В поисках утраченного Слова («Масонские» традиции в романе романе-эпопее «Война и мир Л.Н.Толстого и «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова)

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

В поисках утраченного Слова («Масонские» традиции в романе романе-эпопее «Война и мир Л.Н.Толстого и «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова)

Захарова С.Н. 1
1Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Александра Васильевича Суворова»
Проказина Т.И. 1
1Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Александра Васильевича Суворова»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель: понять, какие масонские традиции прослеживаются в романе романе-эпопее «Война и мир Л.Н.Толстого и «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, как с помощью «масонской» символики романа раскрываются образы главных героев.

Задачи:

- познакомиться с историей масонского движения и символикой масонов;

- проследить «масонские» мотивы в романе-эпопее «Война и мир Л.Н.Толстого и «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова;

- понять, как с помощью «масонской» символики романа раскрываются образы главных героев;

- сделать выводы.

Актуальность темы определяется несколькими причинами. Во-первых, в настоящее время резко возрос интерес общественности к явлениям, которым ранее по причинам политико-идеологического характера не уделялось должного внимания или которые могли трактоваться только под определёнными углами зрения.Во-вторых, значительная часть российских масонов являлась крупными деятелями русской культуры и общественной жизни, поэтому их исследование расширит и углубит наши представления о ряде аспектов отечественной истории. В-третьих, выводы, сделанные в работе, могут оказаться небесполезными для последующего чтения и понимания текста романов.

Объект исследования: роман-эпопея «Война и мир Л.Н.Толстого и «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

Предмет исследования: образ Пьера Безухова из романа-эпопеи «Война и мир Л.Н.Толстого и образы главных героев из романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

Материалом для исследования послужили тексты романа-эпопеи «Война и мир Л.Н.Толстого и романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова и извлечённые из него контекстные материалы.

Выдвигая гипотезу о необходимости изучения масонских традиций в художественном тексте для полноценного восприятия произведения, приводятся соответствующие аргументы в пользу гипотезы. Доказывается, что целенаправленный отбор материала, отвечающий определённому художественному замыслу, делает данный текст и поступки героев произведения понятнее.

Введение

Масонское движение оформилось в XVIII веке в Великобритании и быстро распространилось в странах Европы, а также за ее пределами. Многочисленные масонские организации (ложи) практически сразу определились как сообщества, существование которых регулировала детально разработанная система ритуалов. «В то же время их дискурс был наполнен призывами к совершенствованию добродетелей и гражданских качеств личности, к равенству. Ложи провозглашали своей целью духовное развитие "братьев", воспитание людей просвещенных...». Возвышенные устремления и благородные идеалы привлекли в ряды масонов великих правителей и известных политиков, деятелей науки и художников, музыкантов и писателей.

Высокую степень влияния масонства на представителей "цеха литераторов" XVIII-XIX вв. со всей очевидностью демонстрирует список (в данной работе отнюдь не полный) знаменитых писателей, вступивших в ряды братства: Лессинг, Виланд, Гете, Вольтер, Ламартин, Скотт, Бернс, Уайльд, Конан Дойл, Киплинг, Марк Твен, Карамзин и Пушкин.

Л.Н. Толстой в ноябре 1866 г. работал в книжном собрании Румянцевского музея в Москве, изучая масонские документы, о чем 15 ноября сообщил С.А. Толстой: "После кофею пошел в Румянцевский музей и сидел там до 3-х, читал масонские рукописи - очень интересные...". М.А. Булгаков был знаком, например, со статьей своего отца А.И. Булгакова "Современное франкмасонство. (Опыт характеристики)", где специальное внимание уделялось обрядам посвящения. Приват-доцент Киевской Духовной Академии по кафедре истории западных вероисповеданий А.И. Булгаков опубликовал данное исследование в 12-м сборнике трудов Академии за 1903 г.

Основная часть

Масонство оставило свой довольно весомый след в мировой литературе.

Примером того может служить бессмертное произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Но отношение как писателя, так и героя романа Пьера Безухова крайне неоднозначно. Толстой абсолютно верно показал цели и принципы Ложи, до мельчайших деталей описал обряд посвящения. Однако, наряду с этим, подметил и негативные стороны российского масонства того времени, например, то, что огромную роль играло материальное положение членов ложи.

В начале романа перед нами предстаёт массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, легко поддаётся чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой, живостью. Писатель показывает нам его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии.

Истина для Пьера – это путь, идущий через череду кризисов и возрождений, состоящий в последовательности потерь и обретений. На станцию в Торжке Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал её радостным, обретшим цель жизни человеком. Не случайно это изменение происходит именно на станции. Это, своего рода, перекрёсток: Пьер выбирает путь, по которому дальше пойдёт, задаёт себе нелёгкие вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я…».

