Лингвистические средства выражения отрицания в русском языке (на материале драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад»)

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лингвистические средства выражения отрицания в русском языке (на материале драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад»)

Старчикова К.А. 1
1МБОУ СОШ №37
Панько И.Н. 1
1МБОУ СОШ № 37
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Высказывание человека может быть отрицательным либо положительным. Эта грамматическая категория очень важна, т.к. способна изменить смысл предложения.

Данная работа посвящена изучению лингвистических способов выражения отрицания в русском языке.

пьесе М.Ю. Лермонтова «Маскарад» активно используются отрицательные слова или предложения, которые играют важную роль в характеристике главного героя и в понимании всего смысла произведения.

Сказанное определяет актуальность темы.

Объектом исследования являются категории отрицания в текстедрамы «Маскарад».

Предметом исследования служат лингвистические средства выражениякатегории отрицания в драме «Маскарад».

Цель данной работы состоит в анализелингвистических средств выражения отрицания на примере художественного произведения М.Ю. Лермонтова.

Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи исследования:

изучить научную литературу по проблеме;

проанализировать текст пьесы на наличие лингвистических средств выражения отрицания;

выделить классифицирующие признаки средств отрицания;

выяснить роль отрицания в реализации авторского замысла и в понимании смысла драмы.

В данной работе используются такие приемы и методы исследования как:

прием сплошной выборки;

описательный метод (включает в себя сбор материала, его систематизацию и характеристику);

структурно-семантический метод.

Научная новизна заключается в описании лингвистических средств отрицания как важной особенности языка, которая способна влиять на идейное содержание художественного текста.

Теоретическая значимость исследования определяется тем,чторезультаты, изложенные в работе, могут способствовать дальнейшему изучению специфики средств отрицания в художественном тексте.

Практическая значимость заключается в возможности применениязнаний на занятиях по предмету «русский язык», а также в рамках спецкурсов, элективных курсов.

Гипотеза: лингвистические средства отрицания помогают понять идейное содержание произведения и играют немаловажную роль в характеристике героев.

Глава 1. ОТРИЦАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1. Понятие об отрицании

Отрицание представляет собой важную категорию языка, являясь одной из основных мыслительных операций.

Высказывания, содержащие отрицание, довольно часто встречаются во всех функциональных стилях языка.1

толковом словаре С.И. Ожегова дано определение «отрицания»:

В грамматике: слово или морфема, заключающие в себе значение противоположности утверждаемому, например "нет", "не", "ни" [Ожегов, с. 781].2

В русском языке отрицание может быть общим и частным.

1.2. Отрицание общее и частное

Впервые вопрос о выделении типов отрицательных предложений был поставлен А.М. Пешковским. 3

Детальное описание отрицательных конструкций находим в работах А.Н. Гвоздева. 4Он анализирует две разновидности отрицательных предложений. В первую группу он включает такие предложения, которые выражают полное отрицание, называя их общеотрицательными. В таких предложениях общее отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым (Ветер не дует, Он не болел). Вторую группу образуют частноотрицательные, в которых наблюдается частичное отрицание. Частица не может находиться перед любым членом предложения, кроме сказуемого (Доклад сделал не Дубов).5

Аналогичный подход находим в исследованиях Н.С. Валгиной 6, В.В. Бабайцевой, Н.Г. Гольцовой, Д.Э. Розенталя, Н.Ю. Шведовой. Н.Ю. Шведова 7 описала средства выражения отрицания в русском языке:

частица не, которая способна находиться перед любой словоформой: Конспект не написан; Папа не приехал; Смысл не найден.

частица ни «Ни сил, ни времени»; «Ни единой ошибки», во фразеологических сочетаниях ни к чему, ни при чем;

отрицательные местоимения и наречия с префиксом не- и ни-: Негде посидеть; Не с кем сходить; В вашей работе ничего нового; Не возникло никаких впечатлений.

слово нет как эквивалент отрицательного предложения или его главного члена, употребляющихся в ответных репликах или при противопоставлении: - Сын на уроке? – Нет!; Все написали, а я нет; На улице холодно, а в квартире нет.

