Введение
Актуальность исследования
«Духовные ценности для любой нации всегда важнее ценностей материальных», - утверждал Е.Евтушенко.
Вся традиционная русская культура от глубокой древности до наших дней несет в себе отличительные черты высокой духовности, она сохраняет и укрепляет веру человека в добро, справедливость Духовность и творческие силы души определяют всю жизнь и культуру русского народа, его любовь к родной земле, готовность к самопожертвованию, долготерпению и смирению.
Для русского человека всегда были характерны свободолюбие и безграничная удаль, отсутствие мелочности и холодного расчета, стяжательства и накопительства. На основе анализа русской литературы можно выделить характерные особенности, присущие понятию «русского национального характера»: религиозность, свободолюбие и особенная доброта. Доброта, проявляющаяся в отсутствии злопамятности, радушии, гостеприимстве, готовности отдать последнее нуждающемуся.
Сегодня особую актуальность имеет изучение произведений русской литературы с точки зрения отражения в ней истинных человеческих ценностей, особенностей русской культуры.
Такой интерес вызывает обращение к страницам произведений, в которых нашли отражение символы русской культуры.
Неофициальные культурные символы России - это не только «визитная карточка» страны, говорящая о ее неповторимости, но и своеобразный памятник истории и культуры. Красная площадь и Кремль, медведь и русская березка, матрешка, гусли и балалайка, гармонь и русская тройка… И, конечно, самовар, воспринимаемы нами, прежде всего, как символ русского гостеприимства.
За короткий исторический срок чаепитие на Руси настолько внедрилось, что самовар стал признаком домашнего благополучия и выражением бытовой народной эстетики. Без самовара как, как без хлеба, изба выглядела неполноценной.
В каких же случаях ставился самовар? Очень во многих. Неожиданный приход родного или просто дорожного человека, перед обедом, в жаркий сенокосный день, на проводах, после бани, на праздниках, с холоду, с радости или расстройства, к пирогам, для того, чтобы нагреть воду и т.д.
Какой же из перечисленных функций отводится главная роль в произведениях русской литературы?
Гипотеза исследования: самовар - художественная деталь и самовар – художественный образ являются в произведениях русской литературы символами гостеприимства и домашнего уюта.
Цель работы: изучение роли самовара на страницах произведений русской литературы
Задачи:
- изучить историю возникновения самовара на Руси, выяснить, какую роль играет самовар в в культуре русского народа;
- проанализировать эпизоды из произведений русской литературы, в которых мы встречаем самовар;
- рассмотреть приемы, используемые авторами для создания образа самовара как символа гостеприимства и домашнего уюта русского народа.
Объект исследования: самовар – художественная деталь и самовар – художественный образ.
Предмет исследования: роль, которая отводится самовару, и приемы, используемые для создания образа самовара.
Новизна исследования заключается в определении той роли, которую играет самовар на страницах русской литературы, разграничении понятий «самовар» – художественная деталь и «самовар» - художественный образ; изучении способов, которые используются в русской литературе для создания образа самовара. Самовар как предмет русского быта рассматривается многими специалистами данной области. Способы же, используемые в литературе для создания образа самовара, его роли на страницах произведений, не изучены или изучены недостаточно.
Методы исследования:
Поисковый метод (ознакомление с источниками по исследуемой проблеме, составление списка произведений);
сравнение (сопоставление эпизодов из произведений русской литературы, где использовался образ самовара);
обобщение (определение сходства и различия в роли самовара как художественной детали и как художественного образа; характеристика способов, используемых для создания образа самовара).
План исследования.
Поиск, изучение, отбор произведений русской литературы, на страницах которых мы встречаем самовар.
Изучение научно- исследовательских работ, Интернет-ресурсов по проблеме исследования. Составление списка Интернет-ресурсов, литературы по данному вопросу.
Обработка изучаемой информации, выделение наиболее значимой;
Структурирование полученной информации, оформление выводов по теме исследования.
