Поэзия жизни (художественное своеобразие творчества В.С.Мошкова, ветерана Великой Отечественной войны)

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Поэзия жизни (художественное своеобразие творчества В.С.Мошкова, ветерана Великой Отечественной войны)

Антоненко А.Л. 1
1МБОУ СОШ р.п Евлашево
Антоненко О.Е. 1
1МБОУ СОШ р.п Евлашево
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Моя малая Родина – это Кузнецкий район. Щедра земля кузнецкая природой, источниками, разнообразен ее растительный и животный мир. И всё же главное богатство – это люди.

Во все времена было очень много поэтов, которые получили мировую славу. Но и в наше время тоже есть такие люди и наш посёлок не исключение. Хоть они и не получили мировую славу, зато они писали и пишут стихи, которые действительно берут за душу. Но мы мало о них знаем, так как у современной молодёжи другие интересы и ценности. В нашей исследовательской работе нам хотелось бы рассказать об одном талантливом поэте-земляке Викентии Степановиче Мошкове, моём прадеде..

Актуальность:

Сегодня, в век всемирной глобализации, падения нравственности и морали особенно важно помнить о тех одаренных людях, которые незаметно жили рядом с нами. Считаю, что материал данной работы может вызвать интерес к поэзии малой родины, своего района, посёлка, потому что рядом с нами жили и живут люди, обладающие удивительным даром - дарить свою душу, мысли, переживания и себе, и окружающим. Хоть они и не получили мировую славу, зато они пишут стихи, которые действительно берут за душу.

В своей работе мы постарались раскрыть поэтический мир нашего земляка, ветерана Великой Отечественной войны Мошкова Викентия Степановича. В своих многочисленных рукописных стихотворениях, поэмах, балладах, посланиях поэт отразил сущность современного ему бытия, выразил оригинальное видение мира во всём многообразии его проблем, надежд и разочарований. Его лирика ориентирована на общечеловеческие ценности. Эстетические принципы поэтического творчества основаны на глубоком анализе действительности. Произведения ветерана Великой Отечественной войны ранее не были опубликованы, хранились в рукописях у родственников поэта, поэтому и не были представлены на обзор читателям. Исследований, посвященных творческой биографии В.С. Мошкова, нами не обнаружено.

Проблема исследования заключается в том, что имена неизвестных, малоизвестных и даже забытых поэтов-земляков недостаточно изучены родным краем и населяющими его людьми. Это вызвало необходимость популяризовать имена наших поэтов-земляков, в частности В.С. Мошкова, привлечь интерес к его творчеству, потому что часто наше общество вспоминает о заслугах граждан своей страны слишком поздно, не успев выразить слова благодарности за талант, за творческое наследие.

Объектом исследования являются неопубликованные лирические и лиро-эпические и эпические произведения В.С. Мошкова различной жанровой принадлежности

Предметом исследования послужило художественное своеобразие творчества моего прадеда В.С.Мошкова, ветерана Великой Отечественной войны.

Цели исследования:

исследование художественного своеобразия поэзии В.С. Мошкова;

составление сборника поэтических произведений;

приобщение сверстников к эстетическим и духов­ным ценностям через изучение и популяризацию стихотворений нашего земляка, ветерана Великой Отечественной войны

Указанная цель реализуется через решение следующих задач:

1. Отразить основные моменты жизненного и творческого пути поэта;

2. Найти рукописные стихотворения В.С. Мошкова;

3. Выявить и исследовать основные темы в лирике поэта;

4. Проанализировать особенности поэтики лирики В.С. Мошкова;

5. Подготовить сборник поэтических произведений В.С. Мошкова

6. Вызвать интерес к личности поэта – земляка, вовлечь читателей в размышление.

Методы исследования:

1. Метод работы с архивными документами, рукописями, фотографиями.

2. Метод интервьюирования.

3. Метод интерпретации поэтического текста.

4. Метод анализа и обобщения.

5. Метод информирования.

6. Метод эмоционального воздействия через выразительное чтение

стихотворений.

Этапы работы:

Организационный:

■ определение круга исследуемых вопросов;

■ подбор литературы;

■ планирование работы.

Подготовительный:

■ интервью Е.В Мошкова, сына Мошкова В.С;

■ интервью односельчан, знакомых;

■ работа с рукописями, архивными документами и фотографиями;

■ интерпретация и анализ стихотворений.

Новизна данной работы в том, что это первый опыт исследования и систематизации знаний о жизни и творчестве Викентия Степановича Мошкова. Мы впервые попыталась исследовать и систематизировать биографические данные поэта, проанализировать стихотворения по их тематическому принципу. Считаю, что работа будет интересна не только учащимся и жителям р.п. Евлашево, но и, возможно, Кузнецкого района.

Исследовательская работа имеет практическую значимость и может использоваться в учебном процессе при изучении темы «Поэзия родного края» по дисциплине «Литература».на внеклассных уроках , во внеурочной деятельности при проведении внеклассных мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию подрастающего поколения: на классных часах, тематических встречах, школьных вечерах.

