Театрализация, как средство развития личности школьника

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Театрализация, как средство развития личности школьника

Садовникова Т.Е. 1
1МАОУ СОШ им. Булатова № 50
Карабаджак В.В. 1
1МАОУ СОШ №50 им. Булатова


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Театр - это волшебный край,

в котором ребенок радуется,

играя, а в игре он познает мир!

С. И. Мерзлякова

Всегда творчество являлось необходимой частью жизни. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, для решения которых требуется исключительно творческий подход. Театр - один из видов творчества.

По мнению Т. И. Петровой, театр - это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка: развивается: внимание, память, воображение; совершенствуется словарный запас, звукопроизношение; совершенствуется моторика, целенаправленность движений; происходит коррекция поведения; развивается чувство коллективизма; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности; участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес. (4)

Театр – это живое общение, однако в настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет, которые поглощая ребёнка, вытесняют живое общение. Важность и необходимость развития данных творческих способностей младших школьников посредством участия в театральном действе обусловили выбор темы «Театрализация, как средство развития личности школьника».

Цель исследования – теоретически обосновать влияние театра на развитие творческого потенциала школьников средствами театрального искусства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Объект исследования – театральная деятельность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – процесс развития артистизма у детей младшего школьного возраста на театральных занятиях и во время учебного процесса.

В ходе исследования решались следующие задачи:

познакомиться со специализированными литературными источниками по данной тематике;

- изучить понятие школьного театра;

- определить роль театральной деятельности на развитие детей;

В процессе исследования выдвинута гипотеза:

театральная деятельность является эффективным средством в развитии коммуникабельности у младших школьников, а также развивает мышление, внимание, умственные способности, память, происходит коррекция поведения, что необходимо детям в дальнейшем обучении.

Методы:

– изучение и анализ литературы по данной проблеме;

– наблюдение, беседа, анкетирование учащихся;

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы на практике педагогами, руководителями детских театральных коллективов.

Актуальность исследования заключается в научном обосновании, что театральное образование в школе выступает как эффективный фактор воспитания личности младшего школьника и способствуют более высокой эффективности овладения рядом учебных предметов.

На протяжении всей начальной школы я реализовывала себя в различных театральных проектах и конкурсах, итогом нашей с учительницей работой стали призовые места в городских, муниципальных, всероссийских и международных конкурсах, что привело к повышению рейтинга школы в данном направлении и повышения интереса и желания участвовать большого количества детей в театральных мероприятиях.

В ходе работы нами использовались труды таких авторов как: Богоявленская Д.Б., Большаков А.В., Выготский Л.С., Ершов П.М., Ильин Е.П., Лопатина И.А., Николаева Е.И., а также интернет ресурсы.

Глава 1. Теоретические основы творческого развития у детей младшего школьного возраста в процессе театральной деятельности

п. 1.1 Школьный театр

Театр – это живое общение, однако в настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет, которые поглощая ребёнка, вытесняют живое общение.

В школьные годы, когда человек формируется, складывается его характер, мировоззрение, дети должны получить возможности развивать свои художественные способности. (1)

Таким средством является школьный театральный кружок, так как он является средой развития творческих, коммуникативных способностей ребёнка, прививается любовь к родной земле.

Следовательно, на современном этапе необходимо поднять значение искусства театра в общей системе образования и воспитания.

Школьный театр – это университет добрых чувств и положительных эмоций. Именно здесь есть место эксперименту, самостоятельному творчеству по велению души. (2)

п. 1.2 Психолого-педагогические особенности творческого развития

детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театр. Именно в нём наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить, играя.

В младшем школьном возрасте занятия театром помогают развитию: памяти, внимания, расширению словарного запаса; автоматизации звукопроизношения, выразительности речи; развитию и коррекции всех психических познавательных процессов; здоровье сбережению (снятие психической и физической утомляемости учащихся), развитию моторики и двигательной активности, а также раскрепощение ребенка; социокультурному самоопределению, успешной социализации, гармонии межличностных взаимоотношений, развитию мышления. (6)

Ребёнок начинает ставить перед собой новые познавательные задачи, учится узнавать, где следует вести поиск нужной информации, применяет приобретённые навыки для объяснения различных явлений.

Занимаясь творчеством, ребёнок приобретает способности и качества, которые помогают ему правильно переживать возникающие в его жизни ситуации. Ребёнок, занимающийся творчеством, готов к решению возникающих на его пути жизненных задач, его не пугают перемены – он воспринимает их как предложенные обстоятельства.

Во-первых, театральная постановка - «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося.

Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому ученику максимально реализовать свои возможности и способности.

В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания. Это способствует эмоциональному сплочению коллектива.