Слово нет также может служить для выражения несогласия, возражения: - Вы не читали эту книгу? - Нет, читал.

предикативы (слова категории состояния) нет, нельзя, невозможно, немыслимо, которые выступают как отрицательные компоненты в предложениях типа: Нельзя пройти; Немыслимо забыть; Невозможно разговаривать8 .

1.3. Вопрос о лингвистических средствах выражения отрицания

В традиционной грамматике средства выражения отрицания по причине своей разнородности рассматриваются в разных разделах науки о языке: лексикологии, словообразовании, морфологии, синтаксисе 9.

Категория отрицания присутствует во всех языках, отрицание является одним из древнейших явлений в языке, причем выражается в них самыми различными способами: 1) при помощи специальных средств выражения отрицания и 2) без употребления специальных языковых единиц – в таком случае отрицание содержится в самой семантике слова. В соответствии с этим В.И. Бондаренко в работе «Отрицание как логико-грамматическая категория» выделяет два способа выражения отрицания в языке: эксплицитный (формальный) и имплицитный (скрытое отрицание).10

Его классификация базируется на степени проявления отрицания. Эксплицитный (лат.explicite – явно, открыто) – явный, открыто выраженный; внешний. Таковыми являются отрицательные аффиксы, частицы, местоимения и наречия, служебные глаголы, а также союзы и предлоги [Бондаренко,1983: 79].

Имплицитный (лат. implicite – включая, в том числе) – содержащийся внутри, подразумеваемый, внешне не проявляющийся, не выраженный прямо; скрытый, неявный.

В нашей работе мы опираемся на работы В.Н. Бондаренко .

Выводы по первой главе: Изучив понятие «отрицание» можно сделать вывод, что отрицание представляет собой важную категорию языка и является одной из основных мыслительных операций. Именно поэтому многие исследователи занимаются изучением отрицания. В русском языке средства выражения отрицания разнообразны. В нашей работе мы рассматриваем только грамматические средства выражения отрицания.

Глава 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОТРИЦАНИЯ В ДРАМЕ

М. ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД»

2.1. Эксплицитные средства выражения отрицания

Текст драмы «Маскарад» богат материалом для иллюстрации выражения отрицания. Применяя классификацию Н.Ю. Шведовой,11 мы выделили пять способов выражения отрицания. Далее детализировали средства выражения отрицания на эксплицитные и имплицитные, опираясь на классификации В.Н. Бондаренко:

М.Ю. Лермонтов использует следующие средства отрицания:

частицу НЕ;НИ

местоимения и наречия, с префиксами НИ-НЕ;

предикативы НЕТ, НЕЛЬЗЯ;

риторические вопросы;

интонация и порядок слов.

В результате анализа нами было выявлено, что в тексте произведения М.Ю. Лермонтова преобладают общеотрицательные предложения.

Приведем примеры предложений с различными средствами выражения общего отрицания:

частица не:

Он мне не нравится. Общеотрицательное предложение,так какотрицание перед глаголом имеет общий характер.

Я не завидовал , но и не знал участья.

Два средства только есть:

Дать клятву за игру вовеки не садиться…

День думать, ночь играть, от мук не знать свободы.

Так, стало быть, не знаете… ну как не стыдно!

Теперь уж час второй, - не ночевать же там она осталась!

местоимения, и наречия с префиксом не- и ни-, которые несут значение полного отрицания:

Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего

Ах, никогда мне это не забыть

Я объявить вам, князь, должна,

Что это клевета нимало не смешна.

-Я помешал?

-Ничуть.

О, если это так уж гласно,

То нечего и говорить.

Жениться…чтоб иметь святое право

Уж ровно никого на свете не любить.

Везде я видел зло и, гордый, перед ним

Нигде не преклонился.

Частица нивходит в структуру отрицательныхпредложений:

У маски ни души, ни званья нет,- есть тело.

Она не требует ни вздохов, ни признанья,

Ни слез, ни просьб, ни пламенных речей.

Ни сердца своего, ни моего не зная,

Ты …..любишь, верю я…

Любим был часто пламенно и страстно,

Но ни одну их них я не любил.

