Анализ внешней предпринимательской среды предприятия оптовой торговли

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Анализ внешней предпринимательской среды предприятия оптовой торговли

Кольцова М.Г. 1
1ГАПОУ Пензенской области "Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса" группа 16ТЭО-57з
Кольцова А.Г. 1
1ГАПОУ Пензенской области "Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство может развиваться при наличии в стране определенных внешних и внутренних факторов, в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного предпринимательства, т.е. если сформирована определенная предпринимательская среда.

Состояние внешней предпринимательской среды имеет определяющее влияние на развитие предпринимательства в стране в целом и в отдельных регионах.

Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса [12].

Предметом исследования в данной работе является анализ внешней предпринимательской среды предприятия оптовой торговли.

Объект исследования — внешняя предпринимательская среда ООО «СБТ-ГРУПП».

Цель научно-исследовательской работы — исследовать внешнюю предпринимательскую среду ООО «СБТ-ГРУПП» с помощью современных методов.

Для достижения поставленной цели требуется выполнение следующих задач:

1. Исследовать внешнее окружение ООО «СБТ-ГРУПП»;

2. Провести анализ внешнего окружения ООО «СБТ-ГРУПП» с применением различных методик.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования определены следующие методы: теоретический анализ учебной и методической литературы по теме исследования, наблюдение за деятельностью исследуемого предприятия, опрос руководителей исследуемого предприятия, системный анализ, синтез, сравнение, метод экспертных оценок.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по теме анализа внешней предпринимательской среды: Ф.Котлера, М.Портера, Ф. Брассингтона, И.М. Синяевой, Б.Е. Токарева и других.

Практическая значимость исследования внешней предпринимательской среды ООО «СБТ-ГРУПП» заключается в возможности использования его результатов в деятельности предприятия.

1Анализ факторов внешней микросреды ООО «СБТ-ГРУПП»

ООО «СБТ-ГРУПП» зарегистрировано 26 сентября 2014 г. Инспекцией Федеральной Налоговой Службы по Октябрьскому району г. Пензы.

ООО «СБТ-ГРУПП» расположено по адресу 440028 Пензенская область, город Пенза, улица Строителей, дом 2, офис 309.

Основным видом деятельности компании является торговля оптовая прочими машинами и оборудованием.

Для анализа факторов внешней среды была создана экспертная группа из трех человек — учредителей ООО «СБТ-ГРУПП»: Синева А.А(эксперт №1), Барабанщикова А.В.(эксперт №2) и Тимошина М.А.(эксперт №3).

Расчет рейтинга поставщиков выполнен на примере предприятий, поставляющих ООО «СБТ-ГРУПП» металлоинструмент.

Расчет рейтинга произведен по шести критериям, каждому из которых экспертным путем был присвоен вес (табл. 1).

Таблица 1 — Критерии оценки поставщиков металлоинструмента ООО «СБТ-ГРУПП»

п/п

Критерий выбора поставщика

Вес критерия

1

Надежность снабжения

0,2

2

Качество поставляемой продукции

0,2

3

Приемлемая цена

0,2

4

Удаленность поставщика

0,15

5

Психологический климат в трудовом коллективе поставщика

0,13

6

Репутация поставщика в своей отрасли

0,12

ИТОГО

1,00

На основе усредненных оценок экспертов рассчитан рейтинг поставщиков (табл. 2)

Таблица 2 — Таблица расчета рейтинга поставщиков ООО «СБТ-ГРУПП»

критерия

Вес критерия

Оценка критерия по десятибалльной шкале

Произведение веса критерия на оценку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0,2

