ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Портреты пишут не только красками, карандашами и мелками, делают фотографии или лепят скульптуру. Их можно описывать языковыми формами, в частности словом: «слово - предмет», «слово - признак предмета», «слово - действие предмета».
Так что же такое языковой портрет и в чем актуальность данного исследования? В моей работе языковой портрет – это описание словами, художественное изображение индивидуума и коллектива, а в частности каждого ученика и в целом всего 2 «А» класса.
На основании опроса в конце 1-го класса классного руководителя о том, «за что ты любишь своего одноклассника» и анкет во 2-м классе, в которых ребята писали языковой портрет всех своих одноклассников именами существительными, именами прилагательными и глаголами, проследим изменилось ли восприятие детей насчет друг друга, стали они более сплоченным коллективом и мнения большинства совпадут, а может преобладают небольшие разрозненные группы или каждый ребенок сам по себе. На основании полученных данных попытаюсь определить к какой стадии формирования коллектива можно отнести мой 2 «А» класс и перешли ли мы со временем на новый этап.
1. Цель научно-исследовательской работы
Составить именами существительными, именами прилагательными и глаголами языковой портрет каждого ученика 2 «А» класса, на основании полученных данных нарисовать языковой портрет всего класса и с его помощью определить на какой стадии становления детского коллектива в данный момент мой 2 «А» класс.
2. Задачи научно-исследовательской работы
2.1 Изучить и проанализировать информацию из открытых источников, дать определение «языкового портрета» в данной работе.
2.2 Провести опрос, путем анкетирования, учеников 2 «А» класса Гимназии. Проанализировать и систематизировать полученные данные и данные опроса 1-го класса.
2.3 Составить языковые портреты каждого ученика 2 «А» класса и на их основе нарисовать языковой портрет всего класса.
2.4. На основании языкового портрета класса попытаться определить на какой стадии становления детского коллектива по классификации А. Н. Лутошкина в данный момент находится мой 2 «А» класс.
3. Методы исследования
В данном исследовании мною были применены теоретический, статистический и экспериментальный методы исследования.
Теоретический метод исследования включил в себя:
изучение и анализ следующей литературы: курс русского языка для 2-х классов, толкового словаря русского языка С. И. Ожигова, стадии развития детского коллектива по А. Н. Лутошкину.
Статистический метод исследования включил в себя:
разработку анкет для каждого ученика 2 «А» класса;
проведение анкетирования учащихся 2 «А» класса;
сбор, обработку и анализ результатов анкетирования во 2 классе и опросов учеников в 1 классе;
построение диаграмм.
Экспериментальный метод исследования заключался в том, чтобы сравнить нижеуказанные данные:
полученные путем опроса в конце 1-го класса классного руководителя о том, «за что ты любишь своего одноклассника»
анкет во 2-м классе, в которых ребята создавали языковой портрет всех своих одноклассников.
определить на какой стадии был наш 1 «А» класс и перешел ли 2 «А» на новую стадию развития коллектива.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретическая часть.
Для начала я решила дать определение «языковому портрету». Для этого я обратилась к толковому словарю С. И. Ожигова и нашла определения слов «портрет», «язык», «слово», «коллектив».
Портрет – это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре; художественное изображение, образ литературного героя.
Язык – это исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
Коллектив – это группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами.
Объединив эти понятия, получила, что в моей работе языковой портрет – это описание словами, художественное изображение индивидуума или коллектива.
Затем я ознакомилась с 5-ю ступенями развития коллектива, которые образно описал А.Н. Лутошкин:
1 ступень. «Песчаная россыпь». Песчаная россыпь – это песчинки, собранные вместе, но в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок и отнесет часть песка подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны. Так и будут лежать песчинки разбросанные, пока кто-нибудь не сгребет их в кучу. Так же бывает и в человеческих группах. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка.
2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – это материал, который легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он так и может оставаться простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу и готовы прийти друг другу на помощь.
3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным. Маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. В то же время в группе уже есть на кого опереться.
4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, дружеской верности и долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного».
5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других.
2. Практическая часть.
2.1 Проведение анкетирования.
Разработана типовая анкета (Приложение №1 Анкета «Языковой портрет учеников 2 «А» класса»). Учащимся было предложено заполнить данную анкету.
В опросе, путем анкетирования, приняли участие 16 учеников 2 «А» класса АНОО Гимназии «Лидер», в том числе и я.
2.2 Обработка и анализ результатов анкетирования каждого одноклассника.
Рассмотрим ответы учеников на вопросы анкеты на примере диаграмм.
На основе вышеуказанных данных на диаграммах, начну рисовать языковые портреты каждого моего одноклассника:
Милана – добрая, красивая и щедрая.
Александр – добрый и спортивный весельчак.
Севастьян – умный добряк и весельчак, который помогает и делится со всеми.
