Основные проблематики произведений Людмилы Улицкой «Дочь Бухары» и «Пиковая дама»

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Основные проблематики произведений Людмилы Улицкой «Дочь Бухары» и «Пиковая дама»

Васильева Н.В. 1
111 класс, МБОУ "СОШ№11"
Ситдикова Ю.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. СОШ №11
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

 

1.1 Цель исследования

Целью проектной работы является анализ произведений Людмилы Улицкой «Дочь Бухары», «Пиковая дама» и выявление проблем, содержащихся в данных произведениях.

1.2 Личность писателя

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 21 февраля 1943 года в городе Давлеканово Башкирской АССР, по образованию биолог-генетик, что никак не помешало стать ей известной писательницей. Все рассказы Улицкой основаны на её жизненном личном опыте или пересказаны со слов друзей, знакомых, соседей, родственников. Её биография уже могла бы служить материалом для отдельной книги.

Людмила Улицкая относится к тем людям, которые победили рак. Операцию Людмила делала в Израиле. Хирургическое вмешательство прошло благополучно, болезнь отступила.

Еще до того, как мир заговорил о явлении «Улицкая-писатель», Людмила уже прославилась в качестве сценариста. Фильмы «Сестрички Либерти» и «Женщина для всех», для которых она писала сценарии, принесли первое дуновение известности, отчасти проложив дорогу будущим прозаическим произведениям.

Произведения Людмилы Евгеньевны переводились на двадцать пять языков. Литературоведы называют ее прозу «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим».

Творчество Л. Улицкой представляет собой целостную систему, которая выстраивается на стыке реализма и постмодернизма.

В 2007 году Улицкая учредила Фонд Людмилы Улицкой по поддержке гуманитарных инициатив. С 2010 года выступала организатором серии книг разных авторов по культурной антропологии для детей «Другой, другие, о других».

Сейчас, Людмила Улицкая в браке с Андреем Николаевичем Красулиным, она продолжает участвовать в общественных акциях и не прекращает литературную деятельность.

Награды:

Литературная Премия Медичи за лучшее зарубежное произведение (1996, Франция) — за повесть «Сонечка»

Русский Букер (2001) — за роман «Казус Кукоцкого» (первая женщина-лауреат этой премии)

Кавалер ордена Академических пальм (Франция, 2003)

Премия Книга года за роман «Искренне ваш, Шурик» (2004)

Кавалер ордена искусств и литературы (Франция, 2004)

Первая премия Большая книга (2007) — за роман «Даниэль Штайн, переводчик»

Лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2007)

Литературная премия Гринцане Кавур (2008, Италия) — за роман «Искренне ваш, Шурик»

Премия Симоны де Бовуар, 2011, Франция

Австрийская государственная премия по европейской литературе, 2014, Австрия.

Офицер ордена Почётного Легиона (2014, Франция).

Третья премия Большая книга (2016) — за роман «Лестница Якова».

2 Основная часть.

2.1 Краткое содержание «Дочь Бухары»

Май 1946 года. События, о которых рассказывает автор, происходят в Москве. Город совсем обеднел: его жители – это нищие и голодающие. Тяжело справляясь с тем, что на них свалилось, люди не живут, а беспрестанно борются за свое выживание с болезнями, с голодом. В небольшом флигеле, среди всего этого сумасшествия, живет доктор – пожилой мужчина, которому удалось в военное время помочь многим бойцам остаться в живых.

Совсем внезапно в Москву приезжает его сын – Дмитрий. Дима прекрасно выглядит, он не переживает такое трудное положение. Мрачная, пустующая, умирающая Москва встречает молодого, полного жизни и сил парня, который заезжает во двор на необыкновенно красивой и современной машине. Молодой человек привез с собой девушку, которая отличалась необыкновенной красотой: смуглая кожа и чуть раскосые глаза выдавали восточное происхождение. За глаза её все и назвали Бухарой, хотя настоящие имя -Аля. Нищие соседи позволяли им это аристократическое право жить втроем в трех комнатах, потому что доктор бесплатно их всех лечил. Остальные же жили здесь по законам справедливости и всеобщей равной нищеты.

