Введение
Актуальность исследования
Многочисленные исследования ритмических процессов в биологических системах явились основой создания науки о биологических ритмах – хронобиологии (биоритмологии), которая в последние годы стала интенсивно развиваться. Ее становление обусловлено рядом относительно новых явлений, связанных с более стремительными темпами развития основных социальных процессов в обществе:
- расширение временных границ бодрствования за счет искусственного удлинения светового дня, работы телевидения, радиовещания, культурно – бытовых учреждений, транспорта;
- снижение доли периодов расслабления и увеличение времени напряженного бодрствования в суточном цикле;
- развитие непрерывных производственных процессов в промышленности, режимов круглосуточных дежурств, оставляющих отпечаток на укладе жизни современной семьи;
- учащение различных стрессовых нагрузок, в том числе вызванных интенсификацией учебного труда;
- частые и резкие изменения привычной временной среды в связи с трансмеридианными (широтными) перемещениями во время каникул и отпусков, а также с переселением на новое место жительства.
Неблагоприятные факторы окружающей среды приводят к различным повреждениям биологических ритмов человеческого организма, в частности к развитию основной формы хронопатологии – десинхронозу. Одним из следствий этого является увеличение числа нервно – психических и сердечно – сосудистых заболеваний. Все это предопределяет необходимость поиска новых хронобиологических принципов организации оздоровительной работы среди населения, совершенствования гигиенических мероприятий, направленных на профилактику переутомления учащихся и оптимизацию различных видов их деятельности.
Целью исследования явилось изучение суточных ритмов физиологических показателей у учащихся МБОУ СОШ№ 3 г.Ишимбай с различными хронобиотипами.
Задачи исследования: 1. Определить хронобиологические типы обучающихся МБОУ СОШ№ 3 г.Ишимбай
2. Изучить особенности суточной динамики частоты сердцебиений, артериального давления, температуры тела у обучающихся с различными хронобиотипами.
3. Выявить особенности корреляции в суточных ритмах температуры тела, частоты сердцебиений, артериального давления у учеников с различными хронобиотипами.
Научно – практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования расширяют представления о хронотипах, изменениях сердечно – сосудистой системы в различных условиях учебного процесса. Решение поставленных задач будет способствовать правильной организации педагогического процесса, основанного не только на учете методических приемов и результатов обучения, но и на знании особенностей хронотипа и адаптации организма учеников к учебным условиям.
1.Обзор литературы
1.1. Биоритмы, их виды и роль
Биоритмологический подход к феномену времени как к биологическому параметру и изучение закономерностей временной организации живых систем открывают новые возможности для регуляции и управления процессами, протекающими в организме.
Биологические ритмы – колебания смены и интенсивности процессов и физиологических реакций. В их основе лежат изменения метаболизма биологических систем, обусловленные влиянием внешних и внутренних факторов. Факторы, которые влияют на ритмичность процессов, происходящих в живом организме, получили определение “синхронизаторы”, или “датчики времени”.
К внешним факторам относятся: изменение освещенности (фотопериодизм), температуры (термопериодизм), магнитного поля, интенсивности космических излучений, приливы и отливы, сезонные и солнечно – лунные влияния.
К внутренним факторам относятся нейрогуморальные процессы, протекающие в определенном, наследственно закрепленном темпе и ритме. Ритмы, независимые от внешних синхронизаторов, называются эндогенными.
Ритмы, формирующиеся под влиянием внешних синхронизаторов, то есть факторов внешний среды, идентифицированы как экзогенные.
Биоритмы являются особенностью биологической временной структуры, частным случаем более широкой зависимости жизненных процессов от времени. Биоритмы можно определить как статистически достоверные изменения различных показателей физиологических процессов волнообразной формы. Периодическим колебаниям в организме человека подвергается большинство физиологических процессов. В регуляции суточной периодики функций принимает участие гипоталамус.
Ю.Ашофф (1984 г.) подразделяет ритмы:
1. по их собственным характеристикам, таким как период;
2. по их биологической системе, например: популяция;
3. по роду процесса, порождающего ритм;
4. по функции, которую выполняет ритм.
Латенков В.Н. (1993) предложил классификацию, основанную на структурно – функциональных уровнях организации жизни, и полагает, что каждому уровню присущ свой спектр ритмов разной частоты, причем один из ритмов этого спектра является основным, доминирующим и определяющим синхронное взаимодействие ритмов данного уровня между собой и окружающей средой. Автор выделяет 6 групп ритмов:
1. Ритмы молекулярного уровня с периодом секундно-минутного диапазона.
2. Клеточные ритмы – от околочасовых до окологодовых.
3. Организменные ритмы – от околосуточных до многолетних.
4. Популяционно-видовые ритмы – от окологодовых до ритмов длительностью десятки, сотни, тысячи лет.