Глава 1

Строки из биографии

Викентия Степановича Мошкова

Мошков В.С. родился 6 апреля 1924 года в г. Сызрань. Ему было семнадцать лет, когда началась война. Они жили с матерью в городе Одессе. Работал на заводе, который выпускал танки. Через месяц после начала войны завод и рабочих эвакуировали на восток. По дороге много раз бомбили. Во время очередной бомбежки погибла мама Викентия Степановича.

Потеряв дорогого человека, молодой Викентий Степанович стал проситься на фронт. Он хотел мстить фашистам за свою погибшую мать, за своих убитых друзей. Но на фронт его не брали, а призвали в армию в Тамбовское пехотное общевойсковое училище младших лейтенантов. Через месяц после разгрома фашистов под Сталинградом по приказу Сталина все училище направили на фронт.

Довезли до Тульской области. Потом долго шли. Февраль. Метель. Старались идти ночью, дороги нет, по колено в снегу. Несли оружие, противотанковые снаряды. Солдаты делали из пластов снега палатки и там отдыхали. А потом опять шли.

Первый бой был за поселок Лысые норы. Вскоре после первого боя Викентию Степановичу было присвоено звание сержанта. Каждый день войны был дня него отдельно прожитой жизнью.

В одном из боёв сбил один из фашистских самолетов. За это был награжден путевкой на неделю во фронтовой Дом отдыха. Потом опять в окопы.

При штурме города Дмитриево-Орловский был ранен в челюсть. В жестоком бою за город Севск, Брянской области, был тяжело ранен в голову. Потерял зрение левого глаза. Постепенно и правый глаз перестал видеть.

А третий раз 10 сентября 1943 года под городом Новгород-Северский был ранен при форсировании реки Десна в обе ноги. Были убиты командир первого батальона Пономарев и лейтенант Малышев. Его, истекающего кровью, принесли в село Дегтяровку. Поселили у одной бабки. Она ему сделала перевязку. Вскоре в село вошли немцы. Викентий Степанович передал бабке на хранение комсомольский билет. Всех, кто остался в живых, погрузили в вагоны-телятники и повезли в город Гомель. По дороге солдат несколько раз терял сознание от потери крови. Вскоре правая нога начала чернеть, а потом и на левой пальцы опухли. Пленные врачи сделали операцию. Отрезали правую ногу, а левую ногу удалось спасти. Врачи спасли ногу, а немецкие овчарки ее разорвали. Умирал его товарищ. Перед смертью он сильно захотел поесть картошки. Тогда Викентий Степанович темной ночью пробрался к мусорной свалке и стал собирать картофельные очистки. За этим занятием его застал немецкий патруль с собаками. По приказу немцев собаки кинулись на него и оторвали ступню левой ноги.

И голод, и болезнь перенес Викентий Степанович в лагерях, но все-таки выжил. Последствия этого ужасного плена долго оставалась в его памяти и в бессонных ночных кошмарах.

23 мая 1945 года пленных освободили русские. Вот тогда-то он узнал о победе над фашистами. Вот она – долгожданная Победа! Этот выстраданный День Победы праздновали все: и стар, и млад. Но не все вернулись с фронта…

После войны Викентий Степанович четыре раза ездил в Черниговскую область в село Дегтяровку, разыскал бабку Анастасию Прокопьевну Якиленко, посетил братскую могилу, в которой захоронены его однополчане, возложил цветы. Потом он долгое время переписывался со школьниками из Дома пионеров.

После войны в 1946 году Викентий Степанович приехал на малую родину его отца в Кузнецкий район посёлок Евлашево, где и встретился со своей будущей женой Кукушкиной Анастасией Николаевной и прожил здесь до 86 лет.

В послевоенное время Мошков Викентий иногда печатался в местной газете «Кузнецкий рабочий», рисовал картины на продажу, работал директором клуба в р.п. Евлашево, вёл кружок в школе.

Многое пришлось пережить нашему земляку после войны: потерю дочери, жены. Но всё же он никогда не отчаивался, он служил на благо Родины, народа, будущего поколения. Скончался В.С. Мошков 7 июля 2010 года в р.п. Евлашево.

Глава 2

Художественное воплощение

темы Великой Отечественной войны

в поэзии В. С. Мошкова.

В событиях, ставящих целый народ на грань жизни и смерти, проявляются самые лучшие, заветные его нравственные черты, которые нужно помнить и хранить навсегда. Поэзия о Великой Отечественной войне, остается неиссякаемым хранилищем исторической памяти и духовного опыта народа, которые никому не удастся разрушить: «Наши павшие – как часовые».

Стремление осмыслить и художественно отразить военную действительность, отразить нравственные качества людей фронта и тыла, обозначить истоки их моральной силы определило пафос и идейную направленность поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Поэзия В. Мошкова, как и вся литература, была проникнута чувством патриотизма и гражданственности, справедливого гнева и убежденности в конечной победе нашего народа. Викентий Степанович реализовывал своим поэтическим словом общечеловеческие задачи: выступал в защиту жизни, призывал защитников Отечества к храбрости, мужеству, смелости и жертвенности.

Рассматривая творчество Мошкова В.С. о Великой Отечественной войне как участника тех событий, мы пришли к выводу, что данную группу можно разделить на следующие подгруппы:

1.«Кровавый бой» (о боевых действиях, доблести русских солдат)

2. «Мы помним» (стихотворения, посвященные теме памяти)

3. «Ты в душе моей» (о фронтовой любви)

4. «Напиши!» (стихотворения-письма)

Конечно, такая классификация не охватывает абсолютно все стихотворения и не проводит четких границ, но она, на наш взгляд, выделяет характерные для поэта мотивы. Обратимся к анализу каждой подгруппы.