Подбор иллюстративного, художественного материала для оформления и создания презентации.
Подведение итогов работы по материалам исследования.
Презентация полученных результатов.
2. Основная часть
2.1. Теоретическая часть
2.1.1. Самовар как символ русской культуры. Символы гостеприимства в русской литературе
Авторы словарей, энциклопедий (Крылов Г. А., Фасмер М., Даль В.И., Попов А., Ожегов С.И.) рассказывают нам о происхождении слова «самовар». В словаре Крылова Г. А., Фасмер М. говорится о том, что название этого прибора для кипячения воды образовано сложением основ «сам» и «вар(ить)». Авторы рассказывают, что сочетание, о котором так много говорят, имеет тюркские корни. Образовалось оно от «санабара», что в переводе означает «чайник». Известен еще и тот факт, что самовар не является отечественным изобретением. Петр I, посещавший Нидерланды, привез на родину множество диковинок и среди них был он! Аппарат прижился и пришелся по душе всем людям. Почему? Все обыденно, суровый климат сыграл немалую роль в этом. Люди часто мерзли, и чтобы хоть как-то согреться они выпивали по 15-20 чашек напитка! А пока нагревали агрегат для чаепития, обогревалось еще дополнительно и комнаты. Поэтому самовар стал настоящий спасением в зимнюю стужу (Москалева Л.А, Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: Прик.Кн. Изд-во, 1988.).
Благодаря работам Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничева (Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009), мы можем узнать о возникновении самовара, о развитии самоварного дела в России.
Запорожец А., в своей работе «Не чайник, а хранитель истории» рассказывает нам о том, что в былые времена о благосостоянии семьи можно было судить о наличии в доме самовара - «Когда-то корова стоила восемь рублей, а самовар 15 – 18. Чтобы поставить на стол это олицетворение достатка и благополучия, семья долго копила деньги».
Интерес к истории самовара, необычайная популярность самовара в нашей стране почти на протяжении 250 лет объясняются тем, что он обрел живую «душу», став материальным воплощением хлебосольства и радушия, дружеского общения, задушевных бесед, домашнего тепла и уюта. Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях литературы.
Зимин В. И. в своей работе «Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь» выделил место и для самовара: «Самовар кипит - уходить не велит». «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое», «Где есть чай, там под елью рай», - эти и многие другие шутливые пословицы отражают то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий.
Самовар с жемчужником на тулове, с фигурной ручкой - веткой является символом русского гостеприимства. Самовар олицетворял бытовые стороны русского образа жизни. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей.
Гостеприимство имеет особое значение для русского человека. До сих пор не потеряла своей актуальности такая непреходящая ценность как общение за столом.
Русская церемония чаепития направлена на объединение духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями.
2.1.2. Взаимосвязь понятий «художественная деталь» и «художественный образ»
Теория литературы дает такое определение: художественная деталь – выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Деталь помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, особенности одежды, обстановки, переживания или поступка.
Слово «деталь» происходит от французского «detail», то есть часть, подробность. Художественная деталь в литературном произведении играет роль выразительной подробности. Деталь – это фрагмент внешнего мира или внутреннего мира героя. То есть что-то на первый взгляд несущественное, мелочь, частность играет важную роль, так как позволяет создать ёмкий художественный образ, рассказать читателю о персонаже или событии больше, чем самое подробное описание.
Детали в произведении играют подчас такое же значение, как и символы (символ в переводе обозначает «знак»), помещенные писателем в центр повествования. Также, как и символ, деталь работает на раскрытие авторского замысла, уточняет, дополняет создаваемую картину действительности, дает читателю дополнительную информацию о герое, времени, эпохе, событиях, историческом контексте.
Но в отличие от символа художественная деталь не наделена скрытом смыслом. В том случае, когда нет никакого подтекста, намека на дополнительную, скрытую информацию, до которой читатель должен додуматься, мы имеем дело с художественной деталью.
Художественный образ – любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но и обобщает действительность.