5. Биоценотические ритмы – от сотен тысяч до млн. лет.
6. Биосферные ритмы – с периодом сотни млн. лет.
Кроме того, есть представление Агаджаняна Н.А. о многодневных ритмах: физическом с периодом в 23 дня, эмоциональном - 28 дней и интеллектуальном - 33 дня.
По мнению биоритмолога Алякринского Б.С. “организм – это система, насквозь пронизанная ритмами. Чередование в суточном ритме высокой и низкой активности обеспечивает организму относительный отдых в ночное время. А наличие такого отдыха ученые считают главным гарантом биологической надежности организма. Несмотря на то, что третью часть жизни мы отдаем сну, именно сон замедляет изнашивание нашего организма.
1.2. Особенности функционального состояния людей относящих к различным биотипам
Природа наделила людей различными типами суточной активности, сформировала у них определенный биоритмологический профиль организма. Представителей такого деления называют в науке “утренними”, «вечерними”, ”индеферентными”, потому что максимальная биологическая и социальная активность приходится у первых на утренние часы (как у жаворонков и слабо выраженных вечерних типов), у третьих – относительная стабильность в течение дня.
“Жаворонки” рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня, но быстро устают, раньше ощущают потребность во сне, поэтому предпочитают пораньше лечь спать. В отличие от них “совы” засыпают далеко за полночь, просыпаются поздно, так как у них наиболее глубокий сон приходится на утренние часы. Такие поведенческие отличия у “жаворонков” и ”сов”, имеют объективную основу: у людей утреннего типа продолжительность суточного цикла организма не превышает 24ч., а у вечернего типа она длиннее на 1ч. и составляет 25ч. В результате наложения астрономического времени на суточные ритмы “сов” происходит удлинение времени их активного бодрствования, что и объясняет достижение ими наилучшего состояния во второй половине дня. Различаются “жаворонки” и “совы” также качеством реакции организма на раздражители. Например, “жаворонки” на острое заболевание реагируют резким повышением температуры тела и ухудшением общего состояния. Но они быстро выздоравливают и восстанавливают силы. “Совы” же на острое заболевание реагируют постепенным подъемом температуры, а выздоровление у них протекает замедленно.
Особенно впечатляют различия психологического портрета у утренних и вечерних типов. “Жаворонки” активно реагируют на окружающую их действительность. Они склонны к увлечениям и энтузиазму, способны выдвигать новые идеи и указывать нетрадиционные решения различных проблем. В то же время личные неудачи вызывают у них сомнения в собственных силах, порождают тревогу и волнения, ухудшают настроение и самочувствие.
“Совы” же отличаются слабой реакцией на раздражители. Это рассудительные люди, склонные к логическому мышлению, абстрактным обобщениям. Они не спешат с выводами, стараясь их достаточно обосновать. Их отличает прагматизм, хорошее самообладание, уверенность в своих поступках, а главное – отсутствие эмоционального переживания неудач.
Естественно, что различия реакций на раздражители по – разному сказываются на состоянии здоровья людей утреннего и вечернего типов.
В группу “голубей” относят людей, У которых по аналогии с голубями биологическая и социальная активность одинаково выражена в течение дня. Дневная фаза ритма таких людей представлена двумя почти одинаковыми подъемами функций. Наличие у них утреннего пика активности и свойственная им психологическая открытость приближает их по реакциям на средовые факторы и по состоянию здоровья к “жаворонкам”, хотя у этих людей установлен низкий уровень гормональной активности организма, чем у жаворонков. Кроме “жаворонков”, “сов” и “голубей”, у которых суточный ритм биологической и социальной активности хорошо выражен, особую группу в хронобиологии составляют люди, у которых отсутствуют четкие и однотипные колебания биологической и социальной активности в течение дня и суток. Таких людей называют “аритмиками”. Представителями этой группы являются большинство детей младшего и среднего школьного возраста, а также люди с проблемами здоровья. (Куинджи Н.Н.,2002)
1.3. Биоритмы в сердечной деятельности
Биоритмы в сердечной деятельности играют не маловажную роль. Так, по исследованиям М.В. Березкина в 2001году были получены следующие результаты: для хронотипа “голубь” максимумы частоты пульса, и температуры тела отмечены в 15ч. и 19ч., затем следует плавный спад и минимум наблюдается в 8ч. утра. Анализ суточных изменений частоты пульса и температуры тела у “голубей” показывает их адаптивность к различным режимам работы.
По данным Березкина М.В. изучения ритма у “сов” выявляет изменение частоты пульса и температуры тела. Период повышенных значений приходится на 11 – 23ч., пониженных 3 – 7ч. утра. Происходит значительное повышение частоты сердечных сокращений, особенно в утренне – дневной период суток, начиная с 11ч.(95 – 92 уд/мин) по сравнению с нормой (70 – 80 уд/ мин). Все это позволяет заключить, что в популяционном плане “совы” не адаптивны к различным режимам труда.