Поступление Пьера Безухова в масонское общество приходится на тяжёлый период его жизни. Во время размышлений, когда Пьер был погружён «в высший склад мыслей, до которых может достигнуть человек», - в комнату вошёл незнакомый человек. Это был старый масон Баздеев (имевший в качестве прототипа масона Поздеева), который пришёл к Пьеру, чтобы обратить его. Он сразу начал разговор о масонстве, предложил ввести Пьера в «братство вольных каменщиков», где он обретёт успокоение. В проницательном взгляде масона Пьер «почувствовал надежду и успокоение».

В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», оно даёт герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, а высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Поэтому Пьер Безухов начинает поиски возможностей для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело.

Пьер уверовал в Бога как существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое». Пьер открыл для себя по сути не масонскую, а глубоко истинную религию, как её понимал автор романа.

Толстой показывает в своём романе, как проходит обряд посвящения. Кандидата в масоны в начале обряда заводят в комнату размышлений, выкрашенную в чёрный цвет, в ней могут быть предметы, напоминающие кандидату о бренности бытия. Перед вводом в храм, где происходит посвящение, кандидату завязывают глаза. В знак смирения кандидат «ни одет, ни раздет» (частично раздевают, а левая грудь обнажена в знак открытости сердца), у него отбираются все ценности («металлы»), ему засучивают правую штанину и снимают левый ботинок. Ему на шею надевают верёвку, символизирующую узы человеческого несовершенства. Кандидата проводят в помещение храма (зал заседания ложи), где он проходит через ритуальные испытания, слушает наставления нравственно-философского характера, участвует в небольших сценах и диалогах, цель которых наглядно преподнести нравственные наставления ритуала.

Символичны в масонстве упоминаемые далее «солнце, луна…отвес…дикий камень т кубический камень, столб, три окна». Солнце в масонской символике означало истину, мужество, правосудие, действующую силу в мире, всеоживляющий дух, масонский орден; луна означала чистую любовь, материю, природу, а также Христа и истину. Отвес означал равенство; дикий камень – грубую нравственность, хаос; кубический – нравственность «обработанную». Столб в масонской символике мог означать мудрость, силу, красоту. Число три в масонской символике означает веру в Христа, надежду на спасение, любовь ко всему человечеству; совершенствование сердца, ума, духа; дух, душу, тело; Святую Троицу; три степени посвящения в иоанновском масонстве.

Встреча со знаменитым масоном Баздеевым по дороге в Петербург заставила Пьера поверить в возможность братской любви между людьми и позволила принять осознанное решение о вступлении в ложу, когда оно было предложено Пьеру (ранее срока, по ходатайству того же высокопоставленного масона). Граф Вилларский, прежде чем привезти его в дом, где располагалась ложа, задал обязательные вопросы, для того чтобы увериться в твердости и осознанности намерений кандидата.

«Взяв из шкафа платок, Вилларский положил его на глаза Пьеру». Взгляд Пьера останавливается на одеяниях масонов. У них «закрытые кожаными перчатками руки». Перчатки (белого цвета) обозначали в масонской символике чистоту нравов, «чистоту рук». Масон носит «белый кожаный фартук». Это запон из кожи ягнёнка, обозначавший в масонской символике чистоту помыслов и невинность. У масона «на шее было надето что-то вроде ожерелья».

«В знак повиновенья прошу Вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди…подал ему туфлю на левую ногу». Шпага в масонской символике означала справедливость как один из самых строгих законов в мире; если в сердце у посвящаемого скрывается несправедливость, плоды её найдут его в будущем. Одновременно это напоминание о каре Божией, ждущей посвящаемого, если в будущем он нарушит клятвы, даваемые ордену, и выдаст его тайны.

Безухов идёт «по какому-то ковру». Этот предмет тоже имел в масонстве символический смысл. «Для большей наглядности обряда – начальник расстилал на полу перед новичком ковёр, на котором были изображены все символы, заключавшие сокровенный смысл степени».

Безухов слышит «масонские стуки молотков». Стук молотков символизировал испытания, выпадающие посвящаемому, новому брату. Молоток – в масонской символике орудие духовного труда, используемое для отсечения «ненужного материала»; обычный масонский молоток – это молоток каменщика с нерабочей стороной обуха, служащей для того, чтобы работать ей как клином для расщепления камня. Символизировал совесть, искру Божества в человеке.

В специальном помещении Пьера с туго завязанными глазами оставили в одиночестве, чтобы заставить его сосредоточиться на внутренней жизни. Развязав по сигналу глаза, кандидат обнаружил себя в темной комнате, "украшениями" которой служили гроб с костями, череп и Евангелие. "Страшилища смерти" должны были напомнить ему о бренности жизни. Раскрытое Евангелие - о том, что масон всегда опирается на веру.

Брат Смольянинов, который должен был подготовить кандидата к вступлению в братство, разъяснив ему основные догматы масонства, обратил на себя внимание Пьера, прежде всего, своей странной одеждой, главной деталью которой был белый кожаный фартук, символизирующий в числе прочего чистоту, а также связующий "королевское искусство" с древними культами и одновременно с мастерством каменщика.

