Издание литературного альманаха "На крыльях успеха"

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Издание литературного альманаха "На крыльях успеха"

Лубяная Е.А. 1
1МБОУ «Головчинская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
Косилова А.С. 1
1МБОУ «Головчинская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Кто испытал наслаждение творчества, 

для того все другие наслаждения уже не существуют.

А.П.Чехов.

В течение четырех лет я вместе со своими одноклассниками успешно занималась в кружковом объединении «Проба пера». За это время у меня накопился богатый материал ученического творчества, который, безусловно, является очень ценным для меня. На занятиях кружка мы учились писать сочинения в разных литературных жанрах, постигали науку стихосложения, сочиняли свои стихи, участвовали в различных конкурсах литературного творчества.

Идея создать литературный альманах пришла в десятом классе, когда в учебном расписании появился курс «Проектная деятельность». В старшей профильной школе мы серьезно готовимся к своей самостоятельной жизни, свободного времени очень мало. И только на досуге, когда выпадет свободная минутка, перелистываем свои блокнотики, перечитываем стихи, вспоминаем наши занятия в кружке. А когда нахлынет вдруг вдохновение, я вновь спешу взяться за сочинительство. И возникает сожаление о том, что я не собрала все творческие работы и не оформила их в каком - либо виде, хотя такие мысли возникали. Так появилась тема моего проекта Издание литературного альманаха «На крыльях успеха».

Работа по созданию альманаха обещала быть не только интересной, но и полезной, ведь это будет памятью о школьных днях не только для меня, но и для моей семьи. Поэтому считаю  выбранную тему актуальной.

А новизна данного проекта заключается в том, что сборник творческих работ будет уникальным как по содержанию, так и по оформлению.

Цель проекта: создание альманаха творческих работ в электронном и печатном виде и презентация итогов четырехлетней работы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: изучить теоретический материал по теме; обсудить содержание сборника с руководителем; собрать свои работы и создать их электронную версию; разработать макет и рубрики альманаха; продумать художественное оформление; откорректировать полученный материал; просчитать финансовые затраты на печатную версию и определиться с тиражом; привлечь единомышленников и помощников на добровольной основе.

Гипотеза: на основании вышесказанного предполагаем, что творческий процесс по созданию альманаха «На крыльях успеха» будет способствовать приобретению таких социально важных качеств выпускника как активная гражданская позиция, умение прогнозировать, планировать, осуществлять задуманное, нести ответственность за принятые решения.

Методы работы: знакомство с теоретической литературой и цифровыми образовательными ресурсами, процессом создания сборника, нормативными документами по созданию бизнес-плана.

Продуктом данного проекта будет литературный сборник «На крыльях успеха», в который войдут авторские стихи и творческие работы различных жанров.

Объектом является литературное творчество.

Предметом работы является процесс создания сборника.

Практическая значимость работы над проектом заключается в освоении процесса и технологии создания литературного сборника, а также в том, что он будет представлять некую семейную ценность.

Теоретической частью работы: является освоение необходимого материала по издательскому делу, созданию простого бизнес-плана.

Этапы реализации проекта:

1.Теоретический (сентябрь 2019 г.)

2. Проектный (октябрь 2019 г. – март 2020г.)

2.1. Сбор материала (октябрь 2019 г. – ноябрь 2019 г.)

2.2. Составление электронной версии сборника (декабрь 2019 -январь 2020г.)

2.3. Редактирование материала (февраль 2020г. )

2.4. Оформление (март 2020г.)

3. Организационно – обобщающий (апрель 2020 г.) Публичная защита, участие в конкурсах.

Представление результатов проекта планируется в виде презентации и печатного издания.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Что такое альманах? Его особенности и виды.

Прежде всего, изучим информацию об альманахе и дадим его определение. Для этого обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. Альманах – это непериодический литературный сборник разных писателей (авторов серийное издание, продолжающийся из номера в номер сборник, имеющий литературно-художественную или научно-популярную тематику. Этот термин восходит к арабскому «almana», что означает «время, мера». В 14-м и 15-м веках альманахи являлись календарными таблицами с добавлением астрономических.[5].