5

6

6

6

6

6

6

6

7

1

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,4

2

0,2

4

7

5

4

6

6

7

7

7

0,8

1,4

1

0,8

1,2

1,2

1,4

1,4

1,4

3

0,2

7

6

6

6

7

7

7

7

8

1,4

1,2

1,2

1,2

1,4

1,4

1,4

1,4

1,6

4

0,15

6

7

3

7

2

7

3

5

3

0,9

1,1

0,5

1,1

0,3

1,1

0,5

0,8

0,5

5

0,13

5

5

5

5

7

6

6

7

7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,9

0,8

0,8

0,9

0,9

6

0,12

7

7

7

8

8

8

8

8

7

0,8

0,8

0,8

1

1

1

1

1

0,8

ИТОГО

1,00

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5,6

6,4

5,4

6

6

6,7

6,3

6,7

6,6

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что наилучшими партнерами для ООО «СБТ-ГРУПП» являются поставщики №6 («Лада Инструмент»), №8 (Волгоградский инструментальный завод) и №9 (Московский абразивный завод), т.к. у них самые высокие рейтинги.

Анализ клиентов ООО «СБТ-ГРУПП» выполнен с применением методики АВС-анализа. ООО «СБТ-ГРУПП» является поставщиком для 9 крупных промышленных и производственных предприятий г. Пензы (табл. 3, рис.1)

Таблица 3 — Распределение клиентов ООО «СБТ-ГРУПП» по группам на основе объема приобретенной продукции

п/п

Наименование компании-клиента

Объем продаж, тыс. руб.

Доля в общем объеме продаж, %

Группа

1

«Волгастальмонтаж»

3100

27,7

А

(80%)

2

«Жилстрой»

2980

26,6

3

ПКТБА

2871

25,7

4

ПензЭнергоМаш

699

6,2

В

(15%)

5

ППО ЭВТ им. В.А. Ревунова

560

5

6

ПЗЭМ

420

3,8

7

НЕГАСПЕНЗАПРОМ

190

1,7

С

(5%)

8

Объединение «Пензенский Электромеханический завод»

186

1,7

9

ПО «Электроприбор»

183

1,6

ИТОГО

11189

100

-

Рисунок 1 — Результаты АВС-анализа клиентов ООО «СБТ-ГРУПП»

По результатам АВС-анализа становится очевидным, что наибольшую прибыль ООО «СБТ-ГРУПП» приносят 3 клиента - «Волгастальмонтаж», «Жилстрой» и ПКТБА. Именно они заслуживают большего внимания. Потеря таких клиентов, как НЕГАСПЕНЗАПРОМ, Объединение «Пензенский Электромеханический завод» и ПО «Электроприбор» не повлечет серьезных последствий для ООО «СБТ-ГРУПП», т.к. они приносят незначительной объем выручки.

Анализ конкуренции в сегменте оптовой торговли прочими машинами и оборудованием показал, что у ООО «СБТ-ГРУПП» имеются 12 основных конкурентов (табл.4)

Таблица 4 — Конкуренты ООО «СБТ-ГРУПП» в сегменте оптовой торговли прочими машинами и оборудованием

п/п

Наименование предприятия

Показатели,

тыс. руб.

Доли рынка предприятий,%

Выручки

Чистой прибыли

По показателям выручки

По показателям чистой прибыли

1

ООО «Комплект НГС»

7831

238

5,7

25

2

ООО «Газнефтемаш»

177

32

0,1

3,4

3

ООО «Тех Групп»

27646

66

20,1

6,7

4

ООО «Талмал»

175

44

0,1

4,6

5

ООО «Регион-торг»

18589

22

13,5

2,3

6

ООО «Проф Оборудование»

6348

116

4,6

12,2

7

ООО «Техпромснаб»

2667

30

1,9

3,1

8

ООО «Либерти траст»

18767

4

13,6

0,4

9

ООО «Дельта-опт»

15940

14

11,6

1,5

10

ООО «Арма»

503

183

0,4

19,2

11

ООО «Ремгазснаб»

27895

86

20,2

9

12

ООО «Технологии доступной автоматизации» («ТДА»)

98

14

0,1

1,7

13

ООО «СБТ-ГРУПП»