Есть мненья

Различные на этот счет,

Но что б ни думал этот или тот,

А все предмет достоин размышленья.

Отрицательные конструкции, в сказуемое которых входят слова категории состояния нельзя, невозможно встречаются очень редко.

Какой народ! Нельзя уснуть и полчаса.

Уже помочь нельзя ничем.

Умереть вам невозможно.

Невозможно мне ошибиться.

Слово нет встречается часто. В школьной грамматике используется термин «слово - предложение» 12. Если вопрос не содержит в себе отрицания, то слово нет в ответе является отрицающим. Например:

Казарин:

-Играешь?

Арбенин:

-Нет…утих!

Князь:

-Но проиграться вы могли.

Арбенин:

-Я…нет!.. Те дни блаженные прошли…

3) Арбенин: «Да нет, я так шучу».

тексте драмы используются предложения, построенные по схеме Нет N2. Семантика схемы – это несуществование или отсутствие субъекта, при этом субъект может конкретизироваться 13

Беды великой в этом нет.

Я ваш! Былого нет и тени.

О нет, я не таков…

Семантика предложения - отсутствие предмета (лица или не лица):

Без них нет у меня ни счастья, ни души.

К тому же доказательств нет.

Мне нужды в деньгах нет.

Скажу, что дома нет…

Схема Не было N2.

Например , предложения типа

В этих вопросах не было ничего предосудительного в драме «Маскарад» не встречаются.

русской синтаксической науке вопрос о месте этих безличных предложений, построенных по модели Нет N2 и Не было N2, остается спорным. В школьных учебниках нет четкого описания синтаксической функции распространителя структурной схемы Нет N2 и схемы Не было N2. В пособии Симаковой Е.С. Русский язык: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс 14 школьникам предлагается следующее членение отрицательных безличных предложений:

Нет времени;

Ни людей,ни животных

Такое членение, на наш взгляд, является спорным.

Во втором примере «Ни людей, ни животных» – это эллиптическое предложение, в которых не надо восстанавливать глагол. Ни людей, ни животных –это дополнение.

По поводу предложений второго типа существуют разные точки зрения. В.В. Бабайцева выделяет такие конструкции (с эллипсисом глагола бытия) в «особую группу односоставных бытийных предложений с нулевым сказуемым и косвенным дополнением, выполняющим функцию структурно обязательного второстепенного члена предложения, выражающего логический субъект».15

Как показал анализ нашего материала, в тексте драмы преобладают общеотрицательные предложения, в которых используются разные грамматические средства: отрицательная частица не при глаголе, отрицательные местоимения и наречия с не-ни, предикативы нет, нельзя, невозможно.

Описанные выше конструкции с эксплицитными средствами выражения отрицания мы представляем в виде таблицы.

Таблица № 1

Эксплицитные средства выражения отрицания

не с глаголами

отрицат.

местоимения и наречия с префиксом

не-ни

не-ни с существительными

предикатив

нет

нет в ответной реплике

предикатив

нельзя, невозможно

168

29

20

27

34

5

Из данной таблицы видно, что в тексте драмы «Маскарад» чаще всего используется отрицательная частица не с глаголами (168 ед.), почти в шесть раза реже – отрицательные местоимения и местоименные наречия с ни (29 ед.) и предикаты нет (27 ед.), реже употребляются ни-;не- с существительными (20 ед.). Единичными оказываются предикативы нельзя и невозможно (5 ед.)

Предложений с частным отрицанием в пьесе «Маскарад» употребляется значительно меньше.

Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего.

Так, прежде я тебе цены не знал, несчастный!

Я,как дитя, не знающий людей

И все за маскерад- о, я их ненавижу…

Я нездорова…

Это частноотрицательные предложения, так как не - является приставкой.

Таблица 2

Эксплицитные средства выражения отрицания (не- приставка)

в существительных

в прилагательных

в глаголах

5

11

2

Из данной таблицы видно, что в тексте драмы «Маскарад» чаще всего используется отрицательная приставка не с прилагательными (11 ед.), почти в 2 раза реже – с существительными (5 ед.). Единичными оказываются глаголы с приставкой не (2 ед.).