От журнала эта разновидность печатного издания отличается отсутствием регулярной периодичности – альманах обычно выходит либо раз в год, либо вообще не имеет каких-либо определенных сроков выпуска. В нем содержатся сведения о различной общественной деятельности: информация о литературных новинках, научных достижениях, законодательных изменениях и так далее. Таким образом, по своей тематике альманах приближается к типу календарей-справочников.

Постепенно, помимо справочной информации, в альманахи стали включать стихотворения, анекдоты, короткие рассказы. После возникновения печатных календарей эти сборники приобрели характер книжных периодических изданий. Появились хозяйственные, генеалогические, религиозные, дипломатические альманахи.

Самый известный справочник подобного типа – это «Альманах старого Мура», основанный в 1970 году Муром Френсисом. Однако наибольшей популярностью, сначала в Западной Европе, а затем и в других странах, стали пользоваться альманахи литературно-художественные. Они появились в середине 18-го века во Франции. Одним из первых стал выпускаться в Париже (1746-1833) «L’AlmanachdesMuses». В Германии получил распространение альманах «Musenalmanach», издававшийся в Гёттингене в 1770-1807 гг. Позднее появился «Musen-Almanach», в котором Ф. Шиллер публиковал свои не изданные стихотворения (1796-1800). [3];[8].

Первый изданный в России альманах – это сборник "Аноды" Н. М. Карамзина, созданный в конце 18-го века в подражание западным изданиям. В 1920–1830-х годах в России выходило уже более двадцати альманахов. А.С. Пушкин называл «альманашников» особым типом издателей. В разное время друзья и враги великого поэта выпускали целый ряд литературных сборников.

Альманах «Полярная звезда» (3 книги, 1823-1825 гг.) издавался К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым при участии таких известных авторов, как В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, Ф. В. Булгарин, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбеккер, Е. А. Баратынский. Сборник «Мнемозина» (1824-1825 гг.) выдержал четыре издания, его выпускали В. К. Кюхельбеккер и В. Ф. Одоевский.

«Северные цветы» - один из лучших русских альманахов, объединивших литераторов пушкинского круга, издававшийся с 1825 по 1831 одним из ближайших друзей Пушкина бароном А. А. Дельвигом. Было издано 7 миниатюрных книжек в восьмую долю листа с гравированными картинками и виньетками ценою 10 рублей каждая.[11].

Спустя много лет, в начале 20 века символисты начали выпускать литературный сборник с одноименным названием. Обновленные «Северные цветы» выдержали пять изданий - в 1901-1904 и 1911 годах.[9].

Со временем вид литературного печатного издания стал все более интересным и содержательным. В наши дни альманах – это сборник, интересный самому разному кругу читателей. Он может иметь любую интересную читателям тематику. Писатели стремятся издать свои произведения в произвольно созданных группировках.

Примером может служить легендарный литературный альманах «Метрополь», выпущенный тиражом всего 12 экземпляров в 1979 году в Москве самиздатовским способом. Участие в выпуске этого неподцензурного сборника приняли Белла Ахмадулина, Евгений Рейн, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Юрий Кублановский, Генрих Сапгир, Юз Алешковский, Юрий Курабчиевский и другие авторы, не допускаемые к официальной печати. Непокорные писатели подвергались в СССР разного рода гонениям, один из экземпляров «Метрополя» был вывезен в США и распространен там репринтным способом, а Василий Аксенов изложил эту историю в своем романе «Скажи изюм». Альманах - это литературный долгожитель, выдержавший за свою многолетнюю историю множество изменений, но не утративший свою востребованность и актуальность.[9].

В новейшее время альманахи появились не только в виде печатных сборников, но и на телевизионных экранах. Например, альманах «Вокруг света» - это телепередача, которую Гостелерадио СССР выпустило в приложение к программе «Клуб путешественников». Киноальманах транслировался в эфире с 1988-го по 1990-й год и содержал в себе занимательные сведения о восточных единоборствах, путешествиях, природе и искусстве. Передача пользовалась большой популярностью.