2.1. « Кровавый бой» (о боевых действиях,

доблести русских солдат).

Ценой победы или поражения была сама жизнь. Благодаря смелости и отваге таких бойцов была одержана победа в Великой Отечественной Войне. Но не все вернулись живыми с войны.

В стихотворениях о Великой Отечественной войне герой - это человек, который в решительный момент сознательно отказывается от личных интересов, и делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества, ставит во главу угла интересы Родины. Где бы ее герои не находились, о чем бы не думали, все их мысли и чувства проверяются общенародным делом, в котором они участвуют. Конкретный человек с личными чаяниями, интересами отходил на второй план.

Так в балладе Мошкова В.С. «Лежат по сей день в Белорусских болотах» (приложение, сборник литературных произведений В.С. Мошкова «Оглянись…») о братьях-близнецах, ефрейторе и сержанте, которые ценой своей жизни вывели солдат из засады. Автор в полной мере, не приукрашивая, раскрывает боевой подвиг простого солдата:

<…>Клубился, шипя над болотами смрад.

А в небе, над пнями, кружились роями

Стальные осколки от мин и гранат,

Но в плен не сдавался, вперёд продвигался

Гвардейский особый отряд<…>

<…> Лежат по сей день в Белорусских болотах

Омытые кровью, дождями и потом

Останки героев гвардейской пехоты.

Строки из этого стихотворения доказывают, что героический характер интересен не столько своей индивидуальностью, сколько готовностью к самопожертвованию.

Мошков В.С. описывает битву со стороны солдата, защищавшего славный город. («Сталинградская битва»). Сталинград он одушевляет и представляет участником тех страшных боёв:

<…> Там бьется обескровленный, но гордый Сталинград.

Рукою окровавленной расправил он бушлат.

Еще раз для надежности проверил автомат.

И на утесы волжские, прощальный бросив взгляд,

Он в бой повел уверенно друзей своих солдат.

Лирический герой понимает, что от него и миллионов ему подобных солдат зависит разгром фашизма, что он должен принести мир на землю, должен все вынести и победить. Долг и ответственность - эти нравственные понятия движут поступками и высказываниями героя:

<…> Патроны у нас кончились, осталось шесть гранат.

Умрем, но не отступим! Нам нет пути назад.

За нами Волга-матушка, за нами Сталинград…

В стихотворении «Нас только трое уцелело в роте» понятно и просто, но не повторяясь, а по-своему, с великой гордостью и одновременно со щемящей болью утраты говорит Мошков В.С. о том, что каждый солдат осознавал свой великий, священный долг перед будущими поколениями, чувствовал себя причастным и ответственным за то, что будет с его страной, если здесь и сейчас, в этом конкретном бою, он смалодушничает, струсит, не выстоит:

Все ждут команды от комроты,

Все ждут- скорей, скорей бы в бой,

С одной единственной заботой,

Разбить врага ценой любой! <…>

<…>До самого рассвета на болоте,

Не утихая , длится бой.

Нас только трое уцелело в роте,

Но был повержен враг лихой.

Взрывы и бомбежки, атаки и свист пуль, хаос боя и смерть для жителей р.п. Евлашево были где-то там, далеко, но строчки стихов Викентия Степановича - самый верный и короткий путь к изображению военной действительности:

Взвилась ракета над болотом,

А вслед за ней - их целый рой!

И поднялась в штыки пехота,

И грянул тут же смертный бой.

Заухали поспешно пулеметы,

Сверкнула молнией автоматов трель,

Затявкали ощетинившиеся дзоты,

И закружилась, завертелась карусель.

2.2 « Мы помним»

(стихотворения, посвящённые теме памяти).

Историческая память – это то, что делает человека гражданином. Мы не должны забывать о том, какой ценой была достигнута победа, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века. Без знания прошлого никогда не будет будущего. Эта группа стихотворений, на наш взгляд, самая многочисленная.

Мошков В.С. в своих произведениях призывает будущие поколения помнить подвиг простого солдата, который во имя Родины противостоял фашистским войскам.

В своих стихотворениях Викентий Степанович идет, прежде всего, от жизненных впечатлений, основой которых является память. А память - невозможно заставить забыть, как невозможно вычеркнуть из души ту огромную боль, которую принесла людям война.

В стихотворении «Последний бой» Мошков В.С. призывает помнить и чтить подвиг русских солдат, оборонявших 8 дней от фашистов поход к селу:

Тот бой я помню, длился восемь дней,

И на минуту не смолкая.

И днём, и ночью он гремел,

Свинцом и порохом рыгая. <…>

<…>Пылают пламенем букеты алых роз,

Омытые дождём и росами горючих слёз.

Прохожий, встань! И голову свою склони!

