Пророки в своем Отечестве: Пушкин и Тютчев

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пророки в своем Отечестве: Пушкин и Тютчев

Филиппов Н.Д. 1
1МБОУ СОШ № 4 г. Агрыз, 10 класс
Ганеева Р.Р. 1
1МБОУ СОШ № 4 г. Агрыз, 10 класс
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Исследователи русской поэзии отмечали, что многие лирические произведения являются неким пророчеством, в той или иной степени верно предсказывая события и их исход, влияющий на судьбу России. Являются ли русские поэты пророками? В чём суть их провидения? Имеют ли они связь с Богом, которая часто отражается в их произведениях? Эти вопросы и составили цель нашего исследования. Руководствуясь поставленной целью, мы решали следующие задачи:

Изучить пророческую лирику Пушкина и Тютчева и отражение ее в исторической судьбе России.

Сопоставив пророческие стихотворения двух поэтов, выявить их сходства и различия в раскрытии данной темы в интертекстуальном соотношении.

Актуальность данной темы, на наш взгляд, состоит в том, что пророческая литература и философия востребована и в наше время, божественный дар поэтов и их пророчества интересны современному читателю. Патриотизм и гражданская позиция великих русских поэтов служат еще одним ярким подтверждением знаменитого выражения Е.Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт».

При исследовании данного явления мы использовали метод литературного анализа художественного текста произведения.

В соответствии со спецификой исследования наша работа состоит из введения, где определены цели, задачи, актуальность темы; двух глав, посвященных пророческой лирике Пушкина и Тютчева об исторической судьбе России; сопоставлению патриотических стихотворений поэтов для выявления сходства и различия в их взглядах; заключения, где приведены основные результаты исследования, и списка литературы. 

ТЕМА ПРОРОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ ПУШКИНА И ТЮТЧЕВА

Поэзия — это божественное творение. Поэтическое творчество — это дар свыше. Донести слово истины людям может только поэт-пророк.

Стихотворения великих поэтов А.С. Пушкина «Пророк» и Ф.И. Тютчева «Безумие» написаны примерно в одно и то же время (1826, 1830 годы).

Совпадения, какие невозможно не заметить, звучат у Тютчева как отклик на пушкинское: оба стихотворения написаны четырехстопным ямбом, возвышенным языком, место действия – пустыня, говорится о слухе, зрении.

Но различий гораздо больше.

Это и сюжет (внешний в «Пророке» и внутренний в «Безумии»), и герои (я - оно), и образ жизни (влачился – в беззаботности веселой… живет)…

У одного - вещие зеницы, у другого – стеклянные очи. Что значит этот эпитет? Застывшие, как у больного? Слепые? «Чего-то ищет в облаках»… незрячими глазами? И при этом живет в «беззаботности веселой»?

Слух такой у героя «Пророка», что он слышит не только «неба содроганье», но и рост («прозябанье») дольней лозы. Герой «Безумия» «чутким ухом … чему-то внемлет». Непонятному? Непонимаемому? Тогда почему же «с довольством тайным»? Закрадывается мысль, что это удовольствие непонятное, тайное для него самого! Тогда почему же Безумье жалкое? Какое из объяснений Даля ближе? Достойный жалости, сожаления, участия, возбуждающий чувство жалости, сострадания? Или ничтожный, презрительный, падший, плохой?

И пустыня, оказывается, у Тютчева только на первый взгляд представляется метафорой жизни как мучительного, бесцветного существования. Страшное место: земля обгорелая с пламенными песками – для жалкого Безумья и приют, убежище, и место суда…

В «Пророке» явная антитеза во всем: земля – небо, моря – земли, я – Бог… В «Безумии» - слияние несовместимого, несочетаемого: «с землею обгорелой слился, как дым, небесный свод», «в беззаботности веселой …живет под раскаленными лучами, зарывшись в пламенных песках»… И Безумье жалкое, в моем представлении, и ничтожно, и достойно жалости, сострадания… Таким показал его блистательный Ф.И.Тютчев, используя оксюморон…