11189

104

8,1

10,9

ИТОГО

137825

953

100

100

По итогам анализа доли рынка по показателям выручки и чистой прибыли можно констатировать отсутствие лидеров в сегменте. По показателям выручки претендентами на лидерство являются 2 компании - ООО «Ремгазснаб» и ООО «Тех Групп»; последователями — 3 компании (ООО «Либерти траст», ООО «Регион-торг» и ООО «Дельта-опт»); аутсайдерами — все остальные, в том числе и исследуемое предприятие. Смещение рыночных позиций по чистой прибыли наблюдается у компаний ООО «Тех Групп», ООО «Проф Оборудование», ООО «Арма» и ООО «СБТ-ГРУПП» - в позицию последователей из позиций претендента и аутсайдеров соответственно. Из позиции аутсайдера по показателям выручки в позицию претендента на лидерство переместились ООО «Комплект НГС» и ООО «Арма». К этим конкурентам следует присмотреться ООО «СБТ-ГРУПП», т.к. смена их рыночных позиций на более удачные говорит о способности этих компаний оптимизировать себестоимость продаж и таким образом, развиваться быстрее остальных компаний в сегменте. ООО «Газнефтемаш», ООО «Талмал», ООО «Техпромснаб» и ООО «ТДА» серьезной конкуренции для ООО «СБТ-ГРУПП» не представляют.

Расстановка и смещение конкурентных сил в сегменте наглядно представлены на рис. 2.

Рисунок 2 - Расстановка и смещение конкурентных сил в сегменте п о показателям выручки и чистой прибыли

2 Анализ факторов макросреды ООО «СБТ-ГРУПП»

Для выполнения анализа факторов макросреды ООО «СБТ-ГРУПП» методом PEST-анализа определены основные политические, экономические, социальные и технологические факторы, влияющие на деятельность предприятия (табл. 5).

Таблица 5 — Четырехпольная матрица PEST-анализа макросреды ООО «СБТ-ГРУПП»

Политические факторы (P)

Экономические факторы (E)

1.Ориентация на рыночное регулирование экономики

2.Регулирование договорных отношений

3.Ввод ограничений на ввоз импортного оборудования

4. Государственное регулирование конкуренции в отрасли

5. Степень обязательности правовых норм

1.Угроза высоких темпов инфляции

2.Установление высоких налоговых ставок

3.Платежеспособный спрос

Социальные факторы (S)

Технологические факторы (T)

1.Рост мобильности населения

1.НТП в сфере производства

2.Возможность реализации новой продукции (развитие конкурентных технологий)

Сила влияния каждого фактора оценена на основе экспертных оценок по шкале от 1 до 3, где: 1 — влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компании; 2 — только значимое изменение фактора влияет на продажи и прибыль компании; 3 — влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании.

Вероятность колебаний оценена по 5-ти бальной шкале, где 1 означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а 5 — максимальную вероятность, рассчитано среднее арифметическое по факторам и реальная значимость каждого фактора (табл. 6)

Таблица 6 - Результаты расчета реальной значимости факторов

Описание фактора

Влияние фактора

Экспертная оценка

Средняя оценка

Оценка с поправкой на вес

Политические факторы

1

2

3

Фактор 1

2

3

2

4

3

0,25

Фактор 2

3

4

4

5

4,3

0,54

Фактор 3

2

2

3

4

3

0,25

Фактор 4

1

3

1

2

2

0,08

Фактор 5

2

3

3

4

3,3

0,28

Экономические факторы

         

Фактор 1

3

5

4

5

4,7

0,59

Фактор 2

3

5

4

4

4,3

0,54

Фактор 3

3

5

5

5

5

0,63

Социальные факторы

         

Фактор 1

1

2

2

3

2,3

0,1

Технологические факторы

         

Фактор 1

2

4

5

4

4,3

0,36

Фактор 2

2

3

4

4

3,7

0,31

ИТОГО

24

-

-

-

39,9

-

Далее составлена матрица, в которой все факторы, выявленные в ходе PEST-анализа, размещены в порядке убывания своей важности согласно полученному баллу, определяющему его важность (табл. 7).