И добрым словом павших помяни…

В истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраняться в народной памяти навеки. Для нашей страны такой датой стало 9 мая — Всенародный День Памяти и Славы. Мы должны не просто знать о том, как русский солдат спас целый мир от катастрофы, а помнить, какой ценой досталась она нашим отцам и дедам. Мы обязаны сохранить народную гордость за эту Победу, чтобы не стиралась память сердца. Этой теме посвящены следующие рассмотренные нами стихи: «Этот День Победы», «Провозгласим, друзья, наш тост за славный праздник День Победы», «Таким запомнился мне тот воскресный день», «Дорогие ветераны», «Наш славный праздник -День Победы»

В стихотворении «Провозгласим, друзья, наш тост за славный праздник День Победы» Викентий Степанович долгожданную победу олицетворяет с рождением «ясноглазого» ребёнка:

<…>И обнажилось голубое небо,

И зародился на планете нашей новый

Ясноглазый майский день

Поэт подробно передаёт не только чувства народа в день Победы, но и ликование природы:

<…> Навзрыд людские толпы голосили :

«Капут войне! Капут войне!

Виват Москве! Виват России!» <…>

<…> И зашумели, торжествуя, в этот день берёзы,

И расцвела пышнее в этот день сирень,

И заблестели с этот день в глазах солдатских слёзы.

И трели соловьиные без устали звенели в этот майский день

2.3 «Ты в душе моей» (о фронтовой любви)

В военное время человек отрешается от суеты, от того, что называется житейскими мелочами, условностями. Без этих формальных условностей человеческие отношения проще, чище и истиннее. Возникает ощущение такого единения с людьми, которое способствует смешению личного и общественного, «я» становится частью «мы». Поэтому любовь воспринимается не как чувство, обращенное во вне, а чувство органически родное. Все воины одинаково делили тяготы трудного боя: и умирали, и мерзли, и голодали. Они видели людей, вместе с ним подвергающихся опасности, и старались защищать и оберегать их. Но каждый солдат в перерывах между боями мысленно возвращался домой, с свой отчий дом, где солдата ждала любимая. Поэтому тему любовной лирики не мог не затронуть в своих стихотворениях и наш земляк.

Мошков В.С. в стихотворениях, раскрывающих интимные чувства героев, соприкасается с темой потери любимого человека:

Увы, той девчонке никто не расскажет,

В какой стороне её парень погиб.

Увы, ей никто никогда не укажет

Тот холмик песчаный, где милый лежит <…>

<…> Не счесть матерей и невест всех в России,

На верную смерть поводивших парней.

Викентий Степанович пишет и о фронтовой любви, которая позволяла солдатам вопреки борьбе жизни и смерти верить в победу, мирную жизнь, большую счастливую семью, которая не омрачена страданиями, голодом и болью потери близкого человека («Фронтовая любовь»):

Там где гром гремит, и смерть, ликуя, вьюжит.

Где ручьями беспрерывно льётся кровь,

Там порой, бывает, что в костре потухшем искорка закружит,

И от этой искорки вдруг разгорается неугасимая любовь.

В стихотворении «Посадила я рябинку»проявляется необычайная сила воображения поэта: он видит лицо не только девушки, потерявшего своего

бойца, но и лица людей всей России, потерявших своих любимых:

Посадила я рябину
На могилке у бойца.

Проложила к ней тропинку
Я от нашего крыльца.

Здесь в суровую годину
Был с врагом жестокий бой.
За любимую Отчизну
Пал в бою боец-герой.

Всё стихотворение покрыто дымкой таинства. Таинство – это нечто святое, возвышенное. Сочетание умиления и таинственности как раз и помогают понять идею всего стихотворения. Воспоминания о любви вызывают у поэта именно эти чувства.

Любовная лирика нашего земляка постоянно соотносилась с войной, неотступно напоминавшей человеку об игре жизни и смерти, о цене победы и человеческого счастья.

2.4 « Напиши!» (стихотворения-письма)

Анализируя творчество В. С. Мошкова, мы достаточно часто встречаем такой жанр как послание. Это связано, прежде всего, с тем, что фронтовые письма были тонкой связующей ниточкой между людьми, по воле судьбы, разлученных, может быть, навсегда. В этих военных весточках описывались, чаще всего, простые человеческие чувства, а жанр послания придаёт стихотворениям форму душевного, искреннего, доверительного разговора.

Анализируя стихотворения – письма В.С. Мошкова, у нас появилась возможность раскрыть внутренний мир людей, соприкоснувшихся с войной.

Лирический герой стихотворений-посланий Мошкова В.С.- участник боевых действий. В одном из таких писем «Вернулась я с заданья на рассвете» лирический герой - девушка, которая пишет письмо матери под Новый 1943 год. Композиционно письмо можно разделить на 3 части:

29.12.1942;

30.12.1942;

конец 1943 года.

Кроме душевных переживаний, заботе о близких в данном письме чётко прослеживается тема любови к Родине, ненависти к врагам и отваги девушек-солдат.

Ты не волнуйся за меня, моя мамуля!

Ещё не отлита в Берлине пуля,

Которая смогла б пробить мою литую грудь. <…>

<…>Клянусь тебе, мамуленька, я отомщу фашистам

За смерть отца, за дядю и родного брата..

Стихотворение – послание «Напиши мне письмо, милый друг, напиши» поэт охарактеризовал как музыкально-поэтическая новелла.

Это лирическая, очень трогательная история о мужестве и патриотизме, настоящей большой любви, верности и вере.

