Введение
Есть люди, которым история отводит особую роль. Личностью такого масштаба является Арина Родионовна Яковлева, няня великого поэта - Александра Сергеевича Пушкина. «В смирении и простоте незлобивой души сделала эта простая русская женщина большое дело для любимца своего Саши: оберегая его в детстве, разделяя с ним годы его тоскливого одиночества, — она дала свежие, жизненные мотивы для его творчества». Сколько няня знала пословиц, поговорок, сказок! А как умела передать то, что знала!
Актуальность рассматриваемой темы несомненна, так как любовь, которой были пронизаны взаимоотношения Александра Сергеевича Пушкина с Ариной Родионовной, оказала большое влияние на становление личности поэта. Сказки, предания, пословицы и поговорки, которые А.С. Пушкин слышал из уст своей няни, стали частью художественного мира поэта, повлияли на его творчество.
Целью данного проекта является изучение художественных произведений, посвящённых няне А.С. Пушкина.
Объект – произведения А.С. Пушкина.
Предмет – произведения А.С. Пушкина, посвященные няне.
Задачи:
Познакомиться с биографией Арины Родионовны и воспоминаниями о ней;
Рассмотреть стихотворения А.С. Пушкина, посвящённые няне поэта;
Проанализировать художественные средства выразительности, используемых для описания образа няни;
Создать презентацию для урока литературы «Образ няни в творчестве А.С. Пушкина».
В процессе работы над проектом были использованы следующие методы:
Поиск информации по теме;
Обобщение полученной информации;
Анализ средств выразительности, используемых в стихотворениях.
Практическая значимость состоит в том, что данный материал может быть использован на классных часах, уроках литературы.
Гипотеза исследования: следует ожидать, что, то влияние, которое няня Арина Родионовна оказала на А.С. Пушкина, не могло не отразиться в его творчестве.
Глава 1. Арина Родионовна в жизни и творчестве А.С. Пушкина
Биография Арины Родионовны
До нас не дошла полная биография Арины Родионовны, но воспоминания о ней встречаются в записях некоторых современников Пушкина. Возможно, поэтому пушкинисты и по сей день ведут споры о самой Арине Родионовне и о той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве поэта. Большинство склоняется к мысли, что именно няня ввела Александра Пушкина в мир народной поэзии, в общество сказочных героев. Не случайно, много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками было необходимо для совершенного знания основ русского языка.
Уже после смерти Арины Родионовны многие пушкинисты стали излишне преувеличивать ее роль в творчестве поэта. В советское время роль Арины Родионовны возрастает с новой силой. В торжественной обстановке отмечают её юбилеи. Один из них связан со 180-летием со дня рождения, другой был приурочен к 110-й годовщине со дня смерти. Однако, как раньше, так и сейчас, существует противоположная версия образа Арины Родионовны. Некоторые ученые ссылаются на то, что нигде сам поэт не называет няню своей наставницей, покровительницей, руководительницей, посредницей, как это трактовал биограф Пушкина, П. В. Анненков. Сторонники этого мнения заявляют, что Арина Родионовна была обычной, заурядной женщиной, но словоохотливой и доброй.
Но если отрешиться от мифов и вымыслов вокруг имени Арины Родионовны, то можно назвать, по крайней мере, два неоспоримых факта. Великий поэт, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом этому своей няне. И бесспорно, что она любила своего воспитанника, ничего не требуя взамен. Показательными в этом плане являются слова самого Александра Сергеевича: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».
В своей работе мы предприняли попытку собрать воедино имеющиеся сведения о жизни простой русской женщины, крепостной крестьянки, няне великого русского поэта А.С. Пушкина, чтобы ответить на вопрос о ее роли в жизни и творчестве гения. С этой целью мы изучили материалы, касающиеся биографии Арины Родионовны, письма няни к поэту, воспоминания о ней самого Александра Сергеевича и его современников, а также художественный материал – стихотворения поэта и его друзей, посвященные няне, портреты и скульптурные изображения, созданные в разное время.
Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйда Петербургской губернии в семье крепостного Яковлева и жены его Лукерьи. Поскольку крепостная крестьянка не могла иметь своей фамилии, то в метрических документах она записана как Родионова, по имени отца. По крещении дочку назвали в честь тётки Ирины. В быту же с детства звали Ариной. Как и все жители села, Арина была крепостной. Когда ей было десять лет, умер отец, оставив семерых детей. Девочке с малых лет приходилось работать — уже в восемь стирала и убирала в избе, шила и вышивала, с десяти лет работала в поле, ухаживала за лошадьми и скотом. «Нужда, недоедание, непосильный труд крепостного — вот ее воспоминания детства», — замечает автор статьи о ней С. Бойко. Несмотря на тяжелую жизнь, Арина была девочкой доброй, веселой — в селе ее любили; а еще она прекрасно рассказывала сказки. В село иногда приходил настоящий сказочник, пожилой крестьянин, который не мог выполнять тяжелую крестьянскую работу, но знал множество сказок и умел талантливо их рассказывать, этим и жил. Арина с восхищением слушала сказочника, а потом пересказывала сказки детворе — она обладала очень хорошей памятью. Повзрослев и овладев мастерством сказочницы, стала сама сочинять их, применяя законы построения этого фольклорного жанра: своеобразные зачины, присказки и концовки, постоянные тропы (эпитеты, сравнения) и, придумывая самостоятельно эпитеты, сюжетные линии и пр., талантливо рассказывала сказки — где надо, повышая или понижая голос, изменяя интонацию, делая точные паузы, передавая мимикой и жестами,- всё, что нужно было передать в исполнении. Став замечательной сказочницей, уже взрослая Арина, которую мы знаем как знаменитую няню Пушкина Арину Родионовну, передала будущему великому поэту любовь к русскому народному творчеству, к богатому русскому языку.
Существует точка зрения, что Арина Родионовна была няней матери Пушкина Надежды Осиповны. Территориально это было возможно. Ребенком Надежда Осиповна часто жила в селе Кобрино. Однако по времени срастается не очень. Надежда Осиповна родилась в 1775 году, а Арина Родионовна приехала жить в Кобрино к мужу в 1781 году, когда девочке было уже шесть лет. Сергей Львович Пушкин вскоре после рождения дочери вышел в отставку и с семьей переехал в Москву, где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними. В 1799 году у Пушкиных родился сын Александр. С рождения Ольги Арина Родионовна жила в доме Пушкиных почти постоянно. Вместе с ней в доме жила кормилица будущего поэта, однофамилица Арины Родионовны, Ульяна Яковлева. По некоторым данным, она и была первой няней маленького Саши.
Когда члены большого семейства Пушкиных стали перебираться в Москву, они продавали земли, ранее им принадлежавшие, покупали новые, – и всюду за ними следовала Арина Родионовна. Это и понятно. В 43 года Арина Родионовна овдовела (ее муж умер от пьянства), больше замуж она не выходила. Верой и правдой служила господам, растя еще и своих четверых малолетних детей. Есть версия, что бабушка Пушкина хотела дать няне вольную, но та отказалась и осталась в доме нянчить других детей. После Ольги Арина вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только для Ольги. Дети очень любили свою няню. У маленького Саши она была няней до 7 лет, а затем к нему приставили «дядьку» и гувернера. Умерла она в 1828 году. Александр Сергеевич на ее похороны не приехал — из знатных особ там присутствовал лишь его друг и муж сестры Ольги, Николай Павлищев. Исходя из социального статуса, хоронили Арину Родионовну скромно, а могила ее и вовсе осталась безымянной. Вскоре она оказалась утеряна и точное место захоронения оставалось неизвестным вплоть до 1940 года. К этому времени было принято считать, что Арина Родионовна покоится на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Но благодаря проверке старых церковных книг выяснилось, что реальное место ее захоронения — это Смоленское кладбище. После этого у входа на него повесили мемориальную табличку в честь няни.
Такова простая история жизни няни великого поэта А.С. Пушкина.
В литературе она известна как Арина Родионовна, реже под фамилией Яковлева. И совсем не упоминается как Матвеева, под фамилией мужа. В быту для всех она была Родионовной (в старости). Кстати, сам Пушкин не называл ее по имени, для него она всегда оставалась няней.
Образ няни в творчестве А.С. Пушкина
А.С. Пушкин называл няню «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой».