После подтверждения щедрости, повиновения и чистосердечия (когда Пьер отдал наличные ценности, снял часть одежды и признался в своем главном пристрастии - к женщинам) он вступил в новый инициационный этап, проводником здесь опять стал Вилларский. И хотя в конце заседания новоиспеченный брат все-таки испытал радость и умиление, почувствовав себя совершенно изменившимся, все происходившее на данной стадии, значимое и важное для адептов, воспринималось Пьером не как глубокомысленная и отработанная в каждой детали воспитательная процедура, а как хаотическое нагромождение предметов, которыми пытались манипулировать присутствующие (молотки, шпаги, циркуль, лопата, зажженный спирт, опять фартук, три пары перчаток...).

Знаменательно, что на одном из этапов принятия масонской идеи Пьер испытывает досаду, преодолеваемую впоследствии. (Пьеру оскорбительно было узнать в брате-риторе знакомого человека, а нарочитой театральности происходящей процедуры он стыдится не один раз).

Пребывание Пьера в ложе многое открывает ему в «практическом масонстве». «Часто собирая милостыню и сочтя двадцать-тридцать рублей, записанных большей частию в дом, с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё своё имущество для ближнего; в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться».

Прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Он сочувствует им и заботится о том, чтобы отменили телесные наказания, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой и в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы. «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, - думал Пьер, - и как мало мы об этом заботимся!» Он счастлив был высказываемой ему благодарностью, но стыдился, принимая её. Эта благодарность напоминала ему, насколько ещё больше он бы был в состоянии сделать для этих простых, добрых людей».

Ему кажется, что он нашёл наконец смысл жизни: «И только теперь, когда я…стараюсь…жить для других, только теперь я понял всё счастье жизни». Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях.

В 1808-м году, когда Пьер «невольно стал во главе петербургского масонства», он «начинал чувствовать себя неудовлетворённым своею деятельностью. Масонство, по крайней мере, то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника».

Искания Пьера вступлением в ложу в Петербурге не оканчиваются. Не удовлетворенный бездеятельным характером русского масонства, Пьер посвящает себя изучению высших тайн ордена за границей. Вернувшись в Петербург, он безуспешно пытается внедрить некоторые новые идеи, что вызывает волнения в ложе. Непонимание братьев заставляет его выйти из организации. Он «начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из-под его ног, чем твёрже он старался стать на ней».

Что же делать? Безухов уверен, что всякая насильственная революция есть зло. Он приходит к мысли о самоусовершенствовании: если каждый человек станет лучше, жизнь общества изменится. Но Пьер понимает, что его мечта неосуществима. Он видит лицемерие членов масонских лож, понимает, что их интересуют только «мундиры и кресты», а вовсе не общественные преобразования. Пьер понял, что масонство было для света приятным и забавным времяпрепровождением, а не серьёзным делом.

Жизнь графа снова заходит в тупик. Он недоволен собой, но ничего не может изменить. Пьер опять испытывал безысходную тоску, и снова его мучил всё тот же вопрос: как жить?

Образ Пьера представлен в произведении в процессе постоянного развития. На протяжении всего романа можно наблюдать ход мыслей этого героя, а также малейшие колебания его души. Он ищет не просто жизненную позицию, в частности, удобную для него самого, но абсолютную истину (в масонской традиции Слово) , смысл жизни в целом. Поиски этой правды – поиски всей судьбой.

Целый ряд составляющих того же обряда масонской инициации, что "пережил" Пьер Безухов, пародирует М.А. Булгаков в романе "Мастер и Маргарита".

В качестве неофита здесь выступает Иван Бездомный (ученик Мастера). Перипетии его незавершенной эволюции выстраиваются в узнаваемую цепочку. Потеря одежды соотносится со знаком повиновения. Английская булавка, которой была приколота на грудь бумажная иконка, ассоциируется с циркулем, раскрытым на 60 градусов и приставленным к груди испытуемого (знак принятия обязательств и святое обещание их исполнить). Врачебные вопросы соответствуют вопросам, задаваемым тем, кто ищет света масонских истин. Молоток, символизирующий необходимость «обтесывать» самого себя, превращается в молоточек доктора.

Пародийная интерпретация обряда посвящения и забавное переосмысление масонской атрибутики в романе Булгакова представляются не менее значимыми, чем бережные обращения к масонским церемониалам и идеям в их исторической достоверности.

Таким образом, разные возможности художественно использовать масонскую проблематику (продемонстрированные авторами разных эпох) свидетельствуют о том, что "королевское искусство" уже давно стало неотъемлемой частью всеобщего культурного достояния.

