Самовар как символ гостеприимства и домашнего уюта (на примере произведений русской литературы)

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Самовар как символ гостеприимства и домашнего уюта (на примере произведений русской литературы)

Поддубный Н.В. 1
1МБОУ "Лицей"
Селиванова Е.Ф. 1
1МБОУ "Лицей"

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность исследования

«Духовные ценности для любой нации всегда важнее ценностей материальных», - утверждал Е.Евтушенко.

Вся традиционная русская культура от глубокой древности до наших дней несет в себе отличительные черты высокой духовности, она сохраняет и укрепляет веру человека в добро, справедливость Духовность и творческие силы души определяют всю жизнь и культуру русского народа, его любовь к родной земле, готовность к самопожертвованию, долготерпению и смирению.

Для русского человека всегда были характерны свободолюбие и безграничная удаль, отсутствие мелочности и холодного расчета, стяжательства и накопительства. На основе анализа русской литературы можно выделить характерные особенности, присущие понятию «русского национального характера»: религиозность, свободолюбие и особенная доброта. Доброта, проявляющаяся в отсутствии злопамятности, радушии, гостеприимстве, готовности отдать последнее нуждающемуся.

Сегодня особую актуальность имеет изучение произведений русской литературы с точки зрения отражения в ней истинных человеческих ценностей, особенностей русской культуры.

Такой интерес вызывает обращение к страницам произведений, в которых нашли отражение символы русской культуры.

Неофициальные культурные символы России - это не только «визитная карточка» страны, говорящая о ее неповторимости, но и своеобразный памятник истории и культуры. Красная площадь и Кремль, медведь и русская березка, матрешка, гусли и балалайка, гармонь и русская тройка… И, конечно, самовар, воспринимаемы нами, прежде всего, как символ русского гостеприимства.

За короткий исторический срок чаепитие на Руси настолько внедрилось, что самовар стал признаком домашнего благополучия и выражением бытовой народной эстетики. Без самовара как, как без хлеба, изба выглядела неполноценной.

В каких же случаях ставился самовар? Очень во многих. Неожиданный приход родного или просто дорожного человека, перед обедом, в жаркий сенокосный день, на проводах, после бани, на праздниках, с холоду, с радости или расстройства, к пирогам, для того, чтобы нагреть воду и т.д.

Какой же из перечисленных функций отводится главная роль в произведениях русской литературы?

Гипотеза исследования: самовар - художественная деталь и самовар – художественный образ являются в произведениях русской литературы символами гостеприимства и домашнего уюта. 

Цель работы: изучение роли самовара на страницах произведений русской литературы

Задачи:

- изучить историю возникновения самовара на Руси, выяснить, какую роль играет самовар в в культуре русского народа;

- проанализировать эпизоды из произведений русской литературы, в которых мы встречаем самовар;

- рассмотреть приемы, используемые авторами для создания образа самовара как символа гостеприимства и домашнего уюта русского народа.

Объект исследования: самовар – художественная деталь и самовар – художественный образ.

Предмет исследования: роль, которая отводится самовару, и приемы, используемые для создания образа самовара.

Новизна исследования заключается в определении той роли, которую играет самовар на страницах русской литературы, разграничении понятий «самовар» – художественная деталь и «самовар» - художественный образ; изучении способов, которые используются в русской литературе для создания образа самовара. Самовар как предмет русского быта рассматривается многими специалистами данной области. Способы же, используемые в литературе для создания образа самовара, его роли на страницах произведений, не изучены или изучены недостаточно.

Методы исследования:

Поисковый метод (ознакомление с источниками по исследуемой проблеме, составление списка произведений);

сравнение (сопоставление эпизодов из произведений русской литературы, где использовался образ самовара);

обобщение (определение сходства и различия в роли самовара как художественной детали и как художественного образа; характеристика способов, используемых для создания образа самовара).

План исследования.

Поиск, изучение, отбор произведений русской литературы, на страницах которых мы встречаем самовар.

Изучение научно- исследовательских работ, Интернет-ресурсов по проблеме исследования. Составление списка Интернет-ресурсов, литературы по данному вопросу.