«На перепутье» томимого духовной жаждой (не знающего куда, зачем и, главное, как идти) лирического героя шестикрылый серафим преобразовал в существо с особыми зрением, слухом, языком и сердцем. Но…«как труп, в пустыне я лежал…» Затем прекрасное воззвание Бога, в которое автор вложил такое понятное нам всем, такое яркое понимание предназначения поэта. Глаголы в сослагательном наклонении: восстань, виждь, внемли, жги – так страстно произнесены, что до знакомства с тютчевским «Безумием» ни разу не закралось сомнения в том, что пророк может не восстать, может не исполнить своего предназначения – глаголом жечь сердца людей.

У Тютчева «внемли» преобразовалось в глагол настоящего времени – «внемлет». Может быть, Безумье жалкое, которое «стеклянными очами чего-то ищет в облаках», «припав к растреснутой земле, чему-то внемлет жадным слухом», и есть тот, кто восстал… после попытки исполнить волю Божью? Так в чем же БЕЗУМИЕ, по Тютчеву? Не в том ли, что герой «мнит, что слышит…». Что значит мнит? Имеет мнение, уверен ? Вот это самомнение и есть безумие.

Если пушкинское поэтическое повествование в "Пророке" ведется от первого лица и утверждает веру в подлинность пережитого пророком духовного преображения и дарованного ему знания жизни, то в тютчевском "Безумии" выражено сомнение в возможности магического приобщения к тайнам бытия, на которое с довольством "на челе" претендует "безумье жалкое".

Однако Тютчевым создано и стихотворение "Странник", где странник, "домашних очагов изгнанник", изображен не возгордившимся безумцем, но истинным провидцем. Тютчевскому страннику действительно "отверста вся земля", он "видит все и славит Бога". Насколько близок образ тютчевского странника образу пушкинского пророка?

В художественно-философском мировосприятии Тютчева ясно различимо неприятие веры во всевластие разума, неприятие личностной гордыни и самонадеянных пророчеств, которые для Тютчева есть лишь порождение "безумья жалкого" и чужды христианскому смирению. При обращении к стихотворению Тютчева "Странник", являющемуся тематически близким "Безумию", эта значимая черта философских представлений и жизненной позиции Тютчева становится особенно очевидной. [7]

В стихотворении "Пророк" Пушкин, как известно, использовал отдельные мотивы IV главы библейской книги пророка Исайи. Хотя в "Страннике" Тютчева отчетливо и не проявилась прямая связь с библейскими текстами, в нем отразились представления о "странничестве" как о христианском духовном подвиге. На пути, по которому суждено идти лишь избранным, страннику Тютчева "отверста вся земля", он "видит все и славит Бога».

В тютчевском страннике нет себялюбия и гордыни, он исполнен смирения, которое и приносит душевный мир и покой. Тютчевым создан образ безвестного и бездомного странника, знающего о своей избранности, но со смиренным спокойствием принимающего свою судьбу. [http://pandia.ru]

Именно идея христианского смирения побуждала поэта трактовать в "Безумии" как одержимость порожденные гордыней претензии на всеведение, на знание сокровенных тайн бытия.

Таким образом, способность избранных Богом, наделенных даром прозрения, волновала и Тютчева, осознававшего пророческую роль истинной поэзии. Тютчев развивал в этих стихотворениях художественно-философскую тематику "Пророка", но развивал ее по-своему, не повторяя Пушкина.

Если образ пушкинского пророка, осознававшего свое предназначение в итоге чудесного и одновременно мучительного духовного преображения, исполнен духовной силы, энергии и величия, то в образе тютчевского странника раскрыты иные грани дара прозрения и духовной избранности - смирение, душевный мир, готовность "славить Бога".

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что Тютчев, как и Пушкин, художественно раскрывали тему духовной избранности, основываясь на христианское миропонимание.

