Говорите правильно!

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Говорите правильно!

Леквинадзе Д.М. 1
1МАОУ лицей №14 им. Ю. А. Гагарина
Молчанова Е.Ю. 1
1МАОУ лицей №14 им. Ю. А. Гагарина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В повседневной жизни мы постоянно общаемся со сверстниками, родителями, учителями, друзьями. Мы не задумываемся, как произносим слова.

Знание русского языка, умение правильно ставить ударение в словах, употреблять фразеологизмы необходимо не только детям, но и взрослым.

В современном мире красивая и правильная речь становится большой редкостью, и это большая проблема для подрастающего поколения. А ведь правильная речь- один из главных показателей общей культуры человека, культуры и наследия России. Именно поэтому тема выбранной работы очень актуальна для современного общества.

Цель моей работы: выяснить как в разговорной речи большинство людей произносят слова, правильно ли ставят ударение.

Задачи:

Изучить темы «Правила постановки ударения» и «Склонение имён существительных во множественном числе»

Провести исследование: как говорят окружающие меня люди

Составить анкету для опроса

Провести опрос среди учащихся и родных

Сделать вывод

Список литературы:

Для изучения данного вопроса я использовала:

- учебник по русскому языку для 4 класса в. П. Канакиной , В. Г. Горецкого;

- «Словарик ударений. Говори правильно» О. Д. Ушакова

- «Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, Ударение. Грамматические формы» Т. Ф. Ивановой

- «Русский язык. Теория» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой

Степень изученности данной темы:

Эта тема всегда волновала и до сих пор волнует многих людей. Такие люди как В. И. Даль, О. Д. Ушакова, Т. Ф. Иванова и многие другие, которые всей душой болели и болеют за культуру русской речи, создали замечательные пособия, благодаря которым мы можем заполнять пробелы в знаниях, учиться и совершенствоваться.

Личный вклад:

Изучая эту тему, я решила сделать плакат «Смешные стихи- запоминалки «Говори правильно» для того, чтобы мои одноклассники могли с лёгкостью запомнить, как правильно произносить те или иные слова.

Основная часть

Изучая тему «Постановка ударения», я сделала вывод, что в русском языке нет общего правила постановки ударения в слове, ударение имеет разноместный, «плавающий» характер: ударными могут быть гласные в приставке, корне, суффиксе, окончании слова, а в заимствованных словах ударение нередко сохранятся. Поэтому слова, в которых часто допускаются ошибки при постановке ударений, нужно запоминать и проверять правильность произношения по орфоэпическому словарю.

Изучая тему «Правописание окончаний» я выяснила, что в русском языке наиболее проблемными случаями в произношении, написании окончаний являются случаи, когда нужно употребить слова в форме именительного и родительного падежа множественного числа.

Чтобы определить, как правильно пишется окончание, нужно всего лишь выучить правило «Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

Знание родного языка, умение правильно определять и произносить окончание слов и ставить ударение необходимо не только детям, но и взрослым. Для того, чтобы определить часто ли допускают ошибки в ударении и окончании слов мои сверстники и взрослые я провела опрос

среди учащихся своего класса (до и после изучения данной темы), учащихся 6 класса, 11 класса и родных.

В опросе приняли участие 53 учащихся 4-х классов, 27 учащихся 11 классов. А также мои родные: мама, папа, бабушка, дедушка. Всего в опросе приняло участие 84 человека.

Всем участникам были выданы карточки (Приложение 1), которые включали в себя 2 задания:

Все слова (существительные) нужно было написать в форме именительного и родительного падежа множественного числа и обозначить в них ударение.

В словах, которые часто используются в нашей речи правильно поставить ударение.

У всех опрашиваемых набольшее затруднение вызвало задание в простановке ударений. По результатам анализа (Приложение 2) я выявила, что чаще всего детьми и некоторыми взрослыми неправильно ставиться ударение в следующих часто используемых словах:

Правильно

Неправильно

включИт

вклЮчит

звонИт

звОнит

красИвее

красивЕе

клАла

клалА

избалОванный

избАлованный

мусоропровОд

мусоропрОвод

каталОг

катАлог

Определив слова, в которых чаще всего допускаются ошибки, я решила сделать плакат «Говори правильно» (Приложение 3). Смешные стихи- запоминалки помогут ребятам запомнить, где нужно поставить ударение. Одноклассникам очень понравилась моя работа и они тоже решили принять активное участие в создании своих плакатов на эту тему (Приложение 4)

Заключение.