ВЫВОД. Таким образом, альманах – это форма издания, которая во все времена остается востребованной и актуальной. Изложить свое мнение по разным вопросам, опубликовать свое литературное творение или занимательную информацию, интересную для определенного круга читателей, можно именно в таком сборнике. Сейчас альманахи выпускаются в самых разных форматах: печатном, электронном и телевизионном.

2. По каким критериям отбирать материал для альманаха?

2.1. Сбор нужной информации с помощью опроса.

Чтобы понять, как назвать свое издание, какие направления выбрать, как отбирать содержание и как лучше его оформить, я обратилась за советом к своим одноклассникам и преподавателям и провела анкетирование.

Тема первой анкеты: «Придумай название для сборника своих творческих работ». Тема второй анкеты: «Если бы я был редактором собственного журнала…». Чтобы понять, какие разделы, рубрики будут в сборнике, я вспомнила тематику наших занятий. По результатам исследования литературной среды класса пришла к следующим выводам:

1)  в классе много ребят, которым нравится заниматься литературным творчеством;

2)  всем, кто пишет, очень хочется видеть свои труды опубликованными, прочитанными и оцененными другими;

3)  создание альманаха - большое и серьезное дело;

4)  без помощи и поддержки (консультативной, технической, материальной) взрослых не обойтись;

5) одноклассники выразили готовность мне помогать и я очень рада, что нашла единомышленников.

2.2. Результаты анкетирования

К предложенным в первой анкете названиям альманаха добавила свои варианты. Одинаковое количество голосов получили четыре названия: «Наше творчество», «На виражах творчества», «Нет преград для творчества», «Стихи про все на свете», «На крыльях успеха». При устном обсуждении остановились на последнем варианте.

2.3. Советы одноклассников

-название играет важную роль и оно должно быть интересным и точным по сути;

- произведения должны быть разнообразными по жанрам и тематике.

- сборник должен быть красочным, это привлекает внимание;

- альманах не должен быть большим по объему, его трудно будет создавать, но если он будет и слишком мал, то не получится разнообразия.

2.4. Советы преподавателей

Сборник должен содержать небольшую аннотацию, в которой кратко описывается назначение сборника, его содержание.

Решая вопрос об отборе произведений для издания, мы опиралась на определенный тип структуры альманаха. Сборник содержит небольшую аннотацию, подбор произведений предполагает тематическое разнообразие. Произведения внутри альманаха располагаются по-разному, без какой-либо системы. Но обязательным является оглавление. Именно оно выполняет роль управляющего, поискового элемента. Почти к каждому произведению есть иллюстративный материал, напрямую или косвенно связанный с текстом.

ВЫВОД. Исходя из этого, мы выдвинули следующие требования к литературному материалу:

- можно использовать поэтические и прозаические произведения любой тематики;

- выбор объема и тематики произведения принадлежит автору;

- в альманах могут входить произведения разных лет;

- не запрещается работа, написанная в соавторстве;

- автор вправе приложить к своему произведению собственный иллюстративный материал для художественного оформления данного текста;

- в альманахе печатаются материалы за 2016-2020 годы включительно.

3. Целевое использование результатов проекта

Альманах «На крыльях успеха», в котором размещены личные творческие работы, предполагается использовать для семейного архива и в качестве подарка близким родственникам.

4.Производственный план

Бизнес-план для издания альманаха «На крыльях успеха»

1.Приобретение флеш-накопителя 8МГБ

450 рублей

2ч\неделю +1ч сам работа:

32 учебных недели* 2ч = 68ч

32 учебных недели* 1ч=34

ИТОГО 102ч за учебный год

на

освоение методики создания проекта на учебных занятиях с руководителем, индивидуальные консультации

Самостоятельная работа: отбор материала для альманаха, его редактирование, создание электронной версии сборника, подготовка презентации,

текста доклада для защиты проекта.