Как и принято любой женщине, Аля стала хозяйничать в доме. До этого всю работу по дому выполняла престарелая женщина Паша. Старушка обиделась и ушла, но доктор уговорил её вернуться. Все пять поколений в семье имели необычную особенность – каждый мужчина оставлял после себя только одного сына. И, зная этот факт, на невестку с востока семья смотрела с ожиданием.

Однако, Бухара родила Дмитрию дочь, которую назвали Милочкой. Отец Дмитрия, который был профессионалом своего дела, взглянул на ребенка и сразу увидел, что с девочкой не все в порядке: она явно отставала в своем развитии, что определялось и по детским манерам, и по внешности. Дмитрий, обеспокоенный словами отца, который вскоре умер, сразу повез Милочку в масштабный центр детской педиатрии. Врачи осмотрели ребенка, сделали все необходимые анализы и пришли к диагнозу «синдром Дауна». Этот синдром для тех лет был крайне редким, и Дима был сильно удивлен и огорчен, когда понял, что вылечить дочь не под силу.

Несмотря на то, что девочка сильно отставала в своем развитии от других детей-сверстников, Бухара не сдавалась и сама занималась развитием дочери. Дмитрия же вся эта ситуация подкосила. Он перестал появляться дома в назначенный час. Подолгу засиживался на работе. Ходил угрюмый. Жена уже не радовала его своей красотой.

И вот доктор заводит любовницу Тамару, которая работала медсестрой. И решил уйти из семьи. Поставил об этом Алю в известность. Состарившаяся бабушка Паша перешла жить во флигель. Мила быстро забыла отца, а Аля стала работать в больнице медсестрой. Дмитрий регулярно высылал бывшей семье деньги, но отношения поддерживать не хотел. Соседи же, хотели вытеснить их, и постоянно писали различные бумаги в полицию и бросали дохлых кошек в сад Бухары. У Милы было счастливое и беззаботное детство, которое длилось долго. Вместо того чтобы месить грязь во дворе, Люда делала аппликации на бумаге, а после показывала маме и Паше.

После того как Дмитрий оставил Бухару одну с дочерью, женщина тяжело заболела. Она чувствовала приближение своей смерти. Для Бухары самым главным страхом было не то, что скоро она скончается, а то, что после ее кончины Мила останется одна в жестоком мире, и рядом с девочкой не будет никого, кто смог бы ей помочь, поддержать ее в трудную минуту, присмотреть за ее физическим здоровьем. Вместе с дочерью Бухара отправилась на свою родину – на Восток, откуда она привезла огромное количество лечебных трав. Для Бухары была лишь одна цель: бесконечно пробовать лечиться самостоятельно, чтобы прожить как можно дольше.

Всю жизнь Аля посвятила дочери и её обучению говорить, готовить. Девочка окончила спецшколу. Когда ей исполнилось семнадцать лет, мама купила туфли на каблуках. Та стала такой симпатичной, несмотря на своё заболевание. Люда устроилась в мастерскую клеить конверты.

Бухаре становилось только хуже и хуже. В это время она работала в больнице, где каждый день наблюдала за огромным множеством больных мужчин. Она познакомилась со стариком, у которого сын болел той же болезнью, что и Милочка. Именно тогда Бухара решилась предложить старику женить своего сына – Григория, на Милочке. Старик не противился этому браку, и уже вскоре молодые сыграли свадьбу. После того как Бухара могла быть спокойна за счастье Милочки, она уехала на родину, где в скором времени и скончалась.

На странную пару молодоженов часто показывали пальцем и смеялись. Но молодым было все равно, что о них говорят. Они оба знали, что проживут недолгую жизнь, и потому жили только ради собственного общего счастья.

2.1 Краткое содержание «Пиковая дама».