Для “жаворонков” характерны повышенные значения частоты пульса и температуры тела в утреннее время, т. е 3 – 7ч., а к вечеру происходит спад этих показателей. В популяционном плане “жаворонки” адаптивны к утреннему режиму работы. Из исследований Березкина М.В следует, что наибольшее число обследованных составили “голуби” – (66,8%), “совы” – (3%), “жаворонки” – (1%).
2. Организация и методы исследования
2.1. Контингент обследуемых и организация исследования
Обследовались практически здоровые школьники в возрасте 15-16 лет Общее количество обследуемых 20 учеников.
По состоянию здоровья все учащиеся входили в основную медицинскую группу. Исследования проводились в октябре месяце, в определенное время суток: утром – 8 – 9ч., днем – 15 – 16ч., и вечером – 19 – 20ч., в среду.
2.2. Методика выявления биотипов человека
Биотипы были выявлены по тесту Остберга. Тест Остберга состоит из 19 вопросов. Ответить необходимо на все вопросы в заданной последовательности независимо от другого вопроса.
Подсчитайте сумму баллов и, пользуясь схемой оценки, определите, к какому хронобиологическому типу вы относитесь: «Голубь», «Сова» или «Жаворонок».
Схема оценки хронобиологического типа человека по опроснику - тесту
«Жаворонок» (четко выраженный
утренний тип) 69 баллов
Слабо выраженный утренний тип 59-69 баллов
«Голубь» (индифферентный тип) 42-58 баллов
Слабо выраженный вечерний тип 31-41 балл
«Сова» (сильно выраженный вечерний тип) 31 балл
Согласно результатам опроса выявлены следующие хронотипы: «жаворонков» – 5 человек, «сов» - 6, «голубей» - 9. По собственным субъективным ощущениям 4 ученика из 20 думали, что они «жаворонки», 8 – «совы», а остальные 8 – «голуби». Субъективные ощущения и тестовые результаты совпадали не у всех обучающихся принадлежащих к различным хронобиотипам. Это объясняется приспособленностью к различным условиям среды, изменением биоритма и возникновением десинхроноза.
2.3. Методы изучения функционального состояния организма
Для изучения особенностей функционального состояния организма определяли частоту сердечных сокращений, артериальное давление (систолическую и диастолическую), температуру тела 3 раза в сутки (утром, днем, вечером).
2.3.1. Определение частоты сердечных сокращений (ЧСС)
Пульс исследовали на лучевой артерии. Пальпацию лучевой артерии осуществляли на тыльной внутренней поверхности предплечья над лучезапястным суставом в ямке между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы. Для определения пульса большим пальцем охватывали тыл предплечья исследуемого, а 2 и 3 пальцы слегка сгибали, и подушечками нащупывали точку максимально выраженной пульсации сосуда. Исследовали пульс при расслабленных мышцах предплечья у школьника в положении сидя.
2.3.2. Определение артериального давления
Артериальное давление измеряли по методу Короткова. Левая рука испытуемого опиралась на стол. Манжетка манометра накладывалась на верхнюю треть плеча так, чтобы нижний ее край был на 2 – 3 см. выше локтевого сгиба, причем давление манжетки должно быть умеренным.
Нащупывалась пульсация плечевой артерии в области локтевого сгиба, и прикладывали мембрану фонендоскопа к точке пульсации артерии.
Регистрировали систолическое (максимальное) и диастолическое (минимальное), давление, что отражает соответственно фазы систолы и диастолы сердца.
2.3.3. Определение температуры тела
Температуру тела измеряли в подмышечной области медицинским ртутным термометром. Температура тела стабильный показатель суточного ритма. От нее зависит скорость химических реакций и физиологических процессов в организме.
Суточные изменения температуры тела повторяют ритмы сердечных сокращений, артериального давления, дыхания.
3. Результаты исследования и их обсуждение
Степень тесноты и направление взаимосвязи в изучаемых показателях определяли методом корреляционного анализа, используя индекс Сьюдента.
3.1. Распределение биотипов среди обучающихся
МБОУ СОШ№3 г. Ишимбай
Анализируя полученный цифровой материал, мы обнаружили, что в течение дня меняются гемодинамические и температурные показатели. Такие изменения доказывают активность некоторых учеников в одни часы суток, а других в другие. Полученные данные показали, что из исследованных 20 обучающихся нашей школы 25% - "жаворонки", 30% - "совы", 45% - "голуби» (рис.3) приложение1
При учебе днем и подготовкой к занятиям в вечерние часы дают значительные отклонения для "жаворонков". Так изменения числа сердечных сокращений в учебные дни в период от 15ч. до 7ч. утра вместо снижения имеет тенденцию к повышению. Сердечные показатели и температура тела постоянно увеличиваются к 7ч. утра, и не доходят до своего минимума, а это уже серьезное нарушение характера суточного ритма частоты сердечных сокращений. Так у утреннего биоритмологического типа происходит реактивное напряжение в деятельности сердечно – сосудистой системы.