2.Приобретение бумаги для принтера высокого качества

250 рублей

ИТОГО

700 рублей

Затраты на производство (по ценам ИП Агаджанян)

3.Распечатка черно-белого варианта сборника

40 страниц* 2 рубля= 80 рублей

4.Распечатка на цветном принтере:

1страница *5 рублей

40 страниц* 5 рублей =200р

5.Ламинирование обложки

50 рублей

6.Переплетение

50 рублей

ИТОГО:

380 рублей*1экземпляр

На тираж количеством 5 экземпляров

380*3=1140 рублей

ВСЕГО:

1840 рублей

 

Изыскание денежных средств на создание сборника: бабушка -500 рублей, дедушка- 1000 рублей, собственные средства: 340 рублей

Так как альманах издается не для продажи, то прибыли не ожидается

Экономию можно получить, если бы проект был групповым, тогда расходы распределялись бы между всеми его участниками например между четырьмя участниками, тогда расходы 1840 рублей : 4 = 460 рублей с одного человека.

При условии, что каждый из участников опубликует и свои работы.

Чтобы сборник был самоокупаемым, нужно его удешевить. Этого можно достичь, если предложить, например, своим одноклассникам напечатать свои творческие работы, а потом продать сборники.

380*20= 7600. Если в сборнике опубликуют свои работы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Разработка макета

Для разработки макета сборника нами использовалась программа «MicrosoftOfficePublisher 2007» (бюллетень). Макет альманаха включает следующие составляющие: обложка, титульный лист, содержание, краткая аннотация сборника, далее тематические рубрики, на последней странице выходные данные и вторая обложка. [8].

2.Отбор содержания и определение разделов сборника

В первую очередь, мы собрали все творческие работы в прозаической и в поэтической форме, определили их примерный объем, тематику и жанровую принадлежность, а также даты написания творческих работ. Появилась первая идея: альманах будет состоять из двух частей – поэзия и проза. Вторая идея состояла в распределении материала по датам за четыре года, тогда сборник имел бы четыре раздела. Третья идея заключалась в тематическом распределении материала, т.е. по рубрикам, которых насчитывалось семь. Если остановиться на третьей версии распределения материала, то в рубриках будут и поэтические и прозаические работы, независимо от даты, а определяющим фактором остается при этом тематическое направление.

ВЫВОД. На наш взгляд последняя версия распределения материала оказалась предпочтительнее, ввиду тематического разнообразия.

Далее мы приступили к составлению оглавления. Как и во всяком издании, немалую роль имеет обложка. Воспользовавшись программой «MicrosoftOfficeWord 2007» или «MicrosoftOfficePublisher 2007» определили её макет, цветовую гамму и шрифты.

На обратной стороне обложки – выходные данные: Сборник литературно творческих работ, созданный в результате проектной деятельности. Авторы-составители: обучающаяся 11 класса Лубяная Елизавета и научный руководитель Косилова А.С., учитель русского языка и литературы, руководитель кружкового объединения «Проба пера» -2020 год.

Затем составили краткую аннотацию сборника и определились с тематическими разделами.

Раздел 1. Как всё начиналось. Мы пробуем перо. Первое стихотворение.

Раздел 2. Живем с природой. Учимся у природы. Любуемся природой. Заботимся о природе.

Раздел 3. Что такое наша школа? Школьная муза.

Раздел 4. Я – гражданин своей страны.

Раздел. 5. О моей малой родине.

Раздел 6. «Наша память священна!»

Раздел 7. Духовное начало…

Раздел 8 . «Когда строку диктует чувство…»

Раздел 9. Творческое ассорти. (Работы, не вошедшие в предыдущие разделы)

Раздел 10. Послесловие. Кому хочется сказать спасибо.

3. Создание брошюры в электронном виде.

На следующем этапе при создании электронной версии сборника, мы сначала собрали весь отобранный материал, затем расположили работы согласно тематическим направлениям, т.е. по разделам. Первоначально предполагалось разместить в сборнике работы по 10 разделам, но в конечном итоге оставили только 8 разделов.

4. Редактирование собранного материала

В результате работы над проектом, я подробно узнала о работе редактора. А редактированием называют область общественно-литературной деятельности, связанную с подготовкой материала к публикации. Латинское еredactus буквально означает «приведенный в порядок».[1].

