнении с людьми из соц. сетей, фильмов/сериалов.

Практическая значимость: понимание современного невербального общения поможет развить среди молодежи более внимательно относиться друг к другу, понимать без слов эмоции, отношение и пр., сделать речь выступающего ярче, эмоциональнее, экспрессивнее. Мы попытались составить небольшой перечень\словарик примеров невербальной коммуникации и ее значений современных подростков из наблюдений за своими сверстниками, учениками НИШ. Планируем проведение тренингов совместно с психологами школы по осмысленному использованию невербального общения.

Результаты могут заинтересовать разную целевую аудиторию: подросткам, а также взрослым людям, которые выражают желание лучше понимать подрастающее поколение.

Глава I

Теоретические основы исследования невербального общения.

Невербальное общение – неотъемлемая часть классического вербального общения. Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые, сенсорные или телесные контакты. Ученые не раз подтверждали и доказывали, что большую часть информации во время разговора участники процесса получают через жесты, мимику и интонацию человека, и лишь небольшую часть через слова. Известно, что изучать невербалику стали только в середине ХХ века. Среди самых известных исследователей отмечают Аллана Пиза и его книгу «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам» [1]

Если говорить о происхождении невербалики то можно утверждать, что оно началось с немого кино. Язык неподражаемого тела Чарли Чаплина завораживает, и зритель понимает, что язык его тела – это замена коммуникации. Но отмечаются упоминания, что еще древние греки пытались описать жесты людей и давали рекомендации ораторам, когда их можно использовать [Квинтиллиан «Наставление оратору»].

В 1872 году Чарльз Дарвин выпустил книгу «Выражение эмоций у людей и у животных». Именно она положила начало научному исследованию языку тела. Аллан Пиз пишет, что «С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов» [1]

Глава II

Анализ результата анкетирования 

Осознавая практическую значимость невербального общения, мы решили узнать, в достаточной ли степени они присутствуют в обыденной жизни людей. Для этого была составлена анкета и проведено анкетирование. Благодаря этому мы имеем возможность сравнить тенденции среди представителей всех возрастных групп подростков и взрослых. Ниже представлены результаты анонимного анкетирования:

Обработка анонимного анкетирования показала, что большинство (22 участников, 55%) не знакомы с термином «невербальная коммуникация» и не замечали, что используют в повседневной жизни. Основная часть считает, что язык тела у разных групп возрастов отличается, в частности у подростков (23 человек, 57,5%). Чуть больше половины респондентов (25 участников, 62,5%) не используют жесты, которые были придуманы ими же. Большая часть опрошенных думает, что в разных странах невербальная коммуникация отличается (17 человек, 44,5%).

Из этого мы можем сделать вывод: язык тела популярен в употреблении во всех сферах, но мало кто обращает на это внимание в обычной жизни. Думаем, что это связано с менталитетом, традициями нашего народа: мы менее эмоциональны, чем, например, итальянцы, латиноамериканцы и др. Вместе с этим по данным опроса можно понять, что многие люди, не знают, что такое язык тела, а после объяснения понимают, что невербальное общение часто используется в повседневности.

ГлаваIII

Анализ анкетирования зарубежных респондентов:

Для того чтобы узнать мнение иностранных пользователей и определить значимость невербального общения для них мы решили задать аналогичные вопросы пользователям Инстаграм. К примеру, Алекс из Польши (Варшава) ответила нам, что она пользуются языком тела для того, чтобы лучше выразить свои эмоции. Также написала, что итальянцы очень часто используют приемы невербальной коммуникации.

Аки из Бельгии ответила нам, что часто используют свои глаза, чтобы показать свои эмоции, так как глаза могут многое сказать. Аки считает, что невербальное общение все же отличается в разных странах, приведя в пример Марокко и видео, подтверждающие ее мнение.

Еще одна пользовательница из Перу, Андреа, написала, что она замечает, как использует свое тело для выражения своих эмоции. Использование невербальной коммуникации она увидела в Библии. Также она согласна с мнением, что в разных странах люди используют разные жесты и мимику во время общения.

Пользовательница из Южной Кореи считает, что язык тела(жесты, мимика, походка) помогает ей объяснить свои мысли. К этому она добавила, что авторы произведении также используют ее, чтобы описать героя. По ее мнению, каждая страна должна иметь свои жесты не только, чтобы предать какие-то эмоции, но и для того, чтобы общаться с людьми, у которых есть проблемы со слухом.

