ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство может развиваться при наличии в стране определенных внешних и внутренних факторов, в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного предпринимательства, т.е. если сформирована определенная предпринимательская среда.
Состояние внешней предпринимательской среды имеет определяющее влияние на развитие предпринимательства в стране в целом и в отдельных регионах.
Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса [12].
Предметом исследования в данной работе является анализ внешней предпринимательской среды предприятия оптовой торговли.
Объект исследования — внешняя предпринимательская среда ООО «СБТ-ГРУПП».
Цель научно-исследовательской работы — исследовать внешнюю предпринимательскую среду ООО «СБТ-ГРУПП» с помощью современных методов.
Для достижения поставленной цели требуется выполнение следующих задач:
1. Исследовать внешнее окружение ООО «СБТ-ГРУПП»;
2. Провести анализ внешнего окружения ООО «СБТ-ГРУПП» с применением различных методик.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования определены следующие методы: теоретический анализ учебной и методической литературы по теме исследования, наблюдение за деятельностью исследуемого предприятия, опрос руководителей исследуемого предприятия, системный анализ, синтез, сравнение, метод экспертных оценок.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по теме анализа внешней предпринимательской среды: Ф.Котлера, М.Портера, Ф. Брассингтона, И.М. Синяевой, Б.Е. Токарева и других.
Практическая значимость исследования внешней предпринимательской среды ООО «СБТ-ГРУПП» заключается в возможности использования его результатов в деятельности предприятия.
1Анализ факторов внешней микросреды ООО «СБТ-ГРУПП»
ООО «СБТ-ГРУПП» зарегистрировано 26 сентября 2014 г. Инспекцией Федеральной Налоговой Службы по Октябрьскому району г. Пензы.
ООО «СБТ-ГРУПП» расположено по адресу 440028 Пензенская область, город Пенза, улица Строителей, дом 2, офис 309.
Основным видом деятельности компании является торговля оптовая прочими машинами и оборудованием.
Для анализа факторов внешней среды была создана экспертная группа из трех человек — учредителей ООО «СБТ-ГРУПП»: Синева А.А(эксперт №1), Барабанщикова А.В.(эксперт №2) и Тимошина М.А.(эксперт №3).
Расчет рейтинга поставщиков выполнен на примере предприятий, поставляющих ООО «СБТ-ГРУПП» металлоинструмент.
Расчет рейтинга произведен по шести критериям, каждому из которых экспертным путем был присвоен вес (табл. 1).
Таблица 1 — Критерии оценки поставщиков металлоинструмента ООО «СБТ-ГРУПП»
№ п/п |
Критерий выбора поставщика |
Вес критерия |
1 |
Надежность снабжения |
0,2 |
2 |
Качество поставляемой продукции |
0,2 |
3 |
Приемлемая цена |
0,2 |
4 |
Удаленность поставщика |
0,15 |
5 |
Психологический климат в трудовом коллективе поставщика |
0,13 |
6 |
Репутация поставщика в своей отрасли |
0,12 |
ИТОГО |
1,00 |
На основе усредненных оценок экспертов рассчитан рейтинг поставщиков (табл. 2)
Таблица 2 — Таблица расчета рейтинга поставщиков ООО «СБТ-ГРУПП»
№ критерия |
Вес критерия |
Оценка критерия по десятибалльной шкале |
Произведение веса критерия на оценку |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
1 |
0,2 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
1 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,4 |
2 |
0,2 |
4 |
7 |
5 |
4 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
0,8 |
1,4 |
1 |
0,8 |
1,2 |
1,2 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
3 |
0,2 |
7 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
8 |
1,4 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,6 |
4 |
0,15 |
6 |
7 |
3 |
7 |
2 |
7 |
3 |
5 |
3 |
0,9 |
1,1 |
0,5 |
1,1 |
0,3 |
1,1 |
0,5 |
0,8 |
0,5 |
5 |
0,13 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
6 |
0,12 |
7 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
7 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,8 |
ИТОГО |
1,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5,6 |
6,4 |
5,4 |
6 |
6 |
6,7 |
6,3 |
6,7 |
6,6 |
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что наилучшими партнерами для ООО «СБТ-ГРУПП» являются поставщики №6 («Лада Инструмент»), №8 (Волгоградский инструментальный завод) и №9 (Московский абразивный завод), т.к. у них самые высокие рейтинги.