Композиционно данное произведение разделено на 3 части.

Первая часть – само письмо солдата невесте. Лирический герой говорит о том, что в нелегкое военное время поддержка родных и близких, вера в то, что сражаешься и трудишься во имя и ради тех, кто любит, ждет и непременно дождется, очень важна:

Напиши мне письмо милый друг, напиши.

Словно воздух оно для солдатской души,

Словно влаги глоток в зной в безводной глуши,

Словно водки граненый стакан осушить…

Твои письма читаю друзьям фронтовым.

Твои письма нужны, как и мне, так и им.

Твои письма я буду беречь, пока жив,

Только б мир на земле вечно был нерушим

Герой рассказывает о тяжёлых боях за Родину. Личные чувства переплетаются с чувством любви к Родине:

Если б ты знала, как тяжко в смертельном бою,

Если б ты знала, как подлых фашистов я бью…

Если б ты знала, что б в рабстве России не быть.

Подвиг любой, я готов, хоть сейчас совершить

Вторая часть – рассказ неизвестного из медсанбата о трагической судьбе солдата, который, умирая, просил написать весточку невесте:

Тот, что был пулями трижды прошит

Шепнул санитару: «Браток, не взыщи,

Невесте моей про меня, все как есть напиши

Напиши, милый друг, напиши.

Хоть два слова черкни от солдатской души»

Захоронили в землицу, тех бравых солдат

На бугорке, за селом, средь крестов.

Времени не было бурным речам,

Залп орудийный, как гром прозвучал.

В эпилоге автор рассказывает об одинокой старушке, невесте того солдата, который отважно погиб, защищая Родину:

Одинокая бабка, ворчунья-соседка моя,

Ночью сидит у окна, в темноте без огня.

Шелковым платьем, что к свадьбе пошито

шуршит и шуршит…

И слезы, с таблеткой глотая, твердит:

«Напиши мне письмо, милый друг, напиши.

Хоть два слова черкни мне

для вдовьей души…»

Это произведение с одной стороны, личное и интимное, предназначенное для двоих, с другой стороны, открывающее целый мир, масштабное.

Письма в те тяжёлые времена были, как глоток свежего воздуха. Их так не хватало на фронте, ведь во многом они помогали выжить в нечеловеческих условиях.

Стихи-посвящения, воспоминания, поэмы о трагическом периоде нашей истории взволнованно рассказывают нам о горечи утрат, солдатском долге, преданности народа Родине, радости Победы. Автор хочет донести до нас, молодежи, тот дух, который помог победить сильного и жестокого врага.

Как участник боевых действий Викентий Степанович в своих произведениях старался раскрыть не только путь боевого солдата во Время Великой Отечественной войны, но и внутренний мир людей, соприкоснувшихся в трагическим прошлым.

Глава 3.

Чеченская война и её отражение в поэзии

ветерана Великой Отечественной войны

Не удалось нашей стране оставить в прошлом столетии все беды и трагедии. В Новый век и тысячелетие Россия пришла с чеченской войной – жестокой, беспощадной. Ни одна война никогда не бывает милосердной – всегда это трагедия, боль, слезы, смерть...

На смену отцам и дедам в афганской и чеченской войнах пришли их сыновья и внуки, и так же смело шли в бой и так же мужественно отдавали свои жизни.

И Викентий Степанович не смог спокойно отреагировать на события этой войны. Пережив все тяготы Великой Отечественной войны, поэт с болью в сердце воспринял боевые действия в Чечне:

Спешат, спешат, стуча по рельсам эшелоны,

Гудками хриплыми вгрызаясь в тишину.

Бегут, бегут без устали груженые вагоны,

Везут они в Чечню парней российских на войну.

Ну, что эти юнцы в своей пока короткой жизни успели увидеть, пережить, совершить? Что он повидал, что пережил, что сделал? Да все то, что повидал, пережил и сделал его ровесник в первой половине сороковых минувшего века сам поэт.

Поэт-фронтовик в своих стихотворениях «И было ему восемнадцать лишь лет», «Спешат, стуча по рельсам, эшелоны» обращается к Богу. В.С. Мошков не понимает, почему Бог допустил ещё одну войну, унёсшую тысячи наших восемнадцатилетних парней, так и не увидевших жизни. Поэт понимает, что ответа не будет, поэтому и использует приём риторического вопроса:

Неужто ты, Господь, не видишь, что у нас творится?

Неужто ты не слышишь стона наших раненых сердец?

К тебе с мольбой мы обращаем наши лица

И просим: всем воинам положи конец.

«И было ему восемнадцать лишь лет»

Не счесть матерей и невест всех в России

На верную смерть проводивших парней.

Неужто Всевышний не ведает силой,

Чтоб Мир возродить на планете моей?

«Спешат, стуча по рельсам, эшелоны»

Два не похожих друг на друга поколения, но с одинаковой судьбой. Мальчишки, не вернувшиеся с фронта, сажавшиеся за честь и достоинство Родины. Всю боль и горечь поэт выразил в стихотворных строках:

Спешат, спешат, стуча по рельсам эшелоны,

Мелькают то и дело телеграфные столбы.

Бегут, бегут без устали груженые вагоны,

Везут они «подарки» из Чечни - свинцовые гробы.