Много споров велось вокруг роли Арины Родионовны в творчестве Александра Сергеевича. В советское время ее имя ставилось в один ряд с именитыми писателями и поэтами. Отмечались юбилеи ее рождения и годовщины смерти. Но существует и обратная точка зрения. Некоторые ученые считают Арину Родионовну обычной женщиной, славящуюся своей добротой и словоохотливостью. Однозначно можно сделать два вывода: фольклор, который Пушкин почерпнул у своей няни, оказал огромное влияние на его творчество. Известно, что Пушкин со слов няни записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя, конечно, слышал от нее больше. Пословицы, поговорки, присказки не сходили у нее с языка. Именно от нее Пушкин впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой».
Однако особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже во время его двухгодичной ссылки. В июле 1824 года в село Михайловское Псковской губернии под надзор местного начальства был выслан опальный поэт из Петербурга. И здесь с радостью его встретила постаревшая его няня, Арина Родионовна, которая по-прежнему так же любила своего Сашу, а он называл ее «мамушкой». В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. В мемуарной литературе, посвященной ссылке, имена няни и поэта стоят неразрывно. В доме комнаты няни и Пушкина были рядом. «Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев», — вспоминал И. И. Пущин. По свидетельству кучера Пушкина П.Парфенова: «Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «здорова ли, мама?» — он ее все мамой называл… И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней…».
Они вместе коротали вечера, во время которых Арина Родионовна пела Пушкину народные песни и рассказывала сказки, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Александр часто приходил в ее маленький домик, порождая легенды о том, что он даже жил не у себя, а в «домике няни». В письме знакомому Пушкин писал в декабре 1824 года: «…вечером слушаю сказки моей няни…; она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно».
В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
Возможно, если бы не няня, мы бы не выросли на историях о царе Салтане или золотой рыбке, теперь знакомых каждому ребенку. Своей любимой няне, дорогому и близкому человеку, простой крестьянской женщине, посвятил поэт свое стихотворение, которое так и называется «Няне». Стихотворение написано в октябре 1826 года в Москве, куда Пушкин был неожиданно вызван царем, что очень встревожило Арину Родионовну.
Сохранились два письма к Пушкину, написанные под диктовку няни и являющие пример ее образной речи, в которых проявляется вся глубочайшая любовь няни к своему Саше: «Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваша любезная сестрица тоже меня не забывает. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Наши в Петербурге летом не будут: они все едут непременно в Ревель — я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».
Сам поэт в своих произведениях создал романтический образ любимой няни. В своём творчестве он использовал услышанные сюжеты и мотивы. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом» няни Дубровского, няни Татьяны из «Евгения Онегина». Принято считать, что она также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого», мамки княгини («Русалка»).
Важную роль сказок няни в жизни и творчестве Пушкина отмечал критик и поэт Аполлон Григорьев: «О, сказки Арины Родионовны… вы храните такую светлую и чистую струю в душе молодого, воспитанного по-французски барича, что отдаленное потомство помянет вас добрым словом и благословением…».
Откуда же Арина Родионовна так много знала? Напомним, что деревня Суйда, в которой она родилась, расположена на северо-западе России. Поэтому в ней соединились среднерусские и новгородские, шведские и финские предания. Няня слышала их еще в пору своего детства и юности, а потом пересказывала Пушкину.
За месяц до ее кончины Пушкин был у Арины Родионовны, о чем свидетельствует надпись «25 июня. Няня…» на полях рукописи, рядом с незаконченными строками.
Художественные средства выразительности
Изобразительные средства выразительности
Художественно-речевые явления, которые создают словесную образность повествования, называют изобразительными средствами выразительности. К ним относятся эпитеты, метафоры, сравнения. Изобразительные средства используются для точного отображения мыслей, чувств, эмоций рассказчика, они позволяют более ярко изобразить, передать читателям свои чувства.
Эпитет – это определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Они позволяют автору не только наиболее ярко описать предмет, явление, событие, но и выразить к нему своё отношение. В народном творчестве встречаются постоянные эпитеты: море синее, поле чистое, солнце красное, добрый молодец.
Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. Например, «встала радуга над рожью, как огромные ворота». В предложении радуга сравнивается с огромными воротами.
Метафорой называют употребление слов и оборотов речи в переносном значении. Метафора – это скрытое сравнение. В основе метафоры лежит сходство предметов, явлений, действий, признаков.