Обработка изучаемой информации, выделение наиболее значимой;

Структурирование полученной информации, оформление выводов по теме исследования.

Подбор иллюстративного, художественного материала для оформления и создания презентации.

Подведение итогов работы по материалам исследования.

Презентация полученных результатов.

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

2.1.1. Самовар как символ русской культуры. Символы гостеприимства в русской литературе

Авторы словарей, энциклопедий (Крылов Г. А., Фасмер М., Даль В.И., Попов А., Ожегов С.И.) рассказывают нам о происхождении слова «самовар». В словаре Крылова Г. А., Фасмер М. говорится о том, что название этого прибора для кипячения воды образовано сложением основ «сам» и «вар(ить)». Авторы рассказывают, что сочетание, о котором так много говорят, имеет тюркские корни. Образовалось оно от «санабара», что в переводе означает «чайник». Известен еще и тот факт, что самовар не является отечественным изобретением. Петр I, посещавший Нидерланды, привез на родину множество диковинок и среди них был он! Аппарат прижился и пришелся по душе всем людям. Почему? Все обыденно, суровый климат сыграл немалую роль в этом. Люди часто мерзли, и чтобы хоть как-то согреться они выпивали по 15-20 чашек напитка! А пока нагревали агрегат для чаепития, обогревалось еще дополнительно и комнаты. Поэтому самовар стал настоящий спасением в зимнюю стужу (Москалева Л.А, Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: Прик.Кн. Изд-во, 1988.).

Благодаря работам Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничева (Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009), мы можем узнать о возникновении самовара, о развитии самоварного дела в России.

Запорожец А., в своей работе «Не чайник, а хранитель истории» рассказывает нам о том, что в былые времена о благосостоянии семьи можно было судить о наличии в доме самовара - «Когда-то корова стоила восемь рублей, а самовар 15 – 18. Чтобы поставить на стол это олицетворение достатка и благополучия, семья долго копила деньги».

Интерес к истории самовара, необычайная популярность самовара в нашей стране почти на протяжении 250 лет объясняются тем, что он обрел живую «душу», став материальным воплощением хлебосольства и радушия, дружеского общения, задушевных бесед, домашнего тепла и уюта. Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях литературы.

Зимин В. И. в своей работе «Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь» выделил место и для самовара: «Самовар кипит - уходить не велит». «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое», «Где есть чай, там под елью рай», - эти и многие другие шутливые пословицы отражают то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий.

Самовар с жемчужником на тулове, с фигурной ручкой - веткой является символом русского гостеприимства. Самовар олицетворял бытовые стороны русского образа жизни. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей.

Гостеприимство имеет особое значение для русского человека. До сих пор не потеряла своей актуальности такая непреходящая ценность как общение за столом.

Русская церемония чаепития направлена на объединение духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями.

2.1.2. Взаимосвязь понятий «художественная деталь» и «художественный образ»

 Теория литературы дает такое определение: художественная деталь – выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Деталь помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, особенности одежды, обстановки, переживания или поступка.

Слово «деталь» происходит от французского «detail», то есть часть, подробность. Художественная деталь в литературном произведении играет роль выразительной подробности. Деталь – это фрагмент внешнего мира или внутреннего мира героя. То есть что-то на первый взгляд несущественное, мелочь, частность играет важную роль, так как позволяет создать ёмкий художественный образ, рассказать читателю о персонаже или событии больше, чем самое подробное описание.

Детали в произведении играют подчас такое же значение, как и символы (символ в переводе обозначает «знак»), помещенные писателем в центр повествования. Также, как и символ, деталь работает на раскрытие авторского замысла, уточняет, дополняет создаваемую картину действительности, дает читателю дополнительную информацию о герое, времени, эпохе, событиях, историческом контексте.

Но в отличие от символа художественная деталь не наделена скрытом смыслом. В том случае, когда нет никакого подтекста, намека на дополнительную, скрытую информацию, до которой читатель должен додуматься, мы имеем дело с художественной деталью.

Художественный образ – любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но и обобщает действительность.

Литературовед Л.И. Тимофеев так характеризует художественный образ:

«Художественный образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение»

Исходя из представленных определений, определение какого-либо явления, предмета как символа свойственно и художественной детали, так и художественному образу.

