ВВЕДЕНИЕ
Роман «бедные люди» - дебютное произведение Ф.М. Достоевского, принесшее ему успех. И это самое загадочное произведение Ф.М. Достоевского. С момента выхода в свет и до сегодняшнего времени ведутся споры о преимущественно социальный или психологической направленности романа. Вызывают споры трактовки образов героев в свете религиозных и философских учений. Несомненно, большее внимание исследователей привлекает образ Макара Алексеевича Девушкина, мелкого чиновника, продолжающего традицию изображения «маленького человека». Женские образы в романах Ф.М. Достоевского менее изучены, чем мужские, а образ Вареньки - первый женский образ в галерее – будто бы нечеткий, размытый, незаконченный, являющийся «фоном» или «зеркалом» главного персонажа. И все же, в этом образе находятся в зачаточном состоянии все те качества, что потом найдут развитие и продолжение во многих других образах: «кроткая», «слабое сердце», «мечтательница», «гордая». Работа посвящена исследованию взаимоотношений между героями, поэтому определена тема: «Бедные люди» - почему «бедные»?да
Цель исследования: выявление скрытых противоречий в отношениях героев и определение возможности (вероятности) им быть вместе, счастливыми.
Объект исследования: проблема взаимоотношений героев в литературно-художественном произведении.
Предмет исследования: образы Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой, их взаимоотношения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
Изучить сущность понятия «сильно развитая личность» (по Достоевскому) и найти близкое по значению в современной психологии для определения критериев соответствия или несоответствие идеальному образу.
Соотнести на соответствие/несоответствие образы героев идеальному образу.
Выявить наличие или отсутствие качеств социально зрелой личности у героев романа
Определить наличие или закрытие потребностей (в соответствии с пирамидой А. Маслоу) – для Варвары на разных этапах отношений.
Определить особенности общения героев.
Методы исследования: сравнение, анализ, синтез,индуктивный и дедуктивный методы.
Гипотеза: Характер отношений между героями таков, что «быть вместе и быть счастливыми» невозможно.
Методологической основой исследования послужили труды В.Г. Белинского, В. В. Виноградова, М.М. Бахтина, Г. М Фридлендера, Н. А Кладовой, Л. В. Богатырёвой, Е.В. Гусевой.
Научная новизна исследования состоит в попытке «реконструировать», увидеть события с позиции женщины-героини романа.
Практическая значимость: работа может быть интересна педагогам, психологам, родителям и учащимся, может быть использована на уроках литературы в общеобразовательной школе и в ВУЗах.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Во введении описывается актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, методы исследования, научная новизна, практическая значимость работы.
В первой главе рассмотрены вопросы, связанные с сущностью понятия «сильно развитая личность» (по Достоевскому) и современной трактовке данного вопроса. Определены критерии оценки образов Макара Девушкина и Варвары Добросёловой (по отношению к идеальному образу).
Во второй главе изучена специфика межличностных отношений героев на основе анализа образов и их взаимодействия.
Материалом исследования послужил роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
ГЛАВА I. СПОСОБНОСТЬ К СОСТРАДАНИЮ КАК СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ
1.1 Cущность понятия «сильно развитая личность» (по Достоевскому)
В первом романе отразились как бы в зародыше многие те идеи и образы, что разовьются в более поздних произведениях.
Одной из ключевых идей всего творчества Ф.М. Достоевского стал поиск идеала красоты, внешней и нравственной, или амбивалентность красоты, то есть «двойственность», которая может служить и добру, и злу [1].
Ф.М. Достоевский, как человек верующий, связал эти нравственные понятия с христианскими представлениями о природе вещей. Божественный идеал, или идеал Мадонны – это то, к чему должна стремиться душа человека в своем совершенствовании. В нем гармонично должны сочетаться красота с целомудрием, добро и духовная истина – и проявляться в милосердии и самопожертвовании. Противоположностью идеала Мадонны с духовной целостностью является идеал содомский. Там вместо любви - страсть, эгоизм и жестокость.