В-четвертых, каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад в общий «продукт», понимая при этом зависимость общего успеха от усилий всех. (3)

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях.

Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.

Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.

Таким образом, игра – понятие многообразное. Именно она позволяет учащемуся развивать механизмы произвольного запоминания информации и увеличивать объём слуховой памяти, развивать психические функции воображения и творческие способности, формировать музыкальный и художественный вкус. Именно в игре человек учится представлять себя в ином статусе и соответствовать ему, осуществляя самоконтроль. (5)

Глава 2. Связь театрализации и развития познавательных интересов учащихся начальной школы.

п 1.1 Театрализация как средство развития познавательных интересов у обучающихся младшего школьного возраста на уроках

При написании работы, мне очень помогала мой первый учитель, она и рассказала, что в своей работе старается обеспечить полноценное усвоение учащимися школьной программы и развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки, и помогает ей в этом театрализация. На уроках она старалась создать условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников. Различные методы театрализации можно использовать на всех уроках (Приложение 1)

Основа формирования познавательных интересов младших школьников - их творческая деятельность. Цель творческой деятельности — не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и всемерная активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. (7)

На начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачиваются уроки. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

Т.е. театральная педагогика может эффективно реализовываться совместно с проектной деятельностью учащихся. В таком случае само представление или спектакль будет являться продуктом проекта. (8)

В результате использования элементов театрализации можно выделить, что у большинства учащихся:

- улучшились показатели успеваемости, дети стали более дисциплинированные, собранные;

- исчезли страх и скованность, явно исчезло насмешливое отношение друг к другу. Дети стали активными, инициативными. Теперь на мой вопрос или любого педагога-предметника, кто хотел бы выполнить то или иное упражнение, поучаствовать в мероприятии, выступить, поднимается лес рук, чего было не добиться в начале пути.
- исчезла агрессивность в индивидуальном поведении и общении. Появилась доброжелательность. Новички, приходящие в класс, буквально со следующего дня признаются классом “своими”. 
- исчезла обособленность и внутренняя конфликтность, появилось стойкое желание выполнять различные упражнения коллективно, но не для того, чтобы иметь возможность спрятаться за чужими спинами, а чтобы чувствовать и самому оказывать поддержку партнеру. Появилось чувство единства команды-класса.
- у многих детей обнаружились и развились творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические, многие сочиняют стихи, сказки.

Иными словами, результаты показывают, что у многих детей их способности стали перерастать в творческие потребности.

Недаром говорят, что каждый ребенок талантлив. Нужно только раскрыть его талант. Театрализация как раз и помогает развить талант каждого, что позволит ребенку найти себя и свой путь в жизни.

п. 1.2 Разработка анкеты и анализ полученных данных социологического исследования среди учащихся и родителей.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; воспитанием воли, развитием внимания, памяти, воображения, речи; созданием положительного эмоционального настроя. (5)

Школьники с удовольствием включаются в игру. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Участвуя в театрализованных играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Что знают современные школьники и родители о театре? Часто ли они его посещают?

Чтобы получить ответы на наши вопросы, мы решили опросить учащихся МАОУ СОШ №50 и их родителей.

В своих анкетах мы интересовались, ходят ли они в театр, если да, то как часто; хотели бы вы играть в театре; что лично вам даёт театр? (Приложение 2)

В анкетировании приняли участие:

родители - 85 человек;

учащиеся школы - 130 человек, и среди них дети, которые играют в школьном театре. (Приложение 2)

По результатам анкетирования мы выявили причины, по которым родители не посещают театр, так как искусство театра не интересно, либо нет времени или нет денег.

Результаты анкетирования учащихся позволили сделать следующие выводы: походы в театр неактуальны, так как дети предпочитают играть в компьютер или общаться в социальных сетях. Однако в театр ребята идут с удовольствием, если во время уроков им предложат посмотреть спектакль. Особенно интересны ответы ребят, которые занимаются в театральной студии в школе.

На вопрос «Что лично вам даёт театр?» были получены следующие ответы: стали увереннее чувствовать себя на уроке, на сцене; исчезли страх и скованность; развилась речь; обнаружились и развились творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические; исчезла закомплексованность в индивидуальном поведении и общении.

п 1.3 Результаты театрализованной деятельности младших школьников и успехи в учебном процессе

Цель театрализации в школе -  развить личность ребенка, способного к творческому самовыражению, через овладение основами актерского мастерства, сценического движения и сценической речи, навыки связной речи.

На примере нашего класса рассмотрим, что театрализованные игры развивают творческие способности ребёнка, способствуют его общему развитию, стимулируют любознательность, стремление к новым знаниям, повышают усвоение информации, развивают все виды мышления, демонстрируют новые способы действия.