Литературовед Л.И. Тимофеев так характеризует художественный образ:
«Художественный образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение»
Исходя из представленных определений, определение какого-либо явления, предмета как символа свойственно и художественной детали, так и художественному образу.
2.2. Практическая часть
Какую же роль играет самовар на страницах произведений русской литературы: это символ гостеприимства или показатель благосостояния героев литературного произведения? Какую роль играет самовар: он является художественной деталью, которая используется для передачи колорита русского дома, или это художественный образ, играющий особую роль в произведении?
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, мы обратились к эпизодам из произведений русских писателей XIX-XX вв .
Анализируемые данные мы занесли в таблицы.
Самовар – художественная деталь, символ гостеприимства.
№ п\п |
Автор |
Произведение |
Цитата |
||
1 |
Пушкин А.С. |
«Капитанская дочка», 1836 |
«В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей». |
||
2 |
Мамин-Сибиряк Д. Н. |
«Три конца, 1890. |
«Петр Елисеич в радостном волнении унес Нюрочку на руках в комнату и заставил наливать себе чай, — в столовой уже кипел на столе самовар». |
||
3 |
Островский А. Н. |
Не всё коту масленица, 1871. |
«Маланья принимает самовар, поднос с чашками и уходит». |
||
4 |
Тургенев И.С. |
Записки охотника, 1852. |
«Малый в сером кафтане, конторский дежурный, расположил на старом ломберном столе самовар, чайник, стакан с разбитым блюдечком, горшок сливок и связку болховских котёлок, твердых, как кремень. Толстяк вышел». |
||
Тургенев И.С. |
«Уездный лекарь», 1848 |
|
|||
5 |
М. Горький |
«Мать», 1906. |
«Самовар вскипел, мать внесла его в комнату. Гости сидели тесным кружком у стола, а Наташа, с книжкой в руках, поместилась в углу, под лампой». |
||
6 |
Мамин-Сибиряк Д. Н. |
«Сёстры», 1884. |
«Когда я вернулся на крыльцо, Александра Васильевна ждала меня уже за самоваром; на столе появились густые сливки, тарелка земляники, белый хлеб и какое-то сдобное печенье». |
||
7 |
Пушкин А.С. |
«Дубровский», 1833. |
«В девять часов утра гости, ночевавшие в Покровском, собралися один за другим в гостиной, где кипел уже самовар». |
||
8 |
Пушкин А.С. |
«Евгений Онегин», 1824 |
|
||
9 |
Достоевский Ф. М. |
«Подросток», 1875 |
«Татьяна Павловна, подхватив меня, посадила на извозчика и привезла к себе, немедленно приказала самовар » |
||
10 |
Чуковский К.И. |
«Муха Цокотуха», 1923 |
«Пошла Муха на базар и купила самовар». |
||
11 |
Чуковская Л.К. |
«Памяти детства: Мой отец – Корней Чуковский» (1971) |
|
||
12 |
Чуковский К.И. |
«Федорино горе» |
«Из окошка вывалился стол |
||
13 |
Козлов С. |
«Новогодняя сказка»,«Мурзилка», 2003 |
«Медвежонок поставил самовар, а Ёжик переминался с ноги на ногу - не знал, как предложить инопланетянам раздеться» |
||
14 |
Коваль Ю. |
«Лесник Булыга», 1985 |
|
||
15 |
Коваль Ю. |
«Картофельная собака», 161972 |
|
||
16 |
Катаев В.П. |
«Алмазный мой венец», 1975-1977 |
|
||
17 |
Салтыков-Щедрин М.Е. |
«Святочный рассказ», 1858 |
|
||
18 |
Замятина Н. |
«Чай из самовара», 2007 |
|
||
19 |
Лермонтов М.Ю. |
«Герой нашего времени», 1841 |
|
||
20 |
Лопатко Л. |
«Волшебное зеркало воспоминаний, 2002 |
|
||
21 |
Катанян В. |
«Лиля Брик. Жизнь», 1999 |
«Вечера обычно проводились дома, с детьми, Горничная вносила самовар, и, сидя под шелковым абажуром, родители вслух читали им «Ниву» |
||
22 |
Проскурин П.Л. |
«Число зверя», 1999 |
|
||
23 |
Липатов В. |
«И это все о нем», 1984 |
|
||
24 |
Абрамов Ф. |
«Дом», 1973 |
«И в избе праздник: стол под белой скатертью, самовар под парами». |