К возвышенному идеалу Мадонны может стремиться любой человек, мужчина или женщина. «Под идеалом Мадонны в критике и литературоведении термин этот часто понимается расширительно, как христианский идеал целостного человека» [2]. Как считает Алексеев А.А., в этом смысле идеалу Мадонны соответствует описание «сильно развитой личности», данное Достоевским в шестой главе «Зимних заметок о летних впечатлениях»: «Сильно развитая личность (...) ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями» [12].
Иначе говоря, отдать всего себя людям и ничего не требовать взамен? Да. Это означает быть полным альтруистом (что в принципе для нормального человека невозможно!)
Достоевский писал: «...Христианин (идеал), все отдавая, ничего себе сам не требует. Мало того: даже враждебен к идее о вознаграждении, (...) примет вознаграждение только от любви к дающему или потому только, что чувствует, что после этого будет еще сильнее любить дающего...». Если в сложной, экстремальной ситуации, когда необходимо сделать выбор между жизнью и смертью во имя идеи (красоты), то такая личность жертвует собой, как пожертвовал собой Христос. В это состоит суть сорадования или сострадания.
Интересно, что, живя в XXI веке, мы почти забыли это слово, «сорадоваться».
По словарю В.И. Даля «сорадоваться» означает: «Радоваться вместе, сообща. Сорадеть обще с кем, кому, радеть вместе».
Слово воспринимается как устаревшее. Даже программа распознавания ошибок в Word подчеркивает его красной чертой. В других словарях слова «сорадование» и «сорадоваться» не были найдены.
«Сострадание: жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем». (Толковый словарь Ожегова онлайн) [16].
«Сострада?ть, сострадаю, сострадаешь, кому-чему (книжн. устар.). Испытывать сострадание, сочувствие к кому-чему-нибудь. Сострадать слезам. Сострадать бедности. «(Дама), сострадающая его судьбе.» Достоевский». (Толковый словарь Ушакова) [17].
В словаре Ушакова указано, что слово «сострадать» является книжным и устаревшим, приводится пример употребления (цитата) из произведения Достоевского.
Вероятно, в языке отразились те процессы, что происходят в целом обществе: предпочтительна некоторая дистанция, а не полное погружение в чужие эмоции и проблемы…
Доброта, сострадание, милосердие всегда считались показателями нравственности: они отражают внутренний настрой на облегчение страдания других людей, на помощь. При этом очень важно понимать, что, проявляя милосердие, человек должен иметь собственные ресурсы (материальные и духовные).«Здоровый альтруизм может являться признаком того, что человек совершил в своём развитии переход от дефицитарных потребностей к бытийным потребностям (по Абрахаму Маслоу). Он мотивирован не закрытием нехваток и дефицитов, а выражением изобилия и творчества изнутри»[3].
Кроме того, современные психологи называют нездоровые чувства альтруизма и сострадания, при котором «сострадание» подменяется чувством жалости. Нездоровый альтруизм означает, что человек не может позаботиться о себе как взрослая личность.
Также современными психологами называется важным чувство сострадания, направленное на себя («self-compassion»), ведь не каждый способенпринимать себя таким как есть, со всеми недостатками. Нужно учиться относиться к себе, как к другу, вместо того, чтобы заниматься самокритикой, которая делает человека беспомощным и растерянным. Самосострадание дает уверенность в себе и возможности обучаться новому [15].
Итак, современные исследования показывают важную роль сострадания для благополучной жизни. И в этом смысле нельзя не согласиться с высказыванием Ф.М. Достоевского: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества» [11].
Таким образом, смысл фразы о сострадании меняется от контекста.
1.2 Определение критериев оценки личности героев
Предположим, что понятие «сильно развитая личность» близко по значению современному научному психологическому: «социальная зрелость личности». В таком случае мы сможем найти критерии, по которым определим соответствие или несоответствие идеальному образу – идеалу Мадонны.