2.2. Практическая часть

Какую же роль играет самовар на страницах произведений русской литературы: это символ гостеприимства или показатель благосостояния героев литературного произведения? Какую роль играет самовар: он является художественной деталью, которая используется для передачи колорита русского дома, или это художественный образ, играющий особую роль в произведении?

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, мы обратились к эпизодам из произведений русских писателей XIX-XX вв .

Анализируемые данные мы занесли в таблицы.

Самовар – художественная деталь, символ гостеприимства.

п\п

Автор

Произведение

Цитата

1

Пушкин А.С.

«Капитанская дочка», 1836

«В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей».

2

Мамин-Сибиряк Д. Н.

«Три конца, 1890.

«Петр Елисеич в радостном волнении унес Нюрочку на руках в комнату и заставил наливать себе чай, — в столовой уже кипел на столе самовар».

3

Островский А. Н.

Не всё коту масленица, 1871.

«Маланья принимает самовар, поднос с чашками и уходит».

4

Тургенев И.С.

Записки охотника, 1852.

«Малый в сером кафтане, конторский дежурный, расположил на старом ломберном столе самовар, чайник, стакан с разбитым блюдечком, горшок сливок и связку болховских котёлок, твердых, как кремень. Толстяк вышел».

 

Тургенев И.С.

«Уездный лекарь», 1848

«А в гостиной уж самовар на столе, и ямайский тут же стоит: в нашем деле без  этого нельзя»

5

М. Горький

«Мать», 1906.

«Самовар вскипел, мать внесла его в комнату. Гости сидели тесным кружком у стола, а Наташа, с книжкой в руках, поместилась в углу, под лампой».

6

Мамин-Сибиряк Д. Н.

«Сёстры», 1884.

«Когда я вернулся на крыльцо, Александра Васильевна ждала меня уже за самоваром; на столе появились густые сливки, тарелка земляники, белый хлеб и какое-то сдобное печенье».

7

Пушкин А.С.

«Дубровский», 1833.

«В девять часов утра гости, ночевавшие в Покровском, собралися один за другим в гостиной, где кипел уже самовар».

8

Пушкин А.С.

«Евгений Онегин», 1824

«Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар»

9

Достоевский Ф. М.

«Подросток», 1875

«Татьяна Павловна, подхватив меня, посадила на извозчика и привезла к себе, немедленно приказала самовар »

10

Чуковский

К.И.

«Муха Цокотуха», 1923

«Пошла Муха на базар и купила самовар».

11

Чуковская Л.К.

«Памяти детства: Мой отец – Корней Чуковский» (1971)  

«На веранду вбежала няня Тоня и запыхавшись 

спросила: ― Подавать самовар? Вскипел»

12

Чуковский К.И.

«Федорино горе»

«Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл…
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»

13

Козлов С.  

«Новогодняя сказка»,«Мурзилка», 2003 

«Медвежонок поставил самовара 

Ёжик переминался с ноги на ногу - не зналкак предложить инопланетянам раздеться»

14

Коваль Ю.

«Лесник Булыга», 1985   

«Пока я скидывал на крыльце рюкзак , Булыга сходил в избу и вытащил на двор самовар». Самовар чуть светился в 

сумерках, а в нижние его

окошечки ссыпались 

раскалённые угольки. 

- Ну, садимся самовар пить. Мы пили чай». 

15

Коваль Ю.

«Картофельная собака», 161972    

«Мы варили картошку, разводили самовар и подолгу

 сидели,  глядя, как между ёлками вырастает новое сизое и кудрявое дерево ― самоварный дым. 

Под вечер приехал Аким Ильич. Мы наварили молодой картошки, поставили самовар».

16

Катаев В.П.

«Алмазный мой венец», 1975-1977 

«Мы вместе, путаясь холодными руками, засовывали

 пучок пылающих лучин в самовар: из наставленной 

трубы валил зелёный дым, вызывавший у нас весёлые 

слёзы».

17

Салтыков-Щедрин М.Е.

«Святочный рассказ», 1858

«Ты должен будешь, как приедешь на станцию, прежде всего лошадей на морозе распречь, а я   велю поставить самовар, велю напоить себя чаем».