Редактирование — понятие сложное и многогранное. Главными задачами в работе редактора, бесспорно, являются с одной стороны - правка текста, а с другой - всесторонний критический анализ содержания и формы произведения с целью его правильной оценки и усовершенствования. Анализируя материал, редактор следит за соответствием содержания теме, за смысловой последовательностью изложения, соразмерностью частей текста, намечает необходимые изменения в его композиции.  В дальнейшем осуществляет проверку фактического материала и литературную правку текста. [4].

Безусловно, редактирование — процесс творческий, его во многом определяют индивидуальные особенности и вкусы редактора. Однако, работая над текстом, редактор должен строго придерживаться правила: исправить в рукописи все, что должно быть исправлено, но попытаться сделать это рукой автора, убедив его в необходимости правки. Это лучший способ сохранить индивидуальность, самобытность, неповторимость произведения. [2].

ВЫВОД. Редакторская работа очень важная и кропотливая, требующая как теоретических знаний, так и языкового чутья. Это был сложный и, пожалуй, самый ответственный этап в работе.

5. Художественное оформление сборника

Материалы альманаха оформлены тематическими цветными фото. Оформление работ выполнено в целях усиления общего впечатления от творческой работы с помощью зрительных образов. Они повышают эмоциональное воздействие на читателя,помогают выявить основные идеи автора. В нашем сборнике два типа фотографий: по содержанию (изображают какой-то момент, действие, описанное в тексте) и ассоциативные, напрямую не указывающие на содержание произведения, это, скорее, изображение мыслей, чувств, возникающих при прочтении. Подобранные фотографии после обработки вставляются в виде рисунков на страницы. [6] ;[7].

Кроме того, деталью художественного оформления литературного альманаха является наличие виньетки небольшой орнаментальной  композиции, которая завершает текст, выполняя функцию концовки. [10].

После очередной проверки альманаха на электронном носителе, начинается процесс распечатывания. Полученный продукт проверяется в последний раз и скрепляется.

Название альманаха «На крыльях успеха», по нашему мнению, отражает содержание сборника творческих работ.

6. Выводы

1. Изучив теоретический материал по теме, я узнала, что альманах – это форма издания, которая во все времена остается востребованной и актуальной. В таком сборнике можно изложить свое мнение по разным вопросам, опубликовать свое литературное творение или занимательную информацию, интересную для определенного круга читателей. Сейчас альманахи выпускаются в самых разных форматах: печатном, электронном и телевизионном.

2.При выборе названия сборника, при отборе материала обратилась за советом к одноклассникам, учителям, членам семьи и воспользовалась их советами.

3.Собрав свои творческие работы, создала их электронную версию.

4.Разработать макет и рубрики альманаха, продумать художественное оформление, откорректировать полученный материал помог мой научный руководитель.

5.Составить самый простой бизнес-план для издания альманаха «На крыльях успеха»,просчитать финансовые затраты на печатную версию и определиться с тиражом помогла моя семья.

6.Результатом данного проекта является литературно-художественный альманах «На крыльях успеха», состоящий из литературно-творческих работ автора за 4 года.

7.Работая над проектом, я убедилась в правильности выдвинутой гипотезы.

8. Создание литературного альманаха стало возможным, благодаря тому, что я нашла единомышленников в своей семье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь, когда у меня так много друзей и единомышленников среди одноклассников и взрослых, можно начинать подготовку к следующему этапу – это участие в создании общешкольного альманаха.

Думаю, что такой альманах, подготовленный силами одноклассников, будет разнообразнее, больше по объему и интересен каждому, кто примет в нем участие, к тому же, дешевле по финансовым затратам.

И закончить свой проект хочется словами великого сподвижника Российской империи Пётра I, который радовался первому номеру газеты, так и мы гордимся своим альманахом и повторяем слова царя: «Радуйся малому, тогда и большое придет».

Список использованной литературы

Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУП, 1999. – 354 с.

Гаймакова Б.Д. Основы редактирования. М.: Просвещение, 2001.–230 с.

Королева Т. В.:Что такое альманах? http://fb.ru/article/144443/almanah---eto-chto-almanah-vokrug-sveta-ohotnichi-prostoryi---almanah

Накорякова К. М. Литературное редактирование. - М.: Издательство ИКАР, 2004. – 432 с.