Социальная зрелость личности проявляется в следующем:
принятие на себя ответственности за свои мысли и поступки;
ощущение внутренней свободы;
способность отличать реальность от вымысла (трезво оценивать свои возможности), жить «здесь» и «сейчас».
чувство целостности собственной личности и наличие моральных норм; принятие себя целиком, включая слабые стороны;
гибкость и способность к адаптации;
толерантность;
Самокритичность/ самосострадание;
Самосовершенствование (духовность) [13].
Эти критерии, в основном, совпадают со взглядами Ф.М. Достоевского на то, что «развитые личности» являются «самоправными» и счастливыми.
Таким образом, в теоретической части данной работы были выполнены некоторые поставленные задачи. В ходе исследования были изучены понятия «сильно развитая личность» (по Достоевскому), обозначены смысловые аспекты понятий «сострадание» и «сорадование», определены критерии оценки личности героев.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАКАРА ДЕВУШКИНА И ВАРВАРЫ ДОБРОСЁЛОВОЙ
2.1 Изучение личностных качеств героев
Несомненно, автор видел Макара Девушкина и Варвару Добросёлову (о чем свидетельствуют фамилии) положительными героями, способными к со-страданию в самом лучшем смысле.
В таком случае, они должны обладать определенными качествами личности, а именно: качествами «сильно развитой личности». Поэтому определим, в какой мере соотносятся эти образы с идеальным
Как показал анализ, герои далеко не идеальны. (Приложение 1).
Методом простого подсчета определяем количество «плюсов» (соответствие критериям идеальной личности) и «минусов» (несоответствие критериям идеальной личности). Макар Девушкин: + 5/- 11, Варвара Добросёлова: +12/-9. Причем, если у Макара Девушкина это, в основном, показатель деятельности (или бездеятельности), а у Варвары «минус» - это, в основном, показатель эмоционально-психического состояния. Она живет в страхе остаться без средств к существованию, испытывает стыд по отношению к событиям в прошлом и не воспринимает себя как целостную личность, умеет трезво оценивать свои возможности. Необходимо обратить внимание, что все время она испытывала потребность в безопасности (Приложение 1) в большей или меньшей степени. Когда она отдает последнее и понимает, что Макар больше не будет ей опорой, то принимает ответственность за последующее решение. Разочарование в бывшем благодетеле, очевидность его несостоятельности как защитника и собственное желание жить приводят к последующим действиям, к выбору…
Принятие на себя ответственности за свои мысли и поступки – и тут же «передача», перекладывание ответственности на Быкова, на обстоятельства… А точнее, только освободившись от одной зависимости, добровольно попадает в другую. При этом проявляет гибкость и способность к адаптации.
Ее выбор – жить. И этот выбор нельзя назвать выбором слабого человека.
Естественно, что молодая девушка не обладаетвсеми качествами социально зрелой личности. Тем не менее, она более ответственно (и требовательно) относится к близкому человеку, реалистично оценивает ситуацию и принимает волевое решение. Вероятно, подтекст: она жестоко обошлась с любящим ее человеком и жестоко наказала себя. Потому как жестокость - признак «идеала содомского», то в этом смысле она «падшая женщина». И не случайно здесь появляется господин Быков: происходит как бы повторное «совращение» - души (продалась «золотому тельцу»).
За чертой бедности, в нищете, человек теряет свое человеческое достоинство. И тому подтверждение – история Горшкова и его семьи. Макар Девушкин также не смог оставаться сильным в нищете. Да, он оставался любящим, но при этом недееспособным: запой – не выход из проблем! Своими поступками он лишь усложнил жизнь Вареньки.