М.Ю. Лермонтов совсем не использует двойное отрицание: два отрицания внутри одного предложения ( типа не мог не знать).

О значимости слов с отрицательным смыслом в творчестве М. Лермонтова свидетельствует частота их употребления . Среди тысячи самых частых слов, выделенных в «Лермонтовской энциклопедии» 16, они занимают следующие места («ранги»):

Таблица 3

Частота употребления слов с отрицательным смыслом

не

нет

ни

отрицательные наречия и местоимения

4-ое место

(7664 раза)

37 место

(1006 раз)

44-ое место

(909 раз)

155-е место (275 раз)

Частотность использования этих слов позволяет отнести их к ключевым единицам, характеризующим мироощущение писателя и активно использующимся при описании психологии героя его произведений 17.

2.2. Имплицитные средства выражения отрицания.

имплицитным средствам выражения отрицания относится так называемый риторический вопрос. В тексте драмы чаще встречаются риторические вопросы, направленные на отрицание:

1)Нина:

-Не стыдно ли, не грех

Из пустяков поднять тревогу?

Арбенин:

-Дай бог, чтоб это был не твой последний смех!

2)Баронесса:

-Ты что-то прежнего бледнее

Сегодня , несмотря на ветер и мороз,

И красные глаза- конечно, не от слез?

Нина:

-Я нынче нездорова.

В тексте встречаются отрицания, которые оформляются с помощью интонации и порядка слов. Например,

Князь:

-Я вам не верю.

Арбенин:

-Кто велит вам верить!

Нина:

-Что значит поступить хоть раз неосторожно.

Арбенин:

-Неосторожно? О!

3)Неизвестный:

-Послушай: ты…убил свою жену!..

Арбенин :

-Убил? – я ?...

тексте имеются конструкции с противоположным значением, а именно вопрос, в котором заключено уверенное экспрессивно окрашенное отрицание. При этом может акцентироваться категоричность утверждения, непременность наличия чего-нибудь:

Маска:

Но если пред тобой

Она появится и скажет вдруг: ты мой?

Ужель бесчувственным остаться ты посмеешь?

тексте создается парадоксальность соединением в одном предложении отрицания и утверждения:

1) Арбенин:

А начали не худо!..

Но покажите-ка…браслет довольно мил,

И где-то я видал такой же …погодите.

Да нет, не может быть…забыл.

2) Баронесса:

-Про князя Звездича с Арбениной не слыхал?

Шприх:

-Нет…слышал…как же…нет…

Таким образом, имплицитные средства выражения отрицания в тексте драмы представлены разнообразно. Однако отрицание, выраженное имплицитным способом, встречается в пьесе значительно реже, чем отрицание, переданное при помощи формальных средств выражения.

таблице № 4 покажем, как часто герои употребляют отрицательные конструкции.

Таблица 4

Речь героев

Арбенин

Нина

Князь

Казарин

Шприх

Баронесса

Прочие герои

139

43

39

26

13

37

41

Мы видим, что в тексте «Маскарад» наибольшее количество средств выражения отрицания использует главный герой (139 ед.). Другие действующие лица употребляют в своей речи значительно меньшее количество средств выражения отрицания.

Можем сделать вывод, что употребление слов с отрицательным смыслом в драме обусловлено ее идейно- тематическим содержанием. Во-первых , наблюдается противопоставление героя и светского общества, ; во-вторых, этот прием отражает сложную душевную борьбу Евгения Арбенина, лишенного внутренней целостности. В пьесе показаны сложные взаимоотношения личности и общества, бОльшая часть отрицательных слов (всего их около четырехсот) функционируют в монологах Арбенина, имеющих исповедальный характер. Пережив крушение идеалов, он восстает против общества и против самого себя, надеясь обрести нравственную опору в любви:

Я странствовал, играл, был ветрен и трудился,

Постиг друзей, коварную любовь,

Чинов я не хотел, а славы не добился…

Везде я видел зло и, гордый, перед ним

Нигде не преклонился.