Таблица 7 — Промежуточный вариант матрицы PEST-анализа макросреды ООО «СБТ-ГРУПП»

Политические

Экономические

Фактор

Вес

Фактор

Вес

Фактор 2

0,54

Фактор 3

0,63

Фактор 5

0,28

Фактор 1

0,59

Фактор 1

0,25

Фактор 2

0,54

Фактор 3

0,25

   

Фактор 4

0,08

Социальные

Технологические

Фактор

Вес

Фактор

Вес

Фактор 1

0,1

Фактор 1

0,36

   

Фактор 2

0,31

В завершение PEST-анализа руководству предприятия следует спланировать программы, которые необходимо провести, чтобы снизить негативное влияние фактора и максимально использовать положительное влияние фактора.

Для определения степени важности предложенного набора факторов макросреды и отдельных субъектов внешней среды составлен профиль среды ООО «СБТ-ГРУПП» (табл.8). Важность факторов и субъектов для отрасли, влияние их на организацию и направленность влияния определены экспертным образом.

Таблица 8 — Таблица профиля среды ООО «СБТ-ГРУПП»

Факторы среды

Важность для отрасли, А

Влияние на организацию, В

Направленность влияния, С

Степень важности, D=A*В*C

Политические

1.Ориентация на рыночное регулирование экономики

2

2

+1

+4

2.Регулирование договорных отношений

3

2

-1

-6

3.Ввод ограничений на ввоз импортного оборудования

3

2

-1

-6

4.Государственное регулирование конкуренции в отрасли

3

3

+1

+9

5.Степень обязательности правовых норм

3

3

+1

+9

Экономические

1.Угроза высоких темпов инфляции

3

3

-1

-9

2.Установление высоких налоговых ставок

3

3

-1

-9

3.Платежеспособный спрос

3

3

+1

+9

Социальные

1.Рост мобильности населения

2

1

-1

-2

Технологические

1.НТП в сфере производства

2

2

+1

+4

2.Возможность реализации новой продукции (развитие конкурентных технологий)

3

2

+1

+6

Субъекты внешней среды

Потребители

3

3

+1

+9

Поставщики

3

2

+1

+6

Конкуренты

2

3

-1

-6

Государственные органы

1

1

+1

+1

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что политические, экономические факторы и потребители имеют относительно более важное значение для ООО «СБТ-ГРУПП», т.к. имеют наибольшие полярные критические значения и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания. Социальные факторы и деятельность государственных органов получили наименьшие полярные значения и, следовательно, заслуживают меньшего внимания со стороны руководства ООО «СБТ-ГРУПП». Однако в отношении деятельности государственных органов отсутствие активного интереса может привести к несвоевременному реагированию на их требования и устанавливаемые нормы, поэтому даже при небольшой степени их значимости ООО «СБТ-ГРУПП» рекомендуется грамотно и своевременно реагировать на законодательные и нормативные требования во избежание санкций за их нарушение или невыполнение.

Несмотря на различия в использованных методиках проведения анализа среды, можно выявить общность полученных результатов: наибольшую значимость и влияние имеют для ООО «СБТ-ГРУПП» экономические и политические факторы, следовательно, дальнейшие рекомендации по выработке стратегии поведения предприятия на рынке будут выстраиваться с учетом этих факторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметом данной научно-исследовательской работы выступил анализ внешней предпринимательской среды предприятия оптовой торговли.

Для достижения цели работы — исследование внешней предпринимательской среды ООО «СБТ-ГРУПП» с помощью современных методов анализа — было исследовано внешнее окружение ООО «СБТ-ГРУПП» и проведен его анализ с применением различных методик. Анализ факторов внешней среды проведен методом экспертных оценок. В состав экспертной группы вошли учредители ООО «СБТ-ГРУПП».

Расчет рейтинга поставщиков выполнялся на примере предприятий, поставляющих ООО «СБТ-ГРУПП» металлоинструмент, по шести критериям, каждому из которых экспертным путем был присвоен вес. Наиболее выгодными поставщиками для ООО «СБТ-ГРУПП» по результатам расчета рейтинга оказались «Лада Инструмент», Волгоградский инструментальный завод, Московский абразивный завод, т.к. у них самые высокие рейтинги.