Анализ клиентов ООО «СБТ-ГРУПП» выполнен с применением методики АВС-анализа. ООО «СБТ-ГРУПП» является поставщиком для 9 крупных промышленных и производственных предприятий г. Пензы (табл. 3, рис.1)
Таблица 3 — Распределение клиентов ООО «СБТ-ГРУПП» по группам на основе объема приобретенной продукции
№п/п |
Наименование компании-клиента |
Объем продаж, тыс. руб. |
Доля в общем объеме продаж, % |
Группа |
1 |
«Волгастальмонтаж» |
3100 |
27,7 |
А (80%) |
2 |
«Жилстрой» |
2980 |
26,6 |
|
3 |
ПКТБА |
2871 |
25,7 |
|
4 |
ПензЭнергоМаш |
699 |
6,2 |
В (15%) |
5 |
ППО ЭВТ им. В.А. Ревунова |
560 |
5 |
|
6 |
ПЗЭМ |
420 |
3,8 |
|
7 |
НЕГАСПЕНЗАПРОМ |
190 |
1,7 |
С (5%) |
8 |
Объединение «Пензенский Электромеханический завод» |
186 |
1,7 |
|
9 |
ПО «Электроприбор» |
183 |
1,6 |
|
ИТОГО |
11189 |
100 |
- |
Рисунок 1 — Результаты АВС-анализа клиентов ООО «СБТ-ГРУПП»
По результатам АВС-анализа становится очевидным, что наибольшую прибыль ООО «СБТ-ГРУПП» приносят 3 клиента - «Волгастальмонтаж», «Жилстрой» и ПКТБА. Именно они заслуживают большего внимания. Потеря таких клиентов, как НЕГАСПЕНЗАПРОМ, Объединение «Пензенский Электромеханический завод» и ПО «Электроприбор» не повлечет серьезных последствий для ООО «СБТ-ГРУПП», т.к. они приносят незначительной объем выручки.
Анализ конкуренции в сегменте оптовой торговли прочими машинами и оборудованием показал, что у ООО «СБТ-ГРУПП» имеются 12 основных конкурентов (табл.4)
Таблица 4 — Конкуренты ООО «СБТ-ГРУПП» в сегменте оптовой торговли прочими машинами и оборудованием
№ п/п |
Наименование предприятия |
Показатели, тыс. руб. |
Доли рынка предприятий,% |
||
Выручки |
Чистой прибыли |
По показателям выручки |
По показателям чистой прибыли |
||
1 |
ООО «Комплект НГС» |
7831 |
238 |
5,7 |
25 |
2 |
ООО «Газнефтемаш» |
177 |
32 |
0,1 |
3,4 |
3 |
ООО «Тех Групп» |
27646 |
66 |
20,1 |
6,7 |
4 |
ООО «Талмал» |
175 |
44 |
0,1 |
4,6 |
5 |
ООО «Регион-торг» |
18589 |
22 |
13,5 |
2,3 |
6 |
ООО «Проф Оборудование» |
6348 |
116 |
4,6 |
12,2 |
7 |
ООО «Техпромснаб» |
2667 |
30 |
1,9 |
3,1 |
8 |
ООО «Либерти траст» |
18767 |
4 |
13,6 |
0,4 |
9 |
ООО «Дельта-опт» |
15940 |
14 |
11,6 |
1,5 |
10 |
ООО «Арма» |
503 |
183 |
0,4 |
19,2 |
11 |
ООО «Ремгазснаб» |
27895 |
86 |
20,2 |
9 |
12 |
ООО «Технологии доступной автоматизации» («ТДА») |
98 |
14 |
0,1 |
1,7 |
13 |
ООО «СБТ-ГРУПП» |
11189 |
104 |
8,1 |
10,9 |
ИТОГО |
137825 |
953 |
100 |
100 |
По итогам анализа доли рынка по показателям выручки и чистой прибыли можно констатировать отсутствие лидеров в сегменте. По показателям выручки претендентами на лидерство являются 2 компании - ООО «Ремгазснаб» и ООО «Тех Групп»; последователями — 3 компании (ООО «Либерти траст», ООО «Регион-торг» и ООО «Дельта-опт»); аутсайдерами — все остальные, в том числе и исследуемое предприятие. Смещение рыночных позиций по чистой прибыли наблюдается у компаний ООО «Тех Групп», ООО «Проф Оборудование», ООО «Арма» и ООО «СБТ-ГРУПП» - в позицию последователей из позиций претендента и аутсайдеров соответственно. Из позиции аутсайдера по показателям выручки в позицию претендента на лидерство переместились ООО «Комплект НГС» и ООО «Арма». К этим конкурентам следует присмотреться ООО «СБТ-ГРУПП», т.к. смена их рыночных позиций на более удачные говорит о способности этих компаний оптимизировать себестоимость продаж и таким образом, развиваться быстрее остальных компаний в сегменте. ООО «Газнефтемаш», ООО «Талмал», ООО «Техпромснаб» и ООО «ТДА» серьезной конкуренции для ООО «СБТ-ГРУПП» не представляют.