Ожегов Словарь русского языка. – Москва, 1978 г.

Титов – мост в будущее. – Саратов, 2011 г.

Тяпкин Б.Г. Работа редактора над иллюстрациями. – М., –1968. – 180 с.

Интернет-ресурсы:

Альманах — Википедия: ru.wikipedia.orgАльманах.

Альманахэточто? FB.ruarticle/144443…eto…vokrug-sveta…prostoryi…

Образцы виньеток для концовки текста:https://yandex.ru/images.

Пушкин А.С.: "Северные цветы":pushkin-lit.ru›pushkin/articles…severnye-cvety.htm

 

Приложение 1. Обложка

 

Литературный альманах творческих работ

Н
а крыльях успеха

Автор Лубяная Елизавета

Руководитель Косилова А.С.


Головчино - 2020 год

Как всё начиналось. Мы пробуем перо. Первое стихотворение. 

Слово моему учителю.

Сегодняшние дети – это новое поколение наших выдающихся литераторов. Очень важно помочь всем, имеющим писательские способности, начать путь в литературе своевременно и качественно. Научить писать нельзя, но помочь научиться можно! Даже если школьник не станет писателем-профессионалом, а останется сочинителем-любителем, приобретённый в ранние годы опыт литературной работы позволит ему в дальнейшем не страдать графоманством, получать удовлетворение от интеллектуального труда, а читателям – удовольствие от созданных автором стихов или прозы.


Мне кажется, что в эпоху компьютеризации и усиления безграмотности, очень важно, чтобы росло число молодых людей, которые умеют владеть словом, ценят и используют богатейшие возможности русского языка.

Что такое поэзия? А вот что писали о поэзии сами известные поэты…

Поэзия — это когда чувство находит свою мысль, а мысль находит слова.(Р.Фрост).

Родник поэзии есть красота. (Н.В.Гоголь).

Поэзия — это то, что заключено (по В. Брюсову) «меж контуром и запахом цветка».

Только поэзия способна уловить и передать тончайшие невидимые загадочные связи между человеком и человеческим; между человеком и вещественным, предметным, материальным; между человеком и живой природой; между человеком и космосом.

Поэзия — это круто налившийся свист,

это щелканье сдавленных льдинок,

это ночь, леденящая лист,

это двух соловьев поединок.

(по Б. Пастернаку)

Поэзия – такая же наука, как, скажем математика. Не изучив ее, не только нельзя стать поэтом, но нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим ценить стихи. Нельзя научить писать стихи, подобно тому, как изучив астрономию, нельзя научиться создавать небесные светила. Надо неустанно изучать технику своего искусства, чтобы не думать о ней в минуты творчества.

Без изучения поэзии нельзя писать стихи, этому нужно учиться так же долго и усердно, как играть на рояле.

Каждое стихотворение – это живой организм, который имеет свою анатомию и физиологию. Со временем вы научитесь понимать стихи и правильно оценивать их.

Как правильно писать стихи (советы учителя)

1.Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.

2. Стараетесь выдержать одну и ту же рифму и размер как можно дольше. Не пытайтесь угнаться за смыслом - это всего лишь упражнение. Оно развивает словарную гибкость, чувство рифмы и размера.

3. А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.

4.Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое "правильное" стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.

5.Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы... Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.

6. Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материала. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше, тем вы обкатываете, тренируясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.

7.Не начинайте "издалека", пусть первая строчка будет вашей рекламой - старайтесь заинтересовать читателя.

8.Не отвлекайте читателя от темы. Какой бы она не была - реалистичной или абстрактной или даже если её и в помине не было. Старайтесь написать нечто цельное. Закройте глаза и представьте общее впечатление от того, что вы сотворили. Уберите лишнее, добавьте недостающее.

9. Старайтесь не допускать пустых и проходящих строк. Если таковые всё-таки возникли, отложите стихотворение, и вернитесь к нему через час или через несколько дней. Пересмотрите и внесите поправки. Лучший критик для вас - это вы сами, потому что только вы знаете, что вы хотели написать. Не позволяйте этому замечательному помощнику сидеть без дела.

10. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно, вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, противоречивые или нелогичные элементы.

11. Помните, что у вас в качестве "изюминки" стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь, чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.

12. Главное вовремя остановится. Избегайте "словестного поноса". Вовремя говорите себе "стоп!" Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.

13. Дописывайте до конца. Синдром "последней строчки" знаком практически всем. Лучше посидеть лишние 10 минут и придумать достойную рифму, чем убить хорошее впечатление, от всего стихотворения. Возможно то, что вы изобретёте напоследок, станет восклицательным знаком и символически подытожит вышесказанное.

14. Удачное и меткое завершение приводит читателя в восторг.

Косилова А.С.

 

У солдатской могилы

Первое мое стихотворение

У ручья стоит береза,

Спит под ней солдат.

Не разбудят его грозы,

Он могилы раб.

 

Не дождалась мать сыночка

Со страшной той войны.

И до самой своей смерти

Снились ей всё сны:

 

Вот сынок вернулся,

У крыльца стоит.

"Мамочка, встречайте,

Жив я, жив",- кричит.

 

Проклинала мать фашистов,

Страшную войну,

Все ждала, твердила:

"Может он в плену?"

Но скосила пуля злая,

Ох, совсем не в срок!

Пал в бою неравном

Как герой сынок.

 

Здесь теперь его могила,

Серый бугорок...

Эту землю от фашистов

Защитить он смог.

 

Сколько юных, сильных, смелых

Унесла война!

Миллионами людскими

Проклята она!

 

И звенит ручей весенний

Над могилой той,

Бережет он сон солдата

Летом и зимой. (2014г.)


 

 

Р
аздел 3. Что такое наша школа?.. Школьная муза.

Мне очень повезло, что я учусь в лучшем образовательном учреждении района. Школа стала для нас большим добрым домом. Как во всяком добром доме, здесь уютно, весело, спокойно, и это рождает чувство достоинства, позволяет раскрыть все, что даровано природой! Вот поэтому здесь так много успешных, талантливых, добрых, отзывчивых людей.

Школа является пространством благополучия, успеха и безопасности. Это надежный дом, где есть работа и отдых, праздники, будни, и самое главное – добрые традиции. Память удерживает много совместных дел: спортивные праздники, конференции, кружки по интересам, концерты, вечера. Быстро летит время. Меняется жизнь вокруг, меняется и школа: возникла новая форма экзаменов, компьютер завладел умами, появляются новые учебники..., а школа живет и работает.

Наши учителя – творческие люди, применяющие в своей работе новейшие методики обучения, передовые технологии преподавания. Школа постоянно развивается и идет в ногу со временем, руководствуясь главной задачей – достижение высокого качества образования, старается сохранить в детях индивидуальность, воспитать их здоровыми и образованными, уверенными в себе людьми с чувством собственного достоинства. Не п онаслышке знаю, как тяжел учительский труд, какую ответственность несут они за каждого школьника.

В
сегда буду помнить добрые, умные лица своих учителей, с которыми я постигала основы наук. Вы надежные, активные, душевные люди, умные рассудительные советчики, талантливые педагоги, дальновидные стратеги, поэтические натуры, помощники во всех делах. Спасибо вам за надежность, за терпение, за понимание. С уважением, Лубяная Елизавета.

Синквейны о школе

Школа

Любимая, нужная.

Учит, развивает, воспитывает.

Школа - наш второй дом.

Семья!

Школа

Интересная, дружная.

Помогает, открывает, дарит.

Школа - дружная семья.

Знания – сила!

Школа.

Замечательная, увлекательная.

Любит, учит, окрыляет.

Школа – страна знаний.

Успех!

Школа

Умная, позитивная.

Удивляет, обучает, окрыляет.

Школа – храм науки.

Дружба.

Школа

Любимая, лучшая.

Поучает, дарит, наделяет.

Школа – дорога в жизнь.

Лучшие годы.

Школа.

Лучшая, доброжелательная.

Готовит к жизни, помогает.

Школа – надежная гавань!

Надежда.

Школьная муза. О школе сложено много стихов, написано песен. Накануне 150 –летнего юбилея (2017год) нас тоже посетила школьная муза. Вот что из этого получилось.

