Концепт "дружбы" в творчестве А.С. Пушкина

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Концепт "дружбы" в творчестве А.С. Пушкина

Тощенко Т.А. 1
1ФГКОУ "ОРЕНБУРГСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ"
Хасенова Е.В. 1
1ФГКОУ "ОПКУ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Среди вечных жизненных ценностей дружба всегда занимала и будет занимать одно из самых первых мест.Что такое настоящая дружба? Ответ на этот вопрос только кажется очень простым, потому что понятие об искренней и верной дружбе каждый человек понимает по-своему.

В русской литературе огромное количество примеров, которые затронули проблему искренности дружеских отношений. Читая о людях, живших в прошлых веках, узнаём, чем жили наши предшественники, что любили, о чём думали, мечтали, что ценили превыше всего, анализируя их поступки, даём им оценки. Именно в творчестве А. С. Пушкина, на наш взгляд, можно найти ответы на многие вопросы, которые основываются на формировании духовно-нравственных ценностей человека. Все вышеизложенное определяет актуальность данной исследовательской работы.

Изучение биографии и творчества А. С. Пушкина увлекает многих людей. Многоплановой остается и тематика его произведений. В курсе литературы мы изучаем эти вопросы, но нам наиболее интересна стала тема дружбы, каково ее отражение в художественной системе поэта на различных этапах его жизни?

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум.

Мы обратил внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин.[9]

Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума». Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. А.С. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, и особенно чистоте и искренности человеческих отношений.

Таким образом, темой нашей работы становится «Концепт «дружба» в лирике А.С. Пушкина».

Цель проекта: показать смысловую многоплановость самого понятия «дружба» в лирике А.С. Пушкина.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть вопрос изученности понятий «концепт» и «дружба» современными учёными-лингвистами;

- определить понятие «концепт «Дружба»»;

- изучить и проанализировать отдельные факты биографии писателя;

- подобрать стихотворения, где ведущей является тема дружбы, выбрать цитаты;

- попытаться выяснить, каково отражение концепта «дружба» в художественной системе поэта на различных этапах его жизни.

Объект исследования: лирические циклы поэзии А.С. Пушкина.

Предмет исследования: смысловое своеобразие выражения темы дружбы в художественной системе А.С Пушкина.

Гипотеза: мы полагаем, что тема дружбы в лирике А.С. Пушкина отражает переоценку ценностей поэта, усиливая ее значение и роль на различных этапах его жизни.

Методы, использованные в работе: исследование, анализ, , опрос и обработка полученных данных.

Практическая значимость: собранный материал может быть использован для подготовки к урокам литературы, олимпиадам, тематическим классным часам. Также можно использовать как материал для написания сочинения.

Перспективность темы: исследование может быть продолжено по целому ряду направлений на более серьезном научном уровне;

Структура проекта представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы, а также приложением.

Глава 1 Теоретическое обоснование концепта «дружба» как идеи, содержащей созидательный смысл

Понятие концепт «дружба», его значение

В творчестве Пушкина отражается множество мотивов и тем – это и вольнолюбивая и патриотическая лирика, лирика о поэте и поэзии, философская лирика, лирика дружбы, любовная лирика, и, конечно же, пейзажная лирика. Пушкин необычайно широко и доступно представил каждый из этих мотивов. Останавливаясь на теме Дружба, наша задача проследить как она претерпевала изменения, ведь со временем мировоззрение поэта менялось, а также в его жизни происходили события, которые находили отражение в его поэзии. Так что же означает сочетание «концепт дружба», с точки зрения научно-лингвистической сферы?

Впервые термин «концепт» входит в терминологию философов и лингвистов в 1970-е гг. чаще всего именно в значении «чистое понятие». Иногда концепт и понятие идут через запятую, одно полагается пояснением, приближением к другому. Однако к середине 1980-х гг. концепт и понятие все чаще употребляют дифференцированно, то есть понимание есть интерпретация в определенной концептуальной системе, построенной из взаимосвязанных концептов – смыслов, Концептами, но не понятиями, называют, в частности, элементарные единицы результата понимания. В область современного гуманитарного знания едва ли не первым слово «концепт» вводит русский мыслитель С.А. Аскольдов, который признает «индивидуальное представление заместителем всего родового объема». Однако, он не отождествляет концепт с индивидуальным представлением, усматривая в нем «общность». С.А. Аскольдов считал, что концепт «есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода». [3]

