Разработка сценария образовательного квеста, посвященного 150-летию открытия Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разработка сценария образовательного квеста, посвященного 150-летию открытия Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева

Кулагина С.С. 1
1МБОУ "Лицей современных технологий управления №2" г. Пензы
Казаева Р.С. 1
1МБОУ "Лицей современных технологий управления №2" г.Пензы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все — от песчинок малых до планет —

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой

Строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай».

С.Щипачев.

2019 год провозглашен ООН Международным годом Периодической системы химических элементов и приурочен к 150-летию со дня создания таблицы российским ученым Дмитрием Ивановичем Менделеевым. В связи с этим возникла идея - связать это событие и применить информацию о нем в организации внеурочной деятельности школьников.

В нашей стране нет ни одного образовательного учреждения, в котором не ставилась бы цель создания условий для раскрытия, самореализации личности каждого ребенка, удовлетворения его образовательных потребностей с учетом природных способностей, возможностей и интересов. Важно подготовить выпускников учебных заведений к творческому, интеллектуальному труду, социализировать их с учетом потребностей рынка труда [4].

В современном образовательном процессе появляются новые технологии и формы взаимодействия педагогов с учащимися, в основе которых лежит активизация самостоятельной деятельности и непосредственное участие детей в образовательном процессе. Современным ребятам мало дидактических игр, им интересны целые сценарии игр, для достижения различных целей. Особенно хорошо этому запросу соответствуют технологии образовательного квеста, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.

Цель работы: изучение, систематизация знаний и проведение образовательного квеста.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить литературные источники по истории, особенностям организации образовательного квеста;

- рассмотреть классификацию, структуру образовательного квеста, его этапы;

-изучить информацию о жизни и деятельности Д.И.Менделеева;

- провести анализ полученной информации;

- приступить к разработке сценария квеста, посвященного 150-летию открытия Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Предмет исследования – образовательный квест.

Объект исследования – сценарий квеста, посвященного 150-летию открытия Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Практическая значимость работы заключается в том, что представленный сценарий является обобщением знаний о Д.И.Менделееве – великом ученом, интересной личности, авторе периодического закона и периодической системе и может быть использован при проведении мероприятий в рамках недели естественных наук.

Методы исследования:

Теоретический (анализ литературных источников, сравнение);

Практический (разработка сценария квеста).

Теоретическая часть

История возникновения квест-технологии.

Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Ученый разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

Им были определены следующие виды заданий для веб-квестов:

- пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;

- планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий;

- самопознание - любые аспекты исследования личности;

- трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;

- творческое задание - творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;

- аналитическая задача - поиск и систематизация информации;

-детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов;

- достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме;

- оценка - обоснование определенной точки зрения;

- журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);

- убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

-научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.

Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, которой значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста.

Квест (или веб-квест), по мнению Т. Марча, - это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и задачу мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе (на заключительном этапе) в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание (понимание). Лучшие из квестов достигают это таким образом, что учащиеся начинают понимать богатство тематических связей, легче включаются в процесс обучения и учатся размышлять над собственным познавательным процессом.

Исследователь Том Марч, во многом опираясь на труды Л.С. Выготского утверждал, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить учитель. Согласно критериям оценки качества квеста, разработанным Т. Марчем, хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему, обоснованное использование интернет-источниками. Учителя всего мира стали использовать эту технологию как один из способов успешного использования Интернета на уроках. Наибольшее распространение модель получила в Бразилии, Испании, Китае, Австралии, Голландии и США. В нашей стране данная технология только начинает своё распространение.

Квест, как и любая ролевая игра, требует постоянного совершенствования. Большое количество участников различных учебных заведений, разноплановые задания, поисковый маршрут, растянутый на сотни метров или несколько километров, многочисленные помощники на станциях - все это образует единый организм, работа которого напрямую зависит от умения участников анализировать проделанную работу на финальной части квеста [2].

Особенности организации образовательного квеста.

Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Это может быть и компьютерная игра-повествование, и задание в настольной ролевой игре, и интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами. В образовательном процессе квест - это специально организованный вид исследовательской деятельности, где учащиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий. Ввиду гибкости, спонтанности квеста в настоящий момент не существует единого определения и классификации данной технологии.

Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы, и в первую очередь, ресурсы Интернета. Разрабатываются квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными. Квесты можно использовать для работы с обучающимися, родителями, коллегами. Но, мало кому известно, каким же образом квесты пришли в образовательный процесс.

Квест - это одновременно мини-проект, интеллектуальное соревнование, деловая игра, спортивное состязание, массовая акция.

Образовательный квест - проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы [3].

Этапы организации образовательного квеста.

При планировании и подготовке образовательного квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. Квест как учебная игра может состоять из нескольких этапов, каждый из которых важен для исполнения. Выделяют: подготовительный, начальный, ролевой, творческий, заключительный и аналитический этапы [1].

На подготовительном этапе выбирается место для проведения квеста, назначаются станции и разрабатываются задания для них. На начальном этапе учащиеся знакомятся с основными понятиями, правилами квеста, его темой, материалами. Распределяются роли в команде. На ролевом этапе происходит индивидуальная работа в командах, направленная на общий результат. Участники одновременно в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания квеста. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели. Творческий этап также необходим при проведении данной игры. Образование не только должно прививать новые знания, но и помогать обучающимсятворчески мыслить. Командная песня, эмблема, девиз, театральная инсценировка - все это не только объединяет коллектив, но и дает новый стимул для развития, совершенствования.

Один из важнейших этапов - заключительный. На нем рассматриваются действия команды во время игры, подсчитываются очки. Оценивается вклад каждого ученика в достижение командного результата. Аналитический этап предназначен в основном только для организаторов квеста. Происходит обсуждение того, выполнены ли цели и задачи квеста, легкими или трудными были задания, что недооценили или переоценили организаторы игры и какие выводы можно из этого сделать.

Начальный (командный) этап образовательного квеста (длительность – 3-5 минут). Ведущий обращается к участникам со вступительным словом. Он создает позитивный настрой на работу, объявляет тему, знакомит с сюжетом. Затем распределяет участников в команды. Количественный состав команд – от 3 до 8 чел. Ведущий перед участниками задачу, дает краткое описание процедуры работы и раздает командам маршрутные листы. На этих листах при успешном выполнении задания ведущие станций делают отметку напротив названий станции.

Ролевой этап образовательного квеста (длительность – 35 минут) Участники проходят станции, выполняют задания и получают отметки в маршрутных листах. Ролевой этап – это индивидуальная работа команды на результат. Участники выполняют задания одновременно.

Заключительный этап образовательного квеста (длительность – 3-5 минут) На заключительном этапе ведущий организует совместную работу команд. Участники визуализируют полученные знания, презентуют совместный продукт.  Организовать образовательный квест без оценки невозможно: она является одним из компонентов учебной деятельности, ее регулятором, показателем результативности.

В образовательном квесте чаще всего используется рейтинговая система оценки. Рейтинг – это число; получается оно путем набора бонусов. Рейтинговое оценивание знаний – один из существенных способов влияния на успеваемость обучающихся, формирования интереса к процессу обучения и его результатам [5].

Классификация образовательных квестов.

Образовательныеквесты классифицируются следующим образом:

По месту проведения. Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как учреждения, так и вне его, квесты могут быть:

- в замкнутом помещении, в классе;

- квесты в музеях,

- внутри зданий,

- в парках;

- квесты на местности (городское ориентирование - «бегущий город»);

- квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования (в т.ч. GPS) и краеведения;

- смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда.

По форме построения сюжета квесты делятся на:

-линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

- штурмовые, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

- кольцевые, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

По назначению основной деятельности участников:

1. Фото-квест- это предоставление ответов на головоломки и задания в виде фотографий. Поиск ответов и фотографирование их.

2. Веб-квест-это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным.

Формы веб-квеста также могут быть различными:

- создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики;

- создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство;

- написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления;

- создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов;

- интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность.

3.Тематический образовательный квест. Данная форма предполагает организацию квеста по определенной изучаемой теме, памятной дате, дате календарных праздников и т.д.