Наше творчество юбилею школы

С юбилеем, родная школа!

Всех с юбилеем поздравляю

За труд учителей благодарю.

Ты лучше всех, родная школа!

Тебе в любви я признаюсь.

Для нас открыта много лет,

Нам есть чему учиться,

Кого любить и брать пример,

И за советом обратиться.

И в этот праздник юбилейный

Вот что хотелось бы сказать:

- Большому коллективу школы

Своих позиций не сдавать! (Лысенко Андрей)

Любимому учителю

Я Вас, любимый мой учитель,

Искренне благодарю.

За труд и мудрые советы

Слова признательности говорю!

Мы знаем, как ваш труд велик,

У вас задача нелегка:

Нам передать и мудрость, и уменье,

Ведь вы ведете в мир ученика.

Вы – мудрые хранители традиций,

И с нами ваша крепкая рука.

В наш юбилей от благодарной ученицы

Примите благодарные слова.

(Чехова Софья)

 

Моя школа

Каждое утро нас школа встречает

Шумной своей суетой.

Мы храмом науки её величаем

И домом вторым называем порой.

А в день юбилейный, особо нарядные,

Спешим поскорее поздравить её

С большим юбилеем, 150-летием славным.

Сколько гостей собралось здесь всего.

Школой своею мы очень гордимся,

Умеем общаться, дружить и мечтать.

Учитель нас учит упорно трудиться

И великие тайны наук постигать.

Сердечно тебе говорим мы: «Спасибо,

Школа, для нас ты - большая семья.

И тихая гавань, и море открытое

Знаний наук, пониманье добра».

Особая в этом заслуга, конечно,

Наставников старших - учителей,

Они в наши души посеяли доброе, вечное…

Мы с каждым годом взрослей и мудрей. (Лубяная Елизавета)

Школьная пора

Время золотое –

Школьная пора,

К школьному порогу

Мчится детвора.

Вот звенит звонок веселый,

Зазывает на урок,

Чтобы школьные занятия

Начинались в срок.

В школе вовсе нам не скучно,

Не страдаем от тоски.

Получаем мы пятерки

За ответы в дневники.

Смех веселых переменок,

Шум и беготня,-

Это просто от уроков

Отдыхает ребятня.

Сто пятьдесят сегодня школе,

У нашей школы юбилей!

Это праздник обучающихся

И всех учителей. (Власенко Владислава)

 

 

С
тихи к юбилею школы и фото(публикуются с согласия авторов)

Раздел 8. Послесловие.

Профессия учителя нас ко многому обязывает и на многое не дает разрешение. Нам часто нельзя думать о том, о чем думается, и не думать, как другой думал бы на твоем месте; говорить, если хочешь, и молчать, если ничего не приходит в голову.

Но как сказал Блэз Паскаль: «Самая большая привилегия, которая дана человеку свыше - быть причиной добрых перемен в чьей-то жизни».

Мы меняемся к лучшему только через прощение, любовь и веру. И сколько же в школьной жизни ситуаций, когда именно эти чувства мы переживаем вместе со своими учениками! Мы понимаем важность наших прикосновений к детским душам и часто в их сознании оставляем частицы своего мировосприятия. Я уверена, что семена доброго, светлого, мудрого, посаженные в детских душах, всегда будут прорастать добрыми делами и большими успехами. В этом мы, учителя, видим свое предназначение.

Наши спаянные преданностью и любовью к своему делу сердца творят чудеса, ибо аура их становится магнитом колоссальной силы. Желаю всем нам, чтобы в жизни всегда был момент для счастья, повод для улыбки и время для мечты! Чтобы мы всегда смотрели вперёд с надеждой, назад — с благодарностью, вверх — с верой, вокруг — с любовью. А.С. Косилова, учитель русского языка и литературы, руководитель кружкового объединения «Проба пера».

И таким образом наполняются все разделы Альманаха «На крыльях успеха».

*Так как творческие работы являются интеллектуальной собственностью автора, то здесь представлены лишь отдельные разделы альманаха.

Просмотров работы: 2282