ПРЕДСКАЗАНИЯ СУДЬБЫ РОССИИ

В ЛИРИКЕ ПУШКИНА И ТЮТЧЕВА

 Согласно откровениям Пушкина, у Европы и России разное предназначение. Роль Европы состоит в созидании, развитии технического прогресса и накоплений. Россия должна обеспечить миру духовность, высокую нравственность, торжество разума на земле.

 «Клеветникам России» — патриотическое стихотворение Пушкина, опубликованное в 1831 году и возникшее в связи с польским восстанием 1830-1831 годов. Непосредственным поводом для его написания стало выступление некоторых депутатов во французском парламенте с призывом вооружённого вмешательства в военные действия на стороне польских повстанцев против русской армии.

Пушкин считал, что самостоятельное государственное существование Польши противоречит интересам России. Кроме того, к этому времени он в значительной степени отошёл от революционной романтики юности и стал негативно относиться к революциям и мятежам вообще. Это не мешало ему восхищаться героизмом поляков: пересказывая в письме Вяземскому от 1 июня 1831 года соответствующий эпизод сражения при Остроленке, он пишет: «Все это хорошо в поэтическом отношении. Но всё-таки их надобно задушить, и наша медленность мучительна». И далее он излагает мысли, вскоре легшие в основу оды: «Для нас мятеж Польши есть дело семейственное, старинная, наследственная распря, мы не можем судить её по впечатлениям европейским, каков бы ни был, впрочем, наш образ мыслей…»

Более того, в июле того же года Пушкин безуспешно предлагал А. Х. Бенкендорфу позволить ему создать политический журнал, мотивируя это следующим образом: «Ныне, когда справедливое негодование и старая народная вражда, долго растравляемая завистью, соединила всех нас против польских мятежников, озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной бешеной клеветою… Пускай позволят нам, русским писателям, отражать бесстыдные и невежественные нападки иностранных газет».

В стихотворении, написанном в форме прямого обращения к депутатам («народным витиям»), Пушкин указывает на непонимание ими сущности многовекового русско-польского конфликта.

Обвиняя французов в ненависти к России, Пушкин задаётся вопросом, в чём корни этого явления, и даёт на него ответ: крах Наполеона после его поражения в Отечественной войне 1812 года.

За что ж? ответствуйте: за то ли,

Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?

За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупил Европы вольность, честь и мир? [3]

В заключительной части стихотворения Пушкин указывает на готовность хранящего былую силу русского народа сражаться против новой агрессии, а также пишет об очередном плачевном конце, ожидающем интервентов:

Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

Угроза позволила Пушкину напомнить, чем совсем недавно кончилась попытка Наполеона покорить Россию. Так идейно и художественно оправданно в стихотворение вошла тема Отечественной войны 1812 года.

За шесть лет до юбилея Пушкин решительно и четко сформулировал свое понимание войны и победы. Политические обстоятельства, создавшие необходимость ответа «витиям», определили и название стихотворения - «Клеветникам России», и его содержание - ответ клеветникам и объяснение понятия «Россия». Для Пушкина Россия - это государство русское, это армия русского народа, отстаивающая свободу и независимость отечества. Отсюда значительность и глубокая содержательность местоимения «мы». Поэт говорит от имени русских, от имени народа. Депутаты, призывавшие к интервенции, ненавидят Россию и русских. Пушкин и спрашивает: «За что ж?» - и отвечает: за то ли,

Что на развалинах пылающей Москвы

Мы не признали наглой воли

Того, под кем дрожали вы?

За то ль, что в бездну повалили

Мы тяготеющий над царствами кумир

И нашей кровью искупили

Европы вольность, честь и мир?

Стихотворение завершалось мощным финалом, в центре которого был грандиозный образ русского народа и отечества, данные в единстве.

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас?

Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?