Вечерняя биоритмологическая группа характеризуется самым низким уровнем негативных реакций. Этот тип легче переносит различные перегрузки, обладает способностью быстро восстанавливать исходный функциональный уровень и отличается большей устойчивостью по отношению к различным социальным и природным воздействиям, чем утренние.
По нашим наблюдениям школьники этого типа засыпали далеко за полночь, просыпались поздно, так как у них наиболее глубокий сон приходился на утренние часы. На утренних занятиях отличались слабой реакцией на раздражители. Заторможенность " сов" в первой половине дня защищает их организм от части неблагоприятных средовых воздействий, они включаются в социальные ритмы фактически на их спаде, что в большей степени сохраняет им здоровье.
Из наших исследовании следует, что "голуби" – это группа индивидуумов, у которых по аналогии с голубями биологическая и социальная активность одинаково выражена в течения дня. Дневная фаза ритма таких учеников представлена двумя почти одинаковыми подъемами функций. Наличие у них утреннего пика активности и свойственная им психологическая открытость приближают их по реакциям на средовые факторы и по состоянию здоровья к "жаворонкам. Обучающиеся, относящиеся к хронотипу "голубь" имели адаптивный характер к дневным учебным нагрузкам, отличались высоким уровнем активности организма в первой и во второй половине дня.
3.2. Функциональные особенности обучающихся, относящихся к разным хронобиотипам
3.2.1. Суточная динамика температуры тела учеников с разным хронобиотипом
Анализ динамики показаний в сердечно – сосудистой системы и температуры тела у обучающихся показал, что происходит их изменение в течения дня. Величины абсолютных показателей различны у каждого из обучающихся.
Рассматривая хронотип "жаворонков" можно наблюдать следующие изменения показателей температуры тела. Так утренняя температура равняется 36,7 0С и постепенно в течение дня падает. Днем в 15 - 16ч температура тела 36,60С, а вечером в 19 – 20ч 36,40С. Амплитуда температурного ритма достигает 0,4 – 0,50С и больше. (Приложение 6)
У "сов" максимальное значение температуры тела достигается в вечернее время 19 – 20 ч и равняется 36,70С, а минимальное значение – утром 8 – 9ч 36,10С. Постепенно в течение дня температура тела повышается. Днем температура тела 15 –16ч 36,30С (рис. 5).
Путем изучения суточных ритмов температуры у "голубей", как наиболее адаптивных при суточной работе (учебе) были получены следующие результаты. Для них характерно однообразная активность, амплитуда температурного ритма не принимает резких значений. Температура изменяется в течение дня от 36,40С до 36,60С. (Приложение 6)
3.2.2. Суточная динамика артериального давления у обучающихся разных хронобиотипов
При изучения суточных ритмов артериального давления у "жаворонков" были получены следующие результаты. Утром значение артериального давления (систолическое) составило 116 мм рт. ст., днем (15 –16ч) 112 мм рт. ст., вечером (19 – 20ч) 106 мм рт ст. Постепенно происходило снижение артериального давления (систолического). Артериальное давление (диастолическое) утром (8 – 9ч) составило 72 мм рт. ст., днем (15 – 16ч) 72 мм рт. ст., вечером (19 – 20ч) 64 мм рт. ст. (рис.7). Итак, в продолжение суток происходило постепенное снижение артериального давления (систолическое, диастолическое), что характеризует снижение сердечно – сосудистой активности.
У "сов" утром средние значения артериального давления (систолическое и диастолическое) имели минимальные значения 106/66 мм рт. ст., днем происходили незначительные изменения, и артериальное давление (систолическое и диастолическое) принимали значения равные 108/70 мм рт. ст., а к вечеру (19 – 20ч) – максимальные значения 118/75 мм рт. ст. Так у "сов" происходит увеличение сердечно – сосудистой активности в течение суток, утром – минимальное, вечером – максимальное (рис.6).
Рассматривая хронобиотип "голубей" наблюдаются следующие изменения средних показателей артериального давления (систолического и диастолического). Утром артериальное давление (систолическое) 113 мм рт. ст., днем - 112 мм рт. ст., вечером - 112 мм рт. ст. Артериальное давление (диастолическое) 74 мм рт. ст. утром (8 – 9ч), днем (15 – 16ч) 71 мм рт. ст., а вечером (19 – 20ч) 73 мм рт. ст. Для "голубей" характерна умеренная активность сердечно – сосудистой системы в течение суток. ( Приложение 6)
3.2.3. Суточная динамика частоты сердцебиений обучающихся разных хронобиотипов
У "сов" наблюдаются следующие изменения показателей частоты сердцебиения. Так, ЧСС утром составил 65,33 уд/мин, днем (15 – 16ч) 70 уд/мин, вечером (19 – 20ч) 77,33 уд/мин. Происходило постепенное увеличение ЧСС, что характеризует высокий уровень активности организма во второй половине дня.