Расстановка и смещение конкурентных сил в сегменте наглядно представлены на рис. 2.
Рисунок 2 - Расстановка и смещение конкурентных сил в сегменте п о показателям выручки и чистой прибыли
2 Анализ факторов макросреды ООО «СБТ-ГРУПП»
Для выполнения анализа факторов макросреды ООО «СБТ-ГРУПП» методом PEST-анализа определены основные политические, экономические, социальные и технологические факторы, влияющие на деятельность предприятия (табл. 5).
Таблица 5 — Четырехпольная матрица PEST-анализа макросреды ООО «СБТ-ГРУПП»
Политические факторы (P) |
Экономические факторы (E) |
1.Ориентация на рыночное регулирование экономики 2.Регулирование договорных отношений 3.Ввод ограничений на ввоз импортного оборудования 4. Государственное регулирование конкуренции в отрасли 5. Степень обязательности правовых норм |
1.Угроза высоких темпов инфляции 2.Установление высоких налоговых ставок 3.Платежеспособный спрос |
Социальные факторы (S) |
Технологические факторы (T) |
1.Рост мобильности населения |
1.НТП в сфере производства 2.Возможность реализации новой продукции (развитие конкурентных технологий) |
Сила влияния каждого фактора оценена на основе экспертных оценок по шкале от 1 до 3, где: 1 — влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компании; 2 — только значимое изменение фактора влияет на продажи и прибыль компании; 3 — влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании.
Вероятность колебаний оценена по 5-ти бальной шкале, где 1 означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а 5 — максимальную вероятность, рассчитано среднее арифметическое по факторам и реальная значимость каждого фактора (табл. 6)
Таблица 6 - Результаты расчета реальной значимости факторов
Описание фактора |
Влияние фактора |
Экспертная оценка |
Средняя оценка |
Оценка с поправкой на вес |
||
Политические факторы |
1 |
2 |
3 |
|||
Фактор 1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
0,25 |
Фактор 2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4,3 |
0,54 |
Фактор 3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
0,25 |
Фактор 4 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
0,08 |
Фактор 5 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3,3 |
0,28 |
Экономические факторы |
||||||
Фактор 1 |
3 |
5 |
4 |
5 |
4,7 |
0,59 |
Фактор 2 |
3 |
5 |
4 |
4 |
4,3 |
0,54 |
Фактор 3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
0,63 |
Социальные факторы |
||||||
Фактор 1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2,3 |
0,1 |
Технологические факторы |
||||||
Фактор 1 |
2 |
4 |
5 |
4 |
4,3 |
0,36 |
Фактор 2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3,7 |
0,31 |
ИТОГО |
24 |
- |
- |
- |
39,9 |
- |
Далее составлена матрица, в которой все факторы, выявленные в ходе PEST-анализа, размещены в порядке убывания своей важности согласно полученному баллу, определяющему его важность (табл. 7).