Роман «Мастер и Маргарита» не был напечатан при жизни автора. Впервые он был опубликован в журнале «Москва» в 1966-1967 гг. с многочисленными цензурными и редакторскими купюрами.

Полный текст «Мастер и Маргариты» впервые предстал перед советским читателем в 1973 г. Роман стал одним из самых популярных произведений мировой литературы XX века.

Исследователи романа М.Булгакова и его читатели, сталкиваясь со множеством тайн, окружавших произведение, указывают на наличие в нём разнообразных загадок, пронизывающих все его уровни.

Личность Булгакова формировалась в период оккультного возрождения на рубеже столетий, широко охватившего искусство начала XX века. Эпоха, прошедшая через жестокий кризис рационального познания, была погружена в проблемы религии, «духа и плоти», проникалась мифотворчеством, порождая авторские мифы, оживляя культуру «тайноведения» прошлого.

Булгаков был знаком как с культурой символизма, так и с массовой литературой с её «чёрной фантастикой», интересом к оккультизму и мистическому авантюризму (Сен-Жеомен, Калиостро, Л.Таксиль). Возможно, формула «я – мистический писатель», прозвучавшая в письме Правительству СССР от 28 марта 1930 г., отражает одну из сторон творческого потенциала и в максимальной степени – в «закатном» романе.

Мысль о существовании «масонских» оттенков в «мастере и Маргарите» не раз высказывалась исследователями.

«Масонские» проекции романа меньше всего связаны с обычно активно муссируемой проблемой «масоны и русская революция» и идеей разветвления сети лож, члены которых – участники масонского «заговора» - сыграли ведущую роль в событиях Февральской революции. Мы не располагаем свидетельствами о причастности Булгакова к какой-либо ложе, хотя примеры участия писателей XX века в «тайных братствах» не столь редки. И в постреволюционной России члены теософских, антропософских лож продолжали проводить собрания, однако они становились всё более редкими и опасными.

Масонство могло привлекать писателя как направление, ставящее целью совершенствование человека с возможным на этой почве преобразованием общества.

Главенствующие в идеологии масонства идеи постижения высшего смысла жизни, долга, идеи любви и просвещения, нравственной поддержки членов сообщества, осознавшего испорченность мира и степень нравственного падения человека, импонировали Булгакову. Об этом он писал в письме к Правительству СССР: «…яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное – изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубокие страдания моего учителя М.Е.Салтыкова-Щедрина».

Беды, болезни и раны крепостной советской России автор «Мастера и Маргариты» видел куда яснее многих. Булгаков всегда жаждал покоя, но глубокое и полное знание ценил превыше всего и именовал его выразительным словом – «свет». Свет приходит в роман «Мастер и Маргарита» из Евангелия от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его…Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Глава 1).

Орден вольных каменщиков – всемирное тайное братство, поставившее себе целью вести человечество к достижению земного Эдема, златого века, царства любви и истины, царства Астреи. Исходя из мысли, что никакие общественные отношения не могут даровать всемирного благополучия людям, которых не томит жажда всеобщего блага, коим неведомо чувство любви к страждущему ближнему, вольные каменщики полагали достичь рая на земле путём нравственного, умственного и физического совершенствования каждой отдельной личности.

Над рабочим столом Булгакова висела старинная гравюра, изображающая «лестницу жизни», историю человека от рождения до смерти. Писатель любил эту картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу человека: «У каждого возраста по этой теории – свой «приз жизни». Эти «призы жизни» распределяются по жизненной лестнице – все растут, приближаясь к вершинной ступени, и о вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет».

Одним из важнейших символов в масонстве является лестница. Чтобы достичь безмятежного счастья «всезнающего», нужно пройти 14 символических ступеней «бытия», соединив «земное ничтожество» с небесным величием, незнание с всеведением.

Первая, нижняя, ступень обозначена «Ch», что означает скромность, хранение тайны. Вторая ступень, «Ga», - терпение, выносливость, упорство. Третья, «Ha», самопознание, совершенствование сердца. Четвертая, «Em», 0- верность данным обетам, стойкость убеждений. Пятая, «Ma», - тихость нрава, кротость. Шестая степень, «S.C.» - непорочность. Седьмая степень «T.S.», - правосудие. Восьмая, «As» - астрономия. Девятая «Mu», - музыка. Десятая степень, «Lo» - логика. Одиннадцатая степень, «Ge» - геометрия. Двенадцатая, «Ar» - арифметика. Тринадцатая, «Rh», - риторика. Четырнадцатая, «Gr», - грамматика. Поднимаясь по этим ступеням, Человек меняется.

Каменщики и мечтали (в более или менее отдалённом будущем) создать в обществе большинство, которое, будучи проникнуто масонскими идеями, помогло бы установить взаимоотношения, основанные на любви ко всему людскому роду. Тогда, как уверяли масоны, сами собою отпали бы, как обветшалые, уродливые формы взаимоотношений, основанные а себялюбии.