А у "жаворонков" утром ЧСС (уд/мин) был равен 70 уд/мин (8 – 9ч), днем (15 – 16ч) 69,2 уд/мин, вечером (19 – 20ч) 66,4 уд/мин, то есть в течение дня происходило уменьшение ЧСС, что характеризует высокий уровень активности в первой половине дня.
У "голубей" средние показатели ритма частоты сердечных сокращений в течение дня не имели резких изменений. Так утром, ЧСС приравнивался к 68,89 уд/мин, днем 71,33 уд/мин, вечером 71,56 уд/мин (рис.4). Это все характеризует умеренную активность организма в продолжение дня.
3.3. Корреляционный анализ
Наблюдая, за школьниками принадлежащих к хронобиотипу "жаворонков" были получены следующие результаты. Анализ корреляционных связей показателей сердечно – сосудистой системы учеников принадлежащих к "жаворонкам" показал наличие большого количества корреляции (21) между изученными показателями. В большинстве случаев корреляционные связи носят коррелятивный характер 18 из 21.
У "жаворонков" отмечается тесная положительная коррелятивная связь между показателями частоты сердечных сокращений утра и дня, суточными изменениями температуры тела. Наибольшее число корреляционных связей характерно для показателей измеренных днем. (График 1)
Анализ корреляционных связей показателей сердечно – сосудистой системы учащихся принадлежащих хронобиотипу "сов" показал наличие большинства корреляции (16) между изученными показателями. В большинстве случаев коррелятивные связи носят коррелятивный характер 10 из 16. (График 2)
Тесную положительную коррелятивную связь имеют показатели ЧСС утром и вечером, артериальное давление (систолическое) днем и вечером. Наибольшее число показателей имели средние корреляционные связи. Большое количество корреляционных связей характерно для показателей измеренных утром.
Корреляционные связи показателей сердечно – сосудистой системы учащихся принадлежащих к "голубям" показал наличие большого количества корреляции (24) между изученными показателями. В большинстве случаев корреляционные связи носят коррелятивный характер. Наибольшее число корреляционных связей характерно для показателей, измеренных в дневные часы. У "голубей" отмечается тесная положительная корреляционная связь между показателями ЧСС утра, дня и вечера, а также между температурой тела утром и утренним артериальным давлением (диастолическим), артериальным давлением (систолическим) утра и вечера. (График 3)
Наибольшее число взаимосвязей у хронобиотипа «голубей», а наименьшее – у «сов»
Заключение
По хронобиологии, у «жаворонков» отмечались более интенсивные нарастания показателей сердечно – сосудистой системы, чем у «сов». Наибольшей устойчивостью к воздействию различных социальных факторов и более благоприятными характеристиками здоровья отличались обучающиеся с вечерним биоритмологическим профилем. Обучающиеся, принадлежащие к хронобиотипу «сов» характеризовались самым низким уровнем негативных реакций на действие окружающей среды. Это сочеталось с относительно низким уровнем симпатической активации и позволяло представителям вечерней биоритмологической группы формировать более близкие к оптимальным реакции функционального состояния организма на различные виды нагрузок.
Группа, принадлежащая к «голубям» была наиболее близка к утренней, однако, судя по реакциям, эти ученики стремились уменьшить действующую нагрузку и поэтому по числу негативных сдвигов занимали промежуточное место между утренними и вечерними типами. Изучение у "голубей" характера суточных кривых пульса, температуры тела, артериального давления в разное время суток показало их сходство.
Изложенные данные позволяют высказать предложение, что формирование вечернего биоритмологического профиля является своеобразной биологической защитой организма от воздействия неблагоприятных факторов (больших социальных нагрузок, экстремальных влияний природно-географических условий и др.) Эта закономерность может проявляться как в онтогенезе, так и в филогенезе.
Выводы
Среди обследуемых обучающихся МБОУ СОШ №3 г. Ишимбай относится к хронобиотипу 25% - «жаворонки», 30% - «совы», 45% - «голуби».
2. У учеников хронобиотипа «жаворонки» характерно понижение ЧСС, температуры тела, артериального давления (систолического и диастолического) с утра к вечеру, а для «сов» - повышение. У «голубей» изучаемые показатели изменяются в течение дня незначительно.
3.Наибольшее количество корреляционных связей наблюдаются у «голубей», а наименьшее – у «сов». Тесных связей больше у «жаворонков», меньше у «голубей».