Главная героиня, женщина пожилого возраста, по имени Мур, проживающая в семье дочери Анны, в молодости была очень красивой. Она кружила голову мужчинам, блистала в свете и вела бурную жизнь. А теперь, в старости, у нее остались только воспоминания и глухое равнодушие к своим близким и родным людям. Желание командовать, требовать беспрекословного исполнения всех желаний – тоже осталось у Мур с молодости. Причем желания эти часто абсурдны и необъяснимы. Мур может потребовать в четыре часа утра горячего шоколада с молоком. А молока в доме нет, и вся семья еще спит. Но она требует, кричит, возмущается, бьет посуду. Эта женщина, бросившая когда-то полуторагодовалую дочь с сестрой, в поисках очередного любовника-мужа. Да и зачем ей было о ком-то заботиться, если она привыкла всегда только получать, вся её жизнь была наполнена одним: осуществлением своих желаний и исполнением любых капризов. Единственную дочь воспринимала как существо бестелесное, способное только прислуживать ей и ублажать её тело и душу.

Сама Анна Фёдоровна, дочь Мур- шестидесятилетняя женщина, состоявшаяся в профессии, талантливый врач, профессор, имеющая за плечами огромный опыт и вызывающая уважение окружающих. Когда Анна Фёдоровна и Марек, так его называла Мур, поженились, они сняли комнату в Останкино. Там родилась Катя. Жили они там четыре года. В это время Мур жила с сёстрами. Одна из сестер, Ева, всю жизнь её обслуживала, но потом она внезапно умерла, ей и шестидесяти не было. И Мур затребовала Анну Фёдоровну. После ее переезда, с мужем отношения не сложились, потому что Мур не понравился зять, и она разрушила их отношения. Марек сам часто говорил про нее, что «Пушкин «Пиковую даму» с Мур писал». Он уже давно живёт в далёком Йоханнесбурге, имеет другую семью и ни разу не видел своих внуков. Мать и дочь, то есть Анна Федоровна и Катя, нежно любят друг друга, но сильно проявлять свою любовь не смеют, дабы не вызвать у Мур приступы необоснованной ревности. Даже Катя, её дочь, не во всём понимала поступки матери. Единственный мужчина в этом женском царстве - восьмилетний сын Екатерины, Гриша, которого в принципе все устраивает.

Но вот из далёкого Йоханнесбурга прилетает по делам Марек, бывший муж Анны Федоровны и по совместительству - дедушка Гришы и Леночки. Он жаждет познакомиться с внуками, хотя узнал о их существовании совсем недавно, и за несколько дней буквально влюбляет в себя всё семейство. Дрогнула даже бескомпромиссная Мур.

Мур о своих любовниках любила упоминать при любом удобном случае, даже гордясь этим. «Имя этим любовникам был легион». Сначала Маецкий, как она упоминает, она его увела у какой-то Лилечки, затем известный режиссёр, далее авиатор, испытатель, красавец. Потом архитектор, бурный роман с тайным генералом, «шашни» с мужниным секретарём, с мужем любимой подруги, каким-то биологическим академиком, и ещё, и ещё. «Немало бумаги было измарано в честь её бледных локонов и неизречённых тайн души лучшими перьями, а по её портретам, хранящимся в музеях и частных собраниях, можно было изучать художественные течения начала века».

Когда Марек приглашает внуков к себе в гости - восторгу последних нет предела. Но Мур была категорически против. И тут Анна Федоровна наконец-то решается на неслыханную для неё дерзость - заняться документами и отправкой Лены и Гришы в тайне от матери. Это прорыв, восстание - если не сейчас, то больше никогда! Поэтому она решила втайне от матери отвезти внуков и Екатерину в аэропорт.

К началу июня были готовы иностранные паспорта, получены визы и заказаны билеты до Афин. Продумано было все до мельчайших деталей. К половине восьмого назначенного дня Мур потребовала кофе. Утренний кофе шел с молоком, а послеобеденный полагался черным. Анна Федоровна обнаружила, что дома нет молока и побежала в шлепанцах на босу ногу в магазин. Она уже мысленно представила, как дала матери пощёчину, но осознать Анна этого не успела, как поскользнувшись, упала на холодный пол. А Катя, обеспокоенная за мать, побежала в магазин.

А за это время пока не было Анны Федоровны, Мур все время бушевала насчет молока. Реальную пощечину Мур получила от Катерины, в момент отъезда узнавшей о смерти матери.

2.2 Проблема

В рассказах «Мать Бухары» и «Пиковая дама», на мой взгляд, показана одна общая проблема — это проблема материнства, но выявляется она по-разному.