Поэтому-то первым и обязательным условием для принятия в Орден вольных каменщиков было искание света. В начале обряда испытуемый именуется «ищущим».

«Ищущими» света и истины и являются главные герои романа Булгакова: Мастер, Маргарита, Иван Бездомный. Каждый к этой истине приходит своим путём, меняя в корне не только свою жизнь, но и своё имя.

Атмосфера таинственности, восходящая к тайнам средневековых цехов, присущая масонской обрядности, играет исключительную роль в романе и особенно характерна для линии Мастера.

Условное имя безымянного художника в булгаковском романе – Мастер – адекватно в масонской иерархии особому рангу достоинства – степени мастера.

Чрезвычайно многосложны разъяснения обряда мастерской степени. Они символизировали и восхваление неустрашимости, готовности жертвовать всеми благами земной жизни в борьбе за распятие идей света, и призрение смерти тела в чаянии вечной жизни бессмертного духа.

Символический обряд убиения и воскрешения мастера означал также, что надо дать умереть греху, дабы «обресть» высшую премудрость всеведения.

Утрата героем имени связана в романе с отказом от предшествующего пути. За ним следует «новая», окутанная тайной жизнь. Само бытие Мастера в романе складывается в иерархический путь, осознаваемый как некое восхождение, ассоциируемое с продвижением по ступеням лестницы степеней посвящения. Потому обязательным для будущего Мастера был уход от мирской суеты, что служило началом работы над «грубым камнем души». Такая «работа» подразумевала не только осмысление предшествующей жизни и нравственное самосовершенствование, но и постижение «сокровенных наук», размышление над уроками мировой истории. С этого момента перед «взыскующим истины» и открывались начальные ступени предстоящего восхождения к «свету».

В этом смысле уединённая жизнь героя в подвальчике, начало работы над романом могут быть соотнесены с переходной ступенью к степени мастера в масонских системах. Знаменательно, что начало» «восхождения» героя по духовной лестнице связано с его обращением к теме Христа и Пилата – одному из центральных эпизодов в истории человечества. Истинные посвящённые узнают друг друга, приобщаясь к одному источнику, понимая «божественное значение» Христа. Ведь предполагаемая расшифровка имени легендарного Хирама, первого мастера: «Hic Yesus est restituens amorem mundi» («Это есть Христос, восстанавливающий любовь мира»). Не случайно герой становится мастером, «угадывая» события прошлого. Совпадает с масонскими представлениями и самый способ постижения минувшего: «О, как я угадал!», ибо, согласно доктринам масонства, разум не даёт полного познания истины. Возможно лишь откровение, вдохновенное угадывание, нисходящее на избранных. Важно здесь и перенесение аспекта в иную плоскость: масонство занимается поиском потерянного в веках Слова. Утраченное Слово – истину – ищет в прошлом и Мастер.

Знамением новой природы героя оказывается чудо встречи с Маргаритой. Мистический и провиденциальный характер встречи несомненен: она происходит в обстановке, напоминающей магический круг, и сопровождается особыми «знаками», адекватными сложившемуся в масонской среде символическому языку для опознания «своих».

Встреча Мастера и Маргариты сопровождается особым «знаком для слуха» - таинственным эхом, внезапно возникшим в месте встречи, и происходит благодаря «опознавательному знаку» - жёлтым цветам героини, мимозе (род акации, священное дерево масонов, ветвь которого была возложена на могилу легендарного строителя Соломонова храма, первого мастера, и воспринималась как символ воскрешения и один из аксессуаров обряда посвящения в мастера).

Её жёлтый цвет обозначает свет, а колючки – лучи солнца. Символика основывается на масонской легенде о смерти Хирама (или Адонирама).

Мудрый Соломон был одним из избранников и задумал воздвигнуть великий храм и так построить его, чтобы он символически передал потомству, всем жаждавшим познать истину, божественного познания. Для постройки храма были вызваны 130 тысяч рабочих различных наций. Работами руководил Адонирам, ученик египетских мастеров, также обладавший знанием «божественной истины». Аданирам разделил работников на три степени: учеников, товарищей, то есть подмастерьев, и мастеров. Каждой степени были присвоены отличительные знаки, слова и правила.

Чтобы работа их была сознательна, Адонирам знакомил работников с познаниями мудрецов, предлагая им символы и разъясняя их; степень познания была соразмерна степеням ученика, подмастерья и мастера. Мастера получали высшую плату, что вызывало желание трёх товарищей выпытать обманом или силой мастерское слово у Адонирама.

Однажды вечером, когда храм был уже пуст, Адонирам пришёл для обычного осмотра. У южных дверей подступил к нему один из заговорщиков и, не выпытав у него слова мастера, ударил молотком. У северных дверей другой товарищ нанёс ему удар киркой.

Тогда Адонирам, предвидя свою гибель, попытался сохранить от непосвящённых мастерское древнее слово и бросил золотой треугольник, символ всесовершенства Духа, Божественного начала, в колодец.

