Введение
В повседневной жизни мы постоянно общаемся со сверстниками, родителями, учителями, друзьями. Мы не задумываемся, как произносим слова.
Знание русского языка, умение правильно ставить ударение в словах, употреблять фразеологизмы необходимо не только детям, но и взрослым.
В современном мире красивая и правильная речь становится большой редкостью, и это большая проблема для подрастающего поколения. А ведь правильная речь- один из главных показателей общей культуры человека, культуры и наследия России. Именно поэтому тема выбранной работы очень актуальна для современного общества.
Цель моей работы: выяснить как в разговорной речи большинство людей произносят слова, правильно ли ставят ударение.
Задачи:
Изучить темы «Правила постановки ударения» и «Склонение имён существительных во множественном числе»
Провести исследование: как говорят окружающие меня люди
Составить анкету для опроса
Провести опрос среди учащихся и родных
Сделать вывод
Список литературы:
Для изучения данного вопроса я использовала:
- учебник по русскому языку для 4 класса в. П. Канакиной , В. Г. Горецкого;
- «Словарик ударений. Говори правильно» О. Д. Ушакова
- «Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, Ударение. Грамматические формы» Т. Ф. Ивановой
- «Русский язык. Теория» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой
Степень изученности данной темы:
Эта тема всегда волновала и до сих пор волнует многих людей. Такие люди как В. И. Даль, О. Д. Ушакова, Т. Ф. Иванова и многие другие, которые всей душой болели и болеют за культуру русской речи, создали замечательные пособия, благодаря которым мы можем заполнять пробелы в знаниях, учиться и совершенствоваться.
Личный вклад:
Изучая эту тему, я решила сделать плакат «Смешные стихи- запоминалки «Говори правильно» для того, чтобы мои одноклассники могли с лёгкостью запомнить, как правильно произносить те или иные слова.
Основная часть
Изучая тему «Постановка ударения», я сделала вывод, что в русском языке нет общего правила постановки ударения в слове, ударение имеет разноместный, «плавающий» характер: ударными могут быть гласные в приставке, корне, суффиксе, окончании слова, а в заимствованных словах ударение нередко сохранятся. Поэтому слова, в которых часто допускаются ошибки при постановке ударений, нужно запоминать и проверять правильность произношения по орфоэпическому словарю.
Изучая тему «Правописание окончаний» я выяснила, что в русском языке наиболее проблемными случаями в произношении, написании окончаний являются случаи, когда нужно употребить слова в форме именительного и родительного падежа множественного числа.
Чтобы определить, как правильно пишется окончание, нужно всего лишь выучить правило «Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе».
Знание родного языка, умение правильно определять и произносить окончание слов и ставить ударение необходимо не только детям, но и взрослым. Для того, чтобы определить часто ли допускают ошибки в ударении и окончании слов мои сверстники и взрослые я провела опрос
среди учащихся своего класса (до и после изучения данной темы), учащихся 6 класса, 11 класса и родных.
В опросе приняли участие 53 учащихся 4-х классов, 27 учащихся 11 классов. А также мои родные: мама, папа, бабушка, дедушка. Всего в опросе приняло участие 84 человека.
Всем участникам были выданы карточки (Приложение 1), которые включали в себя 2 задания:
Все слова (существительные) нужно было написать в форме именительного и родительного падежа множественного числа и обозначить в них ударение.
В словах, которые часто используются в нашей речи правильно поставить ударение.
У всех опрашиваемых набольшее затруднение вызвало задание в простановке ударений. По результатам анализа (Приложение 2) я выявила, что чаще всего детьми и некоторыми взрослыми неправильно ставиться ударение в следующих часто используемых словах:
Правильно |
Неправильно |
включИт |
вклЮчит |
звонИт |
звОнит |
красИвее |
красивЕе |
клАла |
клалА |
избалОванный |
избАлованный |
мусоропровОд |
мусоропрОвод |
каталОг |
катАлог |
Определив слова, в которых чаще всего допускаются ошибки, я решила сделать плакат «Говори правильно» (Приложение 3). Смешные стихи- запоминалки помогут ребятам запомнить, где нужно поставить ударение. Одноклассникам очень понравилась моя работа и они тоже решили принять активное участие в создании своих плакатов на эту тему (Приложение 4)
Заключение.