Таблица 7 — Промежуточный вариант матрицы PEST-анализа макросреды ООО «СБТ-ГРУПП»
Политические |
Экономические |
||
Фактор |
Вес |
Фактор |
Вес |
Фактор 2 |
0,54 |
Фактор 3 |
0,63 |
Фактор 5 |
0,28 |
Фактор 1 |
0,59 |
Фактор 1 |
0,25 |
Фактор 2 |
0,54 |
Фактор 3 |
0,25 |
||
Фактор 4 |
0,08 |
||
Социальные |
Технологические |
||
Фактор |
Вес |
Фактор |
Вес |
Фактор 1 |
0,1 |
Фактор 1 |
0,36 |
Фактор 2 |
0,31 |
В завершение PEST-анализа руководству предприятия следует спланировать программы, которые необходимо провести, чтобы снизить негативное влияние фактора и максимально использовать положительное влияние фактора.
Для определения степени важности предложенного набора факторов макросреды и отдельных субъектов внешней среды составлен профиль среды ООО «СБТ-ГРУПП» (табл.8). Важность факторов и субъектов для отрасли, влияние их на организацию и направленность влияния определены экспертным образом.
Таблица 8 — Таблица профиля среды ООО «СБТ-ГРУПП»
Факторы среды |
Важность для отрасли, А |
Влияние на организацию, В |
Направленность влияния, С |
Степень важности, D=A*В*C |
Политические |
||||
1.Ориентация на рыночное регулирование экономики |
2 |
2 |
+1 |
+4 |
2.Регулирование договорных отношений |
3 |
2 |
-1 |
-6 |
3.Ввод ограничений на ввоз импортного оборудования |
3 |
2 |
-1 |
-6 |
4.Государственное регулирование конкуренции в отрасли |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
5.Степень обязательности правовых норм |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Экономические |
||||
1.Угроза высоких темпов инфляции |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
2.Установление высоких налоговых ставок |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
3.Платежеспособный спрос |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Социальные |
||||
1.Рост мобильности населения |
2 |
1 |
-1 |
-2 |
Технологические |
||||
1.НТП в сфере производства |
2 |
2 |
+1 |
+4 |
2.Возможность реализации новой продукции (развитие конкурентных технологий) |
3 |
2 |
+1 |
+6 |
Субъекты внешней среды |
||||
Потребители |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Поставщики |
3 |
2 |
+1 |
+6 |
Конкуренты |
2 |
3 |
-1 |
-6 |
Государственные органы |
1 |
1 |
+1 |
+1 |
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что политические, экономические факторы и потребители имеют относительно более важное значение для ООО «СБТ-ГРУПП», т.к. имеют наибольшие полярные критические значения и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания. Социальные факторы и деятельность государственных органов получили наименьшие полярные значения и, следовательно, заслуживают меньшего внимания со стороны руководства ООО «СБТ-ГРУПП». Однако в отношении деятельности государственных органов отсутствие активного интереса может привести к несвоевременному реагированию на их требования и устанавливаемые нормы, поэтому даже при небольшой степени их значимости ООО «СБТ-ГРУПП» рекомендуется грамотно и своевременно реагировать на законодательные и нормативные требования во избежание санкций за их нарушение или невыполнение.
Несмотря на различия в использованных методиках проведения анализа среды, можно выявить общность полученных результатов: наибольшую значимость и влияние имеют для ООО «СБТ-ГРУПП» экономические и политические факторы, следовательно, дальнейшие рекомендации по выработке стратегии поведения предприятия на рынке будут выстраиваться с учетом этих факторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предметом данной научно-исследовательской работы выступил анализ внешней предпринимательской среды предприятия оптовой торговли.
Для достижения цели работы — исследование внешней предпринимательской среды ООО «СБТ-ГРУПП» с помощью современных методов анализа — было исследовано внешнее окружение ООО «СБТ-ГРУПП» и проведен его анализ с применением различных методик. Анализ факторов внешней среды проведен методом экспертных оценок. В состав экспертной группы вошли учредители ООО «СБТ-ГРУПП».