В рамках когнитивной лингвистики под концептами понимаются «оперативные содержательные единицы памяти, ментального лексикона, отраженные в человеческой психике».[3]

Д. С. Лихачев примерно в это же время использовал понятие концепт для обозначения обобщенной мыслительной единицы, которая отражает и интерпретирует явления действительности в зависимости от образования, личного опыта, профессионального и социального опыта носителя языка и, являясь своего рода обобщением различных значений слова в индивидуальных сознаниях носителей языка, позволяет общающимся преодолевать существующие между ними индивидуальные различия в понимании слов. Концепт, по Д. С. Лихачеву, не возникает из значений слов, а является результатом столкновения усвоенного значения с личным жизненным опытом говорящего. Концепт в этом плане, по Д. С. Лихачеву, выполняет заместительную функцию в языковом общении.[12]

В культурологии концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека. Концепты возникают в сознании человека не только на основе словарных значений слов, но и на основе личного и народного культурно-исторического опыта, и чем богаче этот опыт, тем шире границы концепта, тем шире возможности для возникновения эмоциональной ауры слова, в которой находят свое отражение все стороны концепта. [12] По мнению Ю.С. Степанова, именно эта особенность позволяет определять концепт – как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека…то, посредством чего человек входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [12, 43]. Концепты не только мыслятся, они переживаются. Они – предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений.

В. И. Карасик приводит ряд подходов к концептам, развиваемых разными авторами. Среди них назовем следующие:

концепт - идея, включающая абстрактные, конкретно-ассоциативные и эмоционально-оценочные признаки, а также спрессованную историю понятия [15];

концепт- личностное осмысление, интерпретация объективного значения и понятия как содержательного минимума значения [13]

концепт - это абстрактное научное понятие, выработанное на базе конкретного житейского понятия [15];

концепт- сущность понятия, явленная в своих содержательных формах - в образе, понятии и в символе [19];

Концепт – принадлежность интеллектуального дискурса, чаще всего научного. Употребляют этот термин, когда хотят подчеркнуть самость некоторого понятия, его априорность, чтобы сказать: обсуждая данное понятие, давайте попытаемся не просто договориться об употреблении терминов, а реконструируем ту сущность ментального мира, которая за этим понятием лежит. Так, именно реконструкцию имел в виду Л.В. Щерба в следующем контексте: …. все языковые величины, с которыми мы оперируем в словаре и грамматике, будучи концептами, в непосредственном опыте (ни в психологическом, ни в физиологическом) нам вовсе не даны, а могут выводиться нами лишь из процессов говорения и понимания, которые я называю в такой их функции «языковым материалом» [18].

В истории любой национальной культуры вопросы, касающиеся человеческих взаимоотношений, таких как любовь и дружба, всегда имели и до сих пор имеют первостепенное значение. Тем не менее человечество не оставляет упорных попыток осмыслить феномен самой дружбы; самосознание, жизнеощущение и миропонимание человечества во многом определяется отношением к дружбе.

 Дружба – многоаспектное явление, не сводимое к одной области знаний. Проанализировав толкования дружбы в нелингвистических словарях, мы вывели следующее: дружба – межличностное отношение, основанное на общности интересов, взаимной привязанности [6,85], духовной близости; это не только устойчивые, индивидуально-избирательные отношения, характеризующиеся усилением процессов влечения друг к другу, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтений, но и альтруистическое чувство, предполагающее доверие и откровенность[10]

«Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т. п. Давняя, старая, многолетняя дружба. Верная, крепкая, прочная дружба. Искренняя, горячая, нежная, тесная дружба. Нерушимая незыблемая дружба. Заводить, завязывать дружбу. Жить в дружбе. Дружба с кем-либо. С открытия университета,  дружба моя с Александром Панаевым,  также произведенным в студенты, росла не по дням, а по часам. С. Акс. Воспоминания» [16]

Необходимо различать дружбу как: 1) социальный институт, или систему социальных норм (социологический аспект), 2) моральное чувство (психологический аспект) и 3) специфический вид взаимоотношений (социально-психологический аспект). Реальное содержание дружбы менялось в ходе истории.