Тогда-то третий взбунтовавшийся товарищ бросился на искусного архитектора и нанёс ему смертельный удар циркулем у восточных дверей. Убийцы унесли и похоронили тело Адонирама.

Узнав о гибели своего помощника, Соломон пришёл в великую печаль и повелел найти тело Великого Мастера. В знак своей невиновности в убиении рабочие явились в белых перчатках. Тело было найдено, так как земля оказалась рыхлой, и воткнутая ветвь акации, которой убийцы отметили себе место погребения Адонирама, чтобы впоследствии перенести и сокрыть убитого в более отдалённом месте, зазеленела. Это был особый знак.

Акация в масонстве имеет множество символических значений: равенства, чистоты масонских правил, а также бессмертия и возрождения.

Встреча Мастера с Маргаритой – дар, знак вмешательства в судьбу «высшей причины», подтверждение его избранности.

Вспомним один из вопросов ритуала посвящения, «к познанию мастеров служащим»: «Почему я могу познать, что ты свободный каменщик и мастер?» - «Акация, или терновая ветвь, мне известна».

Встреча героев есть преддверие получения героем имени «Мастер» и последующего «коронования» чёрной шапочкой с буквой «М», то есть обретения более высокой степени «посвящения».

Место встречи героев представляет собой магический замкнутый круг: в центре Москвы, средь бела дня, когда «по Тверской улице шли тысячи людей», герои оказываются в безлюдном месте. («Повинуясь жёлтому знаку, я тоже свернул в переулок, пошёл по её следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души»).

Любовь Мастера и Маргариты к розам тоже может быть прочитана в «масонском» ключе, ибо роза (один из основных символов розенкрейцеров) – знак «распятой души».

Символика розы основывается на мифе о смерти Адониса, возлюбленного Афродиты (Венеры), из крови которого, преданию, произросли первые розы. Это символ любви, побеждающий смерть, а также скрытности. В христианстве роза является символом крови, пролитой распятым Христом. В поэзии трубадуров – символ любви, красоты, тайны, чистоты. В масонстве – символ любви, красоты, тайны, чистоты. После обряда инициации вновь принятому в ложу брату дарят красную розу – с тем, чтобы он поднёс её своей избраннице. Белая роз означает радость, чистоту, чёрная – тишину, грусть, печаль. Пять лепестков роз символизируют гармонию, красоту, благородство, человеколюбие, интеллект. Символика трёх роз означает свет, любовь, жизнь.

В пределах «цветочного кода» красноречивой деталью является отвращение, испытываемое Понтием Пилатом к одному только «запаху розового масла», и «сорванные розы», которые несёт с пылью и градом разыгравшаяся после казни Иешуа непогода.

Другим свидетельством приобщения героя к «степени мастера» становится обретении им чёрной шапочки с вышитой жёлтым шёлком буквой «М». Этот знак является «эмблемой» героя.

Буква «М» соответствует 13-й букве («мем») древнееврейского магического алфавита, где она имеет мистическое значение «женщина» и «превращение человека», а также символ и значение «скит» и «преображение». Символическое значение в картах Таро – «коса» (13-я карта в главной колоде называлась «смерть», в применении к человеку 13-й аркан означал «смерть и возрождение», а иероглиф аркана представлял фигуру женщины – посредника по переходу в другой «план жизни», когда земные «задачи» уже завершены и, согласно Книге Тота, открывается «путь к постижению Бога»). Кроме того, в масонской иероглифике буква «М» обозначала мастера и могла заменяться крестом.

Мотив креста и распятия, возникая в начале романа- в истории Иешуа, -подразумевается во всей линии Мастера, проецируясь на судьбу самого писателя. В этом смысле человеческая история у Булгакова оказывается цепью постоянного репродуцирования Голгофы в самых разных вариантах. Так или иначе, но мотив креста, подсвечивая линию Мастера, привносит в неё и сопутствующую символику: крестный путь, распятие, смерть, воскресение, выход в вечное бытие. Последнее тоже может рассматриваться в качестве ещё одной ступени совершаемого мастером «восхождения».

Упования на бессмертие на страницах романа находят разрешение в сюжетном завершении лини Мастера, обретшего жизнь за пределами земного существования. Булгаков (автор инсценировки «Войны и мира»), безусловно, помнил страницы толстовской эпопеи, связанные с посвящением Пьера в масоны, и рассуждения об одной из добродетелей масона – «любви к смерти», которая «освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения её в место награды и успокоения». Последнее словосочетание – «награда и успокоение» - помогает увидеть в соответствующих сценах Л.Н.Толстого один из возможных источников важнейшей сюжетной коллизии «Мастера и Маргариты».

Нетрудно заметить, что путь булгаковского героя складывается из ряда событий, «чудес» и переходов из пространства в пространство. Это «профанный» период – «чудесный» выигрыш ста тысяч, смена места обитания, чудо встречи с Маргаритой.