Читая эти строки, понимаешь, каким даром предвиденья обладал великий русский поэт. Битва России с немецким фашизмом и поверженной им Западной Европой, воевавшей против СССР на стороне Гитлера, подтверждение слов поэта о непокорившейся фашистскому тирану России и кровавом искуплении, которое заплатила Россия за свою свободу и свободу Европы.

Тютчев долго жил за рубежом и лучше многих понимал, как на самом деле относятся в Западной Европе к России. «Единственная естественная политика России по отношению к западным державам, - сделал он вывод, - это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными – по бессилию. Эта суровая истина, быть может, покоробит чувствительные души, но, в конце концов, ведь это же закон нашего бытия».

Мало того, он предсказывал возможность появления в Германии фашизма. Отмечал зарождение в ней нечто такого, что «может повести Европу к состоянию варварства, не имеющего подобного себе в истории мира».

«Россия, освободившая Европу от наполеоновского господства, - писал по этому поводу Тютчев, - подвергается ныне постоянным враждебным нападкам европейской печати» . А Гюставу Кольбу, редактору влиятельного немецкого журнала, он написал: «Истинный защитник России – это история, ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу».

Но при этом он считал, что Россия вовсе не противостоит Западу, а является его «законной сестрой», живущей только «своей собственной, органичной и самобытной жизнью».

Тютчев пророчески предупреждал германского редактора, что проводимая по отношению к России политика раздоров и вражды принесет горькие плоды. «И вот тогда-то, милостивый государь, - писал он, - вы слишком дорого заплатите за то, что однажды были к нам несправедливы».

Ну, а главным ответом Тютчева клеветникам стало его знаменитое:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить…

Тютчев будто предвидел тот факт, что сербы, например, после натовских бомбардировок стали сами проситься в российское подданство. Но ведь и другие государства уже понимают, что без нашей страны современный мир обойтись не может. Это отчетливо показали последние события вокруг Сирии, когда только Россия смогла остановить новую надвигающуюся бойню.

Вопреки мнению тогдашнего канцлера Германии Бисмарка, заявившего, что единство наций достигается только «железом и кровью», Тютчев написал:

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью, -

А там увидим, что прочней…

Он пророчески сознавал, что под лозунгами свободы и западноевропейских «демократических» революций для России подготавливается страшная судьба, ее ждут суровые испытания.

Он писал:

Ужасный сон отяготел над нами,

Ужасный, безобразный сон:

В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,

Воскресшими для новых похорон.

Осьмой уж месяц длятся эти битвы

Геройский пыл, предательство и ложь,

Притон разбойничий в дому Молитвы,

В одной руке распятие и нож.

И целый мир, как опьяненный ложью,

Все виды зла, все ухищренья зла!..

Нет, никогда так дерзко правду божью

Людская кривда к бою не звала!..

И этот клич сочувствия слепого,

Всемирный клич к неистовой борьбе,

Разврат умов и искаженье слова-

Все поднялось и все грозит тебе,

О край родной! - такого ополченья

Мир не видал с первоначальных дней…

Велико, знать, о Русь, твое значенье!

Мужайся, стой, крепись и одолей!

Предвидя события, Тютчев отмечал: «Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества».

И Тютчев оказался прав - так и произошло. Революция в России не только разрушила вековые устои страны, но и изменила облик мира, последствия продолжают ощущаться до сих пор. А ненависть адептов к исторической России он объяснял тем, что Россия, прежде всего, «христианская держава, а русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то еще более задушевному…[http://www.stoletie.ru/sozidateli/fedor_tutchev_prorok_v_svojem_otechestve_768.htm]

Революция же, прежде всего – враг христианства. Антихристианский дух есть душа революции, ее сущностное, отличительное свойство.

Ее последовательно обновляемые формы и лозунги, даже насилия и преступления – все это частности и случайные подробности. А оживляет ее именно антихристианское начало».