||
25 |
Васильев Ю. |
«Не стреляйте в белых лебедей», 1973 |
|
||
26 |
Козлов В., Белов Б. |
«Менделеевские чаепития», 1968 |
|
||
27 |
Есенин С.А. |
«Село, значит, наше - Радово...» 1925 |
|
||
28 |
Блок А.А. |
«На улице - дождик и слякоть...», 1915 |
|
||
29 |
Садовский Б.А. |
«Пусть наступают дни осенних хмар...», 1914 |
|
||
30 |
Вьюрков А.И. |
«Друг семьи» |
«Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в каждом доме кипели самовары. Чайные трактиры были полны, и жизнь на время замирала…» |
Данные примеры говорят о справедливости высказывания, что самовар – художественная деталь, характеризующая особый уклад русской семьи, особенности русской культуры. Здесь самовар, олицетворяя бытовые стороны русского образа жизни, подчеркивает непреходящую ценность общения за столом, гостеприимства, радушия, заботы.
2). Самовар – художественный образ.
В данных произведениях авторы переносят свойства живых предметов на самовар. Самовар для них – это живое существо, наделенное человеческими качествами. Очень часто А.С.Пушкин в своих произведениях пишет о том, что самовар собирает вокруг себя семьи, гостей, делает жизнь уютнее, помогает общаться. А.Блок также обращается к образу самовара и мы понимаем, что автор хочет донести до нас мысль о том, что самовар может исцелить «глухую тоску», дать покой душе. Все представленные в таблице эпизоды, свидетельствуют о том, что самовар – это символ доброго русского гостеприимства. А в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» самовар наряду с русской печью приравнивается к главе дома. Авторы произведений считают самовар живым существом - «Тонким уютным голоском поет самовар» (А. Н. Толстой), «...самовар тихо напевал свою воркующую песенку» (Ф. А. Соллогуб), «…уютно шумел горячий самовар» (Н. Г. Гарин-Михайловский). В анализируемых произведениях образ самовара создается прежде всего с помощью приема олицетворения, который не только создает яркий художественный образ, но и определяет мировосприятие авторов, их взгляд на самовар, как символ гостеприимства, радушия. Самовар в какой-то мере сам становится членом семьи. Следует отметить и использование метафоры, которая создает образ не просто «члена семьи», а «хозяина», «начальника» (в семье), «главы», и даже – «алтаря». Уважительно и торжественно звучит последняя строчка: «Семьи поилец – русский самовар». Не сложно заметить, что самовар как деталь и как образ менее всего отражает достаток представленной в произведении семьи. |
3. Заключение
Наша гипотеза в результате исследовании получилаподтверждение: и самовар как художественная деталь и самовар как художественный образ являются в произведениях русской литературы символами гостеприимства и домашнего уюта.
Изучив и проанализировав материал по теме исследования, мы пришли к выводу, что в 30 из 41 проанализированных произведений самовар является художественной деталью, передающей особенности русского быта, русской культуры. В 11-ти - это художественный образ, при создании которого самым распространённым художественным средством является олицетворение.
Самовар как художественная деталь и самовар как художественный образ – символы русского гостеприимства. Он вносит в дом особый колорит и уют, является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии в доме.
Таким образом, данное исследование направлено не только на углубление знаний о роли художественной детали, художественных средств в создании образов русского гостеприимства, но и на внимание к особенностям русской культуры, уважение к национальным традициям.
4.Список литературы
Словари:
Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М. : Сов. энцикл., 1987. – 751 с.