Работая над данной темой, я достигла своей цели. Выяснила, что даже взрослые в разговорной речи произносят слова с ошибками, неправильно ставят ударение. Благодаря этой работе, я для себя открыла много нового и полезного, мой словарный запас увеличился. Надеюсь, что мой плакат поможет моим одноклассникам с лёгкостью запомнить правильную постановку ударений в наиболее используемых словах.

Я считаю, что говорить без ошибок очень важно. И если мы не уверенны в правильности написания или произношения того или иного слова, то необходимо пользоваться словарём.

Список использованной литературы:

Бабайцева, В. В. Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 9-е изд., перераб. – : Дрофа, 2020. – 318 с.

Иванова , Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. Ударение: учебное пособие / Т. Ф. Иванова . – 2-е изд. – : ООО "Дрофа", 2004. – 893 с.

Канакина, В. П. Русский язык 4 класс: учебник / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е издание – 2017 : Просвещение, 2017. – 159 с.

Ушакова, О. Д. Говори правильно. Словарик ударений: учебное пособие / О. Д. Ушакова. – : Издательский дом "Литера", 2008. – 96 с.

Приложение 1

Карточка- опрос.

Задание 1. Прочитайте. Напишите данные слова, употребив их в форме именительного и родительного падежа множественного числа. Обозначьте в словах ударение.

Существительное в Им.п., ед. ч.

Существительное в Им.п., мн.ч.

Существительное в Р.п., мн. ч.

бант

   

директор

   

доктор

   

носок

   

гольф

   

торт

   

герб

   

шофёр

   

туфля

   

Задание 2. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение.

кухонный

включит

звонит

доверху

красивее

клала

щавелевый

избалованный

мусоропровод

каталог

баловать

облегчить

сливовый

Приложение 2.

Анализ опроса.

ЗАДАНИЕ 1. Контролируемые параметры.

1- бант; окончание в им.п. , р.п. мн.числа

2 - бант; ударение (Им.п., Р. П., мн.ч)

3 -директор; окончание в им.п. , р.п. мн.числа

 

4 - директор; ударение (Им.п., Р. П., мн.ч)

 

5 - доктор; окончание в им.п. , р.п. мн.числа

6 - доктор; ударение (Им.п., Р. П., мн.ч)

 

7 - носок; окончание в им.п. , р.п. мн.числа

8 -носок; ударение (Им.п., Р. П., мн.ч)

 

9 - гольф; окончание в им.п. , р.п. мн.числа

10

гольф; ударение (Им.п., Р. П., мн.ч)

 

11 - торт; окончание в им.п. , р.п. мн.числа.

12 -торт; ударение (Им.п., Р. П., мн.ч)

13 - герб; окончание в им.п. , р.п. мн.числа

 

14 - герб; ударение (Им.п., Р. П., мн.ч)

 

15 -шофёр; окончание в им.п. , р.п. мн.числа

 

16- шофёр;ударение (Им.п., Р. П., мн.ч)

 

17- туфля; окончание в им.п. , р.п. мн.числа

 

18- туфля;ударение (Им.п., Р. П., мн.ч)

 

Вывод: наибольшее количество ошибок было допущено в 7, 8, 9, 10 задании.

ЗАДАНИЕ 2. Контролируемые параметры.

1- кухонный (ударение)

2- включит(ударение)

3-звонит(ударение)

4-доверху (ударение)

5-красивее(ударение)

6-клала(ударение)

7-щавелевый(ударение)

8-избалованный(ударение)

9-мусоропровод(ударение)

10-каталог(ударение)

 

11-баловать(ударение)

12-облегчить(ударение)

13- сливовый(ударение)

Вывод: наибольшее количество ошибок было допущено в словах: включит, звонит, красивее, клала, избалованный, мусоропровод, каталог.

Приложение 3

Приложение 4

Просмотров работы: 185