По мере разложения родовых связей дружеские отношения всё чаще противопоставляются родственным, при этом «друзьями» человека называют всех его единомышленников или политических приверженцев. Такая дружба-товарищество, основанная на общности интересов, была лишена личной эмоциональной привязанности, которая развивается со становлением личности. Платоновский идеал бескорыстной дружбы-любви, в которой чувственное влечение подчиняется стремлению к нравственному совершенствованию, остаётся внутренне противоречивым. Лишь Аристотель снимает это противопоставление дружбы-товарищества и дружбы-любви, понимая дружбу как высокоиндивидуализированное.

Рассмотрим предварительно концепт «дружба». На первом месте здесь значатся согласие, совместимость, понимание, способность к формированию групп, общность интересов, интимные, семейные отношения, спонсорская помощь, любовь, начало и восстановление дружбы.

Из этих значений можно сделать вывод, что основным смыслом дружбы является общение с человеком, основанное на взаимной схожести, знании качеств этого человека и любви, которое приносит мир и покой; оно имеет начало, может быть прервано и потом возобновиться. Друг противопоставляется врагу.

Следовательно, внутренняя форма концепта «дружба», заложенная в его этимологии, содержит компонент «друг» – это близкий любимый человек, родственник, «дружба» – этосамопожертвованиясвоими интересамиради товарища, это способность прийти на помощь в любую минуту, способность дать совет приятелю, способность по-настоящему радоваться за друга. Описанные выше качества даны не всем, ведь на самом деле не каждый может поставить интересы и желания товарища на первое место, не всякий способен немного забыть о себе и полностью посвятить себя настоящей дружбе.[3]

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что термин «концепт» широко применяется в различных научных дисциплинах, что приводит к его множественному пониманию. Часто «концепт» употребляется в качестве синонима «понятия», хотя термин «понятие» употребляется в логике и философии, а «концепт», являясь термином математической логики, закрепился также в науке о культуре, в культурологии.

Глава 2 Практическое обоснование проблемы в художественной системе А.С. Пушкина на различных этапах его жизни.

2.1 Дружба в Лицейские годы

Вы помните, когда возник Лицей.

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

А.С. Пушкин

19 октября 1811 года в Царском Селе был торжественно открыт Лицей, который был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение. В нём должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян: предполагалось, что по окончании Лицея они займут важные государственные должности по дипломатической и военной части.  Царь хотел лично наблюдать за воспитанием лицеистов и потому приказал открыть Лицей в Царском Селе, в четырёхэтажном флигеле, примыкавшем к Екатерининскому  дворцу, построенным Растрелли в XVIII веке. И был связан с дворцом аркой. Флигель был перестроен архитектором Стасовым. Все было тщательно продумано и подготовлено для занятий лицеистов.

В Царскосельском лицее Пушкин провёл всего несколько лет, но не забывал о нём на протяжении всей своей недолгой жизни, ведь лицей явился для тогда ещё маленького Пушкина школой жизни, там он познакомился с людьми, которые сопровождали его в течение всего жизненного пути, они стали его лучшими друзьями: Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Быть может, без них он и не стал бы тем легендарным поэтом, стихи которого мы с наслаждением читаем.[9]

Лицейское братство – самая светлая глава в биографии Пушкина. Куда бы “ни бросила судьбина” лицеистов первого выпуска, куда бы их “счастие не повело”, они всегда обращались мыслью и сердцем к своему царскому отечеству, к тем шести годам, когда в учении и чтении, в шалостях и забавах, в дружбе и ссорах создавалась личность каждого из них. Формировалось и мировоззрение – тот дух свободы, без которого не могло быть у нас ни величайшего национального поэта Пушкина, ни самоотверженных революционеров-декабристов Кюхельбекера и Пущина.

Девизом лицея было – «Для пользы общей». Программа была в основном гуманитарная. Преподавались науки нравственные, политические и юридические, словесность, «изящные искусства». Но Лицей учил и физике, математике, гимнастике, танцам – всему, что должно было сделать его воспитанников образованными людьми. Преподаватели Лицея стремились воспитать в своих питомцах понятия чести, достоинства, необходимости служения Отечеству.[10]

Среди лицейских педагогов были люди, учившиеся в прославленных европейских и российских университетах, по своим взглядам близкие к первым тайным революционным дворянским обществам: Это и А.П. Куницын, о котором тепло вспоминал Пушкин:

«Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…»

Это и первый директор Лицея Малиновский В.Ф., и брат французского революционера Марата профессор де Будри, и другие учителя.