АВС-анализ клиентов ООО «СБТ-ГРУПП» показал, что из 9 крупных промышленных и производственных предприятий г. Пензы — клиентов предприятия - наибольшую прибыль ООО «СБТ-ГРУПП» приносят 3 клиента - «Волгастальмонтаж», «Жилстрой» и ПКТБА. Именно они заслуживают большего внимания. Потеря таких клиентов, как НЕГАСПЕНЗАПРОМ, Объединение «Пензенский Электромеханический завод» и ПО «Электроприбор» не повлечет серьезных последствий для ООО «СБТ-ГРУПП», т.к. они приносят незначительной объем выручки.

Анализ конкуренции в сегменте оптовой торговли прочими машинами и оборудованием показал, что из числа имеющихся у ООО «СБТ-ГРУПП» 12 основных конкурентов, лидерские позиции на рынке отсутствуют. По показателям выручки ООО «СБТ-ГРУПП» признано аутсайдером. Однако по чистой прибыли у ООО «СБТ-ГРУПП» наблюдается перемещение в позицию последователя. К ООО «Комплект НГС» и ООО «Арма» исследуемому предприятию следует присмотреться, т.к. смена их рыночных позиций аутсайдера по показателям выручки в позицию претендента на лидерство говорит о способности этих компаний оптимизировать себестоимость продаж и таким образом, развиваться быстрее остальных компаний в сегменте. ООО «Газнефтемаш», ООО «Талмал», ООО «Техпромснаб» и ООО «ТДА» серьезной конкуренции для ООО «СБТ-ГРУПП» не представляют.

В процессе PEST-анализа определены основные политические, экономические, социальные и технологические факторы, влияющие на деятельность предприятия; оценена сила влияния каждого фактора на основе экспертных оценок по шкале от 1 до 3; оценена вероятность колебаний по 5-ти бальной шкале и составлена матрица, в которой все факторы размещены в порядке убывания своей важности согласно полученному баллу, определяющему его важность. Таким образом, выяснилось, что наибольшее влияние на деятельность ООО «СБТ-ГРУПП» оказывают экономические и политические факторы.

Аналогичный вывод подтверждают и результаты составления профиля среды. По его итогам сделан вывод о том, что политические, экономические факторы и потребители имеют относительно более важное значение для ООО «СБТ-ГРУПП», т.к. имеют наибольшие полярные критические значения и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания. Социальные факторы и деятельность государственных органов получили наименьшие полярные значения и, следовательно, заслуживают меньшего внимания со стороны руководства ООО «СБТ-ГРУПП».

Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям/ И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 524 с.

2. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие [Текст]/ В.А. Баринов - М.: ИНФРА-М, 2016. - 285 c.

3. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления/ С. Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 381 с.

4. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга/ Ф. Брассингтон, С. Петтитт. – М.: Бизнес Букс, 2014. – 536 с.

5. Волкова Н. В. Новые подходы в стратегическом планировании деятельности предприятий [Текст]/ Н. В. Волкова, Л. А. Гузикова// Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 20-22.

6. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка: учеб. пособие/ Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: ФОРУМ, 2016. - 333 с.

7. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению «Экономика» и специальности «Маркетинг»/ А. М. Годин. – Москва: Дашков и Кº, 2015. – 671 с.

8. Дурович, А.П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: [учебное пособие]/ А. П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2015. – 253 с.

9. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник/ В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2014. – 648 с.

10. Ефремов, B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах [Текст]/ B.C. Ефремов. - М. Изд-во «Финпресс», 2015. - 204c.

11. Зубарев, А.Е. Теоретическо-методологические аспекты формирования стратегии развития организации [Текст]/ А.Е. Зубарев// Экономика и управление народным хозяйством. Вестник. 2015. № 2 (37)

12. Зулькарнаева, Д.Р. Актуальность разработки стратегии развития предприятия [Текст]/ Д.Р. Зулькарнаева// Успехи современного естествознания. №12-3, 2014. - С.294.