Мы видим, что эта молодая, умная, красивая женщина, до встречи с Мастером жившая во лжи и без любви, меняется.

Её имя означает «жемчужина» (греч.). В гностической литературе так называлась человеческая душа или – глубинной основе – душа мира, София. Понятие Софии, софийности связаны с особым знанием высших истин, постижением мудрости, недоступной смертным. В соответствии со значением своего имени Маргарита попадает в кризисные ситуации, открытые как гибели, так и спасению, и в сердце её борются на равных спаситель и губитель. В результате страданий и фантастических борений с самой собой рождалась настоящая жемчужина. Во имя спасения своего возлюбленного она вынуждена пойти на сговор с дьяволом. Превращение Маргариты в ведьму было лишь ступенью к истинному преображению. И преображение состоялось. «Я потеряла свою природу и заменила её новой», - говорит Маргарита Мастеру.

Преобразившись, она мечтает помогать Мастеру: «Тебе слишком много пришлось думать, и теперь буду думать я за тебя! И я ручаюсь, что всё будет хорошо».

«Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли», - писал Толстой.

Мотив «нового рождения» распространён и на образ Бездомного, с которым происходит ряд метаморфоз.

Начало совершенствования невозможно без Учителя, поскольку истина передаётся от «посвящённого» к «профану», прошедшему путь первоначального очищения. Мастер по всем признакам наделён чертами такого Учителя: он не только отшельник, но и врачеватель высшего ранга. Коснёмся, иллюстрируя

Ту мысль, сцены встречи Бездомного и Мастера в клинике Стравинского. Ей предшествует «омовение» Ивана в Москве-реке.

В ранних редакциях «Мастера и Маргариты» прямо указывалось, что купание Ивана происходило у подножия знаменитого храма Христа Спасителя. Купание Ивана именно в этом месте значимо для понимания его образа. Иван бездомный – эволюционирующий герой романа. Метаморфозы героя начинаются с истории на Патриарших прудах, а последующее купание легко проецируется на обряд крещения водой в московской иордани и, таким образом, занимает особое место среди этапов, предшествующих духовным переменам. Обряд омовения в воде, «крещения» подразумевает возвращение утраченной чистоты души и тела и символизирует «смерть» прежней жизни и возможность обретения новой. Таким образом, омовение в сакральном источнике приравнивается к началу духовного рождения. Не случайно на омовением следует «явление» Мастера, учеником которого он и станет, и открытие героем иных измерений бытия. Злоключения Ивана ведут его к осознанию существования иных измерений жизни. Это этапы подготовки к встрече с Учителем и отход от ложного «братства» писателей Дома Грибоедова.

Согласно масонскому ритуалу, перед посвящением новичок подвергался изоляции. Уединение становилось последним приготовлением к посвящению В клинике, где заперт герой, и начинается зарождение нового Ивана, вступающего в диалог со «старым», «прежним» Иваном.

Отношения Мастера с Иваном привносят в роман новые оттенки. Круг ассоциаций, связанных с масонством, значительно расширяется за счёт первой встречи персонажей – 13-й главы, занимающей важное место в структуре романа «Мастер и Маргарита».

Именно в этой главе происходит «врачевание» поэта с помощью беседы и внушения, а начало исцеления зафиксировано на уровне лексики: «преображённый поэт», «неузнаваемый», «новый Иван» вдруг смело сознался, что его стихи чудовищны.

Первая же деталь встречи даёт основание для проекций на ритуал посвящения в ученики (герой появляется со знаком мастера – ключами). Иван обещает Мастеру больше никогда не писать стихов. Клятва занимает важное место в масонских ритуалах. Кроме того, среди них можно выделить целую систему тайных жестов и «опознавательных» прикосновений. «Обещаю и клянусь!» - торжественно произнёс Иван. Клятву скрепили рукопожатием…». Рукопожатию отводилась роль знака, скрепляющего союз единомышленников и подчеркивающего инициационный характер встречи.

Путь Ивана Бездомного описан в романе как путь к прозрению. В масонстве ритуальное снятие повязки с глаз посвящаемого подразумевало, что последний прежде находился во мраке неведения. Безбожник Иван, автор антирелигиозной поэмы о Христе, прозревая, начинает испытывать изменивший его жизнь интерес к истории Понтия Пилата и Иешуа.

Ночная беседа Мастера с Бездомным благодаря своеобразному «таинству» исповеди самого Мастера, особой структуре диалога, жестам и клятве «посвящаемого» воплощает в себе обряд передачи сокровенного истинного знания.

Согласно масонской доктрине, сокровенные знания передаются из уст в уста, от Учителя к ученику. Непосредственное знание ученика получено Бездомным от Мастера («Прощай, ученик!») и скреплено позже поцелуем Маргариты, тоже знаком инициационой обрядности во время их последней встречи, в момент мистериального перехода Учителя в вечную обитель.