Так что у Вареньки с её слабым здоровьем выбор был невелик: либо жить по-прежнему в нищете с предсказуемым Макаром Девушкиным, либо жить с Быковым. После принятия решения жизнь Вареньки изменилась совершенно: новые наряды, украшения, свадебные хлопоты и уже первые упреки будущего мужа. Достоевский подчеркивает одну деталь: «На новой квартире у нас так холодно…» (27 сентября). «Холодно» - скорее не физическое ощущение, а душевное. В отчаянье Макар пишет последнее письмо Вареньке «в никуда», и там есть такие строчки: «Вы помещицей хотите быть, маточка? Но, херувимчик вы мой! Вы поглядите-ка на себя, похожи ли вы на помещицу?» Для Макара она осталась маленькой девочкой, нуждающейся в опеке и защите – или он сам нуждается в ее опеке и защите? И почему он сомневается, что у нее получится управлять именьем, почему он – не верит в нее? - Мышление бедности. Она не херувим и не падший ангел. Она земная женщина. И тоже не верит в возможность того, что Макар станет другим, более ответственным или более реалистично думающим.
Таким образом, при современном прочтении романа Варенька предстает не жертвой (будь общества, социальной несправедливости или материальной, психологической зависимости от кого-либо), а самодостаточной личностью. Она повзрослела и сделала самостоятельный выбор.
2.2 Особенности общения героев
Исследователи по-разному ставят акценты при исследовании художественной идеи произведения. Современники Достоевского: В.Г. Белинский [5], Н.А. Некрасов, Н.А. Добролюбов признавали социально-обличительный пафос романа. В XX веке исследователи в большей мере говорят о психологизме романа: М.М. Бахтин [4] обратил внимание на самосознание героя, А. Белецкий - на изображение психологического портрета. Современные исследователи продолжают эти традиции (Таблица 1). От того, в каком ключ в целом трактуется произведение, мы наблюдаем различную оценку личностей и поведения героев. Что касается отношений и общения героев, исследователи выделяют следующие моменты причины драмы: обездоленность персонажей – как материальной, так и духовной, в крайне низкой самооценке, в нежелании героя видеть мир реалистично, без «розовых очков».
С самого начала повествования, с писем, датированных 8 апреля, нарастает недопонимание друг друга. Вызывают недоумения от нестыковки писем по времени, по настрою и содержанию. Она настолько доверяет Макару, что рассказывает о себе. Письмо от 20 июня: «У меня сил недостает говорить теперь о моем прошедшем; я и думать об нем не желаю; мне страшно становится от этих воспоминаний». Ответ Макара от 21 июня: «Я никогда моих дней не проводил в такой радости. (…) да что это Вы там толкуете про четыре рубашечки» [10] Макар просто её не услышал….
Таблица 1
Сравнительная цитатная характеристика высказываний критики о характере отношений между героями
Причины драмы |
Фридлендер, Г. М. Ф.М. Достоевский и его наследие (цитаты) [18] |
Н. А. Кладова. Художественная идея романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди» (цитаты) [14]. |
Л. В. Богатырёва, О. В. Богданова. «Бедные люди» как автопретекст «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского цитаты) [6] |
Е.В. Гусева И.В. Косилова Проблема созависимых отношений в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» (цитаты) [9]. |
Соответствие черт образу «маленького человека» |
Мысль о том, что самое страшное унижение для человека — пренебрежение личностью последнего, заставляющее его чувствовать себя ничтожной, затертой грязными ногами «ветошкой» |
Погруженность Макара Девушкина в собственное «я», пребывание в иллюзорном мире мечты, выросшей из острого желания ощущать свою социальную «неущербность» в человеческом обществе |
Достоевский словно удваивает ситуацию малости образа и личности Макара Девушкина, в нем одном компилируя черты пушкинско-выринские и гоголевско-башмачкинские. |
|
Испытывают чувства |
Но человек с ущемленным чувством личности, как почувствовал Достоевский, весьма противоречив |
Макар пытается решить проблему только своего одиночества |
Девушкин переносит на Вареньку нерастраченные родительские чувства и жертвует всем, что у него есть, и даже тем, чего у него нет |