Синтаксические средства выразительности
Для усиления образно-выразительной функции речи используются особые синтаксические средства – так называемые стилистические (или риторические) фигуры.
К синтаксическим средствам выразительности относятся риторическое восклицание, риторический вопрос, обращение и другие. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность.
Риторический вопрос – это риторическая фигура, представляющая собой вопрос – утверждение, который не требует ответа. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности для говорящего. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос фактически представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго» и как бы намекает, что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу».
Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.
Риторическое восклицание – это приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость и т.п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.
Обращение – это призыв, речь или просьба обращённые к кому-чему-нибудь. Обращение называет предмет речи, может быть средством связи предложений всего текста. Повествование в таких текстах ведется во втором лице.
Ярким примером применения обращения является стихотворение А.С. Пушкина «Няне»:
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»
Обращение может связывать предложения не только в стихотворном тексте, но и в прозаическом.
Глава 2. Анализ художественных средств, используемых для описания образа няни
В процессе работы над проектом мы исследовали пять стихотворений А.С. Пушкина: «Зимний вечер», «…Вновь я посетил», «Я сам не рад болтливости своей», «Зимнее утро», «Няне».
В первой строфе стихотворения «Зимний вечер» (Приложение 1) поэт употребляет сравнение, буря сравнивается со зверем, вихри снежные с завыванием, с плачем ребёнка и со стуком в окошко запоздалого путника. Данные сравнения создают настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира.
Во второй строфе Пушкин с помощью метафоры противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита – ветхая лачужка, печальная и тёмная.
С помощью риторических вопросов:
«Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?» автор показывает образ героини – старушки, сидящей неподвижно у окна. От неё также веет грустью и безысходностью.
В третьей строфе автор вновь применяет риторический вопрос:
«Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?» и сам на него отвечает: «Сердцу будет веселей». И затем появляются светлые мотивы – желание побороть уныние и безысходность, пробудить от сна уставшую душу:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
В этих строках появляется надежда на лучшую жизнь.
В четвертой строфе опять употребляется сравнение, которое ранее применялось в первой строфе. Повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя с помощью риторического вопроса. Автор хочет показать, что главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений – не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой. (Приложение 6, таблица 1).
Произведение «…Вновь я посетил» (Приложение 2) было создано в 1835 году во время последнего приезда Александра Пушкина на малую родину – в знаменитое село Михайловское. Стихотворение делится на три части.
В первой части говорится о воспоминаниях и сожалениях Пушкина о том, что молодость прошла и няни рядом нет. Здесь автор применяет сравнение, сравнивает себя с изгнанником:
Тот уголок земли. Где я провел
Изгнанником два года незаметных,-
тем самым хочет более полно выразить свои чувства к селу, где поэт провёл не только всё своё детство, но и два года ссылки.
Также автор применяет метафору «Минувшее меня объемлет живо», хочет показать, что нахлынувшие чувства и воспоминания до сих пор очень сильно волнуют душу. В первой части прослеживаются ностальгические воспоминания, в которых сквозит некое сожаление о том, что молодость прошла и настало время подводить первые жизненные итоги.
В первых строках второй части по-прежнему звучит тема ссылки – это показано с помощью эпитетов: «опальный домик», «бедной нянею».
Также в данной части описывается природа, где когда-то гулял Александр Пушкин, когда няня была жива. Эпитеты «Иные берега, иные волны…» говорят о том, что они изменились со времён детства Пушкина, в отсутствие няни и природа выглядит иначе.
Природу автор описывает эпитетами «холм лесистый», «меж нив златых и пажитей зеленых», «дорога, изрытая дождями», «озеро. Синея стелется широко», «берега отлогие», «знакомый шорох сосен», «младая роща», «зеленая семья», «куст, как старый холостяк», он наслаждается безупречностью и красотой русской природы.
Третья часть начинается с обращения «Здравствуй, племя младое, незнакомое!». Поэт обращается к потомкам. Автор заранее восхищается тем, что будущее поколение наверняка сможет стать лучше и чище. Однако познакомиться с его наиболее яркими представителями ему вряд ли удастся.