В Произведении «Мать Бухары» главная героиня Алечка – пример истинной материнской любви. Для любящей матери не имеет значения ни внешность ребёнка, ни какие-либо его недостатки, она будет любить его несмотря ни на что. Аля не бросила свою дочку Милочку, когда узнала её страшный диагноз, хоть и осталась совсем одна с этой проблемой, без поддержки мужа, да даже умирая, героиня думает лишь о счастье дочери. Она бросила свою работу и устроилась в спецшколу, где училась Милочка, а затем – и в психоневрологический диспансер, где девочка проходила трудовое воспитание. Всё это для того, чтобы всегда быть рядом с дочкой и во всём ей помогать. Только после того, как Аля выдала Милу замуж и убедилась, что дочь счастлива и сможет прожить без неё, героиня уезжает на родину, где вскоре умирает.

Таким образом, мы видим, что для матери нет ничего важнее счастья собственного дитя, и что ради него мать способна на любые жертвы. Однако этого совсем не скажешь при прочтении другого произведения Улицкой.

В центре рассказа «Пиковая дама» старуха Мур, которая является властной женщиной. Всю жизнь Мур жила за счёт других: сначала на неё работала её сестра, а когда та умерла, за ней стала смотреть её дочь Анна, которую Мур бросила еще в младенческом возрасте. Мур воспринимает жизнь механически, будто все вокруг являются вещами, призванными только служить ей одной.

Нет ни капельки сомнений в том, что Мур является ужасной матерью. Со слов этой старухи, Анна Фёдоровна – полнейшая женская бездарность, существо «бесцветное и годное только на торопливое ведение домашнего хозяйства». Переехав к дочери, Мур разрушает семью Анны Федоровны, считая, что Марек ужасный человек.

Пиковая дама внушает страх своей дочери, добивается от нее непосредственного подчинения, мы это видим, когда Анна Федоровна сама признается: «… я её боюсь, и есть долг, и жалость». Мур доставляло удовольствие поёживание дочери, когда она начинала переходить на нецензурную брань. А какой материнской любви тут можно говорить, если Мур не способна к эмпатии, то есть, она никого, кроме себя, не любила.

2.3 Проблематика «Дочь Бухары»

Смысл жизни родителя - вырастить здорового и благополучного ребёнка. А если здоровья нет? Тогда остаётся только всеми силами противостоять судьбе. Но не каждый может все эти испытания выдержать.

Бухара родила Дмитрию дочь, которую они назвали Милочкой, но сразу же после появления ребенка в доме, отец Димы увидел, что девочка была вялая, отечная, у нее наблюдалась мышечная расслабленность и полное отсутствие хватательного рефлекса. Уже после смерти отца Дмитрий отвез Милочку в Институт педиатрии, где доктор “провозгласил диагноз по тем временам редкий -- классический синдром Дауна”. Дмитрий не смог выдержать такое потрясение, он оставил Бухару с дочерью и ушел к другой женщине, которая была бесплодной операционной сестрой. В этом он проявил свою невыдержанность, отсутствие силы воли и страх.

Также, стоит заметить, насколько общество стало черствым и равнодушным, это ярко видно в самом произведении. После смерти врача, Андрея Иннокентьевича, который бесплатно лечил всех людей, огромный интерес соседей к Бухаре и ее дочери теперь сменился агрессивным желанием потеснить ее. Они писали различные бумаги, иски в полицию и другие организации. Постоянно бросали дохлых кошек в их сад. А когда Милочка и Григорий ходили гулять вместе, державшись за руки, не было ни одного прохожего, который бы не смеялся над ними и не показывал пальцем. Дети кричали им всякие глупости. Однако, они все равно, были счастливы.

Не смотря на болезнь, Милочка ходила на работу в мастерскую, ей нравилось вырезать из бумаги, она делала это почти лучше всех. А Гриша каждый день провожал ее до трамвая, а потом встречал на остановке. Они всегда ходили вместе, и так были заняты друг другом, что не видели чужого нехорошего внимания.