18

Замятина Н.

«Чай из самовара», 2007

«Никакое электрическое чудо техники не способно

 заменить настоящий угольный самовар, на несколько веков завоевавший почетное место в русской жизни».

19

Лермонтов М.Ю.

«Герой нашего времени»,

1841

«Через час инвалид принёс кипящий самовар и чайник».

20

Лопатко Л.

«Волшебное зеркало воспоминаний, 2002

«На столе стоял большой самовар, и всегда подавался 

длинный французский багет .  По четвергам там 

кипел серебряный самовар, пили чай, ели вкусные

 пирожки, разговаривали, смеялись, пели и танцевали»

21

Катанян В.

«Лиля Брик. Жизнь», 1999

«Вечера обычно проводились дома, с детьми, 

Горничная вносила самовар, и, сидя под шелковым абажуром,

 родители вслух читали им «Ниву»

22

Проскурин П.Л.

«Число зверя», 1999

«Можно сесть в теплом обжитом доме за самовар, 

сладковато пахнущий дымом смолистых сосновых или 

еловых шишек, с портретами предков на 

стенах, и погрузиться в особую мечтательность души!»

23

Липатов В.

«И это все о нем», 1984

«Зеленая лампа, красивые халаты, тишина, холод за окнами, добрые лица, тихий домашний разговор… Лидия Михайловна поставит самовар».

24

Абрамов Ф.

«Дом», 1973

«И в избе праздникстол под белой скатертьюсамовар 

под парами». 

25

Васильев Ю.

«Не стреляйте в белых лебедей», 1973

«А директор расшуровал самовар и полночи развлекал Чувалова разговорами, особо упирая на то, что без 

помощи лесничества школе и учителям будет очень 

сложно с дровами». 

 

26

Козлов В., Белов Б.

«Менделеевские чаепития», 1968   

«На столе уже накрыт незатейливый  ужин, уютно шумит самовар. Теплая приятная обстановка, радушный хозяин, неизменный самовар ― все способствовало дружеским 

беседам и спорам»

 

27

Есенин С.А.

«Село, значит, наше - Радово...» 1925

«Голубчик! Да ты ли? / Сергуха?!
Озяб, чай? Поди, продрог?
Да ставь ты скорее, старуха,
На стол самовар и пирог!»

Чинно Мы выпили весь самовар»

 

28

Блок А.А.

«На улице - дождик и слякоть...», 1915

«Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!»

29

Садовский Б.А.

«Пусть наступают дни осенних хмар...», 1914

«Пусть наступают дни

 осенних хмар,
Нам нечего бояться лихорадки:
Вы распорядитесь поставить  самовар, А я надену шведские перчатки»

30

Вьюрков А.И.

«Друг семьи»

«Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в каждом доме кипели самовары. Чайные трактиры были полны, и жизнь на время замирала…»

Данные примеры говорят о справедливости высказывания, что самовар – художественная деталь, характеризующая особый уклад русской семьи, особенности русской культуры. Здесь самовар, олицетворяя бытовые стороны русского образа жизни, подчеркивает непреходящую ценность общения за столом, гостеприимства, радушия, заботы.

2). Самовар – художественный образ.

п\п

Автор

Произведение

Цитата

Средство создания образа

1

О. Карелин

«Самовар»

«Он во главе стола - большой начальник: Зеркально блещут медные бока,

На голове - пыхтит с заваркой чайник, Внутри - воды кипящая река. Случайно не задень его руками: В его стальной утробе - жгучий жар! Гостей приветит чаем с пирогами Семьи поилец - русский самовар»

метафора

2

Вяземский П.А.

«Приятно находить, попавшись на чужбину...», 1838

«Где ж самовар родной, семейный наш очаг, Семейный наш алтарь, ковчег домашних благ? В нем льются и кипят всех наших дней преданья,
В нем русской старины живут воспоминанья; Семейных сборов он всегда участник  главный»

метафора

3

Чуковский К.И.

«Мойдодыр»

«Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, А пузатый от меня Убежал, как от огня»

сравнение

4

Толстой Л.Н.