Как во всех закрытых учебных заведениях, жизнь в Лицее шла по строго установленному порядку. У каждого лицеиста была своя комната. В комнате железная кровать, комод для белья, конторка, стул, стол для умыванья. На конторке чернильница, гусиные перья, подсвечник, щипцы, чтобы снимать нагар с сальной свечи. Лицеисты вставали рано – в шесть часов утра, – одевались при свечах и сбегали с четвёртого этажа вниз по лестницам в зал на молитву, потом шли в класс, учились с семи до девяти часов, пили чай в столовой и шли на прогулку. С десяти до двенадцати снова учились, обедали, снова гуляли и снова учились. Вечером, в половине девятого, ужинали и до десяти часов занимались всяк своим делом: одни читали в библиотеке журналы и книги, другие бегали по залу, играли в мяч, третьи в тихом углу рассказывали смешные и страшные истории. В десять часов расходились по комнатам и ложились спать. Длинный сводчатый коридор четвёртого этажа погружался в тишину и во мрак. Только тускло горели ночники да дежурный дядька уныло шагал из конца в конец.[7]

В Лицей двенадцатилетний Пушкин приехал с немалым запасом разнообразных жизненных впечатлений — и от увиденного, и от личного общения, и с почерпнутым из книг. Редкая в таком возрасте начитанность Пушкина поразила его будущих товарищей-лицеистов при знакомстве с ним. Иван Пущин вспоминал: “Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил…”

Но в остальном ему было трудно конкурировать с серьёзными сверстниками. Прекрасного французского оказалось недостаточно, хотя по этому языку он был на втором месте. В Лицее он недурно овладел латынью, но далеко не лучше других знал античную литературу: на уроках ответы многих одноклассников педагогам кажутся предпочтительней. Даже в сложении стихов (часть он пишет по-французски) первоначально у него находятся довольно удачливые соперники. А если ещё учесть, что директор Энгельгард отмечал у Пушкина в качестве недостатков “французский ум” (другими словами, легковесность и чрезмерное вольнодумство) и страсть к сатире (то, что теперь мы называем словом “критиканство”), помноженную на ранний скепсис, то будет понятно, почему уже через год занятий в общем рейтинге Пушкин занимает лишь 28-е место (начав с 14-го). Сам Пушкин самокритично свидетельствовал:

порой бывал прилежен,

Порой ленив, порой упрям,

Порой лукав, порою прям,

Порой смирён, порой мятежен,

Порой печален, молчалив,

Порой сердечно говорлив.

Пушкин по характеру в это время был вспыльчивый, к тому же склонный к злой насмешке, внешностью напоминающий обезьяну, за что и имел соответствующие прозвища “обезьяна”, “помесь обезьяны с тигром”, отражавшие его внешность и несдержанный темперамент (Грибоедов позже звал его “мартышкой”). Многие из лицеистов считали его себялюбивым, тщеславным и даже агрессивным. Отсюда другое прозвище — “француз”, отнюдь не только за прекрасное знание французского языка (в годы Отечественной войны тем более обидное и никак не похвальное). Прозвища были почти у всех лицеистов. Но обидных среди них немного, чаще — “швед”, “Кюхля”, “голландец”, “султан”, “маркиз”, “рыжик”, “лиса”, “сибиряк”…[17]

Торжественно проходили в Лицее в январе 1815 года публичные переводные экзамены. По широким отлогим ступеням парадной лестницы медленно поднялся в Большой зал поэт Г.Р. Державин, приехавший на экзамен по российской словесности. Юный Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», «стоя в двух шагах от Державина». Растроганный услышанными стихами Державин хотел обнять смуглого юношу, но тот застеснялся и убежал. После экзамена министр, обратившись к отцу Пушкина, сказал: «Я бы желал образовать вашего сына также и в прозе». Седой Державин живо воскликнул: «Нет, оставьте его поэтом!»