Новая природа поэта подчёркнута как сменой имени, так и мистическим знанием судьбы соседа из палаты №118 и его возлюбленной («Сейчас в городе скончался один человек. Даже знаю, кто… это женщина»), а также тем, что именно ему дано увидеть вещий сон о встрече Пилата и Иешуа на лунном пути, то есть узнать подлинное завершение судьбы прокуратора.

Финальные страницы «Мастера И Маргариты» нарушают чёткие контуры «масонских» проекций, но касается это исключительно линии Бездомного. С одной стороны, Ивану в вещем сне предстаёт видение женщины «непомерной красоты», восходящей с Мастером по лунному лучу. Это видение поражает своим совпадением с масонскими легендами. В масонской символике солнце изображало истину, мужество, правосудие, действующую силу; луна – чистую любовь, материю, природу. «Без сих трёх главнейших добродетелей – мужества, правосудия и воздержания (то есть чистой любви) – имя каменщика есть пустое титло, мыльный пузырь», - гласила масонская мудрость.

С другой стороны, читатель обнаруживает и знаки того, что Иван – ученик, не достигший уровня Учителя. Получивший благословение Мастера на продолжение романа о Пилате, но лишенный дальнейшего духовного наставничества, Иван Николаевич Понырев ведёт себя как человек, которому истина только приоткрылась.

Иван Бездомный проходит в романе путь, обратный пути Мастера: если последний был историком и отказался от профессии во имя писательства, утратив при этом имя, то Иван, побывав в поэтах, стал историком и вернул своё настоящее имя – Иван Николаевич Понырев.

Поэтому, словно очутившись в заколдованном круге, каждое полнолуние, в годовщину памятных ему событий на Патриарших прудах, он вновь «болен», и цикличность этой болезни оставляет его среди персонажей московского мира.

Роман «Мастер и Маргарита» в жизни Булгакова был тем же, чем был «Реквием» для Моцарта, - долгим прощание и творческим завещанием. И поэтому, нам, читателям, передаётся радостное, освобождающее душу и мысли чувство полёта («За мной, мой читатель!»).

Эта книга не утонула в волнах истории, она и сегодня помогает нам понять жизнь и самих себя. Книгу о Воланде, Мастере, Иешуа и Маргарите надо уметь прочитать, ибо она – огромная «криптограмма», зашифрованный текст. Пройдут годы и этот роман нам «принесёт ещё сюрпризы».

2. Практическая значимость

Практической значимости определяется задачами комментирования и интерпретации художественных текстов. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, в проектной деятельности, посвящённых анализу произведений поэтов и писателей XVIII – начала XXI вв., при подготовке к научно-практической конференции.

Вывод

Таким образом, масоны внесли немалый вклад в русскую историю и культуру. Роли ли же масонства, как организации, в русской истории рубежа 19 - 20 веков практически не существует. Масонство является составляющим элементом западной культуры. Для России этот феномен был привнесённым извне и действовал в той мере, в какой часть русского образованного общества стремилась к приобщению к ценностям европейской цивилизации. В этом смысле масонство явилось одним из мостов, соединяющим западную и российскую культуры.

В работе рассматриваются «масонские» традиции в романе-эпопее «Война и мир Л.Н.Толстого и романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, анализируются образы главных героев, их отношение к обряду посвящения, масонскую атрибутику и символику.

В процессе исследования поставленные задачи выполнены: показано, какие масонские традиции прослеживаются в романе романе-эпопее «Война и мир Л.Н.Толстого и «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, как с помощью «масонской» символики романа раскрываются образы главных героев; познакомились с историей масонского движения и символикой масонов; проследили «масонские» мотивы в романе-эпопее «Война и мир Л.Н.Толстого и «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова; дали понять, как с помощью «масонской» символики романа раскрываются образы главных героев.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу о необходимости изучения масонских традиций в художественном тексте для полноценного восприятия произведения. Доказали, что целенаправленный отбор материала, отвечающий определённому художественному замыслу, делает данный текст и поступки героев произведения понятнее.

Список литературы

1.Булгаков М.А. Мастер и Маргарита//Дрофа – М, 2007 – 353 с.

2. Лакшин В. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита"// Новый мир, 1966, №6. – 234 – 311 с.

3. Лакшин В. Я. Булгакиада. – Киев,1991. – 259 с.

4. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. – М.: Рус. яз.,1988. – 304 с.

5. Петелин В.В. Михаил Булгаков. – М., 1989. – 258 с.

6. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М.: Книга, 1988. – 672 с.

Масонское посвящение как синтез древних традиций 2017 / Випулис Ирина Викторовна

Толстой Л.Н. Война и мир. В 4 т. – М.: Дрофа, 2007. (Библиотека классической литературы).

 

 

Просмотров работы: 819