Кроссворд – тренажер для ума

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кроссворд – тренажер для ума

Лушников А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 17»
Сунцова Е.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 17"


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Тема моего проекта кроссворды. Кроссворды стали известны и приобрели популярность в начале XX века. Интерес к кроссвордам не зависит от возраста, кроссворды решают все, от младших школьников до людей пожилого возраста. Дети и подростки разгадывают кроссворды, чтобы учиться, развивать память и логику. Люди средних лет разгадывают кроссворды для расширения личного кругозора и повышению своего интеллектуального уровня. Пожилые люди решают кроссворды, чтобы сохранять остроту ума.
Мне захотелось узнать, как составляют кроссворды, что для этого нужно и смогу ли я сам составить кроссворд.
Цель проекта: научиться самому составлять кроссворды и составить несколько видов кроссвордов на различные темы, предложенные моими одноклассниками.
Задачи проекта:
• выяснить, когда появился первый кроссворд;
• узнать, какие бывают кроссворды;
• разобраться в способах составления кроссвордов;
• придумать и оформить несколько разных кроссвордов;
• понять в чем польза кроссвордов;
• поделиться со своими одноклассниками, полученными знаниями.
Гипотеза: Составление и решение кроссвордов способствуют расширению кругозора, развитию логики и интеллекта.

При написании работы я использовал следующие методы исследования: изучение информации в литературных и электронных источниках с последующим ее анализом и анкетирование одноклассников.

2. Теоретическая часть

Понятие «кроссворд»

Кроссворд это известная головоломка, представляющая собой клеточки, в которые вписываются буквы, образуя слова. Название игры происходит от английских слов cross (крест) и word (слово).

Разгадывание кроссвордов очень полезное и увлекательное занятие. Когда человек решает кроссворд, он тренирует память и логику. Дети, в процессе разгадывания кроссвордов, обращаются к разным литературным источникам и, тем самым, расширяют свой кругозор и становятся всесторонне развитыми людьми.

История возникновения кроссвордов

Первый кроссворд был составлен более ста лет назад. Несколько стран претендуют на звание страны, в которой придумали кроссворд но, все таки его родиной принято считать США. Американцы считают, что впервые кроссворд был напечатан в газете «Нью-Йорк Уорлд» 21 декабря 1913г. Его составил корреспондент Артур Уинн. Главный редактор хотел напечатать к рождественским праздникам такую игру или головоломку, которая бы сплотила семью, чтобы все, начиная от бабушек и дедушек и заканчивая внуками, заинтересовались и стали проводить вечера вместе за решением увлекательных задач. Артур взял за основу головоломку, которую ему маленькому загадывал дедушка, усовершенствовал ее и получился кроссворд в современном понимании этого слова. Читателям газеты чрезвычайно понравилась новая рубрика, они написали множество отзывов, в которых голосовали за то, чтобы рубрику с кроссвордами и дальше печатали в газете.

С годами кроссворды развивались и совершенствовались. Типов кроссвордов очень много, в своей работе я опишу самые популярные из них.

2.3. Виды кроссвордов

2.3.1. Классический кроссворд

Традиционный кроссворд, как правило, симметричен, либо с двух сторон, либо со всех четырех. Загаданные слова должны пересекаться от двух до четырех раз. Этот тип кроссворда дается с вопросами, они делятся на две группы: по горизонтали и по вертикали. Чем больше слов разгадано в кроссворде, тем легче дальнейшее решение, ведь слова пересекаются и получается так, что часть букв уже открыта.

2.3.2. Скандинавский кроссворд

В скандинавском кроссворде (его чаще называют «сканворд) вопросы не оформляются отдельно от кроссворда, а написаны на самом поле кроссворда, в маленьких квадратиках, рядом со словом, которое необходимо разгадать. В каком направлении нужно писать слово, подскажут стрелки, которые идут от ячейки с вопросом или определением неизвестного слова. В идеально оформленном сканворде должны быть только клетки для слов и клетки с вопросами, других пустых клеток остаться не должно. Составить такую модель сканворда довольно сложно и, если пустые клетки в сканворде все же остались, необходимо закрасить их или заполнить одинаковыми символами, чтобы слова для отгадывания были хорошо видны. Интерес сканворда, особенно для детей, в том, что можно вместо вопроса вставить рисунок или фотографию слова, которое нужно отгадать.

. 2.3.3. Филворд или венгерский кроссворд

Филворд принципиально отличается от всех других кроссвордов. Поле кроссворда не содержит пустые клеточки, а уже заполнено буквами, среди которых нужно отыскать загаданные слова. Поле филворда может иметь совершенно разнообразную форму и быть любого размера. В самых простых венгерских кроссвордах слова написаны по прямой линии, без изгибов, а в более сложном варианте не один раз меняют направление в любую сторону, только не по диагонали. Одну и ту же букву нельзя вычеркнуть дважды. Чтобы полностью отгадать филворд, нужно использовать все буквы на поле. Филворды могут быть с вопросами и без, когда известна лишь тема и нужно найти слова не опираясь на вопросы-подсказки.