Лицей подарил А.С. Пушкину красоту мира, любовь к родине, к друзьям, с некоторыми из них соединив навсегда. Все это наполняло душу Пушкина светлым и радостным чувством, которое не угасало и через годы. Вспоминая свою лицейскую юность, он писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен…
…Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего в его последующем духовном развитии. В лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию лицеистов их тесный дружеский круг. Его значение для Пушкина было неизмеримо велико. Пушкин недаром после окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященными этой дате стихами. И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущения Дома. Лицей, лицейские друзья, воспоминания о лицее были тем положительным основанием, на котором, при всех ошибках и неудачах, не только в радостях, но и в невзгодах, всегда строилась внутренняя судьба личности Пушкина. Это то, на что Пушкин оглядывался при всех поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним происходящее. В лицее, в атмосфере лицея, все хорошо воспитывало. Дружеские беседы изощряли ум и приучали к умственной и духовной открытости, прогулки по садам лицея заставляли вспоминать и приобщаться мыслью к прошлому человечества и к его культуре, что нашло потом сильное отражение в поэзии Пушкина. Лицей заложил культурные и человеческие основы пушкинской поэзии в значительной степени, нежели это могли сделать домашнее чтение в детстве и те уроки, которые давались Пушкину его многочисленными домашними хорошими и плохими учителями.[5,6,7] В лицее были возможности свободного и естественно-непринужденного приобщения к культуре и - что не менее важно - приобщение всем дружеским кругом, вместе. Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими - на всю жизнь дорогими - стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Двое из них были поэтами. Все лицейский друзья Пушкина - и он сам прежде всего - были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. В лицее, как вспоминал позднее Пущин, Пушкин «постоянно и деятельно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр.» Эта лицейская дружба скрепила их своим союзом на всю жизнь. Они были близки не только в лицее, но и после его окончания… [10] Их союз только ещё сильнее укрепился. В течение всей жизни они помогали и поддерживали друг друга… Искренность и теплота остались с ними навсегда!

2.2 Дружба для А.С. Пушкина как «спасительный огонь» в «безжалостное время» Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Лирический герой не выделяет ни себя, ни какого-то человека из этой дружественной массы. Ведь в ней каждый ощущает себя частью целого. Недаром в стихотворении появляется слово «толпа». В следующей строфе лирический герой рассказывает, что душой они были невежды. Но не это ли позволяет им беспечно относиться к жизни и радоваться каждому мгновению, что она им дарила. Бремя ответственности и опыт прожитых лет еще не лег на счастливые лица, и еще не затмил их веселое существование житейский опыт. Они вместе выселились и вместе выпивали за то, что судьба предоставила им шанс снова собраться вместе. Но жестокая действительность все равно вторгается в жизнь лирического героя и в само стихотворение.[17] Праздник дружбы уже не такой звонкий и игривый как в прежние времена. Однако, несмотря на все преграды, они смогли оказаться вместе в одной компании. Снова огонь дружбы согревает родные сердца. Но грусть, которая возникает на празднике, объясняется не только прожитыми годами, но и тем, что их ряды поредели. Время и жизнь внесли свои изменения в такой дружной компании. Но раз они все равно собрались, значит, для лирического героя, как и самого поэта, очень важно, чтобы рядом был близкий человек, то есть Друг.

Это отсылает нас к историческим реалиям, когда А. С. Пушкин попадает в ссылку и только И, И. Пущин навещает и вдыхает новую жизнь в своего друга. Он привозит ему комедию «Горе от ума». То есть друг в творчестве и в жизни А. С. Пушкина остается не только самым близким человеком, но и некой связующей ниточкой с внешним миром, богатым литературными и политическими событиями.

Особенность темы дружбы в творчестве А. С. Пушкина в том, что в нее непременно вмешиваются философские мотивы и размышления о жизни. Тем более что перед лирическим героем проходит не только своя собственная жизнь, но и судьба тех, кто был с ним когда-то рядом. Ведь известно, что многие лицейские друзья А. С. Пушкина были очень яркими личностями, например В. К. Кюхельбекер, А. А. Дельвиг.

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром — нет! — промчалась четверть века!

Важно то, что за этот период изменилось только время, а люди остались прежними. Поэтому они могут заставить мир вращаться вокруг одного человека. У них непременно на это хватит сил и энергии, которая постоянно подпитывается дружественной атмосферой.[6]

Не сетуйте: таков судьбы закон;

Вращается весь мир вкруг человека, —

Ужель один недвижим будет он?

И перед лирическим героем пролетает вся череда роковых событий, которые непосредственно повлияли на судьбу каждого из них. Так сквозь тему дружбы проявляются новые вопросы о смысле жизни, душевном спасении, возможном только в кругу друзей. В творчестве А. С. Пушки на не мало стихотворений, где он напрямую обращается к своему другу. И понятно становится, что под этим образом имеется в виду не только какой-то близкий человек. Это может быть любым из тех, кто близок писателю по душевному состоянию и восприятию окружающего мира, как в стихотворении «Пора, мой друг, пора! [покоя] сердце просит...»