13. Ибрагимова, М.Х. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений [Текст]/ М.Х. Ибрагимова// Проблемы современной экономики. – 2017. №2. –С. 140–143.

14. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебник/ А. А. Казущик. - Минск: Беларусь, 2017. - 246 с.

15. Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие по спец. «Маркетинг»/ Н.Г.Каменева, В.А.Поляков. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. - 437 с.

16. Ким, С. А. Маркетинг: учебник для вузов [Текст]/ С. А. Ким. – М.: Дашков и К, 2017. – 257 с.

17. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. - Москва [и др.]: Вильямс, 2016. - 488 с.

18. Липсиц И.В., Дымшиц М.Н. Основы маркетинга: учебник/ И.В Липсиц., М.Н. Дымшиц. – М.: Геотар-Медиа, 2014. – 208 с.

19. Лукьянова, Н. Ю. Методика анализа маркетинговой среды предприятия [Текст]/ Н. Ю. Лукьянова// Молодой ученый. - 2014. - №7.1. - С. 24-27.

20. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс/ Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Мир книг, 2016. - 479 с.

21. Маркетинг [Электронный ресурс]: конспект лекций/ сост. Скопина И. В., Бакланова Ю. О., Скопин О. В. - Киров: МЦНИП, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

22. Маркетинг [Электронный ресурс]: практикум/ И. В. Завойская, Ю. А. Лимарева; Федер. гос. бюджетное образоват. учреждение высш. проф. образования «Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова». - Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

23. Маркетинг в вопросах и решениях: учебник для студентов/ И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. – Москва: КноРус, 2016. – 303 с.

24. Маркетинг в коммерции: учебник: для студентов/ И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - Москва: Дашков и Кº, 2016. – 543 с.

25. Маркетинг: для студентов вузов [Текст]/ С. В. Карпова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 221 с.

26. Маркетинг: учебник для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность/ [И. М. Синяева и др.]. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017. - 383 с.

27. Маркетинг: учебник для студентов/ Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – Москва: Инфра-М, 2017. – 335 с.

28. Маркетинг: учебник для экономических вузов/ Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. – Москва: Дашков и Кº, 2014. – 548 с.

29. Маркетинговое управление деловой активностью субъектов малого бизнеса: теоретико-методологический аспект: автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05/ Сидорчук Роман Роальдович; [Место защиты: Рос. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова]. - Москва, 2016. - 50 с.

30. Маркетинговые исследования: учебник для студентов/ Т. Г. Зорина, М. А. Слонимская. – Минск: БГЭУ, 2015. – 410 c.

31. Моосмюллер, Г. Маркетинговые исследования с SPSS: учеб. пособие/ Г.Моосмюллер, Н.Н.Ребик. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 198 c.

32. Основы маркетинга. Теория и практика: [учебное пособие]/ И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 381 с.

33. Прокшина, Т. П. Маркетинг: учебник/ Т. П. Прошкина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 314 c.

34. Сак А.В. Журавлев В.А. Оптимизация маркетинговых решений/ А.В. Сак В.А. Журавлев. – М.: Гревцов, 2015. – 302 с.

35. Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец./ И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. - М.: Юрайт, 2014. - 652 с.

36. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник/ Б.Е.Токарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. - 508 с.

37. Управление маркетингом: [учебник для вузов: перевод с английского]/ Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2015. – 832 с.

38. Шаляпина, Н.М. Маркетинг: учеб. пособие для студ. вузов региона/ Н.М.Шаляпина; Дальневост. гос. техн. рыбохоз. ун-т. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2016. - 263 с.

39. Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: учеб. пособие / В.А.Шаповалов. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 345 с.

40. Rusprofile.ru – глобальная справочная система по российским юридическим лицам и предпринимателям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/id/9239900 - (21.10.2020)

 

Просмотров работы: 39