Моё имя у героев детских книг

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Моё имя у героев детских книг

Козьменко К.Б. 1
1АНОО Гимназия "Лидер"
Денисенко Е.А. 1
1АНОО Гимназия "Лидер"


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность - мой проект предлагает каждому задуматься о своем имени. Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы. Роль имени в жизни человека всегда волновала и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

Проблема, решаемая проектом – создавая литературное произведение, авторы давали своему герою то или иное имя. Учитывали ли они при этом характеристику и значение имен?

Цель моего исследования: изучить распространенность имени Константин в русской литературе и выявить сходства значения имени с качествами характера героя.

Задачи проекта:

• собрать информацию о происхождении имени Константин;

• изучить значение имени Константин;

• найти литературные произведения, где герои названы данным именем;

• на примере нескольких произведений выявить, соответствует ли характер героя значению имени.

Гипотеза – поскольку имя очень важно в жизни человека и может влиять на характер и поступки людей, я предположил, что автор давал имя своему герою не просто так, а опираясь на характеристику имени, на его значение, и описывая его главные черты.

Методы исследования: поисковый, описательный, метод анализа и обобщения.

Источники:

-литературное произведение И.Тургенева «Бежин луг»

-литературное произведение Е.Пермяка «Две пословицы»

- книга «Значение твоего имени»

-сбор информации из сетевых источников

-устный и письменный опрос учащихся

1

Основная часть.

Значение имени Константин

Известно, что еще тысячелетия назад люди начали наблюдать за тем, каким образом имя способно отразиться на жизни человека, передавая свой опыт из поколения поколению. Их знания до сих пор успешно используются на практике многими родителями, которые желают своим отпрыскам безоблачного будущего.

Значение имени Константин для мальчика можно обнаружить еще в древнейших латинских книгах, а также в современных книгах, повествующих о значении имени и влиянии его на характер и судьбу человека.

Имя «Константин» означает – «постоянный», настоящий представитель сильной половины человечества, отличающегося верностью и несокрушимостью.

С самого раннего детства у Константина много достоинств:

-верность

-щедрость

-равновесие

-терпение

-благодушие

-надежность

-усердие

-порядочность.

Вместе с достоинствами Константин может обладать и некоторыми недостатками, которые могут доставить ему неудобства не только в детстве, но и в зрелом возрасте. Среди них наиболее часто встречается излишняя скромность. Мальчик никогда не привлечет к себе внимания, не настоит на своем, поменяет решение, даже если будет уверен в своей правоте. Еще один небольшой недостаток, от которого страдать Константин будет всю жизнь – он слишком близко берет к сердцу любые ссоры или неприятности и переживать по этому поводу может слишком долго.

Из толпы его выделяет высокий интеллект и коммуникабельность. Врожденная порядочность и добросердечность вызывает уважение людей. На него трудно повлиять, но такая личность умеет прислушиваться к альтернативной точке зрения. Почти всегда достигает поставленной цели, однако редко наслаждается ее результатами [4].

2

Для исследования я взял два детских произведения –Евгений Пермяк «Две пословицы» и Иван Тургенев «Бежин луг». В обоих произведениях есть герой с именем Константин.

Характер героя с именем Константин в произведении И.Тургенева «Бежин луг»

Мальчишка по имени Костя является одним из главных персонажей рассказа. Он – обычный крестьянский мальчик в возрасте около 10 лет. У него худенькое личико с острым подбородком, веснушками и большими темными глазами. Эти глаза и выделяли Костю среди остальных ребят. Мальчик смотрел вокруг печально и задумчиво. Казалось, что глаза Кости хотели что-что рассказать, но мальчик видимо не мог подобрать правильных слов для того, чтобы выразить свои эмоции. Костя все время о чем-то размышлял.

Мальчишка с замиранием сердца слушал рассказы других мальчишек о приведениях и местных утопленниках. Костя был суеверным и пугливым мальчиком. Он тщательно прислушивался к каждому шороху ночного леса. Мальчик вздрагивал от различных сторонних звуков. Однако это не мешало Косте любить природную красоту.

В отличие от других ребят, Костя выразительно расписывал красоту природы. Его рассказы получались особенными, не похожими на истории остальных ребят. Костя замечал в природе такие вещи, на которые любой другой не обратил бы свое внимание.

В своем юном возрасте Костя понимал, как тяжело живется его родителям, поэтому хотел хоть как-то помочь им. Мальчик занимался тяжелой для ребенка работой, он стерег лошадей по ночам вместе с другими крестьянскими детьми. В силу своего возраста Косте доверяют лишь такую работу, но он гордится тем, что помогает своей семье.