4.Смешанный квест интегрирует в себе признаки отдельных форм ОК для максимального выполнения поставленных задач в учебном процессе. Могут быть межпредметными. 5.Творческий квест требует от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее). При оценке таких проектов следует больше внимания уделять творчеству и самовыражению учащихся.

По срокам проведения выделяют долговременные и кратковременные квесты.

Время проведения варьирует от получаса до нескольких месяцев.

Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний. Они могут быть легко использованы на школьных уроках по многим предметам.

Долгосрочные квесты направлены на расширение и уточнение понятий. Работа над долгосрочным квестом может длиться от одной недели до месяца, может быть, на четверть или даже учебный год.

По целевой возрастной категории участников образовательные квесты разрабатывают для:

- дошкольников

- школьников,

- студентов,

- молодых специалистов,

- обучение персонала [7, 8].

Практическая часть

2.1. Сценарий образовательного квеста, посвященного 150-летию открытия Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Время выполнения квеста – 30 - 40 минут.

Количество участников – команды в составе 7-8 учащихся каждая.

Цель: обобщение и расширение знания учащихся о жизни и деятельности Д.И.Менделеева, раскрытие многогранности личности ученого, формирование патриотизма и чувства гордости за Родину.

  Задачи:      

- развивать познавательный интерес, развивать устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных   задач, творческие способности;

-  формировать коммуникативные качества, воспитывать чувство дружбы, товарищества, умения работать в команде.

Возраст: 14 - 15 лет.

Мероприятия с использованием данного сценария могут быть организованы в школе при проведении недели естественных наук, фрагменты могут быть использованы при проведении уроков.

Оборудование: маршрутные листы, задания для команд на каждой станции, ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Ход мероприятия:

Приветственное слова организатора.

Определение номера станции:

Чтобы определить номер первой станции для каждой команды, необходимо выполнить задания:

Элемент - неметалл, образующий простое вещество – темно-бурого цвета жидкость, пары которой токсичны. (35).

Элемент, названный в честь нашей Родины. (44).

Разность между относительной молекулярной массой серной кислоты и атома брома. (98-80=18).

Элемент, образующий основные вещества живых организмов, существует в виде аллотропных модификаций – алмаза, графита, карбина. (6).

Каким по счету ребенком был Д.И.Менделеев? (17).

Половина суммы чисел протонов элементов, предсказанных Д.И.Менделеевым. ((21+31+32):2=42).

Задания на станциях:

Станция 6 – «Города».

Родной город Д.И.Менделеева. (Тобольск).

Город, в котором Д.И.Менделеев начал свою деятельность в качестве старшего учителя естественных наук гимназии. (Симферополь).

В этом городе Д.И.Менделеев совершил полет на воздушном шаре с целью изучения явлений при солнечном затмении. (Клин).

В этот город в возрасте 70 лет Д.И.Менделеев отправился в лабораторию Беккереля и супругов Кюри, чтобы «увидеть» радиоактивность. (Париж).

С 1893г. в этом городе Д.И.Менделеев был директором Главной Палаты мер и весов. (Санкт-Петербург).

Станция 17 – «Имена».

Художник, изобразивший Д.И.Менделеева в мантии. (И.Е.Репин).

В 1859 – 1861гг. находился в командировке в Гейдельберге, где его называли «русским …». Именем какого ученого называли Д.И.Менделеева? (А.Лавуазье).

О ком говорил Д.И.Менделеев: «Он стоял бы еще выше по химии, принес бы еще больше пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии»? ( А. П. Бородин).

В одной из партий с основоположником русской шахматной школы Д.И.Менделеев одержал победу, чем очень гордился. Назовите этого шахматиста. (М.И.Чигорин).

Исторический деятель, которого уважал и почитал Д.И.Менделеев. (Петр I).

Станция 18 – «На службе Отечеству».

Знаменитому учёному приходилось участвовать в промышленном шпионаже. В 1890г. морской министр попросил великого химика разгадать секрет производства этого продукта. Покупать его было дорого. Он заказал в библиотеке отчёты железных дорог Британии, Франции и Германии за 10 лет. По ним составил пропорцию, сколько было привезено угля, селитры к заводам. Через неделю Д.И.Менделееву удалось получить секретные данные, которые он добыл из открытых отчётов. О чем идет речь? (Бездымный порох).