Лингвистические функции отрицательных слов Лермонтов использует для построения всей концепции произведения. Анализируемые языковые единицы употребляются для описания душевного волнения и выражения крайнего напряжения чувств героев, особенно Евгения Арбенина, так как его реплики и монологи насыщены «мощной энергией отрицания» 18. Здесь проявляется самовыражение и волеизъявление героя. Все персонажи в речи Арбенина получают негативные оценки. Например, о Шприхе:

Он мне не нравится... Видал я много рож,

А этакой не выдумать нарочно.

Улыбка злобная, глаза…стеклярус точно,

Взглянуть - не человек, - а с чертом не похож.

В драме отрицание помогает увидеть оппозиции между героями, во внутреннем мире одного из них, показывая расхождение мнений, противоречивость суждений героя. Отрицание используется для выражения тонких психологических моментов, которые невозможно передать посредством утверждения.

Отрицательные слова играют большую роль в развитии сюжета: между баронессой Штраль и Шприхом зарождается сплетня о Нине. В реплике баронессы : «А ничего про князя Звездича с Арбениной не слышал?»- слово «ничего» выделяется курсивом и несет на себе основную нагрузку. Оно произносится с вопросительной интонацией , - по её мнению, между Ниной и Звездичем что-то есть, и это не предположение Штраль, а утверждение случившегося факта. Шприх про то ничего не слышал, он растерян: как так случилось, что он ничего не знает. Состояние героя автор передает при помощи отрицательных слов и интонации (в тексте она отражается многоточиями):

Нет…слышал…как же…нет-

Об этом говорил и замолчал уж свет…

(в сторону)

А что, бишь, я не помню, вот ужасно!..

Выводы № 1 по второй главе : Как видим, грамматические средства выражения категории отрицания в пьесе М.Ю. Лермонтова «Маскарад» полифункциональны и экспрессивно заряжены.

Анализ произведения М. Лермонтова показал, что автор часто использует конструкции с отрицательным значением. Это связано, по-видимому, с общей особенностью синтаксиса писателя. В художественной речи писателя можно обнаружить примеры с целым комплексом средств, выражающих отрицание. Это свидетельствует, с одной стороны, о важности данной категории для мировосприятия автора, с другой стороны, о творческой манеры в целом.

Выводы№ 2 по второй главе: Проанализировав средства выражения отрицания в тексте драмы, мы отмечаем их многообразие. Нами выделены только грамматические средства. Применив количественный прием, мы отметили, что общеотрицательных предложений употребляется больше, чем частноотрицательных. Как показал материал, писатель использует как эксплицитные и иплицитные средства отрицания. Однако отрицания, выраженные имплицитным способом, встречаются в пьесе значительно реже, чем отрицания, переданные при помощи формальных средств выражения.

Средства выражения отрицания помогают в характеристики героев и играют важную роль в развитии сюжета.

В целом в любом тексте отрицательные предложения встречаются в среднем во много раз реже, чем утвердительные, поэтому их появление оказывается более выразительным и информативным. В общем виде отрицание выполняет важную стилистическую функцию: функцию эмфатического (сильного) выделения принципиально значимых положений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы мы выяснили, что отрицание – это выражение при помощи различных языковых средств отсутствия, противоположности.

Итак, категория отрицания – это грамматическая категория, обозначающая реально не существующую связь между элементами высказывания с точки зрения говорящего.

Отрицание в русском языке представляет собой обязательную часть любой грамматики и, следовательно, занимает важное место в формировании речевой системы вообще.

Отрицание может выражаться различными средствами языка.

В ходе работы были рассмотрены средства выражения отрицания в тексте драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Изучение отрицания на примере конкретных произведений позволяет понять особенности языка писателя.

Нами выявлены и проанализированы 338 отрицательных конструкций в тексте «Маскарад».