Расчет рейтинга поставщиков выполнялся на примере предприятий, поставляющих ООО «СБТ-ГРУПП» металлоинструмент, по шести критериям, каждому из которых экспертным путем был присвоен вес. Наиболее выгодными поставщиками для ООО «СБТ-ГРУПП» по результатам расчета рейтинга оказались «Лада Инструмент», Волгоградский инструментальный завод, Московский абразивный завод, т.к. у них самые высокие рейтинги.
АВС-анализ клиентов ООО «СБТ-ГРУПП» показал, что из 9 крупных промышленных и производственных предприятий г. Пензы — клиентов предприятия - наибольшую прибыль ООО «СБТ-ГРУПП» приносят 3 клиента - «Волгастальмонтаж», «Жилстрой» и ПКТБА. Именно они заслуживают большего внимания. Потеря таких клиентов, как НЕГАСПЕНЗАПРОМ, Объединение «Пензенский Электромеханический завод» и ПО «Электроприбор» не повлечет серьезных последствий для ООО «СБТ-ГРУПП», т.к. они приносят незначительной объем выручки.
Анализ конкуренции в сегменте оптовой торговли прочими машинами и оборудованием показал, что из числа имеющихся у ООО «СБТ-ГРУПП» 12 основных конкурентов, лидерские позиции на рынке отсутствуют. По показателям выручки ООО «СБТ-ГРУПП» признано аутсайдером. Однако по чистой прибыли у ООО «СБТ-ГРУПП» наблюдается перемещение в позицию последователя. К ООО «Комплект НГС» и ООО «Арма» исследуемому предприятию следует присмотреться, т.к. смена их рыночных позиций аутсайдера по показателям выручки в позицию претендента на лидерство говорит о способности этих компаний оптимизировать себестоимость продаж и таким образом, развиваться быстрее остальных компаний в сегменте. ООО «Газнефтемаш», ООО «Талмал», ООО «Техпромснаб» и ООО «ТДА» серьезной конкуренции для ООО «СБТ-ГРУПП» не представляют.
В процессе PEST-анализа определены основные политические, экономические, социальные и технологические факторы, влияющие на деятельность предприятия; оценена сила влияния каждого фактора на основе экспертных оценок по шкале от 1 до 3; оценена вероятность колебаний по 5-ти бальной шкале и составлена матрица, в которой все факторы размещены в порядке убывания своей важности согласно полученному баллу, определяющему его важность. Таким образом, выяснилось, что наибольшее влияние на деятельность ООО «СБТ-ГРУПП» оказывают экономические и политические факторы.
Аналогичный вывод подтверждают и результаты составления профиля среды. По его итогам сделан вывод о том, что политические, экономические факторы и потребители имеют относительно более важное значение для ООО «СБТ-ГРУПП», т.к. имеют наибольшие полярные критические значения и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания. Социальные факторы и деятельность государственных органов получили наименьшие полярные значения и, следовательно, заслуживают меньшего внимания со стороны руководства ООО «СБТ-ГРУПП».
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям/ И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 524 с.
2. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие [Текст]/ В.А. Баринов - М.: ИНФРА-М, 2016. - 285 c.
3. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления/ С. Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 381 с.
4. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга/ Ф. Брассингтон, С. Петтитт. – М.: Бизнес Букс, 2014. – 536 с.
5. Волкова Н. В. Новые подходы в стратегическом планировании деятельности предприятий [Текст]/ Н. В. Волкова, Л. А. Гузикова// Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 20-22.
6. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка: учеб. пособие/ Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: ФОРУМ, 2016. - 333 с.
7. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению «Экономика» и специальности «Маркетинг»/ А. М. Годин. – Москва: Дашков и Кº, 2015. – 671 с.
8. Дурович, А.П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: [учебное пособие]/ А. П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2015. – 253 с.
9. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник/ В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2014. – 648 с.
10. Ефремов, B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах [Текст]/ B.C. Ефремов. - М. Изд-во «Финпресс», 2015. - 204c.