Литература
1.Агаджанян Н.А. Ритмы жизни и здоровье. - М.:Знание,1975.-96с.
2. Агаджанян Н.А. Резервы нашего организма. - М.,1990.-159с.
3.Алякринский Б.С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе. - М.:Наука,1983.-248с.
4.Антропова М.В.Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.,1968.-251с.
5.Березкин М.В. Некоторые аспекты хронобиологии в медицине // Экспресс информация ВНИИМИ Разд. Новости медицины и медтехники. – М.,1977, №8.- с.31 – 63
6. Березкин М.В. Хронотоксикология и резистентность организма // Хронобиология и хрономедицина. – Тюмень,1982. –с.47 – 48
7.Валиев О.М., Исмаилов Ш.И. Циркадный ритм артериального давления у гипертензивных больных и хронофармакотерапия бета – адренаблокаторами // 3 Всесоюзная конференция по хронобиологии и хрономедицине (тезисы) – Москва – Ташкент,1990. – с.74
8.Воложин А.П., Субботин Ю.К. Синхронизация биоритмов // Болезнь и здоровье: две стороны приспособления – М.: Медицина,1998. – с.327 – 331
9.Ганелина И.Е., Борисова И.Ю. Суточные ритмы работоспособности активности симпатико-адреналовой системы и инфаркт миокарда // Физиология человека,1983, №2. – с. 249 – 256
10.Л. И Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. Практикум по экологии человека. – М.,2001
11.Григорьев К.И. О биоритмах детского организма // Врач. – 1998 - №8. с.28 – 29
12. .Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Актуальные проблемы хрономедицины. Научный обзор. – М.:ВНИИМИ,1985.- 81с.
13.Доскин В.А., Н.Н. Куинджи Биологические ритмы растущего организма.- М.: Медицина,1989. -219с.
14.Заславская Р. М. Хронодиагностика и хронотерапия заболеваний сердечно – сосудистой системы.- М.: Медицина, 1991. – 320с.
15.Катинас Г.С. Уровни организации живых систем и биологические ритмы // Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем. – Л.,1980. – с.82 – 85
16.Комаров Ф.И. Хрономедицина: достижения и актуальные проблемы // Хронобиология и хрономедицина. – Тюмень,1982. – с.5 - 6
17.Куинджи Н.Н. // Биология для школьников,2002, №2. – с. 34 - 39
18.Лхагва Л. Суточный ритм частоты сердечных сокращений человека при антиортостатическом воздействии // Косм. биол. – 1984.- Т.18 №2. – с.60 – 63
19Березкин М.В. Суточные ритмы температуры тела и пульса.// Мед, газета, 2003, 21 ноября, - с.10 – 11
20.Оранский И.Е. Природные лечебные факторы и биологические ритмы. – М.: Медицина,1988. – 288с.
21. Кузнецов В.В. Хронобиология и биоритмы. // ОБЖ – 2000, №3. – с.50 – 52
22.Пвлович Н.В. и др. Биомагнитные ритмы.- Минск,1991.- с.241 – 245
23.Рожина И.Л. Биоритмы эритропоэза и обмена железа у подростков.// Актуальные проблемы патофизиологии. - СпБ.,1998.-с.56 - 57
Приложение 1
Тест Остберга
Вопросы приложенными одиночными тестами
1) Когда вы предпочитаете вставать, если имеете совершенно свободный от планов день и можете руководствоваться только личными чувствами?
(Перечеркните крестиком только одну клеточку).
Часысуток:
2). Когда вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов на вечер и можете руководствоваться только личными чувствами?
(Перечеркните крестиком только одну клеточку). Часы суток:
3). Какова степень вашей зависимости от будильника, если утром вы должны вставать в определенное время?
Совсем независим 4
Иногда зависим 3
В большой степени зависим 2
Полностью зависит 1
4). Как легко вы встаете утром при обычных условиях?
Очень тяжело 1
Относительно тяжело 2
Сравнительно легко 3
Очень легко 4
5). Как вы деятельны в первые полчаса после утреннего вставания?
Большая вялость 1
Небольшая вялость 2
Относительно деятелен 3
Очень деятелен 4
6). Какой у вас аппетит после утреннего вставания в первые полчаса?
Совсем нет аппетита 1
Слабый аппетит 2
Сравнительно хороший аппетит 3
Очень хороший аппетит 4
7). Как вы себя чувствуете в первые полчаса после утреннего вставания?
Очень усталым 1
Усталость в небольшой степени 2
Относительно бодр 3
Очень бодр 4
8) Если у вас на следующий день нет никаких обязанностей, когда вы ложитесь спать по сравнению с вашим обычным временем отхода ко сну?