Финальная часть произведения оказалась пророческой, так как менее чем черед полтора года Александр Пушкин погиб на дуэли, поэтому данное произведение является своеобразным прощанием с родными местами
Стихотворение «Зимнее утро» (Приложение 3) – светлое и радостное, от него веет бодростью и оптимизмом. В начале стихотворения автор обращается к героине с призывом выйти на прогулку, для этого он использует обращение:
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Во второй строфе он вдруг начинает вспоминать и описывать пасмурный вечер, мглу, тучи… Здесь он использует эпитет «на мутном небе» и сравнивает луну с бледным пятном в строке «Луна как бледное пятно».
В третьей строфе вновь появляются контрастные краски, описывающие сегодняшнее утро. Автор использует эпитеты, такие как «великолепными коврами», «прозрачный лес», они создают образ морозной, белоснежной, сказочной зимы.
Четвертая строфа описывает комнату, озарённую «янтарным блеском», в которой находятся Пушкин и его няня.
Заканчивается стихотворение пятой строфой. В ней автор призывает навестить поля и берег милый для него.
Стихотворение «Няне» (Приложение 4) делится на три части.
Первую часть автор начинает с обращения:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Здесь же он использует эпитеты «дряхлая голубка», тем самым выражая свою любовь к няне. Продолжается часть метафорой «Одна в глуши лесов сосновых», в ней он хочет сказать о том, что пока няня ждала его, на неё напала тоска, предчувствие, поэтому она была совсем одна.
Во второй части Пушкин также использует сравнение «Горюешь будто на часах», показывая то, что она сильно волновалась за Пушкина и незаметно старела – это доказывают строки:
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках,
в которых он использует эпитет «наморщенных», чтобы более полно показать, как много няня работала.
Метафора используется и в третьей части:
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь,
чтобы сказать о том, что никто давно не входил в эти ворота и путь был забытым и мрачным.
В стихотворении «Я сам не рад болтливости своей…» (Приложение 5) поднимается тема самоотверженной материнской любви. Её воплощением является няня Арина Родионовна. Эпитеты «детских лет» говорит о том, что Пушкин любил те времена, когда няня была рядом с ним.
В первых строках автор называет «мамушкой», использует эпитет «таинственных ночей», тем самым показывает теплоту своих воспоминаний о няне.
Эпитет «в старинном одеянье» говорит о бедности, в которой жила Арина Родионовна и тут же звучит «с усердием перекрестит меня». Несмотря на бедность, няня служила поэту с большой любовью, не требуя ничего взамен.
Фразеологизм «Не чувствуя ни ног, ни головы» образно выражает, как сильно захватывали Александра Пушкина нянины рассказы.
Таким образом, проанализировав вышеперечисленные произведения А.С. Пушкина мы пришли к следующим выводам.
Среди изобразительных средств выразительности больше всего используются эпитеты. Они встречаются чаще в стихотворениях «Зимнее утро» и «Вновь я посетил…». А среди синтаксических средств выразительности – обращения, которые мы можем встретить в «Зимнем вечере», «Зимнем утре», «Няне», «Вновь я посетил…». (Приложение 11, диаграмма 1)
В стихотворении «Зимний вечер» автор в большей степени использует такие средства выразительности как сравнение, риторический вопрос и обращение. Тогда как в «Зимнем утре» художественный образ раскрывается с помощью эпитетов, обращений и риторических восклицаний. (Приложение 11, диаграмма 2)
Заключение
В ходе работы над проектом мы пришли к следующим выводам.
В ходе изучения биографии няни А.С. Пушкина, Арины Родионовны, мы узнали о той роли, которую она сыграла в его жизни и творчестве. Сказки, предания, пословицы и поговорки, которые А.С. Пушкин слышал из уст своей няни, стали частью художественного мира поэта, повлияли на его творчество. Поэт на всю жизнь сохранил трогательное, любящее отношение к своей няне, посвятил ей стихотворения.
Образ няни автор раскрывает с помощью изобразительных и синтаксических средств выразительности. Среди изобразительности средств мы акцентировали внимание на эпитетах, метафорах и сравнениях, а среди синтаксических – мы остановились на риторическом вопросе, риторическом восклицании и обращении.
Нами рассмотрены стихотворения А.С. Пушкина, из них для анализа художественных средств выразительности выбраны пять произведений, посвященных няне.