Работая над данной темой, я достигла своей цели. Выяснила, что даже взрослые в разговорной речи произносят слова с ошибками, неправильно ставят ударение. Благодаря этой работе, я для себя открыла много нового и полезного, мой словарный запас увеличился. Надеюсь, что мой плакат поможет моим одноклассникам с лёгкостью запомнить правильную постановку ударений в наиболее используемых словах.
Я считаю, что говорить без ошибок очень важно. И если мы не уверенны в правильности написания или произношения того или иного слова, то необходимо пользоваться словарём.
Список использованной литературы:
Бабайцева, В. В. Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 9-е изд., перераб. – : Дрофа, 2020. – 318 с.
Иванова , Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. Ударение: учебное пособие / Т. Ф. Иванова . – 2-е изд. – : ООО "Дрофа", 2004. – 893 с.
Канакина, В. П. Русский язык 4 класс: учебник / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е издание – 2017 : Просвещение, 2017. – 159 с.
Ушакова, О. Д. Говори правильно. Словарик ударений: учебное пособие / О. Д. Ушакова. – : Издательский дом "Литера", 2008. – 96 с.
Приложение 1
Карточка- опрос.
Задание 1. Прочитайте. Напишите данные слова, употребив их в форме именительного и родительного падежа множественного числа. Обозначьте в словах ударение.
Существительное в Им.п., ед. ч. |
Существительное в Им.п., мн.ч. |
Существительное в Р.п., мн. ч. |
бант |
||
директор |
||
доктор |
||
носок |
||
гольф |
||
торт |
||
герб |
||
шофёр |
||
туфля |
Задание 2. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение.
кухонный |
включит |
звонит |
доверху |
красивее |
клала |
щавелевый |
избалованный |
мусоропровод |
каталог |
баловать |
облегчить |
сливовый |
Приложение 2.
Анализ опроса.
ЗАДАНИЕ 1. Контролируемые параметры. |
|||
1- бант; окончание в им.п. , р.п. мн.числа |
|||
2 - бант; ударение (Им.п., Р. П., мн.ч) |
|||
3 -директор; окончание в им.п. , р.п. мн.числа |
|||
4 - директор; ударение (Им.п., Р. П., мн.ч) |
|||
5 - доктор; окончание в им.п. , р.п. мн.числа |
|||
6 - доктор; ударение (Им.п., Р. П., мн.ч) |
|||
7 - носок; окончание в им.п. , р.п. мн.числа |
|||
8 -носок; ударение (Им.п., Р. П., мн.ч) |
|||
9 - гольф; окончание в им.п. , р.п. мн.числа |
|||
10 |
гольф; ударение (Им.п., Р. П., мн.ч) |
||
11 - торт; окончание в им.п. , р.п. мн.числа. |
|||
12 -торт; ударение (Им.п., Р. П., мн.ч) |
|||
13 - герб; окончание в им.п. , р.п. мн.числа |
|||
14 - герб; ударение (Им.п., Р. П., мн.ч) |
|||
15 -шофёр; окончание в им.п. , р.п. мн.числа |
|||
16- шофёр;ударение (Им.п., Р. П., мн.ч) |
|||
17- туфля; окончание в им.п. , р.п. мн.числа |
|||
18- туфля;ударение (Им.п., Р. П., мн.ч) |
Вывод: наибольшее количество ошибок было допущено в 7, 8, 9, 10 задании.
ЗАДАНИЕ 2. Контролируемые параметры. |
|
1- кухонный (ударение) |
|
2- включит(ударение) |
|
3-звонит(ударение) |
|
4-доверху (ударение) |
|
5-красивее(ударение) |
|
6-клала(ударение) |
|
7-щавелевый(ударение) |
|
8-избалованный(ударение) |
|
9-мусоропровод(ударение) |
|
10-каталог(ударение) |
|
11-баловать(ударение) |
|
12-облегчить(ударение) |
|
13- сливовый(ударение) |
Вывод: наибольшее количество ошибок было допущено в словах: включит, звонит, красивее, клала, избалованный, мусоропровод, каталог.
Приложение 3
Приложение 4