Всегда или почти всегда в обычное время 4
Позднее обычного менее, чем на 1 час 3
На 1-2 часа позднее обычного 2
Позднее обычного больше, чем на 2 часа 1
9) Бы решили заниматься физкультурой (физзарядкой, физической зарядкой, тренировкой). Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю по 1 часу утром между 7 и 8 часами. Будет ли это благоприятным временем для вас?
Мне это время очень благоприятно 4
Для меня это время относительно приемлемо 3
Мне будет относительно трудно 2
Мне будет очень трудно 1
10). В какое время вечером вы так сильно устаете, что должны идти спать?
(Перечеркните крестиком только одну клеточку).
Часы суток:
11). Вас собираются нагрузить 2-часовой работой в период наивысшего уровня вашей работоспособности. Какой из 4-х данных сроков вы выберете, если вы совершенно свободны от дневных планов и можете руководствоваться только личными чувствами?
8.00-10.00 6
11.00-13.00 4
15.00-17.00 2
19.00-21.00 0
12). Если вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень вашей усталости? Очень усталый 5
Относительно усталый 3
Слегка усталый 2
Совсем не усталый 0
13). Какие-то обстоятельства заставили вас лечь спать на несколько часов позднее обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное для вас время. Какой из 4-х указанных возможных вариантов будет соответствовать вашему состоянию?
Я просыпаюсь в обычное
для себя время и не хочу спать 4
Я просыпаюсь в обычное для себя время
и продолжаю дремать 3
Я просыпаюсь в обычное для себя время и снова засыпаю 2
Я просыпаюсь позднее, чем обычно 1
14). Вам предстоит какая-либо работа или отъезд ночью, между 4 и 6 часами. На следующий день у вас нет никаких обязанностей. Какую из следующих возможностей вы выберете?
Сплю сразу после ночной работы 1
Перед ночной работой дремлю, а после нее сплю 2
Перед ночной работой сплю, а после нее дремлю 3
Полностью высыпаюсь перед ночной работой 4
15). Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжелую физическую работу. Какие часы вы выберете, если у вас полностью свободный график дня, и вы можете руководствоваться только личными данными?
8-00-10.00 4
11.00-13.00 3
15.00-17.00 2
19.00-21.00 1
16). У вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю, по 1 часу, между 22 и 23 часами. Как вас будет устраивать это время?
Да, полностью устраивает.
Буду в хорошей форме 1
Буду в относительно хорошей форме 2
Через некоторое время буду в плохой форме 3
Нет, это время меня не устраивает 4
17). Представьте, что вы сами можете выбрать график своего рабочего времени. Какой 5-часовой непрерывный график работы вы выберете, чтобы работа стала для вас интереснее и приносила большее удовлетворение?
(Перечеркните крестиками пять клеточек).
Часы суток:
(При подсчете берется большее цифровое значение).
18). В какой час суток вы чувствуете себя «на высоте»?
(Перечеркните крестиком только одну клеточку).
19). Иногда говорят «утренний человек» и «вечерний человек». К какому типу вы себя относите?
Четко к утреннему типу — «Жаворонок» 6
Скорее, к утреннему типу, чем к вечернему 4
Индифферентный тип — «Голубь» 3
Скорее, к вечернему типу, чем к утреннему 2
Четко к вечернему типу — «Сова» 0
Приложение 2
рис.3 Типы хронобиотипов среди обучающихся МБОУ СОШ № 3 г.Ишимбай (%).
Рис. 4
Суточная динамика частоты сердцебиений обучающихся разных хронобиотипов
Приложение 3
Рис. 5 Суточная динамика температуры тела обучающихся разных хронобиотипов
Рис.6
Суточная динамика систологического артериального давления обучающихся разных хронобиотипов
Рис. 7
Суточная динамика диастологического артериального давления обучающихся разных хронобиотипов
Приложение 4
Измерение артериального давления по методу Короткова.