Персонажи любят друг друга? их чувства искренни, но у каждого они свои: так, со стороны Макара Девушкина – это забота и восхищение, доходящее до преклонения, со стороны Варвары Доброселовой – благодарность и сострадание. |
Проблемы и способы их решения |
Замкнувшись от мира в «углу», они потеряли себя и друг друга в мире. |
У Достоевского Макару Девушкину писателем оставлен шанс — надежда на то, что вышедшая замуж и уехавшая «в степь» Варенька сумеет найти возможность хотя бы изредка присылать весточку «ближайшему родственнику и покровителю» поддерживая в нем жизнь и мечту. В силу вступает второй претекст, на который ориентировался Достоевский, - «Станционный смотритель» Пушкина с его стержневым мотивом «блудного сына / блудной дочери». |
Ситуация, в которой два человека, испытывающих лишения и остро нуждающихся в помощи, объединяют свои усилия. Главная проблема Девушкина - даже не в том, что его чувство не взаимно, а в том, что оно деструктивно по своей природе: он ищет в Вареньке (во внешнем мире) смысл своей жизни (мира внутреннего), что никогда не может увенчаться успехом. В романе разворачивается типичная для созависимых отношений ситуация – герой пытается опекать и контролировать объект своей привязанности, |
|
Какие мысли рождает развязка романа |
Социальные условия проверяют человека на способность быть родным другому |
С одной стороны, юная Варвара у Достоевского обесчесшена, «брошена» богатым и распутным Быковым, с другой - ее обидчик спустя время женится на ней (…). Однако в интервале между этими событиями именно присутствие Макара Девушкина поддерживает и спасает героиню |
Социальная проблематика произведения «Бедные люди» углубляется психологической проблемой созависимости. |
Таким образом, каждый из исследователей по-своему понимает определение «бедный»: это и одиночество как способ восприятия мира, и проверка на прочность родственных связей, и психологическая проблема созависимости, и восприятие богатства и денег исключительно как развращающего фактора. Особая тема - тема благодеяния и зависимости от благодетеля. Она связывает всех персонажей в романе, потому герои не ощущают внутреннюю свободу (есть моральный долг, обязанность), поэтому со-зависимость. Но «совместная зависимость» не равно значению «сострадание». Зависимость не делает людей более счастливыми, напротив…
В контексте автор- герой- читатель тема сострадания приобретает дополнительный смысл. Читатель, готовый к состраданию, обладающий эмпатией, должен относиться, как к равному, к «маленькому человеку». Не означает ли это равенство и обратную связь: если читатель нравственный человек, то и сам перенимает мышление бедности?
Герои Достоевского бедные не только потому, что испытывают материальную нужду. Они бедные духовно, замкнутые на себе и на своих проблемах. Они не смогут быть вместе счастливыми. И потому заслуживают сострадание: «бедные», с интонацией жалости.
Таким образом, гипотеза: «Характер отношений между героями таков, что «быть вместе и быть счастливыми» невозможно», - подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив работу, мы пришли к следующим выводам:
В современной психологии близким по значению понятию «сильно развитая личность» (по Достоевскому) соответствует понятие «социальная зрелость личности».
Образы героев далеки от идеальных. Герои по-разному проявляют себя в сложных ситуациях: если у Макара Девушкина это, в основном, проявляется в деятельности (или бездеятельности), то у Варвары – в эмоционально-психическом состоянии.
Герои в разной мере обладают качествами социально зрелой личности. Макар Девушкин так и не научился принимать на себя ответственности за свои мысли и поступки и жить в реальном, а не вымышленном мире. Варвара способна отличать реальность от вымысла, проявлять адаптацию и принимать ответственность. Однако и у Макара, и у Варвары нет чувства внутренней свободы. Причины отсутствия этого чувства: у Макара прослеживается хроническая нехватка денег и рост долгов, у Вареньки же долг, прежде всего, моральный – проявлять благодарность. На наш взгляд, в романе Варенька предстает самодостаточной личностью, сделавшей самостоятельный выбор.