Д.И.Менделеев уделял внимание кораблестроению и освоению арктического мореплавания, о чем написал около 40 работ. Он принимал непосредственное участие в проекте строительства первого в мире арктического судна, который был впервые спущен на воду 29 октября 1898г. Назовите это судно. (Ледокол «Ермак»).

19 октября 1875г.Дмитрий Менделеев выдвинул идею исследования высотных слоёв атмосферы. Однако денег у учёного на ее реализацию не нашлось. Что спроектировал ученый? (Управляемый аэростат с двигателями).

Д.И.Менделеев первым заявил, что сжигать это полезное ископаемое в топках — преступление. Из него можно получить множество химических продуктов. Он также предложил предприятиям перевозить его не на арбах и не в бурдюках, а в цистернах, и чтобы перекачивалась оно по трубам. Что это за полезное ископаемое? (Нефть).

За что Д.И.Менделеев получил золотую медаль Парижского общества аэронавтов, а Академия метеорологического воздухоплавания присудила диплом с девизом братьем Монгольфье «Так идут к звездам». (За полет на воздушном шаре).

Станция 35 – «В мире элементов».

Назовите элементы, предсказанные Д.И.Менделеевым. («Экаалюминий» (галлий), «экабор» (скандий), «экасилиций» (германий)).

Сколько было известно элементов к моменту открытия Периодического закона? (63).

Назовите 101 элемент. (Менделевий).

Что положил Д.И.Менделеев в основу классификации химических элементов? (Массу атома).

После посещения лаборатории Беккереля и супругов Кюри, ученый рекомендовал особенно тщательно заниматься этим элементом. Каким? (Уран).

Станция 42 – «Литературная».

Именно этот поэт посвятил «Стихи о Прекрасной Даме» дочери Д.И.Менделеева. (А.А.Блок).

Падчерица автора известной сказки стала первой супругой Д.И.Менделеева. Назовите писателя и его произведение. (П.П.Ершов, «Конек-горбунок»).

Любимые российские писатели Д.И.Менделеева. (А.С.Пушкин, В.А.Жуковский).

Любимые иностранные писатели Д.И.Менделеева. (У.Шекспир, Ж.Верн).

Хобби Д.И.Менделеева. (Клеить чемоданы).

Станция 44 – «Даты и цифры».

Год рождения Д.И.Менделеева. (1834).

Год окончания Главного педагогического института. (1855).

Год открытия Периодического закона. (1869).

Сколько раз Д.И.Менделеев был номинирован на Нобелевскую премию? (3).

Год первого Менделеевского съезда. (1907).

Результатом работы команд на станциях яляется творческая работа над созданием кластера, посвященного Д.И.Менделеева, периодичсекому закону и периодичсекой системы.

Заключение.

Проведенная исследовательская работа подтвердила мое предположение о значении использования данной технологии для формирования, развития познавательного интереса и активизации познавательной деятельности учащихся. Многообразие рассмотренных классификаций образовательных кестов позволяет определить их место во внеурочной работе по химии, интегрируя эту дисциплину с другими.

Ценность этой работы заключается в том, что представленный сценарий является обобщением знаний о Д.И.Менделееве – великом ученом, интересной личности, авторе периодического закона и периодической системы, о вкладе великого человека в развитие отечественной науки и может быть использован при проведении мероприятий в рамках недели естественных наук.

Список использованных источников

1.Афанасьева, Л.О. Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе [Текст] Л.О. Афанасьева, Е.А. Поречная // Школьные технологии. 2012. - №6. - С. 149-159.

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 

3.Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология [Текст] / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

4.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012.

Электронные ресурсы:

5.Как создать образовательный квест [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://slovesnik.org/lyudi/anton-alekseevich-skulachev/obrazovatelnye-puteshestviya/kak-sozdavat-obrazovatelnyj-kvest.html

6.Образовательный квест - современная интерактивная технология [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247

7.Образовательный квест - обучение как приключение [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-obrazovatelniy-kvest-obuchenie-kak-priklyuchenie-1084158.html

 

Просмотров работы: 150