Пора, мой друг, пора! [покоя] сердце просит —

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем.

Время безжалостно уносит то, что было дорого сердцу. Об этом снова вспоминает лирический герой. Но очень важно, чтобы рядом находился друг, на которого можно опереться, или тот, с кем хотелось бы поговорить по душам, даже если последний будет безмолвствовать и слушать то, о чем ему рассказывают. Такой диалог помогает найти опору в самом себе для дальнейшей борьбы, укрепиться в своей вере и понять, что у тебя все получится, и ты сможешь заставить вертеться вокруг себя даже Землю.

Но лирический герой разочаровывается в том, что счастья нет. И как оно может сохраниться в сердце, если на долю выпадает такое множество испытаний, подталкивающих к тому, что человек разочаровывается в самом прекрасном на земле — счастье. Но лирический герой со временем понимает благодаря другу, что покой и воля смогут вернуть ему душевное равновесие.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Лирический герой не бежит от проблем. Он просто пытается найти такой уголок, в котором ему будет наиболее комфортно. Он называет себя усталым рабом, мечтающим о спасительном мире, не столько от трудов, сколько от душевного смятения.[7]

В творчестве А. С. Пушкина есть и адресные стихи, когда нам известно, к кому именно он обращается в своем произведении. Например, стихотворение «И. И. Пущину». Мы уже писали о том, какое значение этот человек имел в жизни поэта. Но не менее значимую роль он играет в поэтическом наследии А. С. Пушкина, являясь живым символом дружбы и братства.[9]

Возможно, И. Пущин остается так дорог лирическому герою потому, что является самым первым другом. Недаром в стихотворении ему присвоено определение «бесценный». А это очень важная характеристика человека и его качеств, которые И. И. Пущин смог пронести через года. Это стало возможно потому, что основы такого прочного союза были заложены в лицейские годы. Именно об этом вспоминается в тот момент, когда И. И. Пущин посещает друга, оказавшегося за свое вольнодумие в ссылке. Чтобы показать радость встречи, лирический герой называет свой двор уединенным и занесенным снегом. Создается контрастная картина, позволяющая понять трепетное и душевное волнение друзей.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Но в стихотворение снова вторгается не только живой человек, но и то душевное тепло, которое он может принести холодной пустоте. Однако эта встреча важна для обоих, ведь не только приезжий служит утешением в уединении, но и ему предоставляется возможность прикоснуться к дружескому огню и понять, что жизнь продолжается. И после такой встречи они оба готовы к новым испытаниям, которые готовит им судьба. Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье...

И снова лирический герой переходит к обобщению. Он говорит о том, что не только души обоих товарищей, но и «темница», в которой он оказался, озарились самым могучим и теплым лучом в жизни — лучом дружбы и надежды на новые неожиданные встречи, способные принести тепло сердец и сохранить в себе заветы и дружбу лицейских товарищей.

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Это стихотворение посвящено лицейскому товарищу Пушкина Ивану (Жанно) Пущину. Через много лет, уже после смерти поэта И. Пущин напишет книгу «Записки о Пушкине». В ней он признается: «Никогда я не переставал любить его; я знаю, что и он платил мне тем же чувством…» В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское. Иван Пущин первым из друзей Пушкина посетил «поэта дом опальный» в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, И. Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Иван Пущин был уже под арестом.[10]

В более поздний период друзья для Пушкина — отвлечение от обыденности, повседневности, погружение в сладостные воспоминания о незабываемых годах учебы. Что касается Дельвига, то в послелицейский период они с Пушкиным были не только друзьями, но и сотрудниками, вместе издавали “Литературную газету”. Узнав о смерти друга, Пушкин горько сокрушался. Позже он напишет:

Грустен гуляю — со мною доброго Дельвига нет,

В темной могиле почил художников друг и советник.

Пушкин принадлежал к поколению, на долю которого выпали и Отечественная война 1812 года, и воспитание декабристов в 1825 году. Поколению, можно сказать, героическому, представившему бесстрашных сынов отечества, поколению, в котором были заложены героические черты. Будучи одним из лучших представителей этого поколения, Пушкин проявил в своем характере его черты с наибольшей выразительностью. Отсюда и исключительная искренность, честность и твердость в отношениях с друзьями, будь то сверстники-лицеисты, декабристы или литераторы.[17]

Правда, нельзя сказать, чтобы в отношениях с друзьями у Пушкина не было никаких разногласий и размолвок. Бесспорно, таковые были: развивался сам поэт, менялись с годами и его друзья. Со временем менялись многие симпатии Пушкина.