2.3 Проблематика «Пиковая дама»

Красота - не главное, однако мы видим, что, если человек внешне привлекателен, красив, ему гораздо проще добиться желаемого. Действительно, красота физическая – страшная сила, даже разрушительная, особенно если этот человек - духовный калека, эгоист, чудовище. Именно такой и изображает главную героиню, Мур, Людмила Улицкая в рассказе «Пиковая дама». Даже в глубокой старости Мур продолжает следить за своей внешностью: регулярно вызывает к себе профессионалов, которые делают ей маникюр и прическу, пользуется различными кремами (не дешёвыми), пользуется косметикой. Хоть и жила Мур в простой квартире, в ней есть схожесть с графиней из «Пиковой дамы» А. С. Пушкина, которая любила шик. Для Пиковых дам и в одном, и в другом произведении остаётся вечной страсть к наживе, к богатству, к деньгам. Время никак не изменило их, какой Пиковая дама была в XIX веке, такая она осталась и в XX веке. Только обстановка меняется, меняются ситуации, в которых они показаны, а главное то, что свою сущность, свой деспотический характер они пронесли через года

Мур, легко меняющая своих мужчин, также легко расправляется с мужьями дочери и внучки. Люди, оказывавшие хоть какое-то сопротивление ее нечеловеческому обаянию, просто исчезали из виду: давно всеми забытый муж Анны Федоровны, муж внучки Кати и вся родня последнего мужа Мур их как бы и не было.

Однако не менее губительной для окружающих людей оказывается и та жертвенная любовь, носителем которой выступает Анна Фёдоровна. Непрестанно подчиняя собственную жизнь прихотям и желаниям Пиковой Дамы. И Анна Федоровна, и даже Катя, ее дочь, безнадежно остановились во времени. Об этом красноречиво свидетельствует даже их одежда: "Катя и Анна Федоровна, обе в старых теплых халатах, похоже на поношенные плюшевые игрушки, сели на гобеленовый диванчик, такой же потертый, как и они сами". Мы видим, что они не пытаются жить, делают все механически и смотрят на жизнь, пролетающую мимо, как бы со стороны. Жаль, что вся их энергия и жизненная сила ушли на удовлетворение прихоти девяностолетней старухи.

Поэтому для того, чтобы встреча со своей судьбой не обернулась однажды катастрофой, нельзя забывать: все то, отчего человек добровольно внутри себя отказывается, возможность вернуться к самому себе безвозвратно утрачивается. Личность человека отрабатывается и укрепляется только через действие и противодействие.

3 Заключение.

Во время прочтения произведения «Мать Бухары» попадаешь в послевоенное время и в историю одной семьи, у которой появилась девочка с «особым» дефектом. Однако сразу же после прочтения рассказа возникает очень тяжелое чувство. Даже сейчас люди редко обращают внимание на нищих, инвалидов, которые встречаются им на улице. Лишь немногие люди действительно понимают беду конкретного человека и то поверхностно, не подозревая, что же может быть у него в душе. Но если войти хоть на миг в этот мир, посмотреть на проблемы таких людей, то можно ужаснуться, закрыть лицо руками и сразу убежать оттуда.

А рассказ «Пиковая дама» не оставит равнодушным никого. Людмила Улицкая, на мой взгляд, показала нам персонажа, более страшного и беспощадного, чем пиковая дама Пушкина. Мур, унижая слабых, добрых, тешит своё властолюбие, капризничает, привередничает, она равнодушна к собственным детям, внукам, живет только для себя, в ней мы видим проявление крайнего эгоизма. Хочу добавить также, что Людмила Улицкая, с помощью точности и простоты изложения, а также своим стилем, смогла ярко и доступно выразить проблемы, поднятые ею.

Список использованной литературы:

1.https://biographe.ru/

2.https://cyberleninka.ru/article/n/pikovaya-dama-l-ulitskoy-kak-opyt-dekontsentrirovannogo-portretirovaniya/viewer

3.https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sposobov-vyrazheniya-avtorskoy-pozitsii-na-zanyatiyah-po-filologicheskomu-analizu-teksta-na-primere-rasskaza-l-ulitskoy-doch/viewer

 
Просмотров работы: 4034