С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
Крылов Г. А. «Этимологическом онлайн-словарь».
Фасмер М. «Этимологический онлайн-словарь».
Буровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин.- М.: Дрофа-плюс, 2004.
Госберг М. Самоварное производство. – В кн.: По тульскому краю. – Тула. - 1995.
Шелкоплясова Н.И. Становление и развитие рекламной деятельности в Тульской губернии в XIX - начале XX вв.
Иванова Е.А. Русские самовары. - Л. – 1971.
Москалева Л.А, Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: 1988.
Универсальный иллюстрированный словарь русского языка: в 18 томах. Т.14.-Кишенев.- Москва.- 2012.-
Даль В.И. в Толковом словаре Русского языка.
Попов А. Энциклопедия для детей «Просто о простом» .
Бритенков Л.В., Н.В. Григорьев, С.П. Калиничев,2009 Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.
Зимин В. И. Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь. М.: 1994 г.
Гаврилова М. Исследовательская работа «Самовар вечная ценность или пережиток прошлого».
Казак М.Д. Научно-исследовательская работа «Самовар — часть судьбы и жизни русского народа
Запорожец А. Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. "АиФ на Дону" 01/08/2018. «Не чайник, а хранитель истории. Коллекционер о том, зачем собирать самовары»
Кривич М., Ольгин Л. «Сделано в Туле», «Химия и жизнь», 1969 (Обобщенный материал)
Е.Авдеева «Мирный атом — к нашему столу», «Химия и жизнь», 1969
«Полная хозяйственная книга»
Интернет-ресурсы:
http://www.samowar.ru/index.php?show_aux_page=9 История самоваров на Руси.
http://www.bestreferat.ru/referat-215948.htmlИстория тульского самовара.
http://www. http://www.samovaroff.net СамоварыБаташева: Василий Степанович Баташев.
http://anastgal.livejournal.com/982122.html Картины известных художников «За чашкой чая».
http://www.kultura-rf.ru/pub/samovar.php
http://www.rusamovar.ru/historyhp
http://vashsamovar.ru/
http://samovars.tula oblast.ru/
http://www.gotula.ru/tula/32.htmhttp://www.shtamps.com/catalog/page_11.htm
http://samovars.tula-oblast.ru/ http://ya-zemlyak.ru/np_ts.asp
http://www. /about/news/45385/
http://img-fotki.yandex.ru/get/5807/cadi-1986.4df/0_7f377_5392fb0c_XL.jpg http://musicmegabox.net/content/song/966/Nash_krasavets_samovar/ http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/765/77765290_artlib_gallery29303o.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/616/89616864__0_8d90e_378de384_orig.jpg http://www.russiansamovar.ru/published/publicdata/WWWRUSSIANSAMOVASITE/attachments/SC/products_pictures/adkIMG_0842_L%20-%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F_enl.jpg http://ic.pics.livejournal.com/miroslav1983/50647193/17361/original.jpg http://popgun.ru/files/g/149/thumbs/6152557.jpg http://forums-su.com/download/file.php?id=903607&mode=view/4..JPG http://i27.fastpic.ru/big/2012/0325/9a/591ae0350afd648d7e4315152b5e6c9a.jpg http://s8.postimg.org/humued211/2012_09_01_183553.jpg http://stat17.privet.ru/lr/092a051d29ce8084b49b30df89d1c6ac http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/330/98330295_large_8.jpg http://musicmegabox.net/content/song/966/Nash_krasavets_samovar/
http://apxiv.ucoz.ru/publ/istorii_bit/1/samovar/14-1-0-50
http://www.filipoc.ru/interesting/istoriya-samovara
http://www.liveinternet.ru/users/5103149/post305144388
http://www.rutraditions.ru/news/istoriya-samovara
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80
http://www.tula-samovar.com.ru/hystory-about.html
http://chay-kofskiy.ru/page/stihi-o-chae-i-samovare.html
http://www.forum.u-samovara.ru/?showtopic=3677
kulturologia.ru