В ходе анализа этих произведений мы выяснили, что среди изобразительных средств выразительности больше всего используются эпитеты. А среди синтаксических средств выразительности – обращения.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена. Мы выяснили, что влияние, которое няня Арина Родионовна оказала на А.С. Пушкина, действительно отразилось в его творчестве.
По результатам работы была создана презентация для урока литературы «Образ няни в творчестве А.С. Пушкина».
Список источников
Воспроизводится по изданию; А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах М.: ГИХЛ, 1959-1962. Том2, Стихотворение «Вновь я посетил», https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423 36/1835/0605.htm
Воспроизводится по изданию; А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах М.: ГИХЛ, 1959-1962. Том2, Стихотворение «Зимнее утро», https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423 36/1829/0504.htm
Воспроизводится по изданию; А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах М.: ГИХЛ, 1959-1962. Том2, Стихотворение «Зимний вечер», https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423 36/1825/0389.htm
Воспроизводится по изданию; А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах М.: ГИХЛ, 1959-1962. Том2, Стихотворение «Няне», https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423 36/1826/0422.htm
Исследовательская работа по литературе «Образ няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина», автор: ученица 6 класса Тыченкова Рената школа №349, https://znanio.ru/media/issledovatelskaya_rabota_obraz_nyani_v_zhizni_i_tvorchestve_as_pushkina-286951
Русский язык. Русская речь. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений\Е.И .Никитина
https://ru.wikipedia.org
Приложение 1
Зимний вечер Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? |
Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей. |
Приложение 2
…Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я — но здесь опять Минувшее меня объемлет живо, И, кажется, вечор еще бродил Я в этих рощах. Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет — уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых, Ни кропотливого ее дозора. Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим — и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны… Меж нив златых и пажитей зеленых Оно синея стелется широко; Через его неведомые воды Плывет рыбак и тянет за собой Убогой невод. По брегам отлогим Рассеяны деревни — там за ними Скривилась мельница, насилу крылья Ворочая при ветре… |
На границе Владений дедовских, на месте том, Где в гору подымается дорога, Изрытая дождями, три сосны Стоят — одна поодаль, две другие Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо Я проезжал верхом при свете лунном, Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствовал. По той дороге Теперь поехал я, и пред собою Увидел их опять. Они всё те же, Всё тот же их, знакомый уху шорох — Но около корней их устарелых (Где некогда всё было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их как дети. А вдали Стоит один угрюмый их товарищ Как старый холостяк, и вкруг него По-прежнему всё пусто. Здравствуй, племя Младое, незнакомое! Не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет. |
Приложение 3
Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; |
Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. |
Приложение 4
Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
Приложение 5
Я сам не рад болтливости своей… (отрывок из «Сон»)
Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклони,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Приложение 6
Анализ художественных средств выразительности в стихотворении
А.С. Пушкина «Зимний вечер»
Таблица 1
Средства выразительности |
Примеры |
Цель применения средств выразительности |
Сравнение |
«Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.» |
Буря сравнивается со зверем, вихри снежные с завыванием, с плачем ребёнка и со стуком в окошко запоздалого путника. Данные сравнения создают настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. |
Метафора |
«Наша ветхая лачужка И печальна, и темна.» |
С помощью метафоры автор противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита – ветхая лачужка, печальная и тёмная. |
Риторический вопрос |
«Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?» |
С помощью риторических вопросов автор показывает образ героини – старушки, сидящей неподвижно у окна. От неё также веет грустью и безысходностью. |
«Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.» |
||
Эпитет |
«Наша ветхая лачужка И печальна, и темна.» |
Няня жила бедно и ей было скучно, грустно, одиноко. |
«Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей,» |
Она относилась к Пушкину по доброму. |
|
Обращение |
«Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна?» |
Няня занималась его воспитанием и он относился к ней с любовью. |
«Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена,» |
||
«Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей,» |
Приложение 7
Анализ художественных средств выразительности в стихотворении
А.С. Пушкина «…Вновь я посетил»
Таблица 2
Средства выразительности |
Примеры |
Цель применения средств выразительности |
Эпитет |
«Иные берега, иные волны…» |
Говорит о том, что они изменились со времён детства Пушкина, в отсутствие няни и природа выглядит иначе. |
«Вот холм лесистый…» |
Здесь описывается природа и поэт наслаждается безупречностью и красотой русской природы. |
|
«Меж нив златых и пажитей зеленых» |
||
«…Дорога, изрытая дождями» |
||
«…озеро. Синея стелется широко» |
||
«берега отлогие» |
||
«знакомый шорох сосен» |
||
«младая роща» |
||
«зеленая семья» |
||
«приветный шум» |
||
«куст, как старый холостяк» |
||
«шагов ее тяжелых» |
Няня сильно уставала. |
|
«опальный домик» |
За их домом следили. |
|
Метафора |
«Минувшее меня объемлет живо» |
Автор хочет показать, что нахлынувшие чувства и воспоминания до сих пор очень сильно волнуют душу. |
«кропотливого ее дозора» |
Арина Родионовна ухаживала за Сашей. |
|
«…озеро. Синея, стелется широко» |
Большое озеро. |
|
«неведомые воды» |
Далёкие воды. |
|
«По брегам отлогим рассеяны деревни» |
Маленькое население. |
|
Сравнение |
«Тот уголок земли. Где я провел Изгнанником два года незаметных» |
Воспоминания и сожаления Пушкина о том, что молодость прошла и няни рядом нет, тем самым хочет более полно выразить свои чувства к селу, где поэт провёл не только всё своё детство, но и два года ссылки. |
«Кусты теснятся под сенью их как дети» |
Автор сравнивает кусты с детьми. |
|
Обращение |
«Здравствуй, племя младое, незнакомое!» |
Поэт обращается к потомкам. Автор заранее восхищается тем, что будущее поколение наверняка сможет стать лучше и чище. Однако познакомиться с его наиболее яркими представителями ему вряд ли удастся. |
Приложение 8
Анализ художественных средств выразительности в стихотворении
А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Таблица 3
Средства выразительности |
Примеры |
Цель применения средств выразительности |
Эпитет |
«на мутном небе» |
Небо затянуто тучами. |
«великолепными коврами» |
Создание образа морозной, белоснежной, сказочной зимы. |
|
«прозрачный лес» |
||
«янтарным блеском» |
Описание комнаты, в которой находятся Пушкин и его няня. |
|
Сравнение |
«Луна как бледное пятно» |
Воспоминание пасмурного вечера, мглы, туч. |
Обращение |
«Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!» |
Автор обращается к героине с призывом выйти на прогулку |
Приложение 9
Анализ художественных средств выразительности в стихотворении
А.С. Пушкина «Няне»
Таблица 4
Средства выразительности |
Примеры |
Цель применения средств выразительности |
Эпитет |
«голубка дряхлая» |
Пушкин использует эпитет, тем самым выражая свою любовь к няне. |
«наморщенных руках» |
Здесь же он применяет эпитет, чтобы более полно показать, как много няня работала. |
|
«забытые вороты» |
К ним никто не приезжает. |
|
«черный отдаленный путь» |
Заброшенная дорога. |
|
Метафора |
«подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь» |
В данных метафорах он хочет сказать о том, что пока няня ждала его, на неё напала тоска, предчувствие, поэтому она была совсем одна. |
Сравнение |
«Горюешь будто на часах» |
Пушкин также использует сравнение показывая то, что она сильно волновалась за него и незаметно старела |
Обращение |
«Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!» |
Она нежно обращалась с Пушкиным, но была старая. |
Приложение 10
Анализ художественных средств выразительности в стихотворении
А.С. Пушкина «Я сам не рад болтливости своей»
Таблица 4
Средства выразительности |
Примеры |
Цель применения средств выразительности |
Эпитет |
«детских лет» |
Пушкин любил те времена, когда няня была рядом с ним. |
«талантливых ночей» |
Он показывает теплоту своих воспоминаний о няне. |
|
«в старинном одеянье» |
Эпитет говорит о бедности, в которой жила Арина Родионовна, но несмотря на бедность, няня служила поэту с большой любовью, не требуя ничего взамен. |
|
Сравнение |
«Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы.» |
Рассказы его няни всегда захватывали дух. |
Риторическое восклицание |
«Но детских лет люблю воспоминанье. Ах! умолчу ль о мамушке моей,» |
Он восхищался ею и любил её как родную мать. |
Приложение 11
Изобразительные средства выразительности
Диаграмма 1
Синтаксические средства выразительности
Диаграмма 2