«Отрочество», 1854

«В сенях уже кипит самовар, который, раскрасневшись, как

 рак, раздувает Митька  форейтор»

сравнение

5

Хармс Д.

«Иван Иваныч Самовар...», 1928

«Иван Иваныч Самовар
Был пузатый самовар,
Трехведерный самовар.

Самовар Иван Иваныч!
На столе Иван Иваныч!
Золотой Иван Иваныч!»

сравнение

6

Распутин В.

«Прощание с Матёрой»

«Из веку почитали в доме трёх хозяев – самого, кто главный в семье, русскую печь и самовар… Стол без самоварного возглавия – это не стол, а так, кормушка, как у птиц и зверей, ни приятности, ни чинности»

олицетворение

7

Писахов С.Г.

«Самоварова семья».

«Самовар опять долился, подогрелся, а не хочет для попа песни петь, не хочет громко кипеть. Жару много в самоваре, вода кипит, вода клокочет, разорвать его хочет».

олицетворение

8

Садовский Б.А.

«Ночь зимняя не спит, припав к окну столовой...», 1942

«Как радостно шумит и блещет 

самовар. А мамин самовар приветливо поет
О том, что в эту ночь прозябнет новый колос,
Что будет урожай расти из года в год»

олицетворение

9

Распутин В.

«Живи и помни», 1974

«Зашумел самоварзагудел каминотбрасывая длинные ворожущие отсветы огня на стены и окнаи в избе стало теплей и живей» 

олицетворение

10

М. Горький

“Жил –был Cамовар”

«Самовар до того раскалился, что посинел весь и дрожит-гудит: 
Покиплю еще немножко,
А когда наскучит мне, –
Сразу выпрыгну в окошко
И женюся на луне!

олицетворение

11

Гранин Д.

«Зубр», 1987  

«Урчал помятый самовар» 

олицетворение

В данных произведениях авторы переносят свойства живых предметов на самовар. Самовар для них – это живое существо, наделенное человеческими качествами. Очень часто А.С.Пушкин в своих произведениях пишет о том, что самовар собирает вокруг себя семьи, гостей, делает жизнь уютнее, помогает общаться. А.Блок также обращается к образу самовара и мы понимаем, что автор хочет донести до нас мысль о том, что самовар может исцелить «глухую тоску», дать покой душе. Все представленные в таблице эпизоды, свидетельствуют о том, что самовар – это символ доброго русского гостеприимства. А в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» самовар наряду с русской печью приравнивается к главе дома. Авторы произведений считают самовар живым существом - «Тонким уютным голоском поет самовар» (А. Н. Толстой), «...самовар тихо напевал свою воркующую песенку» (Ф. А. Соллогуб), «…уютно шумел горячий самовар» (Н. Г. Гарин-Михайловский). В анализируемых произведениях образ самовара создается прежде всего с помощью приема олицетворения, который не только создает яркий художественный образ, но и определяет мировосприятие авторов, их взгляд на самовар, как символ гостеприимства, радушия. Самовар в какой-то мере сам становится членом семьи. Следует отметить и использование метафоры, которая создает образ не просто «члена семьи», а «хозяина», «начальника» (в семье), «главы», и даже – «алтаря». Уважительно и торжественно звучит последняя строчка: «Семьи поилец – русский самовар». Не сложно заметить, что самовар как деталь и как образ менее всего отражает достаток представленной в произведении семьи.

3. Заключение

Наша гипотеза в результате исследовании получилаподтверждение: и самовар как художественная деталь и самовар как художественный образ являются в произведениях русской литературы символами гостеприимства и домашнего уюта. 

Изучив и проанализировав материал по теме исследования, мы пришли к выводу, что в 30 из 41 проанализированных произведений самовар является художественной деталью, передающей особенности русского быта, русской культуры. В 11-ти - это художественный образ, при создании которого самым распространённым художественным средством является олицетворение.

Самовар как художественная деталь и самовар как художественный образ – символы русского гостеприимства. Он вносит в дом особый колорит и уют, является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии в доме.

Таким образом, данное исследование направлено не только на углубление знаний о роли художественной детали, художественных средств в создании образов русского гостеприимства, но и на внимание к особенностям русской культуры, уважение к национальным традициям.