Анализ произведения показал, что М.Ю. Лермонтов использовал типичные лингвистические средства отрицания, а именно:

-частицы не, ни;

-местоимения и наречия с не-;ни-

- предикативы нет, нельзя, невозможно;

-слово нет как эквивалент отрицательного предложения;

-риторические вопросы, направленные на отрицание, а именно вопрос, в котором заключено уверенное экспрессивно окрашенное отрицание;

-отрицание с помощью интонации и порядка слов.

Их анализ показал, что в тексте преобладают общеотрицательные предложения.

Отрицание в русском языке может быть выражено двояко: при помощи формальных средств выражения или передаваться имплицитно. Имплицитный способ выражения отрицания противостоит эксплицитному как скрытый, неявный способ открытому, явному. Имплицитное выражение отрицания отличается яркой эмоциональной насыщенностью.

М.Ю. Лермонтов использует как эксплицитные, так и имплицитные средства выражения отрицания. Отрицание, выраженное имплицитным способом, встречается в текстах значительно реже, чем отрицание, переданное при помощи формальных средств выражения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бабайцева В.В. Современный русский язык. В 3 ч. Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – 2-е изд., испр. и. доп. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с.

Бондаренко В.Н. Отрицание как логико-грамматическая категория./ В.Н. Бондаренко – М.: Наука, 1983. – 213 с.

Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис / Н.С.Валгина. – 4-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2003. – 324 с.

Виноградов В.В. Русский язык // Грамматическое учение о слове. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1972. – 601 с.

Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи», - М., 1961 -245 стр.

Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке / П.А. Лекант. – М.: Высшая школа, 1974. – 159 с.

Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981. — 746 с.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – Изд. 2. – М., 1975. – 846 с.

Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. – 7-е изд. – М., 1956. – 511 с

Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-е. – М.: Просвещение. 1976

Симакова Е.С. Русский язык: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс

Соколова Г.П. Еще раз про не и ни / Г.П. Соколова // РЯШ. – 1987. – №5. – С. 15-23.

Шведова Н.Ю. Русская грамматика [В 2-х т. / Редкол.: Н. Ю. Шведова (гл. ред.) и др.]. - М. : Наука, 1980.

1 Бондаренко, В.Н. Отрицание как логико-грамматическая категория./ В.Н.Бондаренко – М.: Наука, 1983. – 213 с.

2 Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – Изд. 2. – М., 1975. – 781 с.

3 Пешковский, A.M. Русский синтаксис в научном освещении. – 7-е изд. – М., 1956. – 511 с .

4 Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи», - М., 1961 -245 стр.

5 Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи», - М., 1961 -245 стр.

6 Валгина, Н.С. Современный русский язык: Синтаксис / Н.С.Валгина. – 4-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2003. – 324 с.

7 Шведова Н.Ю. Русская грамматика [В 2-х т. / Редкол.: Н. Ю. Шведова (гл. ред.) и др.]. - М. : Наука, 1980.

8 Шведова Н.Ю. Русская грамматика [В 2-х т. / Редкол.: Н. Ю. Шведова (гл. ред.) и др.]. - М. : Наука, 1980.

9 Лекант, П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке / П.А. Лекант. – М.: Высшая школа, 1974. – 159 с.

10 Бондаренко, В.Н. Отрицание как логико-грамматическая категория./ В.Н.Бондаренко – М.: Наука, 1983. – 213 с.

11 Шведова Н.Ю. Русская грамматика [В 2-х т. / Редкол.: Н. Ю. Шведова (гл. ред.) и др.]. - М. : Наука, 1980.

12 Виноградов, В.В. Русский язык // Грамматическое учение о слове. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1972. – 601 с.

13 Шведова Н.Ю. Русская грамматика [В 2-х т. / Редкол.: Н. Ю. Шведова (гл. ред.) и др.]. - М. : Наука, 1980.

14 Симакова Е.С. Русский язык: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс

15 Бабайцева, В.В. Современный русский язык. В 3 ч. Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – 2-е изд., испр. и. доп. – М.: Просвещение, 1987. – 82-83 стр.

16 Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981. — 762-765 стр.

17 Соколова Г.П. Еще раз про не и ни / Г.П. Соколова // РЯШ. – 1987. – №5. – С. 15-23.

18 Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981. — 274 с.

 

 

Просмотров работы: 339