На разных этапах отношений у Варвары возникают и закрываются потребности базовые, физиологические (потребность в пище и крове). Осталась незакрытой потребность в уважении и признании. И постоянно, с нарастающей силой, возникает потребность в безопасности, которая не была закрыта ни на одном из этапов.
Особенность общения героев – это созависимоть. Но «совместная зависимость» не равно значению «сострадание». Зависимость не делает людей более счастливыми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев А.А. Амбивалентность красоты / Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://fedordostoevsky.ru/research/aesthetics-poetics/065/
Алексеев А.А. Идеал Мадонны./ Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»/ . – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://fedordostoevsky.ru/research/aesthetics-poetics/079/
Альтруизм и сострадание — это психические расстройства, которые портят жизнь человеку, имеющему эти качества? . – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://yandex.ru/q/question/altruizm_i_sostradanie_eto_psikhicheskoe_05b22ac6/
Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского . – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.vehi.net/dostoevsky/bahtin/06.html
Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 12. – М.: АН СССР, 1956
Богатырёва Л. В., Богданова О. В. «Бедные люди» как автопретекст «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bednye-lyudi-kak-avtopretekst-prestupleniya-i-nakazaniya-f-m-dostoevskogo
Виноградов В. В. Школа сентиментального натурализма: (Роман Достоевского «Бедные люди» на фоне литературной эволюции 40-х годов) // Виноградов. Поэтика русской литературы: Избранные труды. — М.: Наука, 1976. — С. 141—187. . – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/v76/v762141-.htm?cmd=p
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с./ . – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://briefly.ru/dostoevsky/bednye/
Гусева Е.В., И.В. Косилова Проблема созависимых отношений в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sozavisimyh-otnosheniy-v-romane-f-m-dostoevskogo-bednye-lyudi
Достоевский Ф.М. Бедные люди. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ilibrary.ru/text/17/p.1/index.html
Достоевский Ф.М. Идиот . – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://mybook.ru/author/fedor-mihajlovich-dostoevskij/idiot/read/
Достоевский Ф.М. Зимние заметки о летних впечатлениях. . – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/proza/zimnie-zametki-6.htm
Е. П. Ильин. Психология взрослости. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.litres.ru/evgeniy-ilin/psihologiya-vzroslosti/chitat-onlayn/page-4/
Кладова Н. А.. Художественная идея романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди» / Вестник СВФУ, № 4 (60)2017/. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-ideya-romana-f-m-dostoevskogo-bednye-lyudi
Самосострадание: 5 причин все-таки пожалеть самого себя. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://lifehacker.ru/4-prichiny-nemnogo-sbavit-skorost-i-dat-sebe-peredyshku/
Сострадание / Толковый словарь Ожегова онлайн. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=29955
Сострада?ть/ Толковый словарь Ушакова . – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1036590
Фридлендер, Г. М. Ф.М. Достоевский и его наследие / Г.М. Фридлендер // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 15 т. Том 1. Повести и рассказы 1846 – 1847. – Ленинград: Наука, 1988. – С. 5-30./ . – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/kritika/fridlender-dostoevskij-i-ego-nasledie.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1
Выявление качеств социально зрелой личности в образах Макара Девушкина и Варвары Добросёловой и соотнесение с идеальным образом. Изучение потребностей
Эпизод (поступки) [8] |
Макар Девушкин (наличие или отсутствие качеств социально зрелой личности) |