Поэзия о войне – это совершенно особый род поэзии не только по тематике, но и по своему внутреннему настроению, по тому человеческому состоянию, которое она передает. Ведь за каждым этим листочком – человеческая судьба, а порою, короткая жизнь, оборванная вражеской пулей.

Глава 4.

Тема малой родины в творчестве поэта-земляка

Тема Родины не является новой в лирике, у каждого русского поэта найдете стихи о России. В данной работе мы рассматриваем, как рождается и из чего складывается образ родины в творчестве В.С. Мошкова, какой видит свою родину наш земляк.

В своей песне «Дорогая Пенза, я тебя люблю» поэт прославляет Пензу, восхищается её красотой :

Осенью, зимою,

Летом и весною

Ты в любом наряде,

Пенза, очень хороша.

Чувство гордости за нашу Пензенскую землю становится источником патриотизма, а гармония родной земли зарождает в нас ощущение прекрасного:

Так цвети же краше,

Пенза-гордость наша.

Расцветай, красавица

Прелестная моя.

В стихотворении поэт с глубокой нежностью признается в любви к родной земле:

Дорогая Пенза!

Я тебя, красавица

Чудесная, люблю.

В стихотворении «Краше пензенских девчонок вам нигде не отыскать» В.Мошков восхищается красотой пензенских девушек и считает, что только в Сурском крае можно встретить настоящую русскую красавицу, равной которой не найти во всей стране:

А березки в Сурском крае

Всех стройней и всех белей.

А девчонки в Сурском крае

Краше всех и всех милей.

В.С. Мошков умеет тонко чувствовать и не только передать в стихах свое восприятие мира, но и научить читателя видеть простую, завораживающую красоту своего края, родных мест, узнаваемых в его поэтических строках:

Берёзки белоствольные

Сменили свой наряд.

Глядясь в ручьи холодные,

Приветливо шумят.

«Весенняя песенка»

Воспевая природу, поэт тем самым превозносит свою Родину, так как природа - это источник любви к Родине.

Природа у поэта живая, и слова идут из самого сердца:

Весенний тёплый ветерок,

Проказник озорной,

Качает каждый стебелёк

Невидимой рукой.

Природа вливает в душу поэта, а вслед за ним и в душу читателя бодрость, оптимизм, любование неброской нашей землей.

Читая произведения В.С Мошкова, мы вместе с поэтом впитываем в себя любовь к своей малой родине - к Пензенской области.

Человек и природа – явление одного порядка, они не противопоставлены друг другу, они вступают в перекличку. По мнению поэта в природе все мудро и гармонично устроено, природа пронизана любовью. Так в стихотворении «Мой милый край, родной мой край кузнецкий» Викентий Мошков прославляет землю Кузнецкую и труд человека на родной земле:

Идем вперед походкой молодецкой

С серпом и молотом в одном строю.

Трудом своим мы славим край кузнецкий,

Трудом мы славим родину свою.

Здесь выражена органическая связь человека с миром. В гармонической стихии деревенской жизни поэт нашёл неиссякаемый источник душевного умиротворения и красоты.

Глава 5

Особенности изображения любви в творчестве

В.С. Мошкова

Тема любви – одна из вечных тем поэзии. Некоторые поэты (художники, музыканты, да и просто не связанные с творчеством люди) посвящали всю свою жизнь, чтобы воспеть это прекрасное чувство, другие обращались к этой теме лишь в моменты угасания или подъема страсти к своей возлюбленной. Так или иначе, любовная тема затрагивала (и будет затрагивать на протяжении времени, пока жив человек) всех.

Большое значение тема любви имела большое значение и в поэзии Мошкова В. С.

Особенностью его любовной лирики является то, что множество стихотворений поэт пишет от имени девушки. Ярким примером являются стихотворения «Весняночка», «Не ходи, гармонист, ты к окошку», «Растворила я окошко», «Цвети, цвети, черемуха», «В огороде, за рекою грядки я полола», «Сколько звезд на небе синем» и др.

День и ночь любуется он мною,
Не сводя с веснушек ясных глаз,

Гладит осторожно их рукою
И целует нежно каждый раз

«Весняночка»

Основная тема таких произведений - несостоявшаяся любовь, которой так и не суждено было озарить своим ярким светом две одинокие любящие души.

Ты же знаешь, люблю я другого .

Ты же знаешь, ему я верна.
Так зачем же мне песен так много
Каждый вечер поешь у окна ?

«Не ходи гармонист ты к окошку»

Любовные стихотворения представляют собой откровения, раскрывающие поэта с разных, порой неожиданных сторон. 

Так, в произведении «Не ходи гармонист ты к окошку» юная девушка отвергает влюбленного в нее парня, так как в ее сердце уже живет любовь к другому.

Заглуши в моём сердце тревогу,
Успокойся, мой друг дорогой.

Проложи поскорее дорогу

Ты к окошку девчонки другой..

Однако не все произведения Викентия Степановича пронизаны грустью и тоской. Заключая поэтическое слово в сердце, поэт наделяет его возвышенным чувством, без сомнения, искренним и правдивым, что делает его любовную поэзию светлой, порой шутливой и по-человечески трогательной. О любви поэт говорит вдохновенно. Видно, что в жизни ему довелось испытать по-настоящему глубокие чувства.