Начиная с первого класса мы занимались с учителем театральной деятельностью, являлись победителями в конкурсе чтецов, участвовали и побеждали на городских, областных и международных конкурсах, таких, как "Таланты России", "Звезды Балтики", "Юный патриот России", "Познание и творчество», «Мир сказок", "По страницам любимых книг", "Поиск и творчество", "Одаренные дети - будущее России", "Светлый мир сказок", "Хрустальная Маска", "В самое сердце", "Всероссийский конкурс сочинений", "Я и театр", "Крепкая семья - крепкая Россия", "Голубая чашка"

Параллельно были победителем и призером таких конкурсов, как "Всероссийской дистанционной математической олимпиады "Пеликан", онлайн олимпиад "Учи. Ру", "Домик - Семигномик", "Золотое руно", "Возьмемся за руки друзья", "Финансовая грамотность", "Светлячок", ""Русский Медвежонок", "Безопасность в интернет сети" и другие.

В первом классе в конкурсах участвовали 8 человек, во втором 12, в третьем 18 человек, а к четвертому классу в конкурсах приняли участие 23 человека. (Приложение 3)

К четвертому классу мы со своим руководителем уже участвовали в московских конкурсах, где стали победителями (диплом II степени) IX Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся " Старт в науке" и призером (III место) Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив "Леонардо"

Мы видим, что театрализованные игры развивают творческие способности ребёнка, способствуют его общему развитию, стимулируют любознательность, игра развивает духовные потребности, раскрепощает и повышается самооценку.

Участие в различных конкурсах привело к тому, что к четвертому классу у нас стало больше отличников и хорошистов. Так, во втором классе на "отлично" закончили свое обучение 2 человека, на "хорошо» - 18 человек, на "удовлетворительно» - 14 человек, в третьем классе показатели улучшились и на "отлично" закончили свое обучение 4 человека, на "хорошо» - 20 человек, на "удовлетворительно» - 10 человек, а в четвертом классе на «отлично" закончили свое обучение 5 человек, на "хорошо» - 24человек, на "удовлетворительно» - 5 человек. (Приложение 4)

По итогам учебы в четвертом классе, у нас в классе ученица стипендиатом Губернатора Калининградской области за особые достижения в сфере культуры в номинации "Литературное творчество"

Также нашим учителем проводилось наблюдение– как изменяется память учащихся, которые занимались театральной деятельностью на протяжении 4х лет учебы в начальной школе. Учили стихотворение на время, предлагалось выучить стихотворение за 5 минут. Во втором классе повторить стихотворение могли 5 человек, в третьем классе 10 человек, а к концу 4 класса за 5 минут могут повторить стихотворение 18 чел. (Приложение 5)

Развивая умственные способности, дети параллельно развивают способности речевые. Обогащается словарь, совершенствуется звуковая культура речи, обогащается её интонационный строй.

Тем самым уроки театра в школе удачно вписываются в систему образования и воспитания школьников, способствуя развитию и формированию их личности

Заключение

Как мы видим по результатам анкетирования, в настоящее время, к сожалению, интерес к детскому театру значительно снизился. Расширился выбор проведения досуга, и выбор этот всё реже склоняется в пользу театра, который не всегда выдерживает жёсткую конкуренцию с телевидением и виртуальной реальностью. Всё это крайне негативно сказалось на развитии подрастающего поколения. Повысился уровень агрессии, равнодушия в детской среде, что, безусловно, вызывает огромную тревогу.

Задачей становится привлечь интересы младших школьников и их родителей к театральному действу, показать им интереснейшие возможности реализации фантазии, увлекательность игры на сцене или наблюдения за ней из зрительного зала. И показать перспективы роста ребёнка как личности.

В связи с вышесказанным именно театр, как социальный институт воспитания, становится важнейшим инструментом развития творческих способностей детей. Именно театральное действо таит в себе богатейшие возможности для становления личности ребёнка, это путь к нравственным ценностям, своего народа; путь к самому себе, как гармонично развитой, полноценной личности.

Данная работа позволяет сделать вывод о том, что школьный театр, рассматриваемый как элемент образования, имеет широкие возможности для развития гуманитарной культуры учащихся.

Подводя итоги проведённых исследований, мы делаем следующие

выводы:

1. Данная работа показала, что одной из актуальных и недостаточно разработанных проблем является проблема развития творческого потенциала ребенка средствами театрального искусства в школах.

2. Театр - искусство коллективное. И дети постигают здесь то, чего не всегда можно добиться от них во время общеобразовательного процесса в школе. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают любовь к труду, смелость, в полной мере формируют коммуникативные умения. Поэтому театральные занятия необходимо проводить во время учебной деятельности, например, на уроках литературы.