Соответствие/ несоот ветствие идеальному образу |
Варвара Добросёлова (наличие или отсутствие качеств социально зрелой личности) |
Соответствие/ несоответствие идеальному образу |
Наличие или закрытие потребностей (в соответствии с пирамидой Маслоу) – для Варвары на разных этапах отношений |
Макар Алексеевич Девушкин переехал на новую квартиру в «капитальном» доме возле Фонтанки. Прежнее его жилье было «не в пример лучше». Бедный чиновник берет под свою защиту семнадцатилетнюю сироту, дальнюю родственницу, Варвару и снимает для нее более удобную и дорогую квартиру. |
У читателя складывается впечатление, что Макар берет на себя ответственность за поступки |
+ |
Закрытие базовых потребностей: Физиологических (наличие пищи, крыши над головой), потребности в безопасности |
||
Варенька сердится на покровителя за излишние расходы. Пытается самостоятельно зарабатывать |
Проявляет искреннюю благодарность, заботу. Беспокоится о том, что расходы у Макара слишком велики и в стесненных материально условиях делает ей подарки: Способна отличать реальность от вымысла, трезво оценивать свои возможности. Страх остаться без средств к существованию (в качестве подтекста) Нет ощущения внутренней свободы |
+ - |
Потребность в уважении и признании |
||
Варенька делится своей тревогой: о ней «выведывает» Анна Федоровна, дальняя родственница. Раньше Варя с матерью жили в её доме, а затем, якобы для покрытия расходов на них, «благодетельница» предложила осиротевшую к тому времени девушку богатому помещику Быкову, который её и обесчестил. |
Она потеряла самоуважение. (непринятие себя целиком) Испытывает стыд, что подтверждает наличие моральных норм |
- +-/+ |
Закрытие физиологических потребностей Потребность в безопасности (Когда жила с матерью закрывались потребности: физиологические, безопасности, в принадлежности и любви, познавательные и эстетические ) |
||
Варвара заболевает от страха, что Быков узнает ее адрес и почти месяц лежит в беспамятстве. Макар все это время рядом |
Благородно. Принятие на себя ответственности |
+ |
Нет ощущения внутренней свободы. Не может жить «здесь» и «сейчас» Ответственность перекладывается на обстоятельства, зависимость от чужой воли: Анны Федоровны, Быкова и других |
- - - |
Потребность в безопасности |
Чтобы поставить Варю на ноги, Макар продаёт новый вицмундир. (но при этом не предпринимает попыток заработать денег, например, написанием статей, хотя постоянно работает над слогом!) |
Возникает сомнение, что он трезво оценивает свои возможности Проявляется неспособность к адаптации Нерешительность, Низкая самооценка |
+/- - |
Вновь возникает угроза нужды в пище, остается потребность в безопасности |
||
Варенька хочет устроиться в гувернантки Макар против: её «полезность» — в «благотворном» влиянии на его жизнь. |
Проявляется неспособность к адаптации |
- |
Ощущение внутренней несвободы: моральный долг заботиться о Макаре (ответственность) Способность отличать реальность от вымысла. Трезво оценивать свои возможности; способность к адаптации |
--/+ + + |
Потребность в уважении и признании, угроза нужды в пище, остается потребность в безопасности |
Чтение «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя |
Пушкинская повесть возвысила Девушкина в собственных глазах, гоголевская — обижает. Достоинство героя задето: «после такого надо жаловаться...» Следовательно, непринятие себя целиком, свои слабые стороны; отсутствие самокритичности |
- - |
Книги присылает Варенька |
+ |
Закрываются эстетические потребности угроза нужды в пище, остается потребность в безопасности |
К началу июля Макар истратил все. Страшнее безденежья только насмешки жильцов над ним и Варенькой. Но самое ужасное, что к ней является «искатель»-офицер, из бывших соседей, с «недостойным предложением». В отчаянии он запил, четыре дня пропадал, пропуская службу. Ходил пристыдить обидчика, но был сброшен с лестницы. |
Неумение трезво оценивать свои возможности, нежелание жить «здесь» и «сейчас» неспособность к адаптации; безответственность |