В ходе исследования мы заметили, что мнение людей из разных стран имеют сходство и отличия. Например, мы подтвердили свое предположение, что невербальное общение понятно людям разных народностей, разного времени. Мы согласны с иностранными респондентами, что молодежь часто не придает значение использованию невербального общения в своей жизни. Большинство используют невербальную коммуникацию, чтобы легче выразить свои эмоции.

Глава IV

Анализ результата эксперимента

XXI век - это эпоха технологий и визуализации. Подростки меньше уделяют времени бумажным носителям, вместо них предпочитают видео и т.п. В социальных сетях и в реальности они все больше пользуются языком тела, которую взрослые чаще всего не понимают. Мы провели эксперимент: исследовали язык жестов молодых людей в социальных сетях, популярных фильмах, сериалах. К примеру, данный жест (1) расшифровывается, как «Я люблю тебя».

Рисунок 1

Также какое-то время в популярной социальной сети TikTok был тренд «express your feelings with eyes only», что означает показать эмоции только с помощью глаз (2,3). Количество видео под данный вид мимики превысило 394 тысяч. В Википедии мы узнали, что Американский ученый-антрополог Рэй Бредсвилдел выделяет минимальную единицу жестового кода – движение бровей вверх-вниз, которые несут определенную смысловую нагрузку. Рисунок 2 и 3

Вместе с этим в фильмах, сериалах используются различные жесты, которые привлекает внимание и показывает, о чем думает персонаж. К примеру, в фильме «Черная Пантера» использовали жест «Ваканда навеки», который показывает преданность своей собственной стране (4). Данный жест обрел большую популярность среди фанатов Marvel и подростков (5).

Рисунок 4

Рисунок 5

Подростки придумывают интересные способы приветствия и так показывают свою крепкую дружбу. Данное фото (6) из видео является этому подтверждением. Также подростками используются такие жесты, которые не особо приятны. К примеру «Фига» (7) и «Неудачник» (8).

Рисунок 6(фото из видео)

Рисунок 7 и 8

Таким образом, мы пришли к выводу, что в цифровое время очень часто используется невербальное общение в социальных сетях, фильмах и сериалах. Большинство жестов, мимики несут в себе позитивный мотив, но существуют и негативное значение, реже содержат угрозу.

Заключение

В заключении отмечаем, что мы добились своих целей, которые мы поставили. При изучении истории невербальной коммуникации установлено, что она применялась еще в древности, а изучение начинается с работ Ч. Дарвина. При общении человек любого возраста активно использует язык тела, что облегчает его коммуникацию, придает эмоциональность и экспрессию.

Из 5 нами поставленных задач все 5 были решены. Опираясь на них, мы успешно выполнили данный проект.

Из результатов эксперимента можно сделать вывод, что язык тела часто используется в повседневной жизни. Наши предположения о том, что невербальное общение может помочь общению людям разных континентов, оправдалась.

Анализ результатов общения с иностранными респондентами показал, что большая часть из них понимает, что довольно часто использует невербальную коммуникацию в жизни.

Мы сравнили примеры невербального общения, используемой современными подростками, с примерами, найденными из социальных сетей и из фильмов/сериалов. При сравнении была обнаружена взаимосвязь, в основе которой лежит популярность, то есть подростки используют те жесты и мимику, которая на тот момент была популярна. Возьмем в качестве примера людей, которые использовали жест «Ваканда навеки». Ее использовали очень часто, так как в то время был выпущен фильм «Черная пантера», который впоследствии стал популярным.

В жизни современных подростков невербальное общение, оказалось, играет важную роль. Она помогает им заменять вербальное общение, позволяет экономить время, быть краткими и эмоциональными одновременно. Мы узнали, как некоторым жестам и мимике современные подростки придают новое звучание и значение. Это придает нашему проекту новизны.

В дальнейших исследованиях мы предполагаем сравнить произведения писателей и расширить ряд используемой невербальной коммуникации современными подростками, узнать их значения. Результаты нашего исследования смогут помочь ученикам лучше понять текст произведений, а взрослым понимать невербальное общение подростков лучше.

Использованная литература

А. Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам» [Электронны ресурс] URL:https://www.litmir.me/br/?b=21936&p=1 (дата обращения июнь-август 2020 г)

Значение «невербальная коммуникация» [Электронный ресурс].

URL: https://how-to-all.com/значение:невербальная%20коммуникация (дата обращения: 19 июня 2020 г.)