Бегу бегом я к реченьке,

Там милый меня ждет,

А сердце мое девичье

Взволнованно поет:

«Черемуха, черемуха,

Черемушка моя,

Красавица кудрявая

С ума свела меня»

«Цвети, цвети, черемуха»

В стихотворении «Сколько звезд на небе синем» Викентий Степанович описывает романтическое свидание двух влюбленных под луной:

Майской ночью мы с миленком,

Обнявшись, как брат с сестрой,

Молча, шли к своим поселкам,

Наслаждаясь тишиной.

Его искренность подтверждают реальные картины и образы, простые детали быта, выхваченные наблюдательным глазом поэта. Хочется отметить также необычайно простой язык. Любовь утверждается как величайший дар и благодать, где равноценны радость воспоминаний и тревожное волнение, расставание и встреча, ревность, робость и великодушие настоящей любви.

Глава 6.

Отражение социальных и нравственных взглядов

в творчестве В.С. Мошкова.

Немаловажное место в лирике поэта занимают гражданские стихи  - стихи о волнующих общество проблемах. Он размышляет об актуальной проблеме - проблеме номер один для нашего общества – пьянстве и алкоголизме. Так в стихотворении «Две двоюродные сестренки» поэт олицетворяет алкогольные напитки, рассуждает о том, что общество «безумно влюблено» в спиртные напитки. Своё авторское мнение поэт заключает в такие строки:

Нет тварей отвратительней и злей,

Как вы. Вы даже хуже ядовитых змей

Автор не только обличал общественное зло, но и стремился найти пути борьбы с ним:

И с отвращением, прикрыв глаза,

В которых полыхала молния, гроза,

Швырнула их в поганое ведерко.

В стихотворении «Скучно осенью в деревне» Викентий Степанович с болью в сердце говорит о том, что русская деревня окутана духом пьянства.

Над моей старушкой,

над деревней древней

Кружит постоянно

дух необыкновенный.

Дух тот хлебный

и целебный.

Для души

весьма полезный

И от хворей

всех пригодный -

Дух российский,

самогонный.

За авторской иронией скрываются глубокие раздумья о будущем российской деревни.

Автор раскрывает пагубные последствия пьянства, которые ведут к деградации личности, к ненормальному образу жизни, к лишению основных жизненных ценностей: семьи, детей, материального благополучия, уважения окружающих людей и, самое главное, здоровья.

Взгляды на общественно-политиче­скую жизнь русского общества В.С. Мошков выражает в баснях. К сожалению, нам удалось восстановить по рукописям лишь две его басни, хотя в черновиках есть отрывки ещё нескольких басен.

Читая басни В.С. Мошкова, мы легко угадываем в образах зверей представителей чиновничьего общества (судей, бюрократов разного типа) и простого труженика. Басня с её аллегорией дала Викентию Степановичу возможность разносторон­ней критики социальных явлений. Это определяет особен­ность басен нашего земляка — их острую сатирическую на­правленность:

А ведь среди зверей того семейства

Живут и Носороги и Слоны,

Уважаемые звери с детства.

И чистоплотны ,и умны,

К тому же и могучи, и сильны.

Порядок наводить средь зверей

Обязаны они.

Ан, нет! Увы…Они молчат.

На солнцепеке у ручья лежат

И с наслаждением глядят,

Как Волк несчастного Теленка

На части рвет…

« Не гоже слабых обижать»

Поэт призывает всё общество объединиться, и лишь тогда в общество сообща сможет решить все насущные проблемы:

Нет !Также жить, друзья, нельзя

Не нужно нам друг друга

Сторониться,

А нужно нам всем объединиться

В единый, жилистый Кулак.

В басне «А слово доброе всего милей» сформировалось отрицательное отношение поэта ко всякому насилию. Викентий Мошков призывает читателей к умению договариваться, а не пускать в ход кулаки:

Во всем был прав тот мудрый Соловей

Не раз о том же слышал я и от людей:

Что слово доброе всегда, везде, всего дороже и милей,

А Кнут и Прут, поверьте Соловью, не смогут привести к добру.

Исследуя басни ветерана, мы приходим к выводу, что в них заключён целый мир жизненных явле­ний и образов. В его рассказах перед нами проходят и люди, и звери. Мы видим, что герои его басен удивительно похожи на лю­дей и что нравы их — нравы человеческого общества.

Во время работы над данной группой произведений нашего земляка, было выявлено, что эти произведения были созданы в начале 90-х годов 20 века.

Данные рукописи не датированы, но некоторые черновики - это газетные страницы. Именно по датам выпуска этих газет мы предполагаем, что данные произведения относятся именно к общественно-политическому перевороту начала 90-х годов и являются откликом на существующую обстановку в России.

Глава 7.

Комментарии к сборнику литературных произведений В.С. Мошкова «Оглянись…»

Работа над сборником поэтических произведений В.С. Мошкова была начата в феврале 2015 года, когда мы впервые познакомились с одним из стихотворений о Великой Отечественной войне, представленным правнучкой ветерана Мошковой Алёной.