- - - |
Варя утешает своего защитника, просит, невзирая на сплетни, приходить к ней обедать. наличие моральных норм ответственность |
+ + |
Физиологические потребности, острая потребность в безопасности |
С начала августа Девушкин тщетно пытается занять под проценты денег, особенно необходимых ввиду новой беды: на днях к Вареньке приходил другой «искатель», направленный Анной Федоровной, которая сама вскоре навестит девушку. Надо срочно переезжать. Макар от бессилия снова запивает |
Неумение трезво оценивать свои возможности, нежелание жить «здесь» и «сейчас» безответственность «Как потерял к самому себе уважение, как предался отрицанию добрых качеств своих и своего достоинства, так уж тут и все пропадай!» люди «гнушались» им, «и я стал гнушаться собою |
- - |
«Ради меня, голубчик мой, не губите себя и меня не губите», — умоляет его Варя, посылая последние «тридцать копеек серебром». Наличие моральных норм (самопожертвование, сострадание), что приближает к духовности, но не поднимает на этот уровень. Отдает последнее и понимает, что Макар больше не будет ей опорой и принимает ответственность за это решение. Разочарование в бывшем благодетеле, очевидность его несостоятельности как защитника и собственное желание жить приводят к последующим действиям, к выбору… |
+ |
Физиологические потребности, острая потребность в безопасности |
В тревоге Макар выходит сентябрьским вечером на набережную Фонтанки. (…) и впадает в «вольнодумство»: если труд — основа человеческого достоинства, то почему столько бездельников сыты? Счастье даётся не по заслугам — поэтому богачи не должны быть глухи к жалобам бедняков |
В нем начинает зарождаться разумная независимость и ощущение внутренней свободы |
+ |
Здоровье Вареньки ухудшается, она уже не в силах шить. |
Нуждается в пище и новом жилье |
|
9 сентября Девушкину улыбается удача: вызванный за ошибку в бумаге на «распеканцию» к генералу, смиренный и жалкий чиновник удостоился сочувствия «его превосходительства» и получил лично от него сто рублей. Это настоящее спасение: уплачено за квартиру, стол, одежду. |
Девушкин подавлен великодушием начальника и корит себя за недавние «либеральные» мысли. Быть слабым и зависимым - это его выбор |
- |
Временно потребности в пище и жилье закрываются потребность в безопасности остается, решение проблемы в ближайшем будущем не предвидится |
||
О Вареньке разузнает Быков и 20 сентября является к ней свататься. Его цель — завести законных детей, чтобы лишить наследства «негодного племянника». |
Макар отговаривает: «Сердечку-то вашему будет холодно!» Заболев от горя, он все же до последнего дня разделяет её хлопоты по сборам в дорогу. При этом он проявляет толерантность, терпимость к взглядам другого человека, его поведению |
+ |
Девушка соглашается: «Если кто может <…> возвратить мне честное имя, отвратить от меня бедность <…> так это единственно он». Принятие на себя ответственности за свои мысли и поступки – и тут же «передача». Перекладывание ответственности на Быкова, на обстоятельства. А точнее, только освободившись от одной зависимости, добровольно попадает в другую. При этом проявляет гибкость и способность, к адаптации Ее выбор – жить. И этот выбор нельзя назвать выбором слабого человека. Некоторые исследователи считают Вареньку эгоистичной. Но решение расстаться с человеком, который предал в трудную минуту, разумно. Тот, кто предал один раз, предаст и второй. |
+ - + |
Закрываются физиологические потребности. Однако безопасность (чувство защищенности) под вопросом: на смену одним страхам приходят другие. Вместо любви - принадлежность Несмотря на то, что ей всего 17лет, и она многое узнала в жизни, повзрослела. И поняла, что может рассчитывать только на себя. Да, брак по расчету, обоюдному, взаимовыгодному, который не только даст ей материальную обеспеченность и не только возвратит честное имя, но и повысит статус в обществе (уважение) |
+ 5/- 11 |
+12/-9 |