Невербальная коммуникация в речевом общении (на материале современной драматургии) [Электронный ресурс].

URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/13039/1/NEVERBALNAYA_KOMMUNIKACIYA_V_RECHEVOM_OBSHHENII.pdf (дата обращения: 20 июня 2020 г.)

Невербальное общение [Электронный ресурс].

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Невербальное_общение (дата обращения: 18 июня 2020 г.)

Невербальное общение- особенности, коммуникации, жесты, виды [Электронный ресурс].

URL: https://psihomed.com/neverbalnoe-obshhenie/ (дата обращения: 18 июня 2020 г.)

THE BEST HANDSHAKES EVER» [Электронныйресурс]

URL:https://www.youtube.com/watch?v=D71lB0eDWD4 (дата обращения: 3 августа 2020 г.)

URL: http://www.smb24.ru/delovye_kommunikatsii/yazyk_zhestov

Приложение 1

Сборник примеров невербального общения с картинками и объяснениями, посвященный школьной тематике


Подростки постоянно придумывают и используют что-то новое: слэнги, жесты, сокращения и т.п. И, поэтому, данный словарь представлен для людей всех возрастов, которые хотят понять, о чем говорят, о чем думают или что чувствуют тинейджеры. В словаре представлены примеры невербальной коммуникации, которые подростки довольно часто используют в школе.

1) На Рис.1 представлена одна из самых распространенных поз во время занятий – скука. Чаще всего его можно заметить на уроках по точным наукам как: физика, математика, химия и т.д., но также можно встретить и на других предметах. По названию понятно то, что человек принимает такую позу, когда ему скучно или предмет неинтересен.

Рис. 1

2) На Рис. 2 представлен также один из часто встречаемых примеров языка тела во время занятий – покусывание очков, или какого-либо другого предмета (ручка, карандаш). Данное действие помогают людям сконцентрироваться на поставленной перед ними задаче и собраться с мыслями. Такой пример можно часто встретить во время сдачи обычных или важных экзаменов.

Рис. 2

3) На Рис. 3 представлен жест – сцепленные руки, лежащие на столе. По наблюдениям данный жест часто встречается после того, как ученик ответил на вопрос учителя неправильно. Если присмотреться, то можно заметить недовольное, и даже иногда озлобленное лицо. Это значит, что ученик недоволен своим ответом, и таким жестом хочет скрыть это разочарование и раздражение от окружающих.

Рис. 3

4) На Рис. 4 представлен самый распространенный жест в мире – ОК. Данный жест означает множество вещей: «Согласен», «Все хорошо», «Нормально» и т.д. Довольно часто используется учащимися, так как множество их вопросов требует ответа «Да/Нет».

Рис. 4

5) На Рис.5 представлен жест – крест руками. Данный жест означает несогласие с чем-либо, но в последнее время он теряет популярность, так как мотание головой намного легче, а как говорится «к хорошему быстро привыкаешь». Но он все-таки используется в случаях, когда человеку внезапно предлагают что-либо, и из-за растерянности он начинает мотать головой и делать крест одновременно.

Рис. 5

6) На Рис. 6 представлен жест – указание (на какой-либо предмет), или же в просторечии – тык пальцем. Данный жест используется, когда один человек нуждается в вещи другого, и, указывая на тот предмет, который ему нужен, молча спрашивает можно ли взять это. Владелец вещи может также молча дать свое согласие, используя жест «ОК» или просто кивнуть головой, что также является знаком согласия и примером невербального общения. Или же он, т.е. владелец вещи, может показать крест руками или покачать головой влево-вправо, что также означает несогласие.

Рис. 6

7) На Рис. 7 представлен жест – палец вверх. Данный жест восхваляет человека, сделавшего какое-то действие, что заставило другого человека заслужить его уважение. И это уважение показывается в виде данного жеста, а если такой жест показывают двумя руками, то можно похвалить себя за превосходную идею/действие.

Рис. 7

8) На Рис. 8 представлен жест – «АУФ». Данный жест не имеет особого смысла, но он очень популярен среди молодежи, особенно среди представителей мужского пола.

Рис. 8

9) На Рис. 9 представлен жест – «пис (peace)». Пис с английского означает «мир». Если раньше люди в Великобритании использовали для обозначения, то сейчас он не имеет особого смысла, и используется для создания фотографий.

Рис. 9

 

Просмотров работы: 4106