2.3.4. Кейворд

Название «кейворд» произошло от английских слов «key» - ключ и «word» - слово, потому что цифры - ключи к открытию букв в словах. В каждой ячейке кроссворда стоит определенное число, каждому из которых, соответствует своя буква. В кейвордах всегда дается слово-подсказка, которое уже вписано вместе с цифрами в игровое поле. Чтобы разгадать кроссворд, сначала находим в клетках те же цифры, что и в слове-подсказке и вписываем буквы, из которых это слово состоит. Затем нужно попытаться отгадать слова, в которых открыто много букв. В процессе записи угаданных слов у нас открываются новые буквы, которые мы пишем в цифровые ячейки и так образуем новые слова. Вопросы к кейворду не составляются, известна лишь тема на которую он создан.

2.3.5. Чайнворд

Поле чайнворда может иметь практически любую форму, как правило, это квадрат, ромб или круг. В чайнворде слова не пересекаются, а написаны по принципу «цепи», второе слово, как бы вытекает из первого, то есть последняя буква 1-го слова является также первой буквой 2-го загаданного слова. В чайнворде слова закручиваются по спирали, от краев к центру по часовой стрелке. Этот кроссворд достаточно прост в составлении, но сложен в разгадывании, потому что в нем только одно совпадение букв: последней в первом слове и первой во втором и т.д., других пересечений, как, например, в классическом кроссворде нет.

2.3.6. Фигурный кроссворд

Фигурный кроссворд имеет необычную сетку, ее можно нарисовать в виде любого предмета (машина, ель, слон и т.п.) Фигурные кроссворды интересно делать к каким-нибудь праздникам: например кроссворд в форме ели на Новый год или в форме цветка к 8 Марта. Фигурный кроссворд сложно составлять, потому что необходимо подбирать слова для кроссворда, не нарушая рисунка выбранной фигуры.

2.3.7. Кроссворд со спрятанной фразой

Этому кроссворду подходит любая сетка: классическая симметричная, фигурная или произвольная. Секрет кроссворда в том, что когда открыты все загаданные слова, например по горизонтали, можно прочитать спрятанную по вертикали фразу.

2.4. Влияние кроссвордов на здоровье и умственное развитие

Жизнь в XXI веке очень динамична, нервная система у людей часто напряжена, чтобы снять стресс, избавиться от напряжения, нужно простое, доступное всем средство. Одно из таких средств - кроссворд. Врачи используют эти головоломки как средство от нервного перенапряжения и повышенной тревожности. Во время разгадывания кроссворда множество нейронов головного мозга усиленно трудятся и, после активной работы им требуется хорошо отдохнуть, то есть человек, который решал кроссворды незадолго до сна, быстро засыпает, его сон крепок и спокоен, организм полностью восстанавливается во время ночного отдыха. Доказано, что решение кроссвордов в преклонном возрасте, отличная профилактика различных заболеваний головного мозга, таких как болезни Альцгеймера или Паркинсона. Ведь когда клетки головного мозга работают, это активизирует рождение новых нейронов. Педагоги все больше используют кроссворды в учебном процессе, создавая головоломки на пройденные темы. Ведь гораздо интересней повторять пройденный материал, зная что эта информация пригодится для разгадывания кроссворда. Кроссворд позволяет ребятам повторить пройденное в игровой форме, а радость, которая возникает у детей после отгадывания кроссворда целиком, помогает избежать психологической перегрузки из-за напряженного учебного процесса. Еще один плюс кроссвордов состоит в том, что ребята решая его, используют разную литературу, тем самым расширяя кругозор.

3.Практическая часть

3.1. Данные анкетирования одноклассников

Работая над проектом, я провел анкетирование одноклассников. По его итогам можно сделать вывод, что большинство ребят любят разгадывать кроссворды, но, к сожалению, делают это не часто. (Рис. 1)

Рисунок 1

Также большинство одноклассников не знают чем полезны кроссворды, но некоторые правильно предполагают, что кроссворды развивают ум и расширяют кругозор. (Рис.2)

Рисунок 2

П ри создании кроссвордов я использовал данные анкетирования и выяснил, что ребятам наиболее интересны такие темы как: Космос, Животные, Пермский край и Спорт. (Рис.3) На эти и другие темы я составил семь различных кроссвордов.

Рисунок 4

Рисунок 3

3.2. Алгоритмы составления кроссвордов

При создании классического кроссворда на тему Космос (прил.1), я сначала начертил сетку, так чтобы все стороны были симметричны. Затем подобрал разные слова на заданную тему с таким количеством букв в слове, чтобы они подходили в сетку кроссворда и стал заполнять клетки кроссворда с самых длинных слов. Затем подбирал слова подходящие по пересечениям, если какие-то слова из выбранных не подходили, искал новые в литературных источниках. После того как сетка была заполнена, я составил вопросы к уже найденным словам.

Кейворд я составил на тему Спорт (прил.2). Я выбрал слова на тему «спорт» и стал составлять сетку кроссворда, чтобы в словах было как минимум одно пересечение. Выбрал слово-подсказку так, чтобы в нем не было повторяющихся букв и пронумеровал их. Потом заменил все буквы на цифры. Кейворд решается без вопросов, в качестве подсказки идет знание темы, на которую он составлен.