Рассказ «Бежин луг» помогает увидеть, что, несмотря на тяжелую крестьянскую жизнь, крестьянские дети остаются детьми со своими фантазиями, играми, детскими разговорами. В столь юном возрасте ребята знакомы с трудом и усталостью, которые развивают в них ответственность, трудолюбие, заботу о близких [3].

3

Характер героя с именем Константин в произведении Е.Пермяка «Две пословицы»

Сказка «Две пословицы» учит быть добрым, щедрым, уметь дружить. Учит тому, что ни деньги, ни богатство не являются мерилом человеческого счастья. А главное это хорошие, добрые отношения между людьми. Сказка учит помогать другим, и тогда тебе тоже помогут.

Один из героев сказки – мальчик Костя – был добрым, заботливым, но слишком бережливым и экономным мальчиком. Все деньги и пятачки, которые давала ему мама, складывал в копилку, чтобы потом на ярмарке купить себе пряников и губную гармошку.

Но, после произошедших с ним приключений понял, что не деньги важны, а настоящие друзья, которые помогут в трудную минуту [2].

В ходе анализа характеров героев я выделил их основные качества.

Костя из рассказа И.Тургенева «Бежин луг»

-суеверный

-любопытный

-добрый

-справедливый

-заботливый

-дружелюбный

Костя из сказки Е.Пермяка «Две пословицы»

-добрый

-бережливый

-дружелюбный

-чистоплотный

-умный

После анализа характеров данных героев, я задумался, присущи ли и мне данные черты характера? Я решил провести эксперимент.

4

1.Практическая часть

Анкетирование.

Я раздал анонимные анкеты учащимся моего класса, в которых они обозначили основные черты моего характера.

После анализа анкет я вывел итоговую таблицу.

Добрый

93%

Обидчивый

13%

Весёлый

100%

Злой

6%

Щедрый

80%

Спокойный

60%

Жестокий

0%

Отзывчивый

80%

Эгоистичный

0%

Жадный

13%

Умный

80%

Интервью (видеоролик)

Для следующего этапа исследования я попросил помочь мне мою подругу Стасю и провести независимое интервью (без моего участия) среди учеников параллельных классов.

5

К сожалению, в нашей гимназии больше нет мальчика с именем Костя и собранная мной информация была бы неполной и не очень объективной, так как я исследовал только свою персону. Поэтому я решил найти сведения о реальных людях с именем Константин, вошедших в историю.

Сбор информации

Кравчук Константин Кононович (род. 1931) — советский школьник, пионер. Известен тем, что, рискуя своей жизнью и жизнями своих близких, спас и сохранил во время фашистской оккупации знамёна 968 и 970 стрелковых полков 255-й стрелковой дивизии. Самый юный кавалер ордена Красного Знамени. 20 сентября 1941 года во время боёв, в результате которых Киев был оккупирован фашистскими войсками, Костя, как и другие мирные жители, укрывался в подвалах и траншеях. В какой-то момент наступило затишье, и Костя выглянул из подвала. На улице были два красноармейца, к которым Костя решил подбежать. У одного из красноармейцев был свёрток. После того, как он удостоверился, что Костя пионер, красноармеец передал свёрток Косте и сказал, чтобы тот сохранил его. В свёртке Костя обнаружил полковые знамёна, которые он своевременно спрятал в ближайшем саду, закопав их в землю.

С началом дождей Костя вынужден был перепрятать их, что осложнялось постоянным патрулированием улиц со стороны немцев. Тем не менее, Костя смог перепрятать знамёна. Он сложил их в холщовый мешок, просмолил его и опустил в заброшенный колодец. Регулярно проверяя сохранность знамён, Костя попал во внимание немецкого патруля, который задержал мальчика, а после Костю принудительно отправили в Германию. Через некоторое время Костя сбежал и перешёл линию фронта. Киев к тому времени освободили, поэтому уже на следующий день после возвращения домой Костя достал из тайника знамёна, которые уже считали утерянными, и вернул их коменданту города. Ныне знамена хранятся в Центральном музее Вооруженных Сил. 1 июня 1944 года Костя Кравчук был награждён орденом Красного Знамени Указом Президиума Верховного Совета СССР, который был зачитан 11 июня 1944 года на центральной площади Киева перед строем частей, уходивших на фронт.

В сентябре 1944 года К. Кравчук был направлен на учебу в Харьковское суворовское военное училище. В 1947 году училище переведено в Киев. Работал сборщиком-механиком на Киевском заводе «Арсенал». За многолетний доблестный труд награжден орденом Трудового Красного Знамени [5].