11. Зубарев, А.Е. Теоретическо-методологические аспекты формирования стратегии развития организации [Текст]/ А.Е. Зубарев// Экономика и управление народным хозяйством. Вестник. 2015. № 2 (37)
12. Зулькарнаева, Д.Р. Актуальность разработки стратегии развития предприятия [Текст]/ Д.Р. Зулькарнаева// Успехи современного естествознания. №12-3, 2014. - С.294.
13. Ибрагимова, М.Х. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений [Текст]/ М.Х. Ибрагимова// Проблемы современной экономики. – 2017. №2. –С. 140–143.
14. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебник/ А. А. Казущик. - Минск: Беларусь, 2017. - 246 с.
15. Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие по спец. «Маркетинг»/ Н.Г.Каменева, В.А.Поляков. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. - 437 с.
16. Ким, С. А. Маркетинг: учебник для вузов [Текст]/ С. А. Ким. – М.: Дашков и К, 2017. – 257 с.
17. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. - Москва [и др.]: Вильямс, 2016. - 488 с.
18. Липсиц И.В., Дымшиц М.Н. Основы маркетинга: учебник/ И.В Липсиц., М.Н. Дымшиц. – М.: Геотар-Медиа, 2014. – 208 с.
19. Лукьянова, Н. Ю. Методика анализа маркетинговой среды предприятия [Текст]/ Н. Ю. Лукьянова// Молодой ученый. - 2014. - №7.1. - С. 24-27.
20. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс/ Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Мир книг, 2016. - 479 с.
21. Маркетинг [Электронный ресурс]: конспект лекций/ сост. Скопина И. В., Бакланова Ю. О., Скопин О. В. - Киров: МЦНИП, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.
22. Маркетинг [Электронный ресурс]: практикум/ И. В. Завойская, Ю. А. Лимарева; Федер. гос. бюджетное образоват. учреждение высш. проф. образования «Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова». - Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.
23. Маркетинг в вопросах и решениях: учебник для студентов/ И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. – Москва: КноРус, 2016. – 303 с.
24. Маркетинг в коммерции: учебник: для студентов/ И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - Москва: Дашков и Кº, 2016. – 543 с.
25. Маркетинг: для студентов вузов [Текст]/ С. В. Карпова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 221 с.
26. Маркетинг: учебник для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность/ [И. М. Синяева и др.]. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017. - 383 с.
27. Маркетинг: учебник для студентов/ Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – Москва: Инфра-М, 2017. – 335 с.
28. Маркетинг: учебник для экономических вузов/ Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. – Москва: Дашков и Кº, 2014. – 548 с.
29. Маркетинговое управление деловой активностью субъектов малого бизнеса: теоретико-методологический аспект: автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05/ Сидорчук Роман Роальдович; [Место защиты: Рос. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова]. - Москва, 2016. - 50 с.
30. Маркетинговые исследования: учебник для студентов/ Т. Г. Зорина, М. А. Слонимская. – Минск: БГЭУ, 2015. – 410 c.
31. Моосмюллер, Г. Маркетинговые исследования с SPSS: учеб. пособие/ Г.Моосмюллер, Н.Н.Ребик. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 198 c.
32. Основы маркетинга. Теория и практика: [учебное пособие]/ И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 381 с.
33. Прокшина, Т. П. Маркетинг: учебник/ Т. П. Прошкина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 314 c.
34. Сак А.В. Журавлев В.А. Оптимизация маркетинговых решений/ А.В. Сак В.А. Журавлев. – М.: Гревцов, 2015. – 302 с.
35. Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец./ И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. - М.: Юрайт, 2014. - 652 с.
36. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник/ Б.Е.Токарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. - 508 с.
37. Управление маркетингом: [учебник для вузов: перевод с английского]/ Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2015. – 832 с.
38. Шаляпина, Н.М. Маркетинг: учеб. пособие для студ. вузов региона/ Н.М.Шаляпина; Дальневост. гос. техн. рыбохоз. ун-т. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2016. - 263 с.
39. Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: учеб. пособие / В.А.Шаповалов. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 345 с.
40. Rusprofile.ru – глобальная справочная система по российским юридическим лицам и предпринимателям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/id/9239900 - (21.10.2020)