Языковой портрет учеников 2 "А" класса

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Языковой портрет учеников 2 "А" класса

Тищенко А.А. 1
1АНОО Гимназия "ЛИДЕР" г. Краснодар
Емцева Ю.И. 1
1АНОО Гимназия "Лидер"г.Краснодар


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность

Портреты пишут не только красками, карандашами и мелками, делают фотографии или лепят скульптуру. Их можно описывать языковыми формами, в частности словом: «слово - предмет», «слово - признак предмета», «слово - действие предмета».

Так что же такое языковой портрет и в чем актуальность данного исследования? В моей работе языковой портрет – это описание словами, художественное изображение индивидуума и коллектива, а в частности каждого ученика и в целом всего 2 «А» класса.

На основании опроса в конце 1-го класса классного руководителя о том, «за что ты любишь своего одноклассника» и анкет во 2-м классе, в которых ребята писали языковой портрет всех своих одноклассников именами существительными, именами прилагательными и глаголами, проследим изменилось ли восприятие детей насчет друг друга, стали они более сплоченным коллективом и мнения большинства совпадут, а может преобладают небольшие разрозненные группы или каждый ребенок сам по себе. На основании полученных данных попытаюсь определить к какой стадии формирования коллектива можно отнести мой 2 «А» класс и перешли ли мы со временем на новый этап.

1. Цель научно-исследовательской работы

Составить именами существительными, именами прилагательными и глаголами языковой портрет каждого ученика 2 «А» класса, на основании полученных данных нарисовать языковой портрет всего класса и с его помощью определить на какой стадии становления детского коллектива в данный момент мой 2 «А» класс.

2. Задачи научно-исследовательской работы

2.1 Изучить и проанализировать информацию из открытых источников, дать определение «языкового портрета» в данной работе.

2.2 Провести опрос, путем анкетирования, учеников 2 «А» класса Гимназии. Проанализировать и систематизировать полученные данные и данные опроса 1-го класса.

2.3 Составить языковые портреты каждого ученика 2 «А» класса и на их основе нарисовать языковой портрет всего класса.

2.4. На основании языкового портрета класса попытаться определить на какой стадии становления детского коллектива по классификации А. Н. Лутошкина в данный момент находится мой 2 «А» класс.

3. Методы исследования

В данном исследовании мною были применены теоретический, статистический и экспериментальный методы исследования.

Теоретический метод исследования включил в себя:

изучение и анализ следующей литературы: курс русского языка для 2-х классов, толкового словаря русского языка С. И. Ожигова, стадии развития детского коллектива по А. Н. Лутошкину.

Статистический метод исследования включил в себя:

разработку анкет для каждого ученика 2 «А» класса;

проведение анкетирования учащихся 2 «А» класса;

сбор, обработку и анализ результатов анкетирования во 2 классе и опросов учеников в 1 классе;

построение диаграмм.

Экспериментальный метод исследования заключался в том, чтобы сравнить нижеуказанные данные:

полученные путем опроса в конце 1-го класса классного руководителя о том, «за что ты любишь своего одноклассника»

анкет во 2-м классе, в которых ребята создавали языковой портрет всех своих одноклассников.

определить на какой стадии был наш 1 «А» класс и перешел ли 2 «А» на новую стадию развития коллектива.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Теоретическая часть.

Для начала я решила дать определение «языковому портрету». Для этого я обратилась к толковому словарю С. И. Ожигова и нашла определения слов «портрет», «язык», «слово», «коллектив».

Портрет – это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре; художественное изображение, образ литературного героя.

Язык – это исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.

Коллектив – это группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами.

Объединив эти понятия, получила, что в моей работе языковой портрет – это описание словами, художественное изображение индивидуума или коллектива.

Затем я ознакомилась с 5-ю ступенями развития коллектива, которые образно описал А.Н. Лутошкин:

1 ступень. «Песчаная россыпь». Песчаная россыпь – это песчинки, собранные вместе, но в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок и отнесет часть песка подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны. Так и будут лежать песчинки разбросанные, пока кто-нибудь не сгребет их в кучу. Так же бывает и в человеческих группах. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка.

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – это материал, который легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он так и может оставаться простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу и готовы прийти друг другу на помощь.

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным. Маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. В то же время в группе уже есть на кого опереться.

4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, дружеской верности и долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного».

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других.

2. Практическая часть.

2.1 Проведение анкетирования.

Разработана типовая анкета (Приложение №1 Анкета «Языковой портрет учеников 2 «А» класса»). Учащимся было предложено заполнить данную анкету.

В опросе, путем анкетирования, приняли участие 16 учеников 2 «А» класса АНОО Гимназии «Лидер», в том числе и я.

2.2 Обработка и анализ результатов анкетирования каждого одноклассника.

Рассмотрим ответы учеников на вопросы анкеты на примере диаграмм.