3. Театральные занятия создают условия для самопознания, самораскрытия, самоопределения и самореализации. Из проведенных исследований видно, что дети, занимающиеся театральной деятельностью, со временем развиваются и они лучше усваивают школьный материал.

4. Театр преподносит ребёнку множество уроков, стимулирует его разностороннее развитие, развивает внимание, память и мышление.

5. В театрализованной игре дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. Расширяется словарный запас, снижается число дефектов произношения.

6. Театрализованная деятельность улучшает внимание, память, мышление.

7. Занимаясь театральной деятельность, дети стали увереннее чувствовать себя на уроке, на сцене, у них исчезли страх и скованность, развилась речь, обнаружились и развились творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические, исчезла закомплексованность в индивидуальном поведении и общении.

Список источников литературы

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: ACADEMIA, 2002. – 425с.

2. Большаков АВ. Многообразие творческой деятельности // Аналитика культурологии – Электронное издание // http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/1586

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2005. – № 6. – С.65 – 69.

4. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: ТОО «Горбунок», 1998.

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: «Питер», 2012. – 375с.

6. Лопатина И.А. Роль эмоций в творчестве // Одаренный ребенок. – 2008. – № 4. – С. 13 – 19.

7. Николаева Е.И. Психология детского творчества – СПб.: Речь, 2006. – 487с.

8. Источник: http://refleader.ru/otryfspolbew.html

Приложение 1

Использование элементов театрализации на уроках

Урок литературного чтения

1. Инсценирование.

2. Чтение по ролям.

3. Изменение сюжетной линии.

4. Придумывание продолжения произведения.

5. Образное фантазирование по описанию

6. Непосредственное сочинение литературных произведений

7. Создание устных диафильмов

8. Словесное рисование

Урок русского языка

1. Работа над артикуляцией

2. Создание образа буквы и звука (вербальное и невербальное)

3. Инсценированные правил теории русского языка

4. Лингвистические загадки, ребусы

5. Работа над расширением словарного запаса (создание театрального образа нового слова) 

Урок математики

1. Путешествие с вымышленными героями («Точка в Стране Геометрии», «Фигуры и символы»)

2. Создание театрального образа математических понятий (периметр, уравнение, отрезок)

3. Ролевые игры («Магазин», «Школа» и др.)

4. Инсценированные математические головоломки 

Урок окружающего мира

1. Коллективные ролевые игры

2. Загадки-описания «Узнай, кто я?»

3. Игры на классификацию

4. Групповые представления на заданные темы 

Урок технологии и ИЗО

1. Театральные зарисовки

2. Игра «Чудесные превращения»

3. Творческое рисование

4. Иллюстрирование своих и авторских произведений 

5. Изготовление костюмов и реквизита 

Приложение 2

Анкета и результаты анкетирования учащихся и их родителей

Анкета для родителей и учащихся

Уважаемые учащиеся и родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании. Для этого Вам необходимо письменно ответить на вопросы. Ваши искренние ответы нам необходимы для написания исследовательского проекта.

1.Посещаете ли вы театр?

«да»

«нет»

Как часто вы бываете в театре?

«раз в месяц»

«раз в год»

«никогда»

3.Хотели бы вы играть в театре? Хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок играл в театре?

«да»

«нет»

«не знаю»

4. Что лично вам даёт театр?

«что – то новое»

«хорошее настроение»

«ничего»

«свой вариант»

Результаты анкетирования учеников и их родителей

Ответы родителей были следующие:

1.Посещаете ли вы театр?

«да» - 33 %

«нет» - 67%

2.Как часто вы бываете в театре?

«раз в месяц» - 10%

«раз в год» - 25%

«никогда» - 65%

3. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок занимался в театральном кружке?

«да» - 33%

«нет» - 34%

«не знаю» - 33%

4. Что лично вам даёт театр?

«что – то новое, интересное» - 34%

«положительные эмоции» - 56%

«ничего» - 10%

Результаты и анализ анкетирования учащихся таковы:

1. Посещаете ли вы театр?

«Да» - 25 %

«Нет» - 75%

2. Как часто вы бываете в театре?

«раз в месяц» - 29%

«раз в год» - 35%

«никогда» - 36%

3.Хотели бы вы играть в театре?

«да» - 35%

«нет» - 30%

«не знаю» - 35%

4. Что лично вам даёт театр?

«что – то новое, интересное» - 32%

«положительные эмоции» - 55%

«ничего» - 13%

Приложение 3

Участие детей в различных конкурсах

Приложение 4

Динамика уровня успеваемости

Приложение 5

И зменение памяти в результате занятий театральной деятельностью

Просмотров работы: 27