Отсюда можно сделать вывод: дружба для Пушкина — это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.

А. С. Пушкин на протяжении всей своей жизни пронес и бережно сохранил в себе неугасаемый огонь дружбы, который зажегся в стенах лицея. У каждого из его товарищей была своя судьба, полная тревог и препятствий, но искру товарищества и внимательного отношения друг к другу каждый из них сохранил в своем сердце. [6]

Именно он позволил им достойно пройти свой путь и принести много радости и утешения не только своим близким, но и всей стране, которая до сих пор зачитывается знаменитыми стихами о настоящей дружбе, способной преодолеть все преграды на своем пути.

Заключение

Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам - все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Поэта с его лицейскими товарищами объединяли кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитает тесный круг друзей. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала поэта судьба, он оставался неизменно предан своим друзьям, что подтверждает нашу рабочую гипотезу.

Поставленные задачи решены в полном объеме:

- рассмотрели вопрос изученности понятий «концепт» и «дружба» современными учёными-лингвистами; - определили понятие «концепт «Дружба»»; - изучили и проанализировали отдельные факты биографии писателя; - подобрали стихотворения, где ведущей является тема дружбы, выбрали цитаты; - попытались выяснить, каково отражение концепта «дружба» в художественной системе поэта на различных этапах его жизни.

Цель исследования достигнута в результате решения поставленных задач.

Гипотеза исследования подтверждалась полученными результатами использования взаимосвязанных методов анализа научных источников, анализа.

Результаты исследования собранный материал может быть использован для подготовки к урокам литературы, олимпиадам, тематическим классным часам. Также можно использовать как материал для написания сочинения.

Следует добавить, что пушкинская лирика дружбы, несмотря на разделяющие нас столетия, продолжает волновать нас, живущих в 21 веке, а жизненный его пример, внутренняя крепость, с которой Пушкин противостоял ударам судьбы, являются одним из лучших образцов для подражания каждому новому поколению. Исследовав стихотворения А.С. Пушкина, мы поняли, что дружба для поэта одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. Стихотворения А.С. Пушкина напоминают нам, что дружба – величайшая ценность в жизни человека, которая усиливается с годами, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша кадетская дружба продолжалась всю жизнь, сохраняя то ценное, что помогает нам с годами беречь и хранить ее. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Дружба – это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей – это великое счастье. А дружить – значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А. С. Пушкина.

Список использованных источников и литературы.

Андронников И.Л. А.С.Пушкин. Новые разыскания. - М., 1948.

Анненский И.Ф. Книги отражений (об эстетическом отношении Пушкина к природе). - М., 1979.

Аскольдов С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М., 1980. –С. 70-85.

Афанасьев В.В. А.С.Пушкин. - М., 1991.

Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.- Саратов. 1990.

Бердяев Н.А. Русская идея // Русская литература. - 1990. № 2.

Вацуро В.Э. Ранняя лирика Пушкина и поэтическая традиция 20-х годов // Русская литература. - 1964. №3.

Виноградов М.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. - М., 1997.

Григорян К.Н. Пушкин и классика. - М., 1964.

Дёмин Н. А.. Изучение творчества А. С. Пушкина – М., Просвещение, 1991

Зусман В.Г. Концепт в системе гуманитарного знания: Понятие и концепт / В.Г. Зусман // Вопросы литературы. – № 2. – 2003. – С. 44-71.

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. - М.: Дет. лит., 1985.

Лихачев Д.С. Концепт о схемах русского языка / Д.С. Лихачев // Изв. АН. СССР. Сер. лит. и яз. – Т. 52. – № 1. – 1993.

Пушкин А. С.. Собрание сочинений в 10 томах – М., Правда, 1881

 Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. – М.: Академический проект, 2001

Тимофеев Л., М. Венгров. Краткий словарь литературных терминов – М., Учпедгиз, 1995

Цветаева М.. Мой Пушкин – М., Советский писатель, 1981

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. – Л., 1974

www. 5ballov. Ru, www. bankreferatov. Ru, www. besoch. Com.

Просмотров работы: 35