4.Список литературы

Словари:

Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М. : Сов. энцикл., 1987. – 751 с.

С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

 Крылов Г. А. «Этимологическом онлайн-словарь».

Фасмер М. «Этимологический онлайн-словарь».

Буровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин.- М.: Дрофа-плюс, 2004.

Госберг М. Самоварное производство. – В кн.: По тульскому краю. – Тула. - 1995.

Шелкоплясова Н.И. Становление и развитие рекламной деятельности в Тульской губернии в XIX - начале XX вв.

Иванова Е.А. Русские самовары. - Л. – 1971.

Москалева Л.А, Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: 1988.

Универсальный иллюстрированный словарь русского языка: в 18 томах. Т.14.-Кишенев.- Москва.- 2012.-

Даль В.И. в Толковом словаре Русского языка.

Попов А. Энциклопедия для детей «Просто о простом» .

Бритенков Л.В., Н.В. Григорьев, С.П. Калиничев,2009 Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.

Зимин В. И. Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь. М.: 1994 г.

Гаврилова М. Исследовательская работа «Самовар вечная ценность или пережиток прошлого».

Казак М.Д. Научно-исследовательская работа «Самовар — часть судьбы и жизни русского народа

Запорожец А. Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. "АиФ на Дону" 01/08/2018. «Не чайник, а хранитель истории. Коллекционер о том, зачем собирать самовары»

Кривич М., Ольгин Л. «Сделано в Туле», «Химия и жизнь», 1969 (Обобщенный материал)

Е.Авдеева «Мирный атом — к нашему столу», «Химия и жизнь», 1969 

«Полная хозяйственная книга»

Интернет-ресурсы:

http://www.samowar.ru/index.php?show_aux_page=9 История самоваров на Руси.

http://www.bestreferat.ru/referat-215948.htmlИстория тульского самовара.

http://www. http://www.samovaroff.net СамоварыБаташева: Василий Степанович Баташев.

http://anastgal.livejournal.com/982122.html Картины известных художников «За чашкой чая».

http://www.kultura-rf.ru/pub/samovar.php

http://www.rusamovar.ru/historyhp

http://vashsamovar.ru/

http://samovars.tula oblast.ru/ 

http://www.gotula.ru/tula/32.htmhttp://www.shtamps.com/catalog/page_11.htm

 http://samovars.tula-oblast.ru/ http://ya-zemlyak.ru/np_ts.asp

http://www. /about/news/45385/

http://img-fotki.yandex.ru/get/5807/cadi-1986.4df/0_7f377_5392fb0c_XL.jpg http://musicmegabox.net/content/song/966/Nash_krasavets_samovar/ http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/765/77765290_artlib_gallery29303o.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/616/89616864__0_8d90e_378de384_orig.jpg http://www.russiansamovar.ru/published/publicdata/WWWRUSSIANSAMOVASITE/attachments/SC/products_pictures/adkIMG_0842_L%20-%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F_enl.jpg http://ic.pics.livejournal.com/miroslav1983/50647193/17361/original.jpg http://popgun.ru/files/g/149/thumbs/6152557.jpg http://forums-su.com/download/file.php?id=903607&mode=view/4..JPG http://i27.fastpic.ru/big/2012/0325/9a/591ae0350afd648d7e4315152b5e6c9a.jpg http://s8.postimg.org/humued211/2012_09_01_183553.jpg http://stat17.privet.ru/lr/092a051d29ce8084b49b30df89d1c6ac http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/330/98330295_large_8.jpg http://musicmegabox.net/content/song/966/Nash_krasavets_samovar/

http://apxiv.ucoz.ru/publ/istorii_bit/1/samovar/14-1-0-50

http://www.filipoc.ru/interesting/istoriya-samovara

http://www.liveinternet.ru/users/5103149/post305144388

http://www.rutraditions.ru/news/istoriya-samovara

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80

http://www.tula-samovar.com.ru/hystory-about.html

http://chay-kofskiy.ru/page/stihi-o-chae-i-samovare.html

http://www.forum.u-samovara.ru/?showtopic=3677

 kulturologia.ru

Просмотров работы: 57