В своей статье «Россия и революция» он утверждал, что если страна нравственно и духовно преобразится, то одержит победу над революционной заразой: «И когда еще призвание России было более ясным и очевидным? Можно сказать, что Господь начертал его огненными стрелами на помраченных от бурь Небесах. Запад уходит со сцены, все рушится и гибнет во всеобщем мировом пожаре… И когда над столь громадным крушением мы видим еще более громадную Империю, всплывающую подобно Святому Ковчегу, кто дерзнет сомневаться в ее призвании, и нам ли, ее детям, проявлять неверие малодушие?» [http://www.stoletie.ru/sozidateli/fedor_tutchev_prorok_v_svojem_otechestve_768.htm]

…Еще молчат колокола,

А уж Восток заря румянит,

Ночь бесконечная прошла,

И скоро светлый день настанет!

Вставай же, Русь! Уж близок час!

Но нелегка была судьба пророка в своем Отечестве. Последние годы жизни Тютчева были омрачены тяжелыми утратами. Умер его старший сын, брат, дочь Мария. От чахотки умерла его возлюбленная Елена Денисьева, а через год – двое их детей, его мать. Сам он тяжело болел, и умер в 1873 году в Царском Селе. Но до последнего дня своей жизни он верил в торжество правды и справедливости, упорно боролся за интересы России. Это же завещал и нам, потомкам:

Мужайтесь, боритесь,

О славные други,

Как бой ни жесток,

Ни упорна борьба. [7]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев некоторые произведения А.С. Пушкина и Ф.И.Тютчева, содержа­щие предсказания участи российского государства, мы пришли к следующим выводам:

Тема пророчества затронута во многих произведениях, что говорит о повышенном интересе к данной теме.

Не случайно тема эта развита двумя великими русскими поэтами, поскольку они крайне обеспокоены судьбой человека вообще.

Предсказания будущего страны складывались, скорее, из прижизнен­ных наблюдений, поэтому мы не можем говорить о моментах вымысла или при­сутствии потустороннего. Гениальность поэтов подразумевает способность анализиро­вать ситуацию и с точностью предсказывать ход исторических событий на долгие века.

Патриотизм поэтов выражается в глубоком осознании сущности менталитета русского народа, в понимании его высокой духовности, и только при следовании христианскому миропониманию, присущему русскому народу, можно будет достигнуть урегулирования отношений между всеми народами.

Сопоставительный анализ помог понять стихотворения Пушкина и Тютчева. Сравнивая их на лексическом и фонетическом уровнях, мы ощутили чувства

и переживания, тревожащие лирических героев. Анализ заставил увидеть все то, что хотели сказать поэты, созерцая мира с высоты, исполняя участь пророка – способствовать прозрению читателя в понимании мира или самого себя.

Пророчество – свойство гениев. Всякий гений – пророк.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И. Ильин «Пророческие признания Пушкина», Рига, 1937 г.

Рыжов А.С. «Литературные пророки. Они предсказали будущее», М.., 2007.

Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. 4-е изд. – Л.: Наука, 1977-1979.

А.И.Ревякин «История русской литературы XIX века. Первая половина», М., «Просвещение»,1985.

Е. Синицын, О. Синицына. «Тайна творчества гениев». Издательство НГАХА, типография РПО СО РАСХН, 2004 г.

Тютчев Ф.И. Стихотворения. – м.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 560 с.

История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы» под ред. В.Н.Аношкиной и С.М. Петрова, М., «Просвещение», 1989.

http://www.bibliotekar.ru/nauka/19.htm

http://www.s-genius.ru/vse_knigi/pisateli_proroki.htm

http://www.kekc.info/stati/iilinprorotcheskoeprizvaniepushkina.html

http://mcnpress.ru/test-5.html

http://www.za-adonay.ru/tretya_mirovaya_voyna_nachalas_prorochestva_ezoterikov_sbyivayuts

http://pandia.ru

http://www.stoletie.ru/sozidateli/fedor_tutchev_prorok_v_svojem_otechestve_768.htm

Просмотров работы: 374