Архив В.С. Мошкова в рукописном варианте был собран внуками поэта. В ходе беседы с внуками ветерана было выяснено, что многие произведения были обнаружены уже после смерти Викентия Степановича. Обработка этого огромного и богатейшего собрания рукописей была завершена лишь в январе 2016 года. Следует, однако, иметь в виду, что и сейчас далеко не все хранящиеся творческие рукописи удалось восстановить и представить в сборнике «Оглянись…».

Название сборника «Оглянись…» обращено к современникам. В современном мире люди замыкаются, погружены в решение собственных проблем и зачастую даже не видят или, точнее сказать, не хотят видеть тех людей, которые их окружают. Мы призываем людей оглянуться и посмотреть вокруг, пообщаться с людьми не посредством соц. сетей, а посмотрев в глаза друг другу, увидеть душу, ведь мы можем пропустить очень важное – жизнь человека. В сборнике «Оглянись…» ветеран войны рассказал о своей жизни, раскрыл душу простого человека, не связанного с литературой, но сумевшего в поэтических строках предать потомкам историю не одного человека, а целого поколения.

Все поэтические произведения в сборнике возглавляет рассказ, написанный правнучкой Викентия Степановича Мошковой Алёной. Этот рассказ вошёл в число работ, оказавшихся победителями в областном этапе Всероссийского конкурса сочинений 2015.

Соблюдение авторского композиционного замысла в сборнике оказалось невозможным, так как в основном стихотворения были написаны на отдельных черновых листах, не связанных между собою. Лишь некоторые стихотворения любовной лирики находились в блокноте ветерана, поэтому порядок данных произведений мы не нарушали и опубликовали в соответствии с расположением в рукописном варианте. Нами не обнаружено ни одного авторского комментария к тому или иному авторскому произведению.

Проанализировав все восстановленные рукописные стихотворения, мы пришли к выводу, что практически ни одно стихотворение не было датировано самим автором, поэтому к изданию сборника Мошкова хронологический принцип не применим. Стихотворения в сборнике расположены по тематической направленности.

Следует отметить, что некоторые рукописные произведения были представлены в нескольких вариантах («Лежат по сей день в Белорусских болотах», «Сталинградская битва», «Две двоюродные сестренки» и др.). В сборнике публикуется только один вариант таких стихотворений, выбранный нами. Но наряду с многовариативными произведениями есть и такие, которые приходилось восстанавливать из отдельных эпизодов («Последний бой», «Вернулась я с заданья на рассвете» и др.).

 Орфография текстов безоговорочно приведена к современной, за исключением тех немногих случаев, когда исправление могло войти в противоречие со звучанием или смыслом стиха. Пунктуация Мошкова В.С. не была устоявшейся, она сбивчива и  противоречива. Поэтому мы сочли необходимым в основном привести ее к  современным нормам, оставив без изменения в тех местах, где можно было подозревать определенно выраженную авторскую волю, или там, где однозначно толковать тот или иной знак препинания невозможно. 

Мы выражаем благодарность родственникам ветерана Великой Отечественной войны за предоставление  ряда уникальных материалов, использованных в данном издании.

Заключение

Поэзия В. С. Мошкова многогранна, поучительна и увлекательна. Глубина чувств, яркость мысли делают его произведения душевными, проникновенными. Его творчество отличает отсутствие вымысла, он пишет о реальных фактах, о жизни конкретных людей, тем самым создавая летопись нашего народа, нашей общей истории. И за это мы должны быть ему благодарны.

Во всех его произведениях долг и ответственность движут поступками и высказываниями героев.

И даже будучи почти слепым, Викентий Степанович писал. Букву на букву, строчка на строчку, но писал. Пройдя до конца жизненный путь, Мошков В.С. сохранил свою любовь и верность Родине во всем своем творчестве.

Нами приоткрыты лишь некоторые страницы творчества нашего земляка. Но сколько чувств и мыслей они вызвали!

Чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о своих земляках, прославивших нашу Родину, знать об их жизни и творчестве мы просто обязаны, ведь без знаний прошлого не будет и будущего. Листая страницы прошлого, мы открываем будущее. И это очень важно в воспитании будущих поколений.

Мы уверены, что творчество Викентия Степановича Мошкова, поэта-гражданина нашей кузнецкой земли, найдёт современных почитателей и заставит думать о жизни, размышлять о своей судьбе.

Выводы:

1.Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что я познакомилась с жизнью поэта – земляка, изучила его творчество, обогатила себя интересными сведениями о местном поэте.

2.Выяснила основные художественные особенности творчества В.С. Мошкова;

3. По рукописям, оставленным В.С. Мошковым, нами был издан сборник

Список литературы

1. www.phil63.ru Война как духовная Война как духовная инициация: экзистенциальные архетипы в русской поэзии о Великой Отечественной войне.

2. www.dslib.net Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне

3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5639/эпос

4. http://fb.ru/article/41053/chto-takoe-lirika-ee-vidyi. Что такое лирика, ее виды.

5. http://slovo.yaxy.ru/61.html - Краткий словарь литературоведческих терминов

6. http://www.a4format.ru/pdf_files_slovari/4b6bc8a5.pdf- Мотив

7.Рукописи, предоставленные Е.В. Мошковым, сыном ветерана Мошкова В.С.

8. Архивные записи, предоставленные МОУ МБУК БДЦ р.п Евлашево Кузнецкого района

Просмотров работы: 11