Марк – добрый, щедрый, честный смельчак.
Ева – добрая, умная и щедрая, готова всегда прийти на помощь.
Анастасия – добрая и умная девочка, которая поддержит в нужную минуту.
Данил – добрый, спортивный, нежадный, излучающий радость.
Платон – добрый и спортивный, поднимает настроение.
Калерия – добрая и умная, всегда делится.
Кира – добрая, очень смелая, всегда поддержит.
Дана – добрая, умная и красивая, выручит в трудный момент.
Джульетта – добрая, умная и нежадная.
Ульяна – добрая, умная, красивая и щедрая.
Мария – добрая и красивая, не бросит в беде.
Никита – добрый, умный и спортивный весельчак.
А теперь просмотрим, как нарисовали мой портрет одноклассники:
Мой языковой портрет. Я, Алиса – добрая и умная, готова поддержать в трудный момент и поделиться.
2.3 Обработка и анализ результатов анкетирования коллектива 2 «А» класса.
Сначала рассмотрим и проанализируем ответы учеников на опрос в конце 1-го класса классного руководителя о том, «за что ты любишь своего одноклассника» на примере диаграмм.
На диаграммах видно, что дети знали друг друга поверхностно и боялись идти друг другу навстречу, подтверждением тому является низкий показатель таких описаний как «честность», «отзывчивость», «надёжность», «любознательный», «поддерживает», «делится» и совсем отсутствуют понятия «аккуратность», «независимость», «верный», «добиваться». Но также они все знали, что слова «доброта», «умный» и «дружит» это хорошие и положительные качества, они видели их друг в друге и описывали ими портрет.
Теперь рассмотрим и проанализируем ответы учеников на вопросы анкеты во 2-м классе на примере диаграмм.
Четко видно, что дети уже больше узнали друг о друге, не отсталость нулевых показателей. Процент слов «аккуратность», «независимость», «верный», «добиваться» еще небольшой, но прослеживается четкое понимание того, что дети знают, что одноклассники обладают такими качествами. А «честность», «помогает» и «поддерживает» уже имеют высокие показатели. Стоит отметить, что слова «доброта» и «умный», так же остаются на первых местах в описании речевого портрета, а слово «делится» заменило слово «дружит».
ВЫВОДЫ
Проанализировав полученные данные и сопоставив их с изученной литературой, можно сделать следующие выводы:
В 1-м классе мой класс был «песчаной россыпью»: при малейшей проблеме мы рассыпались на маленькие песчинки. Нас объединяла учеба, но этого не всегда хватало для сплоченности. Мы плохо знали друг друга и боялись идти навстречу, у нас было мало общих интересов. Но с нами всегда был рядом и «собирал в кучку» наш классный руководитель, Оксана Викторовна. Она объединяла нас и учила как дружить и быть добрыми друг к другу.
Во 2-м классе я считаю, мы стали «мягкой глиной» и перешли на 2-ю ступень развития коллектива. Мы уже научились дружить и относимся по-доброму друг к другу, стали более сплоченными и имеем общие цели и совместную деятельность. Со временем лучше изучили качества друг друга: знаем кто честный или аккуратный, видим кто верный, понимаем кто проявляет независимость. Вместе мы учимся делиться не только вещами, но и полученным опытом и знаниями, эмоциями и чувствами.
Так же на диаграмме 2 «А» класса прослеживается, что многие помогают и поддерживают друг друга, на них можно положиться, в этом можно рассмотреть начинающиеся посылы «мерцающего маяка», хотя нашему коллективу меньше 2-х лет.
Список использованной литературы
Стадии развития детского коллектива по А. Н. Лутошкину.
С. И. Ожигов «Толковый словарь русского языка».
Приложение №1
к научно-исследовательской работе на тему:
«Языковой портрет учеников 2 «А» класса»
Анкета Алисы (Пример)
№пп |
Фамилия и имя ученика |
Какой он, твой одноклассник? Охарактеризуй его словами (выбери от одного до трех основных качеств из каждой колонки и подчеркни их) |
||
именем существительным |
именем прилагательным |
глаголом |
||
1 |
Милана |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |
2 |
Александр |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |
3 |
Севастьян |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |
4 |
Марк |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |
5 |
Ева |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |
6 |
Анастасия |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |
7 |
Данил |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |
8 |
Платон |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |
9 |
Калерия |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |
10 |
Кира |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |
11 |
Дана |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |
12 |
Джульетта |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |
13 |
Ульяна |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |
14 |
Мария |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |
15 |
Никита |
1.доброта 2.честность 3.отзывчивость 4.независимость 5.аккуратность 6.надежность 7.целеустремленность |
1.умный 2.красивый 3.смелый 4.артистичный 5.спортивный 6.верный 7.любознательный |
1.помогает 2.делится 3.поддерживает 4.веселит 5.радует 6.дружит 7.добивается |