Филворд я составил на тему Животные (прил.3). Сначала я определил размер сетки 8*8. Далее стал вписывать животных, ломая названия по вертикали и горизонтали. Потом к уже заполненной сетке придумал вопросы. Этот вид кроссворда мне показался наиболее простым в составлении и решении.

Самым сложным в составлении, на мой взгляд, оказался сканворд, который я составил о Пермском крае (прил.4). Сначала я выбрал слова и составил схему кроссворда с пересечениями, если какое-то слово не подходило, заменял его. Затем стал записывать уже определенные ранее вопросы в сетку сканворда, стараясь занять все свободные клетки. Там, где все же осталось место, вставил одинаковые символы, чтобы клетки со словами были хорошо видны.

Сделать чайнворд я решил на тему Сказки (прил.5). Начертил сетку 12 на 12 клеток, поставил в верхнем левом углу цифру 1 и записал первое слово на подходящую тему. Затем в клетку, где записана последняя буква первого слова поставил цифру 2 и записал второе слово, по правилам оно начинается на такую же букву, на которую заканчивается первое слово. И так далее я записывал слова, двигаясь по часовой стрелке, по спирали от краев к центру сетки, пока сетка не заполнилась. В конце записал вопросы к чайнворду.

Для фигурного кроссворда я выбрал сетку в виде новогодней елки, потому что я решил составить его про новогодний праздник (прил.6). Далее стал действовать, как при создании классического кроссворда, придумывал слова, заполнял сетку, а когда сетка была заполнена, написал вопросы.

При составлении кроссворда со скрытой фразой на тему Математика (прил.7), я сначала выбрал фразу для отгадывания. Записал ее по вертикали и стал подбирать слова по горизонтали так, чтобы они подходили по пересечениям с выбранной фразой. Если ответить на все вопросы и записать ответы в сетку кроссворда по горизонтали, можно будет прочесть скрытую фразу.

4. Заключение

Цель моей работы достигнута, я изучил литературу о кроссвордах и узнал много новой информации. Самым интересным для меня стало изучение новых видов кроссвордов и способов их создания. Рисовать сетку кроссворда, подбирать для нее слова, совпадающие по пересечениям, а потом придумывать вопросы к словам – это очень увлекательное занятие!

Раньше я знал 4 вида кроссвордов – классический, скандинавский, чайнворд и филворд. Работая над проектом я узнал о кейвордах, фигурных кроссвордах и кроссвордах со спрятанной фразой. Больше всего мне понравился кейворд. Он самый необычный из всех мною изученных кроссвордов, кейворд решается без вопросов, путем подбора букв, каждая из которых соответствует определенному числу. Решая кейворд, ты словно разгадываешь тайное послание, зашифрованное в цифрах.

Я научился составлять кроссворды и составил семь видов кроссвордов: классический кроссворд на тему космос, сканворд про Пермский край, филворд про животных, фигурный кроссворд про Новый год, чайнворд на тему сказок, кейворд про спорт и кроссворд со спрятанной фразой на тему Математика. Я поделился с одноклассниками своими знаниями и составил для них сборник кроссвордов, а они, в свою очередь, составили разные кроссворды о Перми для нашего классного Лэпбука о таблице умножения. Фигурный кроссворд про Новый год напечатали в журнале нашего класса, где я веду рубрику «Сашины кроссворды».

В процессе работы над проектом моя гипотеза подтвердилась, кроссворды действительно расширяют кругозор, а их составление развивает логику. Я узнал очень много новой информации, особенно об истории и природе Пермского края и научился лучше придумывать вопросы на заданную тему. Я делаю вывод, что занятие кроссвордами приносит большую пользу, тренируется память, расширяется кругозор, развивается логика, ум и трудолюбие. Я планирую и дальше составлять кроссворды и делиться ими с одноклассниками.

5.Список литературы

1. Аверьянов В.В. «Космос: 4D энциклопедия в дополненной реальности». - Тула: ООО "ЛБ 24", 2017. - 52 с.

2. Воллиман Д. [перевод с англ. М.Сухотиной «Профессор Астрокот и его путешествие в космос». - 4 изд. - Москва: "Манн, Иванов и Фербер", 2018. - 72 с.

3. Зеленин А.С. "Пермь и Пермский край: занимательное краеведение". - Пермь: "Лира2", 2009. - 156 с.

4. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». - Москва: "АСТ", 2013. - 1360 с.

5. Белова Л.С., Черныш Е.В. (Перевод с немецкого) Большая энциклопедия знаний. - Москва: "ЭКСМО", 2015. - 344 с.

6. Статья "Кроссворд" // Википедия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4, свободный (дата обращения: 30.11.2018).

7.Разновидности кроссвордов // Потехе час [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.potehechas.ru/crossword/crossword.shtml, свободный (дата обращения: 02.12.2018).

8. Кто придумал первый кроссворд? // Познавательный журнал Школа жизни.ру [Электронный ресурс] Режим доступа: https://shkolazhizni.ru/@halit/posts/7640/, свободный (дата обращения: 01.12.2018).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Просмотров работы: 57