На основе вышеуказанных данных на диаграммах, начну рисовать языковые портреты каждого моего одноклассника:

Милана – добрая, красивая и щедрая.

Александр – добрый и спортивный весельчак.

Севастьян – умный добряк и весельчак, который помогает и делится со всеми.

Марк – добрый, щедрый, честный смельчак.

Ева – добрая, умная и щедрая, готова всегда прийти на помощь.

Анастасия – добрая и умная девочка, которая поддержит в нужную минуту.

Данил – добрый, спортивный, нежадный, излучающий радость.

Платон – добрый и спортивный, поднимает настроение.

Калерия – добрая и умная, всегда делится.

Кира – добрая, очень смелая, всегда поддержит.

Дана – добрая, умная и красивая, выручит в трудный момент.

Джульетта – добрая, умная и нежадная.

Ульяна – добрая, умная, красивая и щедрая.

Мария – добрая и красивая, не бросит в беде.

Никита – добрый, умный и спортивный весельчак.

А теперь просмотрим, как нарисовали мой портрет одноклассники:

Мой языковой портрет. Я, Алиса – добрая и умная, готова поддержать в трудный момент и поделиться.

2.3 Обработка и анализ результатов анкетирования коллектива 2 «А» класса.

Сначала рассмотрим и проанализируем ответы учеников на опрос в конце 1-го класса классного руководителя о том, «за что ты любишь своего одноклассника» на примере диаграмм.

На диаграммах видно, что дети знали друг друга поверхностно и боялись идти друг другу навстречу, подтверждением тому является низкий показатель таких описаний как «честность», «отзывчивость», «надёжность», «любознательный», «поддерживает», «делится» и совсем отсутствуют понятия «аккуратность», «независимость», «верный», «добиваться». Но также они все знали, что слова «доброта», «умный» и «дружит» это хорошие и положительные качества, они видели их друг в друге и описывали ими портрет.

Теперь рассмотрим и проанализируем ответы учеников на вопросы анкеты во 2-м классе на примере диаграмм.

Четко видно, что дети уже больше узнали друг о друге, не отсталость нулевых показателей. Процент слов «аккуратность», «независимость», «верный», «добиваться» еще небольшой, но прослеживается четкое понимание того, что дети знают, что одноклассники обладают такими качествами. А «честность», «помогает» и «поддерживает» уже имеют высокие показатели. Стоит отметить, что слова «доброта» и «умный», так же остаются на первых местах в описании речевого портрета, а слово «делится» заменило слово «дружит».

ВЫВОДЫ

Проанализировав полученные данные и сопоставив их с изученной литературой, можно сделать следующие выводы:

В 1-м классе мой класс был «песчаной россыпью»: при малейшей проблеме мы рассыпались на маленькие песчинки. Нас объединяла учеба, но этого не всегда хватало для сплоченности. Мы плохо знали друг друга и боялись идти навстречу, у нас было мало общих интересов. Но с нами всегда был рядом и «собирал в кучку» наш классный руководитель, Оксана Викторовна. Она объединяла нас и учила как дружить и быть добрыми друг к другу.

Во 2-м классе я считаю, мы стали «мягкой глиной» и перешли на 2-ю ступень развития коллектива. Мы уже научились дружить и относимся по-доброму друг к другу, стали более сплоченными и имеем общие цели и совместную деятельность. Со временем лучше изучили качества друг друга: знаем кто честный или аккуратный, видим кто верный, понимаем кто проявляет независимость. Вместе мы учимся делиться не только вещами, но и полученным опытом и знаниями, эмоциями и чувствами.

Так же на диаграмме 2 «А» класса прослеживается, что многие помогают и поддерживают друг друга, на них можно положиться, в этом можно рассмотреть начинающиеся посылы «мерцающего маяка», хотя нашему коллективу меньше 2-х лет.

Список использованной литературы

Стадии развития детского коллектива по А. Н. Лутошкину.

С. И. Ожигов «Толковый словарь русского языка».

Приложение №1

к научно-исследовательской работе на тему:

«Языковой портрет учеников 2 «А» класса»

Анкета Алисы (Пример)

пп

Фамилия и имя ученика

Какой он, твой одноклассник? Охарактеризуй его словами (выбери от одного до трех основных качеств из каждой колонки и подчеркни их)

именем существительным

именем прилагательным

глаголом

1

Милана

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

2

Александр

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

3

Севастьян

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

4

Марк

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

5

Ева

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

6

Анастасия

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

7

Данил

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

8

Платон

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

9

Калерия

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

10

Кира

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

11

Дана

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

12

Джульетта

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

13

Ульяна

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

14

Мария

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

15

Никита

1.доброта

2.честность

3.отзывчивость

4.независимость

5.аккуратность

6.надежность

7.целеустремленность

1.умный

2.красивый

3.смелый

4.артистичный

5.спортивный

6.верный

7.любознательный

1.помогает

2.делится

3.поддерживает

4.веселит

5.радует

6.дружит

7.добивается

Просмотров работы: 378