6

Константи́н Все́володович (18 мая 1185[1] — 2 февраля 1218) — князь Новгородский (1205—1208), князь Ростовский (1208—1216), Великий князь Владимирский (1216—1218). Старинные историографы награждали его эпитетами «Мудрый» и «Добрый» .Сделавшись великим князем Владимирским, он не порывал, однако, связей с Ростовом, проводя здесь большую часть времени, заложив соборную церковь и оставив после себя много других памятников, и, между прочим, библиотеку, которая продолжала увеличиваться при сыне его Васильке. Летописцы называют Константина «блаженным», украшенным «всеми добрыми нравы», не помрачившим ума своего «пустошною славою прелестного света сего», «вторым Соломоном»; передают, что он «весь ум свой впери» в «нестареющую бесконечную жизнь», которую и «улучи своими милостынями и великим беззлобием», указывают на его правдивость, щедрость, кротость и смирение, на его заботы о создании «прекрасных Божиих церквей», которые он украшал «чудными» иконами и снабжал книгами, хвалят его, что он «чтил паче меры иерейский и мнишеский чин» и прочее. Константин удостоился прозвища «Мудрый»: он владел несколькими языками, любил книги «паче всякого имения» и собирал, «не щадя состояния» (в его библиотеке только греческих рукописей насчитывалось больше тысячи), ценил искусство, держал при себе «учёных мужей», занимавшихся переводами с иноязычных текстов.[6]Князь Константин имел троих сыновей: Василька, Всеволода и Владимира. В 1217 году, Константин, чувствуя скорую смерть и боясь за судьбу малолетних детей, призвал брата Юрия из Городца, одарил многими дарами и назначил ему, после своей смерти, Владимир, а пока отдал Суздаль, заставив поклясться, что будет отцом для племянников, отдав Ростов — Васильку, Ярославль — Всеволоду, а Углич — Владимиру. Скончался князь Константин 2 февраля 1218 года, вызвав всеобщую печаль в народе; летопись так говорит: «плакали плачем великим, — бояре, како заступники земли их, слуги, как о кормителе и господине, убогие и чернецы, как о своем утешении и одеянии наготы их» [1].

Сей князь Константин, не только читал многие душеспасительные книги, но и жил по их правилам; был апостольской веры и столь кроток, что старался не опечалить ни одного человека, любя делом и словом утешать всякого.

Н. М. Карамзин.

7

Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский (5 [17] сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния — 19 сентября 1935, Калуга) — русский и советский учёный-автодидакт, разрабатывавший теоретические вопросы космонавтики, и мыслитель эзотерической ориентации, занимавшийся философскими проблемами космологии [1]. Биография Циолковского Константина Эдуардовича является примером стойкой преданности выбранному делу. Педагог, ученый, популяризатор науки, а главное - неисправимый мечтатель, не только смог пронести через всю жизнь любовь к космосу, знаниям, к науке, но и поделиться этой любовью со многими учениками.

Константин читает много книг, увлекается математикой, астрономией, естественными науками. Отсутствие классического академического образования он компенсирует невероятной тягой к знаниям и нестандартным мышлением, которое в 19 веке многими воспринимались не более как чудачество [6].

8

3.Заключение.

Итоговая схема.

В ходе полного исследования я вывел итоговую схему характеров героев литературных произведений с именем Константин, людей с именем Константин, вошедших в историю, и моего характера и личностных качеств.

Общие черты характера персонажей литературы и реальных людей с именем Константин

 

целеуст-

ремленный

мечтатель

ный

преданный

умный

справед-

ливый

добрый

Костя

Вывод:

В заключении исследовательской работы я хочу подтвердить свою гипотезу, так как пришел к выводу: авторы назвали своих героев таким именем не просто так, в основных чертах характера, в поступках у людей с именем Константин есть схожесть друг с другом, что я и доказал в ходе исследования.

И герои книг, и я, и люди с именем Константин, вошедшие в историю, наделены добротой, целеустремленностью, умом, верностью, порядочностью и преданностью своему делу.

9

Список используемых источников и литературы.

Артемова Т., Гайнетдинов И.- Энциклопедия царей и императоров. Россия. IX-XXвв. – М., РООССА, 2014. – С.69-70

2. Пермяк Е.А. Хитрый коврик: сказки (сборник). Две пословицы. – М., Эксмо, 2016

3. Тургенев И.С. Бежин луг и другие рассказы (сборник). – М., Стрекоза, 2007.-

С.3-33

4.https://my-calend.ru/names/konstantin

5. Кравчук, Константин Кононович — Википедия (wikipedia.org)

6.Константин Циолковский - биография основателя космонавтики (biographe.ru)

Просмотров работы: 46