Приложение 5
График 1 Корреляционный анализ хронобиотипа «Жаворонок»
График 2 Корреляционный анализ хронобиотипа «Сова»
График 3 Корреляционный анализ хронобиотипа «Голубь»
Приложение 6
№ |
Адс(у) |
Адд(у) |
ЧСС(у) |
t(ут) |
Адс(д) |
Адд(д) |
ЧСС(д) |
t(д) |
Адс(в) |
Адд(в) |
ЧСС(в) |
t(в) |
1 |
110 |
80 |
76 |
36,4 |
110 |
70 |
78 |
36,4 |
110 |
70 |
76 |
36,6 |
2 |
120 |
80 |
70 |
36,4 |
120 |
70 |
76 |
36,3 |
120 |
80 |
76 |
36,5 |
3 |
110 |
70 |
68 |
36,3 |
110 |
70 |
70 |
36,4 |
100 |
70 |
70 |
36,5 |
4 |
120 |
80 |
66 |
36,4 |
110 |
70 |
68 |
36,4 |
120 |
70 |
68 |
36,6 |
5 |
110 |
70 |
68 |
36,3 |
110 |
70 |
70 |
36,4 |
110 |
70 |
70 |
36,5 |
6 |
110 |
80 |
66 |
36,4 |
110 |
70 |
66 |
36,4 |
110 |
80 |
68 |
36,6 |
7 |
110 |
70 |
68 |
36,4 |
110 |
70 |
68 |
36,4 |
110 |
70 |
68 |
36,5 |
8 |
120 |
80 |
70 |
36,4 |
120 |
80 |
76 |
36,5 |
120 |
80 |
78 |
36,6 |
9 |
110 |
60 |
68 |
36,3 |
110 |
70 |
70 |
36,5 |
110 |
70 |
70 |
36,6 |
Mcp |
113,33 |
74,44 |
68,89 |
36,37 |
112,22 |
71,11 |
71,33 |
36,41 |
112,22 |
73,33 |
71,56 |
36,56 |
G |
5 |
7,26 |
3,02 |
0,05 |
4,41 |
3,33 |
4,24 |
0,06 |
6,67 |
5 |
3,97 |
0,05 |
m |
1,67 |
2,42 |
1,01 |
0,02 |
1,47 |
1,11 |
1,41 |
0,02 |
2,22 |
1,67 |
1,32 |
0,02 |
Индивидуальные значения учеников хронобиотипа «голуби»
Индивидуальные значения учеников хронобиотипа «жаворонок»
№ |
Адс(у) |
Адд(у) |
ЧСС(у) |
t(ут) |
Адс(д) |
Адд(д) |
ЧСС(д) |
t(д) |
Адс(в) |
Адд(в) |
ЧСС(в) |
t(в) |
1 |
120 |
60 |
68 |
36,8 |
110 |
70 |
68 |
36,6 |
110 |
70 |
76 |
36,4 |
2 |
110 |
70 |
78 |
36,7 |
110 |
70 |
76 |
36,6 |
100 |
60 |
68 |
36,4 |
3 |
120 |
80 |
68 |
36,8 |
120 |
80 |
66 |
36,7 |
110 |
70 |
56 |
36,4 |
4 |
110 |
70 |
66 |
36,6 |
100 |
70 |
68 |
36,5 |
100 |
60 |
66 |
36,3 |
5 |
120 |
80 |
70 |
36,6 |
120 |
70 |
68 |
36,5 |
110 |
60 |
66 |
36,3 |
Мср |
116 |
72 |
70 |
36,7 |
112 |
72 |
69,2 |
36,58 |
106 |
64 |
66,4 |
36,36 |
G |
5,48 |
8,37 |
4,69 |
0,10 |
8,37 |
4,47 |
3,90 |
0,08 |
5,48 |
5,48 |
7,13 |
0,05 |
m |
2,45 |
3,74 |
2,10 |
0,04 |
3,74 |
2,00 |
1,74 |
0,04 |
2,45 |
2,45 |
3,19 |
0,02 |
Индивидуальные значения учеников хронобиотипа «сова»
№ |
Адс(у) |
Адд(у) |
ЧСС(у) |
t(ут) |
Адс(д) |
Адд(д) |
ЧСС(д) |
t(д) |
Адс(в) |
Адд(в) |
ЧСС(в) |
t(в) |
6 |
110 |
70 |
56 |
36,1 |
110 |
70 |
66 |
36,3 |
120 |
80 |
68 |
36,8 |
7 |
100 |
70 |
68 |
36,2 |
100 |
70 |
70 |
36,3 |
110 |
80 |
80 |
36,7 |
8 |
110 |
70 |
66 |
36 |
110 |
70 |
70 |
36,2 |
120 |
80 |
76 |
36,6 |
9 |
110 |
60 |
66 |
36,1 |
110 |
70 |
68 |
36,3 |
120 |
70 |
80 |
36,8 |
10 |
100 |
70 |
68 |
36,2 |
110 |
70 |
70 |
36,4 |
120 |
70 |
80 |
36,5 |
11 |
110 |
60 |
68 |
36,2 |
110 |
70 |
76 |
36,3 |
120 |
70 |
80 |
36,8 |
Мср |
106,67 |
66,67 |
65,33 |
36,13 |
108,33 |
70 |
70 |
36,3 |
118,33 |
75 |
77,33 |
36,7 |
G |
5,16 |
5,16 |
4,68 |
0,08 |
4,08 |
0,00 |
3,35 |
0,06 |
4,08 |
5,48 |
4,84 |
0,13 |
m |
2,11 |
2,11 |
1,91 |
0,03 |
1,67 |
0,00 |
1,37 |
0,03 |
1,67 |
2,24 |
1,98 |
0,05 |